- Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы
- Что это?
- История
- Особенности башкирского узора
- Цветовые предпочтения
- Центральное символическое значение
- Любопытные элементы узора
- Применение в прикладном искусстве
- Орнаментальные комплексы
- Особенности башкирской вышивки
- Вязание шалей
- Мастер-класс по декоративно–прикладному творчеству «Башкирский орнамент. Роспись готовых изделий»
Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы
Любое национальное творчество достаточно интересно в изучении. Ведь оно формировалось, впитывая в себя традиции народа, его важные черты, отношение к жизни, природе, друг к другу. Через народное прикладное творчество познается национальная история. В данном контексте мы рассмотрим башкирский орнамент. Ознакомимся с его отличительными чертами, историей, комплексами узоров и многим другим.
Что это?
Начнем разговор с определения.
Башкирский орнамент — это узор, который основывается на гармоничном повторении растительных, геометрических либо зооморфных элементов. Это творчество, которое относится к прикладному искусству. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, оружие, одежду — праздничную и повседневную.
История
Рассмотрев фото башкирского орнамента, читатель, конечно, задастся вопросом: почему используются именно данные узоры? Дело в том, что в орнаменте народные мастера выразили свое представление о тройственном устройстве мира. Если вы знакомы с образчиками прикладного творчества других народов, то обнаружите заметное сходство. И это не случайно: тройственный ритм бытия характерен для очень многих этносов.
Сам по себе орнамент — это одна из самых древних форм творчества, художественной деятельности человека. Как составляющая изобразительного искусства, составление таких узоров у башкир формировалось постепенно. Первые изображения были достаточно просты и наивны: веточка или цветок, стебелек растения, осколок ракушки или семена, вдавленные в сырую глину.
Со временем изображения стали усложняться. Художник продумывал их композицию, гармоничное соотношение. Затем башкирскому орнаменту авторы стали придавать и определенное символическое значение.
Варианты изображений у башкир встречаются такие:
- Геометрические узоры.
- Растительные узоры.
- Криволинейные узоры.
Древние образчики башкирских орнаментов и узоров мы можем встретить на различных материалах: коже, полотне, дереве или металле.
Особенности башкирского узора
Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:
- Яркий, многокрасочный, с различными элементами.
- Симметричный.
- Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.
- Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.
- Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.
- Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны — более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.
Цветовые предпочтения
Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:
- Полихромный: многоцветный и яркий.
- Колористический образ — контраст ярких чистых цветов.
- Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.
- Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.
Центральное символическое значение
Мы выше обозначили, что древние мастера наносили узоры не просто так. Орнамент нес в себе определенное значение.
Если мы взглянем на трафареты башкирского орнамента, то поразимся их геометрической правильности, симметричности. Узор отражает в себе восприятие мира народом. В этой реальности все противопоставлено: день — ночи, жизнь — смерти, свет — тьме, мужское — женскому, левое — правому. Такие пары и определяют симметричность рисунка.
Изображенные фигуры тут как бы противостоят друг другу. Но, чтобы определить их целостность, связь между собой, мастер обязательно вводит центральный объект в орнамент. Он выступает связывающим элементом между противопоставлениями.
Снова обратимся к трафаретам башкирских орнаментов, узоров. Центральные фигуры здесь следующие:
- Женщина. Символизирует собой богиню, мать всего сущего на земле.
- Изображение дерева. Здесь тоже все однозначно — растение обозначает древо жизни.
- Ромб. А эту геометрическую фигуру сложно понять современному человеку. Древние же считали, что ромб — это символ земли и пашни.
Любопытные элементы узора
Орнамент башкирского народа — это еще и следующие любопытные для изучения элементы:
- ¥. Этот символ называется «кускар». Он образно изображает завиток бараньих рогов. Кроме того, у древних народов кускар часто выступал и символом как трав, так и растений вообще.
- ֔֕. Один из солярных знаков, что были характерны практически для всех народов мира. Древние почитали солнце, поклонялись ему. Звезда, как и сегодня, считалась источником жизни. Этот солярный знак напоминает собой окружность с расходящимися от нее лучами.
- ♥. Символическое изображение сердца, столь знакомое и современным людям. Однако у башкир этот символ означал не нежность, страсть и любовь, а гостеприимство.
Важно отметить, что башкирский народный орнамент отражает в себе самые первые этапы развития национальной культуры. Этот тот период, когда башкиры еще не приняли ислам.
Применение в прикладном искусстве
Башкирские национальные орнаменты широко применялись в следующем:
- Украшение воротников, застежек, вырезов, подолов одежды, краев рукавов. Однако эстетика тут была не на самом первом месте. Если край одежды украшался орнаментом, это якобы делало человека защищенным от порчи, злого глаза.
- Украшение элементов домов, жилых построек. Тоже делалось не только для внешней привлекательности. Так древние башкиры стремились защитить родной дом от злых духов. Орнаментом покрывали ставни, ворота, наличники окон, крыши.
