Ацтекский свисток смерти
Древние ацтеки использовали свисток как боевой клич, который гарантировал им победу, что бы их враги немедленно убежали.
В 1990-х годах археологи в Мехико раскопали 500-летний скелет перед храмом Эхекатль Тлателолко. Он был принесен в жертву и держал в руках два маленьких свистка, один в форме черепа.
Когда исследователь дунул в один из крошечных свистков ужасающие звуки разнеслись по округе..
Один ученый описал этот звук как » вопль смерти.”
Эта находка позволяет предположить, что свистки связаны с Эхекатлем (ветром) и Миктлантекутли (смертью), и они могут быть связаны с ритуалом жертвоприношения.
Ужасный, пронзительный звук свистка, пожалуй, больше всего похож на человеческий крик. В структуре этих инструментов образуются различные воздушные потоки, которые затем диаметрально сталкиваются друг с другом.
Ацтекские воины были известны тем, что били в деревянные барабаны, когда они шли в бой. А еще они могли бы дуть в эти страшные свистки.
Вы можете представить себе пугающий звук, если у вас было 200 или 300 или 5000 воинов, дующих в эти инструменты. Это было бы очень пугающе.
Другая теория предполагает, что свист мог быть использован для того, чтобы принести утешение и вызвать транс как часть исцеляющих ритуалов, а не для устрашения.
К сожалению, точное первоначальное использование и назначение свистка смерти и многих других древних резонаторов были потеряны.
В музеях и коллекциях есть несколько древних свистков смерти, сделанных из глины, но очень немногие из них оказались предметом исследований.
Источник
Как «Свисток Смерти» дал голос древней цивилизации Ацтеков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Изначально эти свистки посчитали просто игрушками или символическими предметами — их находили в руках скелетов на местах погребения Ацтеков. «Игрушки» представляли собой небольшие скульптуры из глины в форме человеческого черепа или голов животных. Найденные предметы пролежали около 15 лет в музее, прежде чем за их изучение взялся Роберто Веласкес (Roberto Velasquez), археолог и инженер.
Первым, однако, кто открыл настоящее предназначение свистков, был Арнд Бот (Arnd Adje Both), ученый, занимавшийся изучением музыки древних цивилизаций. Решив испробовать, а не работает ли этот предмет как свисток, Арнд внезапно услышал такие звуки, которые наводили на тысячи мучившихся в аду душ, кричащих от безысходности и взывавших о помощи. Стоит ли удивляться, что эти свистки получили в итоге название «свистки смерти».
Самый известный экземпляр ацтекских свистков смерти был найден в 1999 году под Мехико в руках у мужчины, умершего в результате жертвоприношения. Этот факт дал сразу несколько вариантов предназначения свистка: возможно, его использовали для своеобразной помощи душе умершего найти путь в «рай», возможно, этот свисток должен было отпугнуть злых духов.
Есть также мнение, что звуки этого инструмента вводили жертву в состояние транса, что позволяло ей не ощущать боли и страха при смерти. Некоторые специалисты также считают, что подобные свистки могли использоваться для устрашения врага. Так или иначе, выяснить правду представляется пока весьма трудно, соглашаются все специалисты только в одном — такие свистки использовались в ритуальных действиях, скорее всего, связанных с местной религией.
«До сих пор древние цивилизации были для нас немыми, — говорит Роберто Веласкес. — Но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир.»
Сам Роберто Веласкес потратил на изучение свистков смерти несколько лет — ему также удалось подробно выяснить их строение и воссоздать реплики. Что, безусловно, было моментально монетизировано: сейчас подобные свистки можно увидеть на рынках Мексики, купить на Амазоне или на Этси, и уж конечно, каждый второй индеец, выступающий перед публикой, считает своим долгом напугать зрителей с помощью свистка смерти.
Некоторым найденным экземплярам свистков смерти так много лет, что понять, когда именно появилась традиция их создавать, выяснить вряд ли удастся. Один из инструментов — свисток в форме лягушки, считается, был создан где-то 400 лет до нашей эры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков
Свисток известен с самых древних времен. Они присутствуют как нехитрые игрушки и музыкальные инструменты в разных культурах. Но ацтеки пошли дальше — и создали жуткую версию, которую назвали «свисток смерти» за способность нагнать страх и ужас на неподготовленного человека.
Впервые это изделие нашли во время раскопок города-государства Тлателолько в 1999 году на территории современного Мехико. В храме бога ветра Эекатля у ног обезглавленного человека лежали две небольшие безделушки. Ритуал скорее всего состоялся 650 лет назад. Археологи посчитали, что это игрушки или ритуальные предметы без какой-либо практической нагрузки и отложили их с пометкой «ритуальные украшения». Только через 15 лет «безделушки» попались на глаза Арнду Боту (Arnd Adje Both), который занимался изучению музыкальных инструментов древних цивилизаций.
