Аэродвижители
Мослитр
Рокер
На форуме с 07.05.2006, cообщений 507
Москва
Соде Ржание
1) Ранцевый воздушный двигатель
2) Универсальный аэродвижитель
3) Аэровелосипед
4) Карт с пропеллером
5) АВТОСАНИ
6) НА КОНЬКАХ И ПОПЛАВКАХ
7) АЭРОМОБИЛЬ
В НЕБО — С МОТОРОМ ЗА СПИНОЙ
9) РАНЦЕВЫЙ АЭРОДВИЖИТЕЛЬ
10) ДВИЖИТЕЛЬ — ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ
11) АЭРОДВИЖИТЕЛЬ — НА ЛОДКУ!
12) На зависть Карлсону
1) Ранцевый воздушный двигатель
На чем можно ездить!
Только слаломистам, наверное, знакомо то ощущение скорости, которое испытал восьмиклассник иэ Перми Николай Сидоров, когда прошлой зимой демонстрировал во время городских лыжных соревнований свое изобретение — ранцевый воздушный двигатель. Легкая сварная рама-«корзина» из стальных прутьев, в ней закреплен мотор от бензопилы «Дружба». Рывок тросика — мотор заработал, начинает вращаться воздушный винт. Когда такой двигатель висит на лямках у тебя за плечами, устоять на месте нелегко — ведь винт создает тягу около 16 кг. А весит он — рама с лямками, мотор и бачок с горючим — 12 кг. Но зато как здорово с такой ношей за плечами мчаться на лыжах или коньках! Участникам слета Коля показывал свой двигатель в действии, носясь по школьному двору на трехколесном велосипеде. Сколько было завистливых взглядов!
2) Универсальный аэродвижитель
4) Карт с пропеллером
5) АВТОСАНИ
Эта модель — копия настоящих автосаней, эксплуатируемых на Севере.
Г. ДРАГУНОВ
Рис. Л. ВЕНДРОВА
6) НА КОНЬКАХ И ПОПЛАВКАХ
Сегодня мы рассказываем, как построить модель, которая одинаково хороша и на воде, и на льду. Она может быть оборудована четырехканальным радиоуправлением — два канала для руля поворота и два канала для управления дроссельной заслонкой двигателя — или приспособлена для запуска на корде.
Рассчитана модель на двигатели с объемом 2,5 см3.
Изготовление начинают с выпиливания из трехмиллиметровой фанеры корпуса 1 и крыла 2. К нижней части корпуса 1 с обеих сторон крепятся на клею планки 1а, а снизу крыла 2 прикрепляется основание 2а, которое также выпиливается из трехмиллиметровой фанеры. Между собой эти детали соединяются шипами, которые при монтаже промазываются любым водостойким клеем. Обратите внимание на то, что шипы на корпусе в том месте, где крепится крыло, имеют высоту 6 мм, а ближе к носу модели — всего 3 мм. Т-образный пропил в носовой части корпуса необходим для размещения механизма управления.
Вильчатая подмоторная рама 3 изготовляется из четырех реек, плотных пород дерева. Сечение реек 10X10 мм. Между собой они соединяются клеем и небольшими шурупами.
Коньки передние 4 и задние 5 вырезаются из стального листа толщиной 1 мм. В верхней части коньков 5 сверлятся три отверстия диаметром 3 мм для винтов, которыми коньки будут крепиться в обтекателях 6. Обтекатели вырезаются из липового бруска толщиной 20 мм. В них по всей длине делается пропил шириной 1 мм для установки коньков и прорезь шириной 3 мм для крепления к крылу. Длина пропилов и прорезей равна месту крепления. Пропилы для коньков можно выполнить ножовкой. Прорези лучше всего сделать на фрезерном станке.
