Апацха.
писатель
Лодочник
Хуацяо
участник
😀
да ну ладно, не знают.
само слово «апацха» это и хижина, это и как бы сказать? пук прутьев, лозы, розги, шпицрутены? это и сами кусты, из которых эту розгу отлущивают — ива, ракита
у Очамчиры целые заросли
лучше посветлее прутья, тёмные легче ломаются, вот как раз что для розог
в России те же самые растут, никакого эксклюзива тут нет
просто специалистами плетения апацхи считаются мингрелы, а об этом могут постесняться сказать
просто действительно надо знать, когда именно лучше резать прутья и с какого куста, маленькие такие секреты
писатель
Алеша
старожил
участник
Вы правы, из него и плетут. Кстати, пацха — не жилое помещение и никогда им не было. Это всего лишь кухня.
Хуацяо,
я честно говоря не знаю про специалистов мегрелов, и из чего они плетут свои пацхи. Не знаю также насчёт ивы из очамчирсого района, но весь гудаутский район заставили пацхами из рододендрона точно не мегрелы Например в нашем «фамильном» дворе пацху сделал брат моего деда сам. Сделал её классически, сам вырезал всякие разные деревянные декоры, и панели сплёл именно из рододендрона (понтийского) Хорошо вышло. Без мегрелов обошёлся
А ты кстати сам откуда? (тока не говори из Китая )
Щас хорошо пацхи делает один мужик из Пицунды, просит он за это кажется 1000-1500 баксов. У него родня вроде работает в литфонде, в пацхе, сплетённой им же. В Сухуме тоже есть мастера, но кажись подороже просят.
писатель
участник
Дело в том что я сейчас в Москве, так что вряд ли смогу найти фотографии апацхи кроме тех что можно найти в инете.
Пацха — это хозяйственная постройка, кухня. Там висят и коптятся всякие копчённости и солятся солённости, а на очаге готовится еда. Если есть место для стола, то обедали тоже там. Так использовали пацху традиционно. Сейчас это наверно больше дачная беседка или можбыть сарай. Она отлично проветривается, не задымляется никогда, но ночевать там НЕРЕАЛЬНО. Можно разве что в жаркую летнюю ночь, но зимой Вы наутро выйдете оттуда инвалидом второй группы (дай Бог если не первой)
Что касается гостевой — уважающий себя гость страшно оскорбился бы, если бы его разместили в апацхе даже на одну ночь . Вот накрыть там стол — если размеры позволяют, то это да. Нормальная практика.
А кунацкая — это слово вообще не имеет никакого отношения к Абхазии. Это перенесённый на нас по непонятной причине северокавказский «колорит». Слово «Кунак» — это откуда-то из вайнахского языкового мира. Я это слово впервые услышал в России
Источник
Путешествие в Абхазию: пацха и кухня
Пацха
Стены у пацхи плетенные из ореховой лозы, да так хитро, что помещение одновременно проветривается, но не выстужается. Посреди пацхи – двойной очаг. Над одной частью стоит котел с водой, рядом можно поставить кастрюлю с абыстой-мамалыгой. Над второй частью висит железное закопченное кольцо с крючьями – на них подвешивают куски предварительно просоленного мяса и коптят прямо над огнем. Стоит рядом с очагом человек и беспрерывно вращает кольцо, два-три часа, изредка его сменяют. Там же, выше, висящая на цепях решетка. На ней, метрах в двух с половиной от языков пламени, лежат круги сыра, постепенно приобретая коричнево-золотистую корочку. Выше всех коптится растянутый на скрещенных палочках телячий сычуг – без него не будет в доме свежего сыра. С самой решетки свисают куриные тушки: они получаются холодного копчения, а мясо – горячего. Копченый сыр потом будут нарезать толстыми ломтями и класть в горячую абысту – главную еду на столе. Мясо нарежут и поджарят на сковороде или нанижут на шампуры как шашлык. Копченую курицу подадут холодной.
Еще на столе обязательно будут соленые овощи, подкрашенные соком красной бузины, куски горячей, только что сваренной домашней курицы с желтой кожей и темным мясом, перемешанные с аджикой, ну и, разумеется, сама аджика, и соус из ткемали, и свежий, только приготовленный сыр мелкими комочками, смешанный с красным перцем и зеленью. Хорошая абхазская хозяйка собирает стол для гостей за 20 минут. Только курица варится дольше, а все остальное должно быть заготовлено заранее.
Гагры: «Махито» и мохито
В традиционных пацхах – исключительно вкусная еда, в какую ни приди. Но меню не слишком разнообразно, а привыкшие к своему столичному образу жизни туристы (москвичей в Абхазии летом всегда много, чуть ли не больше половины отдыхающих) и на берегу Черного моря хотят роллов, салата «Цезарь» и руколы с креветками. Для них в самом начале Новой Гагры, прямо на берегу, стоит современное стильное здание из стекла и темного дерева. Танцевальная вернада, выходящая к линии прилива, полностью раздвигающиеся окна, сигарная комната, суши-шеф, привезенный из Москвы, шеф-повар Макс, жарящий сумасшедшие люля-кебабы, улыбчивые официанты, отличный «Цезарь» – хотя харчо и гагрский шедевр, «шкварчащая сковорода» с мясом и овощами, там тоже, конечно, есть.
