- Самодельные акустические системы для лампового усилителя
- Созидание
- Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ
- Надеюсь статья кому-то помогла
- Рецепт и ингредиенты
- Подбор правильной акустики для лампового усилителя или Ламповый усилитель часть 8
- ↑ Настройка
- ↑ Схема лампового УМЗЧ с выпрямителями и фильтрами питания
- Качество звука
- Выходное сопротивление
- Чувствительность
- Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами
- ↑ Итоги
- ↑ Звучание
Самодельные акустические системы для лампового усилителя
Недавно в Мире Самоделок публиковалась статья о самодельном ламповом усилителе, сегодня пришла очередь рассказать как сделать своими руками акустику для лампового усилителя.
Хотите классную акустику? Не престижную, от известных фирм, а именно классную, выдающую детальный, глубокий, атмосферный и достаточно энергичный звук? Если вы живете не в замке и не планируете озвучивать стадион или пытаться произвести впечатление на соседей тремя этажами ниже, а хотите наслаждаться музыкой, возможно, мой рецепт акустики именно для вас.
Есть вещи, которые очень хочется сделать, но останавливает отсутствие средств, материалов, оборудования и т.п. Но очень хочется… Дал себе пенделя, и понесло… По принципу: «Хочу, потому что нравиться!» и потому, что надо наконец сделать акустику для моего Magnifique Evolution. Хотелось собрать АС, хорошо звучащую, и в большой и в маленькой комнате, и при этом изящную, а не шкафаподобную. Всё-таки – элемент интерьера. В любом случае это должна быть напольная АС, так как «полочники» все равно надо ставить на стойки.
Созидание
Для лампового однотакта динамики я выбрал тоже «ламповые»: 4ГД-35 (4ГД-36) и 3ГДВ-1 (2ГД-36), широко известные по советским радиолам.
3ГДВ-1 (паспортные данные):
- Диапазон частот: 3150- 20000 Гц;
- Неравномерность АЧХ: 14 дБ;
- Чувствительность: 90 дБ;
- Рабочая мощность: 2 Вт;
- Коэффициент гармоник в диапазоне частот 4000 – 10000 Гц: 3 %;
- Сопротивление: 8 Ом;
- Паспортная мощность: 3 Вт;
- Долговременная мощность: 3 Вт;
- Кратковременная мощность: 6 Вт;
- Частота основного резонанса: 1200 – 2000 Гц;
- Масса: 0,11 кг.
4ГД-35 (4ГД-36) (паспортные данные):
- Диапазон частот: 63 – 12500 Гц;
- Неравномерность АЧХ: 16 дБ;
- Чувствительность: 92 дБ;
- Рабочая мощность: 0,8 Вт;
- Коэффициент гармоник при рабочей мощности: 125 Гц:7 %, 200 – 300 Гц: 5%, 1000 – 8000 Гц: 3%;
- Сопротивление: 4 Ом;
- Паспортная и долговременная мощность: 8 Вт;
- Кратковременная мощность: 15 Вт;
- Полная добротность: 1,4 (±0,3);
- Частота основного резонанса: 65 Гц (+20, -15);
- Размеры: Ø 200 х 75,6 мм.;
- Вес: 0,88 кг.
По моим сравнительным замерам оказалось, что 4ГД-36 и 4ГД-35 имеют одинаковую АЧХ, но 4ГД-36 звучали более комфортно для слуха.
Рассматривалось четыре варианта оформления:
- Открытый ящик. Полуоткрытый ящик.
- Закрытый ящик. Ящик с «лазом для кота».
- TQWP – (TaperedQuarter-WavePipe – Расширяющаяся Четвертьволновая Труба).
- Четвертьволновый резонатор (TwinPipe) по образу Castle Knight 5, от британской Castle Acoustics.
Все варианты заслуживают внимания и показали определённые достоинства и недостатки в звуке, хотя официально эти динамики предназначены для открытого оформления.
Напилив и наломав кучу досок, делюсь результатами.
