Башкирский нагрудник селтэр своими руками

Башкирский нагрудник

Зиля Кутлиярова
Башкирский нагрудник

Мастер-класс «Башкирский нагрудник»

В этом году вся наша многонациональная республика отмечает 100-летие её основания.

В рамках празднования юбилея в течении полугода педагоги развивали познавательный интерес у детей к истории своего народа, воспитывали чувства гордости за свой народ.

Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, приуроченный к 100 – летию Республики Башкортостан, целью которого является воспитание интереса к башкирскому народному орнаментальному искусству, развитие духовно-нравственных качеств, и предлагаем поучаствовать в создании элементов национальной одежды мусульман – тюбетейки и башкирского нагрудника.

Башкирские национальные традиционные украшения отображали эстетические воззрения башкир, служили талисманами, оберегами, являлись показателями родовой принадлежности, статуса семьи. В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники шили из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры. Сегодня вновь возрождается интерес к традиционным элементам одежды. Несомненно, самыми колоритными украшениями костюма женщин являются нагрудники.

Для данной работы я взяла ткань 2 цветов красного и черного цвета, обработав на швейной машинке. За основу можно взять обычный детский нагрудник. Затем украшаем наш нагрудник монетами, пайетками, полубусинами, лентами. Нагрудник готов.

Такие мастер классы дают возможность не только научиться и сделать для себя неповторимое украшение, но и поближе познакомиться с национальной культурой.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Источник

Башкирский нагрудник селтэр своими руками

    Главная
  • Список секций
  • Краеведение
  • Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Прошлым летом я с мамой ездила на гала — концерт «Баик», и там на девушках заметила необычные, красивые украшения. Оказывается, эти украшения сейчас очень модно носить и любая девушка может сделать их сама. И мне стало интересно, из чего и как они сделаны. Я попросила маму помочь мне в изготовлении такого украшения. Мы стали искать материалы. Очень полезной оказалась книга С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда».

Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.

— изучение происхождения нагрудных украшений башкир;

— изучение современных тенденций моды в изделиях;

— прорисовка эскизов изделий;

— разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;

Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.

Объект использования: Селт ә р.

Предмет исследования: Нагрудники.

1. Поисковый (сбор, анализ) материала;

2. Изучение теоретического материала;

4. Анализ полученных материалов.

Из истории башкирских нагрудных украшений

Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)

Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно — составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].

В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.

Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.

2.1 Композиционное строение и цвет орнамента

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже — белый цвет холста. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов [2].

Читайте также:  Как сделать химическую полировку фар своими руками

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».

Чёрный – цвет земли и плодородия.

C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)

Особенности национального башкирского костюма

Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы [ 4 ] .

Атрибуты одежды башкирских женщин

В редкие вечерние минуты отдыха у домашнего очага башкирская женщина чувствовала себя менее занятой, тогда красота и гармония, мир и покой, царившие в природе, вдохновляли ее на рукоделие. Многочисленные предметы, окружающие ее домочадцев в повседневной жизни и традиционный костюм — все это говорит о художественном вкусе и таланте простой труженицы. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. (Приложение 4)

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)

3.Выполнение творческой работы

Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.

Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.

Читайте также:  Замена дисплея xiaomi redmi 4x своими руками

Техника выполнения:вышивка бисером.

3.1 Технологическая карта:

— Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );

— Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);

— Моя работа (Рисунок 8).

4. Экологическая оценка

При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.

4.1 Оценка качества и сложности проекта

Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.

Источник

Башкирский нагрудник селтэр своими руками

‒ раскроить из ткани-основы четыре прямоугольника со следующими параметрами: H = 42 см, В (нижняя) = 36 см, В (верхняя) = 25 см;

‒ раскроенные детали стачать, а затем выстегать.

‒ раскроить из красной ткани два прямоугольника с предыдущими параметрами плюс 0,5 см. Если ткань очень тонкая, то скроить четыре детали;

‒ раскроенные детали стачать, за исключением горловины и места соединения нагрудника с лямками;

‒ швы проутюжить, вывернуть и приутюжить.

‒ Сетка плетется отдельно на подушке, а затем нашивается на основу.

‒ Следует приготовить иглы, булавки, красные нитки, подушку, ножницы, мелкий бисер. Измерить параметры нижней части полученной детали основы.

‒ Заправить нить в четыре слоя в иглу, закрепить на подушке, оставляя конец для последующего регулирования. Нанизать один ряд и закрепить булавкой на подушке, после чего начинать плести второй ряд: в начале ряда нанизать семь бисеринок и две для стойки, затем нить оборачивают через нить, проходящую между 2-й и 3-й бисеринками первого ряда, и обратно нить идет через стойку.