Шпангоуты 7, 8, 9, 10, 11, 12 выпиливаются из фанеры толщиной 3 мм. Обратите внимание, что шпангоуты 7, 11 и 12 имеют левую и правую части. Для монтажа шпангоутов используется водостойкий клей. На клей устанавливаются и два стрингера, для них в каждом шпангоуте предусмотрен пропил. Облицовка корпуса выклеивается из бумаги или ткани непосредственно на полученном каркасе или в специально изготовленных по размерам каркаса формах. В последнем случае модель получится гораздо аккуратнее. Облицовка приклеивается или прибивается мелкими гвоздиками к каркасу.
В носовой части облицовки целесообразно предусмотреть отверстие для доступа к рулевому механизму или сделать специальную съемную крышку. Устанавливать облицовку не спешите: опробовать и отрегулировать модель лучше без нее. Только тогда, когда все будет отлажено, займитесь внешним видом модели.
Если модель делается радиоуправляемой, блок радиоуправления и аккумуляторы или батареи размещаются под обтекателем 13, для которого предусмотрено специальное место. Краями обтекатель опирается на стрингеры, а его передняя и задняя части выполняются по форме шпангоутов 8 и 10. Обтекатель 13 можно вырезать из пенопласта, бальзы или липы. Нетрудно его и выклеить на специальной оправке. То же самое относится и к изготовлению обтекателя 14 для двигателя. Под ним нужно разместить бак для горючего 15 объемом 25—30 см3, а вырез в верхней части выполнить так, чтобы двигатель 16 можно было легко демонтировать. Винт 17 лучше всего взять готовый, установить на него обтекатель 18 с поперечными размерами, близкими к размерам обтекателя двигателя.
Рулевая сошка 19 и ось 20 соединяются между собой и коньком 4 пайкой. Однако сошку 19 и ось 20 нужно паять твердым (например, серебряным) припоем, а конек 4 укрепить в специальной прорези оси 20 на мягком припое. Ось 20 вращается во втулке 21, вклеенной в детали 1 и 2а.
Поплавки модели боковые 22 и передний 23 крепятся непосредственно к конькам 4 и 5. Для этого в коньках нужно предусмотреть специальные отверстия диаметром 3 мм. Лучше всего изготовить поплавки из пенопласта или бальзы, покрыв их несколькими слоями лака. Поперечное сечение обеих поплавков одинаковое. На чертеже они изображены’ собранными из трех пластин, толщиной по 20 мм. Без ущерба для качества их можно вырезать и из цельного куска.
На некоторых деталях нашего чертежа размеры не указаны. Их можно подобрать по соответствующим размерам основных деталей или использовать масштабную сетку, в которой каждое деление равно 1 см.
Не забывайте, что заданные размеры не абсолютны. Поэтому смело меняйте их в соответствии с размерами имеющихся материалов. Смелее используйте и усвоенные вами приемы работы. Ведь, например, корпус можно выклеить и из разглаженной соломы или полосок бальзы, пайку
заменить сваркой, а обтекатели отштамповать из пластмассы.
И. НЕЙМАН, инженер
7) АЭРОМОБИЛЬ (ЮТ №10 1978)
Среди многих оригинальных машин, построенных ребятами клуба «Юный техник» Ворошиловского района Москвы, особой популярностью пользуется
«Аэромобиль «ЮТ». Трехколесная машина, природима’ в движение воздушным винтом, постоянно собирает вокруг себя многочисленных зрителей, с интересом разглядывающих необычный аппарат, который одинаково легко катится как по асфальту, так и по рыхлому снегу.
Аэромобиль был построен шесть лет назад и все это время постоянно совершенствовался. И сегодня еще нельзя сказать, что работа над ним полностью закончена. Вносятся изменения в рулевое управление, улучшается конструкция тормозов. Тем не менее публикуемый в этом номере журнала вариант аэромобиля, по мнению его авторов, является вполне завершенным. Простота конструкции, доступность в изготовлении и возможность всесезонной эксплуатации позволяют рекомендовать «Аэромобиль ЮТ» широкому кругу наших читателей.
