- Водоснабжение автодома: строим самостоятельно по простой системе
- Что нужно купить?
- Устанавливаем систему водоснабжения кемпера
- Расскажу, как я сделал в душе простую отделку. Минимум затрат, быстрый результат.
- Как я поместил кровать, кухню, туалет и душ в машину.
- Рассказываю про плюсы
- Теперь о минусы
- Планировка
- Какую модель купить?
- Душ в автодоме своими руками
- Mercedes-Benz Sprinter самодельный автодом › Бортжурнал › Закончена постройка душа/туалета в автодоме!
- Mercedes-Benz Sprinter самодельный автодом › Бортжурнал › Водопровод в автодоме. С электробойлером на 10л, баком, насосом, раковиной, душем и смывом туалета
- Land Rover Defender Внедорожный кемпер › Бортжурнал › Горячий душ в машине
- Mercedes-Benz Sprinter Идеальный Кемпер › Бортжурнал › Кемпер — Душевая кабина
Водоснабжение автодома: строим самостоятельно по простой системе
Как установить систему водоснабжения в автодоме ? Этот вопрос возникает практически у каждого, кто решил построить дом на колесах своими руками . Не в каждом фургоне найдется место для душа, но без простейшей раковины кемпинг уже не тот. Все-таки нужно и посуду где-то мыть, и готовить, да и руки помыть само собой разумеется.
На самом деле, если вы решили установить душ, то система та же, что и с раковиной. Но тут вам понадобится поддон и слив . Для начала разберемся с простым — с раковиной для кухни .
Что нужно купить?
Раковина — Прежде всего нужно снять размеры для будущей раковины. Тут либо вы сами строите шкафчик с отверстием, либо покупаете готовый модуль. Они как правило продаются в специализированных магазинах, либо можно поискать в интернете.
Кран со шлангом — Для кемперов краны используются особые, с малой подачей воды (иначе вы мигом потратите всю канистру).
Канистра для белой воды — любого объема, на свое усмотрение. Мы покупали на 90 литров с учетом того, что у нас также есть душ.
Канистра для серой воды — логично ставить такого же объема, но иногда для слива выбирают поменьше. Главное помнить, когда сливать воду.
Сразу же хочется отметить, что не все люди считают нужным устанавливать канистру для серых вод, и почему это неправильно. Во-первых, вы используете мыло, шампунь или средство для мытья посуды. Если это все сливать на природу, то как минимум это неэкологично. Во-вторых, если вы со своим домом на колесах собрались путешествовать по миру, во многих странах без системы хранения серой воды, вам просто не разрешат останавливаться на ночлег на природе. Поверьте, за границей за этим очень следят.
Насос — маленький насос 12 Вольт специально предназначен для автомобилей и его вполне достаточно для кухни или душа автодома. Его также можно найти в специализированных магазинах или сразу купить в наборе с канистрами.
Пластиковая крышка-люк — понадобится, чтобы легко заправлять водой дом на колесах снаружи, просто вставив шланг (по принципу бензобака).
Устанавливаем систему водоснабжения кемпера
Итак, весь материал куплен, так что приступаем к работе! Первым делом следует установить раковину, прикрутить кран и подсоединить шланг. Затем переходим к канистре с водой. Они бывают уже с готовым вторым отверстием, что упрощает работу, а бывает просто канистра, где предстоит проделать дырку.
У нас была плоская горизонтальная канистра из твердого пластика, в которой мы просверлили отверстие нужного размера. Затем присоединили пластиковую трубу для подачи воды с пробкой и прошлись по периметру герметиком . Также стоит просверлить рядом еще одно маленькое отверстие , чтобы в канистру поступал воздух и насос забирал воду.
В корпусе нашего дома на колесах мы также просверлили отверстие и закрыли его этой крышкой (по типу бензобака).
Важно: уровень внешнего отверстия в корпусе должен быть выше установленной канистры, иначе придется наливать воду под сильным напором (что далеко не везде получается).
Теперь остается поместить насос и шланг внутрь канистры через имеющееся отверстие и также сделать его герметичным , чтобы при движении ТС не разливалась вода. Далее нужно закрепить канистру ремнями, чтобы она не двигалась, и подключить к питанию насос .
С канистрой серой воды система такая же. Её нужно установить под раковину и проделать второе отверстие в канистре и корпусе ТС, чтобы было удобно сливать воду снаружи.
Простое решение: это касается обеих канистр — можно сливать и наливать вручную, тогда вам не понадобятся отверстия в корпусе! Но если вы планируете проводить в путешествиях много времени, это быстро надоест.
Таким образом, мы показали вам самую простую систему водоснабжения кемпера , которую каждый может установить самостоятельно . Также при желании можно установить бойлер, чтобы была горячая вода, но это уже труднее. А при отсутствии места для душа, в принципе и не обязательно. В любом случае — предела совершенству нет!
Источник
Расскажу, как я сделал в душе простую отделку. Минимум затрат, быстрый результат.
