- Бас-ловушки для музыкальной студии своими руками: оригинальное решение
- Басовые ловушки
- Басовые ловушки для студий звукозаписи
- Виды басовых ловушек
- Акустические кабины для звукозаписи
- Характеристики басовых ловушек
- Басовые ловушки для домашнего кинотеатра
- Где купить басовые ловушки из поролона?
- Басовая ловушка своими руками (НЧ поглотитель) 13 Ноя 2013 г. –>
- Сайты партнеров
- Акустическая панель
- Необходимый реквизит
- Изготовление акустической панели
- i-from › Блог › Крутая домашняя акустика своими руками
- Полный гайд по басовым ловушкам для домашних студий звукозаписи
- 2 категории
- 1. Пористые поглотители
- 2. Резонирующие поглотители
- Как они работают вместе
- Выбор ВАШЕЙ стратегии
- Выбор отправной точки
- Установка басовых панелей
- Акустика помещения: меблировка (часть 2)
- Ясность в понятиях
- Низкие частоты. Бас-ловушки. Суть в объеме
- Средние частоты. Рассеиватели (диффузоры). Суть в форме
- Высокие частоты. Поглотители звука. Суть в материале
- Электронная коррекция звука
- Неясность в понимании
- Акустический поролон: виды, монтаж, звукоизоляция, цена
Бас-ловушки для музыкальной студии своими руками: оригинальное решение
Басовые ловушки
Далеко не каждому известно такое понятие как басовая ловушка. Несведущие люди даже не сразу поймут, что речь идет о звуковых волнах. Басовые ловушки из поролона – это специальные конструкции, которые способны поглощать звуковую энергию в низком диапазоне. С этой задачей весьма сносно справляется акустический поролон для стен и потолка, но басовые ловушки из поролона намного лучше ловят нижние частоты звуковых волн.
Именно в этом направлении у большинства звукозаписывающих студий возникают серьезные пробелы. Низы поймать довольно тяжело, но контролировать их необходимо. В противном случае вместо качественного звучания, получите акустический хаос. Басовые ловушки из поролона работают на разных диапазонах, за что признаны многофункциональными приспособлениями для эффективной звукоизоляции.
Они помогают решить массу проблем:
- отзывчивость к помехам от колонок
- стоячая волна
- порхающее эхо
- комнатные колебания
Работают басовые ловушки из акустического поролона довольно просто. Низкие частоты скапливаются в углах помещения, особенно в трехгранных. Звуковая волна долетает до стыка между поверхностями, бьется о них словно морская волна о скалу и возвращается тысячей мелких брызг. В результате подобного процесса звук искажается и не позволяет сделать качественную аудиозапись. Если звуковая волна разбивается о твердую поверхность, вызывая отражение звука, нужно применить поглотитель энергии. Басовые ловушки для студий звукозаписи имеют упругую и пористую структуру. Конструкция из поролона принимает в себя заряд звуковой энергии и гасит частоты низкого диапазона. Практически ничего не отражается, благодаря чему и образуется насыщенный звук.
Басовые ловушки для студий звукозаписи
В основном изделия подобного типа устанавливают в дикторских кабинах и музыкальных студиях. Басовые ловушки из акустического поролона крепят в углы помещений, которые предназначены для звукозаписи, живых выступлений или прослушиваний аудиофайлов. Кстати, конференц-залы, переговорные пункты и концертные студии тоже подходят для использования бас-ловушек. В принципе басовые ловушки из поролона можно использовать в любом месте, где требуется качественное звучание. В пространстве одного помещения звуковые волны отражаются от поверхности и накладываются друг на друга. Таким образом возникает эффект “резонанса”. По этой причине мы слышим эхо и гудение. Чтобы устранить эти звуковые несовершенства, люди используют басовые ловушки для студий звукозаписи. Они выполнены из акустического поролона, имеют небольшой вес и высокий уровень эргономичности.
Виды басовых ловушек
Существует несколько разновидностей бас-ловушек. Они различаются по форме, рельефу и размеру. Виды басовых ловушек можно поделить на 2 основные категории:
- угловые басовые ловушки (хорошо поглощают частоты низкого диапазона)
- плоские басовые ловушки (оставляют пустое расстояние между панелью и стеной, но более экономичны)
Каждый клиент должен самостоятельно решить, какой вид бас-ловушек ему подходит. В этом случае не стоить гнаться за экономией, лучше хорошенько продумать свои цели и задачи относительно поглотителей. Плоские басовые ловушки радуют ценовым решением, зато угловые шикарно очищают “низы”. Некоторые специалисты умудряются их комбинировать.
Обратите внимание, что изделия из акустического поролона обладают разными свойствами. Например панели для стен и потолка поглощают средние и верхние частоты, а басовые ловушки из акустического поролона нижние. У них разная форма и внутреннее строение, хотя это по-прежнему всего лишь вспененный полиуретан. А что произойдет если специальный поролон сменить на мебельный или хозяйственный? Ничего кроме отвратительного звучания в своей студии вы не получите. Важно понимать, что обычный ППУ никогда не заменит акустического. Приобретайте басовые ловушки из поролона в шоу-руме компании “Эхо Дизайн”. Реализуем только сертифицированную продукцию высокого качества.
Акустические кабины для звукозаписи
Некоторые клиенты предпочитают вообще не заморачиваться с монтажом акустического поролона и басовыми ловушками. Они выбирают самое оптимальное решение – акустические кабины для звукозаписи. Компания “Эхо Дизайн” предлагает широкий выбор конструкций для профессиональной деятельности. Наши акустические кабины для звукозаписи заказывают музыканты, дикторы, блогеры и прочие специалисты творческой направленности. Заказчику не придется ломать голову над монтажом. Опытные проектировщики создали ряд готовых проектов, в которых организована оптимальная акустическая обработка. Клиенту всего лишь нужно выбрать модель и получить свою мечту в ближайшее время. Акустические кабины для звукозаписи станут идеальным решением. Они бывают разных цветовых решений, площадей и видов акустики. В некоторых моделях используют басовые ловушки.
