Установка задних дисковых тормозов на ВАЗ-2108 своими руками
Обычно дорогие иномарки стандартно комплектуются дисковыми тормозами колес, это позволяет им отлично тормозить даже при больших скоростях. Определенно жирным минусом наших отечественных автомобилей является слабо эффективная (особенно на больших скоростях) тормозная система. Давайте поговорим о том, как же нам исправить этот минус.
Для начала, перед тем как вы начнете читать статью «Установка задних дисковых тормозов на 2108 своими руками», хочется обратить ваше внимание на то, что любое изменение конструкции тормозной системы автомобиля запрещено!
Итак, начнем по порядку. Не многое поменялось с тех времен, когда владельцы авто, чтобы хоть как-то разнообразить и освежить внешний вид салона своего автомобиля цепляли над лобовым стеклом пластмассовый фрукт, а на заднюю полку клали сдутый футбольный мяч. Конечно, на смену всему этому сейчас пришли всевозможные стильные наклейки, синие лампочки или алюминиевые доски в виде спойлера, ведь желание что-либо менять или дорабатывать по-прежнему не утихает в груди наших автолюбителей. И если с внешними элементами тюнинга все более или менее понятно, то как быть с внутренними? Очень много владельцев ВАЗ 2108 с головой ушли в тюнинг именно невидимых на первый взгляд частей автомобиля и справедливо отметить, что некоторые из них дошли очень далеко в своих экспериментах. Вообще таких автолюбителей можно выделить в отдельную прослойку людей. Они готовы с головой углубиться в самые «дебри» автомобильного тюнинга, порой даже переступая тонкую грань, отделяющую их машины от автомобилей которые используются в профессиональном автоспорте.
Тюнинговые проекты, как правило, делят на несколько этапов, если говорить конкретнее – это доводка двигателя, подвески, КПП, кузова и, наверное, самое основное — на доводку тормозной системы. Вообще среди специалистов автоспорта очень распространено мнение, что тюнинг автомобиля всегда обязан начинаться с доработки тормозной системы – ваша машина должна уметь останавливаться. Именно об установке задних дисковых тормозов на 2108 своими руками я расскажу в этой статье. Не секрет, что мощные дорогие иномарки с дисковыми тормозами на всех осях комплектуются стандартно, это позволяет им без лишних проблем «оттармаживать» с больших скоростей. А вот тормозная система наших отечественных автомобилей оборудуется задними барабанными механизмами, что делает ее не слишком эффективной особенно при скоростной езде. Большинству автолюбителей знакома ситуация когда педаль тормоза теряет свою информативность, например из-за перегрева всей тормозной системы, который случается на затяжном спуске. Думаю вы согласитесь, что эта ситуация не из приятных. В конкретном случае мною было решено исправить такой недостаток кардинально и сделать так, чтобы моя машина могла останавливаться не хуже иномарок. Первым делом были заменены передние тормозные не вентилируемые механизмы с дисками диаметра 240 мм на вентилируемые «блинчики» диаметром 264 мм от новенького семейства ВАЗ 2110 16 V, уже только это само по себе дало ощутимую прибавку к заложенной еще на заводе-производителе эффективности торможения. Родные, поскольку они остались не удел, оказались сваленными в углу гаража. Сделал я это чуть больше года назад, и все остальное время меня терзала мысль об установке задних дисковых тормозов. И вот, в одну из суббот сентября я, наконец, решил начать более серьезную доработку тормозной системы именно с установки ЗДТ своими руками. В «кузов» ВАЗ 2108 были загружены старенькие тормозные механизмы передней оси и некоторые дополнительные специальные детали. После небольших приготовлений я, приехав на небольшую СТО и установив свою восьмерку на домкраты начал откручивать первую гайку. С уверенностью могу вам сказать, что имея необходимый инструмент и немножко сноровки, вся работа отнимет у вас не больше четырех часов, поскольку процедуры установки задних дисковых тормозов на 2108 довольно просты.
Давайте рассмотрим установочный комплект.
— Тормозные суппорта. Тут нужно использовать передние суппорта от ВАЗ 2108.
— Тормозные шланги. Стандартные металлические трубки немного не дотягивают, поэтому здесь придется использовать передние тормозные шланги.
— Тормозные колодки. Лично я использовал один комплект колодок Lucas.
