Аллах создал адама своей рукой
Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F
аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:
Две Руки Аллаха
Также к атрибутам Всевышнего, о которых сказано в великой Книге и в достоверных хадисах избранного и надежного посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относятся две Руки. [1]
Аллах Всевышний сказал:
«Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? [3] » [4]
Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды, встретились Адам и Муса. Муса сказал: ”О, Адам, ты – наш отец. Аллах сотворил тебя Своей Рукой, вдохнул в тебя из Своего духа, заставил Своих ангелов пасть ниц перед тобой, а ты вывел нас из Рая”. Тогда Адам ответил: «Ты – Муса. Аллах вел с тобой беседу, начертал тебе Тору Своей Рукой и избрал тебя посредством посланнической миссии. Когда ты нашёл в Книге Аллаха слова: ”Адам ослушался своего Господа и сбился с пути” [5]?» Муса ответил: ”За сорок лет до сотворения”. Тогда Адам сказал: ”Неужели ты порицаешь меня за то, что Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как Он создал меня?!” И Адам убедил Мусу». [6]
И мы не говорим, что рука Аллаха подобна руке (творений) [7], и мы не представляем её образа [8], и мы не уподобляем руку Аллаха рукам творений. Также мы не говорим, что под двумя руками Аллаха имеются в виду две Его мощи, ибо так говорят только люди, отрицающие и искажающие. Напротив, мы уверовали в этот атрибут и подтверждаем его без придания границ и без уподобления.
И неправ тот, кто говорит, что под двумя руками имеются в виду две мощи. Поистине, у Аллаха только одна мощь! И неправ тот, кто говорит, что под двумя руками имеются в виду две милости, ибо милости Аллаха неисчислимы. Аллах Всевышний сказал:
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их». [9]
И мы подтверждаем всё, о чём сказал Аллах Всевышний в Своём Писании, и всё, что достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так мы подтверждаем любовь [10], волю и желание [11], смех [12], радость [13], удивление [14], ненависть [15], гнев [16], довольство [17], и остальные атрибуты, достоверно пришедшие от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Мы подтверждаем все эти атрибуты, даже если это режет слух некоторым невеждам и даже если к этому питают неприязнь души тех, кто отрицает атрибуты.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Указание на этот атрибут приходит как в Коране, так и в Сунне. Автор книги, да помилует его Аллах, привёл в качестве довода два аята и один хадис.
Также Аллах Всевышний сказал: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть». (Сура аль-Мульк, аят 1).
А также: «Рука Аллаха — над их руками». (Сура аль-Фатх, аят 10).
Также передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Рука Аллаха полна, и не опустошат её непрерывные траты ночью и днём. Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его Руке, а престол Его был над водой».
Передали аль-Бухари, 7419; Муслим, 993.
Сообщается, что Абу Муса ‘Абдуллах ибн Кайс аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит».
Передал Муслим, 2759.
И признание того, что у Аллаха есть две Руки, не является уподоблением Аллаха творениям. Однажды, имама Ахмада ибн Ханбаля спросили о тех, кто уподобляет Аллаха творениям. Он ответил: «Это – те, кто говорит: ”Зрение Аллаха как моё зрение, рука Аллаха как моя рука, стопа Аллаха как моя стопа”. Поистине, сказавший такое уподобил Аллаха Его творениям». См. «Байан Тальбиси-ль-Джахмия», 2/165; «Иджтима′ уль-Джуюши-ль-Ислямия», стр. 132.
Это и есть уподобление. Но приверженцы Сунны говорят, что Рука Аллаха такая, как подобает Его величию и совершенству, и она не подобна рукам творений.
Аллах Всевышний сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней (в Его руке), а небеса будут свернуты Его правой рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи». (Сура аз-Зумар, аят 67).
Аллах Всевышний описал Свою руку этим великим описанием: вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней в Его руке, а небеса будут свернуты Его правой рукой. Кто же после этого может сказать, что рука Аллаха подобна рукам творений?!
