Акустический щит своими руками для

Акустический щит своими руками для

Евросамоделки — только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.

Щитовая (плоский экран) акустическая система своими руками

Добрый день, самоделкины! Пока разрабатываются динамики на больших щитах, запилил маленькие щиты на 16 динах. Сегодня закончил, выкладываю фото. Ну, и, естественно, делюсь впечатлениями и технологией изготовления.

На первом фото фирменные щиты ГИ Thorens, на следующих — мои.

Естественно, для изготовления щитов нужны хорошие динамики и материалы, использовал бумажные дины СССР вес диффузора 2гр. Играют 80-15000 Гц в щите от 20 до 20000 гц с пищалкой 2ГД-36. Корпус — фанера березовая 18мм, демпфированная спереди пробковой подложкой 5мм, и сзади — шумкой самоклейкой с фольгой. Пилил лобзиком. Пайка (соединение комбинированное) больших щитов медной шиной, маленких цельнотянутым медным проводом 6кв. Обтягивал коричневым шифоном, можно в два слоя(динамики менее заметны) торцы уголочком под дуб.

Ну, и впечатления.

Басы есть и у маленьких щитов, причем солидные, чуть хуже больших.
Звука много, он открыт и реалистичен. Как на живом концерте. Ну, почти. С хорошим разрешением и динамическим диапазоном. Даже при плотном, быстрым, музыкальном материале отчетливо слышен каждый инструмент. Бас великолепен! На всех без исключения треках меня поразил звук барабанов – сочный и натуральный, тарелочки и бонги и бочка, все ударные явно и четко локализованны, как будтто ударник сидит в реале.Ну в общем так как-то…

Ответил ТОРРЕНССУ своим сссровским энтузиазмом, рабочими руками и качественными материалами, одна столешница от старого стола (60-ых годов) чего стоит! Без формальдегидов, натуральный шпон, чистые калиброванные(сеянные) опилки… а медь? где вы увидите 6 квадратов цельнотянутого провода в колонках?

Ну, и всем скептикам отвечу: делайте, слушайте и наслаждайтесь, пока еще есть сссровские дины! Измерения, графики, формулы, диспуты научные по физике и психоаккустике не для меня.

ВСЕ УЖЕ ПРИДУМАЛИ ДО НАС, УМНЫЕ ДЯДЬКИ из СССР и фирма THORENS!

Источник

Акустический щит быстрого приготовления на 6ГДШ-5

Естественно за неделю (с учетом работы с 9 до 18) без особого шума и пыли в квартирных условиях могут получиться только щиты, другие ящичные формы не успею, да и не люблю (применительно к среднечастотному диапазону).

В дело пошли два прямоугольных куска 10 мм фанеры и 4 штуки 6ГДШ-5, купленные по 70 р несколько лет назад.

В голове быстро прокрутились возможные варианты.
Первый — простейший: динамики на щит спереди (тогда отверстия можно выгрызть чем угодно: фланец диффузородержателя все прикроет), однако совковый вид динамика будет как в исходном варианте. Нужны грили, а времени то нет. Не пойдет!

Второй вариант, он же последний: динамики на тыльную сторону щита, а если их сразу обтянуть радиотканью перед установкой, то совковый облик маскируем. Очень хорошо! Но тут появляются следующие акустико-технологические камни.

Цилиндрическое отверстие хорошо рисуется циркулем, да плохо вырезается электролобзиком (глаза уже не те, да и рука может дрогнуть). Кроме того, эта самая труба-отверстие (длина этой трубы равна толщине фанеры 10 мм) перед динамиком будет подгуживать на своей резонансной частоте, а также искажать звуковую картинку за счет дифракции волн (изменения направления при огибании препятствий) на границе трубы-отверстия с внешней плоскостью щита. Не пойдет!

Выход один, который убирает оба этих камня: делаем плавный переход от цилиндрической трубы к внешней плоскости щита, то есть снимаем фасочку, причем не конусную (с прямой образующей), а.. (не хочется много заумных слов) похожую на раструб оркестровой трубы, в которую дуют. Технологически в ручную снять конусную фаску ничуть не легче, чем вырезать цилиндрическое отверстие в щите.
Всё, хватит слов, теперь к делу.