— Болты и гровера. Понадобится двенадцать болтов, мой совет использовать болты М10*1,25 длиной 30 миллиметров.
— Дистанционные шайбы. Понадобятся шайбы нового образца ролика натяжения ГРМ под ВАЗ 2108 в количестве восьми штук.
— Пластины крепления суппорта (или планшайбы) – две штуки. Эта деталь довольно нестандартная и требует максимально точного изготовления с обязательным применением координатного станка.
— Тормозные диски. Лично я использовал обыкновенные стандартные тормозные диски, имеющие диаметр 240 миллиметров. Конечно, предварительно их нужно будет проточить под 60 мм (а в стандарте 58 мм) посадочный диаметр ступицы. По каким-либо своим соображениям вы можете проточить не тормозной диск, а ступицу.
Некоторая особенность применения данного комплекта заключается в возможности использования инструкции по ремонту «тазика» для того чтобы разобрать штатную систему тормозов барабанного типа.
Первым делом нужно своими руками снять колесный диск. Послабить натяжку тросов ручника, а задние колодки свести, а затем ключом на 12 отвернуть две направляющие шпильки. С помощью молотка предельно аккуратно сбить тормозной барабан, предварительно почистив щеткой по металлу место посадки на ступице и брызнув туда ВД-40. Делается это постепенно по всей окружности. Советую молотком бить через деревянную проставку, барабан при этом, постоянно проворачивая, или же вообще использовать резиновый молоток, поскольку не всегда легко тормозной барабан сходит со своего посадочного места.
Дальше с помощью отвертки нужно поддеть нижнюю пружину, которая стягивает тормозные колодки, и поднять ее. Затем этой же пружиной мы снимаем своими руками мелкие направляющие пружинки, прижимающие колодки к щиту тормозного цилиндра (пыльнику). Когда пружинки будут сняты, за нижнюю часть берем тормозную колодку и поднимаем ее вверх, при этом верхняя ее часть упирается в тормозной цилиндр, и вынимаем распорную планку. Затем из тормозного цилиндра выводим тормозную колодку и снимаем уже верхнюю стягивающую пружину тормозных колодок. Далее из троса ручного тормоза выводим рычаг ручника и снимаем вторую тормозную колодку.
Теперь нам нужно будет открутить болты, которыми ступица крепится к балке. Здесь нам понадобится специальный разрезной ключ, однако если такового у вас не имеется, то можно использовать рожковый ключ на 17 миллиметров с воротком для «плечевого» увеличения. Побрызгав болты ВД-40 аккуратно их срываем. Не стоит сильно торопиться, поскольку очень велика опасность «слизать» грани, поскольку усилие здесь прилагается довольно большое. Конкретно в моем случае все скрутилось удивительно легко.
Перед тем как вы приступите к сбиванию ступицы, открутите тормозную трубку, используя для этих целей специальный разрезной ключ. У меня такой оказался. Сорвав ее, полностью выкручиваем, затем немножко отгибаем в сторону и герметизируем колпачком, который был предварительно снят со штуцера прокачки тормозного цилиндра.
Поскольку ступицу никто не снимал с самого завода, она довольно прочно сидит, поэтому бить нужно точно и сильно. Удары направляйте с внутренней стороны в опорный диск поочередно снизу и сверху. Не волнуйтесь по поводу испорченного опорного диска, все равно он вам больше не понадобиться, это уже деталь так сказать на выброс. Уменьшить силу ударов можно тогда, когда вы заметите, что ступица начинает отделяться от балки. Чтобы окончательно сбить ступицу, теперь достаточно будет легкого постукивания.
Теперь можно приступить к монтажу задних дисковых тормозов на 2108. Первым делом необходимо определиться, как вы хотите, чтобы был установлен суппорт, сзади оси или спереди. В любом случае на эффективности работы тормозов это никаким образом не отразится. Например, я установил планшайбы так, чтобы суппорт сзади оси «нашел свое место». Так получается симметричнее и чисто «условно» — тяжесть тормозных механизмов должна помогать торможению. Дальше планшайбу и ступицу состыковываем в одно целое. Важно чтобы все технологические отверстия идеально совпадали. Если имеется небольшое смещение, то его можно исправить легоньким постукиванием. Центрировать нужно максимально тщательно.