В предыдущем видео выкладывал процесс отделки душа в автодоме. Теперь расскажу чуть подробнее что и как использовал.
Размер душевой кабины в автодоме 70 на 100 см в основании и 210 см в высоту.
Этап 1. Для начала покрыл все стены в душе гидроизоляцией . Делал в 2 слоя, а местами даже в 3. В итоге ушло 4 кг гидроизоляции. Я использовал MASTERGOOD .
Душ стал болото-зеленым. Дочь спросила:
«Это что? Туалет для Шрека, что ли?»
Этап 2. После гидроизоляции покрыл еще все стены грунтовкой , защищающей от плесени. Она может конечно и лишняя, но подумал, что от меня не убудет. Купил 1 кг от Tikkurila . Понадобилось примерно 200 г.
Этап 3. Стены решил отделать панелями ПВХ (Кабанчик жемчужный). Они, конечно, не очень жесткие, но решил что для меня это не критично. Главное смотрятся красиво и вес автодрома не сильно увеличится.
Этап 4. Клеил все на клей TYTAN для панелей ПВХ. Мне понадобилось 4 тюбика.
Этап 5. Видел, у знакомого как он еще добавляет гипсовую штукатурку внутрь панелей, чтобы они не продавливались. Но в моем случае, это только добавляет вес машине. Поэтому не стал использовать этот прием, но может кому-то пригодится дома или на даче.
Этап 6. Для изоляции стыков и швов использовал герметик . Изначально был белый. Но он быстро закончился, поэтому в конце уже делал с помощью прозрачного. Ушло 2 тюбика MASTERTEKS .
Теперь моя душевая кабина в автодоме стала выглядеть вот так. Ну не чудо ли?
Источник
Как я поместил кровать, кухню, туалет и душ в машину.
Меня часто спрашивают какую машину выбрать для постройки собственного автодома? Решил для начала рассказать о плюсах и минусах полноразмерных домов на колесах на базе цельнометаллических фургонов.
Разумеется, помимо их огромной вместительности и возможности положить в них кучу различных вещей, они обладают и другими преимуществами.
Рассказываю про плюсы
Самый главный плюс это, конечно, габариты . Ты вполне можешь выбрать себе фургон, в котором будешь стоять в полный рост. Поверь, эту возможность не стоит недооценивать в длительной поездке, так как спина и шея не скажут огромное спасибо, если буду постоянно находится в неудобном положении.
Различные модели обладают настолько широким кузовом, что можно поставить кровать поперек внутри салона, что принесет достаточно плюсов при планировке твоего автодома, к этому мы вернемся чуть позже.
Огромным плюсом данных моделей является и то, что это просто большая машина, в которой ты смело можешь оборудовать себе полноценную кухню, систему водоснабжения, солнечные панели, электросистему, а также отдельную душевую комнату с туалетом.
Если грамотно распределить основные зоны, то не придётся ничего передвигать в течении дня (для сна, приготовления пищи, отдыха). В такой машине появляется вариант комфортной транспортировки не только двух, а уже и четверых человек.
Конечно, для длительной поездки придётся сделать двухъярусную кровать или трансформируемое место для сна. Но для обычного выезда на природу можно поставить просто двухместный диван и наслаждаться видами.
Теперь о минусы
Минусом такого вида автодомов является его немалые габариты , так как это полноценный грузовой автомобиль, что живёт по своим правилам:
- Высота . Фургон, увы, не сможет въехать на большую часть подземных парковок.
- Ширина . Машина чаще всего не помещается на обычное парковочное место.
- Длина . Такой автодом на несколько метров длиннее остальных автомобилей. Так что придется привыкать к новой манере вождения.
Впрочем, автомобиль размером до 5.5 м. сможет найти себе парковочное место, пусть и не сразу.
Не забывайте, что расход топлива у такого автомобиля гораздо выше, чем у автодомов меньшего размера или просто легковых автомобилей. Он потребляет 10-11 литров на 100 километров пути.
Планировка
Типичной планировкой для автодомов подобного вида является размещение двухспальной кровати в задней части кузова, а далее с одной стороны размещается кухонный блок , а с другой стороны диван для отдыха с раскладным столом .
Если оборудовать диван ремнями безопасности и развернуть его по ходу движения, на нем можно транспортировать ещё двоих человек, что я и сделал.
Если выбрать автомобиль больше, помимо кухонного блока и дивана можно встроить душевую кабинку, туалет и различные шкафчики для вещей.
С размерами также повышается автономность, так как можно брать в поездку с собой больше воды, появится место для хранения еды, а также места будет предостаточно для оборудования энергосистемы.
Какую модель купить?
Самыми популярными автодомами подобного типа является коммерческая техника, такая как Mercedes Sprinter и Fiat Ducato, Ford Transit, Renault Master.
Кроме Fiat Ducato есть его братья, точные копии, такие как Citroen Jumper и Peugeot Boxer . Они отличаются оснащением кабины, техническим опциям, но грузовой отсек у них абсолютно идентичный.
