Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Приветствую. В связи с морозами снова возникла необходимость использования данного устройства — подзарядить аккумулятор. Но в прошлом зимнем сезоне при попытке зарядить аккумулятор в момент включения померло. Дыма не было. На плате все аккуратно, головешек нет и похожего запаха тоже. Прозвонил все полупроводники, кроме большой микросхемы TL494. Полевик и диод Шотки выпаивал для прозвонки — работают, как часы. При любом режиме 12В/6В на зарядном устройстве на выходе выдается напряжение 6,5 В.
Измерил напряжения по постоянке с некоторых ног микросхемы TL494: 8 = 1.87 В 11 = 1.94 В 12 = 6.74 В 14 = 0.04 В (на вращение переменного резистора не реагирует)
Схема зарядного устройства
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
TL494 (или ее аналог) дергается из старой компьютерной питалки.
Вообще, нужно проверить импульсы на выходах С1 и С2, а также транзисторы Q1 и Q2. Они через трансформатор управляют Q3 и Q4.
Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать Ларошфуко
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
C1 (8 нога) = 1.87 В С2 (11 нога) = 1.94 В Напряжение питания (12 нога) = 6.74 В Опорное напряжение (14 нога) = 0.04 В
Все транзисторы прозвонил — исправны.
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
— нормальное напряжение питания TL494 от 7 до 40 вольт.
Ниже 7 вольт — она не запускается.
Опорное напряжение в норме — 5 вольт. У тебя его вообще нет.
Недостаточно питания для запуска TL494. Разбирайся почему — ?
Непонятно по схеме откуда идет первоначальное питание TL494. От самого аккумулятора? Может там дополнительный встроенный есть?
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
«Цепи ИОНа и защиты от недонапряжения питания. Схема включается при достижении питанием порога 5.5..7.0 В (типовое значение 6.4В).»
Остается заменить микросхему, результат покажет.
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Разобрались в чем причина низкого напряжения питания (до запуска)?
Там наверное 10 вольт должно быть обеспечено (для надежности)
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
C1 (8 нога) = 1.87 В С2 (11 нога) = 1.94 В Напряжение питания (12 нога) = 6.74 В Опорное напряжение (14 нога) = 0.04 В
Все транзисторы прозвонил — исправны.
Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать Ларошфуко
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
FAI4 писал(а): Недостаточно питания для запуска TL494. Разбирайся почему — ?
Непонятно по схеме откуда идет первоначальное питание TL494.
Устройство не зависит от аккумулятора, питается от собственного трансформатора. Его можно было использовать в качестве блока питания(до поломки).
Переменное напряжение между выводами трансформатора, идущих на QD1 = 4.4 В Постоянное напряжение (относительно общего) после QD1 = 6.9 В. , после диода DPow = 7.2 В
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
FAI4 писал(а): Недостаточно питания для запуска TL494. Разбирайся почему — ?
Непонятно по схеме откуда идет первоначальное питание TL494.
Переменное напряжение между выводами трансформатора, идущих на QD1 = 4.4 В Постоянное напряжение (относительно общего) после QD1 = 6.9 В. , после диода DPow = 7.2 В
Т.е., транзисторы в TL494 закрыты (как минимум, один).
Может, в ее тактировании проблема (конденсатор на входе СT)?
Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать Ларошфуко
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Без напряжения на VREF=5В — работать не будет.
Также проверить наличие пилы на емкости СТ (5 вывод) — работает ли встроенный генератор?
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Подключите аккумулятор к штатным клеммам — и измеряйте.
«Минус» аккумулятора при этом подключается к общему схемы через полевик и параллельный стоку-истоку резистор.
По схеме не очень понятно, как открывается Q6. База у него привязана только к эмиттеру.
Впрочем, в схеме и без этого есть непонятки. Например, не расписаны обмотки Т2С, которые идут на ключи. Сверху у него должна быть не одна обмотка, а две, причем одна — с отводом.
Иногда, чтобы воспользоваться советом, нужно иметь не меньше ума, чем для того, чтобы его дать Ларошфуко
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Adi писал(а): Измерил напряжения по постоянке с некоторых ног микросхемы TL494: 8 = 1.87 В 11 = 1.94 В 12 = 6.74 В 14 = 0.04 В (на вращение переменного резистора не реагирует)
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
Подайте 12 В на питание и проверьте: — опорное напряжение — работу внутреннего генератора («пила» на выводе СТ)
Re: Автомобильное зарядное устройство АЗУ-108. Жить будет?
