6п36с схема своими руками

Двухтактный ламповый стереоусилитель на лампе 6П36С

Список форумов » Мастерская Самоделкина
На страницу 1, 2, 3 След.
Следующая тема · Предыдущая тема

Автор Сообщение
ZoidBerg
#1 от 25/02/2011 17:48 цитата
Наконец-то дошли руки до статьи. Начнём.

Ламповый звук в отличается от полупроводника в лучшую сторону. Их много, но рассказывать не буду. Единственный минус — изготовление лапмача дело муторное и тяжелое. Но оно того стоит. Чтобы вопросов не возникало, тут следует почитать.

Акустику я уже собрал, чтобы не было споров, сразу скажу, что чуйка у неё 102дб — для лампача самое то!
http://community.livejournal.com/ru_audiomania/1540.html

Перейдем к усю. Собирается он по двухтактной (РР) схеме на лампах 6н23п в первом каскаде и 6п36с в выходном.

Схема Сергея Сергеева с моими доработками.
Накалы 23х будут подключены к земле через 150 Ом резюки от каждого контакта. Также дроссели на анодное.
Транс в питании мой, так что последовательно накалы ставить нет надобности.
Ну и электролиты поболее поставлю.
Настройка заключается в установке напряжения на резисторах R12 и R13 по 0.55 вольт.

Трансформаторы
Первым делом я изготовил их.
Для сетевого и двух выходников использовал железо от трансов ТСШ-170 с толщиной пластин 0,35 мм. Каркасы сделал заново, хоть это было непросто.

Далее ооочень нудный процесс намотки.

Каркас делим средней щекой. Мотаем половины в разные стороны.

На каждой половине:
Первичка — две секции по 560 витков (10 слоёв по 56 витков) провода ПЭВ-2 0,355 мм.
R акт первички – 98 ом.
Вторичка – между ними – 112 витков того же провода в два слоя, отводы от 56-го и 79-го витка для 4-х и 8-ми ом соответственно. 112 витков – для 16-ти ом.
Таких вторичек три в параллель на каждой половине.
R акт вторички – 0,88 ома. Приведённое – 352 ома.
Соединяем первичные обмотки перекрёстно-последовательно, вторичные – параллельно. Подробнее смотрите в монографии Г. Цыкина (хитрая кстати она).

Итого на каркасе 2240 витков в первичной обмотке и 112 во вторичной.
Железо, естественно, собирается вперекрышку без зазора.

Каждый транс мотал 12часов. Жууть. Зато какой результат:

Сетевик я просто домотал, чтобы получить 280в

.
360в у нас в итоге на аноде, учитывая просадки.
Для 23й мотаем две отдельные накалки.
Для накала выхлопа нам понадобится 8 ампер. Без проблем стандартная обмотка их даст. Рядом транс смещения:

Каждый транс будет стоять в своем боксе.

Расположение и дизайн сам продумал. Шасси и все боксы трансов будут выштампованы и сварены автоматом на заводе, по другому просто будет уг(к тому же давно хотел нормальный корпус). Толина стали 2мм.
(на фото макет с другим трансом и пару дросселей)

Для надежной земли и накала использую эти красивые шинки:

Ну и для крепления всяких шпунтиков купил:

Пробный макетный запуск дал добро, все понравилось, звук отличный!
Видео смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО. Там видно все.
Специально у друга попросил камеру!
Жаль ютуб ухудшил качество звука, поэтому желательно минимум 720р смотреть, а лучше все 1080р!

Пока писать нечего, на заводе еще варят шасси. Когда оно появится сразу статейку продолжу! Пока свои мысли, впечатления, мнения пишите тут. С удовольствием отвечу на вопросы.

Михаил Гришин, Санкт-Петербург.

Шасси приехало! Все как говорил, сталь 2мм, отверстия только под панельки:

Тут, и силовичок подоспел. Из лампового осциллографа c1-1, который великолепно подходит для моих целей:

Панельки будут заподлицо:

Главная задумка — без единого видного болта.
Поэтому был предпринят метод припаивания болтов с плоской шляпкой к шасси. Необходимо очень хорошо зачистить поверхность дабы не отвалилось и держалось крепко. Затем 100-ваттным паяльником припаять.