Характеристики басовых ловушек
Одной из основных характеристик басовой ловушки является ее размер. Обязательно стоит учитывать вид акустической системы, которую вы планируете применить для своей студии. Если звукоизоляцию монтируют с применением поролона “волна”, то ловушки не нужны, а вот пирамидальный рельеф требует их использования. Нужно подумать о распределении пространства. Характеристики басовых ловушек тесно связаны с анализом общей площади помещения.
Не забудьте предварительно проинспектировать комнату, в которой будет установлена бас-ловушка. Для звукоизоляции концертного зала потребуются крупные бас-ловушки, а для домашнего кинотеатра поменьше. В характеристики басовых ловушек входит и цветовое решение. Обязательно стоит обратить внимание на этот момент. В шоу-руме предложена богатая палитра, которая поможет создать уникальный дизайн студии. Вы можете подобрать бас-ловушку и акустический поролон согласно корпоративной расцветке. Творческому человеку отличительный знак никогда не станет лишним.
Преимущества басовых ловушек из акустического поролона:
- гипоаллергенность
- экологичность
- эстетический вид
- неприхотиливость
- быстрый монтаж
- большой выбор моделей и цветов
Басовые ловушки для домашнего кинотеатра
Поглотители звука используют не только в студиях звукозаписи. Некоторые клиенты настолько любят качественный кинематограф, что готовы покупать басовые ловушки для домашнего кинотеатра. Конструкции из поролона, установленные в углах комнаты обеспечат великолепное звучание. Лишний гул и надоевшее эхо навсегда исчезнут из вашей жизни. Качество звука будет не хуже, чем в публичном кинозале.
Где купить басовые ловушки из поролона?
Компания “Эхо Дизайн” профессионально занимается продажей и монтажом акустического поролона. В нашем шоу-руме можно купить басовые панели и акустический поролон. Вся продукция сертифицирована. Вас ожидает безопасная сделка без финансовых рисков. Подробная консультация предоставит возможность купить басовые панели подходящего размера и в нужном количестве. Новых клиентов наверняка порадует стоимость басовых ловушек. Осуществляем поставки от надежных производителей, которые дают гарантию качества на свой товар.
Басовая ловушка своими руками (НЧ поглотитель) 13 Ноя 2013 г. –>
Сайты партнеров
Коррекция акустики контрольных комнат или помещений для звукозаписи обычно сводится к выравниванию АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) её реверберационного отклика. Неравномерность АЧХ, в первую очередь, создают комнатные резонансы или моды. Наибольшее влияние на акустику, с этой точки зрения, имеют первый, второй и третий мод, лежащие в области низких частот. Для коррекции искажения, которое они вносят, применяют так называемые басовые «ловушки», представляющие из себя поглотители низких частот (сокращенно НЧ поглотитель). В английском языке они имеют название «Bass Trap».
Итак, в данной статье я расскажу только о том, как сконструировать эффективный НЧ поглотитель в домашних условиях, не останавливаясь на том, как правильно размещать басовые ловушки в помещении. Об этом читайте в моих следующих публикациях.
Акустическая панель
Существует несколько конструкций НЧ поглотителя. Одним из самых простых, на наш взгляд, но при этом эффективных, является так называемый панельный поглотитель — акустическая панель, представляющая из себя каркас прямоугольной формы, внутри которого находится демпфер — поглощающий материал. Вот так выглядят готовые акустические панели, которые используются для поглощения комнатных резонансов в узловых точках помещения для записи:
Подобные готовые изделия от производителей акустических материалов могут стоить сотни долларов США. И как бы Вас не уверяли, — единственное, что их продукцию отличает от самодельной — это логотип компании, ну и цена, разумеется. Стоимость изготавливаемой нами панели невероятно низкая — около 12-15 $ .
Необходимый реквизит
Для изготовления одной панели нам потребуется:
1. Минеральная вата в плитах 1000×600 мм толщиной 100 мм, либо две плиты толщиной 50 мм. Плотность нужно выбирать в зависимости от частоты поглощения: Частоты до
70-80 Гц — 100-120 кг/м3, 80 Гц и выше — 60-90 кг/м3. Чем выше плотность, тем более плита инертна, а значит ее способность поглощать инфразвуковые частоты возрастает. При этом поверхность плиты все больше начинает отражать проблемные для маленьких помещений частоты — 100 Гц и выше. Поэтому рекомендуется использовать плотность, равной
2. Доска 10 мм толщиной. Мы использовали полукруглую доску, называемую в простонародье «обналичкой». Требуется 3400 мм доски для одной плиты (размер указан с запасом).
3. Укрывной материал для сельскохозяйственных растений — нетканое полотно черного цвета. Можно приобрести на любом рынке. Пример такого полотна — Лутрасил, который, однако, в два раза дороже, чем обычный. Требуется 1200×3000 мм. Так как материал продается в рулонах шириной 3 м, — нам требуется 1,2 погонных метра.
4. Крепления «уголок» — 4 шт.
5. Болты и гайки. Минимальное количество — по 16 шт. Диаметр выбирайте по размеру отверстий в креплениях.
6. Метровая шпилька 6 мм.
Изготовление акустической панели
Прежде всего, следует изготовить каркас. Размер плиты минваты составляет 1000х600 мм — это и будет внутренний размер акустической панели. Распилите доску на 4 части согласно размерам будущего каркаса — 2 части по 101 см (
на 1 см больше длинны плиты) и 2 части по 70 см (с запасом по 5 см с каждой стороны).