FAI4 писал(а): Подайте 12 В на питание и проверьте: — опорное напряжение — работу внутреннего генератора («пила» на выводе СТ)
Если этого не будет — тогда в «топку».
Ерунда какая получилась. Но начну по порядку.
Подал постоянное напряжение 12В к клеммам зарядника (само устройство к сети 220 не подключал). Измерение тоже делал по постоянке. Питание относительно общего на 12 ноге TL494 было 11 В. , на 14 ноге так и осталось 0.04 В. Заменил TL494 на новую. Включил зарядник в сеть. Измерил напряжение по постоянке на 14 ноге: колебалось от 6.9 В до 7.1 В. На 14 ноге опорное напряжение было 0.04 В. На клеммах для зарядки 6.5 В. По сути с заменой микросхемы ничего не поменялось.
Далее подал постоянное напряжение 12В к клеммам зарядника (само устройство к сети 220 не подключал). Питание относительно общего на 12 ноге TL494 было 11 В. , на 14 ноге так и осталось 0.04 В. Когда еще раз решил проверить напряжение на 12 ноге, щуп соскользнул на 13 ногу микросхемы — возможно коротнул 12 и 13 ноги м/д собой. После этого снова замерил напряжение на 14 ноге. И о чудо! Появилось опорное напряжение 4.96 В. Убрал с клемм зарядки питание 12 В. Подключил зарядник к сети. Измерил напряжение по постоянке: на клеммах было 14.5 В., на 14 ноге микросхемы 4.96 В, на 12 ноге 19 В. И что характерно трансформатор Е133-10А перестал шелестеть.
Не знаю сколько долго проработает зарядник после такого «исцеления», но подозрения на нестабильную работу транса усилились.
Интересно мнение спецов по данной ситуации?
Источник
азу-108
#1
Пользователи
3 сообщений
Город rb
1.jpg305.26К 3 Количество загрузок: 4.jpg329.58К 2 Количество загрузок: помогите пожалуйста с поиском схемы АЗУ-108
успел зарядить 1 аккумулятор
на втором ЗУ ушёл в аварию и перестал заряжать.
при подключении начинает сразу работать вентилятор охлаждения
при вскрытии Q1 на плате сильно греется.
#2
Пользователи
3 сообщений
Город rb
при проверке транзистора на плате Q2 13005A выявлено всего 50 Ом между базой и эмиттером.
IMG_20151230_005824.jpg82.68К 2 Количество загрузок:
вопрос уважаемым гуру.
так должно быть или он уже почти умер
и чем можно заменить более мощным ?
или поставить на более мощный радиатор ?
13005а.jpg131.66К 0 Количество загрузок:
Источник
Азу 108 заводила ремонт своими руками
Попытка установить предохранитель с последующим запуском ЗУ сопроводились горением предохранителя и резистора слева обведённого красным на первом фото. Далее после прозвонки выяснил, что вышли из строя оба основных биполярных транзистора С4706, на первом фото обведены желтым. У обоих были замкнуты база с эмиттером. Сгорели резисторы соединяющие базу с коллектором, обведены красным, а также не подавали признаки жизни резисторы ведущие к базе, обведены зелёным. В магазине транзисторов С4706 не оказалось, попросил аналог, дали тошибу С5589. Всё заменил, запустил, вроде работает, на клемах в холостую 14В. Ставлю на зарядку старенький акумм от упсы на 7 а-ч (был разряжен около 6В), заметно снизил обороты охлаждающий кулер, на амперметре 0, проверяю напряжение на клемах, 9В и потихоньку растёт. Грешу на амперметр. Проверяю, подключаю к клемам лампу 12В 5Вт, что примерно 0,4А. На мгновение загорается светодиод перегрузки, загорается лампа гаснет светодиод, стрелка на амперметре слегка зашевелилась на пол деления. Лампа еле горит, охлаждающий кулер заметно снизил обороты. Меряю напряжение — 5В, ампераж тестером последовательно через этуже лампу 0,2А. Короче говоря амперметр не причём, нет требуемой силы тока. На минимуме должен выдавать как минимум 5А, на максимуме 15А, переключалка ничего не даёт. Переключение на 24В, также не даёт изменений, на клемах 14В. Можно предположить, что неподошли транзисторы, но я сомневаюсь в этой версии. Делал замеры переменного напряжения на этих транзисторах (относительно входящего 220), при нагрузке на коллекторе падает, на базе и эмиттере без изменения. В связи с чем думаю, что что-то испортилось в управлении, в этой куче мелких резисторов, транзисторов, диодов, кондёров и микросхемы. Прозвонить каждый элемент на плате не получается, от кондёров сопративление прыгает, выпаивать каждый элемент и проверять сильно трудоёмко, но если не будет дельных советов, то прибегну к такому способу. Вот собственно и вопрос, что проверять, где искать и что делать в первую очередь? От чего и куда двигаться? Какие детали попробовать заменить?
