6 вольтовое реле поворотов своими руками

6 вольтовое реле поворотов своими руками

  • Мотоциклы
  • Обзоры/Тесты
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Литература
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Тюнинг
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Фотографии
  • Видео
  • Автомобили
  • Обзоры/Тесты
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Литература
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Тюнинг
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Фотографии
  • Видео
  • Прочее
  • Видеоматериалы
    • Мотоциклы
    • Автомобили
    • Ремонт
    • Передачи
  • Общая литература
  • Тюнинг
  • Журналы
  • Карты дорог
  • История
  • Полезные статьи
  • Фотогалерея
  • Новости

Календарь

Друзья сайта

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов (DM)

Изготовление 6-ти вольтового реле поворотов

В один прекрасный день, я подумал, что неплохо было бы оснастить свою (горячо любимую) JAWA 350-360/00 указателями поворотов, благо таковые (от Восход 3М) давно валялись в сарае без дела. Из них были извлечены 12-ти вольтовые лампы, и на их место поставлены 6V 6W. Лампы большей мощности применять не имеет смыла, т.к. генератор на «старухе» всего 45W. Оставалось дело за малым достать реле поворотов на 6V. Но здесь была засада, т.к. так в продаже его не наблюдалось. Тогда я решил сделать его сам. Для этого был взят архив журналов «Радио» 65-80 г.в. И начались поиски.

В №6 за 1973 г. я нашел что искал — простейшая схема на 3-х транзисторах.

Полный текст статьи я приводить не буду, т.к. все-таки мы не радиоэлектронщики, а мотоциклисты 🙂 Однако кое какие пояснения я все же дам. Итак, реле состоит из несимметричного мультивибратора на транзисторах VT1-VT2 см рис.1.

Рис.1. Схема из журнала «Радио»

Транзистор VT3 работает в ключевом режиме. При данных номиналах элементов, по сведениям автора, частота вспышек лежит в районе 86-94 в мин (после сборки мной этой схемы она была

115 в мин, но об этом позже). На транзистор VT3 автор рекомендует устанавливать радиатор площадью 30см2. Транзисторы VT1 и VT2 могут быть заменены на МП40, МП41, МП42. При этом номиналы деталей должны быть изменены.

Читайте также:  Восьмерка с мимозой открытка своими руками

Взглянем повнимательней на схему. Первое, что бросается в глаза: минусовой полюс аккумуляторной батарей присоединен к массе, на JAWA, же наоборот плюс идет на массу. Дело поправимо, просто изменим подключение ламп, как показано на рис 2:

Рис.2. Схема подключения для «старухи»

Второе: таких транзисторов уже сто лет как не выпускают, поэтому попытаемся найти им замену. Сразу забегая вперед скажу, что замену VT1 и VT2 мне найти не удалость. Кремниевые KT3107, которыми я попытался их заменить не работали, и мне пришлось раскурочить какую то допотопную схему, из которой я их и выпаял. Но обо всем по порядку.

Для сборки реле была вытравлена плата размером 3х5 см (см. рис.3.).

Рис. 3. Плата — вид со стороны дорожек.

Транзистор VT3 (П213Б) был заменен на современный KT816В (хотя его можно заменить на любой 816 или 814 серии, при этом больше ничего менять не потребуется). VT1 и VT2 — МП40. После сборки все заработало…но не так как хотелось. Частота миганий была слишком велика, к тому же длительность импульса и длительность паузы явно не совпадали. Надо было подбирать номиналы. После длительных упражнений с паяльником была сделана такая подборка:

R1=5.6кОм R2=150Ом R3=3.3кОм R4=68Ом С1=47мкФ; при этом обеспечивалась частота примерно 65-75 миганий в минуту. Схема стала выглядеть так (рис. 4).

Рис. 4. Конечная схема.

Резисторы я брал типа МЛТ 0.25Вт, более мощные использовать нет смысла.

Конденсатор К50-35 электролитический 16В (при пайке не перепутайте полярность).

Корпус реле был изготовлен из конденсатора (прямоугольный примерно 5.5х3.5 см (под него и делалась плата). Транзистор VT3 во время работы сильно нагревается, поэтому он припаян к плате на проводках, и закреплен винтом на металлическом корпусе.

Минимальное напряжение срабатывания реле — около 4 В.

Источник

Реле для поворотников своими руками




Самый основной недостаток обычного или электромеханического реле заключается в том, что контакты со временем обгорают. К тому же не стоит забывать, что не исключено и их залипание, даже если реле новое.

Представленная схема не нуждается в дополнительной настройке и заработает сразу после включения в цепь. А подключается она в разрыв плюса питания или иначе говоря последовательно с нагрузкой. Наглядно это продемонстрировано на рисунке ниже:



Такая схема будет работать ну буквально вечно, а стоит будет гораздо меньше чем готовый вариант из магазина.

Теперь давайте более подробно разберем как работает данная схема. По сути это несимметричный мультивибратор, слегка подогнанный для работы с полевым ключом. В начальный момент времени через диод d1 заряжается конденсатор c1, оба транзистора закрыты.

Читайте также:  Делаем текстильную куклу своими руками








Зарядный ток конденсатора будет удерживать оба транзистора в состоянии насыщения. В этом режиме транзисторы полностью открыты и кпд схемы достигает своего апогея. По мере нарастания напряжения на конденсаторе ток его заряда упадет и ключи соответственно выйдут из режима насыщения, а в таком состоянии силовой ключик уже будет нагреваться.