Именно Бот и догадался дунуть в одно из отверстий свистка, породив жуткий звук. К исследованию подключился и археолог и инженер Роберто Веласкес (Roberto Velasquez).
Довольно долго ученым не удавалось скопировать эти примитивные внешне изделия. Копии выдавали тихий и вполне мирный звук, достичь нужного эффекта все не удавалось.
Но археологам все же удалось:
До сих пор древние цивилизации были для нас немыми. Но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир.
После этого открытия ученые знали на что обращать внимание и свистки начали находить по всей Мексике. Теперь из заштатных безделушек свистки превратились в важные артефакты прошлого.
Форму свисток смерти имел самую разную — черепа, ягуары, змеи, боги и фантастические существа. Самый старый свисток в форме лягушке выполнен в 400 году нашей эры.
Вопрос зачем нужны были эти свистки остается открытым. С одной стороны эти мог быть элемент ритуала, звук свистка должен был парализовать ужасом жертву. С другой — их вполне могли использовать для устрашения врагов. Только представьте такой звук в ночной тишине джунглей.
Сейчас местные изготавливают сувениры в форме свистков смерти, с ними устраивают представление. А звучит это примерно так:
Источник
Свисток смерти
Это самый странный музыкальный инструмент в мире! Его звук леденит душу и заставляет замирать сердце. Пронзительный визг керамического свистка — последнее, что слышали люди, которых ацтеки приносили в жертву своим богам. Мы не знаем, как его называли сами индейцы, но сегодня он известен под именем «свисток смерти».
Ацтеки не знали гончарного круга, но это не означает, что у них не было изделий из глины. Просто все их лепили вручную: глиняные жаровни, кувшины для воды, горшки для замачивания маиса, трехногие чаши для растирания стручкового перца, сковородки для приготовления тортильи, кубки для пульке — алкогольного напитка из агавы…
Впрочем, не только кухонную утварь индейцы изготавливали из глины, при раскопках часто находят кукол с подвижными конечностями, фигурки храмовых пирамид, статуэтки, изображающие богов и людей. Их назначение не всегда очевидно — возможно, это божки и амулеты, которые хранили в домах в религиозных целях, а возможно, просто игрушки для детей или безделушки для украшения помещений.
Но есть более загадочная часть ацтекской керамики -об этих предметах ученые и вовсе ничего определенного не могут сказать. Что это? Как оно использовалось? Это целая вещь или только часть? Обычно эти странные артефакты годами хранятся в музеях под табличкой «вотив-ные предметы», что означает — имеющие какое-то отношение к религии. Но случается, что какой-нибудь пытливый исследователь берет их в руки, задумчиво вертит и внезапно понимает, как они работают.
Именно так случилось с небольшими керамическими вещицами, которые более десятка лет лежали в витринах Национального музея антропологии и истории в Мехико с пометкой «культовый предмет», пока немецкий археолог Арнд Адье Бот не догадался в них подуть. И тут же стало понятно, что это свистульки. Правда, звук, который они издавали, гармоничным или хотя бы просто приятным назвать сложно. Чего уж там -прямо скажем, отвратительный это звук! Сам Арнд Адье Бот сравнил его с «криками тысяч неприкаянных душ, которые спускаются в ад». Не удивительно, что артефакты тут же окрестили «свистками смерти».
Первые «свистки смерти» (которые, впрочем, тогда так еще не называли) были найдены в 80-х годах XX века при раскопках Теночтитлана. Это последний из великих городов цивилизации индейцев «доколумбовой» Америки. Ученые давно знали, что город ацтеков Теночтитлан нужно искать под современным Мехико, но раскапывать его не торопились, ведь для этого пришлось бы снести центр мегаполиса. Лишь иногда, во время строительных работ археологам удавалось извлечь из-под земли древние артефакты — например, в конце 1960-х, когда в Мехико строили метро.
В 1978 году при прокладке кабеля экскаваторщик случайно наткнулся на камень с древним рельефом. Оказалось, что это восьмитонный диск с изображением Койольшауки, богини Луны. И тогда власти города приняли решение о начале масштабных раскопок. За четыре года был раскопан Темпло Майор — главный ацтекский храмовый комплекс, построенный около 1325 года. Это стало величайшим открытием, тем более что археологи откопали не только остатки здания, но и множество статуй, алтари для человеческих жертвоприношений, сосуды для жертвенной крови и каменные короба для сердец, жаровни для воскурения благовоний… А также 6 тысяч более мелких артефактов, среди которых были и несколько странных керамических вещиц.