И великолепные мохито самого разного вида, особенно хорош малиновый. На крыше здания красуется вывеска «Махито» – вот именно, через букву «а», и у этого оригинального написания есть характерная для этих мест история. За день до открытия в ресторан привезли заранее заказанную наружную рекламу: огромные растяжки, вывеску, стенды. Предвкушающие красоту хозяева развернули все это богатство и оторопели: «Махито». Пригорюнились, а потом решили: ну и ладно, будет абхазский колорит и тема для разговоров. Так и оставили.
Путешествие в Абхазию: Гагры, Пицунда, Рица
Когда-то Абхазия была, как писали в советских газетах, «излюбленным местом отдыха граждан» всей той территории, которая теперь называется Российской Федерацией. Потом пришли смутные времена войн на Кавказе. Но мир вернулся на абхазскую землю – и нам тоже пора туда возвращаться. См. далее.
Путешествие в Абхазию: Новый Афон, Сухуми
Стоящий над морем монастырь в Новом Афоне виден издалека, заново покрытые позолотой купола сияют на фоне гор и голубого неба, идти к нему крутыми дорожками высоко, но тенисто и от этого приятно. Главный храм полностью восстановлен снаружи, внутри неназойливо ведутся реставраторские работы, монахи заняты хозяйством.См. далее.
Источник
Апацха: там, где всегда горит очаг
Новости
- 21:53 Более 110 новых случаев COVID-19 зафиксировано в Абхазии
- 21:30 Два корабля НАТО вошли в Черное море
- 19:45 Нового сельхозвредителя обнаружили в селах Очамчырского района
- 18:55 Кабинеты и отделение реанимации отремонтируют в Гагрской ЦРБ
- 18:25 Юбилейный турнир «Большая абхазская шляпа» пройдет в Гагре
Все новости
Апацха неразрывно связана с бытом абхазов с древнейших времен, без нее трудно себе представить традиционный абхазский двор.
Согласно мнению ученых, в жизни абхазов апацха появилась еще до начала нового летоисчисления и датируют ее первым веком до нашей эры.
Апацха – один из типов традиционных абхазских построек. Это четырехугольное плетеное жилище, которое со второй половины XIX века получает широкое распространение и становится основным видом жилища абхазов.
Решетки апацхи устанавливались на плоских тесаных бревнах, связанных между собой по углам и положенных в форме правильного прямоугольника. Являясь основанием, эти лежаки подкреплялись в свою очередь камнями, предохранявшими стену от гниения. Внутри лежаков и обвязочных брусьев долбили отверстия, в которые входили концы решеток, заплетаемых ровными прутьями из рододендрона, азалии или орешника. Стены снабжали подвязочными брусьями.
Широкий навес апацхи подпирался обычно двумя или четырьмя столбами. Дверей у нее было две – одна против другой. Причем, передняя называлась верхней, а задняя – нижней. Дверь апацхи представляла собой четыре пригнанных друг к другу ребрами доски, которые были укреплены двумя поперечными планками. Петли изготавливали в кузне. С внутренней стороны дверь закрывалась металлическим крючком, а снаружи – вращающимся деревянным затвором.
В традиционных жилищах пол был земляной, тщательно выровненный и утрамбованный. Однако в маленьких помещениях пол делали из досок. Тесаные доски настилались на внутренних бревнах.
Постройка крыши и стен апацхи
Высота стен плетеных жилищ, независимо от их формы и типа, была чуть больше человеческого роста. Стены легко пропускали внутрь помещения воздух и свет. Обычно в фасадной стене оставляли небольшой проем в виде прямоугольника: «дверь для головы». Некоторые исследователи считают, что он служил скорее для наблюдения за тем, что происходит во дворе, чем для освещения. Ночью и в холодное время проем закрывали ставней.
Многие, особенно жители горных селений, утепляли свои жилища, обмазывая стены глиной. Для придания прочности смешивали ее с размельченной соломой или с сеном, а затем производили побелку. Белила изготавливали из известковых масс, которые доставляли из скалистых ущелий горных рек.
Все плетеные жилища, в том числе апацха, покрывались многолетними травами, главным образом из семейства осоковых, папоротником, соломой. Заготовка кровельного материала осуществлялась осенью, когда растение обсыхало. Собирали его в пучки, которые ставили верхушками вверх. Перед употреблением их вымачивали водой.
Самым распространенным способом покрытия крыши было покрытие не вязаной осокой. При этом материал подавали на крышу в пучках, но потом эти пучки развязывали и расстилали снизу вверх. По форме крыши были четырехскатными.