В итоге все элементы схемы располагаются на специальных панельках для навесного монтажа.
Электролиты анодного располагаются на специальных держателях, теплоизолированных от шасси.
Настройка заключается в выставлении режимов ламп и балансировки.
Потом было принято решение добавить шунтов в питание анодного на КБГ 500в 5мкф.

Звук как и ожидалось на очень высоком уровне. Низкое КНИ 0,5% при 28Вт. Для моей АС этого будет предостаточно, учитывая ее очень высокую чувствительность.
Пока планирую колпаки под выходники.

Источник

Ламповый усилитель PP на 6П36С и 6Н23П

Но время идет, все меняются, в том числе и я. Женился, остепенился, ребенок появился и исчезло свободное время и деньги на радиохобби. А желание что-то собрать только усилилось. Решил я что этот усилитель отжил уже свое и надо сделать что-то приличное, чтоб можно было поставить на полку, подключить к нему виниловую вертушку с пластинкой старого джаза и приятно посидеть с коньячком и хорошей книгой. Но времени и средств на хорошие и красивые детали не было, поэтому собирал из того, что было.

За основу взял схему PP усилителя на лампах 6П36С с драйвером 6Н23П, т.к. 6П36С стоят у нас на рынке по 10 рублей. Схема вроде простая и понятная, поэтому навесным монтажем собрал я ее за несколько дней. Блок питания собрал на ТС-180, дроссели взял из компьютерного БП с работы, выходники взял ТАН-104. Конденсаторы фильтра выковырял из компьютерных БП, благо на работе сгоревших хватало.

Сразу хочу предупредить, что собирал медленно, были две основные причины: свободное время было только поздно вечером (если оставались силы), часик перед сном, и отсутствие деталей под рукой. После переезда в новую квартиру все мои запасы остались на старом месте жительства, у родителей в частном доме.

После сбора усилителя и проверки его работы основной проблемой встал корпус. Долго думал, что же придумать под корпус , пока на глаза не попался ящик один. Вспомнил, что в этом ящике привозили фурнитуру сборщики кухни, соответственно ящик был собран кое-как, но, что самое главное, размеры стенок (длина и высота) были одинаковыми. Расколотил ящик, собрал по-хорошему его и получился нормальный корпус, в который лёжа влезали оба выходника и стоя транс питания. Верхнюю крышку вырезал из стенки старого системного блока (на работе кое-как нашел старый системник, с толстым железом). Транс питания с дросселями решил накрыть корпусом компьютерного БП, предварительно вырезав в нем дыру. Все дырки в железе вырезал сам, с помощью ножниц по металлу. Под лампы высверлил дырки криво, но под лампами эту кривоту не видно, а на звук это не влияет :).

Захотелось добавить разных цветов в свое детище, взял припасенную с давних времен светодиодную RGB-ленту, выковырял из нее светодиоды (в одном корпусе три цвета) и посадил на клей в дырки в панельки ламп. Чтоб можно было менять цвета в зависимости от настроения, сзади вывел три тумблера, на каждый цвет.

Корпус зачистил и покрасил автомобильной краской. Но надо было сразу и лаком покрыть, а то сейчас появились сколы и надо перекрашивать.

Собрал корпус, собрал усилитель, настроил анодный ток и удивился! Удивился чистоте звука, наличием басов (это на ТАНах-то) отсутствия фона. Скажу честно, не ожидал, ведь собран был считай на коленке.

Больше всего меня радует сумма, которую я вложил в него:

— Лампы: 80 рублей (2х6Н23П по 10 рублей + 8х6П36С – купил 8 штук за 60 рублей, выбрал лучшие);
— Панельки под лампы: 100 рублей за все;
— Панельки вход-выход аудио: 30 рублей:
— Тумблеры для светодиодов: 30 рублей;
— Ручка громкости: 30 рублей;
— Детали (несколько резисторов + межкаскадные конденсаторы): 100 рублей.

