- Конструкция и традиционная технология изготовления дудука
- Мундштук
- Резонатор
- Конструктивные особенности дудука
- Мастер Севада Ирицян о том, как создается дудук
- О мастерстве, дудуке и процессе его создания
- Как сделать дудук своими руками
- История инструмента
- Описание
- Основы игры
- Уход за инструментом
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
- Мой дудук не играет, что делать?
- Мой дудук не строит
- Изготовление флейт.
Конструкция и традиционная технология изготовления дудука
Мундштук
Резонатор
Резонатор инструмента изготавливают зачастую из абрикосной древесины, предпочтительнее из диких ее пород. Чтобы такой элемент магического дудука получился более качественным, выбирают западную и восточную древесную часть, а также северную – более твердую – и южную – пористую. В конструкции дудука их роль сравнима с ролью кленовой и еловой деки у скрипки. После того как получены кусочки древесины, из них производят заготовки соответственно размерам 500х50х50. Заготовки тщательно просушивают, а после прожигают или высверливают отверстие, диаметр которого варьируется в пределах 11-13 мм. Теперь необходимо придать будущему изделию правильные формы: заготовке – цилиндрическую, а отверстию – конусную с расширением кверху, дабы не только инструмент имел красивый внешний вид, но и чтобы дудук было приятнее слушать.
Южная часть древесины используется для того, чтобы на ней можно было сделать игровые отверстия в количестве 8 штук, а северная служит тыльной стороной, где проделывают верхний (второй) и нижний (девятый) каналы. После того как резонатор готов, его пропитывают крепким раствором марганцовки и после его полного высыхания обильно смазывают растительным маслом, дабы предохранить элемент от трещин и гигроскопичности.
Конструктивные особенности дудука
Дудук армянский имеет свои уникальные факторы, благодаря которым игра становится нежной и немного грустной одновременно. Спецификой дудука является особо близкая человеку мелодия, которая не подвластна ни одному из существующих ныне тембров. Именно из-за этого звучание дудука предоставляет огромное количество возможностей исполнений, начиная от простейших напевов и заканчивая сложными импровизациями.
Одним из факторов, который обусловливает такой уникальный и магически притягивающий тембр, является поверхность воздушного канала резонатора дудука. Она обладает небольшой шероховатостью, которая способна обеспечить особую аэродинамику внутренней полости инструмента. Благодаря этому возникает частичное звуковое поглощение. Тембр дудука армянского обладает приглушенностью и бархатностью, он, несомненно, напоминает тембр голоса человека.
Источник
Мастер Севада Ирицян о том, как создается дудук
Дудук, пожалуй, самый известный армянский инструмент, чье звучание является шедевром нематериального наследия ЮНЕСКО. Простой с виду дудук сложен в изготовлении — требуются огромное терпение и знание многих тонкостей, без чего инструмент не будет правильно звучать. О том, как создается дудук, нам рассказал мастер Севада Ирицян, музыкант, дудукист Государственного ансамбля танца Армении, музыкальный руководитель ансамбля «Карин».
Я родился и вырос в Котайкской области, в городе Чаренцаван, после женитьбы переехал в Ереван. Мне было семь лет, когда родители отдали меня в музыкальную школу по классу скрипки, я проучился семь лет. Тогда я, в силу возраста, не понимал значимости этого инструмента, поэтому не достиг особых успехов. В итоге я уговорил родителей перевести меня в класс шви [армянская свистковая флейта — прим. ред.], где за год достиг больших успехов, начал участвовать в конкурсах. Самым запоминающимся был республиканский конкурс молодых исполнителей, в 1995-1996 годах, когда я занял первое место. На тот момент это был самый авторитетный конкурс, мне было 14 лет, и, как вы понимаете, для подростка победа значила многое, особенно в те годы. Это сейчас проводится много непонятных конкурсов, а тогда это был единственный авторитетный смотр. К сожалению, сейчас он проходит только в Ереване.
После музыкальной школы я поступил в училище им. Арно Бабаджаняна. Проучившись там всего два года, сразу перевелся в Ереванскую государственную консерваторию, где постепенно познакомился с такими инструментами, как дудук, зурна, кку. На всех этих инструментах я могу играть.