Для его изготовления вам потребуются : дюралевые уголки сечением 40X40, 30X30 и 20×20 мм, детский самокат с надувными шинами 12 1/2 X 2 1/4 дюйма и одним, запасным колесом, деревянный брусок для воздушного винта и двигатель от мотопилы «Дружба» или газонокосилки.
Рама аэромобиля представляет собой жесткое соединение несущей прямоугольной платформы с рамой 2 детского самоката. Платформа собирается из уголков сечением ЗО х ЗО мм и состоит из двух поперечин 6 длиной 840 мм и четырех лонжеронов 8 длиной 480 мм. Два боковых лонжерона связывают концы поперечин, два других расположены параллельно первым на расстоянии 90 мм от них.
Посередине лонжеронов необходимо просверлить по одному отверстию под оси задних колес.
Все элементы рамы соединяются на заклепках или болтах.
На собранной платформе в средней ее части симметрично продольной оси устанавливаются два уголка 7 сечеиием 40X40 мм и длиной 730 мм. Уголки располагаются параллельно лонжеронам на расстоянии 230 мм друг от друга. Выступающие за края платформы консольные части этих уголков свяжите между собой поперечным уголком 3 сечением 20×20 мм и длиной 380 мм, который, в свою очередь, соединяется с передней по-перечияон платформы двумя раскосами 5, обеспечивающими необходимую жесткость платформы. Для раскосов используйте металлические полоски шириной 20 и толщиной 3 мм.
На передней поперечине платформы установите два уголка 11 с просверленными в них отверстиями, к которым крепятся проушины задней вилки 4 самоката.
Сама задняя вилка крепится болтами к поперечному уголку 3. Необходимая жесткость соединения рамы самоката и платформы обеспечивается двумя диагональными уголками 1 сечением 30X30 мм. К задней по: перечине платформы прикрепляется опора в форме трапецнн 9 для двигателя, выполненная из двух уголков 40X40 мм, связанных поверху между собой уголком 20Х.20 мм. Жесткость опоры двигателя обеспечивается двумя раскосами 12, выполненными из уголка 20X20 мм, опирающимися на переднюю поперечину платформы. К уголкам 7 на расстоянии 120 мм от задней поперечины платформы крепятся две вертикальные стойки 10 из уголков 20X20 мм длиной 900 мм, которые служат опорой для топливного бака и спинки сиденья.
Для большей устойчивости зти стойкн необходимо соединить болтами с раскосами 12 опоры двигателя. Сиденье водителя Может быть произвольной конструкции с учетом его роста и удобства управления рулем аэромо-биля.
Двигатель аэромобиля от бензопилы «Дружба» без каких-либо переделок. Мощность двигателя при максимальных оборотах 5000—5400 об/мин составляет 4 л. с. Расход топлива не превышает 550 г/л. с. в час на всех режимах его работы. В качестве топлива используется смесь автомобильного бензина А-72 с автотракторным маслом АК-10 или АС-9,5, в пропорции 15 : 1 по объему.
Двигатель крепится к трапецеидальной опоре тремя болтами. Топливо в двигатель поступает из бензобака 13 емкостью 1,5 л, который соединяется с карбюратором хлорвиниловым шлангом. Управление карбюратором производится посредством гибкой связи, вынесенной на правую рукоятку руля.
Наиболее ответственной частью аэромобиля, требующей особенно качественного изготовления, является воздушный виит. Оттого, насколько тщательно он выполнен, во многом зависит развиваемая им тяга и, следовательно, скорость. Винт изготавливается из сухого березового бруска сечением 35X85 мм и длиной 700 мм. Можно использовать также дуб, клен и ясень.
Винт крепится к валу двигателя с помощью фланца, специально изготовленного на токарном станке, для чего в ступице винта нужно просверлить по месту четыре сквозных отверстия под болты Мб.
Двигатель запускается вручную пусковым шнуром, намотанным на стартер. Останавливается размыканием электрической цепи выключателем, установленным на левой рукоятке руля.