Закрепите с помощью болтов и гаек угловые крепления на короткие грани каркаса таким образом, чтобы расстояние между ними было
61 см. Это нужно для того, чтобы плита могла свободно войти между ними.
При креплении используйте дрель со сверлом нужного диаметра (определяется диаметром болтов). Также следите за соблюдением прямых углов. Старайтесь все делать аккуратно — от этого зависит не только эстетический вид, но и эффективность акустической плиты. Отпилите ненужные края доски, которые мы оставляли и зашлифуйте углы наждачным кругом. Готовый каркас должен выглядеть приблизительно так:
После этого разместите на столе плиту минеральной ваты. Накройте ее куском нетканого полотна таким образом, чтобы с один его край свисал вдоль длинной стороны плиты не более чем на 10 см вниз (это толщина плиты). Позже мы обернем плиту полностью и стык краев полотна окажется как раз на одной из граней плит.
Положите сооруженный нами каркас сверху и «натяните» его на плиту — минеральная вата должна оказаться внутри каркаса. Это очень трудоемкий процесс. Следите за тем, чтобы не порвать полотно, ведь именно оно будет защищать от попадание в окружающую среду стекловолокна. Используйте отвертку как ломик для того, чтобы «усадить» плиту в каркас.
Переверните получившуюся акустическую панель так, чтобы неприкрытая сторона минераловатной плиты была сверху. Теперь мы должны сделать стяжку для того, чтобы плита не выпала из своего каркаса. Реализовывать это мы будем с помощью метровой шпильки диаметром 6 мм. Обратите на схематическое изображение ниже: именно так мы должны разместить шпильку в каркасе:
Как видите, шпилька должна располагаться как бы внутри панели, а поэтому нам следует вырезать специальную канавку в плите минеральной ваты. Используйте для этой цели канцелярский нож. Сделайте нужные прорези и выньте между ними серединку. Отложите извлеченную минвату в сторону, — позже мы ее положим обратно на свое место.
Далее просверлите отверстия для шпильки в торце плиты. Проденьте шпильку насквозь каркаса и стяните ее гайками и отпилите лишние концы ножовкой по металлу. После этого канавку можно заложить обратно кусками минеральной ваты в том порядке, в котором ее извлекали.
Накройте панель остатком нетканого полотна и заверните его концы вовнутрь. Используйте для этих целей неострые металлические предметы, например, мастерок, или металлическую кухонную лопатку.
Все! Наша акустическая панель готова. Теперь, по желанию, Вы ей можете придать эстетический вид. Например, — покрасить деревянный каркас в матовый черный цвет, или полностью обшить басовую ловушку черной радиотканью (звукопрозрачная ткань, используемая в акустических системах).
Созданные акустические панели в домашней студии выглядят не менее привлекательно, чем в профессиональной контрольной комнате. Надеюсь данное пособие Вам помогло. Обязательно следите за нашими обновлениями и удачи Вам в труде!
i-from › Блог › Крутая домашняя акустика своими руками
В интернет-сообществе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.
Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).
Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места
Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.
Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:
Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.
Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.
В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.
После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91
У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.
После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:
Внутри корпус выглядит так:
Этот корпус даёт плавный спад АЧХ, -5дб на 30 гц. Можно уменьшить высоту корпуса на 5-10 см, тогда спад АЧХ будет быстрее, но зато общая чувствительность до 100 гц будет выше — кому что ближе. Соотношение длин 1 к 2 соблюдается, поэтому если делать выхлоп в пол то динамик придется опускать ниже, мне же наоборот хотелось поднять его как можно выше, а порт вывести вперед и красиво оформить струевыпрямителем в стиле одной известной фирмы. Должен отметить, что когда давал синус 35 гц приличной мощностью, динамик едва колебался, а из порта в прямом смысле дуло в руку, а когда отходишь подальше слышно мощный бас Поток воздуха в этой колонне очень даже приличный. Маленький с виду динамик возбуждает большой резонанс в двухметровой колонне.
В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.
Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.
Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.
Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:
Полный гайд по басовым ловушкам для домашних студий звукозаписи
Новички, планируя свою студию, слишком часто…
Забывают о самом важном элементе акустической обработки…
Которым, разумеется, являются басовые ловушки .
Потому что хоть обычные акустические панели отлично подходят для поглощения средних и высоких частот…
Они не так хороши для низов … а это как раз те частоты, с которыми у большинства студий звукозаписи возникают наибольшие проблемы…
Особенно в небольших помещениях с большими студийными мониторами.
Также это означает, что… басовые ловушки — это один из самых сложных элементов, который подошёл бы “ в самый раз ”.
Поэтому для того, чтобы вам было проще с ними разобраться, я расскажу вам обо всём процессе выбора и покупки.
2 категории
2 основных категории басовых ловушек, использующихся в студии, — это
- Пористые — использующие материал вроде поролона для поглощения звуковых волн.
- Резонирующие — использующие мембрану для поглощения басовых частот при помощи ответных колебаний.
Давайте узнаем больше о каждом типе…
1. Пористые поглотители
Вы наверняка встречали их раньше, потому что особенно в домашних студиях…
Пористые поглотители — первое, к чему обращаются при решении проблем с акустикой помещения.
Они могут быть изготовлены из таких материалов, как:
Они эффективны в решении обычных проблем, таких как:
- комнатные колебания
- стоячие волны
- многократное эхо
- отзывчивость к помехам от динамиков
Они настолько многофункциональны, поскольку поглощают широкий диапазон частот , то есть хорошо работают со всем частотным спектром.
Несмотря на гибкость в применении, у пористых поглотителей есть один БОЛЬШОЙ недостаток : они не могут поглощать самые низкие частоты, если они не…
Пористое поглощение наиболее эффективно в тех местах, где звуковая волна имеет максимальную скорость , в вашей комнате это расстояние в четверть длины волны от стены .
