3 полосная акустика своими руками схемы

Портативная 3-полосная Hi-Fi колонка своими руками

Привет все меломанам!

Сегодня автор статьи порадует нас с вами своим мастер классом по созданию корпуса для портативной музыкальной колонки. Весь процесс изготовления будет подробно описан и показан на предоставленных фотоснимках.

— Паяльник ;
— Циркулярная пила;
— Вольтметр;
— Электрический лобзик;
— Шлифовальная машинка;
— Строительный степлер;
— Шуруповерт;
— Струбцины .
— Угловая линейка;
— Отвертки.

Материалы:
— Фанера толщиной 1.2 см;
— Белый кожзаменитель;
-Металлические уголки;;
— Резиновые опоры;
-Столярный клей;
— Шурупы;
— Защита для уголков;
— Усилитель (2×20 Вт);
— Большой динамик на 80 Вт/ч.;
— Средний динамик на 70 Вт/ч.;
— ВЧ-динамик на 10 Вт/ч.;
— Кроссовер;
— Аккумулятор и зарядное устройство для него;
— Кабели;
— Звуковой вход;
— Кнопка включения;
— Резисторы;
— Светодиодная лента (50 см).

Приступим к изготовлению корпуса.

Для этого берем лист фанеры толщиной 1,2 см, и вырезаем внешние стенки будущего корпуса, согласно этим размерам — 52,5 см х 42,5 см х 22,5 см. В качестве режущего инструмента используем циркулярную пилу, или электролобзик .

Источник

Напольные трехполосные АС

Содержание / Contents

↑ Реинкарнация шкафа в трехполосную колонку

Идея собрать АС самому родилась давно, но не было то времени, то возможности. Наконец собравшись, решил, что пора. До этого был опыт в сабвуферостроении. В качестве материала был использован ДСП толщиной 20 мм. Для этого был отправлен на переработку шкаф и пара полок.

Все было выпилено электролобзиком в школе (спасибо ученикам 9 «Б» класса).
По размерам: 850×170×260 мм. НЧ секция отделена перегородкой и получившийся объем НЧ секции оказался равным 35 литров.

Фазоинвертор насторен на 45 Гц (хотел пониже, но ФИ нужен был слишком длинным, для габаритов колонки), на фото общий вид, того, что получилось.

Изнутри все укреплено брусом 20×20, который посажен на ПВА, и все промазано герметиком. Снаружи колонки прошпаклеваны и покрыты шпоном (не ругайте строго, я клеил шпон первый раз, видны косяки).
Далее планирую обклеить уголками (есть сколы шпона), и покрыть лаком.

↑ Динамики для АС

Динамики для АС были выбраны из того, то было: НЧ — от муз. центра Aiwa (пластиковый каркас, бумажный диффузор на резиновом подвесе, мощность 15 Вт).

СЧ — 10ГДН-1-4 (6ГД-6), неплохой динамик (пара была безжалостно извлечена из колонок «Элегия 101 стерео»).

ВЧ — 6ГДВ-6-16, с ним получилось все не так просто.Сначала хотел использовать китайский noname, но потом под руку попались ВЧ головки от АС-70 фирмы Радиотехника (6ГДВ-6-16). Отдал их друг, знавший о моем увлечении (на вопрос куда дел остальное — сказал, что отдал другим, а ВЧ никому оказались не нужны … ох надо было мне тогда насторожиться).

Были сделаны поправки и перевыпилено отверстие по ВЧ динамик, потом началось…
Решил я померить их сопротивление, чтобы посчитать общее сопротивление АС, а динамики не подавали признаков жизни, вскрытие показало, что пациенту дали смертельную дозу мощи — не выдержало серд… в смысле катушка (каркас был в нескольких местах обуглен).

↑ Реанимация динамика ВЧ

Было открыто экстренное совещание в лице меня и жены (спасибо ей, что меня понимает), на котором было предложено перемотать катушки (опыт есть и немалый, но не такие динамики!). Прежде всего пришлось очищать каркас катушки от остатков родного провода.

Провода такой толщины не было, и пришлось мотать более толстым (который был найден на одной из валявшихся плат от радиоприемника), для намотки был придуман механизм (спасибо трудовику все той же школы, по секрету — я там дважды в неделю информатику преподаю), на фото он виден, как и общий творческий процесс.

