Мастер-класс «Способы изготовления тактильной разрезной азбуки»
Татьяна Маклакова
Мастер-класс «Способы изготовления тактильной разрезной азбуки»
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение в практической деятельности педагога-воспитателя способов изготовления тактильных книг.
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть
2. Выставка тактильных книг выполненных совместно с детьми
3. Практическая часть
1. Теоретическая часть.
Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о величинах, формах предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, когда рука учит глаз. Познание и различение предметов и их свойств идет комплексно: зрительно (при помощи глаз) – тактильно (при помощи кожи) – двигательно (при помощи моторных ощущений). Способы ориентировки — носят не только зрительный, но и ощупывающий, обводящий характер. Тактильные книги делятся на два вида: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые) и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.
Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов.
Для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом.
Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Главная функция тактильной книги – помочь ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно — двигательное восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать зрение и упражнять совместную работу глаз и рук.
Тактильные книги и пособия предназначены для восприятия содержащейся в них информации через тактильные ощущения и содержат изображения, выполненные из различных материалов. Изображения в книгах для детей способны не только удовлетворить любознательность, но и стать источником радости, ведь у маленьких детей все ощущения связаны с эмоциями.
Функции тактильной книги многообразны. Это развитие комплекса практических умений, формирование и совершенствование обследовательских действий в тонкой дифференцировке, развитие зрительно — моторных координаций и ориентировке в микро-пространстве. Следующий аспект связан с психическим развитием памяти, мышления, воображения, а так же речи. И что немаловажно, всё способствует развитию личностных качеств, преодолению чувства неуверенности при контакте с незнакомыми объектами, проявлению творческих способностей, формированию игровых умений.
2. Выставка тактильных книг, изготовленных совместно с детьми
Представляю вашему вниманию книги, изготовленные совместно с детьми:
—Агния Барто «Стихи для малышей»
Книга представляет собой предмет сопровождающийся стихотворением о нём. Для изображения лошадки и лебедёнка были применены уже готовые изделия этих животных, изготовленные на тканевой основе. Для изготовления мяча из стихотворения «Наша Таня громко плачет» мы взяли разноцветный песок.
Книга представляет собой листы формата А4, на которых изображены контуры животных: поросёнка, петуха, лошади и коровы, на летней полянке в цвете, что предаёт впоследствии готовому изделию изумительную красоту. Поросёнок изготовлен из пластилина розового цвета и поверх покрыт мультифором, что предаёт текстуре ощущение поглаживания настоящего поросёнка.
Петушок выполнен из разноцветных помпонов.
Флаг России и Кемеровской области изображены при помощи яичной скорлупы окрашенной в разные цвета.
Бульдозер и корабль изготовлены при помощи окрашенной яичной скорлупы и разноцветного песка.
Персонажи сказки изображены при помощи разноцветного пластилина
3. Практическая часть
Сегодня для работы я вам предлагаю новые в наше время материалы:
— разноцветный песок, он приклеивается на клеевую основу;
— разноцветные помпоны, они приклеиваются на клей;
В наборе много цветов, что поможет выбрать каждому цвет по его настроению, по желанию развивая творческие способности и оставляя радость от работы.
Я вам предлагаю выбрать материал, с которым бы вы хотели сегодня поработать. Взять картонные прямоугольники, на которых изображён контур букв.
Если вы захотели поработать с разноцветным песком, то вам необходимо выбрать буквы, которые изображены с помощью клеевой основы. Убираем верхний слой клеевой основы и насыпаем песок на букву, лёгким движением руки вправо-влево распределяем песок по всей букве, затем оставшийся песок ссыпаем обратно в контейнер.
При работе с помпоном, нужно быть осторожным при помощи выбора клея, чтобы впоследствии дети не смогли его оторвать. Для этого самым эффективным будет клей, который наносится при помощи клеевого пистолета. Клей наносится на середину помпона. Помпон держим на месте приклеивания пару минут.
4. Рефлексия.
Расскажите о своих эмоциях, чувствах, о своей работе.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем!
Благодарю за сотрудничество!
Желаю творческих успехов!
Мастер-класс изготовления кокошника В рамках работы по самообразованию на тему » Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через театрализованную деятельность» предлагаю.
Мастер-класс по лепке в технике «пластилинография» с элементами разрезной, рельефной Мастер-класс по лепке в технике «Пластилинография» (с элементами разрезной и рельефной техник) на тему «Гроздь винограда»Добрый вечер, уважаемые.
Мастер-класс изготовления цветочной гирлянды Для изготовления цветочной гирлянды нам понадобятся:цветная и белая бумага, клей, ножницы, шаблон цветка. Складываем лист цветной бумаги.
