Башкирский нагрудник
Зиля Кутлиярова
Башкирский нагрудник
Мастер-класс «Башкирский нагрудник»
В этом году вся наша многонациональная республика отмечает 100-летие её основания.
В рамках празднования юбилея в течении полугода педагоги развивали познавательный интерес у детей к истории своего народа, воспитывали чувства гордости за свой народ.
Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс, приуроченный к 100 – летию Республики Башкортостан, целью которого является воспитание интереса к башкирскому народному орнаментальному искусству, развитие духовно-нравственных качеств, и предлагаем поучаствовать в создании элементов национальной одежды мусульман – тюбетейки и башкирского нагрудника.
Башкирские национальные традиционные украшения отображали эстетические воззрения башкир, служили талисманами, оберегами, являлись показателями родовой принадлежности, статуса семьи. В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники шили из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры. Сегодня вновь возрождается интерес к традиционным элементам одежды. Несомненно, самыми колоритными украшениями костюма женщин являются нагрудники.
Для данной работы я взяла ткань 2 цветов красного и черного цвета, обработав на швейной машинке. За основу можно взять обычный детский нагрудник. Затем украшаем наш нагрудник монетами, пайетками, полубусинами, лентами. Нагрудник готов.
Такие мастер классы дают возможность не только научиться и сделать для себя неповторимое украшение, но и поближе познакомиться с национальной культурой.
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.
Источник
Башкирский нагрудник своими руками шаблон
‒ раскроить из ткани-основы четыре прямоугольника со следующими параметрами: H = 42 см, В (нижняя) = 36 см, В (верхняя) = 25 см;
‒ раскроенные детали стачать, а затем выстегать.
‒ раскроить из красной ткани два прямоугольника с предыдущими параметрами плюс 0,5 см. Если ткань очень тонкая, то скроить четыре детали;
‒ раскроенные детали стачать, за исключением горловины и места соединения нагрудника с лямками;
‒ швы проутюжить, вывернуть и приутюжить.
‒ Сетка плетется отдельно на подушке, а затем нашивается на основу.
‒ Следует приготовить иглы, булавки, красные нитки, подушку, ножницы, мелкий бисер. Измерить параметры нижней части полученной детали основы.
‒ Заправить нить в четыре слоя в иглу, закрепить на подушке, оставляя конец для последующего регулирования. Нанизать один ряд и закрепить булавкой на подушке, после чего начинать плести второй ряд: в начале ряда нанизать семь бисеринок и две для стойки, затем нить оборачивают через нить, проходящую между 2-й и 3-й бисеринками первого ряда, и обратно нить идет через стойку.
‒ Далее весь ряд нанизывают уже по 4 бисеринки и 2 для стойки. Число бисеринок в ячейках должно быть всегда четным, за исключением при повороте – там 5.
‒ Если нить заканчивается, то другие нити только прикручиваются, ни в коем случае не привязываются, так как они быстро распускаются.
‒ При плетении сетки нитки сильно не стягивать, так как при носке они будут перетираться о бисеринки и просто порвутся.
«Тояк» — это висячая бахрома с монетой в конце, захватывающая две ячейки сетки и располагающаяся по всей полосе нижнего края сетки. Ранее ширину нагрудника измеряли количеством «тояк». В среднем украшение состоит из 20‒25 «тояк».
Изготавливают «тояк» сразу по окончании сетки, не обрывая нить.
Нанизывают 8 бисеринок (самое оптимальное число, так как если брать 10‒12, то «тояк» получится длинным и при постоянном качении нити будут перетираться и рваться) плюс 2, затем монету (обмотать дважды) и обратно через 8 бисеринок. Далее нанизать 2, нити закрепляют в середину 1 ячейки последнего ряда сетки и обратно через последнюю бисеринку. Образовывается кисть. И так до конца сетки.
Бисер для выполнения «тояк» отбирается самый ровный и красивый, а монеты должны быть все одинаковые.
«Сейчас происходит усиление этнической идентификации на фоне ослабления традиционной национальной бытовой культуры. На протяжении всей истории человечества одежда является одним из значимых элементов оформления внешности человека, которая может дать представление о его социальной принадлежности, культурном и этническом статусе, уровне материального достатка, ‒ говорит Инзира Хабибрахманова. ‒ Я всегда хотела носить башкирский нагрудник как можно чаще, ведь он очень красивый. Но он и тяжелый — около трех-пяти килограммов. Такой я носила исключительно по праздникам, и после у меня очень болела шея. Всегда хотелось иметь элемент в одежде, который мягко подчеркивает национальность, отражает историю моего народа. Первую футболку с нагрудником сделала себе в марте 2016 года – друзьям и знакомым, даже случайным прохожим она пришлась по душе. Люди стали просить меня сделать такие же футболки. Потом возникла коллекция из восьми видов, которая продолжает пополняться».
