Аналой для клироса с тумбой своими руками
Каждому регенту стоит позаботиться об эргономике рабочего места для своего хора. В этой статье я дам некоторые рекомендации из собственного опыта, которые, надеюсь, будут полезны начинающим регентам и регентам новых храмов. Возможно и бывалые регенты найдут в этой статье что-то полезное для себя. Но главная цель статьи: пригласить всех к обсуждению данного предмета, ведь как говорится «одна голова хорошо, а две — лучше», и наверняка в обустройстве каждого хора есть какие-то свои особенности, которые могут быть полезны другим хорам.
Для начала обратимся к термину «эргономика». Эргономика (от др. -греч. ἔργον — работа + νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Иными словами, эргономичное рабочее место — удобное пространство, когда всё под рукой.
Работа с хором предполагает две стадии работы: подготовительная, т.е. спевки (репетиции) и исполнительная, т.е. непосредственно пение во время богослужений и треб. Отсюда следует, что для успешной работы с хором желательно позаботиться об устройстве помещения для спевок и места, где хор размещается во время богослужений и треб.
Но начну я с рабочего места хора в храме. Думаю вам будет интересно узнать исторический аспект этого вопроса (печатаю здесь по данным Истории богослужебного пения. Учебное пособие. Составитель Б. Б. Лебедев): «Из истории христианской церкви известно, что в древней христианской церкви первые три с половиною века исполнителями богослужебного пения были сами члены той или другой общины, сам народ. Миланский эдикт (313) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Вместо катакомб и подземных служений на гробах мучеников отныне воздвигаются величественные храмы, в которых богослужение проходит открыто на глазах язычников. Вместе с внешним усилением растет и внутреннее благоустройство Церкви, что проявляется в усовершенствовании богослужения, которое начинает принимать всё более торжественный характер.
С усовершенствованием богослужения, произошли изменения и в богослужебном пении, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Первые упоминания о певцах, как отдельном чине церковном, есть уже в Апостольских правилах. Наконец, Лаодикийский собор (367) постановил, что: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви» (Прав. 15). По объяснению толкователя Вальсамона, этим правилом предоставлялось певцам только начальство над пением, но не запрещалось подпевать и народу.
Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением. Во время служения певчие облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах.
Русь, приняв крещение в 988 г. от греков, приняла первоначально и греческое богослужебное пение, а следовательно и порядки, которые были заведены у греческих певцов. Поэтому на Руси клирики также облачались в короткие белые фелони и имели право петь на амвоне при совершении богослужения. Оба лика (хора) певцов стояли справа и слева перед низкой преградой, отделявшей алтарь от прочей части храма. Иконостаса, как стены с иконами, отделяющей алтарь от прочей части храма, в этом периоде еще не существовало. Кроме того, некоторые песнопения исполнялись на амвоне. Этот амвон находился в средней части храма и представлял собою нечто вроде кафедры со ступенями с восточной и западной стороны. Восходить на этот амвон, и там петь и читать имели право только те, кто имел посвящение в чтеца и певца. Некоторые песнопения, которые должны были исполняться одиночно, исполнялись на амвоне посвященным певцом. Подобным образом исполнялись и те песнопения, в которых народ припевал припевы или заключительные слова, причем певец-солист на амвоне давал для такого вступления народу рукой знак (хирономировал). Канонические певцы могли также на амвоне начинать-запевать те песнопения, которые за ними пел весь народ. Другие же песнопения, исполнявшиеся коллективно, пелись хорами певцов, стоящих по обеим сторонам пред алтарной преградой. На т. н. хорах певцы не пели. Верхние галереи в некоторых храмах предназначались не для помещения там певцов, но для женщин с детьми и для владетельного князя — почему галереи эти иногда имели непосредственное сообщение с княжескими покоями (как, например, в св. Софии Киевской). У русских галереи, которые находятся над западной (особенно над притвором) частью храма и тянутся иногда и над северной, и над южной частью храма, получили название «полатей». Но значительная часть русских храмов из домонгольского времени не имеет этих галерей. Равным образом не имеют их и монастырские храмы; в храмах Афона имеется перед линией иконостаса по одной боковой апсиде, к северу и к югу; эти апсиды предназначаются для певцов и заменяют клиросы. Такое расположение певцов соответствует значению церковных певцов, как тоже совершающих богослужение вместе со священнослужителями, — а не как сопровождающих богослужение «музыкантов».
Нынешние «хоры», балкон над западной частью храма в некоторых современных русских церквах — позднейшего происхождения, т. к. обыкновение ставить там хор певчих появился не ранее конца XVII-го века под западным, католическим, униатским и протестантским влиянием.
Основной причиной для этого стало введение итальянского стиля в богослужебное пение, предполагавшего концертный характер. Но «концерты, и вообще композиции итальянского стиля, требовали участия и женских голосов. Далеко не все владельцы хоров имели возможность содержать в своих хорах мальчиков. Тем более, что, несмотря на очень многие достоинства хоров с голосами мальчиков, мальчики в церковных хорах, особенно в хорах, содержащихся с коммерческой целью, были невыгодны. Едва только мальчик овладеет всем репертуаром, как у него наступает перелом голоса, и все труды по его обучению и выучке репертуара оказываются напрасными.
