- Дрессировка СОБАК
- Как сделать правильную апортировку
- Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- Re: Как сделать правильную апортировку
- ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)
- ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)
- Условные раздражители:
- Безусловные раздражители:
- Методика и техника дрессировки
- Подготовка
- Ознакомление
- Формирование первичных координаций
- Формирование двигательного стереотипа
- Автоматизация
- Блоги Мотивационная аппортировка [Клуб Площадка]
- Мотивационная аппортировка
Дрессировка СОБАК
Как сделать правильную апортировку
Как сделать правильную апортировку
Сообщение Овчаристка » 13 июн 2009, 19:06
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение Hasco » 13 июн 2009, 19:11
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение SpecF » 13 июн 2009, 21:20
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение KANISARGS » 13 июн 2009, 22:54
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение Овчаристка » 13 июн 2009, 23:01
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение KANISARGS » 13 июн 2009, 23:11
А что,при обучении собаки не было положительных подкреплений?
Мне на своей практике два раза приходилось сталкиваться с похожими страхами на разных командах,и все они были связаны,с откровенным пренебрежением положительных подкреплений,то есть;проглаживания собаки,пищевое подкрепления,речевая похвала,если положительное было,то стереотип к угождению просто не мог не развиться,это ведь и возможность избежать отрицательное и возможность получить положительное.С чего это он стал убегать от вас?били?психовали?пишите как было дело,тогда картина будет более полной,и помогать сможем более продумано.
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение Овчаристка » 14 июн 2009, 00:21
Re: Как сделать правильную апортировку
Сообщение KANISARGS » 14 июн 2009, 11:59
Надо было наоборот,идти к собакам,а не бежать от них.
социализация собаки и подразумевает постепенное приучения к раздражителям,а не избегания их с помощью владельца.
Ну действия были совершено не верны,ни ваши,ни инструктора,собаку надо было успокаивать,а не поощрять,для чего как правило используют лакомство.
Была бы собака похитрей стала бы шантажировать,в варианте дашь еду психовать не буду,а не дашь,ну держитесь ааааууу!убивают,грабят,насилуют,и прям на площадки,где защита животных?ну что-то в этом роде!)))
А что за это время должно было изменится по мнению инструктора?проблему надо решать,а не откладывать на завтра,или на год.
Источник
ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)
ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)
Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности.
Условные раздражители:
- Команда «апорт».
- Жест — выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
- Команда «дай».
Безусловные раздражители:
- Апортировочный предмет.
- Похвала.
- Ласка.
- Лакомство.
Методика и техника дрессировки
Подготовка
Приступать к формированию навыка подноски предметов следует после установления доверительных отношений с дрессировщиком; а также после формирования стойких условных рефлексов на команды: «ко мне», «рядом», «сидеть»; выработки выдержки и перехода собаки в свободное состояние (команда «гуляй»).
Также в процессе тренировки может быть востребована команда прекращения действия «фу», а на этапе усложнения навыка для дальнейшей выработки специальных навыков — команда «голос».
Формирование навыка апортировки на стадии фомирования первичных координаций следует проводить на территории, свободной от отвлекающих раздражителей. Предметом для апортировки может быть любой предмет подходящий по форме, размеру и весу, способный заинтересовать собаку в качестве апортировочного: деревянная палочка, кусок резинового шланга, перчатка, кусок веревки, мячик и т.д. В случае отсутствия у собаки интереса ко всем предложенным апортировочным предметам можно воспользоваться костью.
Ознакомление
Приступая к работе с собакой, дрессировщик должен сформировать с ней так называемую «рабочую группу», т.е выстроить доверительные отношения по поводу предстоящего процесса. Для этого необходимо подобрать оптимальную стимуляцию, протестировать доминантность собаки на основе стимуляции, ознакомить собаку со своей моторикой, с амплитудой, с интонациями голоса.
Формирование первичных координаций
На стадии формирования первичных координаций собака сидит возле левой ноги дрессировщика, который держит поводок в левой руке, а апортировочный предмет в правой. Дрессировщик привлекает внимание собаки произнесением клички, после чего начинает совершать перед собакой дразнящие движения апортировочным предметом, провоцируя собаку включить охотничье поведение и схватить предмет зубами. Как только собака схватила предмет, дрессировщик комментирует данное действие словом «апорт» и хвалит собаку, поощряя текущую деятельность. Чтобы собака не выпустила предмет из пасти, следует слегка подтягивать его к себе.