Из подходящих инструментов только тестер и паяльник. Остроумными советами типа «выкинуть и забыть» или «отнеси мастеру» прошу не беспокоить.
Заранее благодарю за дельные конструктивные советы.
Вебинар поможет в выборе недорогих источников питания оптимальных для систем охраны, промышленных и телекоммуникационных приложений, а также для широкого применения. Будут представлены основные группы источников питания по конструктивным признакам и по областям применения в контексте их стоимости или их особенностей, позволяющих снизить затраты на электропитание конечного устройства.
_________________ Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно.
Реклама
Реклама
Приглашаем всех желающих 13 октября 2021 г. посетить вебинар, посвященный искусственному интеллекту, машинному обучению и решениям для их реализации от Microchip. Современные среды для глубинного обучения нейронных сетей позволяют без детального изучения предмета развернуть искусственную нейронную сеть (ANN) не только на производительных микропроцессорах и ПЛИС, но и на 32-битных микроконтроллерах. А благодаря широкому портфолио Microchip, включающему в себя диапазон компонентов от микроконтроллеров и датчиков до ПЛИС, средств скоростной передачи и хранения информации, возможно решить весь спектр задач, возникающий при обучении, верификации и развёртывании модели ANN.
Вот таким умникам и было это послание. Как показывает мой опыт на десятках примеров если понёс прибор мастеру, будешь его носить каждые пол года, а так как цена ремонта не соизмерима высока к цене прибора (причём практически любого современного элетронного прибора, если это только не телик за 40 штук), то за пару лет этот прибор становится для тебя золотым. Всё что починил сам работает годами, а если и ломается то смогу починить опять сам. В связи с чем давно уже сделал для себя вывод если могу починить сам, чиню, если не могу, дешевле выкинуть и купить новый. Что касается именно этого АЗУ, то это дело принципа, а самое главное научится чинить подобное и получить новые знания, прибор не такой уж сложный что хорошо скажется на обучении. Если что, выкинуть не жалко и всегда успеется.
На первом этапе вижу пока два пути выпаять и проверить все кондёры, первые 2 больших были проверены уже изночально, и проверить цепочку от переключалок, почему на базу транзисторов не идёт изменение напряжения. Что скажете? Или есть какой более значимый путь исследования?
Вот, вот, стандартные отписки «мастерка», что было ясно изночально. Причём сразу отписал своё отношение к людям которые обращаются к нему за помощью — «быдлоклиент», соответственно и отношение к ремонту будет не лучше, а потом ещё удивляются почему народ сам чинит, а не несёт в мастерскую. Я понимаю что здесь много профессионалов тусуется. Но не надо же так откровенно кричать «несите бабосы господа. « Здесь люди интересуются как отремонтировать, а не куда отнести чтоб отремонтировали, хотя возможно и такие есть, вот их и обрабатывайте, а мне этот трёп не интересен. И между прочим, ремонтирую только для себя.
А я где-то говорил, что я крутой специалист? В первом посте прямым текстом написал, что не причисляю себя даже к радиолюбителям, согласно своим знаниям. Лезу только в ту технику на потерю которой готов или полностью уверен что починю и больше это касаемо механики нежели электроники. Дорогую и сложную технику даже не пытаюсь ремонтировать, сразу несу в ремонт. А что касается подобных не дорогих устройств типа этого АЗУ, в ремонт даже не берут, отправляют покупать новую, ремонт выдет дороже чем оно стоит(экономически не целесообразно). И извините, что забрал минуту вашего драгоценного времени, я не знал что этот форум для «избранных».
Да хоть 2 месяца, у меня нет возможности с этим возится целый день, от силы час в день, на эту переписку наверно больше времени уходит чем на реальную проверку прибора. Разве я просил кого так напрягаться? Я лишь просил подсказать путь поиска неисправности, темболее если кто сталкивался с похожими проблемами могли конкретно подсказать проверить более тщательно ту или иную деталь.
А кто-то спрашивал?
