- Особенности ленточного фундамента для гаража и пошаговая инструкция по возведению
- Когда стоит использовать такой тип основания?
- Достоинства ЛФ
- Сборный
- Заливной
- Как рассчитать глубину?
- Состав грунтового основания
- Расчётное сопротивление грунта
- Нагрузка на основание
- Уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы
- Как рассчитать габариты ленты?
- Длина
- Ширина
- Высота
- Пошаговая инструкция по возведению монолитной плиты
- Возведение ЛФ из сборного железобетона своими руками
- Основные ошибки и советы
- Заключение
- Как правильно сделать разметку и заливку фундамента под гараж: опалубка, армирование, ремонт
- Нюансы возведения
- С чего стоит начинать заливку фундамента?
- Особенности установки опалубки
- Армирование будущего фундамента
- Правила заливки фундамента
Особенности ленточного фундамента для гаража и пошаговая инструкция по возведению
Ленточный фундамент (ЛФ) — это замкнутая по периметру конструкция под зданием или сооружением. Такой вид основания часто выбирают застройщики для строительства гаражных боксов.
ЛФ возводят из монолитного армированного бетона или сборных железобетонных блоков.
Что нужно учесть перед строительством и сделать правильные расчеты? Как правильно монтировать ленточное основание и избежать возможных ошибок?
Когда стоит использовать такой тип основания?
Автомобильный бокс создаёт нагрузку, которую передаёт на грунт в основании фундамента. Почва в свою очередь сопротивляется этому давлению.
Пока сила сопротивления грунта больше веса гаража, сооружение находится в состоянии стабильности. Если ситуация складывается наоборот, то строение начнёт оседать.
Этот процесс происходит неравномерно, и стены начнут растрескиваться вплоть до полного разрушения.
Также пагубно сказывается на конструкциях гаража морозное пучение грунтов. В этом случае замёрзшая почва начинает выдавливать фундамент вверх и в результате неравномерного воздействия распирающих сил, стены гаража тоже могут потерять свою целостность и несущую способность.
Чтобы защитить основание гаражного бокса от разрушительных сил, фундамент возводят в виде монолитной ленты. Его делают как мелкозаглублённым, так и заглублённым. Подошву размещают ниже или выше залегания грунтовых вод. Также это относится и к глубине промерзания почвы.
Достоинства ЛФ
Опорная лента здания обладает многими преимуществами перед другими видами фундаментных оснований такими, как:
- фундамент способен сохранять свою несущую способность и целостность на протяжении 2-х веков;
- ЛФ образует прочное основание, которое выдерживает большие нагрузки. Это позволяет строить гаражи не только из газобетона, но из кирпича, тяжёлых блоков с применением конструкций из металла;
- фундамент в виде ленты возводят практически на любых грунтовых оснований. Исключение составляют болотистые и пучинистые почвы глубокого залегания;
- несмотря на высокую себестоимость 1 м 3 монолитного железобетона, ленточный фундамент выгодно возводить из-за малых объёмов расхода материалов на гаражный бокс;
- в отличие от точечных опор (столбчатые и винтовые фундаменты) ЛФ позволяет устроить подвальные помещения или смотровые ямы.
Гаражный бокс из газоблоков:
ЛФ возводят, заливая бетоном опалубку с арматурой или выкладывая стены фундамента из сборного железобетона.
Поэтому ленточный фундамент бывает 2-х видов:
Сборный
Фундаменты из сборного железобетона, как и все строительные конструкции, обладают своими преимуществами и недостатками. Популярность ленточных фундаментов из железобетонных достаточно высока.
Это объясняется следующими плюсами:
- быстрота возведения основания гаража происходит за счёт кладки опорных стен из крупногабаритных фундаментных блоков и подушек;
- сокращение сроков строительства влияет отсутствие мокрых процессов. Не нужно ждать месяц, когда монолит наберёт несущую способность;
- монтаж сборного фундамента производят в любое время года;
- не надо тратить материалы и время на сборку/демонтаж опалубки и вязание армокаркасов.
Наряду с неоспоримыми преимуществами, следует отметить некоторые недостатки:
- затраты на возведение сборного ЛФ могут оказаться значительно больше, чем стоимость заливного фундамента;
- монтаж железобетонных блоков может осуществляться только с помощью грузоподъёмной техники (обычно для этого арендуют автокран);
- межблочные швы требуют тщательной заделки раствором и устройства качественной гидроизоляции.
Заливной
Ленточный монолитный железобетонный фундамент один из самых распространённых видов оснований гаражей.
Преимущества мелкозаглубленного ЛФ:
- Надёжность и прочность ЛФ оправдывает затраты на производство земляных работ, укладку армокаркасов, монтаж и демонтаж опалубки, приготовление и заливку жидкого бетона.
- Позволяет строить гараж из кирпича, газо и шлакоблоков, а также пенобетона.
