Юный техник — для умелых рук 1974-06, страница 15
энциклопедия
держимого) — 3 кг. Кипяток, залитый в 3-лит-ровын бидон, остывает до температуры 18° за 16 часов.
Если вы сможете приобрести термоэлектрические полупроводниковые элементы, которые, так же как и лед, размещаются в кастрюльке, и подключите их к автомобильной сети, то ваш походный холодильник будет работать как электрический. Мощность такого холодильника примерно 15 Вт.
АЛЬПЕНШТОК — это верный и надежный дорожный посох настоящего туриста. Двигаясь в горах вверх и вниз по каменным осыпям, по травянистым склонам, а тем более по снежникам, турист подвергается опасности: даже малейшее падение на камнях может привести к ушибу и ссадинам, после которых дальнейшее движение группы надолго становится невозможным. При переходе горной реки вброд, когда мощный напор воды стремится сбить туриста с ног, а под ногами у него не гладенькое песчаное 4но, а огромные скользкие камни, также необходима третья точка опоры. Вот для этого и применяется альпеншток. Но им, конечно, нужно научиться владеть.
штока — и готова лестница, по которой легко преодолеть крутой
обрыв. Скрепив два альпенштока репшнурами (веревками) или специальными металлическими муфтами, вы получаете готовую стойку для палатки. Есть и другое применение альпенштока в походе.
Как сделать альпеншток?
Купите в аптеке за 67 копеек медицинскую буковую палку, снимите с нее резиновый наконечник. Подберите дюралевую трубку подходящего диаметра длиной 8 — 10 см. Если трубка не надевается на палку, обработайте ее конец рашпилем — немного уменьшите диаметр палки, чтобы трубка плотно вошла в нее.
Затем вбейте в самый центр торца палки стальной штырь длиной 5—7 см (можно использовать штырек от старой лыжной палки). Конец штыря должен выходить из палки на 1,5 — 2 см. Его надо заточить.
Теперь осталось сделать темляк. Он шьется из обрезка багажных ремней (но не кожаных) или из широкой (2 — 3 см) тесьмы (фитиля) капроновыми или суровыми нитками толстой иглой. Длина готового темляка не менее 30 см. Темляк должен легко двигаться вдоль альпенштока. Неплохо будет, если к темляку вы сделаете хомутик, чтобы темляк не спадал с руки.
ОКОННАЯ СЕТКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ. Автотуристам, путешествующим главным образом в летнее время, иногда приходится ночевать в автомобиле. Провести ночь в душной машине нелегко, открыть же окна нельзя — мешают комары. Избавиться от «общества» надоедливых насекомых можно, если вставить в окна автомобиля специальные сетки. Для таких сеток надо выпилить из четырех-мкллиметровой фанеры
четыре рамки и склеить их между собой казеиновым клеем.
Между 2 и 3-й рамка-ки вставляется металлическая сетка с ячейкой в 1 мм, которая приклеивается к одной из рамок, например второй. Для большей прочности во время склейки все четыре рамки можно сбить деревянными
шпильками. Рамки выпиливаются так, чтобы середина второго слоя образовала в верхней части выступ, а в нижней — паз.
Чтобы вставить готовую сетку в оконный проем, стекло опускается до отказа вниз. Выступом сетка входит в паз верхней части оконного проема, а опущенное стекло попадает в паз сетки. Достаточно немного (на 10 мм) поднять стекло, и сетка плотно защемляется.
ПОХОДНЫЙ СТАКАНЧИК, вырезанный из бумажного пакета из-под молока, удобен тем, что легок, свободно складывается и не бьется. Хранить его можно в кармане куртки, чтобы всегда был под рукой.
Источник
Альпеншток для своими руками
На пеше-водных маршрутах в горной местности часто требуется и альпеншток для самостраховки, и катамаранное весло для сплава.
Явно нерационально тащить на себе и то, и другое. А вот совместить их функции в одной конструкции вполне возможно.
Считаю, что подобная идея нашими туристами уже не раз была реализована. Но такой информации я в Интернете не нашел. Потому и выкладываю здесь описание наших решений.
