- Художественный бетон
- Как домашнему мастеру изготовить и применить художественный бетон
- Применение, основные характеристики и функции составляющих бетонной смеси
- Почему нельзя применять для художественного бетона универсальный состав цементной смеси и какие условия влияют на его изменение
- Изготовление тротуарной плитки и дорожек
- Смесь на вертикальной поверхности
- Изготовление бетонной скульптуры
- Несколько слов из теории бетона
- Заключение
- Что такое архитектурный бетон и как приготовить своими руками: состав и пропорции
- Что такое архитектурный бетон
- Достоинства и недостатки
- Область применения декоративного арт-бетона
- В интерьере
- Отделка фасада
- Устройство малых форм в ландшафтном дизайне
- Скамейки
- Ограды и заборы
- Пруды
- Искусственные камни и сферы
- Кашпо
- Как сделать своими руками архикамень
- Состав и пропорции цементного раствора
- Таблица: Состав архитектурного бетона
- Способы формирования
- Технология изготовления
- Напыление
- Трафаретное окрашивание
- Штамповка
- Видео
Художественный бетон
Как домашнему мастеру изготовить и применить художественный бетон
Художественный бетон пластичен как глина или пластилин, поэтому к нему проявляют большой интерес как специалисты, так и для своих работ самоделкины.
Содержание статьи:
- Применение. Основные характеристики. Функции составляющих бетонной смеси.
- Почему нельзя использовать универсальный состав и какие условия влияют на его изменение.
- Несколько слов из теории.
- Заключение.
Художественный бетон имеет также ряд других названий-синонимов: архитектурный, скульптурный, полимерный, декоративный, пластичный и другие.
Применение, основные характеристики и функции составляющих бетонной смеси
Благодаря своей пластичности художественный бетон имеет очень широкий спектр применения. Из него изготавливают любых размеров бетонные фигуры, лепнину, садовые вазы и вазоны, декоративный камень, малые архитектурные формы и многое другое.
В зависимости от задачи состав бетонной смеси (короткое видео) меняется за счет качественного и количественного включения различных полимерных, химических и минеральных добавок.
В их функцию входит придание бетонной смеси пластичности, возможности регулирования текучести, времени застывания, увеличения водонепроницаемости и морозостойкости.
Для упрочнения структуры камня в состав смеси вводятся активные вещества: микрокремнезем и различные золы. Получить более подвижный раствор и для лучшего перемешивания, а также для уменьшения количество затворяемой воды применяются пластификаторы. Для самоуплотняющегося бетона (не требуется вибрации) применяют гиперпластификаторы, с помощью которых можно получить тонкие и особо прочные конструкции. В этих целях также используют мелкозернистый цемент. Чем больше цифра в его названии, тем меньше цементное зерно и тем выше можно получить прочность изделия (при одинаковом количестве цемента).
Художественный бетон можно окрашивать вводя в раствор цветные пигменты (короткое видео). Чаще используют минеральные пигменты (оксиды и соли различных металлов). Можно также вводить органические пигменты и анилиновые красители. Последние дают более интенсивный цвет при меньшем их количестве. Но они менее устойчивы к разрушающему действию ультрафиолета. При использовании последних труднее получить равномерную окраску изделия без включения в состав смеси специальных добавок (например, белую сажу).
Красители несколько уменьшают прочность изделия, так как требуют увеличения количества воды затворения. Поэтому внутренний окрас надо ограничивать, вводя минимальное количество красителя, а более насыщенный цвет можно получить за счет внешнего дополнительного окрашивания. Более подробно о способах окрашивания искусственного камня рассказано в соответствующей статье на эту тему.
Почему нельзя применять для художественного бетона универсальный состав цементной смеси и какие условия влияют на его изменение
В начале статьи очень кратко было сказано о возможном применении этого пластичного материала. И конечно хотелось бы иметь единый универсальный рецепт его изготовления.
Но это не имеет смысла по следующим причинам. Прежде всего из экономических соображений. Всё универсальное всегда дороже. К тому же часть ингредиентов в некоторых случаях не нужна или даже может принести определенный вред или помеху при изготовлении конечного продукта.