У Mercedes Sprinter тоже есть свой брат близнец — это Volkswagen Crafter , он отличается кабиной и видом снаружи, но грузовой отсек будет одинаковым.
Самым популярной платформой для самодельного автодома является наверное Fiat Ducato . Его обычно хвалят за адекватную цену и высокую надежностью.
Также этот автомобиль обладает самым широким грузовым отсеком в своём классе, поэтому в нем можно спать поперек. Хотя с моим ростом в 190 см и этого мало.
Источник
Душ в автодоме своими руками
Mercedes-Benz Sprinter самодельный автодом › Бортжурнал › Закончена постройка душа/туалета в автодоме!
Ура ура! Успел до холодов закончить постройку с нуля душевой/туалетной кабинки в моем доме на колесах
Вот такая штука получилась
Процесс на видео.
Внимание видео на английском языке! (почему?)
Это третья часть, остальные две первая и вторая
Ну и пару картинок из видео с основными моментами из этой части
Сначала закончил с внешней отделкой (ламинированные мдф панели). И нет — вода на них не может попасть.
Потом установил туалет (поддон уже стоял с прошлой части)
Подрезал до нужной высоты (лобзиком) и собрал снова дверь-гармошку
И установил ее. Вообще процесс очень не сложный, все в инструкции понятно, когда вьедешь где какие детали (некоторые очень похожи).
Закрывается не прямо вот до конца, еще бы сантиметр-два не помешал. Возможно я решу эту проблему, есть пару идей. В целом нормально.
Дальше поставил свет (диодный конечно)
Сделал сервисную дверцу для изымания кассеты с отходами туалета. Заизолировал дверь с двух сторон
Вот так выглядит когда закрыто
Ну да можно было получше, но для пиления в темноте после работы очень ничего.
Еще сделал маленькую сервисную дверь в месте подсоединения смесителя. Чтобы всегда можно было подтянуть соединения.
Ну и облагородил все уголки и стыки пластиковми уголками и другими мелочами
Забавный факт — ни снаружи ни внутри туалета нельзя найти ни одного! видимого шурупа. хотя в этой конструкции их более 400 (четырехсот я не шучу)
Ну вот в общем такой получился нужничок
Для полноценной работы еще надо ему подать воду (трубы все уже выведены под кровать и ждут соединения). Так же надо установить электро-клапан для смыва туалета (он будет смываться по кнопочке на стене, как в самолете). Ну и с вентиляцией пока доделываю, жду запчастей нужных.
В общем ставка была на скорость, сделал действительно очень быстро довольно сложную конструкцию. Качеством иногда пришлось пренебречь (не в критически важных местах тем не менее). Но в целом вышло достойно. Для программиста то уже офисного точно сойдет.
Спасибо за внимание, будет еще много всего!
Mercedes-Benz Sprinter самодельный автодом › Бортжурнал › Водопровод в автодоме. С электробойлером на 10л, баком, насосом, раковиной, душем и смывом туалета
Всем привет! Дом стремительно приближается к завершению и в этот раз закрыл целиком весь водопроводный вопрос!
Процесс частичной сборки и тестирования показан на видео. Внимание видео на английском языке! (почему?)
Для тех кто больше любит почитать и картинки посмотреть (или с английским не дружит) далее тоже есть что посмотреть.
Итак водопроводная система в моем доме состоит из:
— Бака для воды на 150 литров (на фото сверху)
— Насоса 12В (посередине)
— Гидроаккумулятора (синий баллон слева)
— Электро-водонагревателя на 10л (белый снизу)
И всяких труб, манометра, вентилей и переходников.
Чуть чуть про каждый компонент:
— Бак для воды 150л купил готовый в какой-то компании (polex group вроде) производящей подобные штуки. Стоил 5-7 тыс руб. Приглянулся он мне формой и объемом.
Правда был высоковат, из-за чего пришлось увеличивать высоту кроватей и делать между ними «второй пол» — но это все пошло на пользу в конечном тоге.
— Насос очень хороший от компании Shurflo. Сначала я поставил Shurflo Pro Blaster Junior, но потом по своей вине сломал его
Пришлось брать еще один — нашел только Shurflo Aqua King Sandard. По параметрам такой же, но первый мне больше нравился (меньше вибрировал и шумел). Но этот тоже очень хороший. К первому постараюсь найти запчасть и починить его. Стоимость насосов 6-8тыс, но это одни из лучших насосов на рынке и работают годами (а у некоторых и более 10 лет). Давление насоса настроено на 2 Бара
— Гидроаккумулятор
Стоил что-то типа 2тыс руб и имеет емкость 5 литров (не факт). Нужен для того, чтобы поддерживать давление в системе на одном уровне при малом расходе воды. Например можно быстро открыть кран и помыть руки — при этом насос даже не включиться — вода будет взята из аккумулятора. Или можно открыть кран «чуть-чуть» и тогда насос не будет выключаться и выключаться каждые 5 секунд, а спокойно пойдет вода из бака ровной струйкой, а когда она кончится — насос снова накачает бак за пару минут и остановится. В итоге получаем — ровный поток воды при любом расходе и увеличение срока службы насоса
— Водонагреватель
Аристон 10U по-моему. Стоил немного 3-5тыс руб. Для меня его преимуществом была идеальная форма под мои цели и небольшая мощность 1.2кВт. Установка тоже элементарная и есть модели с верхней подводкой, что для меня было очень удобно.