Для придания аэромобилю более завершенного вида рекомендуем на его раму установить обшивку, выполненную из тонкого дюралевого листа или фанеры.
Зимой аэромобиль за 10 мин можно превратить в аэросани, для чего нужно заменить колеса на лыжи.
Ширина полозьев ие менее 8 см, в противном случае по рыхлому снегу она будет глубоко зарываться. Длина задних лыж — 600 мм, передних — 300 мм. На лыжах устанавливается осевая опора 14, выполненная из стального листа толщиной 5 мм.
Сравнительно маленькая мощность двигателя ограничивает скорость аэромобиля по пересеченной местности, однако на относительно ровных участках он может развивать скорость 40—50 км/ч.
В НЕБО — С МОТОРОМ ЗА СПИНОЙ
В конце 80-х годов семейство легких транспортных средств с механическим двигателем (от мотоциклов и аэросаней до СЛА) пополнилось новым видом сверхлегкого летательного аппарата, получившим официальное (по классификации ФАИ) название мотопараплан. Однако в разговорной речи его часто называют парамотором (ПМ), подразумевая под ним весь аппарат. Само это слово родилось из торговой марки одной из европейских фирм.
Конструктивно парамотор представляет собой автономный блок с ДВС и воздушным винтом в защитном ограждении, с встроенной топливной системой, имеющий устройство для запуска и управления двигателем.
Функционально же — это силовая установка для параплана, которая позволяет ему взлетать с горизонтальной, более или менее ровной площадки без использования воздушных потоков.
Уникальные свойства ПМ — небольшая скорость полета, простота управления, нетребовательность к взлетно-посадочным площадкам, наименьший среди всех моторных ЛА уровень шума — наилучшим образом раскрываются при воздушных прогулках в хорошую погоду. В связи с этим в последние годы в Европе наблюдается настоящий парамоторный бум. В гораздо меньшей степени (из-за высокой стоимости зарубежных аппаратов: 6 — 16 тысяч долларов за комплект), но тем не менее заметно проявляется интерес к ПМ и на территории постсоветского пространства.
Наш коллектив, объединивший энтузиастов СЛА и позже названный «Арей», занялся ПМ в 1992 году. Первый опытный образец аппарата был опробован через год, но, несмотря на огромный объем доводочных работ, его летно-эксплуатационные характеристики оказались совершенно непригодными. За ним последовала серия из двух аппаратов с уже улучшенными показателями, но со все еще не удовлетворявшими нас потребительскими свойствами. Однако уже в 1994 году эти работы были отмечены дипломом Всероссийского фестиваля СЛА.
Первый ПМ с приемлемыми потребительскими свойствами был построен в 1995 году под названием «ТАТУШ 1.2». Его совершенствование продолжалось, после ряда серьезных доработок новый вариант получил название «ТАТУШ 120». Таким образом, чтобы сделать хороший парамотор, потребовалось четыре года и несколько неудачных образцов! А тем самодельщикам, которые рассчитывают с одного раза построить что-то, чтобы сразу летать, ездить и плавать, можно только посочувствовать.
«ТАТУШ 120» — третье поколение пара-моторов, основные параметры которого были определены еще при создании экспериментального образца. Технические характеристики и свойства позволяют с успехом применять его для прогулочных полетов. Хорошо подходит он также для соревнований и обучения полетам.
Неоднократный призер Кубка СНГ по парапланеризму П.Макаров с парамотором «Татуш 120».
Определяющим признаком серии является диаметр воздушного винта — 1,2 м. Использование движителя такого большого размера увеличивает тяговооруженность аппарата (при той же мощности двигателя), что позволяет значительно сократить разбег, увеличить скорость набора высоты. А благодаря тому, что на крейсерском режиме двигатель работает на меньшей мощности, снижается его шум и расход топлива, увеличивается ресурс. Такой диаметр оптимален для многоцелевых парамоторов. Дальнейшее увеличение винта дает лишь небольшую прибавку в тяге, зато его ограждение начинает мешать наполнению купола параплана, растет масса и крутящий момент. По-видимому, 1,3 м—разумный предел для винта. Не очень перспективны и парамоторы с меньшим диаметром: экспериментальный образец с винтом 1 м не нашел применения, так как уменьшение веса на 1 кг не компенсировало падения тяги на 5 кг и увеличения уровня шума.