Например, волна в 100 Гц имеет длину 3,4 м , поэтому точка, где она достигает максимальную скорость, расположена в 85 сантиметрах от стены.
Проблема в том, что немногие комнаты могут отвести столько места под акустическую обработку. Поэтому производители делают её очень толстой.
И поскольку они дешевле и проще в производстве, чем резонирующие поглотители… очевидно, почему пористые поглотители занимают 95% рынка басовых ловушек.
2. Резонирующие поглотители
По сравнению с пористым поглощением, которое отлично подходит для широкого диапазона частот , но недостаточно для поглощения басов …
Резонирующие поглотители ( настроенные ловушки, узкодиапазонные поглотители ) делают наоборот …
Сводя к нулю проблемы с басовыми частотами, но игнорируя всё в среднем/высоком диапазоне.
В отличие от пористых ловушек, которые лучше работают, располагаясь далеко от стен…
Резонирующие поглотители (иногда называемые поглотителями давления) работают возле стен, где сталкиваются звуковые волны, поскольку там наивысший уровень давления.
И это хорошо, поскольку означает, что они занимают гораздо меньше места в комнате.
2 стандартных типа :
- Резонаторы Гельмгольца , поглощающие басовые частоты через небольшое отверстие в герметичной полости.
- Диафрагмальные поглотители , нейтрализующие басовые частоты вибрирующей панелью или мембраной.
Обе системы могут хорошо работать в студии, но диафрагмальные поглотители гораздо более популярны, поскольку их проще спроектировать и они занимают меньше места.
Как они работают вместе
В большинстве профессиональных студий пористые и диафрагмальные поглотители работают вместе, поскольку у каждого из них есть сильные и слабые стороны.
Просто изменяя их соотношение, можно контролировать тип звука, который вам нужен.
- Более сухой “студийный звук” можно достигнуть большим количеством пористого поглощения, или…
- Рассеянный “живой звук” можно достигнуть меньшим количеством пористого поглощения, и большим — диафрагмального.
Некоторые студии даже придумывают “гибридные” басовые ловушки, использующие и то, и другое.
Один из способов сделать это — разместить пористое поглощение за резонирующей панелью. Это расширит диапазон поглощаемых частот, но побочным эффектом будет ухудшение поглощения средней частоты.
Теперь, когда вы знаете варианты, необходимо выбрать один…
Выбор ВАШЕЙ стратегии
Для домашних студий обычно советуют пропустить резонирующие поглотители и рассматривать только пористые .
Для эффективного использования резонирующих поглотителей зачастую требуется индивидуальный проект, включающий в себя оценку комнаты , диагностику проблем и сборку особой басовой ловушки специально под эту комнату.
А если её плохо соберут… то она может быть полностью неэффективна и даже вызывать проблемы, резонируя на неправильной частоте.
С другой стороны, пористое поглощение — это решение “на любой случай”, которое, к тому же, намного дешевле.
Полагая, что вы уже склонились к пористому поглощению, следующий вопрос — использовать
- треугольные угловые басовые ловушки или…
- плоские басовые ловушки
Угловые басовые ловушки более тяжёлые, что, как мы узнали раньше, является одним из способов обуздать низкие частоты.
Плоские басовые ловушки используют другой способ поглощения басов, оставляя открытый воздушный просвет между панелью и стеной. Благодаря этому можно покрыть больше пространства меньшим количеством материала.
У каждого варианта есть свои преимущества, но на самом деле… и тот, и другой хороши .
Поэтому далее… я расскажу о лучших моделях каждого варианта.
Если вы хотите угловые ловушки , посмотрите эти:
- Auralex LENRD – (Amazon)
- Auralex MegaLENRD – (Amazon)
- Auralex ATOM-12 System – (Amazon)
Если же вам нужны плоские ловушки :
- Auralex Sonolite – (Amazon)
- Primacoustic Cumulus Corner Trap – (Amazon)
- Ultimate Acoustics Beveled Trap – (Amazon)
Выбор отправной точки
Если вы только что посмотрели мои советы и не очень обрадовались цене… то у вас может встать вопрос:
Как много панелей мне реально потребуется?
Горькая правда: большинству комнат нужно от 20 панелей .
Но поскольку немногие могут себе это позволить, я советую начать с 4 или 8 , а потом добавить…
Установка басовых панелей
Как и с любым элементом акустической обработки…
То, где вы разместите басовые ловушки, будет иметь огромное влияние на их работу.
Обычно басовые ловушки размещают в трёхсторонних углах помещения (на рисунке показаны красными точками).
Если у вас есть 8 ловушек, просто разместите их по углам. Если у вас их только 4, разместите их в 4 верхних угла, чтобы сэкономить место на полу.
Если у вас больше нет, то готово.
Если остались ещё ловушки — поставьте их друг на друга в вертикальных двусторонних углах , как показано на рисунке ниже.
А если у вас ещё остались ловушки — закрепите их на верхних двусторонних углах комнаты, как на картинке ниже.
Теперь поглощение басов в вашей комнате настолько крутое, насколько это вообще возможно.
А поскольку вам не понадобится столько басовых ловушек, чтобы получить пристойный звук…
Заходить так далеко всегда остаётся на ваше усмотрение.
Акустика помещения: меблировка (часть 2)
Есть мебель, созданная для красоты и торжественных мероприятий. Бывает мебель, созданная для удобства и повседневного использования. Но и та и другая может быть мебелью, созданной для звука.
Ясность в понятиях
В первой части мы рассмотрели основные моменты, связанные с акустической подготовкой помещения. В этот раз поговорим об акустической обработке помещения.