Очаг – центр домашнего хозяйства
Как правило, за исключением апацхи, все плетеные жилища представляли собой однокамерные постройки, а апацха могла иметь два, иногда и три помещения. Наибольшее из них обычно располагалось справа от входа. В этой большой комнате у очага семья готовила и принимала пищу, обсуждала свои повседневные проблемы. В ней спали старшие члены семьи. В ряде случаев она служила еще и гостиной. Младшие члены семьи спали в меньших комнатах.
В центре помещения, несколько ближе к «нижней» двери располагался открытый очаг. Очаг в жилищах круглой формы представлял собой своеобразный полукруг; в апацхе он был четырехугольным. Головная часть очага укреплялась тесаным камнем, на который клали утолщенные концы поленьев для костра.
Каждый хозяин старался устроить свой очаг как можно лучше. Здесь непрерывно горел огонь – символ непрерывности жизни. Перед сном хозяин прятал пылающие угольки в золе, чтобы утром зажечь огонь ими же. Делал он так не только потому, что добывание огня было сопряжено с определенными трудностями. По поверью, огонь – явление необычайное, сверхъестественное, он обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода с присущими ему традициями. Даже при разделе семьи отделившаяся брачная пара брала с собой в новый дом горящую головешку из отцовского очага.
Внутреннее убранство апацхи
Над очагом свешивалась надочажная цепь, игравшая роль домашней святыни, деревянные раздвижки, подсвечник и другие крючки.
У очага ставились различной длины скамейки. К боковым стенам прикреплялись деревянные нары, над которыми висели шерстяные покрывала. На нарах лежали постельные принадлежности. В помещении могли быть и всевозможные сундуки, шкатулки, в которых хранились ценные вещи семьи. Несколько выше к стене прибивались полки, в которых помещались предметы кухонной утвари. У одной из стен стояла плоская каменная зернотерка, на которой хозяйка готовила аджику. На стене за специальные крючки держались также узкий стол удлиненной формы с относительно низкими ножками, а также седла, оружие, бурки.
У одной семьи могли быть две жилые постройки типа апацхи, причем каждая из них имела свое назначение. Одна, часто имевшая сзади пристройку для хранения утвари, служила для самой семьи; в ней протекала вся «кухонная» работа. Другая предназначалась для приема гостей.
По материалам Вячеслава Бигуаа. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.
Источник
Апацха — там, где горит очаг
Что такое апацха для абхаза? — Это центр всего семейного мира, это место, где всегда горит домашний очаг, без апацхи трудно себе представить традиционный абхазский двор.
И так давайте посмотрим, что же представляет собой апацха — это четырехугольная плетеная постройка, с земляным полом, посередине которой устроен очаг.
Основное предназначение пацхи — приготовление и прием пищи, копчение на дыму мяса и сыра, а так же прием гостей.
При строительстве апацхи используются такие материалы, как: рододендрон, азалия или орешник для плетения стен; дуб или тис для основания и опор апацхи.
Перед началом плетения стен апацхи ветки рододендрона вымачивают в воде два — три дня, чтобы придать им эластичность. Стены легко пропускали внутрь помещения воздух и свет.
Крыша в апацхе держится на двух или четырех столбах, высота апацхи обычно около двух метров.
В апацхе есть две двери — одна напротив другой. В одну заходят гости, а вторая используется хозяевами для того, чтобы заносить дрова и воду.
Крышу апацхи в древности крыли листьями папоротника или соломой. Сейчас используют современные материалы. На крыше делают вытяжку, через которую уходит дым от очага.
В центре апацхи устроен очаг, над которым крепится цепь, на которую вешается посуда для приготовления пищи.
В традиционной апацхе пол был земляной, тщательно выровненный и утрамбованный. Однако в маленьких помещениях пол делали из досок.
Апацха могла иметь два, иногда и три помещения. Наибольшее из них обычно располагалось справа от входа. В этой большой комнате у очага семья готовила и принимала пищу, обсуждала свои повседневные проблемы. В ней спали старшие члены семьи. В ряде случаев она служила еще и гостиной.
Огонь в апацхе поддерживался постоянно, так как это символ непрерывности жизни. Перед тем, как идти спать, хозяин прятал пылающие угольки в золе, чтобы утром ими зажечь огонь.
У очага ставились различной длины скамейки. К боковым стенам прикреплялись деревянные нары, над которыми висели шерстяные покрывала. На нарах лежали постельные принадлежности. В помещении могли быть и всевозможные сундуки, шкатулки, в которых хранились ценные вещи семьи.
Несколько выше к стене прибивались полки, в которых помещались предметы кухонной утвари. У одной из стен стояла плоская каменная зернотерка, на которой хозяйка готовила аджику.
Резным орнаментом украшались дверные рамы, перила и ворота апацхи, поэтому постройка всегда смотрелась нарядно.
Источник