[3] Аллах Всевышний сотворил Адама, мир ему, Своими обеими Руками. Передается, что ′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Аллах сотворил Своей Рукой четыре вещи: Трон (′Арш), Перо, Высшие (райские) Сады и Адама. А затем Он сказал всем остальным творениям: “Будьте!“, и они появились».
Передал ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Мариси», 1/261; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 303; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад», 729-730; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 693. аз-Захаби назвал цепочку передатчиков этого сообщения крепкой (джеййид). См. «аль-′Улю», стр. 48. А шейх аль-Альбани сказал: «Сообщение является достоверным в соответствии с условиями Муслима». См. «Мухтасар аль-′Улю», стр. 105.
Передав это сообщение, ад-Дарими, да помилует его Аллах, сказал: «Неужели ты не видишь, о аль-Мариси, как ибн ′Умар провёл разницу между сотворением Адама и сотворением остальных творений, указав на то, что Адам был сотворен Его рукой?! Неужто ты более знающ о толковании Корана, нежели ибн ′Умар, а, ведь, он застал ниспослание Корана, наблюдал воочию его разъяснение и не был невеждой в арабском языке?!» См. «ар-Радд ′аля-ль-Мариси», 1/262.
[7] Ибо это является уподоблением Аллаха творениям. Уподобление Аллаха творениям является неверием, а уподобляющий Аллаха творениям является неверующим. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему». (Сура аш-Шура, аят 11). А также: «Разве ты знаешь Ему соименного [у кого были бы такие же имена и особенности]?» (Сура Марьям, аят 65). А также: «…и нет никого, равного Ему». (Сура аль-Ихляс, аят 4).
[8] Мы не представляем и не доискиваемся до образа руки Аллаха. Мы не спрашиваем о том, какая это рука. Поистине, люди неспособны постигнуть даже атрибуты многих творений, подобных им. А Аллах более велик, чем любое из Его творений.
[10] Любовь (махабба) – это атрибут Аллаха Всевышнего, о котором говорится как в Коране, так и в Сунне.
Аллах Всевышний сказал: «И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро». (Сура аль-Бакара, аят 195).
А также: «Будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Сура аль-Худжурат, аят 9).
А также: «Воистину, Аллах любит тех, кто остерегается (Его наказания)». (Сура ат-Тауба, аят 7).
Это лишь малая часть доказательств, указывающих на этот атрибут Аллаха. Поистине, Аллах Всевышний любит и Его любят. Аллах Всевышний сказал: «…которых Он будет любить и которые будут любить Его». (Сура аль-Маида, аят 54).
[11] Воля (машиа) и желание (ирада) – это два атрибута Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает». (Сура аль-Бакара, аят 253).
А также: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается». (Сура Йа Син, аят 82).
А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». (Сура аль-Бакара, аят 185).
Есть еще множество аятов и хадисов на эту тему, однако мы ограничимся лишь тем, что привели выше.
[12] Смех – это атрибут Аллаха Всевышнего, установленный достоверной Сунной. Об этом говорится во многих хадисах.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах засмеется двоим, один из которых убьёт другого, после чего оба они войдут в Рай. Этот (мусульманин) станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу и он (приняв Ислам) погибнет в сражении за веру».
Передали аль-Бухари, 2826; Муслим, 1890.
Также передают со слов Абу Разина, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул перед сподвижниками о том, что Господь смеется. Тогда Абу Разин спросил: «О, посланник Аллаха, а разве Господь смеется?!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да».
Передали ибн Маджа, 181; Ахмад, 4/11; ат-Тайалиси, 1092; ат-Табарани в «аль-Кабир», 19/207; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/605; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 554. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сахиха», 2810.
[13] Радость (фарах) – это установленный атрибут Аллаха Всевышнего.
Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Хамза Анас ибн Малик аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне».
В версии Муслима сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за поводья и сказал: “О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования».
аль-Бухари, 6309; Муслим, 2747.
[14] Удивление (‘аджаб) – это атрибут Аллаха Всевышнего, на который указывает и Коран, и Сунна.
Аллах Всевышний сказал: «Но Я удивлен, а они [неверующие] глумятся». (Сура ас-Саффат, аят 12). Так читали этот аят Хамза и аль-Кисаи. См. «Фатх уль-Кадир», 4/445.
А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах удивляется людям, которые войдут в Рай в цепях». Передал аль-Бухари, 3010.
Возможно, имеются в виду люди, которых мусульмане во время военных действий захватят в плен и закуют в цепи, и их пленение послужит причиной того, что они впоследствии примут Ислам и войдут в рай.
Но помни о том, что удивление Аллаха неподобно удивлению творений. Творения Аллаха проявляют удивление, когда случается что-то, о чём они до этого не знали. Однако такое удивление не может исходить от Аллаха Всевышнего. Ведь, Аллах Всевышний описывается извечным знанием, которое объяло всякую вещь. Ничто не может скрыться от Его знания ни на небесах, ни на земле.
Поэтому следует знать, что существует и второй вид удивления. Речь идёт об удивлении, которое имеет место тогда, когда какая-либо вещь выходит за рамки себе подобных. Удивление в данном случае не происходит по причине недостатка знания того, кто удивляется. Именно такое удивление является атрибутом Аллаха Всевышнего.
[15] Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если Аллах Всевышний испытывает любовь к (какому-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: “Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты!”, — и тогда Джибриль (начинает) любить его, а потом он обращается к (обитателям) небес со словами: “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!”, — и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему (начинают) оказывать хороший приём и на земле. Если же (Аллах начинает) ненавидеть (какого-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилу, говоря: “Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!”, — и тогда Джибриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!”, — и обитатели небес (начинают) испытывать к нему ненависть, а потом его (начинают) ненавидеть и на земле».
Передал Муслим, 2637.
[16] Гнев – это атрибут Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Это [наказание] — за то, что они последовали за тем, что вызвало гнев Аллаха, и возненавидели то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния». (Сура Мухаммад, аят 28).
[17] Довольство – это атрибут Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им». (Сура аль-Беййина, аят 8).
Источник
Аллах создал Адама по Своему образу?
Имам, хафиз Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма аш-Шафии (223 – 311 гг. х) сказал в своей книге «Таухид» (Мактабату Рушд, 1/81-87):
باب ذكرِ أخبارٍ رويت عن النبي صلى الله عليه وسلم: تأولها بعض من لم يتحر العِلْم عَلَى غير تأويلها ، ففتن عالمًا من أهل الجهل والغباوة ، حملهم الجهل بمعنى الخبر عَلَى القول بالتشبيه ، جل وعلا عَنْ أن يكون وجه خلق من خلقه مثل وجهه ، الَّذِي وصفه اللَّه بالجلال والإكرام ، ونفى الهلاك عَنْهُ
Раздел о хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые некоторые люди, что не изучили знания должным образом, ошибочно истолковали и обольстили глупого учёного. Их невежество подтолкнуло их к уподоблению Аллаха творениям. Превыше Аллах и Величественней, чтобы лица Его творений были подобны Его (сифату) «Лик», которое Аллах описал Величием и Почетом и тем, что оно не исчезнет никогда.