Если собака уверенно держит предмет и не намерена его отпускать, можно пробежать с собакой по команде «рядом» несколько метров, после чего перейти на шаг и на ходу забрать у собаки предмет, комментируя это действие словом «дай». Как только собака отдала предмет, следует остановиться и поощрить собаку похвалой, лаской и лакомством. После чего собаку следует отпустить в свободное состояние командой «гуляй».
После отдыха следует начать занятия с собакой по другим навыкам, периодически повторяя навык «подноска предметов», но не злоупотребляя слишком частым повторением, т.к. это может спровоцировать образование нежелательного отрицательного условного рефлекса.
Во время второго повторения навыка слово «апорт» следует произносить непосредственно в момент захвата предмета собакой, а слово «дай» непосредственно в момент отпускания собакой апортировочного предмета.
При последующих повторениях навыка апортировки слово «апорт» переносится в начало, произносится в качестве команды при показе собаке апортировочного предмета и является сигналом к захвату предмета зубами. Слово «дай» также становится командой и является сигналом к ослаблению хватки до такой степени, чтобы дрессировщик мог беспрепятственно забрать апортировочный предмет у собаки.
Далее необходимо научить собаку удерживать апортировочный предмет сидя перед дрессировщиком. На этом этапе дрессировщик уже не бегает с собакой по команде «рядом», а отдает и забирает предмет не сходя с места, предоставив собаке возможность подержать предмет в зубах, постепенно доводя время удержания до 5-10 секунд. Собака выполняет навык сидя перед дрессировщиком на выдержке. После того как собака по команде «дай» отдает предмет дрессировщику, важно не забывать про поощрение похвалой, лаской и лакомством, а потом отпускать собаку в свободное состояние. Апортировочный предмет следует забирать у собаки правой рукой, а предлагать лакомство — левой. Далее время удержания предмета увеличивают до 20-30 секунд.
Как было сказано ранее, первичные координации на подзыв (команда «ко мне») и посадку (команда «сидеть») у собаки должны быть уже сформированы еще до начала формирования навыка апортировки.
Формирование двигательного стереотипа
Когда у собаки выработался стойкий условный рефлекс на команду «апорт «, когда она способна сравнительно долгое время удерживать апортировочный предмет на выдержке и отдать его дрессировщику по команде «дай», следует переходить к следующей стадии — формированию двигательного стереотипа. В данном случае такой стадией является подноска предметов, брошенных на землю.
Собака сидит возле левой ноги дрессировщика по команде «рядом». Дрессировщик бросает апортировочный предмет на землю на расстояние 1-2 шага от себя. Бросать предмет следует движением правой руки снизу вперед с небольшим наклоном корпуса вперед. Впоследствии этот жест станет условным раздражителем на выполнение данного навыка. Дрессировщик одновременно дает команду «апорт», и быстро идет вместе с собакой к предмету. Если собака не делает попыток взять предмет, следует пошевелить его ногой. После того как собака подняла предмет, дрессировщик поощряет собаку похвалой и быстро возвращается на прежнее место, увлекая собаку за собой. Остановившись на месте, откуда был совершен бросок предмета, дрессировщик останавливает собаку командой «сидеть» и забирает апортировочный предмет по команде «дай».
Впоследствии расстояние броска увеличивается до 3-4 метров. Постепенно дрессировщику следует «отставать» от бегущей к предмету собаки, а потом и вовсе оставаться на месте. Если собака взяла апортировочный предмет, но не проявляет намерения возвращаться с ним к дрессировщику, следует подозвать собаку командой «ко мне», выдержать небольшую паузу после того как собака подошла и села и забрать апортировочный предмет по команде «дай».
Впоследствии дальность броска постепенно увеличивается, бросок производится произвольным движением, а командный жест подается вместе с командой «апорт», которая, в свою очередь, подается после небольшой паузы, во время которой собака сидит на выдержке возле дрессировщика.
Двигательный стереотип можно считать сформированным, когда собака по команде дрессировщика активно бежит за предметом, также активно возвращается с предметом в зубах и по команде «дай» с готовностью отдает предмет дрессировщику.