Несколько примеров:
Изготовление тротуарной плитки и дорожек
При изготовлении тротуарной плитки не используют художественный бетон. Для покрытия дорожек и площадок главным требованием к изделиям является повышенное противодействие истераемости и поглощению влаги. Этих два главных требования определяются ее применением.
При изготовлении плитки обычно применяют вибростолы. Оборудование стоит денег. А почему бы не использовать мелкозернистый саморастекающийся бетон?
Да, будет необходим более дорогой пластификатор, но его надо значительно меньше. Потребуется еще зола и микрокремнезем, но эти продукты не дорогие, к тому же они заменят часть вводимого цемента.
При изготовлении плитки не нужна синтетическая фибра. При правильной технологии прочность изделия будет достаточна.
Использование полимерных добавок – дело мастера, но при получении плотного бетона за счет активного метакаолина их присутствие будет излишним.
Для изготовления дорожек и площадок можно использовать тот же художественный бетон или по-другому печатный бетон. Для чего нужна пластичность – для того, чтобы с помощью полиуретановых штампов можно было получить устойчивый к оплыванию, декоративный и рельефный рисунок. В этом случае компоненты, присущие пластичному бетону, в составе необходимы.
Смесь на вертикальной поверхности
При изготовлении декоративного слоя на подпорных стенках, столбов и стен домов критерий истераемости отсутствует. Поэтому требование к твердости и плотности для компонентов смеси меняются. Вместо части кварцевого песка в смесь добавляют мраморную или доломитовую муку, что значительно облегчает конструкцию.
К тому же вводят новый компонент – редиспергируемый порошок (сухая эмульсия латекса). Он повышает липкость раствора и позволяет лучше держаться слою бетона на основании конструкции. Это свойство использовалось при строительстве бетонной скалы у бассейна.
Изготовление бетонной скульптуры
При изготовлении скульптуры всегда наносится несколько слоев бетона на подготовленную поверхность скелета будущего изделия.
Каждый слой – это разный состав смеси.
Самый последний , верхний чистовой слой может совсем не содержать кварцевого песка. Можно применить способ как при железнении бетона на половом покрытии.
Во внутреннем слое обычно используют фибру, которая препятствует сползанию раствора. В чистовом слое она будет только мешать, поэтому отсутствует.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что состав бетона изменяется и всегда зависит от его назначения.
В будущих статьях, при описании процессов изготовления домашних и садовых поделок, рассмотрим выбор и использование ингредиентов более подробно. Ведь не везде необходим художественный бетон.
Несколько слов из теории бетона
Всем известно, чем плотнее бетон, тем он прочнее. Не будем приводить цифровые значения этого показателя, при желании его можно найти на специализированных сайтах.
Но как проще получить плотный бетон? Если грубо, то есть два способа.
Первый. Это вибропрессование. Давление и вибрация уплотняют и упрочняют бетон.
Второй. Заполнение пустот между частицами цемента и песка без вибрирования. Для этой цели необходим гиперпластификатор, каменная мука, зола и другие компоненты. Такой состав называют мелкозернистым бетоном и он применялся при изготовлении тонкостенных изделий, например: плиток под кирпич или пустотелого ангела (короткое видео).
Для наглядности, чтобы понять принцип заполняемости, несколько примеров с размерами зерна этих составляющих.
Зерно обычного цемента в среднем имеет значение 40-80 мкм, доломитовая мука – 30 мкм, маршалит – 50…100 мкм, микротальк (МИТАЛ) – 5…20 мкм, микрокальцит – 100 мкм, зола – 12…25 мкм, микротальк ТРПН – до 90 мкм, микрокремнезем – 2…10 мкм.
Специалисты используют формулы, по которым определяется оптимальное соотношение между составляющими смеси. Нужно получить такую массу, в которой пустот между компонентами смеси будет минимально. Кроме этого надо учитывать удельный вес составляющих и их химическую активность. Хорошо, когда в них побольше присутствует SiO2.