Крайнее исследование показало, что при включении нагрузки, на первичной обмотке трансформатора значительно возрастает напряжения, а на вторичной наооборот падает. Подозреваю КЗ в витках. Проверить на 100% возможности нет. Снял его с платы. Сверху выходят 3 провода, разомкнул их и проверил меж собой, замыкают. Не знаю так должно быть или нет, но на подобном с БП АТХ выходят 6, и меж собой тоже замыкают но не все. Пытался разобрать обнаружил что не разберается — одноразовая китайская хрень. Кроме того при включении прибора был свист при нагрузке свист увеличивался. После установки трансформатора обратно свист усилился, что сподвигло меня провнрить фонендоскопом. Свист идёт точно от трансформатора и скорей всего усилился от попытки его разобрать. Соответственно вопросы: 1. Может ли подобный трансформатор вообще работать при КЗ витков и выдавать правильное напряжение на холостом ходу прибора. 2. Достаточно ли моих описаний чтоб утверждать о наличии КЗ витков.
Спасибо! По поводу читать принципы работы ИБП АТХ, совет хороший, но с моими знаниями, «девственным» умом в области электроники и временем на это, чтоб понять весь принцип работы сабжа у меня уйдут месяцы.
Теперь по поводу проделанной работы. Пробовал поставить силовые транзисторы С2625 из разобранного БП АТХ, результат не изменился. Проверил все транзисторы конденсаторы и диоды дважды, которые выдавали непонятный результат на плате, выпаивал и проверял вне платы, тоже самое почти со всеми резисторами, дефектной детали не обнаружил. Читал мануалы по проверки микросхемы, на всех контактах напряжение соответствовало, осцилографа у меня нет, поэтому сомнения остовались. Решил ещё побороздить просторы интернета в поиске найти ремонт похожего прибора. Наткнулся на одном из форумов попытки починить АЗУ-115, судя по фоткам плата и детали один в один, также выгорел силовой транзистор, а также транзистор цепи управления 945. Решил ещё раз проверить эти транзисторы. Проверяю прям на плате один, вроде нормально, другой, сопротивление почти 0, выпаиваю, проверяю, пробит. Но как? Я же его дважды проверял. Помогла случайность, а скорее моя глупость. Когда у меня возникли сомнения по поводу трансформатора я его снял и пытался запустить прибор на другом, что вызвало свист а затем и треск в приборе. Поставил обратно родной. После чего трансформатор стал свистеть громче, а при выключении свист переходил в треск. Думал, что это последствия моей попытки разобрать трансформатор, т.к. звук шёл от трансформатора. Как оказалось причина не в трансформаторе, а в управляющем транзисторе 945. Все предыдущие проверки этого транзистора были до смены трансформатора, видимо он вышел из строя, но сопротивление держал довольно высокое, поэтому я не мог обнаружить в нём дефект, а не подходящий трансформатор добил его окончательно до полного пробоя. Сразу обратился к БП АТХ, который у меня в разборке на запчасти, нашёл в нём 945-й, выпаял, проверил, поставил на место сгоревшего. Включаю. Нет никакого свиста от трансформатора. Проверяю на аккуме 7а-ч, стрелка откланилась лишь на одно деление, а что вы хотите от такого маленького аккумулятора, понижение напряжения в системе не наблюдается. Проверяю на лампочке, горит ярко, никаких признаков падения мощности. Ура-а-а заработала. Ставлю обратно более мощные силовые транзисторы 5589, вместо на время поставленных 2625. Всё работает. Беру прибор несу в гараж, чтоб проверит на большом аккуме. Включаю на минимальном режиме, выдаёт 5А, включаю на максимальный, выдаёт 15А затем потихоньку снижается. Всё правильно работает. 24В тоже работает, но проверить под нагрузкой неначем.
Всё хорошо работает, но осталось 2 «НО». 1. При выключении прибора также остался треск похожий на разряды конденсатора, в холостом режиме 1-2 раза, если при выключении клемы были на аккумуляторе, то раз до 10. Соответственно вопрос это нормально, или какая то деталь дожила или доживает свой срок? Или купить новые и заменить все 945-е? Или дождаться когда «треск вылезет на ружу», т.е. явно какая то деталь сгорит. 2. При максимальной нагрузке охлаждающая планка на силовых транзисторах нагрелась буквально за минуту, что не дотронуться. Это так и должно? Или что то работает не так? Или транзисторы не очень подходят?
Vasilii
Друг Кота
Карма: 54 Рейтинг сообщений: 848 Зарегистрирован: Чт окт 14, 2010 19:43:23 Сообщений: 4463 Откуда: Родом из СССР Рейтинг сообщения: 0
_________________ Не мешайте мешать! С.» Ну почему Господь так долго не протянет нам руку помощи? И самое страшное: может быть он протягивает, но мы всё дольше и дольше этого не замечаем?»
Страница 1 из 2
[ Сообщений: 35 ]
На страницу 1 , 2 След.
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14