Автоматизация
В дальнейшем для шлифовки навыка подноски предметов вводятся следующие усложнения:
- отработка условного рефлекса на жест без дублирования команды голосом;
- увеличение дальности броска предмета;
- приучение к апортировке разнообразных предметов;
- увеличение времени выдержки после броска предмета;
- апортировка в присутствии различных раздражителей (выстрелы, посторонние люди и т.п.).
Для подготовки собаки к формированию специальных навыков вводятся следующие усложнения:
- отработка навыка поиска предмета по его запаху;
- апортировка предмета из рук помощника дрессировщика;
- апортировка предмета из труднодоступного рельефа местности (кусты, канава, высокая трава и т.п.);
- апортировка нескольких предметов, разбросанных в разные стороны на маршруте следования дрессировщика с собакой;
- подвешивание или забрасывание апортировочного предмета на высоту вне зоны досягаемости собаки (в этом случае собака должна сесть перед предметом и подозвать дрессировщика лаем — отрабатывается при использовании команды «голос»);
- апортировка предметов, по цвету совпадающих с окрасом местности;
- приучение к обнаружению и облаиванию слишком тяжелых или неудобных для захвата зубами предметов;
- приучение к обнаружению и облаиванию закопанных предметов.
Навык подноски предметов (апортировки) считается выработанным, если собака по команде «апорт» и/или жесту отыскивает отброшенный на расстояние не менее 15 метров дрессировщиком предмет, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «дай» сразу же отдает. При этом дрессировщику не приходится использовать во время исполнения навыка дополнительные команды («ко мне», «сидеть» и т.д.).
Источник
Блоги Мотивационная аппортировка [Клуб Площадка]
Мотивационная аппортировка
Мотивационная АПОРТИРОВКА
Для начала вспомним, что требуется от собаки во время выполнения команды «апорт». В начале упражнения собака должна спокойно сидеть у левой ноги проводника, в то время, когда проводник бросает апортировочный предмет — специальную деревянную гантелю. Когда предмет упал, и проводник подал команду «апорт», собака должна быстро подбежать кратчайшим путем к лежащему апорту, быстро и уверено схватить его, и, крепко держа его в пасти, так же быстро вернуться к проводнику и сесть перед ним. По команде собака должна спокойно отдать апортировочный предмет.
Для спортивных собак, цель подготовки которых — выступление на соревнованиях по НПО и Шуцхунд, «чистое» выполнение апортировки имеет большое значение, так как этот элемент присутствует сразу в трёх упражнениях, и баллы за него составляют достаточно большую часть от суммы баллов за послушательный раздел. При этом апорти-ровка считается одним из самых сложных навыков: часто даже очень опытным проводникам, успешно выступающим на самых крупных соревнованиях, не удается добиться от своих собак идеального сочетания энергичного подъема, молниеносного подноса предмета и при этом крепкого, надежного удержания.
Традиционно, надежность выполнения апортировки достигалась за счет применения методов принуждения и механических методов. Эти два метода известны уже очень давно и являются своего рода классическими. Но поскольку они являются очень старыми, можно даже сказать старинными, многим современным людям они кажутся чрезмерно жесткими.
Механический метод обучения апортировке основан на обучении собаки держать в пасти предмет. Предмет вкладывается в пасть собаки и механически удерживается руками проводника. Через некоторое число повторений собака понимает, что от нее требуется и начинает держать предмет в пасти самостоятельно.
Принудительный метод строится на создании для собаки некомфортных условий в случае, если апортировочный предмет не находится у нее в пасти. Как только собака берет апорт, всякие воздействия прекращаются. Таким образом, собака быстро понимает, что если апортировочный предмет находится в поле зрения, единственный способ избежать боли — быстро схватить этот предмет.
Для того чтобы собака взяла апортировку, используются такие виды принуждения как рывки за ухо, воздействие строгим ошейником и так далее. Если метод принудительной апортировки применяется правильно, он может быть очень эффективным и давать очень хороший результат, однако при использовании этого метода собаке причиняется сильная боль, причем не в качестве наказания за какие-то проступки, а только для того, чтобы собака открыла пасть. Такое, конечно, может выдержать не каждая собака. Кроме того, обучение собаки по этому методу самим проводником может сильно подорвать доверие собаки к нему, что может негативно сказаться на выполнении остальных команд послушания.
Для использования в обучении принуждения нужен хороший опытный инструктор и хорошая выносливая собака. Только в этом случае можно добиться хорошего результата и не навредить собаке.
