- Тема: Бюджетная переносная активная колонка своими руками
- Бюджетная переносная активная колонка своими руками
- МОЩНАЯ АКТИВНАЯ КОЛОНКА С АВТОНОМНЫМ ПИТАНИЕМ
- Как сделать самому классную портативную акустику?
- Содержание
- Выбор концепции и дизайна акустики
- Выбор типа корпуса
- Подбор динамиков и акустического оформления
- Подбор усилителя
- Подбор источника сигнала
- Выбор аккумулятора
- Сборка изделия
- Заключение
Тема: Бюджетная переносная активная колонка своими руками
Опции темы
Бюджетная переносная активная колонка своими руками
Хочу сделать активную переносную бюджетную колонку для проведения небольших уличных мероприятий человек на 5-10. Ранее использовалась китайская колонка на 200 китайских ватт, колонка отслужила свои честные 5 лет, и ныне, увы, пришла в негодность.
На новую дорогую фирменную колонку раскошеливаться не хочется. Руки растут вроде из правильного места, с лобзиком знаком, с паяльником тоже дружу, поэтому хочу попробовать создать что-то свое. На абум делать не хочется, поэтому прошу помощи знающих людей!
Так вот, стоит задача создать активную трехполосную колонку размером не более 50-60 см в высоту. Хочется добиться максимально чистого, мягкого звука, максимальная громкость при этом не так важна, поэтому прошу совета по ряду вопросов, таких как: какие размеры должны быть у данной колонки, какой тип короба лучше искользовать — открытого или закрытого типа, какой тип фазоинвертора лучше сделать — щель или труба? Также волнует вопрос, как максимально компактно разместить все три полосы (ВЧ, СЧ, НЧ), как лучше разделить ВЧ, СЧ от НЧ? Материал изготовления короба планируется — фанера либо МДФ.
В качестве динамиков есть несколько вариантов: использовать динамики от Веги 25АС-109, также недорого предлагают колонки Lo-D HS-58 (Hitachi) (колонки долго стояли в сыром гараже, корпус подгнил, но динамики вроде целые):
Также есть несколько отдельных динамиков с неизвестными характеристиками, известны лишь размеры и сопротивление: диаметром 21 см и 5.4 Ом, диаметром 21 см и 4 Ом? 12 см 6 Ом. Кроме того, есть советские 10 ГД-34. Стоит ли вообще их рассматривать?
Какие ещё можно использовать не очень дорогие но популярные динамики?
В настоящее время на руках имеются два усилителя: аналоговый 15W+15W (на TDA 7297) и цифровой на 100W (на TPA 3116), заказан отдельный темброблок.
Также на Алиэкспресс заказан усилитель 2.1 на TDA 7377 с темброблоком. Какой из вышеперечисленых вариантов лучше подойдет для поставленной задачи, либо какой ещё недорогой усилок можно приобрести взамен этих?
В качестве источника питания будет использоваться гелиевый аккумулятор на 12В 7,2А (можно и 24В — 2 аккумулятора по 12В на 4.2А), с возможностью запитки от внешнего источника. Время работы от аккумулятора должно быть не менее 4 часов.
Усилитель и аккумулятор будут находится внутри короба.
На какие моменты ещё стоит обратить внимание?
Заранее благодарю за советы и откровенную критику
Последний раз редактировалось Kalmar; 28.06.2017 в 16:56 .
Источник
МОЩНАЯ АКТИВНАЯ КОЛОНКА С АВТОНОМНЫМ ПИТАНИЕМ
В даташите написано, что микросхема TDA1516 может работать от 6 вольт — не верьте. Для эксперимента купил аккумулятор 6 Вольт на 6 ампер, подключил к схеме, думал, что будет работать, но услышал только какой-то хрип. Предположил вначале, что может микросхема с дефектом, но потом подключив последовательно с аккумулятором дополнительный литий-ионный АКБ от телефона — все прекрасно заработало. Решил купить еще один аккумулятор 6В 6А.
Смотал их скотчем вместе и соединил последовательно.
Сам усилитель собрал навесным монтажом. Схема очень проста, только два конденсатора и сама микросхема. Вот принципиальная электросхема самодельной активной АС:
Вместо конденсатора 2200 мкФ лучше поставить 4700мкф 16 вольт. Микросхему «посадил» на заднюю крышку колонки.
