Батлейка своими руками чертежи

«Все куклы сделали сами». Как возродили старинную Батлейку в барановичском музее

Международный день кукольника, или Международный день театра кукол отмечается 21 марта. Ирина Черник, научный сотрудник музея и одна из организаторов барановичского кукольного театра «Батлейка», рассказала Intex-press, почему в музее решили возродить один из древнейших видов искусства, где сотрудники театра берут инвентарь, что входит в программу спектакля и насколько популярен театр в Барановичах.

Ирина Черник – научный сотрудник музея и одна из организаторов барановичского кукольного театра «Батлейка». Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

– Идея создать кукольный театр «Батлейка» на базе Барановичского краеведческого музея возникла в 2017 году, – говорит Ирина Черник. – В Беларуси во многих городах есть кукольные театры, в том числе и «Батлейка», и мы подумали, почему бы и в нашем музее не открыть народный театр.

«Все своими руками»

Перед тем как начать работать, мы перечитали много литературы, искали информацию и в интернете, писали сценарии. Весь кукольный театр «Батлейка» организован работниками музея. Все рисунки, куклы, инструменты – все, что видят посетители театра, приходя на спектакли, это сделано руками сотрудников музея. Ведь сама «Батлейка» и подразумевает самобытность.

Сцену для «Батлейки» нам сделали ребята из УО «Барановичский государственный профессиональный лицей строителей» (бывшее ПТУ №61). В учебном заведении есть отделение по деревообработке, вот они нам и помогли создать деревянную конструкцию.

Сцена театра «Батлейка». Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Интересный, но забытый театр

Самые первые кукольные спектакли были на религиозные темы. В основном это рождественские сценки, отсюда пошло и название кукольного театра Вифлеем – Батлеем – Батлейка. Сначала постановки организовывали священнослужители в церквях и костелах. Позже батлейка вышла за пределы храмов и стала народным творчеством, где высмеивались социальные темы, пороки людей.

Самодельные куклы. Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Куклы для спектакля «Царь Ирод». Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Люди, которые занимались Батлейкой, были очень талантливые. Кукольник сам изготавливал сцену и кукол, сам разрисовывал, писал сценарий и сам всем управлял. Он ездил от местечка к местечку и устраивал представления. Телевизоров не было, и люди любили такие развлечения, особенно дети.

«Наш театр не выездной»

В нашем батлеечном театре мы показываем такие постановки, как «Царь Ирод», где рассказывается о рождении Иисуса Христа и жестокости иудейского царя. В постановках «Як панскія хваробы лячыць», «Як баба свята рабіла і свае жыцце згубіла», «Марыся і Юстыся» высмеиваются людские пороки и прославляются доброта и человеколюбие.

Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Перед показом мы рассказываем про историю народного театра «Батлейка». Из чего ее делали раньше, что изменилось со временем, откуда название.

К сожалению, наш театр не выездной, мы показываем наши спектакли только в музее, на месте. Сцена для кукольного театра очень тяжелая, практически неподъемная. Вынести, разобрать можно, но очень тяжело.

Самодельные куклы. Фото: Кристина СОБИНСКАЯ

Хочется надеяться, что наш театр станет более популярным и мы сможем сохранить историю культурного наследия для будущего поколения. Для этого мы и работаем.

Источник

Кукольный театр батлейка

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР БАТЛЕЙКА.

В Древней Греции возник прообраз первого кукольного театра, который в Беларуси стал известен как батлейка. Распадались большие государства, а маленькие театры-ящики продолжали жить, переходя к следующим поколениям. Это живое воплощение общности культур, традиций, верований народов, но с разными названиями. Так, в Европе он известен как вифлеемский ящик, в Румынии и России — вифлеем, в Польше — шопка, на Украине — вертеп.

Архитектура батлейки представляет собой теологическую модель мира, состоящую из верха («рая»), низа («ада») и среднего этажа («земли»). Никогда персонажи «рая» — святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходили вниз, а жители «ада» — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимались наверх. Репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: «высокий» — религиозная тематика («Поклонение волхвов», «Царь Ирод») и «низкий» — сатирические сценки из народной жизни («Антон с козой и Антониха», «Цыган и цыганка» и др.). Представления состояли из двух частей: религиозной и светской, каждая разыгрывалась на своем ярусе.

Ящик белорусской батлейки, как правило, представлял собой двух- или трехярусный ящик-домик, похожий на шкаф, увенчанный 1-3 шатрами с крестами. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, иконками, звездами, крестами, в центре наверху устраивали мезонин, на котором вырезали вифлеемскую звезду. Перед началом представления кукольник зажигал свечу — и батлеечная звезда освещала персонажей представления.