На самом деле поднос предмета как таковой не является чем-то запредельно сложным для собаки. Хватание брошенного предмета и движение в сторону дрессировщика является естественным и инстинктивным практически для всех собак. Принуждение как правило используется потому, что в спорте важным является не только факт подноса предмета, но и способ, которым собака это делает — без жевания, молниеносно и надежно.
Ирония заключается в том, что собака с удовольствием приносила бы брошенный предмет и просто так, повинуясь своим инстинктам, но дрессировщик заставляет собаку сначала ненавидеть апортировку, а потом с помощью принуждения заставляет ее приносить. Таким образом, апортировка для собаки превращается в очень тяжелое в эмоциональном плане упражнение, собака выполняет его под давлением, стремясь избежать принуждения. Благодаря давлению, правильно обученная принудительным методом собака выполняет апортировку быстро, целеустремленно и надежно, но даже в этом случае часто действует безрадостно.
Проводник, используя принудительный метод, надеется, что со временем естественное предрасположение собаки к радостному выполнению этой команды вернется, ее твердость и сила сопротивления, связанные с физическими воздействиями, одержат верх над чувством ненависти к апортировочному предмету. В этом случае собака сохранит надежность и уверенность в выполнении команды «апорт» и вернет, кроме того, усердие и удовольствие при выполнении команды.
Но возникает вопрос — имеем ли мы право только для сохранения конкурентоспособности на соревнованиях причинять собаке сильную боль, не испробовав других, более дружелюбных, методов тренинга? Тем более что в настоящее время такие методы существуют. Это, в конце концов, только наше хобби и спорт, и это должно приносить удовольствие не только нам, но и собаке. Именно поэтому, если есть возможность применять позитивные методы дрессировки, стоит их использовать.
Кроме того, использование в апортировке инстинкта преследования добычи намного проще, чем применение принуждения. Мотивационный метод, правда, часто требует большего времени, но, тем не менее, опасность злоупотребления или возникновения проблем, особенно для неопытных инструкторов, в данном случае значительно меньше.
Принуждение по природе своей является большой силой, способной менять образ поведения. Только одно-единственное принудительное воздействие может оставить у собаки след на всю жизнь. Если это воздействие совершалось неправильным образом и в неподходящий момент, оно может иметь серьезные последствия. Ошибка же тренера при использовании инстинкта преследования добычи никаким образом не может повлечь подобных последствий, и даже несколько таких ошибок не смогут подвергнуть опасности собаку и серьезно навредить процессу обучения.
ОШИБКИ ИГРОВОГО АПОРТА
Когда собака подносит предмет во время игры, она обычно не удерживает его так крепко, как нужно. Поэтому большинство специалистов считает, что навык апортировки, построенный на использовании игровой мотивации очень ненадежен: поскольку это игра, а не работа, собака может в любую минуту отказаться от нее, бросить предмет. Также, увлекшись игрой, собака может начать перехватывать или жевать апорт, а также не желать отдавать «добычу» проводнику, что проявляется в замедленном подходе или медленном отпуске апортировки.
Тем не менее, все эти ошибки не являются неизбежным результатом использования в обучении игровой мотивации, а только следствием плохих привычек, которые собака могла приобрести во время игрового «апорта».
Ниже будет объяснено, как избежать подобных ошибок при обучении игровой апортировке. Но сначала следует объяснить, каким образом должна быть заложена база для обучения мотивационной апортировке.
ЗАКЛАДКА АПОРТИРОВОЧНЫХ НАВЫКОВ
Построение навыков, необходимых для апортировки, можно начинать со щенячьего возраста, используя игру с двумя обрезками садового шланга, которые используются вместо традиционного мяча. Они дешевы, их легко носить и прятать, легко и удобно держать в руке, что позволяет использовать их самым различным образом. Обрезки шланга мягкие и гибкие, и поэтому они не представляют опасности для пасти или горла собаки, как, например, палка. Кроме того, они не подпрыгивают и не катятся, как мяч.
Такой обрезок шланга используется для игры с собакой, фактически, подобно обычной палочке. Палочка-шланг бросается, собака приносит ее дрессировщику, и во время таких игр закладывается основа для будущей апортировки. У собаки вырабатывается драйв, также она знакомится с понятием отпуска предмета по команде.