Читайте также:  Деревянные обереги своими руками

1. Разметка. На передней поверхности щита карандашом по линейке проводим вертикальные и горизонтальные линии через центры каждого из двух отверстий. В моем варианте оба динамика находятся практически вплотную на одной вертикали, делящей щит строго пополам.
Циркулем рисуем окружности радиусом, равным расстоянию от центра динамика до внутренней границы уплотнительных картонных секторов (применительно к 6ГДШ-5), а также вторые концентрические окружности радиусом на 20 мм больше первых.

2. Вырезаем цилиндрические отверстия (естественно по внутренним окружностям) электролобзиком узкой пилкой для криволинейного реза (можно и ручным лобзиком, но долго), предварительно просверлив отверстие для захода пилки лобзика.

3. Неровности границ получившейся трубы-отверстия выравниваем сначала рашпилем, потом куском крупной наждачной бумаги, навернутой на твердый цилиндрический предмет типа стеклянной бутылки 0,33 л.
Далее в полтолщины фанеры проводим внутри трубы-отверстия карандашную линию и такую же не передней поверхности щита, наметив таким образом границы фаски (это первый шаг изготовления раструба). Удаляем фанеру между этими двумя линиями рашпилем и навернутой на цилиндр наждачной бумагой (ножом быстрее, но задиров на фанере трудно избежать).
И, наконец, превращаем фаску в раструб с помощью тех же инструментов и мелкой наждачки в самом конце. Нам скажут: фрезером это за пять минут! А мы спросим: а если фрезера нет? Ушло 1,5 часа на 2 щита и 4 отверстия.

4. Проходим поверхности и торцы щита средней, потом мелкой наждачкой. Кроем вдвое разбавленным ПВА кистью (чтобы последующая грунтовка лаком не сильно впитывалась), после высыхания мелкой наждачкой снимаем ворс с фанеры. Для последующего хорошего прилипания самоклеющейся пленки под дерево кроем щит лаком (был поливинилхлоридный ПВХ, можно нитролаком НЦ — быстро сохнет, сильно пахнет, или др. по дереву) в два слоя с промежуточной сушкой. Внимание! Лаком покрываем переднюю, тыльную поверхности щита (чтобы не покоробился) и торцы. Оставляем не лакированным раструб до границы второй, нарисованной в п. 1, окружности (чтобы разные лакокрасочные материалы между собой не сильно взаимодействовали и не повредили отшлифованные поверхности).

5. Берем черный цапонлак (можно нитрокраску НЦ) и кистью в два слоя с промежуточной сушкой красим нелакированные части щита вокруг отверстия. Лирическое отступление: плавные переходы от отверстия к поверхности, их черный цвет, а также серый динамик, выглядывающий из-под черной радиоткани, здорово скрывают все огрехи и неточности, допущенные при ручном изготовлении сего изделия.

6. Оклеиваем щит одним куском самоклеющейся пленки по известной технологии, начиная с передней поверхности, потом верхние торцы, и 2-3 см тыльной поверхности, затем боковые торцы с загибом на тыльную сторону. Лучше делать вдвоем с очень спокойным помощником (пленка норовит приклеиться куда угодно, только не на нужное место, и может рваться, если чрезмерно тянуть или ноготком зацепить. Может мне такая гадкая попалась!).

7. Где и как резать? Щит и вся наша разметка заклеены пленкой. С тыльной стороны щита на пленке помечаем приблизительно центр отверстия под динамик (накалываем шилом, швейной иглой). Теперь с передней стороны от помеченной точки до края отверстия режем лезвием бритвы или острым сапожным ножом 10-12 секторов и наклеиваем их на раструб.
8. Для определения границы «пленка-черный раструб» изготавливаем из подручных средств шаблон: сохранившийся выпиленный из щита кругляшок (лучше самый маленький из имеющихся — он войдет вовсе отверстия всех щитов) и подобранный по размеру идеальный диск (у меня им стала крышка от пластикового ведерка из-под морской капусты (отдельная благодарность сахалинским капустоводам). Эти предметы соединяем соосно шурупом.