Открытый ящик. Классический легкий звук. Многим может понравиться, но отражения от стен не позволяет построить ясную сцену. Если корпус сзади закрыть куском войлока (около 1 см толщиной), то ситуация несколько исправляется. Такая конструкция (называется: апериодическая нагрузка) показала самую лучшую линейность, но при этом более скромные динамические показатели и чувствительность. Построение сцены тоже не впечатлило. Всё очень уж академически правильно, но сухо. В комнате 10 кв. м слушать ещё можно, а вот в двадцати метровой стало скучно – слабая атака.
Ящик со звуковым портом спереди. Просто и довольно эффективно. Низа выпирают, остальное в нормах приличия. Чувствительность и динамика средние. Для комнаты в 20 метров может и подойдет, но в 10 метровке «буянит».
Поскольку хотелось чего-то с изюминкой, я остановился на варианте «из рыцарского замка». Да и фактически, Twin Pipe продемонстрировал самую большую чувствительность и лучшие возможности по регулировке басов, чем популярный TQWP. Звучание легкое, агрессивное и открытое. Басы адекватны и в маленькой и в большой комнате. Сцена и детальность радуют. Линейность, правда, у этого «мустанга» совсем не хайфайная: 18db (относительный замер в резонирующей комнате), при определенной настройке резонатора можно опустить и до 14db. Единственный существенный недостаток – звук отдает «коробкой». Виноват в этом звуковой порт на передней панели. Бороться с этим можно плотным заглушением корпуса различными материалами, но падает чувствительность и тогда теряется смысл выбора такой конструкции.
Вообще, все звуковые порты и фазоинверторы служат для вывода наружу всяких утробных звуков, так что если нет желания слушать, как звучит нутро, лучше ими не пользоваться.
У Ронни Дио на альбоме «Дурной сон» есть такая песня — «Все дураки заплывали далеко». Это видимо про меня, и теперь я горжусь этим.
Итак, что я изобретаю? Велосипед с квадратными колёсами…, взяв за основу динамик для открытого оформления… Проблема в том, что для хорошей атаки акустике нужна задняя стенка. Возьми я 10ГДШ-1-4 и такие вопросы вообще б не возникли. Его, что в ящик, что в большой ящик с фазиком, поставь — будет «петь». Но я уже «заплыл далеко». Корпус под 4ГД-36 готов, и это ЗЯ!
Тестим и слушаем….
Независимо от стиля музыки, звук агрессивный и жесткий, как на концерте хеви метал. Барабаны и гитары пробивают стены и уши. Насладившись такой «радостью», я захотел вернуться к музыкальности.
Куда «плыть» теперь? Возвращаюсь к апериодической нагрузке, но теперь с добавлением синтепона. Распушенный синтепон укладываю волной, а зад АС закрываю войлоком 5 мм толщины.
Вот он! Нужный мне музыкальный звук получен. Лёгкое открытое звучание, не травмирующее слух, но обладающее достаточной динамикой. Даже барабанное вступление Ле Бинкса к песне Judas Priest Better by you, better than me звучит по-концертному убедительно. Устраиваю «глубокое» прослушивание… Прошло три месяца…
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ
Привет всем любителям хорошего лампового звука!! Представляю акустику Андрея Зиненкова для лампового
усилителя на 4А32 в Открытом ящике (ОЯ).
Многие «соскакивают» с СССР усилителей на ламповые усилители, но вот вопрос акустики остаётся для таких меломанов и аудифилов трудным.
Тем не менее, я писал о похожей акустике 4А32 в ОЯ здесь
Акустика в немного ином коробе, но всё же заслуживает особой похвалы. Звук хозяину колонок нравится.
Ниже вы можете скачать схему этой АС.
Кстати, комплект для прослушивания состоит из самих колонок 4а32 в ОЯ + усилитель Ариетта + ЦАП NFB.
4а32 + усилитель Ариетта + ЦАП NFB
Внутренняя стенка оклеена резиной, ВЧ пищалки Tesla ARV-161, проводка заменена,перемотаны на 8 Ом, диффузоры с рупорам от Сергея Сергеева. Сделать такую акустику можно за 2-3 часа, при условии, что у вас есть материал, динамики и кабели.