Интерес и спрос на этно-футболки есть. Основная целевая аудитория, конечно, женщины. Молодые девушки берут чаще. Много футболок берут в подарок. Например, увозят друзьям и родственникам, живущим за границей. Есть и коллективные заказы, рассказывает собеседница.
С коллекцией этно-футболок можно ознакомиться
в Instagram на странице maturufa.
Технология изготовления не сложная и занимает порядка 40 минут: разрабатывается компьютерный дизайн и на хлопчатобумажной футболке с покрытием печатается рисунок нагрудника. За основу берутся настоящие нагрудники, которые производят в Абзелиловском районе. Фото для печати будущих принтов Инзира Шамсулловна делает сама. Фотопринт практичен и износостоек.
«Мастеров по изготовлению нагрудников очень много. И с каждым годом все больше. Изготовление нагрудных украшений стало модной тенденцией, что очень отрадно. Для меня самое важное — популяризация башкирской культуры. Я изучаю национальные костюмы народов мира, историю моды, тренды, в том числе этно- и эко-моду. Некоторые национальные костюмы невероятно красивы. Костюм не просто следует за изменениями в обществе, а чаще всего предвещает будущее. Таким образом, современная одежда должна не просто имитировать национальные черты, а креативно их преображать», — отмечает она.
По мнению собеседницы, в одежде испокон веков отражались особенности хозяйства, рост и развитие экономики и даже особенности семейного быта. Национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.
Башкирский нагрудник запечатлен в одном из самых главных республиканских памятников – Монументе Дружбы. Памятник возвели в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России. У основания монумента находятся две бронзовые фигуры — русской и башкирской женщин. Они показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию.
По данным портала ufa-gid.com, фигуру русской женщины скульптор Михаил Бабурин лепил со своей дочери, а чтобы выразить в бронзе национальный башкирский характер, он вместе с помощниками ездил по аулам. Были сделаны натурные зарисовки, отобрано самое характерное, типичное. Тем не менее моделью для фигуры женщины-башкирки, входящей в ансамбль памятника, скульптор выбрал педагога московского вуза Зухру Муратову – уроженку Уфы. Сначала она отказывалась, но все же согласилась – позировала четыре месяца.
Платье башкирской женщины украшает нагрудник. По словам автора книги «Башкирский костюм: Технология. Конструкция. Декор» Айгуль Камалиевой, украшение похоже на стилизованный нагрудник.
«Скорее всего, это стилизованный нагрудник, но точно не могу утверждать. Я видела очень много нагрудников. Было бы сложно отлить традиционный нагрудник, сделанный по всем историческим канонам. Но это точно нагрудник — длина у него до талии, прикрывает грудь, а выпуклости ‒ это так изобразили монеты. Как правило, нагрудники бывают с чешуйчатой зашивкой — все сшивается целиком, а здесь, у скульптуры, монеты расположены местами, единично», — отмечает Айгуль Камалиева.
«Башкирский национальный костюм настолько многослоен, если так можно выразиться, его обязательно нужно рассматривать через призму истории», — считает кандидат технических наук, доцент Института развития образования Республики Башкортостан Айгуль Камалиева.
По мнению эксперта, длительные исторические контакты с племенами, периодически появлявшимися на территории Южного Урала, оставляли свой след в культуре, в данном случае, в одежде.
«Если не знать историю, костюм не понять вообще. Но и этого недостаточно, нужно изучить фольклор, мировоззрение, философию, обряды народа – словом, всё, чем жили те люди, в эпоху которых костюм создавался. Научная работа Светланы Шитовой в первую очередь ценна тем, что она выделила исторические пласты. То время для учёного было сложным, но одновременно и благодатным по той причине, что у населения всё ещё сохранялись натурные образцы одежды, имеющие длительную историю. Это платья, народные костюмы, головные уборы. А насколько ценны и богаты с исторической точки зрения нагрудники!» — отмечает Айгуль Камалиева.
По ее словам, сейчас появилось много рукодельниц, которые интерпретируют народные мотивы в современной одежде.