Под акустической подготовкой помещения мы имели в виду капитальные меры, направленные на строительство помещения, предназначенного под прослушивание музыки или просмотр кинофильмов.
Под акустической обработкой помещения мы будем понимать всевозможные способы улучшения его акустических свойств, не предполагающие кардинальных изменений (тех, которыми мы занимались при акустической подготовке). Разделить доступные к использованию средства в области акустической обработки можно по разным критериям, мы остановимся на делении по частотному диапазону.
Низкие частоты. Бас-ловушки. Суть в объеме
Наиболее популярным средством борьбы с проблемами в области низких частот являются бас-ловушки. Наиболее частой проблемой — эффект стоячих волн. Вследствие того, что звуковые волны в этой области имеют большие длины, акустическая мебель данного типа достаточно объемна.
Принцип, по которому работают бас-ловушки, построен на поглощении энергии звуковой волны. Однако реализация этого принципа может быть разной. Существуют два основных типа бас-ловушек: резистивные и резонансные.
Схематичное представление работы резистивной ловушки
Первые, резистивные, представляют из себя толстый слой пористого материала, проходя через который звуковая волна будет терять свою энергию, испытывая сопротивление со стороны среды, в которой она распространяется. Такая потеря энергии максимально эффективно будет происходить там, где скорость волны наибольшая, а это соответствует расстоянию в четверть ее длины относительно отражающей звуковую волну поверхности.
Отдельно обратим внимание на то, что непосредственно у самой поверхности скорость волны будет равна нулю, поэтому при равной толщине установка бас-ловушки у стены даст наименьший эффект. В целом резистивные ловушки имеют большой размер, и их работа ограничена только верхними частотами низкочастотного диапазона, на нижних частотах их применение нерационально.
Давайте вместе посчитаем: для частоты 60 Гц длина волны будет соответствовать 8 м, а это значит, что для корректной работы, рассчитанной на четверть волны, размер установленной у стены ловушки должен быть не меньше двух метров. Таким образом, для частоты 60 Гц в трех плоскостях объем бас-ловушки должен составлять 8 м³.
Для находящихся же в основном в продаже 30-35 см угловых бас-ловушек эффективная работа будет происходить не ниже частоты 250 Гц. Не очень впечатляющий результат, правда? Зато такие ловушки работают в очень широком диапазоне частот, эффективно выравнивая в нем амплитудно-частотную характеристику.
Схематичное представление работы резонансной ловушки
Вторые, резонансные, представляют из себя систему, состоящую из герметично закрытой конструкции. Одна из ее поверхностей является мембраной, имеющей массу, которую звуковая волна будет раскачивать (мембрана войдет в резонанс с определенной частотой).
Запертый внутри бас-ловушки воздух подвергнется сжатию и растяжению, что вызовет сопротивление для деформации мембраны. Именно на преодоление этого сопротивления звуковая волна потратит свою энергию и вдобавок потеряет ее из-за трения воздуха внутри конструкции.
Преимущество резонансных ловушек в том, что они существенно меньших размеров и могут быть спроектированы на работу на любой конкретной частоте, однако диапазон относительно проектной частоты будет очень невелик. Кроме того, при низкой громкости энергии звуковой волны попросту не хватит на раскачивание мембраны такой ловушки, поэтому тем, кто предпочитает слушать музыку тихо, такой вариант не подойдет.
С другой стороны, на маленькой громкости человек физиологически не воспринимает большую часть низких частот, и эффект стоячих волн просто не наблюдается. В отличие от резистивных, резонансные ловушки необходимо устанавливать как можно ближе к поверхности, поскольку они работают тем эффективнее, чем выше давление в области мембраны.
Все бас-ловушки строятся на одном из этих двух принципов или совмещая их (например, щит Бекеши). Бас-ловушки бывают как стационарными, когда конструкция жестко закреплена, так и мобильными — такие можно передвигать. В общем случае логичнее разместить бас-ловушки у соединения стен, пола или потолка (поверхностей помещения), а эффективнее всего — в ближайших к колонкам углах, тогда устройство заработает по всем трем осям. В качестве одомашненного решения в качестве бас-ловушки может выступать только плотно набитый шкаф с пуховыми подушками и зимними одеялами.
Средние частоты. Рассеиватели (диффузоры). Суть в форме
Использование диффузоров направлено на улучшение амплитудно-частотной характеристики в условиях имеющегося помещения. Их применение позволяет снизить или восполнить излишнюю силу звука на определенных частотах, что улучшает разборчивость.
Работа любых типов диффузоров направлена на то, чтобы подвергнуть изменениям заложенное природой равенство угла падающего и отраженного луча. Однако реализация этого принципа может отличаться в зависимости от цели.
Разделим условно все диффузоры на симметричные и несимметричные. Так, симметричными диффузорами мы будем называть направленные на создание равномерного звукового поля, в то время как несимметричными являются те, которые направлены на избавление от прямых отражений. Разберемся в этих тонкостях.
Диффузор Шредера — самый популярный рассеиватель
Начнем с симметричных диффузоров. Самым популярным примером данного типа является диффузор Шредера. Это устройство, состоящее из чередующихся ребер и перпендикулярных им панелей различной глубины, рассчитанных по определенной математической модели (которая описывает соотношение ширины и глубины ячейки).
При падении под одним и тем же углом звуковая волна заходит в созданные ребрами и панелями карманы, но выходит из каждого через разное время и под разным углом, претерпев разное количество отражений. Тем самым диаграмма направленности отраженного звука становится цилиндрической, а энергия отраженного звука уменьшается в зависимости от звукопоглощающих свойств материала и количества отражений.
Однако тут есть очень важный момент — все это работает только тогда, когда звуковая волна (луч) не падает на панели диффузора под прямым углом. В этом случае диффузор окажется абсолютно бесполезным: все, упавшее на него под прямым углом, точно также отразится обратно.