Еще пару слов о полимерах. Для повышения липкости раствора, как ранее отмечалось, используют различные редиспергируемые порошки (РПП), для удержания воды (если нет возможности укрыть бетонный слой полиэтиленовой пленкой) используются эфиры целлюлозы.
На остальных мы коротко уже останавливались. Есть много и других компонентов, но в одной статье обо всём сразу не расскажешь. Пока из теории все. В дальнейшем будем изучать ее подробнее по мере проведения практических занятий дома и на загородном участке.
Часть из перечисленных выше компонентов нами уже использовалась и приводился их количественный состав при изготовлении ангела для фонтана и бетонной вазы.
Заключение
Огромные возможности при правильном составлении рецептур и его дальнейшем использовании несет в себе этот удивительный пластичный материал – художественный бетон.
У энтузиастов, которые хотят освоить технологии, не тупо повторяя известные подходы, и имеют желание как-то их модернизировать, особенно в их применении, несомненно всё получится.
А может для кого-то это будут первые шаги для перехода от стадии любителя к открывающему свое дело мастеру.
В дальнейшем мы продолжим начатый разговор о свойствах ингредиентов, о принципах подбора состава бетонной смеси и применении пластичного бетона.
Всем успехов и удачи в вашем творчестве. До новых встреч на страницах КАМЕНЬ И САД СВОИМИ РУКАМИ. Краткий видео обзор сайта.
Источник
Что такое архитектурный бетон и как приготовить своими руками: состав и пропорции
Один из популярных материалов в строительстве – это бетон. Пластичную массу удобно заливать в опалубку, заливать в формы, создавать площадки и перекрытия, формировать фундамент и изготавливать из него блоки для возведения стеновых ограждений. Для каждого направления использования создают свой состав бетонной смеси, которая после затвердевания обладает заданными прочностными характеристиками.
Малые архитектурные формы (монументы, скамейки, лавки и другие предметы ландшафтного дизайна) изготавливают из художественной разновидности литейной массы. Чтобы создать оригинальные поделки своими руками, требуется соблюдать технологию производства, а также контролировать состав ингредиентов.
Что такое архитектурный бетон
В 1928 г. у предпринимателя Антуана Боне возникла идея создать парк, в котором будут присутствовать все виды животных, живущих на земле. Попытка поселить сразу всех на сравнительно небольшой территории оказалась провальной. Каждому требовались свои условия проживания, режим питания и помещения. Казалось, что идея обречена. Исполнить желаемое невозможно.
Тогда один из строителей (Винсент Галл) предложил вариант изготовления скульптур из бетона. Сначала показалось, что подобное реализовать невозможно. Но первый же опыт показал, что автор находится на правильном пути.
В парке появилось семейство галапагосских (слоновых) черепах. Они выходили на песчаный пляж из небольшого водоема. Винсент изготавливал многослойную конструкцию:
- из проволоки изготовил металлический каркас;
- лепил лапы животного, поглядывая на фотографии настоящих черепах. Старался повторить чешуйчатое покрытие, когти и строение;
- отдельно слепил нижнюю часть панциря, повторил рисунок. Для раскрашивания добавил коричневатые и серые пигменты, получилось максимально близко к натуральному виду живой черепахи;
- голова давалась сложно, пришлось искать материал для глаз. Выручили коричневые бутылки для пива. Их цвет совпадал с реальностью;
- завершающим этапом работы стала верхняя часть панциря. Здесь Галлу помогала вся бригада, изготовили несколько панцирей (поэтому не ограничились одним животным, изготовили еще пять штук).
В тот период парижские газеты рассказали о появлении черепах в парке Антуана Боне. Началось паломничество из желающих взглянуть на экзотических животных. Интересная работа строителей стала приносить прибыль. Теперь черепах продавали.
Чтобы продлить их существование на открытом пространстве, готовые статуи покрывали лаком. Цветовая насыщенность усилилась.
До начала Второй мировой войны в парке появились фигуры оленей, медведей, волков, лис и других небольших животных. Вокруг одного из платанов возникли фигурки «девушек», совершающих тайный обряд моления к богине плодородия. Пастушок и пастушкой сидели у входа в парк и пасли нескольких овечек. Про финишную и латексную шпаклевку Текс читайте тут.