Начинать играть лучше на огороженной территории не очень большого размера, чтобы у собаки не было больших возможностей для маневра. Тренер бросает один из обрезков, собака бежит за добычей и приносит ее назад. И в то время, когда собака бежит к тренеру с первым предметом, тренер обращает ее внимание на второй предмет, который находится у него, вызывая тем самым ее интерес. Когда собака роняет первый предмет, тренер бросает второй, собака его преследует и т.д.
При этом второй предмет бросается в противоположном направлении, так что собаке, для начала движения за вторым предметом не приходится изменять траекторию своего бега (см. рисунки). Так как собака на обратном пути ожидает броска второго обрезка, то она будет бежать обратно в очень быстром темпе. В результате этой игры собака учится, что ее добыча может ускользнуть.
Почему же используется именно два куска шланга, а не один? Как правило, если собака схватила предмет, а мы хотим его забрать, она чаще всего будет этому сопротивляться. Конечно, собака знает из своего опыта, что мы, наверное, снова бросим мяч, после того как заберем его. Но в то же время инстинкт говорит ей, что свою добычу нужно защищать. Возникает конфликт. Чтобы продолжать нашу игру, мы должны забрать у собаки предмет, и часто здесь необходимы определенные принудительные воздействия, чтобы сломить сопротивление собаки. В случае, когда используются два шланга, ничего отбирать у собаки силой не приходится: она сама бросает первый обрезок, когда ей бросают второй. Мы избегаем в данном случае ситуации, когда собака должна отдавать то, что она схватила, то есть избегаем конфликта. Собака добровольно роняет свою добычу.
Собака бежит в оба направления энергично и целеустремленно. Она бежит к дрессировщику так же быстро, как и от него, так как знает, что на ее возвращение дрессировщик ответит следующим броском. Поэтому собака будет выбирать кратчайший путь обратно.
Но остается вопрос — как правильно закончить игру, как забрать у собаки последний предмет? Мы можем добиться этого ловкостью и быстротой, например, поднять отрезок шланга с земли раньше, чем это сможет сделать собака, или мы можем заменить последний предмет на кусочек корма. Неважно, какой метод мы решим использовать, но мы не должны забирать предмет у собаки, даже с использованием минимальной силы.
Во время описанных игровых упражнений собака приобретает много полезных навыков, но, тем не менее, они еще не составляют навык апортировки сами по себе.
НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ АПОРТИРОВКЕ
Обучение формальной апортировке по методу Дилдая начинается после того, как собака во время тренировок по защитной службе научится хорошо хватать добычу, крепко и спокойно держать ее и спокойно отпускать. По этому методу обучение апортировке базируется на навыках, полученных собакой в ходе обучения защите.
Для обучения ношению предмета собака должна быть внимательной и полной энергии, но при этом иметь ясную голову, не должна быть уставшей. По этой причине рекомендуется первые упражнения в обучении ношения предмета отделить от остального тренинга.
Упражнение начинается с того, что тренер ведет собаку за поводок к определенному месту на тренировочной площадке и держит ее там. Второй человек появляется с апортировочным предметом. Этот человек приближается к собаке, и, чтобы ее простимулировать, перебрасывает предмет из рук в руку, машет им. Стимулирование напоминает процесс из защитной службы, конечно, менее напряженный и не такой агрессивный.
Помощник пытается вызвать интерес к предмету, не вызывая у собаки при этом поведения защиты. Он должен вести себя относительно спокойно и настолько стимулировать собаку, насколько это необходимо для ее настроения. Предмет должен находиться на достаточной высоте, чтобы направить на него внимание собаки.
Если проводник собаки чувствует ее натиск и волнение, он осторожно разрешает ей приблизиться к помощнику. При этом апортировочный предмет следует держать так, чтобы собака могла его схватить. Кроме того, помощник должен достаточно крепко держать апорт, чтобы собака со своей стороны могла его хорошо схватить и забрать из рук помощника. Если собака только слегка схватила апорт или едва его задела, в этом случае мы не разрешим ей взять предмет, а потом будем снова ее стимулировать и дадим еще один шанс.
Как только собака схватила апортировку, проводник быстро отбегает со своего места, чтобы у собаки не было времени изменить хватку или начать играть с предметом. Проводник бежит к боксу или к машине, где быстро, но мягко останавливает собаку. И, прежде чем она потеряет интерес к добыче или выпустит ее из пасти, предлагает ей кусочек корма. Как только собака отдает апортировку и получает свое вознаграждение, мы запираем ее, и она может отдохнуть.