Параметры «ТАТУШ 120» соответствуют наиболее популярным зарубежным ПМ. Как правило, это одноместный аппарат массой 18—25 кг с двухтактным одноцилиндровым мотором воздушного охлаждения мощностью 15 — 18 л.с., ременным редуктором, запасом топлива 5—Юли винтом диаметром 1—1,3м. Такой парамотор развивает статическую тягу 40—60 кг и ориентирован на развлекательные полеты пилотов массой 60-100 кг.
Унифицированная подмоторная рама и ограждение обеспечивают установку на парамотор двигателей разных типов, что позволяет создать гамму аппаратов близкого назначения, но с характеристиками, наилучшим образом соответствующими запросам конкретных пилотов. В настоящее время основным мотором являетсяА-170(мощность- 15л.с., масса-13,3 кг). Хорошо себя показал вариант с широко распространенным в мире мотором SOLO 210 (18 л.с.,10,2 кг).
Мы не сделали бы хорошие парамоторы, не решив проблемы двигателя — подходящего отечественного как не было, так и нет. Единственным реальным выходом стало изготовление своего. Но если конструировать и делать такой мотор с нуля, то связанные с этим проблемы погубят затею. Поэтому в А-170 полностью оригинальными являются только картер и корпус зажигания. Цилиндро-поршневая группа с некоторой форсировкой и коленвал заимствованы от мотоцикла «ИЖ-Ю-5». К достоинствам деталей «Юпитера» следует отнести высокое и стабильное качество изготовления, а также относительно небольшую стоимость и широкую доступность. Недостатки — сравнительно большая для такой кубатуры масса, сниженная эффективность охлаждения головки цилиндра из-за расположения ребер поперек оси коленвала и самый главный для серийного производства недостаток — «парность» указанных деталей. В силу чего на половине наших парамоторов глушитель расположен справа, бак и карбюратор слева, а на другой половине наоборот. Шнуровой стартер и электронное зажигание — от бензопилы «УРАЛ». Все покупные детали, используемые в моторе, проходят контроль на соответствие повышенным требованиям к высоконагруженному авиационному мотору.
В настоящее время двигатель полностью доведен. Его можно устанавливать на любые транспортные средства с аэродвижителем. Несмотря на не выдающиеся удельные параметры, по комплексу показателей он — просто отличный. Тем не менее базовая модель его постоянно совершенствуется, появляются различные варианты оснащения. Конструкция позволяет как устанавливать винт непосредственно на коленвал, так и использовать редукторы с различными передаточными отношениями.
К раме парамотора двигатель крепится на трех амортизаторах, выполненных в виде резинометаллических втулок. Хорошо подобранная схема крепления мотора и жесткость амортизаторов позволяют полностью избавиться от передачи вибрации от мотора к пилоту.
Для снижения уровня шума двигателя использован эффективный двухкамерный глушитель, установленный непосредственно на выпускном патрубке. Этот внешне простой элемент подвергается большим температурным и вибрационным нагрузкам, и его конструкция и технология изготовления потребовали тщательной отладки. Из-за своего малого веса и габаритов глушители такого типа установлены на большинстве зарубежных парамоторов. Но уже есть несколько моделей с настроенными выпускными системами, значительно улучшающими мощностно-экономические показатели двухтактных двигателей. Такую
же систему предполагается использовать и на перспективной модели, так как первый опытный ее образец увеличил статическую тягу на 2 кг и значительно снизил шум.