Система в основном собрана на металлопластиковых трубах. Не знаю насколько это плохо или хорошо для автодома — время покажет. Всегда можно переделать если что. Сделал из того, что умел.
Для подключения раковины на кухне использовал длинную гибкую подводку (2м)
Это позволило обойти все тесные места и перенести подключение туда, где удобно.
Для контроля давления установил манометр
Проверял по нему как система держит давление — за 5 дней стрелка не сдвинулась.
Проверял электронагреватель питая его от своих АКБ через 3кВт инвертор (подключенный проводами на 50мм2). Работает все отлично — провода не греются, напряжение проседает в допустимых пределах.
У нагревателя всего один элемент управления — ручка термостата
На первый раз выставил в режим «Е» (Економный видимо) — он погрел воду 17 с половиной минут и выключился. За это время было потрачено 353 Втч электричества
Если перевести это в емкость АКБ то получится 353/12 = 29.4Ач (учитывая потери КПД на инверторе примерно 32-33Ач)
За это время бойлер нагрел воду с 17 до 46 градусов
Для первого теста весьма неплохо. Трата электричества вполне гуманная. Вода весьма горячая (руку сложно держать). В следующий раз попробую на максимальном режиме погреть, чтобы была вода как дома (55-60 градусов). В ходе домашних экспериментов было выяснено, что можно принять скромный, но полноценный душ на 9л горячей + 11л холодной воды. Так что с таким баком можно жить. Мой аккумуляторный банк на 400Ач он тоже не сильно напряг.
Далее протестировал электро-клапан для смыва туалета. Вот он.
Такое дело, что туалет я установил с ручной помпой и собственным баком для воды (других в продаже не было). Но как-то глупо пользоваться отдельным баком и ручной помпой имея роскошную водоподготовку в метре от туалета. Так что шланг смыва я от помпы отсоединил и подключил через электро-клапан к своему водоснабжению
Электро-клапан это такая штука, которая закрыта в обычном состоянии, но если подать на нее 12 вольт, то она открывается, пропуская через себя воду. Если перестать подавать питание — снова закрывается. (бывают и варианты наоборот — в нормальном состоянии открытые).
Для активации клапана сделал кнопочку над туалетом (как в самолете)
Тест показал, что клапан срабатывает мгновенно (и так же быстро закрывается). Напор воды правда немного превзошел ожидания проектировщиков туалета, так что часть воды совершает побег через борта чаши.
Но это поправимо (либо небольшими изменениями в чаше, либо установкой ограничителя давления после клапана)
Вот такой водопровод своими руками. Если вы хотите сказать что я сделал что-то неправильно — я вовсе не удивлюсь, т.к. до этого дня мое знакомство с водоснабжением ограничивалось поливом огурцов из шланга на даче. Но лучше сделать не совсем правильно, чем бояться ошибиться и не сделать ничего. С виду все вполне неплохо работает, а большего мне сейчас и не нужно.
Которые кстати будут очень скоро, т.к. я заказал бак для слива воды и буду устанавливать его на днище фургона. Сливать воду на асфальт и газоны — не наш метод.
Land Rover Defender Внедорожный кемпер › Бортжурнал › Горячий душ в машине
«А у нас водопровод! Вот!» (с) Сергей Михалков.
Небольшой рассказ о самой системе, ну и как мы вообще докатились до такой жизни…
Поездка в Киргизию в 2012 году была у нас, по сути, первым серьезным выездом, которая хорошо показала сильные и слабые стороны нашей машины и устройства экспедиционного быта вообще.
Как я уже упоминал, каждый день начинался с выполнения трех квестов: найти воду, найти продуктовый магазин и выбросить мусор. На первом остановимся подробнее.
В общем, на пятерых человек у нас была одна 10-литровая экспедиционная канистра для воды (кстати, очень удобная), а также 20-литровая резервная канистра в Дэфе, которой мы пользовались всего пару раз, так как стояла она далеко и неудобно. Практика показала, что 10 литров на приготовление еды на пятерых человек, мытье рук и посуды — это вообще «ниачем». Так что набирать воду нам приходилось часто, и при первой же возможности Леша klimovs_travels осуществлял забег к ближайшему источнику с канистрой, возведя этот процесс в своеобразный ритуал. 🙂
Ну и одно дело — это когда процедура является разовой (помыть руки/овощи на пикнике легко можно из пятилитровой бутылки), другое — когда пару недель делаешь это постоянно, и порой просишь других тебе помочь (подержать ту же канистру).
Вопрос помывки в экспедиции был не менее актуален. Три долгих дня пути по пыльному Казахстану здорово нас вымотали, и когда мы увидели воды Сырдарьи, то они показались нам спасением!
