Баба яга панно своими руками

Мастерим Бабу Ягу для порядка в доме

Любите ли вы Бабу Ягу так, как люблю её я?!

С детства знакомый персонаж русских сказок. Без нее и сказка — не сказка.

Да и не злая она вовсе, чуть что — к кому Иван за помощью? А Баба Яга — завсегда пожалуйста — ни клубочков путеводных никогда не жалела, ни добрых советов. И накормит, и напоит, и в баньке попарит.

А скольких младенцев бабуля допекла?! На Руси существовал обряд «допечения» или «перепечения» недоношеных или больных младенцев. Малыша заворачивали в тесто и на лопате помещали в тёплую печь, где малыш прогревался. Разумеется — не в огонь! Это у страха глаза велики — кто-то несведущий увидел, да и распустил слухи страшные. Проводила такой обряд обычно самая старшая женщина в семье или ведунья местная.

А вы знаете, что бабой на Руси называли только женщину, родившую хоть одну дочь?Те, у кого были только сыновья до старости молодухами назывались. У Бабы Яги, по разным сведениям, от 7 до 40! дочерей! Во как! Не даром — баба!

И ведь ни разу она никого не съела, ни разу не навредила!

Пугает — это да! Ну а как с нашим народом без строгости?!

Так что Баба Яга в доме необходима — для порядку! Потому что если Бабы Яги нет — эту роль периодически на себя женщине брать приходится. А это вредно для женской сути, для нашего милого и доброго женского начала.

Так что заведите себе Бабу Ягу — пусть она за порядком следит и домочадцев в строгости держит!

Предлагаю сделать куклу в традициях русских народных — мотанку.

Для создания Бабы Яги понадобится ткань бежевая или белая — можно чаем-кофе затонировать, разные неяркие лоскутки на одежку, нитки для сматывания куклы.веточка женского дерева — для основы куклы, спичка — для носа, мешковина и льняные нитки — для лаптей, наполнитель для головы, веточки для метлы.

Итак, все начинается с носа! Берем квадратик ткани примерно 20х20 см и на центр кладем спичку (ткань не глажу — бабке морщины нужны). Головку от спички отламываем, оставшуюся палочку можно чуть синтепоном обернуть, а можно и так оставить — от этого размер и форма носа зависят:

Теперь оборачиваем спичку тканью и туго заматываем:

Из синтепона (или любого другого наполнителя) формируем шарик, кладем на центр ткани, обтягивает, заматываем, завязываем. Голова готова:

Для тела берем веточку женского дерева (липа, береза). Устраиваем голову на палочке и туго приматываем:

Теперь ноги. Для них нужны два прямоугольника ткани примерно 25х18 см. Можно в середину полосочку синтепона для объема положить, можно и палочку для крепости вставить. Стоять будет крепче — но исключительно ровно — не согнешь, не сломав палочку. Делаем скрутку, туго заматываем до места крепления ступни:

Теперь формируем пяточку, расправляем — ножка готова! Аналогично делаем вторую:

Собираем туловище и ноги вместе:

Уже стоит самостоятельно:

Можно сразу ручки делать, если хотите костлявую Бабку сделать, а можно придать тушке некоторый объем. Для этого обматываем синтепоном, потом тканью:

Читайте также:  Детская сумочка с куклой своими руками

Делаем ручки, они крепятся в рукава рубашки. Для ручек берем полосочки ткани размером примерно 4х10 см, складываем к центру, потом пополам вдоль, потом — пополам поперек. На фото понятней:

Теперь берем лоскуток для рукава, размер примерно 8х12 см, кладем лищевой стороной вверх, накладываем ладошку, закрываем с двух сторон тканью рукава, заматываем, выворачиваем — получили рукава с руками:

Берем лоскуток для рубашки, кладем лицевой стороной вверх, на него лицом вниз кладем бабку, запахиваем, заматываем, завязываем — опускаем вниз — готова рубаха:

Прикладываем и приматываем руки:

Одеваем юбку, можно выворотным способом, как рубаху (на фото именно так), а можно и просто примотать, это от фасона, от ткани зависит.

Теперь займемся ножками. Чтоб куколка стояла устойчивей — я креплю ей на стопу вот такие пластиночки — зажимы для пакетов:

Меряем, какой длины нужен лоскуток для лаптя (а ширина — в 3 раза больше ширины ножки).

Надеваем лапоток и приматываем:

Теперь волосы, ну точнее, несколько седых прядок, выбившихся из под платка. У меня — лен. Крепим несколькими стежками к макушке:

Повязываем платок, глазки и ротик рисуем:

Душегреечку оденем, подвяжем, метлу в руки дадим.