- Многие предметы быта делали оберегами для владельцев, нанося на них символическое изображение глаза. При этом ромб рисовали в фас, а треугольник — в профиль. Кстати, последней геометрической фигуре башкиры уделяли большое значение. Они почитали треугольник как символ, способный оградить их от врагов, темных сил, злых духов и прочих негативных воздействий.
Орнаментальные комплексы
Если вы приобретете раскраску с башкирским орнаментом, то обнаружите в ней один из шести (или собрание сразу нескольких) основных орнаментальных комплексов, характерных для декоративно-прикладного творчества этого народа.
- Простые геометрические узоры. Мастера изображали треугольники, прямоугольники, квадраты, крестики, ромбы, круги, геометрические розетки-завихрения. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой.
- Спирали, рогообразные и сердцевидные фигурки, пальметки, бегущие волны и неизменные треугольники. Такими узорами украшались всевозможные амулеты.
- Растительные узоры. Орнамент, копирующий естественные рисунки природы, более всего был характерен для оформления национальной одежды башкир, тамбурной вышивки на ней.
- Восьмиконечные звезды сложного начертания, многоугольники, роговидные парные завитки, многоступенчатые ромбы, причудливые многоугольники с «отростками». Эти элементы узора складывались по замыслу мастера в более сложный орнамент. Чаще всего — в сетки, сложные розетки.
- Геральдические композиции. В фамильных гербах присутствовали символические изображения животных, птиц, растений. Встречались и восьмиконечные звезды. Еще частые варианты — ногтевидные, вилообразные фигурки.
- Ромбики, квадраты, изображение восьмиконечных розеток, Х-образные фигуры и даже стилизованные зарисовки человека. Все это было характерно для ткачества, строчной, счетной вышивки.
Особенности башкирской вышивки
И сегодня вышивки башкирских мастериц все также поражают восхищенных зрителей. Для данных работ характерно следующее:
- Чаще всего используется именно растительный узор.
- Для рисунка предпочитают такую цветовую гамму: желтый, зеленый и красный. Притом оттенки не плавно перетекают, а всегда контрастируют друг с другом.
- Аппликация тканью и техника вышивания «косая сетка» характеризуются частым применением спиралевидных узоров.
- Бесконтурные гладьевые вышивки и ткачество — это выбор Х-образного и ромбовидного орнамента.
- Часто используются и следующие отличительные приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, сплошной сеткой либо розетками.
Вязание шалей
Башкирское декоративно-прикладное искусство невозможно представить без пуховых шалей. Промысел был развит сразу в нескольких районах:
- Баймакский.
- Абзелиловский.
- Хайбуллинский.
- Белорецкий.
- Зианчуринский.
- Кугарчинский.
Также на всю страну известны оренбургские пуховые платки. Природно-климатические условия этих регионов позволяли держать определенную породу коз, чей пух был одновременно тонкий и крепкий, эластичный. Его прядильные качества признавались самыми высокими. Именно из такого пуха изготавливалась пряжа для удивительных башкирских шалей.
Они относятся к уникальному виду ткачества. Ведь эти шали ткали на станках. К нашей теме же более близки узорчатые ажурные шали. Их вязали только вручную всего на двух длинных спицах. Различали середину и кайму изделия, по бокам делали зубчики. Узор — башкирский геометрический орнамент. До сих пор в республике популярен семейный пуховязальный промысел.
Прикладное творчество может многое рассказать о самой ранней истории народа. Каждый элемент орнамента здесь не случаен — он выполняет определенную задачу. Что мы и увидели на примере башкирских узоров.
