Ангоб для керамики своими руками

Что такое ангоб, как его сделать и декорировать им

Ангобом называют цветную глину, используемую для грунтования или росписи сырой заготовки, маскировки не желательного цвета, создания объемных элементов и фактурных участков на плоскости. Ввиду того, что материал не расплавляется полностью — на поверхности изделия образуется пористая поверхность. Ангоб дает мягкие тона и плавные переходы. Необходимо учитывать сочетаемость глины и используемого ангоба, потому как при обжиге, ввиду разницы структур, не произойдет должного сцепления. Важно сопоставлять дисперсность, влажность материалов.

Как сделать ангобы для керамики

Наиболее простой способ самостоятельного приготовления- взять шликер цветной глины и пропустить через мелкое сито. Влажность такого сырья колеблется в пределах 35-50%. То есть смесь достаточно жидкая, по своей консистенции.

Для получения белого ангоба проще всего использовать каолин и кварцевые примеси, глицерин и ПЭГ.

Другой вариант составить покрытие — смешать белую глину с нужными пигментами. В результате получится цветной ангоб. Этот прием сделает возможности декора безграничными. Зачастую используются керамические пигменты и краски, соли металлов, но, в некоторых случаях применимы оксиды металлов. Особенностью последних является то, что окончательную цветовую гамму они приобретают после обжига, под глазурью. Например, придать кросножгущейся глине красивый синий оттенок поможет покрывной состав из беложгущейся и сернокислого кобальта. Оксид марганца даст бурые оттенки, окись хрома- изумрудный, окись железа — красные цвета, никеля — янтарные, а чтобы получить черный, — следует смешать хром, марганец и кобальт. Получение желаемых оттенков потребует опыта и многих экспериментов. Делая очередную пробу, имеет смысл записывать пропорции.

Для этого потребуется длительный помол. В классическом варианте — ангобные изделия покрываются прозрачной глазурью, но в некоторых случаях — используется цветная.

Отдельная категория — черный ангоб . Его можно произвести путем смешивания с цветовым пигментом или купить готовый. Однако, существует рецепт, который предполагает добавление табачной вытяжки. Для основы — глина РА доводится до консистенции шликера. Состав красителя — черный ангоб, в состоянии 1% кефира, 3-х дневный настой листового табака (сырье заливается кипятком на 2-2,5 см). Смешивание в пропорции 1:1. Нанесение производится капельным методом, кисть, при этом, не касается черепка. Любуйтесь видом павлиньих перьев или растущим деревом.

Смесь для изменения адгезивных свойств готового продукта, например, черепицы, готовят с добавлением кремнезема или флюса. Некоторые мастера добавляют битое оконное стекло, полевой шпат и другие компоненты. В придании рельефа, даже уже обожженному черепку, также поможет флюсный ангоб. Такую технологию использовали еще в древней Греции, для создания тонкого лаково-глянцевого покрытия.

После обжига, ангоб с пигментом без других примесей, дает матовый оттенок. Это означает, что гигиенических водоотталкивающих свойств он не имеет. Такой эффект более выражен, в случае недожога. Если работа перегрета, то появится легкий блеск.

Ангобы для керамики — это, по сути, то, что можно приготовить, практически из подручных материалов керамиста, получая при этом, удивительные эффекты.

На просторах сети мастера-испытатели делятся своими находками как сделать ангоб с опробованием разных рецептур. Однако, необходимо помнить, что предложенный способ в печи, отличающейся по температуре, может повести себя немного иначе, чем описано у автора.

Существует особый вид ангоба — барботин. Такой вид подходит только для частичного декора. Плотность раствора гораздо выше обычного, для загущения добавляется сахарный сироп или гуммиарабик, и глицерин — с целью пролонгирования вязкостных свойств.

Техники декорирования

Покрытие ангобом осуществляется несколькими способами: поливанием, погружением, спонжированием, с помощью пульверизатора. Влажность заготовки колеблется в пределах 20 % +- 2%. Если произошло превращение в кожетвердое состояние, то возможно только осторожное напыление.