К сожалению, сегодня от этого парка не осталось ничего, в июне 1940 г. его разбомбили. Несколько фигурок были вывезены в Германию, где потерялись окончательно.
Осталась рецептура и технология изготовления изделий, ее описали в нескольких газетах во Франции, а также еще нескольких европейских стран. Подробно рассказывалось, как из бетонной массы выполнить имитацию натурального дерева, повторить структуру природного камня, повторить шерсть или перья животных. Был создан даже обучающий фильм, где строители из парка Антуана Боне показывали, как они формируют рельеф клеток панциря черепах и особенности строения частей тела других животных.
На сегодняшний день используют несколько типов смесей для производства ландшафтных работ:
- геометрические бетонные смеси применяют для создания сравнительно простых форм методом литья в опалубку. Технологический процесс практически мало отличается от стандартной заливки, используемой при создании фундамента или заливки монолитных стен или потолков;
- декоративную массу создают для отделки. Из нее выполняют элементы украшения. Сам процесс напоминает лепку из гипса. Мастера пользуются формами, куда производится заливка сырья в жидком состоянии, высыхая, образуются элементы. Их можно покрасить и приклеить на место;
- скульптурный бетон отличается высокой пластичностью. В работе он больше напоминает глину, процесс отверждения растянут на несколько часов. Поэтому у мастера имеется время, чтобы придать нужную форму изделиям в процессе лепки. Некоторые специалисты добавляют не только песок, в составе присутствует глина. Поэтому застывание растягивается на несколько дней после завершения работы над изделиями.
Достоинства и недостатки
Желая заняться художественным творчеством из бетона для архитектуры, желательно ознакомиться с положительными и отрицательными характеристиками этого материала. Мастера, использующие в своей практике это сырье, отмечают плюсы:
- бетонная смесь из-за присутствия в ней пластификаторов твердеет довольно медленно, при необходимости можно вносить коррективы, занимаясь лепкой фигур;
- готовые изделия могут в течение длительного времени находиться вне пределов помещения. Они украшают парки, располагаются вдоль дорожек, выглядывают из-за деревьев и кустарников. Подвергаются действию снега, дождя и солнца;
- готовые фигуры могут отливаться на месте (фонтаны, бассейны, предметы интерьера). Мастер может изготавливать довольно крупные изделия, масса которых достигает несколько тонн.
К минусам относят:
- в зимний период скульптурные композиции желательно защищать от перехода через нулевое значение. Попадание влаги с последующим замерзанием и оттаиванием способны разрушить изделия;
- лаковое покрытие служит не более пяти-семи лет. Его нужно возобновлять, чтобы вернуть первоначальный вид;
- трудоемкость работ при работе с архикамнем несоизмеримо выше, чем при обычных строительных действиях. К работе привлекаются только мастера, имеющие опыт алмазной резки бетона и создания подобных изделий;
- масса поделок может быть весьма высокой, поэтому при размещении декоративных украшений на стенах и потолке нужно предусматривать системы дополнительного усиления несущих конструкций.
Область применения декоративного арт-бетона
Декоративный арт-бетон используют внутри помещений и на территории участков. Назначение в каждом случае определяет состав и технологические приемы заливки пространства. Про керамический кирпич и камень по ГОСТу 530 читайте здесь.
В интерьере
При отделке помещений создают:
- панно, где литые панели с объемным рисунком фиксируют на вертикальных и горизонтальных поверхностях;
- карнизы и колонны можно изготовить на строительном объекте, так поступают при желании создать эксклюзив. В условиях мастерских формируют наборные элементы, а затем их доставляют к местам монтажа;
- декоративные решетки, имеющие вид натурального камня, применяют на лестничных пролетах. Между панелями ставят балясины, отлитые из бетонной смеси. Украшенные подобным способом лестницы выглядят достаточно солидно. Иногда их делают из декоративного кирпича и окрашивают бронзовой краской, что меняет облик: они кажутся отлитыми из золота.