В обязательном порядке «отрихтуйте» своими руками углы балки, перед тем, как устанавливать на балку ступицу, совмещенную с планшайбой, иначе в противном случае в углы балки будут упираться суппорта. Можно также поступить как я, попросту сплющив их с помощью молотка. Какой из углов нужно будет подправить, зависит от того какая сторона монтажа задних дисковых тормозов была выбрана автолюбителем. Также этот шаг можно заменить работой с болгаркой.
Дальше важно обратить внимание на такой момент: не стоит ставить гровер под левый верхний болт крепления ступицы, иначе вам придется спиливать болгаркой шляпку этого болта, из-за того, что в него обязательно будет упираться скоба тормозного суппорта. Конечно, выбирать вам – болгарка или же отсутствие гровера, лично я выбрал второе.
Следующим шагом будет надевание тормозного диска на ступицу, и монтируем скобу на планшайбу. В точках соединения между ними подкладываем дистанционные шайбы. Они зафиксируют и выведут нужные зазоры суппорт, скоба – тормозной диск. Иногда бывает, что размер дистанционных шайб отличается. В этом случае нужно подбирать их конкретно под определенный автомобиль. Соединение скобы и планшайбы нужно затягивать с усилием 3-4 Н.М. Затем закладываем колодки, шланг прикручиваем к суппорту и после этого замыкаем магистраль герметизацией трубки и шланга. Ни в коем случае не делайте наоборот. Дальше герметизируем тормозную магистраль. Также проверяем ее на герметичность путем накачивания с помощью педали давления в системе. В случае если подтеков не обнаружено, смело можно приступать монтировать комплект ЗДТ на другой стороне.
Немного о прокачке тормозной системы. Контура тормозной системы в стандартной «восьмерке» идут по диагонали, собственно, поэтому и прокачку тормозной системы я сделал по диагонали.
Итак, у нас все готово. Проверив напоследок обтяжку соединений и прокачав тормозную системы, пробуем затормозить. В принципе впечатления довольно приятные – педаль стала более информативнее, когда нажимаешь на нее, то чувствуется, как под давлением жидкости молниеносно реагируют задние тормоза, что раньше не наблюдалось – колодки качественно «впиваются» в тормозной диск. Под их усилием задок «восьмерки» буквально приседает. Само качество торможения стало гораздо выше. Однако к некоторому разочарованию становится ясно, что существует вероятность подтверждения предостережения специалистов о том, что такая тормозная система немного не правильно работает и может к тому же внезапно сорвать заднюю ось в занос. Причиной этого является неправильное распределение тормозных усилий. К примеру, еду я, в довольно жестком режиме говоря простым языком «педаль в пол». Рывок почти до сотни, начинаю ударно тормозить и тут «восьмерка» перемещаться вправо из-за того, что задние колеса оказались раньше передних заблокированы, более того, заблокировались они не одновременно! Хорошо, что мои испытания проходили в безлюдном месте на недостроенном участке дороги, где нет движения автомашин. Я повторно прокачиваю тормозную систему, прогоняя по контурам жидкость. Пробую снова, однако результат оказывается таким же – моментальная блокировка задних колес, хорошо еще, что траектория движения осталась прежней, неизменно прямолинейной. Одним словом ездить так не безопасно, особенно если приходится преодолевать участок скользкого покрытия при этом направление ведущих колес непрямолинейно.
Делаем выводы
Конечно, я был готов к подобному результату, однако в душе наивно продолжал верить в «чудо» до последнего момента. В любом случае потенциал тормозной системы, которая оборудована на всех осях автомобиля дисковыми тормозными механизмами просто огромный и что называется «на лицо». Именно по этой причине мы решили провести следующий этап модернизации. Тем более что вы можете вполне резонно задать вопрос: «а как же ручник?». Действительно, в данном варианте ручник не предусмотрен, однако забегая немного вперед, скажу проблема, при которой тормозные усилия распределяются неправильно, решается не сложной установкой тормозного регулятора. Мы ее решили, а также поставили гидроручник.
Источник
Как поставить задние дисковые тормоза на ВАЗ 2108 — 21099
Дорогие иномарки комплектуются задними дисковыми тормозами благодаря которым машина уверенно тормозить. Очевидным минусом российских авто является не очень действенная тормозная система. В этой статье вы узнаете как поставить на ВАЗ 2108, 2109 задние дисковые тормоза.