Разнообразны и техники покрытия.

Роспись кистью делается по кожетвердому материалу или уже обожженному, очень тонким слоем. Густота укрывного сырья должна быть как жидкая сметана.

Окунание — подходит не только для мелких работ, но и для больших.

Напыление — наиболее совершенный способ декорирования ангобами, особенно удачен для оформления рельефных работ. Плавный переход цвета также удачно выйдет, при использовании аэрозольной техники.

Сграффито — производится процарапыванием до нижнего слоя, который, зачастую, более контрастный, относительно верхнего. Применяется в кожетвердом состоянии или после обжига. Техника нанесения предполагает поперечную укладку слоев, относительно друг друга.

Мраморизация — существуют 2 способа. В первом варианте — черепок окунают в белый ангоб , быстро вынимают и подсушивают губкой. Второй способ предполагает поливание белым ангобом из ковшика. После чего наносят цветной сюжет, затем быстро вращают и стряхивают.

Фляндровка — осуществляется посредством нанесения нескольких цветов покрытия из резиновой калячницы. Получаются толстые линии, которые растушевываются в перпендикулярном направлении острым предметом. Действие следует производить быстро, — потеря влаги ведет к снижению эластичности.

Рожковая роспись — жидкий ангоб, помещается в калячницу, после чего происходит нанесение рельефа на сырую или кожетвеордую поверхность. Во втором случае получившийся результат должен подсохнет до однородности. После — обжиг и покрытие прозрачной глазурью.

Применять или нет

Нередко от использования ангобами отказываются в пользу глазури. Так происходит из-за сложности подбора рабочих составов, кропотливости нанесения, — если слой будет слишком тонким — он выгорит, слишком толстый — рискует отвалиться в скором времени, ввиду чего, роспись ангобами по керамике, представляет некоторую сложность. Подбор подходящей температуры обжига повлияет на качество поверхности. Да и само смешивание красок весьма влияет на внешний вид готового рисунка.

Преимущества не менее весомы. Смешивая пигменты — возможно подобрать любые оттенки палитры. Создать низкотемпературный ангоб вполне в силах каждый мастер. В простых вариациях позволяет закончить изделие в один обжиг, поскольку ангоб глазури не требует, при правильном приготовлении и обжиге.

Роспись ангобами — процесс творческий и увлекательный, таящий много открытий даже для опытных керамистов. Если вы хотите улучшить свои знания по изготовления посуды ручной работы, советуем посетить гончарную школу Колокол.

Источник

Уроки гончарного дела

Добро пожаловать в мир керамики!

Дерево. Часть 2

С прошлого года у нас осталось одно незаконченное дело. Как вы помните, в одном из прошлогодних уроков мы слепили из глины панно с помощью настоящих листочков. Сегодня нам предстоит его задекорировать. И делать мы это будем с помощью ангобов и оксида меди.

Итак, приступим. Для начала нам нужно приготовить ангобы. А что же такое ангоб? И как его сделать своими руками? На самом деле все очень просто. Ангоб — это, как правило, жидко разведенная глина с добавлением красящих пигментов или без них. В нашем случае в качестве пигмента будет выступать красная глина (желательно из того же карьера, что и белая глина, из которой мы слепили панно).

Для нашего дерева мы намешаем два оттенка — красно-коричневый для листьев, и светло-охристый — для ствола и ветвей. Для первого можно взять просто красную глину, а для второго смешаем белую и красную.

Наносить ангоб лучше всего на изделие, которое уже подсохло, но не до конца — так он будет лучше держаться на черепке.

Ангоб по консистенции похож на гуашевую краску, и для работы с ним хорошо подходят кисточки с мягкой щетиной — белка, пони, колонок.

Можно наносить несколько тонких слоев ангоба. Слишком толстый слой не рекомендуется, т.к. такое покрытие может отскочить во время сушки или обжига.