4А32 в ОЯ
Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ смотрится красиво, звучит шикарно, сделать можно колонки самому.
тесла ВЧ
Со схемой поделился сам хозяин этой отличной акустики и шикарного комплекта ЦАП+ ламповый усилитель, чуть ниже вы можете её скачать.
Я лично и сайт Звукомания желаем Андрею Зиненкову удачи найти свой звук!
Надеюсь статья кому-то помогла
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Рецепт и ингредиенты
Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.
Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.
Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.
Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.
Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».
Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.
Подключение динамиков синфазное.
Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».
Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).
Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.
Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.
Спасибо за внимание и желаю успехов.
Подбор правильной акустики для лампового усилителя или Ламповый усилитель часть 8
ламповый усилитель 30П1С + АС Онкио
Создание системы hi-fi или Hi-end системы, которая звучит великолепно и всё прекрасно работает вместе, является полезной, хотя иногда и сложной задачей.
Когда вы говорите о связке между акустикой и ламповым усилителем, необходимо учитывать множество факторов; но когда этот усилитель относится к самому высокому классу, связанные характеристики двух компонентов должны стать более точными, правильными и четкими.
Акустика для лампового усилителя или Ламповый усилитель часть 8
У усиления лампового есть очень много преимуществ, особенно если послушать его диапазон звучания… богатый, привлекательный, реалистичный звук и неподвластная времени эстетика могут заставить вашу систему выглядеть и работать на совершенно новом уровне.
японские полочные колонки Onkyo PS-A77 + ЦАП + ламповый усь
Но чтобы обеспечить максимальную отдачу как от акустики, так и от лампового усилителя; Вы должны убедиться, что они действительно будут работать вместе.
Если ваша акустика не соответствует выбранному вами ламповому усилителю (или наоборот), вы можете легко пострадать от плохого звука или, что еще хуже, от технических неисправностей, возникающих в обоих компонентах.
отличный копмплект для прослушивания музыки
Поэтому, выбрав акустику и ламповый усилитель, которые вы хотели бы использовать вместе, проверьте следующие основные характеристики:
↑ Настройка
Если номиналы выдержаны, лампы исправны и выходные лампы попарно подобраны, настраивать практически нечего. Без Л3 (Л4), R5-R6 в положении наибольшего сопротивления. По очереди проверяем токи драйверных ламп = 1,5 мА (±0,1 мА), при необходимости подбираем номиналы катодных резисторов (R14, R15). Устанавливаем на место Л3 (Л4), по миллиамперметру «оперативным» резистором R5-R6 выставляем ток выходных ламп 50-70 мА. Резисторы R16 подобраны заранее, до монтажа, на ток полного отклонения индикаторной головки = 100 мА.
↑ Схема лампового УМЗЧ с выпрямителями и фильтрами питания
Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.
Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя. Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.
Сейчас у нас конфигурации следующие:
1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ) 2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде) 3) драйвер 6Г2 + выход Г807 4) драйвер 6Г2 + выход EL34 Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно. Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.
Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.
Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.
Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.
В итоге на канал нужно:
• лампы – 2 шт., • «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт., • переходные конденсаторы – ни одного, • полупроводниковые элементы – ни одного. Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.
Качество звука
Это наиболее субъективная, но жизненно важная характеристика, на которой нужно сосредоточиться. На рынке имеется бесчисленное количество акустики для ламповых усилителей, которые имеют техническую возможность работать с усилителем, но вы должны наслаждаться звуком, чтобы получить максимальную отдачу от вашей домашней системы Hi-Fi. Поэтому всегда рекомендуем прислушиваться к моим советам и рекомендациям по этому поводу: ламповый усилитель + акустика.
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Выходное сопротивление
Выходное сопротивление вашего усилителя влияет на частотную характеристику ваших акустических систем (динамиков) и определяет степень управления усилителем над движением различных драйверов, используемых в коробе.
Многие современные твердотельные устройства (усилители) могут достигать очень низких уровней выходного импеданса и поэтому меньше подвержены влиянию этой спецификации, но при использовании ламповых усилителей плохое согласование импеданса между ламповым усилителем и акустикой может привести к чрезмерному энергопотреблению и проблемам с шумом или искажениями.