Именно поэтому такие диффузоры размещают на площадках первых отражений, которые звуковая волна достигает под острым или тупым углом — это фронтальная стена между АС и боковые от слушателя поверхности, а также стена за слушателем. Все это делается для достижения такого звукового поля, в котором сила отраженного звука будет снижена, а сильное доминирование тех или иных частот исключено.
Помимо этого, положительным эффектом для прослушивания музыки станет увеличение времени реверберации. Отразившись несколько раз от панели и ребер диффузора, звук вернется к нам позже, чем если бы он отразился просто от ровной поверхности. Закрыв глаза, мы сможем накинуть нашей комнате как минимум пару-тройку квадратных метров, а при большой площади покрытия даже пяток.
Отражение звука от разных типов диффузоров
Для звука, падающего под прямым углом на поверхность, существуют несимметричные диффузоры, направленные на избавление от прямого отражения. Простейшим примером такого диффузора может служить изогнутый лист фанеры, закрепленный на стене. Отраженный от него звук хаотично разойдется в разные стороны, но точно не вернется туда, откуда пришел.
Если в вашем помещении присутствует эффект порхающего эха, то несимметричные диффузоры, расположенные на стенах ровно напротив громкоговорителей акустических систем, помогут справиться с проблемой. В принципе роль несимметричного диффузора может выполнять любая конструкция, не имеющая внешних поверхностей, находящихся в одной плоскости со стеной, на которую она устанавливается.
Положительным эффектом в борьбе с порхающим эхом несимметричного диффузора по сравнению с поглотителем станет то, что мы незначительным образом повлияем на АЧХ (в пределах звукопоглощающих свойств материала, из которого изготовлен диффузор). Однако нужно понимать: говорить об эффективности можно только тогда, когда устройство может быть создано на основе расчетов (в основном это касается симметричных диффузоров), а расчеты эти в свою очередь подтверждены на практике.
Задумываясь об использовании диффузора, представьте, что будет происходить с падающей на него звуковой волной, чем аргументирована его конструкция и насколько он уместен для ваших целей. Эстетическая составляющая также может сыграть важную роль. В качестве одомашненного решения наиболее удачным вариантом будет использование книжных стеллажей открытого типа, также можно задействовать канцелярский шкаф, полку с дисками и т.д.
Высокие частоты. Поглотители звука. Суть в материале
Поглотители служат для корректировки звучания за счет уменьшения силы звука и обычно применяются для диапазона высоких частот. Самым популярным материалом среди поглотителей является пористый материал, известный как акустический поролон.
Поролон — самый популярный акустический поглотитель
Больше других пользуются спросом изделия в форме волн и пирамидок, что (помимо оригинального внешнего вида) обусловлено более высокой эффективностью по причине увеличения рабочей площади поверхности.
Достаточно толстый акустический поролон может превратиться в поглотитель для средних частот, а дальнейшее наращивание толщины сделает из него бас-ловушку резистивного типа (хотя эффективность будет ниже, чем при использовании каменной ваты в качестве наполнителя).
Подвесной каркасный потолок с плитами-поглотителями
Очень широкое промышленное распространение среди поглотителей звука получили плиты с жесткой волокнистой структурой и/или перфорацией. Например, от таких производителей, как Armstrong и Heradesign.
Если вы работаете в обычном бизнес-центре, гуляя в следующий раз по коридору, посмотрите на потолок. С большой долей вероятности это будет подвесной каркасный потолок с плитами одного из этих производителей. Открытые офисы, конференц-залы, комнаты переговоров — типичные места для применения подобных решений. В жилищных условиях их применяют достаточно редко, выглядят они совсем не по-домашнему. В качестве «одомашненных» средств можно использовать ковры и шторы.
Электронная коррекция звука
Напоследок нельзя не затронуть тему электронной коррекции акустики помещения, пусть она и не подходит под определение акустическая обработка.
Если наше помещение далеко от идеала, а использование акустической мебели в нем затруднительно — электронная коррекция позволит эффективно решить распространенные проблемы. Даже если у нас акустически подготовленное и обработанное помещение, электронная коррекция не будет лишней, а позволит провести тонкий тюнинг амплитудно-частотной и импульсной характеристик. Правда, последнее утверждение будет справедливо только в том случае, если мы используем цифровые источники совместимых форматов — тогда мы имеем возможность провести коррекцию без потерь.
Помимо универсальных программных и аппаратно-программных средств, существуют также специализированные электронные корректоры, рассчитанные на работу только в низкочастотном диапазоне — электронные бас-ловушки. Как правило, они комплектуются сабвуфером, который используется для воспроизведения проблемных частот музыкальной фонограммы в противофазе. Таким образом, проблемные частоты вместо суммирования друг с другом начинают вычитаться друг из друга, нивелируя негативный эффект стоячих волн, создаваемый помещением.
Неясность в понимании
Просмотр кино и прослушивание музыки — это две крайности одной и той же сущности, как заметил бы капитан Джек Воробей. Рассуждая о возможности совмещения стерео и кинотеатральной системы, уточняя свои предпочтения в кино и музыке, мы редко задумываемся над тем, что концепции их построения с точки зрения акустики помещения противоречат друг другу (громкость звука, время реверберации и т.д.). Если для кино ковер с высоким ворсом на весь пол и плотные толстые шторы во всю стену — это хорошо, то для музыки не очень.
В целом теме акустической подготовки и акустической обработки помещения уделяется недостаточное внимание, в то время как размен на более несущественные вещи (выбор силовых кабелей, например) может всерьез и надолго занять наше внимание. В связи с этим в качестве завершения статьи я предлагаю к размышлению следующий тезис: Даже самая технически совершенная звуковоспроизводящая аппаратура не может выйти по качеству звучания за рамки акустических характеристик помещения, в котором она играет.
