Двойной квадрат с активным питанием
Двойной квадрат с активным питанием.
Адрес статьи на сервере:[ http://www.qrz.ru/schemes/contribute/antenns/rw9hwb.html ] |
(С) Copyright 2000
Вадим RW9HWB
Email petlin (at) tomsk.su
Запрещается использование или модификация этого материала или любой составной его части (кроме использования в личных целях без извлечения выгоды ) без согласия автора .
ОПИСАНИЕ АНТЕННЫ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕСЛОЖНОЙ В ИЗГОТОВЛЕНИИ АНТЕННОЙ СИСТЕМЫ С ХОРОШИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ В ШИРОКОМ КРУГУ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ.
АНТЕННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДВА КВАДРАТА С АКТИВНЫМ ПИТАНИЕМ ОБОИХ ЭЛЕМЕНТОВ, РАСЧИТАННОЙ НА ОСНОВЕ МНОГОКРАТНО ПОСТАВЛЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧИЛАСЬ ОЧЕНЬ НЕПЛОХАЯ АНТЕННАЯ СИСТЕМА С ДОВОЛЬНО ХОРОШИМИ ПАРАМЕТРАМИ
РАСЧЁТНЫЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИВОДЯТСЯ В ТАБЛИЦЕ 1
ВНЕШНИЙ ВИД НА РИСУНКЕ 1
ТАБЛИЦА 1
НАИМЕНОВАНИЕ | ВЕЛИЧИНА | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
ВИБРАТОР | 0,985 | ДЛИНА ВОЛНЫ |
РЕФЛЕКТОР | 1,025 | ДЛИНА ВОЛНЫ |
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ | 0,185 | ДЛИНА ВОЛНЫ |
КОЭФИЦЕНТ УСИЛЕНИЯ | 15-18 (14-30 MHZ) | ДЕЦИБЕЛ |
КОЭФИЦЕНТ ПОДАВЛЕНИЯ БОКОВОЙ | 25-35 | ДЕЦИБЕЛ |
КОЭФИЦЕНТ ПОДАВЛЕНИЯ ТЫЛ | 20-35 | ДЕЦИБЕЛ |
РАССТОЯНИЕ В ТОЧКАХ ПОДКЛЮЧЕНИЯ: | 60-70 | ММ |
РАССТОЯНИЕ НА ШЛЕЙФАХ: | 50-55 | ММ |
НА РИСУНКЕ УКАЗАНЫ РАЗМЕРЫ ПОДВОДЯЩИХ ЛИНИЙ ПИТАНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ДЛИНЕ (ГРАДУСАХ)
ВСЕ ПИТАЮЩИЕ ЛИНИИ ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ КАБЕЛЯ 50 ом.
РАЗМЕРЫ ФАЗОСДВИГАЮЩИХ ЛИНИЙ:
НА ВИБРАТОР 0,25 ЛЯМДЫ * 0,66 (0,66-КОЭФИЦЕНТ УКОРОЧЕНИЯ)
НА РЕФЛЕКТОР 0,5 ЛЯМДЫ * 0,66
КАБЕЛЬ ПИТАНИЯ АНТЕННЫ ТОЖЕ 50 ом, ЖЕЛАТЕЛЬНО КРАТНЫЙ НЕЧЁТНОМУ ЧИСЛУ ПОЛУВОЛНЫ.
НА РИСУНКЕ УКАЗАНО КАК ПОДВОДЯТСЯ ПИТАЮЩИЕ ЛИНИИ ИЗ КАБЕЛЯ К ЭЕМЕНТАМ АНТЕННЫ.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКТОРА К ПИТАЮЩЕЙ ЛИНИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОТИВОФАЗНО ОТНОСИТЕЛЬНО ВИБРАТОРА
КОЭФИЦЕНТ УСИЛЕНИЯ, ПРИВЕДЁННЫЙ В ТАБЛИЦЕ, СООТВЕТСТВУЕТ УКАЗАННОМУ В ДИАПАЗОНЕ 14-29 МГЦ И БЫЛ ЗАМЕРЕН ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ ОТНОСТЕЛЬНО АНТЕННЫ FUTURA 5/8 ИТАЛЬЯНСКОЙ ФИРМЫ.
УСИЛЕНИЕ РАСТЁТ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ ДИАПАЗОНАХ И ПАДАЕТ НА НИЗКОЧАСТОТНЫХ ДИАПАЗОНАХ.