Вот такое у нас получается дерево — уже красиво)

Теперь на арену выходит еще одно действующее лицо — оксид меди. Это порошок черного цвета, с которым очень любят работать керамисты. К тому же его довольно легко добыть в домашних условиях. Достаточно просто прокалить тонкую медную проволоку в печи для обжига, положив ее в какой-нибудь керамический горшочек. Также можно получить оксид меди из медного купороса — это очень распространенное и недорогое удобрение. О том как это сделать, вы можете почитать на сайте нашего хорошего друга: pottery.su.

Мы будем использовать оксид меди в чистом виде — в виде сухого порошка. Берем мягкую кисточку, окунаем в порошок и легким движением руки проводим по нашему дереву. Порошок должен зайти в углубления, авыступающие части при этом остаются без него.

С сухим порошком нужно работать осторожно — он очень легко «убегает». К тому же этот способ не очень подходит для вертикальных поверхностей.

Если изделие предварительно обжечь, то оксид меди можно нанести, смешав его с небольшим количеством глины — так он не будет обсыпаться и будет хорошо держаться на черепке. Излишки такого покрытия можно стереть пальцем или кусочком поролона или тряпочкой, смоченной в воде.

Оксид меди после обжига сплавляется с черепком, и в зависимости от температуры может иметь разные оттенки черного с металлическим блеском. Он придает изделию эффект состаренности, получается что-то вроде стиля шеби-шик.

Вот такое у нас получилось дерево. Немного не рассчитали мы с оттенком ствола — он получился практически таким же, как и фон — чуть-чуть нужно побольше добавить красной глины в ангоб. А так, очень даже интересная вещь получилась. А вы как думаете?

Источник

Способ приготовления спекающегося ангоба

Владельцы патента RU 2325373:

Изобретение относится к производству керамических изделий строительного, культурно-бытового и художественного назначения. Технический результат изобретения — разработка простого способа получения спекающихся ангобов различных окрасок с применением расширенного ассортимента используемых глин. При изготовлении спекающегося ангоба используют любую глину, способную разжижаться натриевым жидким стеклом, распускают ее в воде с натриевым жидким стеклом до влажности 50-70%. Количество жидкого натриевого стекла, добавляемого в распускаемую глину, равно необходимому для максимального разжижения водного керамического шликера влажности 40-45% из этой же глины. Распущенную глину отстаивают до полного разделения на осадок и седиментационно-устоичивую суспензию глинистых минералов. Полученную водную суспензию глинистых минералов, частицы которых не более 1 мкм, наносят на поверхность сформованных сухих керамических изделий, сушат и обжигают в окислительной среде при температуре 900-1050°С, получая на поверхности изделий ангоб-глянцевое покрытие с низким водопоглощением. 2 з.п. ф-лы, 6 табл.

Изобретение относится к производству керамических изделий строительного, культурно-бытового и художественного назначения.

Известен способ приготовления спекающегося ангоба белого цвета состава (мас.%): глина часовярская — 20, каолин глуховецкий — 4, пегматит елисеевский — 16, стекольный бой — 35, мел белгородский — 6, песок кварцевый — 19 (Сахарова Н.А., Черепова О.В. Архитектурная керамика с цветным ангобированным слоем,: Издательство Академии Архитектуры Украинской ССР, Киев, 1952, с.20-21). Пегматит и стекольный бой тщательно промывают в воде, пегматит обжигают при температуре 900-960°С. Предварительное измельчение пегматита, стекольного боя и мела производят на бегунах, затем, после дозировки, осуществляют совместный мокрый помол всех исходных компонентов в шаровой мельнице с добавлением 35% воды. Тонкий помол ведут до остатка на сите с 10000 отв./см 2 не более 5%. После помола суспензию процеживают через сито 900 отв./см 2 и разбавляют водой при тщательном перемешивании до плотности 1,6-1,7 г/см 3 . Ангобную суспензию наносят на холодные высушенные изделия, после чего изделия обжигают при температуре 900-1050°С.

Недостатком данного способа является его трудоемкость из-за необходимости осуществления достаточно тонкого помола, позволяющего получить спекающийся ангоб при наличии достаточного количества плавней в его составе.