‒ Далее весь ряд нанизывают уже по 4 бисеринки и 2 для стойки. Число бисеринок в ячейках должно быть всегда четным, за исключением при повороте – там 5.

‒ Если нить заканчивается, то другие нити только прикручиваются, ни в коем случае не привязываются, так как они быстро распускаются.

‒ При плетении сетки нитки сильно не стягивать, так как при носке они будут перетираться о бисеринки и просто порвутся.

«Тояк» — это висячая бахрома с монетой в конце, захватывающая две ячейки сетки и располагающаяся по всей полосе нижнего края сетки. Ранее ширину нагрудника измеряли количеством «тояк». В среднем украшение состоит из 20‒25 «тояк».

Изготавливают «тояк» сразу по окончании сетки, не обрывая нить.

Нанизывают 8 бисеринок (самое оптимальное число, так как если брать 10‒12, то «тояк» получится длинным и при постоянном качении нити будут перетираться и рваться) плюс 2, затем монету (обмотать дважды) и обратно через 8 бисеринок. Далее нанизать 2, нити закрепляют в середину 1 ячейки последнего ряда сетки и обратно через последнюю бисеринку. Образовывается кисть. И так до конца сетки.

Бисер для выполнения «тояк» отбирается самый ровный и красивый, а монеты должны быть все одинаковые.

«Сейчас происходит усиление этнической идентификации на фоне ослабления традиционной национальной бытовой культуры. На протяжении всей истории человечества одежда является одним из значимых элементов оформления внешности человека, которая может дать представление о его социальной принадлежности, культурном и этническом статусе, уровне материального достатка, ‒ говорит Инзира Хабибрахманова. ‒ Я всегда хотела носить башкирский нагрудник как можно чаще, ведь он очень красивый. Но он и тяжелый — около трех-пяти килограммов. Такой я носила исключительно по праздникам, и после у меня очень болела шея. Всегда хотелось иметь элемент в одежде, который мягко подчеркивает национальность, отражает историю моего народа. Первую футболку с нагрудником сделала себе в марте 2016 года – друзьям и знакомым, даже случайным прохожим она пришлась по душе. Люди стали просить меня сделать такие же футболки. Потом возникла коллекция из восьми видов, которая продолжает пополняться».

Интерес и спрос на этно-футболки есть. Основная целевая аудитория, конечно, женщины. Молодые девушки берут чаще. Много футболок берут в подарок. Например, увозят друзьям и родственникам, живущим за границей. Есть и коллективные заказы, рассказывает собеседница.
С коллекцией этно-футболок можно ознакомиться
в Instagram на странице maturufa.

Технология изготовления не сложная и занимает порядка 40 минут: разрабатывается компьютерный дизайн и на хлопчатобумажной футболке с покрытием печатается рисунок нагрудника. За основу берутся настоящие нагрудники, которые производят в Абзелиловском районе. Фото для печати будущих принтов Инзира Шамсулловна делает сама. Фотопринт практичен и износостоек.

«Мастеров по изготовлению нагрудников очень много. И с каждым годом все больше. Изготовление нагрудных украшений стало модной тенденцией, что очень отрадно. Для меня самое важное — популяризация башкирской культуры. Я изучаю национальные костюмы народов мира, историю моды, тренды, в том числе этно- и эко-моду. Некоторые национальные костюмы невероятно красивы. Костюм не просто следует за изменениями в обществе, а чаще всего предвещает будущее. Таким образом, современная одежда должна не просто имитировать национальные черты, а креативно их преображать», — отмечает она.

По мнению собеседницы, в одежде испокон веков отражались особенности хозяйства, рост и развитие экономики и даже особенности семейного быта. Национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

Читайте также:  Деньги своими руками схемы

Башкирский нагрудник запечатлен в одном из самых главных республиканских памятников – Монументе Дружбы. Памятник возвели в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России. У основания монумента находятся две бронзовые фигуры — русской и башкирской женщин. Они показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию.

По данным портала ufa-gid.com, фигуру русской женщины скульптор Михаил Бабурин лепил со своей дочери, а чтобы выразить в бронзе национальный башкирский характер, он вместе с помощниками ездил по аулам. Были сделаны натурные зарисовки, отобрано самое характерное, типичное. Тем не менее моделью для фигуры женщины-башкирки, входящей в ансамбль памятника, скульптор выбрал педагога московского вуза Зухру Муратову – уроженку Уфы. Сначала она отказывалась, но все же согласилась – позировала четыре месяца.