ПЕРИМЕТР РАМОК ДЕЛАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО КОРОЧЕ РАСЧЁТНЫХ ДАННЫХ НА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ОТ ТОЧКИ ПОЛКЛЮЧЕНИЯ ПИТАНИЯ ЛУЧАХ КРЕСТОВИНЫ УСТАНАВЛИВАЮТ ШЛЕЙФЫ ДЛЯ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ АНТЕННЫ
НАСТРОЙКА.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОДГОНЯЮТ ОБЩУЮ ДЛИНУ ЭЛЕМЕНТОВ С УЧЁТОМ ШЛЕЙФОВ НА РАСЧИТАННЫЕ РАЗМЕРЫ.
КСВ ДОЛЖНО БЫТЬ РАВНО 1 ИЛИ БЛИЗКОЕ К ТОМУ. ЗАТЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ПЕРЕМЫЧКИ ШЛЕЙФА РЕФЛЕКТОРА НАСТРАИВАЮТ АНТЕННУ НА МАКСИМУМ УСИЛЕНИЯ ИЛИ МАКСИМУМ ПОДАВЛЕНИЯ БОКОВ ИЛИ ТЫЛА.
НА ЭТОМ ПРОЦЕСС НАСТРОЙКИ МОЖНО СЧИТАТЬ ЗАКОНЧЕННЫМ МОЖНО В НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЕЛАХ ИЗМЕНЯТЬ ДЛИНУ ПИТАЮЩЕЙ ЛИНИИ ВИБРАТОРА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ХАРАКТЕРИСТИК АНТЕННЫ.
БОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПИТАЮЩЕЙ ЛИНИИ ВИБРАТОРА ОЧЕНЬ ВЛИЯЮТ НА КСВ
ЭЛЕМЕНТАМИ АНТЕННЫ МОГУТ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО КВАДРАТЫ, А ТАК ЖЕ И ТРЕУГОЛЬНИКИ (ДЕЛЬТЫ).
ОСОБЫХ РАЗЛИЧИЙ ХАРАКТЕРИСТИК МНОЙ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ.
АНТЕННУ ЖЕЛАТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАТЬ НА ВЫСОТЕ НЕ МЕНЬШЕ 1/2ЛЯМДЫ,
ХОТЯ АНТЕННА РАБОТАЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШО И НА БОЛЕЕ НИЗКОЙ ВЫСОТЕ.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ, ЧТО АНТЕННА РАБОТАЕТ ВЕЛИКОЛЕПНО И НА 144-146 МГЦ.
ГОТОВИТСЯ ОПИСАНИЕ ДВУХДИАПАЗОННОЙ АНТЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗ ОСОБОГО ОТЛИЧИЯ ОТ ЭТОЙ КОНСТРУКЦИИ.
ИСПЫТАНИЯ УЖЕ ПРОВОДЯТСЯ.
РАБОТАЕТ ОЧЕНЬ НЕПЛОХО И В ДИАПАЗОНАХ 40, 80 МЕТРОВ
Источник
Антенну кв двойной квадрат своими рук
расстояние от траверсы до основания мачты (земли) — высота мачты.
B=A*D/C, где D=H-E, C=F-E, все расстояния в метрах.
Пример :
Допустим, Вы имеете телескопическую мачту высотой 12 метров, антенну RQ-23 и устройство RM-50. Вам необходимо выбрать точки крепления растяжек, т.е. найти расстояние B (см. рисунок). При этом Н=13 м, Е=1 м, D=12 м. Из таблицы находим A и F для антенны RQ-23: A=1,1 м, F=2,7 м. Тогда С=2,75-1=1,7 м, а B=1,1*12/1,7=7,76 м. Таким образом, место крепление растяжек не должно быть удалено от основания мачты больше, чем на 7,7 м. Если Вам нужно увеличить это расстояние, не меняя мачту и антенну, необходимо увеличить расстояние Е. Для этого в рассматриваемом случае нужно вставить в устройство RM-50 вертикальную трубу большей длины. При Е=1,5 м, например, расстояние В увеличивается до 11 м. Таблицу антенн R-QUAD я не привожу, подставите данные какие Вам нужно. Кому интересно таблицу пожалуйста на сайт http://www.quad.ru/
Подвигло меня на создание квадратов, то что кто-то снес мою КТ-34 толи в цвет. мет., толи просто позаимствовал в другой регион. В принципе осталось одно место для установки антенны (Фото 1 и 2). Антенна вращалась снизу.