Известен способ приготовления спекающегося ангоба (Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. М., 1971, с.276), заключающийся в том, что берут 250 г глины и роспускают ее в 1 литре дистиллированной или дождевой воды с добавлением 5 г кристаллической соды. После этого глине дают сутки отстояться. Некоторые глины после отстаивания разделяются на прозрачную жидкость и осадок, такие не годятся для приготовления спекающегося ангоба. Другие после суток отстаивания разделяются на осадок и водную суспензию, суспензию сливают, частично выпаривают и затем используют как ангобную суспензию для нанесения на поверхность сформованных керамических изделий. После сушки и обжига в окислительной среде при температурах 900-1000°С на изделиях получается глянцевое с низким водопоглощением ангобное покрытие, его цвет может быть белым, бежевым или красным в зависимости от количества красящих окислов, присутствующих в ангобной суспензии. Недостатками данного способа приготовления спекающегося ангоба являются — ограниченный ассортимент используемых глин или их смесей, трудоемкость из-за необходимости привлечения дополнительной операции — выпаривания.

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка простого способа получения спекающихся ангобов различных окрасок с применением расширенного ассортимента используемых глин.

Для решения поставленной задачи в способе приготовления спекающегося ангоба предлагается использовать любую глину, способную разжижаться натриевым жидким стеклом, которую распускают в воде этим электролитом до влажности 50-70%. Натриевого жидкого стекла берут столько же, сколько необходимо добавить его к водному шликеру относительной влажности 40-45% из этой же глины, чтобы шликер максимально разжижить. Методика определения количества электролита, необходимого для максимальной разжижаемости шликера (минимального времени истечения порции шликера) с использованием вискозиметра Энглера приводится в книге «Технический анализ и контроль производства керамики». Лукин Е.С., Андрианов Н.Т., М. Стройиздат. — 1975 — с.115 [1]. Распущенную глину отстаивают до полного разделения на осадок и седиментационно-устойчивую суспензию глинистых минералов. Полученную водную суспензию глинистых минералов, частицы которых не более 1 мкм, наносят на поверхность сформованных сухих керамических изделий, сушат и обжигают в окислительной среде при температуре 900-1050°С, получая на поверхности изделий ангоб-глянцевое покрытие с низким водопоглощением, состава (в пересчете на прокаленное вещество, мас.%):

В заявляемом способе приготовления спекающегося ангоба используют большой ассортимент глин, что является несомненным его преимуществом перед прототипом и аналогами. В качестве исходных глин для приготовления спекающихся ангобов были взяты глины следующих месторождений — Владимирского (Ростовская область), Ильского (Краснодарский край), Старокорсунского (Краснодарский край). Первая глина пригодна для производства тонкой и санитарно-строительной керамики, вторая и третья — легкоплавкие, с большим содержанием красящих окислов, используются для производства керамического кирпича методом пластического формования. В таблицах 1, 2, 3 приведены результаты отстаивания распущенных глин с различной влажностью и различным количеством натриевого жидкого стекла плотности 1.4 г/мл с силикатным модулем 2,80 в расчете на 1 кг сухой глины в емкости высотой 0,5 м в течение трех суток, соответственно для глин Владимирского, Ильского и Старокорсунского месторождений.