Но перед тем как приступать к чтению статьи :
ВНИМАНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ Авто ЗАПРЕЩЕНО. ТАКОЙ МЕХАНИЗМ НЕ СЕРТИФИЦИРОВАН. МЫ НЕ НЕСЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЕСЛИ ВЫ РЕШИТЕ ПОВТОРИТЬ.
Проекты тюнинга машин, обычно делятся на несколько этапов, а именно: доводку мотора, КПП, подвески, кузова и что самое основное доводка тормозной системы.
По мнению профессионалов тюнинг должен начинаться с модификации тормозов — авто необходимо научить останавливаться! Более детально про установку ЗДТ (задних дисковых тормозов), я напишу в данной статье. Понятное дело, что многие иномарки комплектуются дисковыми тормозами на все колеса, и благодаря чему они уверено тормозят с большой скорости. Тормозная система наших машин оборудована задними барабанными тормозными и являются не очень действенный, в особенности при быстрой езде.
Почти всем водителям знакома потерявшая свою информативность педаль тормоза, вследствие перегрева всей тормозной системы. Согласитесь, плохая ситуация, я решил исправить этот недостаток на своем ВАЗ 2109 и обучить останавливаться ее не хуже иномарок.
На своей машине недавно заменил передние диски тормозов с диаметра 240 миллиметров на вентилируемые ВАЗ 2110 диаметром 264 миллиметра, что само по себе дало существенную добавку к эффективности торможения. Родные же диски остались не у дел и были свалены в угол гаража.
И вот решил воплотить в жизнь старую идею, начал установку задних дисковых тормозов. В «кузов» девятки были загружены старые диски с передних тормозов поехал в гараж, установив восьмерку на домкраты, и начал разборку, при наличии нужного инструмента и сноровки вся работа занимает менее 4 часов. Процедуры установки задних тормозов довольно просты.
Необходимые детали для переделки тормозов:
- тормозные суппорта – используют обычные передние супорта от ВАЗ 2109;
- тормозные шланги – передние тормозные шланги, т. к. обычные железные трубки не дотягиваются;
- тормозные колодки – я колодки колодки Lucas, 1 набор;
- болты и шайбы гровера – советую применять болты M10х1,25 с длиной 30 миллиметров – 12шт. с гроверами;
- дистанционные шайбы – шайбы ролика натяжителя ГРМ с ВАЗ 2108, 8шт.;
- пластины крепления суппорта (планшайбы) – 2шт., необычная деталь, требующая точнейшего производства с применением координатного станка;
- диски тормозов – я взял передние диски диаметром 240 миллиметров. За ранее их нужно проточить под посадочный место ступицы 60 миллиметров. Вы также можете проточить ступицу, а не диск тормоза.
(снимок со сбитым тормозным барабаном)
Процесс снятия задних барабанных тормозов ВАЗ
Первым делом снимаем колесо.Ослабив натяжку троса ручника и сводим задние колодки, ключём на 12 отворачиваем 2-е направляющие шпильки. С помощью молотка, аккуратно сбиваем тормозной барабан, за ранее почистив щеткой посадочное место на ступице и побрызгав ВД-40.
Стучать нужно равномерно и по всей окружности барабана. Не всегда он сходит с посадочного места просто, потому рекомендуем использовать резиновый молоток, либо через деревянную проставку проворачивая тормозной барабан.
- С помощью отвертки подденьте нижнюю стягивающую тормозные колодки пружину и снимите ее, после этого этой же пружиной снимаем небольшие направляющие пружинки которые придавливают колодки к пыльнику(щит тормозного цилиндра),
- сняв пружины беремся за нижнюю часть тормозной колодки и подымаем ее в верх,
- верхней частью упираясь в тормозной цилиндр,
- вынимаем распорную планку,
- выводим тормозную колодку из тормозного цилиндра и снимаем верхнюю стягивающую пружинку тормозных колодок,
- выводим рычаг ручника из троса ручного тормоза и снимаем 2-ю тормозную колодку.
- (снимок откручивания ступицы с помощью «рожкового» ключа)
Теперь открутим болты крепления ступицы к балке. Необходимо взять особый разрезной ключ, если такого нет применять рожковый ключ на 17 миллиметров с воротком для увеличения «плеча». Побрызгав «вэдешкой» болты, скручиваем их. Торопиться здесь не стоит, т. к. усилие довольно большое, и есть опасность слизать грани. У меня открутилось все достаточно просто.