Материалы для изготовления легко доступны. Например, мы почти все детали закупили в Леруа Мерлен.
Для сборки одного весла-альпенштока потребуется:
1. Труба алюминиевая 30х1 мм (продается длиной 2 метра в ЛМ);
2. Дюралюминий Д16Т листовой 1 мм (мы использовали готовые лопасти от тайменевского весла);
3. Скоба двухлапковая 31-32 мм – 3 шт.;
4. Болт М5х10 мм – 6 шт.;
5. Гайка самоконтрящаяся М5 – 6 шт.;
6. Шайба кузовная 5 мм – 12 шт.;
7. Резина листовая (мы использовали толщиной 3 мм);
8. Болт М8х70 – 1 шт.;
9. Гайка самоконтрящаяся М8 – 1 шт.;
10. Шайба кузовная 8 мм – 3 шт.;
11. Шайба кузовная 10 мм – 1 шт.;
12. Гайка М8 – 2 шт (контргайки при обжиме резины);
13. Т-образная вставка на ручку весла.
14. Термоусадочная трубка 40/20 мм (на шафт) – 1 п.м.;
15. Термоусадочная трубка 12/6 мм (на скобы) – 0,25 п.м.
Процесс изготовления.
1. Для шафта весла берем трубу алюминиевую АД31 диаметром 30 мм со стенкой 1 мм. Её вполне достаточно для сплавов по рекам невысоких категорий. На высокие категории лучше поискать уже дюраль Д16Т. Обрезаем трубу под длину удобного нам весла. Например, 160 см.
2. Изготавливаем узел штычка альпенштока.
Сначала вырезаем несколько резиновых шайб диаметром около 30-32 мм, сверлим в середине отверстия 8 мм. Затем надеваем шайбы на болт М8 и обтачиваем их на наждаке до диаметра около 28 мм.
Обтачиваем так, чтобы можно было хоть и плотно, но от руки вставить всю резино-металлическую конструкцию внутрь трубы.
Подробнее о конструкции узла.
Болт М8х70.
Шайбы кузовные 8 мм (3 шт.) имеют наружный диаметр 25 мм и входят в трубу.
Шайба кузовная 10 мм имеет наружный диаметр 30 мм. Защищает торец трубы. Можно обойтись без этой шайбы, но тогда торец трубы будет сминаться при ударах о камни.
Резина листовая общей толщиной 30 мм. При сжатии между кузовными шайбами резина распирается в стенку трубы. При этом сдвинуть штычок с места человеку уже не под силу.
Гайка самоконтрящаяся М8 не откручивается во время эксплуатации.
Две обычные гайки М8, законтренные друг на друга, образуют временную головку болта для закручивания самоконтрящейся гайки.Резину стягиваем до возникновения на гаечных ключах усилия, обычного для болтового соединения М8.
3. На второй конец трубы устанавливаем готовую ручку для весла.
Например, приобретенную в Вольном ветре. Или снятую с лопаты, ранее купленной в Леруа Мерлен. Фиксируем ручку к трубе коротким саморезом.
4. Готовим лопасть из дюралюминия Д16Т толщиной 1 мм. Размеры лопасти в районе 45х20 см. Самостоятельно вырезать её ножницами по металлу весьма трудоемкий процесс. Проще на каком-нибудь строительном рынке найти мастерскую по изготовлению различных деталей из оцинковки. Там, как правило, имеются гильотинные ножницы.
Мы же использовали готовые лопасти от тайменевских байдарочных весел.
Размечаем места установки двухлапковых скоб и сверлим в лопасти отверстия под их крепление.
Производим предварительную сборку.
Размечаем места установки термоусадочных трубок на трубу с учетом хвата, как под весло, так и как под альпеншток.
5. Устанавливаем термоусадочные трубки (можно использовать изоленту).Трубу альпенштока под скобой также обязательно покрываем термоусадкой. Это предотвращает проворачивание лопасти.
6. Ищем два легких гаечных ключа 8 мм на маршрут. Вполне достаточно ключей, штампованных из листовой стали.
Их можно найти на Алиэкспресс. У нас же они остались от набора для сборки какой-то мебели. Вес одного ключа всего 11 грамм.