Мастер-класс изготовления домика В этом году мы с сотрудниками детского сада готовили макет Казачьего подворья. Для него необходимо было изготовить домик. Цель: знакомить.
Мастер-класс изготовления куклы Радуницы Оберег «Радуница» отвечает за красоту владелицы, здоровье и энергию. Это символ соединения в одно целое, незыблемое. Оберег радости, приятных.
Мастер-класс изготовления куклы «Ангел» Обитатели небес, создания светлые и лёгкие «приносящие вести» АНГЕЛЫ существуют в традициях многих народов. Ангел-Хранитель сопровождает.
Мастер-класс изготовления куклы Веснянки Первый раз взялась за изготовление кукол. И мой выбор пал на простую в изготовлении куклы — Веснянки (Еще ее название — Авдотья-весновка).
Мастер-класс изготовления куколки «Вершок» Вершок — старая русская мера длины, равная 4,4 см. Наш рукодельничек, домовичок, лесовичок «Вершок» изготовлен на основебобинкиот ниток. Ещё.
Мастер-класс изготовления сувенира «Кот в мешке» Хотите приятно удивить друзей и близких? Тогда мой мастер-класс будет кстати! Предлагаю смастерить вот такой шуточный сувенир «Кот в мешке».
Мастер-класс изготовления зайчиков в яичном лотке нам понадобиться один лоток из под яиц, цветная бумага желтого,красного, синего, оранжевого и зеленого цвета, один белый лист формата А4,.
Источник
Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Алфавит»
Наталья Желтобрюхова
Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Алфавит»
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.
Игра с доской помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук ребенка.
Ощупывание букв сделанных из разного материала развивает речевую активность детей, способствует развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулирует фантазию.
Цель: Способствовать формированию познавательных интересов детей, расширению кругозора; изучение и закрепление русского алфавита; развивать тактильные ощущения и восприятие, зрительную память, речевую активность.
1. Формировать умение обследовать поверхность подушечками пальцев и всей ладошкой, способность работать не спеша, сосредоточенно.
2. Развивать мелкую моторику рук, способы ориентировки на плоскости. 3. Развивать у детей связную речь.
Закрепление образа буквы — долгий и непростой процесс, ведь они так похожи друг на друга. Отличными помощниками в таком деле станет доска с тактильными буквами. Шершавая поверхность буквы на гладкой дощечке помогает закрепить образ буквы, построить множество упражнений для развития зрительно-моторной координации, памяти, внимания, речи, осязательного восприятия и тактильных ощущений, знакомства с буквами русского алфавита.
Пособие представляет собой доску с разными текстурными и фактурными буквами. Буквы выполнены из разного материала и расположены в разных направлениях. Детям предлагается обследовать текстуру с помощью пальчиков, рассказать, какая поверхность на ощупь, правильно выбрать направление и пройти по ней, это способствует развитию ориентировки на плоскости.
Игра помогает активизировать психические процессы у детей: мышление, внимание, воображение, восприятие, развитие мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве, познавательное развитие. Игра с пальчиками требует большей концентрации внимания, она предполагает действие одного ребенка, как одной рукой, так и двумя, либо парной игры.
Дидактическое пособие «Алфавит» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю вам развивающее пособие для детей 5-7 лет «Алфавит». Оно поможет в игровой форме без.
Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Татьяна Маликова Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Счётные тактильные линейки» Предлагаю дидактическое пособие,.
Дидактическое пособие «Пальчиковые дорожки» ко Дню тактильных ощущений на МAAM Дошкольное детство — период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент дальнейшего развития. Развитие мелкой моторики.
Дидактическое пособие своими руками «Чудесный куб» ко Дню тактильных ощущений на МAAM Попова Валентина В настоящее время согласно стандарту образования большое внимание уделяется сенсорному развитию детей, причём не только.
Игры для развития тактильных ощущений Хочу вас познакомить с новыми играми, сделанными своими руками, для развития тактильных ощущений. Эти игры использую для работы с детьми.
Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки» Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих.
Мастер-класс изготовления пособия «Солнышко» для развития тактильных ощущений детьми старшей группы Из фанеры и различного природного материала мы с детьми старшей группы изготовили пособие для развития тактильных ощущений. Идею такого.
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Чудо-книжка для малышки» Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами мы поняли, что одним из главных способов познания.
Пособие для развития тактильных ощущений маленьких детей Предлагаю вашему вниманию пособие выполненное из природного материала, для развития тактильных ощущений при работе с маленькими детьми.
Источник