Источник
Мастер-класс по декоративно–прикладному творчеству «Башкирский орнамент. Роспись готовых изделий»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ | КАЮМОВА ГУЛЬФИЯ ТИМЕРГАЗЕЕВНА «Башкирский орнамент. Роспись готовых изделий» Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. В рамках данного мастер – класса учащиеся знакомятся с некоторыми видами орнамента башкирского народа, научатся изображать выбранный орнамент, располагая элементы орнамента в композиции, систематизируют знания о декоративно-прикладном искусстве народов Урала . Работая с красками, дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели. Мастер-класс предназначен для обучающихся 9 – 10 лет. Продолжительность мастер-класса 45 минут. Жить достойно, пользоваться уважением окружающих, хочет каждый из нас. Это возможно если сам уважаешь себя и окружающих, знаешь свою культуру, историю, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры. Мы живём в развивающемся информационном обществе, которое вытесняет «живое» искусство, превращая его в «цифровое», но мы не должны забывать то, что народное искусство — это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека, в этом и есть актуальность данной темы. Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с некоторыми видами орнамента башкирского народа . Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество. Данный вид деятельности развивает у детей творческое воображение, мелкую моторику рук, способствует развитию самостоятельной творческой активности учащихся. Цель: научить детей украшать элементами башкирского орнамента поднос, чайник, самовар. Расширение знаний обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества. Познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции. Развитие образного мышления и творческой активности. Развитие художественного и эстетического вкуса. Развитие мелкой моторики рук. Повышение общекультурного уровня. Побуждение и развитие мотивации обучающихся к трудовой деятельности. Воспитание умения работать самостоятельно, в паре; трудолюбия, усидчивости, инициативности, аккуратности в выполнении работ. Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа. Прививать интерес к культуре народов родного края, чувство гордости и любовь к малой Родине, толерантности. репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма; таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента; карточки со словами-терминами; схема по последовательности изображения орнамента; записи башкирских мелодий. Дидактический и раздаточный материал: таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента; готовые изделия, выполненные педагогом и учащимися в технике «папье-маше»: самовар, поднос, чайник, пиалушки для росписи; Используемые материалы и инструменты: кисти круглые (№1 и 2) Форма проведения: КТД (класс разделен на группы) Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса. истоки башкирского декоративно-прикладного искусства; орнамент – один из видов башкирского декоративно-прикладного искусства; смысловое значение орнамента. Практическая часть (творческая работа): роспись изделий. Подведение итогов. Рефлексия. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР – КЛАССА: Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса. Звучит музыка «Одинокий пастух» (исполняет Радик Зарипов на курае) Мой курай, зазвени, заиграй Всеми красками звонкого мира, Все печали развей, мой курай, Чтобы дрогнуло сердце башкира. Расскажи, мой курай, о былом, О башкирских восстаньях кровавых, О добре и о битве со злом, О весельях, о дедовских нравах. Красота свойственна самой природе человека. (Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.) ( Приложение 1) Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через всё это башкиры выражали своё отношение к природе и к жизни общества. (Приложение 2) В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения. Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент. — Что такое орнамент ? В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) ( Приложение 3 ) Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы, используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на тёмно-синем или тёмно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье. — Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов. Преобладает: красный – цвет тепла и огня, жёлтый – цвет изобилия и богатства, чёрный – цвет земли и плодородия, зелёный – цвет вечной зелени, белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие, синий – цвет свободолюбия, коричневый – цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов — имела место жёлто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже жёлтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарёй и всем красивым в природе. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир — это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. (Приложение 4) Импровизация этого символа за счёт дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощённое изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство. — Давайте рассмотрим, как же можно изготовить такие узоры. (Показ учителя. Приложение 5) Прежде всего надо подумать, как расположить узор. Орнамент зависит от формы предмета, у меня поднос. Он круглой формы, значит, орнамент будет зависеть от круга. Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы поделим условно на четыре части и наметим место для узора в центре. В центре нашего круга можно изобразить ромб и дополняем его завитками. Дальше выбираем из образцов элемент и располагаем его симметрично в каждой условно разделённой части. Здесь важно помнить простое правило: узор должен располагаться по кругу и быть одинаковым в каждой части. Для выполнения орнамента лучше пользоваться тонкой кистью. Чтобы придать работе законченность, оформляем края подноса одним из элементов, например: кускар. 3. Практическая часть (творческая работа): — Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной росписи. Каждая группа оформляет свои изделия. (Изделия были изготовлены детьми ранее в технике «папье-маше». Для информации: подносы выполнены в технике обычного «папье-маше». Слепок снят с подноса, сделано 40 слоёв папье-маше. Самовар старый и ненужный, но настоящий, оклеен тремя слоями папье-маше. Чайник с разбитым носиком, склеили, затем оклеили тремя слоями папье-маше. Раскрасили все изделия белой гуашью с добавлением клея ПВА. Затем каждое изделие покрыли фоном: жёлтым, зелёным) 1 группа — подносы 2 группа — самовар 3 группа – чайник 4 группа – пиалушки Можно пользоваться подсказками (карточками с элементами орнаментов). Вспомним правила при работе с кистью и красками. Звучит башкирская мелодия. Дети выполняют практическую работу. По ходу работы педагог оказывает индивидуальную помощь, помогает советами. В завершении творческой деятельности педагог предлагает рассмотреть работы, совместно оформить красочную выставку, сфотографироваться. 4. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ. Приложение 6 « В башкирском узоре — цвет мёда, пшеницы, Бескрайних лугов и степей красота, Цвет синего неба, земли плодородной, Цвет красных цветов, родников чистота. Мы слышим протяжную песню курая В сплетении цвета природы холста. В народном узоре – сэсэна сказанье И щедрость народа и его доброта» А. В. Колбина. Башкирский орнамент в развитии ребёнка; Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно‑прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996; Хисматуллина Н. Х. Орнаментально‑колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000; Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от Тамги до Авангарда. Уфа, 2006; Мавлютова З. А. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика (статья в интернете); Источник |