- Что такое басма?
- Лавданский Александр об иконах
- Глава 5. Басма. Рельефная металлпластика
- Читайте также
- Глава 11. Суд
- Рельефная резьба
- Рельефная резьба
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 1
- Раздел III Выколотка (дифовка), чеканка, басма
- 5.4. Рельефная металлопластика
- Басма для икон своими руками
- Новые слова и понятия
Что такое басма?
Лавданский Александр об иконах
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»
Когда мы говорим о церковном искусстве, то под басмой понимаем вовсе не красящее вещество, которое женщины используют для волос. Басма — одна из древнейших техник украшения икон. Это оклад, изготовленный из тончайшего листа металла, часто драгоценного (золота и серебра), обычно из мельхиора или латуни, с тесненным на нем рисунком. Рисунок выбивается вручную по эскизу (матрице) и может быть как орнаментальным, так и сюжетным.
Откуда появилась басма? Хотя слово по происхождению тюркское ( «байса» значит оттиск), эта техника была известна ещё древним египтянам. Когда Моисей вывел народ из Египта и на горе Синай ему были даны заповеди, то Господь говорил Моисею и о том, как следует организовать богослужение, скинию, как приносить жертвоприношения и как украсить Ковчег Завета. И было указано Моисею, что Ковчег должен быть обит снаружи и изнутри листами чистого золота.
Как же нам понять это явление, зачем это? Вот человек — существо материальное и как ему выразить свое благоговение Богу, который есть Начало всех Начал, который нематериален? Возможно ли выразить его вполне материальными вещами? И тут Господь как будто бы подсказывает нам, что сделать это можно, например, обив деревянный ковчег золотом. А что такое золото? Его блеск, такой теплый и согревающий, такой невещественный — и есть выраженный в материале символ нашего благоговения перед благодатью Святого духа.
Среднюю углубленную часть иконной доски тоже называют ковчегом. С древнейших времен поля ковчега забивали басмой. Если вы пойдете в музеи Московского Кремля, то обязательно увидите басменное тиснение на древнейших образах, богослужебных книгах, даже целые иконостасы в Успенском и Благовещенском соборе.
Техника басмы была известна в Киевской Руси задолго до Крещения. Но только с христианизацией басму начали широко использовать в церковном искусстве. Наиболее популярным всегда оставался растительный орнамент, который символизировал вечное цветение и воспоминание о райском саде. Украшая таким орнаментом икону, басменщики подчеркивали живоносную силу Божественого света, исходящую от иконописного образа.
Вспомните Серафима Саровского. Когда семнадцатилетним юношей он решил подвязаться в монастыре, то кроме благословения получил от матери на дорогу серебряный рубль. Немалые, надо сказать, деньги. Придя в Саровскую обитель, святой Серафим раздробил рубль на мелкие части, раскатал на отдельные чешуйки, которыми обил поверхность деревянного креста. Он будто выразил свое благоговение перед Святым духом, которому в жертву принес самое дорогое — материнское благословение.
Источник
Глава 5. Басма. Рельефная металлпластика
Глава 5. Басма. Рельефная металлпластика
5.1. Общие сведения
Рельефная металлопластика и басма намного проще ручной чеканки, не требуют большого количества специальных приспособлений. Правда, басма по сравнению с металлопластикой не так выразительна, но это можно поправить, доведя басму до завершенного вида чеканными инструментами. Басменные узоры часто применяют для изготовления серии совершенно одинаковых мебельных ручек, значков, эмблем, багета, идущего на отделку карнизов и рам. С XII века применяли басму до начала XX века церковные мастера для изготовления окладов икон, книжных переплетов, сундуков, ларцов и т. д. (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Басма. Старинный орнамент.
Примерно в 80-х годах прошлого века басма снова стала востребованной.
Материал для басмы выбирают тот же, что и для чеканки. Единственное ограничение – толщина листов должна быть не более 0,3 мм.
В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение, оттиск» и еще до нашествия монголов распространилась так широко, как ни в одной другой стране.
Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист закрывали свинцовой пластинкой, по которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.
Уже в I тыс. и. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец, и других украшений. Также, как и литье, басма давала возможность получать большое количество рельефных одинаковых изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра – одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречихина был найден фрагмент ризы для большой иконы с басменным тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей.
В фондах Казанского краеведческого музея хранится большое количество блях, изготовленных волжскими болгарами в XII–XIII веках. На территории Древней Руси во Владимирско-Суздальской земле были найдены матрицы для штамповки золотых и серебряных бляшек. Приходим к выводу, что штамповка басменных изделий – древняя технологическая операция. А первые штампованные изделия, по мнению археологов, относятся к VII–IV векам до н. э., когда скифы применяли штампы для изготовления декоративных бляшек из золота и серебра, а затем украшали ими свою одежду и сбрую коней.
Большое количество золотых бляшек, изготовленных скифами способом штамповки, хранится в золотом фонде Государственного Эрмитажа.
Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Одигитрии (конец XIV – начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.
Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил декоративным своеобразным фоном, объединяющим клейма – многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.
В XIX веке басму вытесняет штамповка (см. рис. 5.2), более производительная и дешевая по себестоимости техника. Отдельные мастера, близкие к старообрядчеству, работали в технике ручного тиснения впредь до начала XX века. «Были попытки возродить технику басмы и у отдельных ювелирных фирм в XIX – начале XX века, например «Товарищество П.И. Оловянишников и Сыновья». Электронная версия. Православная энциклопедия // под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, – М., 2008.
Рассмотрим простой пример. Всем с детства известно, если на монету положить бумагу, а еще лучше фольгу и потереть мягким карандашом, на ней можно получить отпечаток – копию. Такая технология получения отпечатков называется басменным тиснением, а сами листы с изображением – басмой.