Источник

Образ Бабы-яги в фантазиях иллюстраторов

Так уж сложилось, что моим самым любимым персонажем сказок стала Баба-яга. Причем в моем детском воображении она неизменно представала доброй, мудрой старушкой, сохранившей следы былой красоты. А все эти описания про железные зубы, огромный нос и костяную ногу я упрямо пропускала мимо ушей, считая их неверными и, как минимум, преувеличенными. К иллюстрациям, изображающим этот персонаж я тоже относилась с известной долей иронии. Позднее, уже став мамой и читая сказки своим детям, я удивилась насколько воображаемый мною образ Бабы-яги расходится с образом, описанным в сказках. Можете смеяться, но я привыкла доверять собственной интуиции и решила разобраться с тем, кто же такая Баба-яга на самом деле — добрая мудрая ведунья или ужасная людоедка. И вот, что я выяснила.

Есть несколько версий происхождения этого сказочного персонажа.

Версия первая. Баба-яга посредник между мирами, она охраняет вход в мир предков, царство мертвых. Она и живет-то на границе, где-то в «тридевятом царстве». Ее жилище — избушка на курьих ножках и нельзя в нее войти, пока та не повернется к лесу задом. Такая избушка указывает на обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу, и они действительно чем-то похожи на куриные ноги. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец, она лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос»). Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, она совсем не нечисть, как нам пытаются внушить. Вспомните, у нее железные зубы, а в старину именно железо наряду с серебром было мощным оберегом против злых сил. Она и средства знает, как помочь победить зло! Скорее всего, она имееет черты ушедших пращуров, а в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью.

Читайте также:  Дровоколы своими руками 220в

По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщины ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Еще выводят слово «Яга» от «ягать»- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также «ягать» означало «кричать» в смысле «браниться», ругаться». Выводят Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией, а иногда так делали неспокойным и плохо развивающимся деткам, «поменявшим день с ночью». Ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало и обряд этот практиковался вплоть до середины 20 века! Только вот в сказках он поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу —наследницу народных целительниц все же не удалось: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге удалось кого-нибудь изжарить?

Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать — древнюю могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» — это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа матриархальной богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Некогда она считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату и от охотничьего хозяйственного комплекса к земледельческо-скотоводческому, произошли определенные трансформации этого образа, и богиня-мать стала почитаться людьми уже не как хозяйка мира, но как богиня-громовница, распорядительница таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов.

А вот ступа, на которой летает Баба-яга при таком раскладе – очень серьезный аргумент. Ступа была атрибутом богини Макоши. Интересно, что во многих сказках Баба-яга часто прядет, собирает нити — силы, определявшие судьбы людей. Отождествлялись с образом вечной нити жизни. Баба-яга владеет ступой и олицетворяет женское начало. При этом пест — символ начала мужского. Ступа была принадлежностью хозяйства мельника, а мельница, это широко известно, в народных представлениях, с одной стороны, ассоциируется с чертовщиной, а с другой стала местом помола муки как основы хлеба, отношение к хлебам было сакральным, священным.

Читайте также:  Веники сорго своими руками

В древние времена духов стихий славяне связывали именно с этими предметами. Грозовые облака отождествляли со ступой, а молнии представлялись небесным пестом. Молнии били по ступе в небесах — гремел гром.

С приходом же христианства образ языческой богини вновь подвергся изменениям, и она превратилась в демоническое существо, в мифах и поверьях, однако, сохранившее некоторые черты прежнего образа. Но во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья богини — матери распоряжалась важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.

Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так древнейший образ жрицы, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, похищающей детей.

Таким образом, получается, что первоначально Баба – яга — это положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением и одна из наиболее значимых Берегинь. А по мере развития на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. И из берегини рода Баба-яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Изображаемый образ этого персонажа также потерпел изменения.

Как правило, традиционные рисунки Бабы-яги изображают дряхлую, страшную старуху с клюкой, одним зубом, нечесаными космами. Глядя на них верится, что они похищали младенцев и жарили в печи добрых молодцев. Но в наши дни этот персонаж все чаще появляется в облике молодой, иногда даже привлекательной особы.

Такое «омоложение» связано с тем, что этот сказочный герой больше не является предметом устрашения непослушных детей. А рисунки с ее изображениями все чаще вызывают у нас улыбку.

К слову сказать, западные иллюстраторы очень любят изображать этот исконно славянский персонаж, считая его «изюминкой» нашей культуры.

Источник

Оцените статью