Эти вещицы умещались в ладони. Большинство представляло собой объемное изображение человеческого черепа, что для ацтеков являлось вполне традиционным сюжетом и не несло никакого мрачного смысла. Некоторые вещицы изображали головы животных и птиц. Однако почти все они были повреждены, поэтому ученые не смогли понять -имели эти предметы практическое применение или были элементами декора. Одно было сразу ясно — раз находились в храме, значит, имели ритуальное значение. Но какое?
Музыка религиозных обрядов
Ситуация прояснилась, когда на территории Темпло Майор была раскопана круглая платформа — основание храма, посвященного богу ветра Эекатлю. Рядом с ней в жертвенной яме был найден скелет 20-летнего мужчины, принесенного в жертву. Целый скелет — это само по себе уже интересно, поскольку ацтеки обычно отделяли головы и выставляли черепа жертв на специальных платформах, нанизывая их на шесты. Но было и еще кое-что — в руках молодого мужчины были те самые странные керамические вещицы, которые находили и раньше. После этой находки ученые взглянули на них по-новому и предположили, что артефакты связаны с ритуалом жертвоприношения.
Следующий шаг в разгадывании предназначения керамических штуковин совершил археолог и специалист по музыкальным инструментам из Свободного университета Берлина Арнд Адье Бот. Он высказал версию, что это свистки. Ученый сделал их копию и провел ряд экспериментов, результаты которых подтвердили — это простейший духовой музыкальный инструмент. В отчете он написал: «С технической точки зрения при игре на этом инструменте ацтеки вызывали вихревое движение воздуха. Звук рождался в результате того, что два воздушных потока сталкивались друг с другом в камере трубки». Арнд Адье Бот лично проверил работоспособность ацтекского свистка — проще говоря, подул в него. И сразу стало понятно, что за ужасные звуки описывали конкистадоры, наблюдавшие в XVI веке ацтекские обряды!
Впрочем, не только «свистки смерти» звучали отвратительно. Испанский монах-францисканец и этнолог Бернардино де Саагун писал, что флейты у индейцев, в отличие от европейских, неблагозвучны, поэтому на них играли не для развлечения, а во время ритуалов. Например, перед воинским ритуалом бойцы вставали в круг, а когда начинала звучать флейта, входили в исступление от ее звуков и бросались друг на друга.
«Для них музыка играла весьма деструктивную роль. И они мастерски это использовали», — рассказал историк в интервью немецкому изданию Der Spiegel. К примеру, чтобы повергнуть врагов в бегство, ацтеки играли на особой сдвоенной флейте. «Два тона из этой флейты не идут в унисон, а прямо противоположны друг другу. Мы просто не в состоянии это выдержать психоакустически!» — пояснил Арнд Адье Бот.
Анестезия или голос бога?
Пока ученым не удалось понять одно — с какой целью применялся «свисток смерти» во время церемонии жертвоприношения. По одной из версий, его звуки вводили предназначенного для заклания человека в состояние транса, и бедняге уже не было так страшно. И не было так больно, ведь жертва часто умирала долгой мучительной смертью! По другой — завывания свистка должны были помочь душе умершего найти путь в потусторонний мир. Возможно, этот свист должен был отпугивать злых духов во время загробного путешествия. В таком случае свисток мог и не звучать во время ритуала, его вкладывали в ладони жертве, чтобы та воспользовалась им уже на том свете.
Есть еще одна версия, она опирается на то, что «свистки смерти» находили в основном рядом с храмом Эекатля — бога ветра. Ученые предполагают, что с помощью этого нехитрого музыкального инструмента ацтеки «общались» с богом ветра. Человек дул в него и тем самым возносил молитву или устанавливал связь с Эекатлем, может быть, даже становился его глашатаем.
Этой версии придерживается второй крупнейший исследователь «свистков смерти» — археолог и инженер Роберто Веласкес. Он считает, что нет ничего ужасного в звуке свистков, и считает, что те просто «шумят, как ветер». Ученый предполагает, что этот музыкальный инструмент может быть связан не только с Эекатлем, но и с Миктлан-текутли — правителем потустороннего мира Миктлан. Дыхание этого божества, по верованиям ацтеков, поднимало ветер, который сдувал плоть с мертвых и освобождал таким образом их от прошлого.
Роберто Веласкес посвятил «свисткам смерти» несколько лет, сделал реплики всех найденных экземпляров и реконструировал те, что были сломаны. Почему они так интересны ему? В одном из интервью он объяснил это так: «До сих пор древние цивилизации были для нас немыми, но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир».
Источник