(фото откручивания тормозной трубки и снимок колпачка на трубке)
До того как сбивать ступицы, необходимо открутить тормозную трубку. Для этого используем разрезной ключ (см. снимок), для тормозных трубок у меня такой есть. Сорвав откручиваем ее слегка отгибаем в сторону и герметизируем колпачком, за ранее снятым со штуцера прокачки тормозного цилиндра. Все готово для последующего шага.
(снимок балки со снятой ступицей)
Ступица держится лишь в посадочном месте балки и ее никто не снимал с завода, потому бить надо сильно и точно. Удары нужно направлять в опорный диск с внутренней стороны, снизу и сверху по очереди.
Не бойтесь испортить опорный диск, т. к. он больше не нужен потом ее выбросите. Силу ударов можно уменьшить, когда Вы увидите, что ступица отделилась от балки. Легким постукиванием сбиваем ступицу полностью. Так смотрится опора без ступицы.
(снимок планшайбы, снимок ступицы соединенной с планшайбой)
Устанавливаем задние дисковые тормоза ВАЗ 2109
Приступаем к монтажу задних дисковых тормозов. Нужно определиться как будет установлен суппорт, впереди или сзади оси. На эффективность работы тормозов это не влияет. Я поставил планшайбы так, чтоб суппорт стоял с заду оси, так симметричнее. Состыковываем планшайбу и ступицу в одно целое. Все отверстия должны полностью совпадать. Маленькое смещения, можно поправить легким постукиванием. Центрировать необходимо тщательно.
(снимок сплющенного угла балки)
Перед тем, как устанавливать ступицу, совмещенную с планшайбой на опору, необходимо, обязательно, «от рихтовать» углы балки, на которые будут упираться суппорта. Я сплющил их с помощью молотка. Какой из углов нужно подправлять, зависит от того, какую сторону монтажа задних дисковых тормозов на оси вы выбрали.
Из «подводных камней» этого шага сборки необходимо отметить, что не надо ставить гравер под верхний левый болт крепления ступицы, иначе шляпу болта придется стачивать болгаркой, из-за того, что в него будет упираться скоба тормозного суппорта. Решение за вами – болгарка либо отсутствие гравера.
(снимок установленных задних дисковых тормозов)
Надеваем диск тормоза на ступицу. Монтируем скобу на планшайбу, между ними в местах соединения подкладываем шайбы. Они дадут нужные зазоры суппорт, скоба – диск тормоза. Случается так, что размер шайб могут отличаются.
Тогда их необходимо подбирать непосредственно под машинку. Затягивать соединение скобы и планшайбы необходимо с усилием 3- 4 Н. М. Ставим колодки, прикручиваем шланг к суппорту, и потом замыкаем трубкой со шлангом. Не сделайте наоборот!
Герметизируем тормозную магистраль, накачиваем педалью давление в системе проверяем тормознуюсистему на герметичность, если подтеков не найдено, можно приступить к монтажу комплекта задних дисковых тормозов на вторую сторону.
Прокачка тормозной системы
В обычной «девятке», контура тормозной системы идут по диагонали, потому и прокачку делайте по диагонали.
Полностью проверив обтяжку соединений и прокачав тормозную систему, пробуем «тормозить». Впечатления довольно приятные — педаль вышла намного информативней, нажимая на нее, ощущаешь, как под давлением жидкости реагируют задние тормоза. Задок «девятки» прямо садится под их усилием.
Качество торможения стало на много выше! Но подтвердились предостережения профессионалов, что эта тормозная система не правильно работает и может сыграть злую шутку с не опытным водителем сорвав заднюю ось в занос.
Причина тому распределение тормозных усилий. Езжу в жестком режиме «педаль в пол». Рывок до сотки, ударно торможу, девятку тянет в право из-за того, что задние колеса заблокировались раньше передних, и заблокировались не одновременно!
Отлично, что я проводил свои «тесты» в безлюдном месте на закрытом участке дороги без движения автомобилей. Прокачиваю тормозную систему повторно, прогоняя тормозную жидкость по контурам. Пробую проехаться еще раз, результат тот же — моментальная блокировка задних колес, но уже не нарушается траектория, остается постоянной и прямолинейной. Ездить так естественно «весело», но повторюсь, не безопасно, в особенности на скользкой дороге.
Источник