Читайте также:  Как делать откосы пластиком своими руками

Вставляем шаблон в отверстие шляпкой вверх и обводим шляпку толстым (3 мм) черным маркером. Идеальная окружность на пленке нарисована по центру не совсем идеального отверстия.

9. Прорезаем по нарисованной границе пленку чем-то острым (я — любимым сапожным ножом). Граница широкая (3 мм), поэтому легкие зигзаги в ее пределах делу не помешают. Далее нудно отрываем сектора пленки, поддевая их тем же ножом. Если где-то появились царапины, через которые проглядывает дерево, поможет тот же толстый маркер. Уффф.

10. Готовим динамики. На 6ГДШ-5 промежутки (зачем их делают?) между картонными уплотнителями на крепежном фланце заклеиваем чем-то подобным по толщине, этим оказался коврик от компьютерной мыши, и красим любимым черным маркером.
Где-то завалялся рулон черной радиоткани (вру, не было отродясь). Поэтому в жертву принесены черные нейлоновые носочки. Узнали на первом фото?
Надеваем носочки на динамики, расправляем на пяточке, извините на излучающей стороне динамика, собираем в пучок на магните и связываем мягкой проволокой, например. Чтобы при прикручивании шурупами к щиту изящная радиоткань не повредилась, приклеиваем её «Моментом» к картонным секторам и ушам с отверстиями под крепеж, выдавливая клей тонкой аккуратной струйкой. После высыхания (на следующий день) паяльником прожигаем радиоткань в отверстиях для крепежа и там, где выводы звуковой катушки.
Пришурупливаем подготовленные динамики на свои места. Все припаиваем, расставляем, подключаем, ставим фонограмму с «Аудиодоктора». Почти все совпадает с комментариями к диску, правда турецкий барабан, вступающий на 3-ей и 17-й секундах, я не услышал, но это совсем другая история.

А с киевским дядькой такое караоке устроили.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Плоский экран (щит). Акустическое оформление

Плоский экран или щит является наиболее простым видом акустического оформления головки громкоговорителя (динамика). Чаще всего это деревянная панель квадратной или прямоугольной формы довольно больших размеров. Например, для воспроизведения без ослабления звука частотой 50 Гц (λ=680 см), необходимо, чтобы сторона экрана была не менее 0,5λ, т.е. примерно 340 см. Однако, хорошие результаты можно получить с панелью меньшего размера, сторона которой приблизительно равна четверти длины волны низшей воспроизводимой частоты, если поднять частотную характеристику по низким частотам. Вместе с тем эта частота не может быть ниже основной резонансной частоты головки, так как при этом резко уменьшается излучение звука головкой в экране (18 дБ/окт.).

Симметричность экрана относительно оси диффузора нежелательна, так как при этом в частотной характеристике громкоговорителя появится глубокий провал в результате акустического короткого замыкания на одной из частот. Значительного улучшения АЧХ можно добиться применением несимметричного экрана или асимметричным расположением динамика в экране правильно формы.

На рисунке выше, показаны размеры стандартного плоского экрана для измерения параметров головок громкоговорителей и два способа их установки в щите. Такое оформление мало распространено в виду громоздкости и эстетичности.

Установка экрана в углу комнаты позволяет уменьшить его размеры без ухудшения воспроизведения низких частот, так как образующие угол стены, служат продолжением экрана, увеличивая его эффективные размеры. Щит подвешивают у потолка, придав ему форму треугольника или трапеции. Между верхней кромкой щита и потолком необходимо оставить широкую щель, а пространство позади щита заполнить звукопоглощающим материалом.