Насчет провода каким мотал — не знаю, микрометра тогда не было. Мотал виток к витку в два слоя. Всего получилось 70 витков. Был бы провод тоньше, думаю намотал бы в три слоя. Каждый слой был промазан «Моментом».

То, что получилось Вы видите. В результате сопротивление уменьшилось до 4.5 Ом.

↑ Фильтруем

Далее пришла очередь фильтру: решено было сделать его 2-го порядка для каждого звена по статье из «РАДИО» N 9, 1977 г., с. 37-38 (сейчас им и занимаюсь).
После перемотки ВЧ динамика, решил попробовать АС в деле — для этого собрал одну колонку, собрал фильтры 1-го порядка, примерно по нужным частотам раздела (не ругайте, это только для пробы).

Читайте также:  Бомбочки своими руками школа талантов

↑ Прослушиваем колонки

Слушал на компе, звук Creative Audigy SE, подключал сначала к штатному усилителю колонок Genius на 5 Вт 🙂 , не впечатлило, потом подключил к самодельному усилителю на TDA7295, который сейчас использую в качестве усилителя для сабвуфера.
Как только заиграла музыка (Mobi в оригинале) я выпал в осадок — звук обалденный. Может мне застилает глаза радость за детище, но звук понравился даже жене, которая выступала в качестве критика.

↑ Чертежик

Обновлено от 03.22.2008. Отрисовка в Corel Draw: Игорь Котов

↑ Фото готовых колонок

Обновлено от 04.11.2008. Игорь Котов

Будут вопросы — пишите.
Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

3 полосная акустика своими руками схемы

foxtrot » 03 сен 2016, 12:09

Высококачественная трехполосная акустическая система

Приветствую всех форумчан.
Хочу поделиться одной из своих конструкций высококачественной трех-полосной акустической системы.

Технические характеристики акустической системы:
Номинальное сопротивление: 4 Ома
Номинальная мощность: 100 Вт
Музыкальная мощность: 160 Вт
Эффективно воспроизводимый диапазон частот: 40-20000 Гц
Частота раздела фильтра: 800 Гц / 5.0 кГц
Чувствительность: 90 дБ (1Вт/1м)
Максимальное звуковое давление: 116дБ (100Вт/1м)
НЧ динамик: 2 х 6” dia Beyma
СЧ динамик: 5” dia Goodmans
ВЧ динамик: 1” in Dome Tweeter
Габаритные размеры (ш,в,г): 210 Х 710 Х 240мм
Вес нетто: 11,5 кг.

Часть 1.
Предыстория такова. Давно у меня лежали заготовки под малалогабаритную акустику для определенных задач, да все как то руки не доходили. И вот одному моему знакомому срочно понадобилась малогабаритная, но в тоже время довольно мощная акустика с хорошими акустическими параметрами. После всех расчетов и калькуляций производство было запущено. Занимаясь ей только по выходным, акустика была изготовлена под ключ в течении трех месяцев.

Динамики:
НЧ – Beyma 6B30P х 2шт.
С этим динамиком я хорошо знаком и знаю его возможности, поэтому свой выбор в качестве НЧ звена остановил именно на нем.

СЧ – SONY 5125 (Goodmans) парт намбер 1-504-145-12, 30Вт, 90дБ, 80-16000Гц.
Широкополосный динамик от производителя Goodmans Англия, ребрендинг для SONY.
Померял его АЧХ и импеданс на измерительном комплексе CLIO, весьма хорош как широкополосник в малогабаритных АС или как среднечастотное звено в трехполосной акустике. Резонансная частота 80Гц, полоса частот от 80Гц до 16кГц.

ВЧ – Alphard TW302Sx
У меня стоял выбор, или твитер Beyma T2030 с алюминиевой мембраной, или шелковый Alphard TW302Sx. После проведения ряда аудиотестов остановил свой выбор на втором. Приятные и мягкие верха без призвуков металла и резкости. T2030 для моего уха оказался немного резковат, наверно из-за своей алюминиевой мембраны.

Технические характеристики твитера Alphard TW302Sx от производителя:
Сопротивление — 8 Ом
Номинальная мощность: — 20 W
Максимальная мощность: — 40 W
Диапазон воспроизводимых частот: 2000 – 20000 Гц;
Чувствительность — 95 дБ
Шелковый купол
Стронциевый магнит 70х15мм

Так же снял его АЧХ и импеданс на измерительном комплексе CLIO, есть провал на частоте с пиком на 7 кГц, но я не стал особо заострять на этом внимание.