Винт большого диаметра требует понижения частоты вращения. Для этого большинство зарубежных фирм используют редуктор с поликлиновым ремнем, который имеет высокий КПД и срок службы, но дорого стоит и требует очень высокой точности и чистоты изготовления шкивов. А-170 комплектуется традиционным З-ручьевым клиноременным редуктором с отечественными ремнями. Передаточное отношение 1:2,5 оптимально для согласования винта диаметром 1,2 м с мотором, развивающим максимальную мощность при 6 — 7 тыс. об/мин, обеспечивая скорость конца лопасти не более 170 м/с, а на крейсерском режиме —100—120 м/с. Влияние этого параметра на величину шума, создаваемого парамотором, велико. Так, упоминавшийся уже парамотор с метровым винтом, передаточным числом 1:1,7 и тем же мотором оказался более шумным как раз из-за больших окружной скорости и удельной нагрузки на оме-таемую площадь.
На «ТАТУШ 120» бак установлен сбоку от мотора непосредственно над карбюратором, и топливо подается самотеком, что позволило отказаться от дорогого ненадежного бензонасоса и подкачивающей груши, снизив за счет этого массу. Пожароопасность самотечной схемы (кстати, широко распространенной
за рубежом), сильно преувеличена, так как ни одна деталь двигателя не нагревается до температуры воспламенения бензина (630°С). Кроме того, такое расположение бака позволяет контролировать количество топлива в полете (большая редкость для парамоторов), а встроенный кран — снимать его при перевозке ПМ и регулировать карбюратор, не сливая топлива (которым является бензин с октановым числом не ниже 91 в смеси с маслом категории SUPER-2T в соотношении 50:1).
Высокие требования предъявляются к маслу; они связаны с условиями работы коренных подшипников коленвала и нижним расположением свечи зажигания, искровой промежуток которой может замкнуться частицами нагара или залиться осадком после стоянки. Сейчас хорошее масло уже не дефицит, а довольно высокая его стоимость компенсируется малым расходом. При использовании мотора на транспортном средстве цилиндром вверх допускается применение масла МС20 в соотношении 25:1.
На А-170 устанавливается карбюратор К65Д. Хорошо показал себя и другой, марки К68; но поскольку он сейчас выпускается только в модификации для четырехтактного мотоцикла «Урал», приходится значительно увеличивать сечения жиклеров. Недостаток всех отечественных карбюраторов — негерметичная поплавковая камера, не позволяющая перевозить ПМ горизонтально, не слив бензина.
Необходимо отметить, что от самодельного мотора нельзя требовать авиационной надежности, так что на случай его отказа всегда необходимо иметь возможность благополучной посадки (запасной парашют). Это правило законодательно установлено для полетов на не сертифицированных летательных аппаратах, которыми являются все СЛА.
Все агрегаты «ТАТУШ 120» крепятся на прочной раме, сваренной из легких труб (алюминиевый сплав АМгб). Легкосъемное ограждение винта разбирается на четыре части; оно сварено из таких же труб, но меньшего диаметра. Для отдельных деталей использованы сплавы Д16Т и АД31ТН. Присоединительные размеры рамы и ограждения жестко задаются стапелем, в котором они свариваются.
Нижняя часть рамы образует надежную опору, позволяющую парамотору
ПАРАМОТОР ТАТУШ 120 Двигатель А-170 Мощность 15 л.с. Диаметр винта 1,2 м Статическая тяга 46 кг Сухая масса 26 кг 26 Экипаж 1 чел. Полезная нагрузка 100кг , Запас топлива 5 л
ПАРАМОТОР ТАТУШ 210 Двигатель SOLO 210 Мощность 16 л.с. Диаметр винта 1,2 м Статическая тяга 50 кг Сухая масса 21 кг 26 Экипаж 1 чел. Полезная нагрузка 100кг , Запас топлива 5-10 л
ПАРАМОТОР ТАТУШ 300 Двигатель HIRTH Мощность 22 л.с. Диаметр винта 1,24 м Статическая тяга 70 кг Сухая масса 30 кг 26 Экипаж 1-2 чел. Полезная нагрузка 150кг , Запас топлива 5-10 л
9) РАНЦЕВЫЙ АЭРОДВИЖИТЕЛЬ (М-К №1 1968)
Твори, выдумывай, пробуй!