- Простота конструкции монолитного фундамента позволяет обходиться без привлечения дорогой строительной техники.
Монолитная лента наряду с достоинствами обладает двумя основными недостатками.
- Большие временные затраты на земляные работы, возведение опалубки, армирование и застывание бетона (около 1 месяца).
- Невозможность устройства фундамента в холодное время года. Обогрев бетона зимой значительно повлияет на увеличение сметной стоимости строительства гаражного бокса.
Ленточный фундамент в виде незаглублённого или глубоко заложенного основания для гаража не применяется. В первом случае – это слабая несущая способность ЛФ. Во втором варианте фундамент может обойтись намного дороже, чем стоимость всего остального строительства.
Мелкозаглублённый ЛФ в разрезе:
Как сделать мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками — советы от специалистов в видео:
Как рассчитать глубину?
Расчёт глубины залегания подошвы ЛФ основывается на нескольких факторах:
- состав грунтового основания;
- расчётное сопротивление грунта;
- нагрузка на фундамент;
- уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы.
Состав грунтового основания
По своей несущей способности грунты подразделяются на три группы – это слабые, плотные и скалистые основания. К слабым относят торфянистые, болотистые и глинистые почвы.
На них ЛФ не возводят. К плотным основаниям относят связанные породы, обладающие высоким сопротивлением, не восприимчивые к пучению.
Скалистые почвы самые прочные основания.
Расчётное сопротивление грунта
Этот параметр измеряется в кг/см 2 . Величину сопротивления грунта можно узнать в местном отделении архитектуры и землеустройства с привязкой строительного участка.
Если по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться официальными данными сопротивления грунта, то этот показатель может определить местная геологоразведочная служба.
Нагрузка на основание
Это общий вес всех конструкций гаража (стен, плит перекрытий, металлических балок, кровли, автомобиля и снеговой нагрузки).
Уровень грунтовых вод и глубина промерзания почвы
Два параметра берут из вертикальной съёмки участка. Выкопировку которой, можно взять, как упоминалось выше, в том же местном отделении архитектуры. Уровень грунтовых вод и глубину промерзания почвы (в зимнее время) также определяют методом опытного бурения.
Пример: при глубине промерзания почвы 300 мм и уровня грунтовых вод 800 мм, оптимальная глубина заложения подошвы ленточного фундамента будет равна 400 мм.
Степень заглубления основания в зависимости от типа грунта можно увидеть в таблице:
Как рассчитать габариты ленты?
Габариты ЛФ – это длина, высота и ширина фундамента. Определяют их следующим образом.
Длина
Протяженность монолитной ленты рассчитывают исходя из плана гаража. Если внутри строения будет перегородка, то под неё тоже подводят ленту, длина которой добавляется в общий размер ЛФ.
Ширина
Например, застройщик планирует возвести стены из кирпичной кладки толщиной в 1,5 кирпича (380 мм), то оптимальная ширина фундамента будет равняться 420 мм. То есть, с каждой стороны стены лента должна выступать минимум на 20 мм.
Высота
Высота ленточного фундамента складывается из двух частей – это глубина заложения подошвы и вертикальный размер цоколя (надземной части ЛФ). Обычно высота цоколя составляет 150 – 200 мм над уровнем земли. То есть при глубине заложения 300 мм, высота ленты будет равна 500 мм.
Пошаговая инструкция по возведению монолитной плиты
Для мелкозаглублённого фундамента под гараж следует подготовить следующие инструменты и материалы.
Инструменты:
шанцевый инвентарь (лопаты, кирки и лом);
- тачка;
- вибратор;
- бетономешалка;
- лазерный уровень;
- молоток, шнур, топор;
- вёдра.
Материалы:
- щебень; песок, цемент;
- вода;
- арматура;
- доски, брус, колышки;
- геотекстиль или ПВХ плёнка;
- гвозди.
Возведение монолитного ЛФ состоит из следующих этапов:
- План гаража переносят на место строительства. Разметку производят с помощью шнура и колышков. Правильность прямоугольника проверяют промером диагоналей между противоположными углами разметки.
- По ширине между шнурами прорывают траншеи глубиной больше проектного заложения подошвы фундамента на 300 мм. Это делается для устройства щебеночно-песчаной подушки.
- Горизонтальность траншей контролируют лазерным нивелиром и рейкой.
- Подушку делают из щебня и песка толщиной 150 мм каждого слоя. Песок проливают водой и трамбуют подручным приспособлением. Чтобы стенки траншей не осыпались, их делают под уклоном. На дно укладывают геотекстиль, его края заводят вверх, крепя к грунту щепками или гвоздями. Если этого не делать, осыпавшаяся почва может попасть в жидкий бетон, что допускать категорически нельзя.