АЧХ динамика при расположении его в прямоугольном щите. 1 – по центру, 2 – при смещении вдоль длинной стороны

Читайте также:  Как сделать пластиковую горку своими руками

Экран рекомендуется выполнять из толстой доски, ДСП, фанеры и т.д. толщиной 10-20 мм. Предпочтительно соотношение сторон прямоугольной формы от 2:1 до 3:1. Абсолютные размеры желательно выбирать такими, при которых на нижней границе диапазона частот (резонансная частота динамика) эквивалентный диаметр экрана (диаметр круга, площадь которого равна площади экрана) D определяется по формуле:

При таких размерах экрана частотная характеристика получится более равномерной. Если экран сделать меньше, то следует ожидать, что будет спад на нижней частоте диапазона, расчитывается по формуле:

N=20lg(D/D1), где

Пример . Резонансная частота динамика 85 Гц, добротность 2. Определим спад на резонансной частоте, если D1=0,5 м. Определяем эквивалентный диаметр экрана: D = 0,5 · (343 : 85) · 2

1 м. При D1=0,5 м на нижней граничной частоте N = 20lg (1 : 0,5) = 6 дБ.

Динамик рекомендуется распологать в центре прямоугольного щита. Смещение от центра уменьшает развиваемое звуковое давление и ухудшает частотную характеристику. Для квадратного щита смещение места установки головки улучшает частотную характеристику, хотя и снижает звуковое давление.

Настоятельно рекомендуют устанавливать динамик заподлицо панелью экрана. В случае установки динамика с внутренней стороны панели, перед ним образуется цилиндрической углубление (род короткой трубы), и столб воздуха, находящийся в нем, может резонировать на ряде частот, тем самым ухудшая частотную характеристику и качество звучания. При закрывании передней стороны экрана грилем, нужно обращать внимание на то, чтобы ткань была хорошо натянута. Сзади, со стороны магнита, на динамик рекомендуется надевать «юбочку», например из бязи.

Встречаются акустические системы, в которых головка громкоговорителя вставляется в отверстие стены комнаты, т.е. стена является экраном. Такое конструктивное решение выгодно, но надо учитывать достаточную громкость в соседней комнате. Использование стены в качестве экрана дает заметное улучшение частотной характеристики и качества звучания (особенно на низких частотах). Дополнительный мешочек сзади динамика следует делать большим (например в виде полусферы с диаметром, равным диаметру динамика) и заполнять его ватой от нежелательных резонансов.

Щит может быть небольших размеров (размеры сторон 40-50 см), если динамик будет воспроизводить частоты выше 150-200 Гц, как например в случае с системой 2.1, где в роли озвучивания НЧ звуков выступает сабвуфер.

Рассмотрим еще один расчет по размерам плоского экрана (щита). Нужен такой экран, который позволил бы на нижней граничной частоте воспроизводимого диапазона получить такой же уровень звукового давления, как и на верхней границе поршневого диапазона fгр.в. зоны его действия, т.е. выровнять звуковое давление на НЧ и СЧ частотах. Значение fгр.в. может быть найдено из формулы: fгр. = 1,4 • с / (∏ • d).

Типичная АЧХ в области низких частот при Q>1,93

Выбор нижней граничной частоты зависит от добротности применяемой головки. Форма АЧХ при Q 2 φ 2 • (Q)), где

Обычно экраны выполняют меньших размеров, чем рекомендовано по вышеприведенным формулам. Тогда на нижней граничной частоте следует ожидать спада АЧХ:

Nдб=10lg • (S’/S), где

Пример расчета:

Пусть требуется рассчитать размеры экрана для головки 0,5ГД-37 со следующими параметрами: f0=315 Гц; d=0,08 м, если допустимый спад АЧХ на fгр.н. равен 6 дБ.

  1. Из формулы находим fгр.в. = (1,4 343) / (3,14 0,08)=1920 Гц.
  2. По рисунку «зависимость fгр.н. от Q», определяем fгр.н.=315 Гц.
  3. φ(Q)≈Q=2,3.
  4. Площадь экрана по формуле: S = 0,15 343 2 / 315 2 2,3 2 = 0,034 м 2 .
  5. При допустимом спаде АЧХ на нижней граничной частоте, равном 6 дБ, из формулы Nдб = 10lg (S’ / S), находим S’ = 0,017 м 2 .
  6. Выбираем размеры экрана равными 0,17 х 0,1 м 2 .

Еще одна статья по данному акустическому оформлению.

Источник

Оцените статью