После окончания консерватории два года служил в армии в музыкальном отряде. После демобилизации продолжил учебу в аспирантуре и параллельно начал работать в Государственном ансамбле танца как дудукист, а спустя три года стал музыкальным руководителем ансамбля «Карин». Все ансамбли, где я работаю, это танцевальные коллективы, с той разницей что «Карин» имеет этнографическую направленность и там не только танцуют, но и поют. Кроме того, последние пять лет я преподаю в давташенской школе искусств им. Авета Тертеряна.
О мастерстве, дудуке и процессе его создания
От похожих духовых инструментов наш дудук отличается техникой исполнения и тембром. Правда, сколько бы мы ни считали его старинным инструментом, но совершенствовать дудук мастера начали не так давно.
В плане изготовления дудука я самоучка. С детства меня интересовало, как создается этот инструмент, я пытался сам что-то сделать, обращался к опытным мастерам. И так, методом проб и ошибок, спустя много лет у меня получилось освоить это ремесло.
Я изготавливаю классический дудук с разными настройками по диапазону. Есть еще один тип дудука, придуманный и созданный мастером Георгием Минасовым, который я пока не делаю. Это связано с техническими особенностями — на нем устанавливаются железные клапаны, как на кларнете, благодаря чему увеличивается диапазон звука. Если на обычном дудуке мы играем одну октаву плюс пару тонов, с этим новым образцом дудука можно получить две октавы и два диапазона.
Дудук состоит из корпуса, так называемой тушки, которая изготавливается из абрикосового дерева, и трости, устанавливаемой на верхнюю часть, которая, в свою очередь, состоит из регулятора и колпачка.
В качестве материала я обычно использую молодое абрикосовое дерево лет пятнадцати, иногда в порядке эксперимента делаю дудук из эбенового дерева. Представьте себе, что верхняя белая оболочка ствола эбена спиливается и выбрасывается, в качестве материала используется лишь черная сердцевина.
После того, как мы получаем бруски, мы годами ждем пока они естественным путем хорошенько высохнут. Затем из них изготавливаются болванки-кругляки. С этого момента начинается самый важный этап — проделывание отверстий и настройка инструмента, чтобы он правильно звучал. В разных частях корпуса пустота бывает разная, из-за чего звук выходит также по-разному. Плохой мастер может испортить даже очень хорошее дерево, в итоге получится не инструмент, а красивый сувенир.
Мастером обязательно должен быть музыкант, играющий на духовых инструментах. Лично я всегда доверяю своему слуху, иногда обращаюсь к тюнеру и камертону, но все равно, хороший ли получился дудук или нет, можно понять только в работе. Так что каждый новый изготовленный мной инструмент я беру на репетицию, чтобы апробировать.
Надо помнить, что необходимо время, чтобы возникла связь между инструментом и музыкантом, обычно на это уходит два года, после чего инструмент звучит совсем по-другому. К сожалению, в отличие от той же скрипки, срок жизни дудука не очень долгий, так как он постоянно сталкивается с влажностью, которая его разъедает.
Скорее всего, в музее вы видели, что старые дудуки намного тоньше современных, у них и звучание отличалось. Знаменитый мастер Карлен Матевосян (1927-2007) разработал новые стандарты размеров, которых мы сейчас придерживаемся, и постепенно довел дудук до сегодняшнего звучания.
Когда работаешь со звуком, есть ощущение, что создаешь произведение искусства. Настроение влияет на процесс создания инструмента, но самый решающий момент — это его настройка. Когда я понимаю, что зол, то сразу прекращаю работать. В процессе работы всегда слушаю музыку, обычно это классика, Бах или исполнение моей дочери, которая играет на скрипке.
Дудук легко испортить во время изготовления. Очень часто инструмент трескается в самый важный момент, когда он почти готов, — рука соскальзывает, и все идет насмарку.
Каждый дудук индивидуален и отличается своим звуком от других, по крайней мере, я различаю. Хороший инструмент дает возможность играть и пробовать что-то серьезное, но все же не стоит забывать о том, что каким бы хорошим по качеству ни был дудук, его диапазон совпадает с диапазоном человеческого голоса, а это означает определенные ограничения.
Источник
Как сделать дудук своими руками
История инструмента
Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.
Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.
В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у многих народов:
в Азербайджане — тютяк, также употребляется название балабан;
в Грузии — дудуки;
в Турции — мей;
в Китае — гуан или гуанзи;
в Японии — хичирики или хитирики
Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.
Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.
Описание
Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9—14 см.
Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.
Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).
Основы игры
При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.
Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:
- грудное или реберное
- брюшное или диафрагментальное
- смешанное или грудно-брюшное
Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.
Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.
Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.
Уход за инструментом
Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.
После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Мой дудук не играет, что делать?
1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.
Мой дудук не строит
1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.
Все текстовые, фото и аудио материалы, размещенных на этом сайте, защищены Законом об авторских и смежных правах РФ. Полное или частичное использование допускается только с указанием активной ссылки на источник или письменным разрешением (для печатных изданий).
Приглашаем к сотрудничеству изготовителей и поставщиков — пишите (см. раздел «контакты»).
Для изготовления нам понадобятся:
• Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
• Кусочек дерева или пробка
• Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
• Надфиль
• Полотно для ножовки по металлу
Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.
С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.
Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.
[/center]
Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.
Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.
На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.
Изготовление флейт.
Дудук. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
Дудук — не флейта, но его значимость среди народных духовых инструментов настолько велика, что обойти его вниманием не представляется возможным. Армяне считают его своим, но в закавказье любой народ может заявить на него исторические права. На карте ареал исторического распространения дудука.
ЮНЕСКО внесла дудук в объекты всемирного наследия, ещё бы, скажем спасибо папе Дживану Гаспаряну, известнейшему исполнителю-дудукисту, наигравшему саундтрек к «Гладиатору». Дудук сегодня очень популярен: он звучит и на больших сценах, и в турецких мелодрамах, и на застольях. А всё почему? У дудука очень душевный голос, нежный и чувственный. Такую тоску наводит, что в голову лезут всякие мысли о добром, о скорбном, о вечном. Мундштук его — двойная трость из камыша, стянутого виноградной лозой — очень чувствительна к напряжению губ и давлению воздуха. Никакой ни кларнет, ни саксофон и рядом не стоит.
Трубка в оригинале делается из абрикоса, старинное название его по-армянски — циранапох, что приблизительно означает «душа абрикосового дерева». Дерево тщательно выбирают, чтобы старое было, чтобы не треснутое и ровное, толстый ствол распиливают, сушат много лет в естественных условиях, потом раскалывают вдоль и вытачивают трубку из участков между сердцевиной и корой. Трубка прямая, с небольшим расширением в месте вставки мундштука.
Игровых отверстий — 9, 8 из них сверху, одно снизу для большого пальца верхней руки. Ещё есть одно отверстие снизу, близко к выходу. Оно неигровое, настроечное, но некоторые пузатые дядьки используют его, прижимая дудук к животу и получают звук ещё на 1 тон ниже. Строй у дудука считается не от нижнего звука, а по верхнему.
По тональностям дудуки делают разными. Есть даже бас-дудуки, но там такая длина звукового столба, что применяют клапанную как у кларнета систему для использования самых далёких, недостижимых пальцами отверстий, а ещё искривляют трубку вначале, чтобы при игре не вперёд торчала, а вниз, для удобства.
Звукоряд получается диатоническим, к примеру, для «С»-дудука снизу вверх: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Видите, диапазон невелик. Альтерации берутся полуприкрытием игровых отверстий и прижимом трости губами. Звукоизвлечение отличается от кларнетного, музыкант играет, набирая полный рот воздуха, раздувая щёки, как жаба. Немного не эстетично, зато позволяет продолжать игру, одновременно набирая воздух в лёгкие носом. В народной традиции дудук и солирует, и сопровождает вокалиста. Дудучные дуэты армян выглядят так: один солирует, второй сопровождает, задавая нижний тон. Именно этому, сопровождающему и нужны раздутые щёки для непрерывного звука. Вот посмотрите стариков:
А вот мой любимый Левончик Минасян с моей любимой армянской песней «Махмур Ахчик»:
Имею мнение, что покупать дудук нужно либо у мастера, либо у бывшего хозяина. Иначе — «кота в мешке», пока не раздуешь его — не узнаешь, а это дело не одного дня. Трости тоже, по опыту интернет-покупок половину из них можно просто выкинуть. Цены: $200-500 за дудук и по $30-50 за трость.
Вот такой душевный древний духовой деревянный Дудук.
Источник