حدثنا الربيع بن سليمان المرادي ، قال : ثنا شعيب يعني ابن الليث ، قال : ثنا الليث ، عن محمد بن عجلان ، عن سعيد بن أبي سعيد المقبري ، عن أبي هريرة ، رضي الله عنه ، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال : ” لا يقولن أحدكم لأحد : قبح الله وجهك ، ووجها أشبه وجهك ، فإن الله خلق آدم على صورته ” . وَحَدَّثَنَا وَحَدَّثَنَا الرَّبِيعُ ، بِهَذَا الإِسْنَادِ سَوَاءً ، قَالَ : ” إِذَا ضَرَبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَجْتَنِبِ الْوَجْهَ ، فَإِنَّ اللَّهَ خَلَقَ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ ” . حدثنا أبو موسى محمد بن المثنى ، قال : ثنا يحيى بن سعيد ، عن ابن عجلان ، عن سعيد ، عن أبي هريرة ، رضي الله عنه ، عن النبي صلى الله عليه وسلم , قال : ” إذا ضرب أحدكم فليجتنب الوجه ، ولا يقل : قبح الله وجهك ووجه من أشبه وجهك ، فإن الله خلق آدم على صورته ” . وحدثنا بندار ، قال : ثنا يحيى بن سعيد ، قال : حدثني ابن عجلان ، قال : حدثني سعيد بن أبي سعيد ، عن أبي هريرة ، رضي الله عنه , قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ” إذا ضرب أحدكم فليجتنب الوجه ، ولا يقولن قبح الله وجهك ” بمثل حديث أبي موسى . حدثنا أبو موسى ، قال : ثنا يحيى ، عن ابن عجلان ، عن أبيه ، عن أبي هريرة ، رضي الله عنه ، قال : ” إذا ضرب أحدكم فيجتنب الوجه ” . قال أبو بكر : ليس في خبر ابن عجلان أكثر من هذا . حدثنا نصر بن علي الجهضمي ، قال : أخبرني أبي ، قال : ثنا المثنى بن سعيد ، عن قتادة ، عن أبي أيوب وهو الأزدي عبد الملك بن مالك المراغي ، عن أبي هريرة ، رضي الله عنه ، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم , قال : ” إذا قاتل أحدكم فيجتنب الوجه ، فإن الله خلق آدم على صورته ” .
Передал нам ар-Раби ибн Сулейман аль-Муради, сказал: передал нам Шуайб т.е. ибн ал-Лейс, который сказал: передал нам ал-Лейс от Мухаммада ибн Аджляна от Саида ибн Абу Саида аль-Макбури, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Пусть никто из вас не говорит никому: «Да обезобразит Аллах твое лицо!», ведь твое лицо похоже на его. Поистине, Аллах создал Адам по его образу».
Передал нам ар-Раби этой же цепочкой, сказал (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-либо из вас будет бить другого, пусть не бьет по лицу, поистине, Аллах создал Адам по его образу».
Нам передал Абу Муса Мухаммад ибн аль-Масна, сказал: передал Яхья ибн Саид, от ибн Аджаляна от Саид от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас будет бить другого, пусть сторонится бить по лицу, и пусть не говорит: «Да обезобразит Аллах твое лицо», ведь твое лицо подобно его лицу, поистине, Аллах создал Адама по его образу».
Передал Биндар, который сказал: нам передал Яхья ибн Саид, сказавший: нам передал ибн Аджалян, сказавший: нам передал Саид ибн Абу Саид от Абу Хурары, да будет доволен им Аллах, что он сказал: сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-либо из вас будет бить другого, пусть сторонится бить по лицу, и пусть ни в коем случае не говорит: «Да обезобразит Аллах твое лицо», хадис подобный хадису Абу Мусы.
Передал нам Абу Муса, сказавший: передал Яхья от ибн Аджаляна от отца своего, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Если кто-либо из вас будет бить другого, пусть сторонится бить по лицу».
В предании ибн Аджаляна нет более чем это.