В те дни, что мы ночевали на берегу Иссык-Куля, вечером и утром купались в нем. А вот когда катались по горам, с помывкой было сложнее.
В общем, проблема была ясна и, приехав домой, я начал думать, как ее решить.
В Дэфе, как правило, прежде чем установить что-нибудь полезное, надо убрать что-нибудь менее полезное, чтобы освободить место. 🙂 На этот раз «менее полезными» оказались ручка задней двери и зеркало заднего вида. Зеркало — «а зачем оно вообще грузовику?» (с) gazzzaloddi.
На месте ручки задней двери появилось крепление 10-литровой канистры для воды.
В точности такой же, которую мы использовали в Киргизии и успешно забыли на таможне во время досмотра машин.
Чуть позже у канистры появился кран со шлангом для воды, и теперь мыть руки/овощи/посуду стало возможно в одиночку, без посторонней помощи. Это действительно очень удобная вещь.
Ближе к концу зимы, перед началом нового сезона, я снова начал задумываться о мобильном душе. Ну а душ должен быть горячим — думаю, это всем очевидно? 🙂
В ближайшем к дому магазине «Электромонтаж» были куплены два отечественных кипятильника на 500 и 1000 ватт. Пятисотки при испытаниях оказалось маловато, а вот киловатт — самое оно. Бутылку льда при работе от инвертора он растопил примерно за 25 минут.
Далее был куплен яхтенный бак для воды на 52 литра, что вместе с канистрой на двери дало общий объем в 62 литра воды. Как показала практика, на двух человек требуется примерно 15 литров воды в день — 10 на помывку и около 5 на хозяйственные нужды. Иногда уходило меньше, иногда больше. Таким образом, получается автономность в 4 дня, если вообще не жалеть воду, и где-то неделя, если экономить.
Бак выбирался не просто так — его размеры идеально совпали с размерами боковой ниши в моей спальной системе.
Встал по миллиметрам как родной, закреплять вообще не пришлось — передней частью он уперся в переборку кузова и спинки сидений.
В том же магазине, что и бак (ненавязчивая реклама в кадре) были приобретены насосы для воды, использующиеся на яхтах и в автодомах. Один из них был аккуратно вживлен внутрь.
Так как греть 52 литра воды в основном баке просто-напросто нецелесообразно (в плане времени и затраченной энергии), делаю в верхушке канистры широкое отверстие…
…Куда прошли кипятильник и насос автомобильного душа, заказанного в «Экспедиции». Насос оказался слабым и помер довольно быстро…
…После чего был заменен на «правильный», купленный все в том же магазине. Забегая вперед, скажу, что единственный его минус — не может долго работать без воды, следовательно, за напором приходится следить и вовремя отключать насос вручную.
Бак установлен на свое место в машине и обшит фанерой.
По периметру двери и вдоль гофры со штатной проводкой прошли питание 220В для кипятильника, питание 12В для насоса душа и черный шланг для заправки канистры из основного бака.
Подключаю проводку, шланги и монтирую выключатель насоса основного бака.
Устанавливаю термометр для воды. На улице тогда было 4 градуса, до комфортных 38-40 градусов вода нагрелась за 15 минут.
Не очень хорошо видно, но от горячей воды идет пар. На душе, кстати, находится удобный регулятор напора воды.
Система в сборе. Черный шланг — заправка канистры водой из основного бака, красный — выход на душ
Так как лень — двигатель прогресса, и заправлять вручную основной бак постоянно не хочется, в Дэфе поселился третий насос с длинным шлангом, работающий от прикуривателя. Вот как это все выглядело при испытании.
А вот так — в реальных условиях в Казахстане. В Спортмастере было куплено полиэтиленовое ведро на 10 литров, которое в сложенном состоянии практически не занимает места. Останавливаемся возле колонки с водой, набираем ведро, кидаем в него погружной насос, провод в прикуриватель — и процесс пошел, как говорится! 🙂
Также с помощью насоса и ведра можно самостоятельно смыть пыль и грязь с машины, что мы и сделали в горах Богуты. Дэф тоже радуется водным процедурам! 🙂
Если что — моек в Казахстане крайне мало, так как все местные моют машины самостоятельно.
После приезда в верхней части канистры были установлены штуцеры для быстрого подключения шлангов.
А также изготовлен мелкий переходник, позволяющий подключить душ к крану относительно высоко висящей канистры, и мыться водой, идущей самотеком — опять же, на случай отказа насоса.
Ну и подводя итоги. В результате всего в машине, по сути, было установлено два бака. Основной наполняется водой с помощью насоса или вручную из подходящей емкости. Далее насосом вода перекачивается в канистру, нагревается там, и используется для принятия душа или мытья посуды.
Возможно, кому-то вся эта система покажется сложной или ненадежной. И хотя практически все было готово еще весной, написать про это я решил только сейчас — после того, как она прошла с нами астраханские солевые озера и половину Казахстана. И там, и там было жарко и сухо, так что душ нас здорово выручал и добавлял в жизнь определенный комфорт, столь необходимый нам каждое утро. Не считая одного поменянного некачественного насоса, все остальное работает именно так, как задумывалось.