- Устанавливают опалубку из сбитых дощатых щитов. Через каждые 300 — 400 мм устанавливают упоры и распорки из бруса. Внутреннюю поверхность опалубки покрывают ПВХ плёнкой или геотекстилем.
- Армокаркас вяжут из трёх верхних и трёх нижних горизонтальных прутов ø 8 – 10 мм периодического профиля, скрепляя их между собой поперечными связями из гладкой арматуры ø 6 мм и вязальной проволокой. Каркас из арматуры устанавливают таким образом, чтобы нижний просвет был не менее 60 мм, по бокам расстояние до опалубки должно быть не менее 30 мм. Такое же расстояние должно оставаться до расчетной высоты ленты. Такие меры необходимы для защиты армокаркаса от коррозии.
- После установки арматуры производят заполнение бетонным раствором опалубки. Заливать нужно слоями толщиной по 150 мм с уплотнением вибратором.
- Поверхность бетона выглаживают затиркой или мастерком. Затем фундамент накрывают плёнкой. Это делают для того, чтобы защитить бетон от пересыхания в жаркую погоду и от дождя в ненастье.
- Через 30 дней опалубку демонтируют и покрывают гидроизоляцией боковые поверхности ЛФ.
- Производят обратную засыпку.
Возведение ЛФ из сборного железобетона своими руками
Фундаментные блоки применяют для строительства гаражей с подвальными помещениями. Глубина заложения должна быть не менее 2-х метров. Для монтажа блоков понадобятся такие строительные машины, как экскаватор, автокран и растворомешалка.
Возведение ЛФ происходит следующим образом.
На участке делают разметку границ котлована.
- Экскаватором производят выемку грунта до проектной отметки.
- Укладывают щебень и песок с последующей трамбовкой.
- Фундаментные блоки устанавливают автокраном.
- Межблочные швы заполняют раствором.
- С внешней стороны фундамент покрывают битумной мастикой.
- Производят обратную засыпку внешних пазух котлована.
- Горизонтальную поверхность ленты выравнивают цементной стяжкой.
Основные ошибки и советы
Промахи, которые допускают в проектировании и при возведении ленточных фундаментов можно представить следующим списком:
- Не принимают во внимание слабое расчётное сопротивление грунтового основания, в результате чего, гараж неравномерно проседает. Это приводит к разрушению несущих конструкций строения.
- Плохо сделанная гидроизоляция, разрушает бетонное основание гаражного бокса. Необходимо удалить грунт по сторонам ленты и нанести новое качественное покрытие.
- Возведение ленты на пучинистой почве. Если слой не большой толщины, то его следует удалить.
- Неправильно рассчитанная глубина заложения подошвы фундамента. Гараж или просядет или может быть, вытолкнут из грунта. Исправить ошибку можно только возведением нового основания.
Заключение
Возведение фундамента настолько ответственный этап строительства, что некачественно выполненная работа, может привести к большим убыткам. Если застройщик не имеет опыта в этом деле, то лучше обратиться к профессионалам. Ленточный фундамент является одним из самых надёжных оснований для гаражей.
Источник
Как правильно сделать разметку и заливку фундамента под гараж: опалубка, армирование, ремонт
Гараж – это компактное небольшое здание, его строят из кирпича или пеноблоков, поэтому масса конструкции незначительная. Гаражи всегда строят на мелкозаглубленных фундаментах, они бывают каркасными и стандартными кирпичными, и их нет нужды глубоко вкапывать в землю до уровня промерзания почвы. Поэтому, фундамент под гараж своими руками залить несложно, зная некоторые нюансы.
Нюансы возведения
Прежде чем начинать строительные работы, желательно уточнить:
- Угол наклона въездной зоны, нужно ли ее поднимать выше уровня земли.
- Наличие или отсутствие технической ямы (погреба, кессона).
- Бетон или пеноблоки будут применяться дляпола.
- Высоту конструкции, наличие несущих перекрытий.
- Глубина основания должна быть достаточной, чтобы выдерживать массу сооружения, при этом, как уже отмечалось, не обязательно достигать глубины промерзания почвы.
Пошаговая инструкция проведения разметки фундамента под гараж
Фундамент под гараж из пеноблоков нужно дополнительно покрывать гидроизоляцией, так как технология производства пеноблоков предусматривает наличие воздушных ячеек. Поэтому, при попадании талой, дождевой или грунтовой воды блок довольно быстро разрушается.
На монолитном основании сделать смотровую яму или погреб нельзя конструктивно, а ремонт его довольно дорогой и по времени затратный, но на нем можно возвести любые каркасные сооружения. А вот ленточные фундаменты позволяют делать смотровые ямы различной глубины, только в таком случае нужно дополнительно предусмотреть дренажную систему. Сейчас многие частные застройщики выбирают именно сборные ленточные конструкции, а пол отдельно заливают бетоном.