Отделка фасада
Фасады, украшенные фигурками животных, встречаются в странах западной Европы. Желая повторить вид некоторых замков, заказчики обращаются в специальные строительные организации, имеющие опыт в оригинальной отделке.
Чаще всего для отделки фасадов прибегают:
- к созданию эффекта использования натурального камня для возведения стен. Здесь с помощью специального инструмента моделируют вид блоков или бута в кладке. Дополнительно производят окрашивание снаружи или используют красящие пигменты в процессе приготовлении раствора;
- специальное выделение оконных и дверных проемов с контрастной окраской придает зданию вид, построенному в XVII…XIX веках. Простые элементы состаривают здание на несколько столетий. Эти приемом пользуются реставраторы, восстанавливающие старинные постройки;
- классический стиль задают колонны, установленные в конструкции входных групп. Конструкция несущих элементов выполняется в разной манере. Есть мастера, изготавливающие поддерживающие элементы в виде атлантов или кариатид. Выполненные в римском стиле статуи выглядят довольно оригинально;
- барельефы способны придать стенам креативный вид.
Устройство малых форм в ландшафтном дизайне
На открытом пространстве строят:
- клумбы для кустарников и цветущих растений;
- вазоны, где можно выращивать цветы или ставить горшечные культуры;
- мостики через ручьи, в основе которых бетон;
- небольшие фигурки сказочных или экзотических животных. При раскрашивании яркими фасадными красками способны придавать территории стиля сказки;
- фонтаны, торшеры для освещения дорожек, декоративные бордюры.
Выбор громадный. При желании иметь что-то необычное, всегда можно заказать желаемое изделие. Мастера возьмутся за изготовление любой фигуры или группы.
Скамейки
Скамейки и лавки из архитектурного бетона могут иметь белый цвет (используют цемент белого цвета и кварцевый песок). Изделие примет желаемый оттенок. Про террасную доску из лиственницы расскажет этот материал.
Целиком подобные конструкции отливают редко. Обычно изготавливают отдельно из нескольких частей:
- опорные элементы, в них закладывают арматуру, что повышает прочность отливок;
- пластины и брусья для сидения. Их также армируют, укладывая в форму продольную арматуру;
- спинки могут выполняться в виде сплошных панелей или создаваться аналогично деталям для сидения.
Доставленные на место фрагменты соединяются с помощью цементно-песчаного раствора. В последнее время чаще применяют плиточный клей. В его состав входят искусственные связующие, повышающие прочность в местах соединения деталей. Про размеры обыкновенного красного кирпича читайте по этой ссылке.
Ограды и заборы
Ограждения и заборы отливают в виде нескольких элементов разного типа:
- опорные столбики имеют специальные пазы. В них после установки опор будут размещать панели ограждения;
- панели делят на нижние, средние и верхние детали. Более мощные ставят внизу. Остальные размещают выше.
Пруды
Декоративный пруд обычно изготавливается на месте.
- Предварительно углубляют участок будущего водоема.
- Застилают дно пленками и эластичными материалами, удерживающими воду.
- Армируют основание и заливают фундамент пруда.
- Настелив сетку, создают берег из щебня, уходящий на глубину.
- Окрашивание и пропитка лаком позволят создать водоем своей мечты.
Организация водоснабжения и отвода воды решаются на стадии земляных работ. Некоторым нравятся:
- небольшие водопады, стекающая вода способная успокоить. Некоторым нравится наблюдать за ее течением;
- фонтаны пришли из Египта. Там они помогали охладить воздух;
- ручьи и ключи – это славянские традиции при организации прудов на участке.
Искусственные камни и сферы
Мода на альпийские горки пришла из Швейцарии. Желание видеть на территории небольшое возвышение, в котором присутствую гранитные или мраморные глыбы сформировало определенный стиль. Про финишную однокомпонентную шпаклевку для автомобиля узнайте в этой статье.
Идеальные геометрические фигуры: кубы, шары и пирамиды, – напоминают о Греции. Там были созданы основы геометрии. Поэтому, желая воссоздать стиль Средиземноморья, создают фигурки известных тел.