клеммы Onkyo PS-A77
Говоря об импедансе, люди также склонны использовать слово «эффективность». Эффективность громкоговорителя обозначает количество электрической мощности, которое громкоговоритель преобразует в акустическую мощность, и часто отражается в процентах.
ламповый усилитель 30П1С + АС Онкио
Усилитель ламповый находится под реальным риском внутреннего повреждения, если минимальный импеданс громкоговорителя слишком низок, так как это заставляет усилитель работать слишком усердно (большой нагрев), чтобы достичь «нормальной» громкости прослушивания. Кроме того, для получения наилучших результатов звучания с менее мощными усилителями также важно, чтобы импеданс был как можно более точным.
На что нужно обратить внимание при сборке системы:
Номинальные и минимальные значения полного сопротивления акустики по сравнению с тем, что требуется вашему ламповому усилителю.
Чувствительность
Оценка чувствительности, указанная в техническом описании динамика, относится к уровню звукового давления (SPL) динамика. Чувствительность не коррелирует с качеством звука; вместо этого это относится к тому, насколько высокой должна быть громкость вашего усилителя, чтобы колонки работали наилучшим образом для «нормального» уровня прослушивания.
Чувствительность измеряется в децибелах на 2,83 Врм на 1 м, что эффективно показывает, насколько громким будет динамик, когда вы стоите на расстоянии 1 м и подаете «стандартный» электрический сигнал (часто 2,83 В).
Это измерение еще более важно, когда вы говорите о размере комнаты, которую хотите заполнить звуком. В некоторых случаях вы можете соединить усилитель с громкоговорителем, который имеет чуть менее идеальную чувствительность, при условии, что помещение меньше по размеру — и, следовательно, требуется меньше энергии.
Также верно, что если вы любите слушать музыку особенно громко, вам следует подумать о большей эффективности акустики для лампового усилителя.
На что нужно обратить внимание при сборке системы акустика + ламповый усилитель:
Из-за меньшей выходной мощности усилителей требуется более высокая чувствительность ваших колонок. Как правило, я советую использовать ламповые усилители с выходной мощностью от 4вт до 20 Вт, но нужно учитывать площадь помещений.
Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами
Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований. Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.
Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно — концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее. Сформулируем свою идеологию. Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:
• минимальная длина тракта, • минимальное количество элементов, • культура исполнения конструкции и монтажа, • применение качественных радиоэлементов и материалов, • ну и «hand made» — ручная работа, а точнее «домашнее рукоделие».
Подмешаем в нашу идеологию немного «культовости»:
• отсутствие полупроводниковых элементов, • отсутствие общих и местных обратных связей, • отсутствие инструментальной оценки характеристик, • отсутствие IT-технологий в реализации (программное моделирование и т.п.).
↑ Итоги
Вот такой «огород», вернее «хайэнд» у нас получился. Лично сам я здесь ничего нового не придумал, выбрал лучшее и простое, оптимизировал и вот результат.
«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать.» С. Экзюпери.
Применительно к данной конструкции: улучшать нечего, кроме, пожалуй, одного: можно увеличить напряжения питания до 370 — 420 Вольт в плече. Потребуется применить другой анодно-накальный трансформатор и соответственно увеличить номиналы резисторов R4, R7 для сохранения режима драйверной лампы.
↑ Звучание
Устанавливаем конфигурацию ламп, подключаем акустику и источник сигнала к усилителю, регуляторы смещения выводим на максимальное отрицательное напряжение, прогреваем, выставляем токи покоя, ставим «лучшую» композицию, слушаем…
Для «хайэнда начинающего» неплохо! Звучание сбалансированное, ничего лишнего, есть сцена, «воздух». Звукового давления в комнате 35 м 2 на 5 Вт уже многовато. Комфортное прослушивание при 3-4 Вт на канал.
Какой вариант на мой взгляд (слух) лучший — не озвучиваю, тут дело вкуса. Все «поют» неплохо, «окрас» разный, кардинальных различий нет.
Источник