С чего стоит начинать заливку фундамента?
Перед тем, как сделать фундамент под гараж, нужно сделать ряд подготовительных мероприятий. А именно:
- Провести подробные геодезические исследования с целью определения типа почвы, глубины промерзания, высоты залегания грунтовых водоносных горизонтов.
- Сделать чертеж будущего сооружения, определиться с типом строительных материалов.
- Затем расчистить строительную площадку, устранить верхний плодородный слой почвы.
- Сделать разметку будущего основания, установить направляющие, колышки и натянуть шнур.
- Выкопать по периметру гаража траншею шириной в 40 см и глубиной до 1 метра (если не проводились геодезические изыскания).
Внешний вид готовой бетонной площадки под гараж
А теперь возникает вопрос, стоит ли заливать пол гаража бетоном или лучше оставить земляное основание? Хоть бетон и дорогой строительный материал, но заливать пол рекомендуется на толщину плиты не менее 20 см. В некоторых случаях достаточно сделать горизонтальное армирование в один слой, тогда плита выдержит массу легкового автомобиля.
Если гараж подготавливается под грузовик или большой автобус, тогда толщина должна составлять не менее 50 см, и нужно предусмотреть минимум два шага горизонтального армирования, и вертикального с интервалом до одного метра. Возвести фундамент под гараж своими руками не проблема, это не затратное строительство, учитывая габаритные размеры сооружения, но здесь действуют правила, аналогичные, как и для жилых домов.
Особенности установки опалубки
Опалубку можно делать съемной или несъемной. В случае несъемной опалубки из дерева или пенопласта, основание плохо поддается ремонту, но в этом случае не придется дополнительно использовать гидроизоляцию. Кроме того:
- Рекомендуется перед заливкой основания укрепить опалубку с внешней стороны, и под ней предусмотреть дренажную систему. Ведь частные застройщики редко устанавливают полноценную ливневую систему, а из-за подтопления основания повредится цоколь и каркасная конструкция.
- Опалубку лучше делать деревянной, так получится дешевле. Но, можно сделать ее из пенополистирола, и сразу сформировать полноценный закрытый короб.
- Монолитный фундамент в этом отношении стоит немного дешевле, чем ленточный, ведь не нужно использовать мощную строительную подъемную технику. Но на его заливку пойдет огромное количество бетона и арматуры, а это занимает много времени. Если нужно оперативно построить гараж, где стены могут быть каркасными или сделанными из пеноблоков, тогда лучше использовать сборный фундамент.
Но, армирование блочного ленточного основания сложнее, нужно делать дополнительные расчеты допустимой нагрузки на грунт, и сразу подбирать оптимальную каркасную конструкцию несущих стен и крыши.
Армирование будущего фундамента
Принцип армирования аналогичен, как и для любого жилого здания, которые возводится на монолитном ленточном фундаменте. Только при выборе монолитной плиты нет нужды устанавливать большое количество арматурных стальных прутьев, просто нужно помнить ряд правил:
- Арматурный пояс устанавливать выше слоя гидроизоляции подошвы на высоте до 5 см.
- Арматура не должна выступать за пределы опалубки.
- Соединения все следует делать с помощью проволоки или пластиковых стяжек, сварка не допускается.
Если будет формироваться внутри бетонная плита, тогда арматурный пояс плиты нужно надежно соединить с арматурой самого монолитного ленточного основания.
Правила заливки фундамента
Как сделать фундамент под гараж правильно, чтобы он служил не одно десятилетие? Нужно учитывать ряд ключевых правил:
- Заливать весь фундамент на полную его глубину, одновременно в нескольких точках, поэтому стоит сразу обеспечить несколько работающих бетономешалок. Если заливать его по частям, тогда неизбежно образуются промежуточные стыки и со временем придется делать ремонт.
- Каждый слой залитого равномерно бетона должен сохнуть не менее недели, в зависимости от климатических условий.
- Арматура должна быть полностью скрыта в бетоне.
- Заливать нужно траншею с опалубкой строго по проекту, и только после того, как обустроить песчано-гравийную подушку и гидроизоляцию.
- Полностью залитый фундамент должен сохнуть не менее месяца, поэтому рекомендуется накрыть его пленкой и регулярно смачивать (поливать) поверхность фундамента водой.
- Уже после того, как высохнет фундамент и наберет свою марочную прочность, на нем можно возводить несущие стены или устанавливать каркасные конструкции.
Сейчас даже не возникает вопрос, как залить фундамент под гараж. Главное − это строго придерживаться технологии возведения, разметки, особенно когда заливается ленточная плита. Бетон использовать марки М 200 и выше, щебень средней фракции и чистый песок, дополнительно обустраивать гидроизоляцию между подошвой основания и песчано-гравийной подушкой, а с внешней стороны цоколя еще и отмостку.
Источник