Акустический поролон: виды, монтаж, звукоизоляция, цена
Поролон, известный в научном мире под названием полиуретан – очень удивительный и интересный материал, прочно вошедший в современную жизнь человека. Практически все люди ежедневно имеют дело с теми или иными видами поролона, однако мало кому известна история происхождения этого удивительного материала.
А началось всё в далеком 1929 году, когда в компании Dunlop один из её исследователей получил первые образцы при помощи латекса. Спустя десять лет поролон впервые использовали с целью образования каучуковой пены из изоцианатов, однако вскоре большинство естественных разновидностей поролона сменил стиролбутадиен-куачук. Тогда же его начали впервые широко использовать в коммерческих целях.
Своё нынешнее название «поролон» пенополиуретановая пена получила благодаря фирме-поставщику во времена СССР, имеющей название «Porolon».
На сегодняшний день большую часть рынка полиуретанов составляют именно пены из полиуретана.
Самыми крупными потребителями поролонов всевозможных видов являются:
1) Транспорт. Практически во всех видах транспорта (самолеты, автомобили, поезда, корабли и т.д.) так или иначе присутствуют элементы, основу которых составляет поролон.
2) Строительство. Без огромного разнообразия монтажных пен из полиуретана невозможно сегодня представить ни одну стройплощадку.
3) Мебельное производство.
Одним из распространенных свойств поролона является его способность к поглощению звуков. Именно благодаря этому свойству появилась возможность создавать помещения, имеющие акустическую чистоту и защиту от воздействия посторонних шумов.
Акустический поролон применяется в обустройстве домашних и профессиональных звукозаписывающих студий, а также производственных цехов промышленных предприятий.
Метод действия поролона
Шум по своей сути является суммой волн звука частотного спектра. Волны, достигнув физических тел, поглощаются или отражаются от них. Ровная стена в комнате отражает волну звука, которая начинает лавировать между препятствиями – так получается известное всем с детства эхо.
Ковры или мягкая мебель уменьшают энергию волны звука при помощи её частичного поглощения и преобразования эффекта трения в тепло. А наличие всевозможных гроздей разнообразных предметов и гладких поверхностей является одной из причин значительных звуковых искажений.
Именно для выравнивания нагрузки шумов в комнатах был создан звукопоглощающий поролон. При рассмотрении его под увеличительным стеклом можно увидеть, что структура поролона образована бесчисленным количеством ячеек из полиуретана, внутри которых находится воздух.
Официальное наименование поролона – эластичный пенополиуретан. Он является материалом с открыто-ячеистой структурой, благодаря которой с легкостью способен впитывать жидкости и вбирать в себя воздух. Волна звука при достижении средней толщины поролона неоднократно отражается от его микропор и теряет всю собственную энергию (вплоть до полного затухания). По этой причине чем выше плотность поролона и меньше размер ячеек – тем выше его свойства по шумоизоляции.
Основные виды помещений для шумоизоляции
Рассмотрим основные помещения, шумоизоляция которых имеет практическое полезное значение.
К таким помещениям можно отнести:
2) Жилой дом/квартира
3) Звукозаписывающая студия
Офис – место высокой концентрации большого количества людей, которые исполняют определенные обязанности и создают серьезное шумовое загрязнение. Например, телефонные звонки, стуки и скрипы офисной мебели, шум шагов, работа различной оргтехники (компьютеры, принтеры и др.). Всё это создает атмосферу, в которой у сотрудников понижается производительность труда, повышается рассеянность и утомляемость. Значительного снижения уровня шума (практически в два раза) можно добиться при помощи размещения нескольких поролоновых панелей на полке тумбы или шкафа.
Жилой дом, квартира представляет собой место для отдыха, восстановления сил после трудного и непростого рабочего дня. Однако, если дом расположен на оживленной улице, а в квартире по соседству хозяин начал ремонт (или в квартире на соседнем этаже живет ярый поклонник громкой музыки) отдых становится недостижимой мечтой, ведь полноценно отдохнуть в таких условиях невозможно.
Помочь в решении этой проблемы могут звукопоглощающие плиты – они прекрасно справляются с проникновением посторонних звуков в помещение не только снаружи, но изнутри. Особенно акустическая изоляция полезна тем, у кого есть маленькие дети – она поможет сохранить атмосферу спокойствия и комфорта.
Звукозаписывающие студии практически невозможно представить себе без достаточной изоляции от шумов. Любые посторонние шумы и звуки отрицательно влияют на качестве записываемого звука. По этой причине акустические панели в них устанавливаются не только на стены – потолок тоже обрабатывается.
Виды акустического поролона
В процессе проектирования акустического пространства помещения не стоит забывать о правилах, соблюдая которые будет достигнут максимальный эффект (устранение звуковых отражений, необходимый уровень звучания акустических систем).
Панели акустического поролона можно разделить на две основные категории:
1) панели для поглощения низких частот (сокращенно — НЧ)
2) панели, поглощающие средние и высокие частоты (сокращенно – С/ВЧ).
Соответственно, панели первого типа действуют в основном на поглощение низких частот и реализованы в виде басовых ловушек и кубов. Поглотители средних и высоких частот представлены акустическими панелями типа «Пирамида», «Волна» и т.д.
Прежде всего следует развеять ложное утверждение о «выдающихся способностях» панелей этого типа, ведь некоторые уверены, что басовые ловушки способны поглощать НЧ. Основная задача акустического поролона – ликвидация отражений звукового сигнала и сокращение его «хвостов».
Если необходимо полностью убрать определенную частоту звука – акустический поролон не поможет. Его задача – убрать последствия проблемных частот в пространстве.