قال أبو بكر : توهم بعض من لم يتحر العلم أن قوله : على صورته ، يريد صورة الرحمن عز ربنا وجل عن أن يكون هذا معنى الخبر ، بل معنى قوله : خلق آدم على صورته ، الهاء في هذا الموضع كناية عن اسم المضروب ، والمشتوم ، أراد صلى الله عليه وسلم أن الله خلق آدم على صورة هذا المضروب ، الذي أمر الضارب باجتناب وجهه بالضرب ، والذي قبح وجهه ، فزجر صلى الله عليه وسلم أن يقول : ووجه من أشبه وجهك ، لأن وجه آدم شبيه وجوه بنيه ، فإذا قال الشاتم لبعض بني آدم : قبح الله وجهك ووجه من أشبه وجهك ، كان مقبحا وجه آدم صلوات الله عليه وسلامه ، الذي وجوه بنيه شبيهة بوجه أبيهم ، فتفهموا رحمكم الله معنى الخبر ، لا تغلطوا ولا تغالطوا فتضلوا عن سواء السبيل ، وتحملوا على القول بالتشبيه الذي هو ضلال.
Некоторые люди, не получившие знания должным образом, подумали, будто под словами “…по его образу” имеется в виду образ Аллаха. Аллах превыше того, чтобы смысл предания был таким! Правильный смысл же таков: “его” — это местоимение, под которым имеется в виду человек, которого бьют или ругают, то есть Аллах сотворил Адама по образу человека, которого бьют, лица которого было приказано сторониться при битье и лицо которого было запрещено ругать. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удерживал от этого словами: «твое лицо подобно его лицу», потому что лицо Адама подобно лицам людей из его рода, и когда ругающий говорит на некоторых людей из рода Адама: «Да обезобразит Аллах твое лицо и лицо тех, кто похож на тебя», то он ругает также лицо Адама, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, лица детей которого подобны лицам их праотца. Поймите же смысл предания, да помилует вас Аллах, и не ошибайтесь, сбиваясь с прямого пути и высказывая мнение о подобии Аллаха творениям, которое является заблуждением.
وقد رويت في ، نحو لفظة أغمض ، يعني من اللفظة التي ذكرناها في خبر أبي هريرة وهو ما حدثنا به يوسف بن موسى ، قال : ثنا جرير , عن الأعمش ، عن حبيب بن أبي ثابت ، عن عطاء بن أبي رباح , عن ابن عمر ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ” لا تقبحوا الوجه فإن ابن آدم خلق على صورة الرحمن ” . وروى الثوري ، هذا الخبر مرسلا غير مسند ، حدثنا أبو موسى محمد بن المثنى ، قال : ثنا عبد الرحمن بن مهدي ، قال : ثنا سفيان ، عن حبيب بن أبي ثابت ، عن عطاء ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ” لا يقبح الوجه فإن ابن آدم خلق على صورة الرحمن ” .
Передано также выражение, которое более неясно чем то выражение, которое мы упомянули в сообщении от Абу Хурайры. Передал нам Юсуф ибн Муса, сказавший: передал Джарир, от аль-Амаша от Хабиба ибн Абу Сабита от Ата ибн Абу Рабаха от ибн Умара, сказавшего: сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не ругайте лица, потому что сын Адама был создан по образу Милостивого».
Передал ас-Саури это сообщение хадисом категории мурсаль, передал Абу Муса Мухаммад ибн аль-Масна, сказавший: передал Абдуррахман ибн Махди, сказавший: передал Суфьян от Хабиба ибн абу Сабита от Ата, сказавшего: сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть никто не ругает лицо, поистине, сын Адама создан по образу Милостивого».
قال أبو بكر : وقد افتتن بهذه اللفظة التي في خبر عطاء عالم ممن لم يتحر العلم ، وتوهموا أن إضافة الصورة إلى الرحمن في هذا الخبر من إضافة صفات الذات ، فغلطوا في هذا غلطا بينا ، وقالوا مقالة شنيعة مضاهية لقول المشبهة ، أعاذنا الله وكل المسلمين من قولهم.