Если эти упражнения проходят хорошо, собака хорошо несет и без конфликта отдает добычу, проводник может начать подхватывать предмет, когда собака его выпускает, вместо того, чтобы дать упасть ему на землю.
В течение нескольких тренировочных занятий это упражнение выполняется снова и снова, всегда после упражнений, в которых требуется подчинение.
Кроме того, мы должны выполнять это упражнение только один раз в течение одного тренировочного часа, чтобы момент позитивного волнения во время получения добычи стал для собаки наивысшим пунктом ее интереса. В ходе этого упражнения напор и усердие, стремление к апорту должны становиться сильнее, а хватка и удержание добычи — еще крепче и увереннее. Кроме того, собака должна привыкнуть спокойно нести, не меняя хватку. Если это достигнуто, тогда мы готовы к следующему шагу.
ПРИНЦИП ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Самое сложное — это не просто научить собаку брать предмет, а приносить его тренеру без какого-либо сопротивления и отдавать его без конфликта. Это достигается с помощью использования так называемого «рефлекса противодействия», который есть и у собак, и у лошадей, и у людей. Например, если на спокойно стоящего человека вдруг воздействует какая-то сила, то первое, что рефлекторно сделает человек — попытается противодействовать этой силе и принять прежнее положение равновесия. Если его толкают вперед, то автоматически он будет наклоняться назад, если тянут в одну сторону — будет наклоняться в другую.
То же относится и к собаке. Собака будет автоматически пытаться противостоять любой действующей на нее силе. И воспринимаем мы это сознательно или нет, мы используем этот принцип в обучении защите: если мы хотим, чтобы собака схватила добычу и потянула ее на себя, мы будем тянуть предмет, как если бы хотели его забрать. Применение этого рефлекса — одно из самых важных вспомогательных средств в обучении ношения добычи, хотя одновременно одно из самых сложных.
Исходя из этого, если мы попытаемся приблизить собаку с помощью поводка и затем забрать у нее из пасти предмет, она будет противиться этому с возрастающей силой, пока ситуация не дойдет до конфликта. Если же мы направим эту силу в противоположном направлении, то мы можем добиться того, что собака захочет к нам приблизиться сама.
Мы осторожно начинаем создавать давление по направлению к собаке. Если проводник и собака бегут с площадки, при этом собака несет предмет добычи, то проводник осторожно касается рукой предмета. Это повторяется несколько раз в течение нескольких тренировочных занятий, пока дрессировщик не будет уверен в том, что даже если собака чувствует неуверенность из-за прикосновений к ее добыче, все равно при этом не бросает и не жует ее.
Затем постепенно, через несколько занятий дрессировщик усиливает свое воздействие. Когда он с собакой будет покидать площадку, он будет отталкивать апортировку в сторону собаки мягким, плавным, но и относительно сильным движением, так чтобы собака чувствовала давление со стороны проводника. Собака будет совершенно естественно сопротивляться попытке выбить предмет у нее из пасти, будет наклоняться в сторону тренера, в результате чего собака начнет все теснее бежать рядом с проводником, если он перестает ее толкать.
Это упражнение развивается постепенно, раз за разом, до ситуации, при которой собака все сильнее напирает на проводника, так что он вместо того, чтобы убегать с тренировочной площадки по прямой, бежит от собаки по кривой и даже пятится назад, если собака слишком его теснит. Каждый раз, когда собака приносит проводнику предмет и давит на него, он мягко, но достаточно сильно отталкивает предмет от себя.
Из-за рефлекса, а также, чтобы побудить дрессировщика к другим действиям, собака автоматически упирается в него своей добычей, а так как мы не забрали ее у собаки, то этот натиск становится в конце концов очень сильным.
В этот момент проводник не должен хватать апортировочный предмет, поскольку такое движение неизбежно вызвало бы противодействие со стороны собаки, так что собака стала бы стразу удаляться от проводника, вместо того, чтобы напирать на него.
Если приближение собаки очень явно выражено, и она отдает апортировку в руки проводника, мы можем наконец забрать ее у собаки. В тот момент, когда собака сильно напирает на тренера, он остается на одном месте, предлагает собаке кусочек корма, дает ей команду «сидеть» и потом «конец». Но здесь проводник должен брать предмет очень осторожно. Слишком резкое хватание апортировки может привести к тому, что собака снова потянет назад, после чего процесс отдачи нужно будет отрабатывать снова.