Платье башкирской женщины украшает нагрудник. По словам автора книги «Башкирский костюм: Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиевой, украшение похоже на стилизованный нагрудник.

«Скорее всего, это стилизованный нагрудник, но точно не могу утверждать. Я видела очень много нагрудников. Было бы сложно отлить традиционный нагрудник, сделанный по всем историческим канонам. Но это точно нагрудник — длина у него до талии, прикрывает грудь, а выпуклостиэто так изобразили монеты. Как правило, нагрудники бывают с чешуйчатой зашивкой — все сшивается целиком, а здесь, у скульптуры, монеты расположены местами, единично», — отмечает Айгуль Камалиева.

«Башкирский национальный костюм настолько многослоен, если так можно выразиться, его обязательно нужно рассматривать через призму истории», — считает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан Айгуль Камалиева.

По мнению эксперта, длительные исторические контакты с племенами, периодически появлявшимися на территории Южного Урала, оставляли свой след в культуре, в данном случае, в одежде.

«Если не знать историю, костюм не понять вообще. Но и этого недостаточно, нужно изучить фольклор, мировоззрение, философию, обряды народа – словом, всё, чем жили те люди, в эпоху которых костюм создавался. Научная работа Светланы Шитовой в первую очередь ценна тем, что она выделила исторические пласты. То время для учёного было сложным, но одновременно и благодатным по той причине, что у населения всё ещё сохранялись натурные образцы одежды, имеющие длительную историю. Это платья, народные костюмы, головные уборы. А насколько ценны и богаты с исторической точки зрения нагрудники!» — отмечает Айгуль Камалиева.

По ее словам, сейчас появилось много рукодельниц, которые интерпретируют народные мотивы в современной одежде.

«Здесь важно иметь чувство вкуса – врождённое чувство вкуса, гармонии. Более того, нужно изучить мировоззренческую основу костюма, его философию. Нужно понимать, что народный костюм — это родное, близкое, неприкасаемое, и если кто-то начинает интерпретировать костюм в ультрамодных тенденциях, люди могут это воспринять как личное оскорбление. Но если соблюсти все традиции, создать гармоничный костюм, то восприятие будет совершенно другое. Ещё один немаловажный аспект: народный костюм – это нравственность, в его основе лежит духовная составляющая. Поэтому не стоит сомневаться, что прекрасно выполненный в лучших традициях нагрудник, который будет надет на неприкрытую грудь, вызовет возмущение. Когда народный костюм относят только к материальной культуре – это неправильно: в народном искусстве духовное и материальное было единым, одно питало другое и наоборот. Костюм башкир складывался веками, в него вложено мировоззрение целого народа. Например, нагрудник – это один из самых древнейших элементов костюма. Даже его прототип, если почитать книгу Нияза Мажитова «История Башкортостана. Древность. Средневековье», был извлечён из памятника синташтинской культуры эпохи бронзы (IIначало I тыс. до н.э.). Учёные извлекли детали, отдельные элементы металлического нагрудника, которые в древности пришивались на кожаную основу. Кожа растворилась в земле, а металлические элементы остались лежать в таком положении, в каком их пришивали. Сейчас нагрудники делают из тканевой основы в несколько слоёв, чтобы ткань не порвалась в местах пришивания монет. Если сравнить композиционное расположение деталей древнего нагрудника и современного, то они очень похожи»,рассказывает эксперт.

Айгуль Камалиева считает, что использование элементов народного костюма в современной повседневной одежде требует большой деликатности. Она уверена, что в каждом из нас живут воспоминания о наших бабушках в длинных платьях и с платками на головах, о дедушкиных тюбетейках и др. И по ее мнению, с этими символами наших корней «нужно обращаться очень бережно и ответственно».

Авижанская С.А. Украшения из кораллов, бисера и монет //Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет: [альбом-кат.]. Уфа, 2006.

Камалиева А.С. Конструктивные решения башкирской народной одежды: Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 188 с., табл., рис.

Шитова С.Н. Башкирская народная одежда, — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.

Из книги С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»

Забельский һаҡал / Архив отдела этнографии ИИЯЛ Уфимского научного центра.

Восточно-зауральский Яға/ Руденко С. И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Быт башкир //Записки /Рус. Географическое общество. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2. С. 145, рис. 131.

Схема нагрудников и виды – с сайта «Башкирская энциклопедия»

Источник

Оцените статью