Рис. 5.2. Басменное тиснение (штамповка): I – с помощью твердой матрицы: 1 – матрица; 2 – заготовка; 3 – прокладка; II – с помощью молотка и матрицы; III – пробивка фигурных отверстий (в паре); 4 – пуансон.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 11. Суд
Глава 11. Суд Суд как суд. Обычный советский. Всё было предрешено заранее. После двух заседаний в июне 1986 г. МВТС под председательством академика А. П. Александрова, где доминировали работники Министерства среднего машиностроения — авторы проекта реактора, была объявлена
Рельефная резьба
Рельефная резьба Рельефная и плоскорельефная резьба имеют достаточно много общих черт. Но все-таки отличия тоже есть. Прежде всего это касается качества рельефа, который здесь более глубокий и неплоскостной. При этом он получается достаточно объемным, что достигается
Рельефная резьба
Рельефная резьба Рельефная и плоскорельефная резьба имеют достаточно много общих черт. Но все-таки отличия тоже есть. Прежде всего это касается качества рельефа, который здесь более глубокий и неплоскостной. При этом он получается достаточно объемным, что достигается
Глава 2
Глава 2 НЕВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯПОСЛЕДНИЕ ШАЛОСТИПрошли два года, дети подросли, и Елизавета Камилловна решила устраиваться самостоятельно. Она сняла на Конюшенной улице (ныне ул. Желябова) квартиру из пяти комнат – в двух жила семья, остальные она сдавала.Пенсия была
Глава 3
Глава 3 СЛОЖНЫЙФАРВАТЕРС МЕРТВОЙ ТОЧКИКак будет развиваться дальше эта необычная и обыденная история? История, так похожая на те, что разыгрываются вокруг нас и с нами в повседневной и всегда такой неповторимой жизни.События в личной жизни Берга назревали.В наркомате
Глава 4
Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,
Глава 1
Глава 1 И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗЦУНАМИЧудеса и впрямь случаются во все времена, даже в области медицины. Полтора года Берг боролся за жизнь. Смерть отступила. После трехстороннего инфаркта, поразившего его 20 июня 1956 года в поезде на пути из Ленинграда в Москву, проходят многие и
Глава 2
Глава 2 ПАРАЛЛЕЛИУГЛУБЛЯЮТСЯЧЕМ НЕ ГОЛЕМ!Когда советские кибернетики перестали тратить часть усилий на споры, а сосредоточились на своих прямых обязанностях, их детища — кибернетические машины начали делать быстрые успехи.Электронные машины взбираются все выше по
Глава 3
Глава 3 БЕЛЫЙ ФЕРЗЬ ПОКИНУЛ СТОЯНКУПЕРВАЯ ДУЭЛЬПостепенно пришло время, когда сообщения об успехах советских кибернетических машин перестали восприниматься как нездоровая сенсация. Они сделались вестниками будней. Но удивлять людей ЭВМ продолжали — у них в запасе было
Глава 4
Глава 4 ВСТРЕЧА НА ВЕРШИНЕРОЗЫ И РЫБАЧитаешь «Проблемные записки», и бросается в глаза органическое переплетение многочисленных научных направлений, тесное содружество разных секций. Секция бионики, например, изучает живые организмы с целью перенесения в технику
Глава 2
Глава 2 ТРАГЕДИЯ СОРОКОНОЖКИОГОНЬ!Не считаясь с тем, что теории мышления еще не существует, Берг поставил перед советскими кибернетиками заманчивую и весьма принципиальную задачу — научиться составлять алгоритм для обучающей машины, не ожидая рождения теории
Глава 3
Глава 3 ПЛЕЯДА СОКРАТОВУЧИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬПрограммированным обучением у нас начали заниматься в шестидесятых годах, а зародилось оно в США в пятидесятых. Случилось это после того, как в США был издан закон об обороне, где уделялось особое внимание улучшению состояния
Глава 1
Глава 1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ Более ста лет назад (илл. 1), в 1887 году в Москве на русском языке вышла книга В.В. Гринера «Ружьё». Есть там упоминание и о ружьях с односпусковым механизмом. В то далёкое время автор уже пишет, что, по его мнению, ружьё будущего будет
Раздел III Выколотка (дифовка), чеканка, басма
Раздел III Выколотка (дифовка), чеканка, басма Если ты знаешь что-либо более правильное, чем это, – бесхитростно поделись, если же нет, пользуйся этим вместе со
5.4. Рельефная металлопластика
5.4. Рельефная металлопластика Фольга из тонкого листового алюминия, меди, латуни толщиной 0,2–0,3 мм – отличный материал для металлопластики, которую в отличие от чеканки выполняют не чеканами (процесс довольно трудоемкий), а выдавливают специальными довольно простыми
Источник
Басма для икон своими руками
—> —>
—> —>Категории раздела —> | ||||||
—>
—> |
—> —>
—>Часы —> | ||
—> |
Установи часы правильно
—>
—> —>
—> —>Мини-чат —> | ||
—> —> |
—> —>
—>Релаксация —> | ||
—> |
—> —>
—> —>Наш опрос —> | ||
—> |
§ 20. Басма
Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис.1). Весь рисунок наносят сразу , а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.
Рис. 1. Оклад иконы
В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Рис.2. Переплёты книг
Для тиснения басмы изготовляют басменную доску ( матрицу ). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.
Рис. 3. Фрагмент басмы
Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рис. 4 Технология изготовления басмы
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Это интересно!
Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.
Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.
Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.
Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое .
Практическая работа « Изготовление басмы»
- Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
- Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
- Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Новые слова и понятия
Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Источник