Но вводить женщину на клирос, чтобы она стояла там и пела среди мужчин, в то время считалось неприличным не только для церкви, но и для эстрады. Тогда нашли способ обойти этот обычай. Крепостных девок-солисток стригли, одевали их в мужское платье, и в таком виде ставили вместе с мужчинами на клирос.
Собственно, запрещения женщинам петь во время богослужения нет, хотя некоторые склонны усматривать такое запрещение в Послании Апостола Павла к Коринфяном: 1 Кор. 14, 34 -35: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении. ибо неприлично жене говорить в церкви. », и на 1 Тим. 2, 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностию; а учить жене не позволяю».
Но даже при поверхностном чтении этих текстов делается ясным, что женщинам запрещается говорение, т. е. учительство или обсуждение разных церковных дел, но не запрещено пение в общине. Но, конечно, в те времена, когда женщины в храме стояли отдельно от мужчин (мужчины занимали правую часть храма, а женщины — левую; или мужчины — переднюю часть храма, а женщины — заднюю; или, как в некоторых храмах у греков — мужчины внизу, а женщины — на верхней галерее), стояние женщин на виду у всех, впереди, на клиросе, среди мужчин, было неуместным. Но зато, казалось, не было препятствий помещать поющих в хоре женщин вместе с мужчинами вверху на хорах, где такое смешение было скрыто от взоров предстоящих в храме. А предстоящие эти, увлекаясь концертным пением, чувствовали себя соответственно такой музыке, не столько в храме за богослужением, сколько в концертном зале».
Это был краткий (или не совсем краткий) экскурс в историю, целью которого было показать, что современное размещение хора на балконах в западной части храма, исторически не столь давняя традиция, главной задачей которой является скрыть хористов от взглядов прихожан.
В настоящее время в некоторых храмах также очень часто хоры размещаются справа и слева от алтаря. Но перейдем непосредственно к обустройству хоров.
И начнем, пожалуй, с мебели. Главной мебельной принадлежностью на хоре является аналой (высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы, книги и ноты). Этой части клиросного интерьера следует уделить предельное внимание, так как удобство аналоя решает как минимум три проблемы:
- Осанка хористов, которая очень важна для правильного дыхания без которого не бывает красивого звука, а следовательно и стройного пения.
- Чёткая видимость текста и нот. Как говорится, комментарии излишни.
- Удобство и быстрота при перекладывании книг и нот, что помогает устранить ненужные паузы между чтением и пением, а также избежать возможного при этом стресса.
И как следствие из всего этого: удобный аналой – залог позитивного настроения и стройного пения (разумеется в какой-то мере – не гарантирует, но способствует).
Прежде чем рассказать вам каким должен быть удобный аналой, я вам покажу неудобные аналои:
Она крепилась непосредственно к аналою. Аналой у нас был большой, одновременно выполнял роль шкафа для книг. А лампа удобна тем, что её можно разворачивать и наклонять как угодно. |
Кроме электрического освещения клироса, необходимо также предусмотреть альтернативный вариант на тот случай, если электричество выключат. Это могут быть свечи (не забудьте про спички и подсвечники) или фонари (в рабочем состоянии, т. е. с активными батарейками). При чем находиться они должны в зоне ближайшей доступности. Думаю, тут всё итак понятно.
Также регенту следует уделить особое внимание климат-контролю на клиросе. На клиросе должен быть дополнительный обогреватель, если недостаточно тепло отапливается храм. Если в храме душно, то на клиросе должны быть форточки и/или вентилятор (нужно выбирать наиболее бесшумный). Важно также, чтобы не было сквозняков.
И последние важные мелочи в эргономике клироса. На клиросе обязательно должны быть: сосуд с питьевой водой и чашка (или одноразовые стаканы), шариковая ручка, карандаш, ластик, листы бумаги простые и нотные, закладки, и, само собой разумеется, — камертон. Удобно ещё иметь скотч и ножницы под рукой, чтобы вовремя подклеить разрывы в книгах. Не помешают степлер (со скобами естественно), маркер, коректор, планшет (я имею ввиду пластиковый на котором удобно писать, хотя возможен и электронный), файлы и стикеры. Возможно наличие небольшой аптечки. Желательно, чтобы все эти принадлежности имели свое конкретное место. И очень удобно прямо на клиросе иметь ксерокс для увеличения необходимого количества экземпляров нот и текстов песнопений.
Простите, что утомила вас длинной статьей. Надеюсь, что не зря вам всё это писала и вы почерпали для себя всё же какую-то ценность из данной статьи, а не только потратили время на её прочтение. Буду рада, если вы найдете время поделиться своими рекомендациями в обустройстве хора, написав комментарий к данной статье. А эргономике места для проведения спевок я посвящу свою следующую статью.
Источник