Так как конденсатор у нас был заряжен обратной полярностью, то на базу транзистора vt1 будет приложено, грубо говоря, плюсовое питание, что приводит к скоростному запиранию транзистора, а вслед за ним закрывается и полевик.

Если пояснением работы этой простой схемы понасиловал вам мозги, вы уж простите.

Время срабатывания полевого транзистора, а следовательно и миганий ламп, зависит от номиналов конденсатора c2 и резисторов r2 и r3. Чем больше емкость конденсатора или сопротивление резисторов, тем меньше частота миганий. И наоборот, чем меньше номинал резисторов r2 и r3, а также конденсатора с2, тем соответственно будет выше частота миганий поворотников.






С таким раскладом схема может коммутировать нагрузки с мощностью до 100-150 ватт, но к транзистору, скорее всего, нужно будет прикрутить небольшой радиатор.

А при мощности около 50 Вт в радиаторе нет необходимости. Если нагрузка не очень большая, например, светодиодная лампа, то вместо полевого транзистора можно использовать биполярный транзистор обратной проводимости. В этом случае схема будет выглядеть следующим образом:


Ссылку на плату вы сможете найти в описании под оригинальным видеороликом автора проекта. Ссылка на ролик ниже.

Благодарю за внимание. До новых встреч!

Источник

Реле поворотов? Что может быть проще!

Многие замечали как работает штатное реле поворотов : частота зависит от напряжения в бортовой сети, от нагрузки. А о переходе на светодиодные поворотники даже и речи нет.

Для «родного» реле поворотов –даже одна 10 ватная лампа-слишком малая нагрузка, на светодиодные поворотники оно даже не отреагирует. «Тюнинг» путем замены родного реле поворотов на электронное от ваз-2108 тоже данной проблемы не решает.

Хочу предложить на ваш суд несколько схем, свободных от этого недостатка.

Работа данного реле поворотов основана на том что при зажигании «мигающих» светодиодов увеличивается ток потребления. Остается его только усилить. В реультате получается схема всего на 3-х деталях с довольно неплохими параметрами.

Разберем схемы №1 №2

Возможность работать с любой нагрузкой, будь то лампы поворотников мощностью до 50 ватт. Заменяет штатное путем прямой замены – потребуется лишь дополнительно подключиться к корпусу. Также превосходно работает с малой нагрузкой – установив такое реле поворотников можно безболезненно перейти впоследствии на светодиодные поворотники.

Читайте также:  Как поменять плунжерную пару своими руками

Схема №2 рекомендованна для работы в 6 вольтовых мотоциклах, несмотря на то что прекрасно работает и при 12 вольтах. Используется уже не падение напряжения на резисторе, а изменение напряжения на светодиоде во время его работы при номиналах резистора в пределах 680ом-1.6Ком.

С некоторой натяжкой можно сказать что схема №1 – для 12 вольтовых систем, схема №2 для 6 вольтовых.

  • транзистор –IRF9Z34 или IRF9540, при малой нагрузке – IRF9510
  • резистор 680ом-1.6Ком,
  • светодиод-фактически любой «мигающий», испытанно было на разных – наилучший вариант-красные – работоспособность схемы №2 от 3 вольт.
  • изображенный на схеме №1 переключатель SA1 – штатный переключатель поворотов
  • лампы H1-Н2, Н4-Н5 – лампы поворотов, Н3 –лампа контроля поворотов.

    Схема №3 расчитанна на более низкую нагрузку типа светодиодных поворотников, хотя транзистор способен выдержать общий ток потребления ламп штатных поворотников, он будет грется и при длительной работе потребуется ему теплоотвод. Проверенна схема при длительной работе на 15 ваттную нагрузку-две лампы в 5 и 10 ватт без теплоотвода. При работе двух 10 ваттных ламп через 3-4 минуты – сильный нагрев транзистора. Транзистор использовался биполярный, КТ973а – остальные детали-аналогичные схеме №1№2.

    Схемы №1-№3 можно разместить непосредственно в пульте.
    Во всех вышеперечисленных схемах есть один «недостаточек» — светодиод работает постоянно, при выключенных поворотниках тоже (естественно только при включенном замке зажигания). Использовать его для индикации работы поворотов не получиться.

    Придется либо использовать два светодиода, либо два транзистора — во втором варианте проще реализовать «аварийку». Вариант с двумя мигающими светодиодами я не стану приводить в виду вероятной несинхронности светодиодов, а вот вариант с двумя транзисторами приведен в схеме №4. Как видим добавляется еще транзистор с резистором, введен дополнительный переключатель и пара диодов-они служат для включения аварийки. Если светодиод крепиться непосредственно через просверленное отверствие в пульте имеет смысл закрепить там-же и два дополнительных диода (любые малогабаритные кремниевые 1N4848 , КД501-КД510) тогда имеет смысл протянуть в пульт всего пару проводов, а транзисторы с резисторами разместить в более подходящем месте.

    Все. Наслаждаемся работой реле поворотов, стабильно работающих в широких пределах нагрузок и питающих напряжений. Незабываем про возможные короткие замыкания в нагрузке – перед входом «+» на эти реле желательно присутствия предохранителя до 2А на светодиодную нагрузку и 6-8А на нагрузку в виде ламп.

    Источник

  • Оцените статью