Итого всего на 370 рублей. Остальное мое собственное, включая краску (не помню для чего покупал ее). Сейчас усилитель стоит и радует меня своими вечерами своим звуком и видом (особенно в темноте). А к нему потихоньку готовится виниловая вертушка.

fizfucker — 15.01.2014 — Прочитали: 43994

ПРИСТАВКИ К МУЛЬТИМЕТРУ

Сборник из 10 конструкций и схем приставок к цифровым мультиметрам, расширяющих функционал измерительных приборов.

Схема устройства цветодинамического сопровождения музыки, выполненного на базе драйвера LED индикатора LM3914.

Что означают термины переключатель, тумблер и кнопка — в чём главные различия и особенности применения каждого из них.

Источник

Однотактный усилитель на 6П36С

Создавая этот усилитель прежде всего я преследовал цель максимально раскрыть всю музыкальность лампы 6П36С.

Сама по себе эта лампочка наделена хорошим потенциалом по мощности, весьма добротная в звуке, и что самое главное 6П36С податлива в настройках линейности режима, в т.ч. имеет большие возможности отстройки анодно-сеточных характеристик.

Но есть и капризы, которые выражаются в очень высокой требовательности к лампе предварительного каскада.

Историческая справка о лампе 6П36С: В сентябре 1961 года компанией Telefunken начато производство новой лампы EL500, предназначенной для работы в выходных каскадах строчной развертки с горизонтальным отклонением луча. EL500 устанавливается на 9-и штырьковую панельку «Magnoval», анод лампы имеет верхнее расположение. Лампа обладает следующими некоторыми характеристиками:
— напряжение подогревателя 6,3 В;
— ток подогревателя 1,38 А;
— напряжение анода 75 В;
— напряжение сетки 200 В;
— напряжение сетки №1 -10 В;
— ток анода 440 мА;
— ток сетки №2 30 мА.
Одной из первых моделей телевизоров, в которых начинает применяться радиолампа EL500 является «Hansamatic Gold», выпускаемая в Австрии с 1961 года. Уже к 1965 году EL500 получила широкое распространение в странах Европы, а Франция и Финляндия выпускала модели телевизоров с применением этой лампы уже с 1963 года.
Некоторые производители наладили производство специализированного оборудования с применением EL500. Так, например в 1965 году в Бельгии компанией M.B.L.E. (Manufacture Belge de Lampes et de Matériel Electronique) начат выпуск специализированного лабораторного блока питания «Power supply BED-002».
Интересным является тот факт, что радиолампа EL500 находит применение и в выходных каскадах усилителей мощности низкой частоты. Причем впервые такая реализация была осуществлена еще в самом начале ее выпуска, в 1961 году в усилителе «Echolette B25», выпускавшимся в Германии компанией «Echolette Marke». Выходная мощность усилителя составляла 25 Вт. В последующее время усилитель «Echolette 25» претерпевал некоторые совершенствования, при этом сохранялась его основная концепция, неизменной оставалась и выходная лампа. Выпуск последней модификации «Echolette B35» был начат в 1965 году.
С 1963 по 1966 год компания Klein & Hummel; Stuttgart-Kemnat (Marke: K+H, Telewatt, Schwabenradio) в Германии выпускает усилитель «Telewatt VM40 [EL500]» с выходной мощностью 40 Ватт на канал при весе в 15 кг. Усилитель обладал полосой пропускания частот: 20 Гц — 20кГц, мог использоваться с нагрузками в 4, 8, 16 и 250 Ом.
С 1964 по 1966 годы компанией Perpetuum-Ebner (PE); St.Georgen выпускался усилитель HSV60 — Perpetuum-Ebner PE; St.Georgen. Максимальная мощность усилителя составляет 100 Вт, что достигалась благодаря использованию четырех ламп EL 500. Усилитель мог работать с нагрузкой в 4 и 16 Ом. Вес усилителя составлял 17 кг. В это же время в Германии компанией «Sennheiser Electronic Labor W» начато производство Hi-Fi стереоусилителя «Stereo-Verstärker VKS-604» с выходной мощностью 30 Вт на канал при сравнительно небольшом весе в 15 кг.
С 1965 по 1967 годы компанией Telefunken Deutschland (TFK), (Gesellschaft für drahtlose Telegraphie «Telefunken mbH» выпускался стереоусилитель «V820 HiFi — Telefunken Deutschland TFK» мощностью 30 Вт на каждый канал. Весил усилитель сравнительно не много — всего 15 кг. В этом же году компания Klein & Hummel; Stuttgart-Kemnat (Marke: K+H, Telewatt, Schwabenradio) запускает производство 30 ваттного моноблока «Endverstärker V-30». Тогда же компания «Sennheiser Electronic Labor W» представила модель усилителя «VKS304», в которой для выпрямления напряжения были использованы три селеновых выпрямителя: B60C50; B250C800; B80C400.
Стоит отметить, что столь удачная модель радиолампы не могла остаться без внимания и у производителей электронных вакуумных приборов других стран. Так, например в США выпускалась лампа 6GB5, которая является полным аналогом EL500. Интересным является тот факт, что лампа 6GB5, а вернее сказать пара этих ламп, использовалась в выходном каскаде любительского RTX приемно-передающего устройства «SB-34», выпускающегося компанией Sideband Engineers Inc.; Rancho Santa Fe (CA). SB-34 выпускался с 1966 года, и обладал выходной мощностью передатчика в метровом диапазоне 50 – 60 Вт.
В СССР аналог лампы EL500 впервые был представлен в 1964 году. Наименование лампы было дано в соответствии с принятым цифробуквенным шифром — 6П36С, а ее фактическая презентация состоялась в 9 номере журнала «Радио» за 1964г. Применялась лампа в выходном каскаде строчной развертки телевизоров и в первую очередь заменяла лампы 6П13С и 6П31С, которые по ряду конструктивных причин не выдерживали тяжелых температурных режимов работы. Лампа 6П36С была лишена недостатков устаревшего октального цоколя, как и EL500, устанавливалась на керамическую 9-и штырьковую панель «Magnoval». Кроме того, инженеры конструкторского бюро приняв во внимание в первую очередь температурные условия эксплуатации лампы, увеличили диаметр ее колбы до 40 мм, что позволило облегчить температурный режим работы лампы. Температура сеток лампы снижена за счет применения штампованных рамок, благодаря чему так же улучшено и токораспределение. Внесенные конструктивные изменения способствовали уменьшению разброса параметров ламп, позволили увеличить их реальную долговечность, что создало определенный запас прочности для работы лампы в различных условиях эксплуатации.