«Здесь важно иметь чувство вкуса – врождённое чувство вкуса, гармонии. Более того, нужно изучить мировоззренческую основу костюма, его философию. Нужно понимать, что народный костюм — это родное, близкое, неприкасаемое, и если кто-то начинает интерпретировать костюм в ультрамодных тенденциях, люди могут это воспринять как личное оскорбление. Но если соблюсти все традиции, создать гармоничный костюм, то восприятие будет совершенно другое. Ещё один немаловажный аспект: народный костюм – это нравственность, в его основе лежит духовная составляющая. Поэтому не стоит сомневаться, что прекрасно выполненный в лучших традициях нагрудник, который будет надет на неприкрытую грудь, вызовет возмущение. Когда народный костюм относят только к материальной культуре – это неправильно: в народном искусстве духовное и материальное было единым, одно питало другое и наоборот. Костюм башкир складывался веками, в него вложено мировоззрение целого народа. Например, нагрудник – это один из самых древнейших элементов костюма. Даже его прототип, если почитать книгу Нияза Мажитова «История Башкортостана. Древность. Средневековье», был извлечён из памятника синташтинской культуры эпохи бронзы (II ‒ начало I тыс. до н.э.). Учёные извлекли детали, отдельные элементы металлического нагрудника, которые в древности пришивались на кожаную основу. Кожа растворилась в земле, а металлические элементы остались лежать в таком положении, в каком их пришивали. Сейчас нагрудники делают из тканевой основы в несколько слоёв, чтобы ткань не порвалась в местах пришивания монет. Если сравнить композиционное расположение деталей древнего нагрудника и современного, то они очень похожи», ‒ рассказывает эксперт.
Айгуль Камалиева считает, что использование элементов народного костюма в современной повседневной одежде требует большой деликатности. Она уверена, что в каждом из нас живут воспоминания о наших бабушках в длинных платьях и с платками на головах, о дедушкиных тюбетейках и др. И по ее мнению, с этими символами наших корней «нужно обращаться очень бережно и ответственно».
Авижанская С.А. Украшения из кораллов, бисера и монет //Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет: [альбом-кат.]. Уфа, 2006.
Камалиева А.С. Конструктивные решения башкирской народной одежды: Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 188 с., табл., рис.
Шитова С.Н. Башкирская народная одежда, — 1 изд. — Уфа: «Китап», 1995.
Из книги С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»
Забельский һаҡал / Архив отдела этнографии ИИЯЛ Уфимского научного центра.
Восточно-зауральский Яға/ Руденко С. И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Быт башкир //Записки /Рус. Географическое общество. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2. С. 145, рис. 131.
Схема нагрудников и виды – с сайта «Башкирская энциклопедия»
Источник
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений
Лилия Грибач
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений
Мастер-класс «Изготовление женских татаро-башкирских украшений»
Цель: обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских украшений.
Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню;
дай сделать- и я пойму. (китайская пословица)
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на это мероприятие, посвященное вопросам «Изготовления женских татаро-башкирских украшений«
Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам обвести свою ладонь на листе бумаги.На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос: «Чего я ожидаю от мастер-класса?»
А теперь послушаем ваши ответы.
Актуальность (слайд 2)
От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.
Традиционная народная одежда – сокровищница народного творчества.
Ассортимент ювелирных женских украшений был широк, что связано с обще мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщин. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь.
Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — «комешче» — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. (слайд 3)Традиционно женщина одновременно надевала несколько предметов: всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.
По назначению татаро-башкирские украшенияделятся на катего-рии: (слайд 4,5,6)
Головные: а) серьги («алка»–массивные миндалевидные серьги ска-ные с подвесками).
б). (слайд 7) Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме.
а). (слайд 8) («яка чылбыры»– застежки ворота «яка чылбыры»–состоящую из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. (слайд 9) От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни. Этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, богато украшен камнями);
б). (слайд 10,11) ожерелья («муенса»,
а). (слайд 12,13) «изю»– (матерчатые нагрудники, чешуеобразно расшитые монетами, кораллами, бисером, позументом, накладными бляхами;
б). (слайд 14) перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями,на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости т богатства.
в). (слайд 15) пуговицы;
г). (слайд 16) брошки;
д). (слайд 17) бляхи. Широко использовались ювелирные бляхи, яв-лявшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.
Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов;
е). (слайд 18, 19) пряжки и поясные застежки («каптырма»);
Наручные украшения:
а). (слайд 20, 21, 22) браслеты «блезик»–их носили постоянно, по од-ному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой;
б). (слайд 23) перстни– женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.
Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. (слайд 25) К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. (слайд 26) Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.
(слайд 27) Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото.Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.
Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни.Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза — это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считают, что она отражает состояние здоровья своего владельца.
Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. (слайд 28)Наибольшее развитие получила чеканка:
Для изготовления перстней и имитаций старинных монет использова-лось литье. (слайд 29) В технике гравировки выполнялись браслеты и под-вески. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.
Наиболее искусные мастера владели техникой скани.Существовала скань трех типов: (слайд 30)
(слайд 31) Бугорчатой сканью (зернь) украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно.
(слайд 32) Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие нагрудные и головные украшения.
Технологический процесс изготовленияфилиграни распадается на подготовительные операции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.
(слайд 33) Другими видами ювелирной техники были литье и грави-ровка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.
(слайд 34) Большой интерес представляют накосные украшения, которые отличаются исключительным разнообразием. По способу выполнения различались чулпы из специальных блях, соединенные коромыслицем, их изготовляли мастера –ювелиры. Чулпы можно было сделать и из серебряных монет, нанизав их на тесьму.
По способу ношения их можно тоже подразделить на два типа. 1). Накосники первого типа —это звенящие подвески к косам — чулпы, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении накосники издавали звон, по которому «татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». (слайд 35) Чулпы, как правило,состояли из блях: сплошных гравированных, литых или сканых, с характерной системой подвесок из монет или подобных же бляшек только меньших размеров.
(слайд 36) Чулпы из блях имели огромное количество вариантов как по форме основных блях, так и по количеству их и характеру соединения между собой в одном накоснике. По форме блях такие чулпы бывают лопастные, вазообразные, звездчатые и др. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются чулпы, состоящие из одной бляхи, из двух или трех блях. Встречались накосники, в которых было 6 и даже 9 блях. Такие массивные чулпы, соединенные в два или три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам.
2). (слайд 37) В основе второго типа накосников (тезмэ) лежит полоса материи, равная длине кос, на которую в один или несколько рядов (2—4) нашивались специальные бляхи или монеты, мелкие в верхней и более крупные в нижней ее части или наоборот. В верхней части накосника нередко пришивалась крупная сканая бляха или амулет (бэти).
В зависимости от территориальных традиций матерчатая основа накосника состояла из одной, двух или трех полос материи, скрепленных между собой перемычками. Нижний конец накосника редко оставался неукрашенным. Обычно он оформлялся (также в зависимости от традиций на данной территории) специальными бляхами, колокольчиками или позументными кистями. В большинстве случаев накосник состоял из одного, двух, трех рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму.
(слайд 38) Крепление накосника на голове также было различным. Чаще всего он держался с помощью тесьмы у основания кос. Наиболее массивные на голову петлей. Этот тип накосника, в отличие от первого, был исключительно девичьим и носился в комплексе с головным убором (калфаком).
Считалось, что тяжелые накосники вырабатывают у девушки красивую, гордую осанку.
В нашей местности большее распространение получили накосники второго типа (тезме). В наших краях чулпы как украшение старожилы помнят только по рассказам своих бабушек т. к. их использование прекратилось в 30-ых годах 20-ого века как пережиток старого.
Изготовление накосников по образцу (8 человек)
Калфак (слайд 39)
Калфак — самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.
Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение «у него написано на лбу».
Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу.
(слайд 40) Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний.
Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе.
Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Калфаки – наколки или по-татарски «мгез калфак». Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.
(слайд 41) Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.
Основным материалом калфаков был бархат разных цветов,но в ос-новном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и си-ний.
(слайд 42) В украшении головных уборов применялись цветной и бе-лый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.
(слайд 43) В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. (слайд 44)
Украшение калфака монетками по схеме.
1. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX – начало XX в.)
2. См. иллюстрацию А. Ф. Риттиха с изображением группы казанских татар в одеждах середины XIX в., где нарисована татарка в камзоле, к воротнику-стойке которого прикреплена «яка чылбыры» типа II (В кн. : Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967, с. 119).
3. Мухамедов Р. Г. Введение к альбому Л. Сперанской «Костюм казан-ских татар». Казань, 1972, с. 7.
4. Воробьев Н. И. Казанские татары, с. 277.
5. Руденко С. И. Башкиры. М. ; Л., 1955, с. 194.
6. Мухамедова Р. Г. Традиционная одежда татар Среднего Поволжья и Приуралья (рукопись).
7. Шитова С. Н. Женская одежда северных башкир. – В кн. : Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т. 1, с. 288; Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры. – Там же, с. 242.
Источник