Мы привыкли к тому, что любое моторное средство транспорта должно иметь раму, на худой конец опорное устройство, где можно закрепить двигатель. Но вполне надежным опорным устройством могут быть и плечи человека. Ранцевый винтомоторный аэродвижитель для лыжников, созданный в общественном конструкторском бюро Поволжского лесотехнического института имени М. Горького (Йошкар-Ола) мастером спорта Ф. Магиным, именно зтот вариант и предусматривает. Пропеллер за спиной дает возможность лыжнику двигаться по снегу со скоростью до 30 им/час.
Движитель пригодится в перспективе не только для прогулок. Технические виды спорта рождаются на глазах. Вполне может появиться еще один — соревнования аэролыжников.
Конструкция движителя очень проста, его легко сделать за несколько вечеров. Основная ее часть — бензиновый двухтактный двигатель воздушного охлаждения мощностью порядка 4—5 л. с. с числом оборотов коленчатого вала в пределах 4000—5000 об/мин. Этим параметрам соответствует двигатель от бензопилы «Дружба», мотоцикла К-125 или какой-либо другой воздушного охлаждения. Эти двигатели относительно легки, и плечи вполне их выдержат.
Основа азродвижителя (рис. 1) — наспинная плита 11, к которой крепятся удерживающие ремни 10, двигатель 5 и оградительное кольцо 4.
Удерживающие ремни шириной 45—50 мм должны быть такими, чтобы их длину можно было регулировать пряжками или зажимами, Ремни крепятся к наспинной плите стальными накладками и болтами Мб X 25.
Наспинная плита 11 изготовлена из фанеры толщиной 10 мм или какого-либо другого прочного материала: дюралюминия, текстолита. При выборе материала надо всегда помнить, что плечи человека не станина, поэтому конструкция должна быть как можно легче.
Двигатель крепится и плите ограничительным кольцом и стальными тягами 6, Кольцо согнуто из листовой стали толщиной 1,5 мм и служит также гнездом под стартер для заводки двигателя. Обычно после запуска бензопилы «Дружба» стартер с двигателя сразу снимается. В нашей конструкции стартер постоянно находится на двигателе, и его можно в любую минуту использовать для запуска.
Предусмотренный для удобства запуска удлинительный шнур 9 одним концом крепится к ручке стартера, на другом находится петля, в которую лыжник вставляет при запуске ногу. Таким образом, стартер из ручного превращен в ножной. После запуска удлинительный шнур необходимо сматывать и убирать в специальный карман.
Оградительное кольцо изготовлено из дюралюминиевой трубки диаметром 22 мм. По всему периметру к нему крепится ребро жесткости — полоска из дюралюминия толщиной 1,5—2 мм и шириной 40 мм. Кольцо и ребро обматываются киперной лентой и красятся.
Оградительное кольцо крепится к наспинной плите двумя крестообразно расположенными изогнутыми дюралюминиевыми трубками диаметром 20 мм. К одной из этих трубок присоединен бензобак емкостью 1,5 литра, который соединяется с карбюратором через хлорвиниловый шланг и бензокран 3. Управляют карбюраторам рукояткой через гибкую связь 2. Наиболее ответственная часть движителя, требующая особенно тщательного изготовления, — воздушный винт 8. От того, насколько удачно он выполнен, зависит развиваемая движителем тяга и, следовательно, скорость лыжника.
Винт (рис. 3) изготавливается из сухого березового бруска сечением 35 X 85 мм, длиной 700 мм. Размеры и форма винта в плане приведены на рисунке 3. Винт должен быть тщательно отбалансирован, отшлифован и покрыт несколькими слоями нитроэмали. Отверстия под болты Мб сверлить по месту.
На рисунке 2 изображен фланец 7, при помощи которого винт крепится к валу двигателя.
Источник