Ключи лучше брать накидные, с замкнутым шестигранником. Можно и рожковые, но тогда стоит их заранее проверить на надежность.
Результат работы (фото кликабельно).
Подводя итоги:
1. Альпенштоки мы специально сделали однотрубными, а не составными. Так получается надежнее и легче. Перевезти их в поезде или на автотранспорте можно без проблем. А что касается авиаперевозок, то сейчас все отечественные авиакомпании дают ограничение габаритов в 203 см по сумме трех измерений. Соответственно, группа, собрав все альпенштоки в одно место, всегда сможет перераспределить свой багаж так, чтобы каждый уложился в габаритные нормы.
2. Весла получились весом в среднем около 905 грамм. Что фактически совпадает с весом весел ТНР 505.2 той же длины.
3. Труба-шафт у весел полая и герметичная. Весла в сборе имеют положительную плавучесть.
4. Вес получившихся альпенштоков около 600 гр. Конечно, не самые легкие, но они существенно легче деревянных посохов.
5. Конструкция крепления штычка очень надежная. В тоже время, крепление разборное и стертый на маршруте болт легко и быстро меняется после похода.
6. Минусом конструкции является необходимость иметь на маршруте два гаечных ключика на 8 мм для превращения весла в альпеншток и наоборот.
Источник
ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ «САМОДЕЛКИ»
В 1970-1980-х годах выбора — покупать снаряжение или делать самим не было. В спортивных магазинах купить что-либо подходящее было невозможно. Из обуви продавались ужасные туристские ботинки, которые после первого дождя промокали вдрыск. Палатки были только брезентовые, после намокания и замерзания они превращались к несминаемый ком, который убрать в рюкзак было непросто. Вместо ковриков таскали с собой надувные матрацы. Из одежды — штормовки. Вот пожалуй и все. А про «железо» магазины и не слышали.
Но оно производилось. Были в стране несколько комбинатов, заточенных на их производство. В Москве — Экспериментальный швейно-трикотажный комбинат ВЦСПС. Здесь пошивали всеми любимые в те годы палатки «Памирки», пуховые куртки классического красного цвета с «бобриным хвостом» (сзади длиннее, чем спереди), пуховые спальники. Объем производства был мизерным, если сравнивать с потребностями. Скажем палаток делали 1000 шт, пуховок 2000 шт., примерно, конечно. Все это называлось фондами. Фонды распределяло Управление альпинизма ВС ДФО профсоюзов. Потребителями фондов были ДСО (добровольные-спортивные общества). Их было много: Спартак, Труд, Буревестник, Урожай, Авангард и др.
Каждому обществу всегла урезали заявки на снарягу. Пишут 100, получают 20.
Был еще в Ленинграде комбинат ЛЭС — Ленинградская экспериментальная судоверфь. Обожаемое в горных кругах предприятие. Тут делали ледорубы, кошки, всевозможные крючья, ледовые и скальные молотки, профиль для лесенок, шлямбурные крючья и др. Самые настойчивые завязывали контакты с работниками и получали желанное снаряжение.
В Москве делали очень хорошую по тем временам обувку, так называемые ботинки ВЦСПС, одинарные, полуторные и супер-ботинки — двойные. Первыми были экипированы альплагеря, вторые с мягкой вставкой появились позже. А двойные, для высотных восхождений, делали только по спецзаказу. Объем производста опять мизерный, двойных делали не более 100 пар в год.
Все производимое снаряжение удовлетворяло потребности в основном альпинистских лагерей. Горные туристы были обречены на самоделки. Правда прокаты при крупных клубах туристов могли предложить ледорубы, кошки, веревки. Прокат МГКТ на ул. Рабочей имел минимально необходимый ассортимент для горных путешествий.
Производство самоделок процветало, туристы делились опытом, журнал «Турист» регулярно публиковал материалы на эту тему. Стали появляться книги «Самодельное снаряжение для горного (и других видов) туризма». На общем фоне появились уникальные туристы-изобретатели: в Свердловске — Муравьев (кошки), в Москве — Виктор Николаев (МАИ). Виктор придумал пластиковые ботинки и технологию домашнего производства, высотную палатку (стояла на гребне пика Победы и вызывала изумления у альпинистов), автоклав, кошки и др., все долго служило нуждам высотных горных путешествиях.