Этим выражением, содержащимся в предании от Ата, обольстился учёный, не углубившийся в знания, и он с другими возомнил, что образ в хадисе относится к Аллаху как атрибут сущности, из-за чего они сильно ошиблись и высказали мнение, схожее с мнением тех, кто уподобляет Аллаха творениям, да убережёт Аллах нас и всех мусульман от этого!
والذي عندي في تأويل هذا الخبر إن صح من جهة النقل موصولا : فإن في الخبر عللا ثلاثا ، إحداهن : أن الثوري قد خالف الأعمش في إسناده ، فأرسل الثوري ولم يقل : عن ابن عمر والثانية : أن الأعمش مدلس ، لم يذكر أنه سمعه من حبيب بن أبي ثابت والثالثة : أن حبيب بن أبي ثابت : أيضا مدلس ، لم يعلم أنه سمعه من عطاء ، سمعت إسحاق بن إبراهيم بن حبيب بن الشهيد يقول : ثنا أبو بكر بن عياش ، عن الأعمش قال : قال حبيب بن أبي ثابت : لو حدثني رجل عنك بحديث لم أبال أن أرويه عنك ، يريد لم أبال أن أدلسه قال أبو بكر : ومثل هذا الخبر ، لا يكاد يحتج به علماؤنا من أهل الأثر ، لا سيما إذا كان الخبر في مثل هذا الجنس ، فيما يوجب العلم لو ثبت ، ولا فيما يوجب العمل بما قد يستدل على صحته وثبوته بدلائل من نظر ، وتشبيه ، وتمثيل بغيره من سنن النبي صلى الله عليه وسلم من طريق الأحكام والفقه
То, что я имею насчет этого сообщения, если цепочка передачи его достоверна, так это то, что в нем есть три слабости. Одна из них: то, что ас-Саури противоречил аль-Амашу в цепочке, и он отослал это сообщение не к сподвижнику и не сказал: от ибн Умара. Вторая: аль-Амаш «мудаллис», он не сказал, что слышал это сообщение от Хабиба ибн Убайа ас-Сабита. Третья: Хабиб ибн Убай ас-Сабит тоже «мудаллис», не известно, чтобы он слышал от Ата. Я слышал, как Исхак ибн Ибрахим ибн Хабиб ибн аш-Шахид говорил: нам передал Абу Бакр ибн Аяш от аль-Амаша, сказавшего: сказал Хабиб ибн абу Сабит: «Если бы мне от тебя кто-то передавал хадис, я бы даже не думал передавать его дальше». То есть, «я не делал бы подтасовку».
И подобным этому сообщению не аргументируют наши ученые из приверженцев «асара», особенно если сообщение из этого рода преданий, в той сфере, которая дает категоричное знание, если бы было достоверным. Однако (наши ученые) аргументируют такого рода сообщениями в той сфере, которая обязывает практиковать предания этой сферы, и возможно на достоверность такого сообщения могут указывать какие-то свидетельства из подобных или идентичных по смыслу сунн пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в области шариатских постановлений и фикха.