В попытках подобраться к истинному звучанию и максимально раскрыть возможности было опробовано много ламп, при этом для каждой лампы собирались несколько вариантов схемных решений, пробовались разные режимы.

Вопрос казалось был закрыт с применением тетрода 6э6п,а конкретнее 6э6п-дру. Тетрод великолепно раскачивал 36-ую лампочку, по частотам нет проблем ни сверху ни снизу, но вот процент гармонических искажений на уровне 60% и выше от максимальной громкости явно великоват. Это был вполне ожидаемый мною результат, все это объясняется слишком большой выходной мощностью лампы 6э6п-дру, другими словами этого драйвера слишком много для 36-ой даже в триодном включении.

Через некоторое время драйверная лампочка была окончательно найдена — малошумящий пентод EF-184. В концепции моего схемотехнического решения, EF-184 действительно можно считать идеальным драйвером для 36-ой лампы в триодном включении. Композиции звучат естественно, звучание совершенно не утомлят на портяжении долгих часов прослушивания. С применением EF-184 удалось достичь минимальных искажений, хорошей мощности и что самое главное, как мне кажется — максимально честного звучания в двухкаскадной концепции лампового тракта.

Основные характеристики усилителя

Максимальная мощность, Вт: 2 х 6,5;
Номинальная мощность, Вт: 2 х 4,5;
Частотный диапазон (на уровне -3 дБ): 10 Гц — 40 кГц;
Частотный диапазон (на уровне -1 дБ): 15 Гц — 25 кГц;
Уровень THD при 4,5 Вт мощности, %: не более 0,25;
Уровень THD при 2 Вт мощности, %: не более 0,05;
Динамический диапазон (при 6,5 Вт), дБА: 90;
Чувствительность, В: 0,7;

Источник

Читайте также:  Как построить навес для крс своими руками
Оцените статью