Ну а возможность быстро принять горячий душ, став на лагерь в любом месте — бесценно, как показала практика! 🙂
Mercedes-Benz Sprinter Идеальный Кемпер › Бортжурнал › Кемпер — Душевая кабина
То самое главное, без чего автодом — не автодом.
Начну рассказ издалека. Когда в середине прошлого лета мы с беременной женой путешествовали по Чечне и Дагестану, то долго спорили насчёт нашего будущего #sprinter4x4, а точнее, его колёсной базы. Мне почему-то казалось, что семиметровый фургон вообще не сможет съезжать с асфальта (к счастью, я ошибался). Супруга же настаивала на внутреннем комфорте, так как проживать в автодоме всей семьёй планировалось часто и подолгу.
Я рисовал на компьютере различные планировки, и в более компактный шестиметровый Спринтер с короткой базой у меня никак не получалось вместить всё то, ради чего и затевалась смена экспедиционного автомобиля — огромную кровать в задней части машины, которая всегда будет заправлена и готова ко сну в любой момент, а также душевую кабину позади второго ряда сидений. Всё, что я пытался «выдумать» и воплотить в 3д, выглядело откровенно неудобным даже на экране, не говоря уже про реальную эксплуатацию.
В итоге пришли к общему мнению, что лишние два квадратных метра жилого пространства для нас жизненно необходимы, так что выбор всё-таки остановили на длиннобазном полноприводном автомобиле, о чём не пожалели. Когда две недели назад путешествовали по Кавказу и стояли на краю плато Канжол, а на улице вечером было +2 и сильный ветер, то в очередной раз оценили, как же это здорово — иметь возможность принять горячий душ самим или помыть годовалого ребёнка в любое время, не выходя при этом на улицу.
2. Что же, это была предыстория, но приступим к самому строительству. А оно началось с каркаса, а точнее, с вертикальных стоек из клееного бруса 50х20мм, обозначивших габариты будущей душевой кабины.
3. Далее был куплен кемпинговый поддон 67х67см, который оказался маленьким, да и по качеству не очень мне понравился. И после долгих замеров обменял его на другую модель 83х67 сантиметров, которая подошла просто идеально. Так как ширина кабины немного меньше, то с одного края поддона вырезаю пазы под вертикальные стойки. Именно эти пазы будут жёстко удерживать его на месте, не позволяя сместиться в сторону.
Поддон оснащён двумя выштамповками под слив. Вначале планировал использовать дальнюю, чтобы сливаемая на улицу вода оказывалась подальше от сдвижной двери машины, не создавая тем самым «болото» перед входом в домик (когда стоишь посреди засушливой степи, это весьма актуально). Но потом пришёл к выводу, что машину паркуем всё-таки с небольшим уклоном на морду (чтобы спать на кровати было более комфортно, голова должна быть выше ног). А в таком случае вода будет постоянно скапливаться в передней части поддона. Так что правильнее всё же использовать ту выштамповку, которая ближе.
4. Но с ней возникли небольшие сложности. В общем, очень долго бегал с рулеткой внутри и снаружи машины, прежде чем решился просверлить пробное отверстие.
5. Видите шов на фото? Это поперечный усилитель кузова. И слив воды выходит прямо в балку под машиной. Мне очень повезло, ещё буквально два сантиметра вправо — и использовать эту выштамповку поддона уже не получилось бы.
6. Ступенчатым сверлом делаю отверстие в поддоне, а затем и в кузове машины. Также подрезаю правый край поддона, чтобы он не торчал за габариты каркаса. Пазы, разумеется, остаются.
7. Сифон для душевого поддона предназначен для шланга внутренним диаметром 3/4 дюйма (19мм, а внешний диаметр шланга около 25мм). Делать такое большое отверстие в кузове я не хотел. Изначально думал сделать переходник с 19 на 12мм (латунные штуцеры валяются на столе), но высота утеплителя пола около 35мм, и переходник туда не вписывался по высоте. В итоге подрезал сифон болгаркой, и с помощью строительного фена натянул сову на глобус. То есть армированный шланг внутренним диаметром 12мм успешно подошёл к сифону.
8. Проверяю герметичность соединений. Убеждаюсь, что вода течёт оттуда, откуда нужно, и не течёт оттуда, откуда не нужно. Вместе со шлангом наружу будет выведен датчик уличного термометра, проводку которого также можно заметить.
9. Ну вот, всё на своём месте. Возле стенки виднеется кабель-канал с силовой проводкой в заднюю часть машины, о котором я уже рассказывал ранее. Дальний бортик поддона по счастливой случайности имеет такую же глубину (6 сантиметров), так что проводка выходит из кабель-канала и проходит под краем поддона в технический отсек.