Кашпо
Кашпо имеют разнообразное исполнение. Их используют в качестве отдельных фигур или внутрь устанавливают горшки с цветами. В результате каждый элемент дополняет друг друга.
Как сделать своими руками архикамень
Создание архитектурных изделий начинается с проработки желаемой формы. Определившись с тем, что хочется изготовить своими руками, можно приступать к побору материалов и способов для реализации задуманного.
Состав и пропорции цементного раствора
Для изготовления предметов готовят разные бетонные растворы. Чаще прибегают к рецептам, показанным в табл.
Таблица: Состав архитектурного бетона
Вид бетонной смеси | Компоненты в объемных долях | ||||
Цемент | Песок | Щебень | Пигмент | Пластификатор | |
Геометрическая | 1 | 4 | 3 | 0,10…0,15 | 0,02…0,03 |
Декоративная | 1 | 3 | 2 | 0,05…0,10 | 0,03…0,07 |
Скульптурная | 1 | 3 | – | 0,05…0,15 | 0,10…0,15 |
Вода добавляется после смешивания сухих компонентов. Требуется получить массу по свойствам, напоминающую густую сметану.
При заливке геометрического бетона возможно создание полусухой смеси. Ее заливают в формы, которые уплотняют с помощью вибратора.
Способы формирования
Изделия формируют заливкой в формы или прессованием, которое сопровождается вибрацией (вибропрессование). Формы изготавливают разъемными или эластичными. Разъемные формы используют для изготовления элементов заборов, балясин, ограждений лестниц.
Из силикона изготавливают эластичные формы. Они после отверждения массы позволяют вынуть отливки, не разрушая целостность формующего ограждения.
Желая создать оригинальную форму одноразового применения, поступают иначе.
- Из пенополистирола вырезают модель.
- При необходимости фрагменты склеивают между собой, используя ПВА или Бустилат.
- Смазывают поверхность разделительным составом.
- Модель помещают в заливочный ящик.
- Выполняют заливку гипсом.
- После высыхания гипса выжигают пенополистирол с помощью пламени газовой горелки. Вспененный материал выгорает полностью.
- Внутреннее пространство обрызгивают маслом.
- Готовят бетонную смесь и заливают ее внутрь гипсовой формы.
- После отверждения бетона удаляют гипс и получают оригинальное изделие.
Некоторые используют метод лепки. В этом случае каждое изделие получает свой неповторимый вид.
Технология изготовления
Заливные формы заполняют в следующей последовательности.
- Формы смазывают разделительным составом. Здесь используют отработавшее моторное масло.
- Протирают от излишков смазки.
- Готовят архибетон.
- Заливают его в форму.
- Ставят форму на вибростол, где из массы удаляют воздух.
- Выставляют заливку на сушку.
- Освобождают литье от формы.
Напыление
Цветную цементную смесь можно нанести на поверхность стены. учитывая плотность цемента М400 и М500, готовят несколько растворов и распылитель. Используют небольшой вентилятор, а также плоскую поверхность, куда насыпают смесь пигмента и цемента.
Сухую смесь наносят на влажную стену. Окрашивание проводят не равномерным нанесением, а местами.
Последовательно меняя цвета, окрашивают всю поверхность. Начинают окрашивание со светлых красок (желтые или светло-оранжевые). В дальнейшем красят красными и бардовыми тонами. Завершают работу синими оттенками.
Если изменить порядок используемых красок, получают грязные непривлекательные тона.
Трафаретное окрашивание
Используя трафареты, можно наносить краску только в определенные места. Так создают рекламные надписи или раскрашивают, создавая картины из цветного бетона.
Штамповка
Штампы используются с древних времен. Подготовив штамп из силикона или иного эластичного материала, на влажный бетон наносят желаемый оттиск. В дальнейшем след останется навсегда.
Некоторым нравится регулярный рисунок. Для этой цели выпускают валики с рельефным рисунком. Достаточно прокатать валик по влажной поверхности, чтобы получить повторяющийся вид. Так на сплошной гладкой поверхности создают видимость использования искусственных или натуральных камней.
Видео
Про изделия из архитектурного бетона смотрите в этом видео:
Источник