فإن صح هذا الخبر مسندا بأن يكون الأعمش قد سمعه من حبيب بن أبي ثابت ، وحبيب قد سمعه من عطاء بن أبي رباح ، وصح أنه عن ابن عمر على ما رواه الأعمش فمعنى هذا الخبر عندنا أن إضافة الصورة إلى الرحمن في هذا الخبر إنما هو من إضافة الخلق إليه لأن الخلق يضاف إلى الرحمن ، إذ الله خلقه ، وكذلك الصورة تضاف إلى الرحمن ، لأن الله صورها ، ألم تسمع قوله عز وجل : هذا خلق الله فأروني ماذا خلق الذين من دونه ، فأضاف الله الخلق إلى نفسه ، إذ الله تولى خلقه ، وكذلك قول الله عز وجل : هذه ناقة الله لكم آية ، فأضاف الله الناقة إلى نفسه ، وقال : تأكل في أرض الله وقال : ألم تكن أرض الله واسعة فتهاجروا فيها ؟ قال : إن الأرض لله يورثها من يشاء من عباده ، فأضاف الله الأرض إلى نفسه ، إذ الله تولى خلقها فبسطها ، وقال : فطرة الله التي فطر الناس عليها ، فأضاف الله الفطرة إلى نفسه إذ الله فطر الناس عليها ، فما أضاف الله إلى نفسه على معنيين : أحدهما : إضافة الذات ، والآخر : إضافة الخلق فتفهموا هذين المعنيين ، لا تغالطوا فمعنى الخبر إن صح من طريق النقل مسندا ، فإن ابن آدم خلق على الصورة التي خلقها الرحمن ، حين صور آدم ، ثم نفخ فيه الروح ، قال الله جل وعلا : ولقد خلقناكم ثم صورناكم والدليل على صحة هذا التأويل أن أبا موسى محمد بن المثنى قال : ثنا أبو عامر عبد الملك بن عمرو ، قال : ثنا المغيرة وهو ابن عبد الرحمن ، عن أبي الزناد ، عن موسى بن أبي عثمان ، عن أبيه ، عن أبي هريرة ، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال : « خلق الله آدم على صورته ، وطوله ستون ذراعا »
Если же цепочка данного сообщение будет соединенной до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так что аль-Амаш действительно слышал от Хабиба ибн абу Сабита, а Хабиб слышал от Ата ибн абу Рабаха, а тот от ибн Умара, как это передает аль-Амаш, то смысл этого предания у нас в том, что добавление слова «образ» (в хадисе) к слову «Милостивый» – это один из видов лингвистических приставок принадлежности творения к Творцу, ведь оно принадлежит Ему. Так как Творец создал его, так же и образ (Адама) принадлежит Милостивому, потому что Аллах придал ему (Адаму) образ. Разве ты не слышал слова Аллаха: «Это – творение Аллаха, покажите же мне, что сотворили те, кто помимо Него» (Сура 31 «Лукман», аят 11). В этом аяте Аллах отнес творения к Своей сущности в смысле принадлежности, так как Аллах владеет Своими творениями.
Так же и слова Аллаха: «Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас» (Сура 11 «Худ», аят 64), в этом аяте Аллах отнес верблюдицу к Своей сущности, и Он так же сказал: «позвольте ей пастись на земле Аллаха», или Его слова: «Разве не была земля Аллаха обширной, что бы вы могли переселяться по ней?» (Сура 4 «ан-Ниса», аят 97), или Его слова: «Поистине, земля принадлежит Аллаху, Он дарует ее кому пожелает из Своих рабов» (Сура 7 «Аль-А’раф», аят 128), в этих аятах Аллах относит к Себе землю. Потому как Он овладел Своим творением и распростер ее. Он также сказал: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (Сура 30 «Ар-Рум», аят 30), в этом аяте Он отнес к Себе врожденное качество людей, с которым Он их создал.
То, что Аллах относит к Себе бывает двух видов: первый – отнесение к Своей сущности. Второй – отнесение к Своему творению. Поймите же эти два вида и не ошибайтесь. Смысл данного же сообщения, если его цепочка беспрерывно проходит до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в том, что сын Адама создан согласно образу, который Милостивый придал Адаму, когда сотворил его, а затем вдохнул в него душу. Сказал Аллах, свят Он и велик: «Мы создали вас, а затем придали вам образ» (Сура 7 «Аль-А’раф», аят 11). И доказательство на правильность такого толкования это то, что Абу Муса Мухаммад ибн аль-Масна сказал, что ему передал Абу Амир аль-Малик ибн Амр, сказавший, что ему передал аль-Мугира, он же ибн Абдуррахман, от Абу аз-Заннада от Мусы ибн Абу Усмана от своего отца, от Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Аллах создал Адама согласно Его образу, а длина его шестьдесят локтей».
Источник