Поскольку в углах помещения накапливаются низкие частоты, возвращающиеся к слушателю с определенной задержкой, главной функцией басовых ловушек является устранение накопления низкой энергии.
Причем, рельеф панели не имеет никакого значения. От величины помещения и планируемого полученного результата зависит размер акустической панели этого типа.
Акустические поролоновые панели
Выбирая панель следует помнить, что от веса и формы панели будут напрямую зависеть и его свойства. Например, рельеф Волна дает максимально мягкий звукопоглощающий эффект. Этими панелями можно полностью покрыть помещение.
А вот панели «Пирамида» дают лучший результат при небольшом количестве и располагаются в определенных зонах комнаты. Поролон такого типа широко применяется в акустических системах – в качестве замены обыкновенному синтепону, которым заполняют пространство внутри колонок и сабвуферов. Он дает улучшенное звучание звуковых волн среднего и высокого частотного диапазона.
Прочие акустические панели отличаются в основном формой рельефа и определенные степени эффективности. Они прекрасно справляются с проблемами помещений любого размера – от небольших офисов до помещений производственного уровня.
Работа с акустическим поролоном не требует специальных навыков или умений. Он легок в раскройке и из-за своего малого веса может крепиться даже на 2-х сторонний скотч.
Особенности звукоизоляции и средства снижения ненужного шума
Существует два подхода к снижению звука: применение противошумных генераторов активного типа или увеличение расстояния от источника до приемника звука при помощи звуковых барьеров, которые поглощают энергию звуковых волн.
Следует учитывать некоторые факторы распространения и поглощения звуковых волн:
1. Расстояние. Энергия разбросанных на расстоянии звуковых волн снижается если использовать акустический поролон – он постепенно снижает интенсивность звуковых волн в источнике, в то время к в обычной ситуации скорость ослабления звуковых волн обратно пропорциональна расстоянию от источника звука.
2. Демпфирование. В качестве демпфирующего средства акустический поролон достаточно эффективен, равно как для снижения резонанса в помещении, поглощения, диффузии или отражения. Поглощение звука панелями акустического поролона способствует снижению уровня звука, а диффузия или отражение – преобразует нежелательные звуки в полезные (вследствие их согласованности).
3. Поглощение. Поглощающие звук поролоновые материалы, как уже упоминалось выше, преобразуют энергию звуковых волн в тепловую при одновременном их снижении. Поглощение звука в определенных диапазонах частот особенно важен для прослушивающих помещений или звукозаписывающих студий.
Пористые акустические панели
Акустические поролоновые поглотители с порами открытого типа действуют по принципу поглощения шумов в структуре материала. Они являются эффективным шумопоглотителем в С/ВЧ диапазоне. Коэффициент поглощения поролоновых акустических панелей впечатляет даже на частотах низкого уровня.
Факторы поглощения звука ячеистого акустического поролона:
1. Плотность поролона.
2. Размерность ячеек.
3. Наличие извилин и изгибов.
4. Толщина панели.
5. Количество пор в материале.
Поглотители резонансного типа
Панели данного типа, а также резонаторы Гельмгольца действуют методом демпфирования (отражения) звуковых волн. Поглотители такого типа по сравнению с пористыми особо эффективны для частот среднего и низкого частотного диапазона, однако их отличает высокая стоимость по сравнению с акустическим поролоном.
Звукоизоляция поролоном в быту
Влияние внешних шумов можно без труда снизить или устранить в бытовых условиях. Главное внимание в звуковой изоляции в современных домах следует уделять окнам.
Для приглушения звука помимо штор можно использовать сотовые воздушные камеры или же посредством применения акустического поролона. Сотовые конструкции с количеством сот от 1 до 3 дают возможность достичь большой степени затухания звука.
Кроме того, панели акустического поролона могут являться частью потолка или стен – для снижения уровня звука из соседних квартир. В этом случае поролон может устанавливаться в качестве отдельной прослойки на потолке или стенах.
Звукоизоляция поролоном в коммерческих помещениях
Таким же способом установки акустического поролона достигается эффект снижения шума в помещениях с большим количеством работников и оргтехники (телефонов, компьютеров и т.д.).
Снижение шума как уже было указано выше, способствует повышению работоспособности и производительности труда сотрудников. В производственных цехах акустический поролон дает ощутимое снижение общей громкости и звуковых отражений от работающего оборудования.
Особенности монтажных работ
При проведении работ по монтажу акустического поролона обязательно следует соблюдать следующие правила:
1. Поролоновую панель нельзя мять или подвергать деформации, поскольку это ощутимо уменьшает его эффективность.
2. Крепить поролон к основанию следует клеем или двусторонним скотчем.
3. Поролоновые панели устанавливаются исключительно для установки внутри помещения.
4. Как правило, панели размещаются под покрытием пола, внутри стен или в конструкции подвесного потолка.
Толщина продающихся поролоновых панелей может варьироваться от 5 до 100 мм. При выборе толщины следует выбирать панели по принципу: «выше уровень шума – толще слой шумоизоляции». Для домов, квартир или офисных помещений подходят панели толщиной 50-70 мм.
Стандартные панели имеют серый или коричневый цвет, однако при желании можно заказать панели необходимого цвета или оттенка.
Примерная цена различного вида акустического поролона
Пирамида (форма пирамидок) — цена 600 руб. за квадратный метр.
Волна (более плавная форма в виде волны) цена 400 руб. за квадратный метр.
Aura — цена 450 руб. за комплект из четырёх квадратов, каждый 30×30 см.
Бас ловушка маленькая — цена 900 руб. за 1 штуку. Размеры 50x30x30 см.
Бас ловушка большая — цена 1700 руб. за 1 штуку. Размеры 100x30x30 см.
В заключение стоит упомянуть тот факт, что поролон не требователен к условиям эксплуатации и является практически вечным материалом.
Источник