Многое изготавливалось по чертежам талантливого альпиниста и изобретателя В.М. Абалакова.
Ниже размещаю фотки сомоделок, некоторые были подсмотрены в книгах и делались ограниченным объемом.
Производились очень малым количеством, не более 200 штук на оборонном предприятии.
Кто делал и автор самоделки мне неизвестны.
И сейчас работает безотказно.
.
Использовали с осторожностью
Чудо-лопата — легкая и функциональная
Использовали с осторожностью.
Даа, круть! кулачки и по сей день актуальны. Я слышал что Виктор Николаев придумал ледобур, гениальное изобретение!
Необходимость производить самостоятельно снаряжение для туризма ещё осталась. Например, не найдём же мы у именитых отечественных и забугорных производителей аутдор снаряжения на все случаи жизни такую простую вещь как 4-х местный спальник, совершенно необходимый для лыжных и других походов. Маркетинговая политика проклятых капиталистов другая, впарят один супер утеплитель в спальниках эгоистах потом другой, потом третий, модель позапрошлого года стоит в 2 раза дешевле, якобы из за того что технологии устарели, а новый ну намного круууче! 🙂 можно подумать скоро туристы сноубордисты алпинисты и прочие АУТДОРЩИКИ в космос полетят со своими погремушками. в нано спальниках с 5-ти слойным гортексом :))
А на самом деле, понятно и ежу (который ходит в походы), что для нормальных не сложных, скажем, зимних походов ничего лучше чем палатка типа зима, и многоместного спальника из обыкновенного синтепона или холофайбера ещё долго не будет. И именно это и нужно чаще всего чайнику, который приходит в магазин со словами:
«Здравствуйте, мне бы спальник чтобы в нём не замёрзнуть, мы в поход идём на 3 дня, нас 4, и температура будет -30»
Бодрый продавец магазина, тут же конечно предложит купить 4 спальника где написанно комфорт -30 и.т.д. и сделает свою работу.
А на самом деле клиенту этому нужен, равно как и группе совершающей поход 6 к.с., 1 двойной 4-х местный спальник стоимостью скажем 6000 рублей, весом 4 кг внутренний 3 кг внешний, в котором и при — 40 ночевать вполне можно. 6000 р — это абсолютно реальная цифра за которую можно заплатить за материал и за работу по пошив спальника типа конверт 2*2 м (мне шили и дешевле, и не по блату).
А бодрый продавец впарит 1 одноместный спальник по такой цене. Потому что не делают НУЖНЫХ вещей серийно, потому что на них не очень то заработаешь. Потому что производители эти, которые «всё для клиента», исследуют, создают, модернизируют и улучшают на самом деле во многом делают всё для зарабатывания своих денег, приплетают туда гортексы, ещё какую то хрень, нано-технологии скоро в ход пойдут. На самом деле развивают нужные технологии снаряжения для туризма и альпинизма именно самодельщики и по сей день, а проклятые капиталисты ( всякие фирмы типа Salewa, Petzl, Vaude, да кто угодно, все подряд) навариваются, и производят только те нужные вещи на которых можно зарабатывать много и долго. Без них нам конечно тоже трудно было бы.. жюмар петцль, или скажем фонарик тикка действительно хорошая вещь, но вот зачем сначала производить тикку, потом через год -другой тикку+ , потом, ..ещё что-то там, а потом уже тикку XP. Понятно что не от того что светодиодов раньше 1 ваттных не было, а от того что так денег больше заработали, и это естественное их стремление. А самодельщики будут делать именно то, что нужно для путешествий походов, плаваний, или чем они там занимаются, даже сверхлёгкой авиацией. К сожалению увлечённых энтузиастов становится меньше, из за возможности купить быстро, как будто всё и как будто именно то что нужно и отправиться в путь. На самом деле не совсем то. Важно это понимать, когда нам на уши лапшу вешают в магазинах, товарищи. Во имя добра и любви 🙂
Источник