Из моего горького опыта:
1. Если у Вас антенна будет стоять на крыше капитального дома, не поленитесь отремонтируйте выходы на крышу, установите мощные пробои под замки. Нет замков — повесте свои. Поверте на слово это самое первое, что нужно сделать начиная делать антенну. Ну и конечно нужно предворительно договориться с ЖЭУ
Узел поворота и управления антенной.
К ак понимаете все нужно было начинать с начала. Благо дело редуктор в наличии был. Снял и становил на новый редуктор часть мачты. (Рис 1 позиция А) На которую утанавливается телескопическая мачта састоящая из трубы наружним диаметром 60 мм, внутренним 50 мми длиной 4 метра. Вторая труба наружним диаметром 42 мм. длиной 4.5 метра. На рисунке 1 показана конструкция узла поворота.
Позиция 1 редуктор 1/60 об/мин. Приводится в движение редуктор двигателем постоянного тока 48 вольт, у меня сделан блок питания с плавной регулировкой скорости врещения, что дает в процессе поворота увеличивать и притормаживать пловно скорость поворота антенны электрически. Передача от двигателя производится при помощи цепи и двух звездочек (Рис 2). Внизу узла установлен сельсин на 110 вольт от промышленных станков. Сам редуктор устанавливается на два швеллера приваренного к несущей пластине, с четырьмя крепежными болтами на М12. Отверстия под болты видны по углам редуктора. Соама несущая пластина укреплена в фундаменте (Вверху Фото 1). Может показаться, что фундамент мал. Из опыта: на этом фундаменте уже стояли квадраты на 15 и 10 метровв течении 3 лет, затем стояла КТ-34 в течении 15 лет.
Узел стыковки труб и узел подъема телескопической мачты.
Высокую мачту в моих условиях ставить довольно проблемотично. Я ограничился мачтой состоящей из двух труб. Нижняя труба установленная на редуктор длиной 4 метра, вставная труба длиной 4,5 метра. На рисунке 1 показан узел стыковки труб.как видно из рисунка нижняя часть (2), одавается на нижнию трубу. Верхняя часть сделана в виде хомута, с четырьмя крепежными болтами. После подъема хомут затягивается прочно удерживая верхнюю трубу телескопа. Чтобы узел сам не проворачивался внизу он крепится к трубе на три болта М10. Отверстия видны на втором рисунке. Также на рисунке 2 видны зонты отражающие осадки, (позиция 1) вырезанные из автомобильной камеры .
Позиция 2 — узел крепления растяжек мачты, ну и позиция 3 — сам узел стыковки труб. Для крепления растяжек сделаны два хомута, которые одеваются на бум антенны, и раздвигаются для натяжения растяжек крепящих элементов квадрата( распорок ), крепление на буме производится затяжкой болтов. Конструкция хомутов показана на рисунке (Рис 3). Установка данных хомутов показана на (Рис 4) позиция 1.Спереди для оттяжек устадовлены куски лыжных палок (Рис 4) позиция 2. материал Д-16 диаметр 16 мм, длиной около 80 см, что вполне достаточно. Оттяжки — капроновая бельевая веревка. Также на рисунке (Рис 4), видна дополнительная площадка, на которой устанавливается антенна для сборки, промежуточная высота. На данной высоте антенну можно свободно проворачивать, что обеспечивает доступ ко всем креплениям и распоркам квадрата. На этой же площадке, позже для подъема антенны устанавливается ромбический домкрат, служащий для подъема антенны. Может быть несколько долго,зато поднимаю один, неспеша с чуством, с растоновкой (Hi-hi!). На фото (Рис 5) изображена площадка, с вырезами по краям, для того что бы можно было положить бум антенны. Сам бум прижимается к плащадке хомутом.
Хомут установлен по середине площадки, на фото не виден. На мачте крепится посредством хомута, крепление осуществляется четырьмя болтами М10. Это конечно многовато, но я делал изначально площадку для того чтобы самому стоять на ней и производить подъем вручную. На рисунке (Рис 6) показана площадка (позиция 1) в сборе с узлом подьема антенны. Как видно установлен ромбический квадрат (позиция 2), крепится посредством двух болтов. Он расположен как можно ближе к мачте антенны. В паз домкрата установлена втулка (позиция 4), в которую упираются толкающие элементы (позиция 3, два прутка диаметром 12 мм). Эти элементы крепятся двумя болтами М8 к хомуту (позиция 5). Сам хомут затягивается на трубе с помощью двух болтов М10. Гайки приварены с обратной стороны хомута, что облегчает подъем антенны. В принципе все видно как осуствляется подъем антенны. Алгоритм такой.