Немного данных от меня после измерений в CLIO:
Диапазон воспроизводимых частот — 2,2-17кГц (-3дБ)
Чувствительность — 90 дБ
Сопротивление по постоянному току – 5 Ом
Минимальный импеданс – 6,2 Ома (3,6кГц)
Материал катушки — ?
Каркасс катушки — каптон
Магнитная охлаждающая жидкость в зазоре
Резонансная частота – 1,75кГц.
Рекомендуемая частота среза кроссовера – от 3,5кГц/12дБ октава

Корпус акустической системы:
Корпус изготовлен из 18мм двухстороннего ламинированного ДСП. Габаритные размеры (ШхВхГ) 710х210х240 мм.
Внутренний объем ящика – 23,46л. С вычетом НЧ динамиков, среднечастотного бокса и фазоинвертора, рабочий обьем составляет – 21 литр.
Ниже чертежи корпуса.

Фазоинвертор
Производитель Beyma рекомендует использовать динамик 6B30P в корпусе с фазоинвертором объемом 15 литров с частотой настройки фазоинвертора 45 Гц. Я не стал отходить от рекомендаций производителя по частоте настройки фазоинвертора и пересчитал фаз на 45 Гц под этот корпус. Результаты расчетов корпуса и фазоинвертора в программах JBL Speaker Shop, Eminence Desinger, HornResp практически совпали и показали весьма неплохие характеристики динамик/корпус/фазоинвертор.

Теперь переходим к самому процессу изготовления корпуса АС в фотографиях.
1) Все стенки корпуса посажены на клей ПВА Pro (строительный), и стянуты между собой конфирматами и саморезами. Точки креплений хорошо видны на фото.

2) После склейки и стяжки дал отстоятся корпусам неделю, после этого приступил к шпатлевке. Шпатлевку применял собственного изготовления, легко шкурится, обладает высокой агдезией и плотностью близкой к плотности дерева. Ошкуривать можно через 2 часа после нанесения слоя, но я выстаивал каждый слой сутки. Шпатлевал и шкурил в 3 захода, 1 черновой и 2 чистовых слоя.

Читайте также:  Елочная игрушка своими руками для ребенка

3) После чистового ошкуривания вскрыл корпуса качественным акриловым лаком для наружных работ. Первый слой практически весь впитывается в дерево и шпатлевку, поэтому лакировал несколько раз до получения зеркальной поверхности. Последний слой лака слегка прошел бархатной шкуркой (зернистость 600-800).

Источник

Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках

Содержание / Contents

↑ Выбор типа АС

С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот.

Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.

Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.

Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.

Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.

Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком.
Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.

Поэтому выбор типа колонок такой: трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.

↑ Выбор динамиков

Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами.
Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками.

Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).

Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.

НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.

Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.

↑ Доработка динамиков

К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний.
Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются.

При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных».

Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями.
Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.

Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.

↑ Разделительный фильтр АС

Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными.
Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона.

Читайте также:  Для хранения шампуней своими руками

Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.

В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку.
В итоге получился вот такой фильтр.

По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.

↑ Конструкция АС

Пришлось подстраиваться под него. Труба ФИ получилась очень длинная – 27 см и пришлось ее делать Г-образной. Сделана из стандартной сантехнической трубы диаметром около 50 мм. Поскольку этот пластик клеить трудно, я сварил его паяльником, получилось достаточно прочно, уплотнение с корпусом сделано изолентой, шов изнутри обработан термоклеем.

Лицевая панель АС съемная.

СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.

Сначала я сделал с запасом, потом заклеивал их малярным скотчем. Акустическая добротность уменьшилась с 11 примерно до 1. Все делалось по рекомендациям Шорова. Материал взят от старой льняной простыни, натянут во влажном состоянии на ламинат, покрытый клеем 88-Lux. По периметру ткань закреплена скобами столярного степлера. При высыхании ткань дополнительно натягивается.

ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.

Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.

Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…

Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности.
Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.

Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.

Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.

↑ Итоги

Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший.

Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные.
Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС.
Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.

Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.

Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.

Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.

Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной.
Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.

Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме.
Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Оцените статью