После нескольких повторений этого упражнения собака автоматически отдает предмет. Теперь нам нужно, чтобы собака сидела в правильной позиции перед проводником. Чтобы привести собаку в позицию «сидеть» перед проводником, нужно схватить предмет, чтобы тем самым манипулировать положением собаки. Конечно, делать это нужно очень осторожно и аккуратно, чтобы это не привело к тому, что собака начала тянуть назад и сопротивляться, вместо того, чтобы
отдать предмет. Если собака не отдает, мы можем добиться отдание помощью лакомства, выплевываемого изо рта, при этом у нас остаются свободными руки, чтобы держать предмет и сохранять правильную фронтальную позицию.
Позже мы сможем полностью отказаться от корма, и собака будет проявлять все большую готовность отдать предмет, чтобы продолжать упражнение с апортировкой. Так же, как она отпускает рукав при обучении защите, чтобы вызвать помощника на другие действия.
ПОДЪЕМ С ЗЕМЛИ
Насколько собака при выполнении этого упражнения показывает мотивацию и научилась спокойно нести апортировку, покажут упражнения по подъему предмета с земли, а также бросок и преследование добычи. Переход к поднятию предмета достаточно прост. Первый шаг заключается в том, что помощник держит предмет у самой земли, а потом кладет его на землю.
Чтобы развивать крепкую хватку, помощник может использовать небольшой трюк. Когда он кладет апортировку на землю, он встает на нее двумя ногами. Чтобы вытащить предмет, собака должна очень энергично и крепко его схватить.
ВЫДЕРЖКА ПЕРЕД ПОСЫЛОМ
Даже когда собака начинает бегать за предметом и возвращать его, до посыла собака ни в коем случае не удерживается командой, проводник просто держит ее за ошейник. Только когда все элементы отработаны, есть уверенный подъем, быстрое возвращение и правильная отдача, только после этого мы приводим собаку в позицию «си-ч деть» перед упражнением «апорт» и заставляем ее сидеть, бросая предмет. Чтобы собака в спокойном и уравновешенном состоянии оставалась в позиции «сидеть», и чтобы предотвратить ее преждевременное стремление за добычей, проводник должен удерживать внимание собаки, прежде чем разрешит ей бежать за предметом добычи. Если собака все-таки склонна преждевременно срываться с места, эту проблему можно решить с помощью корма, стабилизируя позицию собаки и направляя ее внимание на проводника.
Проводник направляется вместе с собакой к месту старта, ждет полной концентрации ее внимания и затем бросает апортировку. С помощью корма он направляет внимание собаки снова на себя и дает команду «апорт», как только собака начинает сидеть спокойно и внимательно.
Со временем собака будет показывать свою готовность, полностью концентрируя свое внимание на проводнике.
УСКОРЕНИЕ ПОДНОСА
Чтобы ускорить поднос апортировки или в случае, если собака больше реагирует на мотивационный объект, мы также можем использовать обрезки шланга, чтобы поощрить собаку. В то время, когда собака бежит за апортировкой, тренер помещает шланг между коленей. Когда собака возвращается с добычей, проводник забирает у нее апортировку, и через несколько секунд, когда собака уже сидит спокойно, он роняет шланг.
При этом методе может случиться, что в ожидании награды собака может уронить апортировочный предмет, особенно тогда, когда мы вводим в упражнение шланг.
Хотя при принудительной апортировке падение предмета считается катастрофой, здесь мы делаем вид, что ничего не заметили. Проводник просто не отдаст шланг, который собака воспринимает как свою награду, до тех пор, пока собака снова не поднимает предмет добычи и не будет правильно его держать. Время и терпение постепенно помогут устранить эти ошибки.
Если мы поощряем собаку шлангом-палочкой, мы можем столкнуться с проблемой слишком сильного напряжения собаки. Это напряжение часто приводит к неспокойной посадке перед проводником или к тому, что собака начинает приподниматься из этой позиции. Здесь мы также должны отказаться от каких-либо силовых воздействий. Мы должны дождаться, пока собака вернется в правильную позицию и тогда наградить ее. Постепенно должна развиться спокойная и собранная посадка перед проводником.
С хорошей собакой и путем терпеливой работы в течение недель и месяцев можно добиться почти совершенного апорта без какого-либо применения силы.
Источник