Корпус взял из старой колонки Sven. Выкинул все из нее, оставил только один большой динамик. Задню панель зашлифовал. Повставлял все, что нужно для управления активной колонкой. Транзистор там просто для того, чтобы закрывать дырки от бывшего выключателя:) Внутри обклеил корпус тканью звукопоглощения.
1. Вход (делайте только белый).
2. Кнопка включения.
3. Индикатор «off/on».
4. Ручки только для красоты.
5. Гнездо зарядки.
Теперь динамики. Вместо высокочастотного динамика поставил отечественный 3ГД-2. Подключил его через конденсатора 1 мкФ. Пищалка и большой динамик подключены параллельно. Затем занялся расчётом фазоинвертора, пользовался программой BassPort.
Зарядка. Схему зарядного устройства взял простейшую — трансформатор, выпрямитель, диодный мост и ограничительный резистор. Сопротивление его подбираем исходя из нужного зарядного тока (0,1С). Резистором (10 ватт 5,1 Ом) подобрал ток равный 0,6 Ампера. Заряд аккумуляторов длится 10 часов, на ночь поставил — утром напряжение нормально.
Вот вроде все, колонка на всю громкость от телефона держит заряд примерно 10 часов — этого для меня хватает с головой. Автор конструкции: ruslan70915.
Форум по обсуждению материала МОЩНАЯ АКТИВНАЯ КОЛОНКА С АВТОНОМНЫМ ПИТАНИЕМ
Тонкомпенсированный регулятор громкости с адаптацией к регулятору тембра — теория и практика.
Сборник из 10 конструкций и схем приставок к цифровым мультиметрам, расширяющих функционал измерительных приборов.
Теория работы импульсных источников питания и варианты схемотехники.
Источник
Как сделать самому классную портативную акустику?
А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.
Содержание
Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.
Выбор концепции и дизайна акустики
Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.
Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).
Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.
Выбор типа корпуса
Пожалуй, самая видовая и занимательная часть акустики — это корпус.
Рассмотрим несколько «рецептов» изготовления корпуса для DIY портативной акустики.
- Фанера
- Готовые «доноры»
- Корпуса для РЭА
- Профили
- 3D печать и формовка
Фанера
Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.
Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.
Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.
Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:
Готовые «доноры»
Донором для портативной акустики может служить:
- Чемоданы
- Ящики для инструмента
- Канистры
- Аптечки
- Кашпо
- Кейсы от коньяка
- И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.
Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:
Корпуса для РЭА
Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).
Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.
Пластиковые корпуса очень легко обрабатывать «на коленке». Нужен гравер, перьевое сверло, напильник.
При приложении рук получается вполне нарядно:
С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.
Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):
Профили
В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.
Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.
Вот мой мой пример корпуса из профиля:
3D печать и формовка
Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.
Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.
Подбор динамиков и акустического оформления
Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.
- Микро — размер 3″ Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.
Для размера «мини» и «макси» желательно измерить параметры Тиля — Смолла для точного расчета объема и выбора акустического оформления. Я использую ПО bassbox 6 pro. Это позволит получить максимальную отдачу динамика на низких частотах.
Основные акустические оформления для портативной акустики:
- Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
- Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
- Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.
Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.
Пожелания к динамикам для портативной акустики:
- Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
- Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
- Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
- Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности
Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.
Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.
Подбор усилителя
Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:
- Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
- Компактный размер
- Однополярное питание под аккумуляторы
- Запас по искажениям и мощности
- Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов
Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.
Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:
Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.
Подбор источника сигнала
Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.
Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.
Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.
Есть еще интересный современный вариант источника от Arylic — Up2Stream Mini V3 плата с поддержкой стриминговых сервисов и интернет радио. Входы: WiFi, Bluetooth 5.0 и линейный вход. Питание 5 В, размеры 55х45х12 мм. Управляется с мобильного приложения.
Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.
Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.
Выбор аккумулятора
Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.
У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.
Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.
Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.
Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.
Сборка изделия
Советы для финальной сборки портативной акустики:
- Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
- В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
- Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
- Разборная конструкция практичнее склеенной.
- Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
- Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.
И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.
Можно добавить «красоты» изделию:
- Часы
- Кнопку с подсветкой
- Кольцевую RGB подсветку
- Светодиодный фонарик
- Стрелочный или цифровой индикатор уровня
Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:
Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:
Заключение
Нельзя объять необъятное ©
В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.
Спасибо за внимание. Творческих успехов и удачных конструкций!
Источник