Затягиваются болты хомута (позиция 5, рис 6), затем отпускаютя болты хомута (позиция 1, рис 1). Поднимаем домкратом внутреннию трубу до возможного предела. Затягиваем болты хомута (позиция 1, рис 1). Опускаем домкрат в нижнюю точку. Отпускаем болты хомута (позиция 5, рис 6)
и опускаем хомут вместе с толкающими элементами до упрора во втулку (позиция 4). Повторяем всю операцию вновь. У меня получилось в три подьема, выдвигалась труба на 1 метр, время затраченое на один подъем около 3-4 минут. Еще раз повторяюсь зато один, не отвлекаешь ни кого от своих дел. При подъме стоял на лестнице, её видно на фото (Рис 4). Верх лестницы надежно прикреплен к мачте хомутом, исключая любые проворачивания и скольжения. И конечно не забудте про страховочный пояс, т.к. руки должны быть свободны. При подъеме дополнительно крепил мачту проволокой пятеркой с хорошей натяжкой, чтобы мачта не гуляла и чтобы не тряслись ноги (Hi-hi!)
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ДИАПАЗОНОВ
Переключатели диапазонов выполнил взяв за основу нише приведенную статью. Напряжение на катушки взял от блока питания трансивера. Т.е. при выключении радиостанции обесточиваются реле антенны, не оставишь их под напряжением. Геркон исполизовал мощный, с приличнам контактом. Он был взят вместе с катушкой от реле тепловой защиты 22 КВТ двигателя переменного тока. Внутренний диаметр каркаса как раз подходил под наружний диаметр оплетки кабеля. Кабель применяется 50_ти омный, наружний диаметр 8 мм. Для пущей важности все катушки помещены в дюралевую каробку, закрыты крышкой промазанной автомобильным селиконоым герметиком и по углам прикручена на четыре винта М3. Все проходы кабелей также герметизированы герметиком.
На практике часто необходимо подключить коаксиальный кабель к прибору, антенне и т. д. или отключить его. Доктором физико-математических наук А.Ф.Кардо-Сысоевым было предложено реле, которое очень хорошо зарекомендовало себя в работе. При изготовлении этого реле были получены следующие результаты: — КСВ в полосе частот от 100 кГц до 500 МГц- 1 : 1,05; — 500. 1000 МГц — 1,05 : 1,1. Изготовление реле: — разделав кабель, как показано на рисунке, припаиваем геркон (геркон можно взять любой, все зависит от «задачи», которую необходимо выполнить); — обернув геркон фторопластовой пленкой (на рисунке это не показано) надеваем сверху медную оплетку (чулок) и пропаиваем, как показано на рисунке; — каркас катушки L1 изготавливаем из любого диэлектрического материала (фторопласта, оргстекла, эбонита и т.д.). Можно вообще обойтись без него, а склеить гильзу из картона или на оплетку положить изоленту, а поверх намотать провод; — для намотки катушки применяют провод ПЭЛ-2 или аналогичный, количество витков — от 500 до 2000, диаметр провода — 0,05. 0,25 мм. Сопротивления катушки для разных напряжений срабатывания приведены в таблице. 6В I 90 Ом 12 В 170 Ом 27 В 350 Ом Закрепив катушку на том месте, где находится геркон, обматывают все устройство изолентой, а сверху, если это необходимо, промазывают герметиком, который используют при ремонте автомашин. Результаты испытаний показали высокую надежность данного реле. При подводимой мощности передатчика 100 Вт проблем с коммутацией антенны не возникало (коммутация должна осуществляться только при выключенном передатчике).
Сборка элементов квадрата
Единственное что производилось с помощью помощников сборка квадрата на промежуточной высоте. Вначале установлен бум на площадку, затем два помощника, RA9WS — Борис и его сын Андрей (VY TNX), за распорки подняли один элемент. Затем в этом же порядке другой. Как я уже говорил крепятся элементы на буме с помощью проходного болта на М8. В собранном состоянии устанавливается антенна на телескоп. Я поднимался по лестнице, поднимая ее на вытянутых руках. Антенна очень легка. Еще раз оговариваюсь, доступ к элементам и распоркам осуществляется путем проворота бума в посадочном месте, прокручивая её хоть по часовой, хоть против часовой стрелке, очень удобно.
Источник