LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ. Село Гайи является одним из самых аутентичных .
Старинные роскошные парюры. Парюра — набор ювелирных украшений, подобранны.
Уникальный стиль картин Josef Kote Художник Josef Kote родился в 1964 году в Албании, в портовом.
Сентябрь играл на саксофоне. Сентябрь играл на саксофоне Свой знаменитый вальс бостон. .
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Белорусская батлейка. Что это?
Вторник, 27 Декабря 2016 г. 07:13 + в цитатник
Батлейка или бетлейка (от Betleem — польского названия города Вифлеема) — белорусский народный кукольный театр вертепного типа.
«Батлейка» происходит слова Бетлеем – искаженное название города Вифлеем, в котором согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки «Царь Ирод».
Другие варианты названия — вертеп, вяртэп, батлеемка, остмейка, жлоб, вифлеем, яселка. В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского szopka — сеновал).
Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке. В Белоруссии батлейка получила распространение с XVI века, куда этот вид народного театра пришел из Украины и Польши. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских вертепных театров средневековья.
Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно отражали социальные и религиозные процессы, происходившие в обществе.
Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы, вносившие в ее репертуар сюжеты школьного театра. Постепенно батлейка распространяется в мещанской и крестьянской среде и становится чисто народным театром.
Театр «открывал» сезон в строго определенное традицией время — в Рождество, и продолжал разыгрываться до завершения Святых вечеров, то есть, до наступления Нового года. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления на торговых площадях. Время такого хождения различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года.
В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но в городах кукольники-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.
Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе — верхнем или нижнем. Соответственно и философия пространства имела два аспекта символического содержания элементов его внешнего убранства и формулы этикетного поведения персонажей, которые определялись этим содержанием. Никогда персонажи, жившие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходили вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимались наверх. Пересечение театральных и праздничных (церковных) реалий на уровне декораций проявляется и в том, что наряду с бутафорией (трон царя Ирода) здесь появляются подлинные знаки реальности — иконы. Последние сосуществуют с метафорическими и символическими храмовыми знаками. К метафорам относятся вертепная колокольня, откуда о начале представления возвещает колокольчик, подобно тому, как о начале богослужения – колокол, имитация росписей иконостаса.
Надо отметить, что репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: «высокий» — религиозная тематика и «низкий» — сатиричные сценки из народной жизни. Специфической чертой батлеечного театра является то, что особая и исключительная роль в построении текста принадлежит композиции, или устойчивой последовательности малых сюжетных единиц (мотивов). Важной особенностью поэтики было использование в драме готовых общеизвестных текстов: народных духовных стихов и песен, религиозных кантов.
В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», с правой стороны нижнего яруса – «ад».
В репертуар батлейки, наряду с религиозной пьесой «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимилиан», входили также жанровые сцены «Матей и доктор», «Антон с козой и Антониха», «Вольский — купец польский», «Бэрка-корчмарь», «Цыган и цыганка», «Ванька малой», «Панич» и ряд других. В батлейке постоянно сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство.
Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценками. Сатирическим образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа.
В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:
— двухэтажные с движущимися куклами;
— двухэтажные с башней;
— батлейки по принципу теневого театра;
— батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля.
Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как занавес в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.
Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус – «небо» — символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус – «земля» — представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Этот ярус оформлялся более скромно, здесь находился трон царя Ирода, обклеенный золотой бумагой. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в «ад».
На Минщине в конце XIX века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, в которой находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.
Батлейка по принципу теневого театра была найдена в городе Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцена была затянута промасленной бумагой. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно сюжета.
Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIX веках. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом двигал обруч вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.
Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX начале XX века. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.
Кроме перечисленных видов на территории Беларуси встречались и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями.
Вертепные ящики в старину делали очень большими. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика и они двигаются по прорезям в полу. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — в них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута. Были также перчаточные и механические куклы, марионетки, плоские куклы для теневого театра. Наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычно такими делались отрицательные персонажи.
Необходимыми участниками сцен в верхнем ярусе были «Три царя» и «Ангел со свечой». Со временем религиозная часть действа сокращалась, больше места уделялось сценкам бытового, исторического, комического характера. Так появлялись новые персонажи: цыгане, воин на коне, пастушок Антипка, барыня и другие. В представлениях действовало до сорока персонажей.
Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.
Все действо длилось от десяти до двадцати минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.
Текст передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями.
Белорусская батлейка конца XIX — начала XX века имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Обычно использовались скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.
Представления батлейки существовали до начала ХХ века. В наши дни национальный кукольный театр «Батлейка» возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию «Батлейка». Вместе со своими учениками поставила там спектакль «Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и другие.
Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.
Источник