10. Внутри поперечной балки шланг плавно изгибается на 90 градусов и выходит на улицу через заводское отверстие — сверить больше ничего не пришлось. Что касается крепления сливного шланга… Долго размышлял, как лучше его сделать, но, как говорится, всё гениальное — просто! Держится крепко, вода сливается — что ещё надо для счастья?
11. Едем дальше. Соединяю между собой стойки каркаса. Да, кстати, крепятся они только к полу, а в потолок встают враспор. Более «изящного» варианта, чтобы крепёж не бросался в глаза, я так и не придумал.
12. В Леруа Мерлен была куплена дверь-гармошка Grosfillex Spacy. К сожалению, белого цвета не нашёл, но и серый отлично сюда вписался, да и дверца холодильника ведь тоже серая. Правда, дверь пришлось изрядно доработать напильником, прежде чем она встала.
13. А вот и результат. Внутренняя ширина душевой кабины 60,5см, а ширина закрытой двери получилась 56см. Если добавить ещё одну секцию, то ширина двери уже будет 71см, что очень много. Так что пришлось прикручивать к проёму ещё один вертикальный брусок 40х20мм (виден слева от дверного замка, он же придал каркасу дополнительную жёсткость).
14. Стенки фургона обшиты заводской фанерой. Так как сверлить в ней лишние отверстия я не хотел, то закрепил на дальней стене три вертикальных бруска обрешётки толщиной 12мм. На них уже будут крепиться ПВХ-панели.
15. Внезапно! 31 марта 2020 года.
16. Снаружи холод и снег, а внутри гудит «вебаста», тепло и уютно. Начинаю обшивать стенки. Начало было самым сложным. Во-первых, ещё было непонятно, как стенки будут стыковаться между собой и — главное — с поддоном.
17. А во-вторых, все соединения должны быть герметичны, чтобы вода не могла попасть наружу. В общем, снизу по периметру поддона проложен F-образный профиль. А по углам ПВХ-панели соединены между собой соответствующим угловым профилем. Благо что стоит всё это копейки, я не заморачивался, сразу же набрал в Леруа всего доступного профиля по несколько штук, а потом сдал излишки обратно — очень удобно.
18. Две стенки готовы. Небольшая сложность заключалась в том, что кузов начинает изгибаться к потолку, так что для боковой стенки приходится долго вымерять ПВХ-панели, а соединительный профиль греть феном, чтобы он принял подходящую форму. Но я бы сказал, получилось довольно быстро.
19. Третья стенка готова. Вспоминаю давно уже забытые приступы клаустрофобии. Шутки шутками, а внутри кабина получилась довольно просторной, даже для моего роста и комплекции — её внутренние размеры 80х60см, при этом стенки сужаются кверху, так что даже на уровне плеч по ощущениям весьма комфортно.
20. Далее обшивка внешних стен. Когда монтировал каркас, то не учёл толщину ПВХ-панелей (5мм), а также то, что заводские точки крепления ремней безопасности чуть выступают за спинку дивана. В итоге обшивка пошла «волной». Ещё на фото можно заметить кабель-канал для будущей проводки, прикрученный к правой стойке каркаса. Сверху под потолком из-за изгиба его обшивки видны треугольные щели. Специально не стал их закрывать, так как они обеспечивают вентиляцию душевой кабины.
21. Обшил до конца. К удивлению, та самая «волна» визуально вообще исчезла, хотя по факту она есть. Дальше очень много времени потратил на подгонку двух коробов большого кабель-канала к стене машины — она имеет весьма хитрую форму, и чтобы получились минимальные зазоры, которые в итоге меня устроили, пришлось хорошо повозиться. Здесь в дальнейшем будет располагаться электроника, отвечающая за подогрев воды и работу солнечных батарей, иными словами — Панель Управления Кемперочком.
22. Обшил внешнюю заднюю стенку. Тоже добавил короб под электронику. Вроде мелочь, а времени на такое уходит очень много.
23. «Ретроградный Меркурий«, или просто «не мой день». Вышел с утра на улицу с мыслью «сейчас быстренько сделаю 5 отверстий в алюминиевом уголке«. Отверстия, конечно, получились «что надо», но не там — минус один прошитый насквозь палец и минус одно сверло, и всё за какую-то долю секунды. Вначале даже не понял, что произошло, только вот крови оказалось неожиданно много для «царапины».
24. Потом меня смутила одна вещь. Дело в том, что за стенкой кабины находится технический отсек, доступ к которому нужен как сверху (через лючок со стороны кровати), так иногда и сбоку, в частности, когда буду прокладывать всю электропроводку. Для этого надо снять внутреннюю обшивку с одной стенки. А вот чтобы снять эти самые панели, надо разобрать половину двери и частично ослабить каркас, иначе всё сидит слишком уж плотно. А вот если я на данном этапе подрежу все ПВХ-панели на 5мм по ширине (разница на фото между верхней и нижней панелями), то их можно будет просто сдвигать их влево и вытаскивать одну за другой, не трогая при этом каркас. Сказано — сделано.