Как видно из таблиц 1-3, составы №2, 3, 4, 5, 10, 15 для каждой из трех глин, после отстаивания разделились на прозрачную жидкость и осадок. Составы №1, 6, 11, 12, 13, для каждой из трех глин, после отстаивания по визуальным характеристикам не претерпели изменения и остались седиментационно-устойчивыми суспензиями. Составы №7, 8, 9, 14, для каждой из трех глин, после отстаивания разделились на седиментационно-устойчивые суспензии и осадки. Экспериментально было выявлено, что максимальная разжижаемость водных шликеров относительной влажности от 40 до 45% из глин Владимирского, Ильского и Старокорсунского месторождений, определяемая с помощью вискозиметра Энглера, достигается также соответственно при 15 мл, 8 мл и 12 мл натриевого жидкого стекла на 1 кг сухой глины, при плотности жидкого стекла 1,4 г/мл и силикатном модуле 2.80 [1]. Из всех полученных в результате отстаивания седиментационно-устойчивых суспензий из составов №1, 6, 7, 8, 98, 11, 12, 13, 14 для рассмотренных трех глин были сформованы методом шликерного литья в гипсовые формы пластинки толщиной 1-3 мм. Пластинки после высушивания обжигались при температуре 900°С в окислительной среде. После обжига было проведено измерение водопоглощения пластинок по методике, изложенной в ГОСТ 530-95. В таблице 4 приведены результаты измерений. Из таблицы 4 видно, что пластины, изготовленные из составов №7, 8, 9 всех трех глин обладают самым низким водопоглощением. У этих составов влажность от 50 до 70%, количество электролита 8-15 мл на 1 кг сухой глины. Низкое водопоглощение обеспечено размером не более 1 мкм частиц глинистых минералов в суспензиях.

В таблице 5 приведены результаты измерения водопоглощения пластин, сформованных из суспензий, полученных в результате отстаивания составов №7, 8, 9 и обожженных в окислительной среде при температурах 900°С, 950°С, 1000°С, 1050°С, 1100°С. Из таблицы №5 видно, что наибольшее значение водопоглощения не превышает 0,2% для составов №7, рассмотренных трех глин, после обжига при температуре 900°С. При более высоких температурах значения водопоглощения не превышает 0,1%. Учитывая, что изделия строительной, культурно-бытовой и художественной керамики обжигаются при температурах 900°-1050°С, из данных таблицы №5 можно сделать вывод о том, что использование суспензии составов №7, 8, 9 в качестве ангобной суспензии для этих изделий после обжига при этих температурах позволит получить на поверхности покрытие — ангоб с низким водопоглощением. Поднятие до 1100°С температуры обжига изделий строительной и бытовой керамики, основным компонентом которой являются легкоплавкие глины часто приводит к деформации изделий.

Пластинки, изготовленные из составов №1, 6, 11, 12, 13, обладают высоким водопоглощением, так как в суспензиях этих составов не произошло выпадение крупных частиц в осадок. Пластины, изготовленные из составов №14, обладают промежуточным результатом, что обусловлено не полным осаждением крупных частиц из-за избыточного количества натриевого жидкого стекла, вызвавшего загустевание суспензий.

Составы №2, 3, 4, 5, 10, 15 из таблиц 1-3 после повторного перемешивания наносили на высушенные керамические изделия и обжигали в окислительной среде при 900-1050°С. Покрытия имели характеристики состава №1 в табл.4, т.е. они не являлись спекающимися ангобами, а следовательно, их нецелесообразно использовать в качестве ангобов.

Составы №7, 8, 9, трех глин, имеют после обжига минимальное водопоглощение, не превышающее 0,2% для всех трех рассмотренных глин. Эти суспензии наносились на поверхность сформованных сухих керамических изделий, после чего изделия обжигались в окислительной среде при температуре 900-1050°С. После обжига изделия приобретали глянцевое покрытие с низким водопоглощением.

На основании проведенных экспериментов можно сделать вывод: от количества натриевого жидкого стекла, добавляемого в распущенную глину и ее влажности зависит частицы каких размеров будут находиться в седиментационно-устойчивой суспензии глинистых минералов, которые наносятся на керамические изделия.

После обжига цвет глянцевого покрытия, получаемого при использовании в качестве исходной — Владимирской глины, был белым, для глин Ильской и Старокорсунской — красно-кирпичным.

В таблице 6 приведен химический состав (мас.%) ангобов с низким водопоглощением, полученных из Владимирской, Ильской и Старокорсунской глин.

На основании изложенного делаем вывод о том, что заявляемый способ приготовления спекающегося ангоба обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленно применим.

Источник

Читайте также:  Как сделать тюльпан бумаги своими руками
Оцените статью