25. Теперь внутренняя стенка при необходимости полностью разбирается за каких-то 10 минут при помощи тонкой отвёртки, обеспечивая тем самым боковой доступ к техническому отсеку (на фото виден закреплённый возле стенки теплообменник для подогрева воды) при необходимости. В общем, не зря сделал, жаль только, что это сразу в голову не пришло.
26. Дальше — разводка воды. Вглубине виден первый латунный тройник (возле толстого красного провода). К нему подключены две трубки — по одной вода будет уходить к задним дверям машины, там будет уличная душевая лейка. Вторая трубка поднимается наверх, и тут виден второй тройник на душевую кабину. Ну и третий потребитель — это кухонный блок, трубка в сторону которого уходит по проложенному ранее кабель-каналу.
Ещё одно замечание. Когда 4 года назад переехали из квартиры в загородный дом, то первое время не мог привыкнуть, что трубы водоснабжения остывают до комнатной температуры, и когда открываешь кран горячей воды на втором этаже, то проходит 10-15 секунд, прежде чем вода дойдёт от бойлера внизу до крана, а заодно и прогреет остывшие трубы.
В кемпере же лейка душевой кабины расположена максимально близко к баку, так что горячая вода из душа идёт буквально через 2-3 секунды после включения насоса. Даже к кухонной мойке она доходит дольше, хотя казалось бы — разница в «лишней» длине трубки до неё около полутора метров.
27. Так как дети будут от души беситься на кровати, решил придать дополнительной жёсткости боковым стенкам. К сожалению, ПИР-плиту толщиной 20мм найти не удалось, а раз так, то проложил там листы экструзионного пенополистирола (ЭППС). Сбоку, кстати, можно заметить ещё один вертикальный кабель-канал для проводки из технического отсека в верхнюю часть машины. Вот чтобы предусмотреть всю подобную мелочёвку, как раз и уходит больше всего времени. Но зато теперь и водяные магистрали, и проводка в кемперочке при необходимости прокладываются легко и быстро.
28. Далее ответственный этап. Проклеиваю всё малярным скотчем, а затем заполняю полости между профилем и поддоном клеем-герметиком (тем же самым, на который вклеивал и кемпинговые окна). Расширяю щели отвёрткой, герметик лью с избытком, потом его выдавливает на малярный скотч, который снимаю сразу после окончания процесса, пока клей ещё не схватился плёнкой. В итоге — ровные и аккуратные швы без какой-либо «затирки пальцем». Герметик высыхал целых 4 дня, зато держит очень прочно и умеет при этом растягиваться, не отрываясь.
29. Результат данного этапа.
30. Забегу чуть вперёд и расскажу про первую эксплуатацию.
Наиболее «слабым» местом оказался передний край душевого поддона. Практика показала, что между ним и стойками каркаса изначально остались небольшие щели — это первое. А второе — вода, которая стекает вниз по двери-гармошке на край душевого поддона, не всегда потом течёт обратно в поддон, а, в зависимости от бокового наклона машины (вот сюрприз-то, а!) может вытекать в салон.
В итоге купил самый маленький алюминиевый уголок в Леруа (размеры вроде бы 12х12мм). Собрался было приклеить его к душевому поддону — оказалось, что дверь цепляет при открытии, так как по высоте делал её впритык к поддону. Чтобы подпилить две секции двери, надо снять дверь. Чтобы её снять — надо разобрать вообще всю обшивку кабины, чтобы добраться до крепления каркаса и частично его разобрать.
К счастью, на помощь пришёл мой любимый реноватор, тонкой пилкой которого умудрился подпилить дверь на 5мм, лёжа на полу. После этого дополнительно пролил оставшиеся щели герметиком, а на край поддона всё-таки приклеил дополнительный алюминиевый уголок, что в итоге и решило проблему подтекания воды со стороны двери. Фото выложу потом, когда сделаю отдельный рассказ про «работу над ошибками«.
В общем, то, ради чего и затевалась в своё время смена кемперочка, удалось воплотить в реальнось. Душевой кабиной пользуемся каждый день, как мы путешествовали без неё раньше — не представляю.
Бюджет данного этапа:
Душевой поддон 83х67см и слив — 7700р
Дверь-гармошка Grosfillex Spacy 205×84см — 3350р
ПВХ-панели 10шт и пластиковый профиль — 2150р
Кабель-канал большой 100х60мм — 400р
Кабель-канал, мелочёвка — 1600р
Герметик — 400р
Алюминиевый уголок (3шт), крепеж — 500р
Пенополистирол 20мм в стенки 2шт — 140р
Бруски клееные 50х20мм 5шт — 1000р
Общий вес:
Душевой поддон 83х67см и слив — 6кг
Дверь-гармошка Grosfillex Spacy 205×84см — 4,8кг
ПВХ-панели 10шт и пластиковый профиль — 10кг
Бруски клееные 50х20мм 5шт — 10кг
Мелочёвка (для округления веса) — 4кг
Итого: кемперочек потяжелел примерно на 35 килограммов.
Видео с подробным рассказом:
Следующая часть строительства будет посвящена кухонному блоку.
Источник