Читайте также:  Буржуйка дымоход своими руками чертежи

Традиционные батлеечные куклы выполнялись из дерева, раскрашивались и одевались в костюмы, а затем надевались на «шпень» — гапит, деревянный стержень, с помощью которого осуществлялось их движение. Руки, ноги, головы кукол не двигались (за исключение головы царя Ирода, которая легко слетала с его плеч и повисала на красной нити), но сами они могли нагибаться, поворачиваться, вертеться вокруг оси, прыгать и танцевать. Вначале куклы на «шпени» в определенном порядке стояли в коробе около батлеечного ящика. В нужный момент куклу вставляли в круглое отверстие в планшете батлеечной сцены — персонаж как бы «выплывал», т.к. движение кукол внутри батлеечного ящика было вдоль прорези в полу сцены, которая тщательно маскировалась мехом. В батлеечном представлении, состоящем примерно из 30 сцен, молго быть задействовано 20-40 кукол. Чтобы кукольник, стоящий за батлеечным ящиком, мог следить за движениями персонажей, стенка между ним и куклами изготавливалась из прореженной мешковины.

В Беларуси были распространены несколько видов батлеек: одноэтажная (панорамная) в виде домика, двухэтажная с подвижными куклами и каноническим оформлением, двухэтажная со специальной башней, батлейка по принципу теневого театра, батлейка со сменой во время спектакля прозрачных декораций, батлейка-звезда.

Время хождения с батлейкой в различных регионах Беларуси отличалось, укладываясь в период от Рождества (последняя декада декабря) до Сретения (середина февраля).

В ней сначала студенты-кукольники, а затем ремесленники и крестьяне разыгрывали библейские сцены, сдабривая их сочным народным юмором. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Чаще всего белорусская батлейка была семейным промыслом. Члены семьи, включая детей, одновременно были и хором, и музыкантами (бубен, скрипка, цимбалы), и актерами-кукольниками. Кукольник — батлей — был «пружиной» представления, от его таланта зависел успех: он и водил кукол, и подпевал батлеечным музыкантам, и выступал соло, и рассказывал анекдоты, и пел, и плясал. Он играл свое представление в зависимости от состава публики, меняя сцены, тексты, на ходу придумывая актуальные шутки, однако сюжет и состав основных действующих лиц оставались неизменными. Уникальные батлеечные комплекты из материальных (батлеечный короб, куклы, музыкальные инструменты) и нематериальных (сценарии, песни, технологии) компонентов часто передавались по наследству.

Батлеечные представления оказали существенное влияние на формирование особенностей календарно-обрядовой культуры многих регионов Беларуси. Мастерство батлеечников прославило многие населенные пункты, например, имя кукольника Потупчика связано с Докшицами, а купец Пажуев из Ельни своими певцами и песнями прославил Ельню.

На Минщине в конце 19 века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню с дверями. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединял в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра.

Еще одним видом батлейки был театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце 19 — начале 20 веков. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5×1,5 м. Она подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. В верхней части коробки находились два петуха. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, театр с прозрачными, нарисованными на папиросной бумаге декорациями, которые сменялись по ходу представления, или могилевская трехъярусная батлейка, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками.

Батлейка — одно из самых удивительных и загадочных театрально- эстетических явлений прошлого, объединившее обрядовый, магический, религиозный и светский театры, театр импровизационный и литературный. В конце 20 — начале 21 века батлейка переживает второе рождение как уникальный культурный продукт и как средство туристической анимации в музеях, центрах ремесел, домах культуры, учреждениях образования, храмах.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ. Село Гайи является одним из самых аутентичных .

Старинные роскошные парюры. Парюра — набор ювелирных украшений, подобранны.

Уникальный стиль картин Josef Kote Художник Josef Kote родился в 1964 году в Албании, в портовом.

Сентябрь играл на саксофоне. Сентябрь играл на саксофоне Свой знаменитый вальс бостон. .

Ссылки

Музыка

Видео

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Белорусская батлейка. Что это?

Вторник, 27 Декабря 2016 г. 07:13 + в цитатник

Батлейка или бетлейка (от Betleem — польского названия города Вифлеема) — белорусский народный кукольный театр вертепного типа.

«Батлейка» происходит слова Бетлеем – искаженное название города Вифлеем, в котором согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки «Царь Ирод».

Читайте также:  Дождевой лоток своими руками

Другие варианты названия — вертеп, вяртэп, батлеемка, остмейка, жлоб, вифлеем, яселка. В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского szopka — сеновал).

Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке. В Белоруссии батлейка получила распространение с XVI века, куда этот вид народного театра пришел из Украины и Польши. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских вертепных театров средневековья.


Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно отражали социальные и религиозные процессы, происходившие в обществе.

Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы, вносившие в ее репертуар сюжеты школьного театра. Постепенно батлейка распространяется в мещанской и крестьянской среде и становится чисто народным театром.

Театр «открывал» сезон в строго определенное традицией время — в Рождество, и продолжал разыгрываться до завершения Святых вечеров, то есть, до наступления Нового года. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления на торговых площадях. Время такого хождения различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года.



В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но в городах кукольники-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе — верхнем или нижнем. Соответственно и философия пространства имела два аспекта символического содержания элементов его внешнего убранства и формулы этикетного поведения персонажей, которые определялись этим содержанием. Никогда персонажи, жившие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходили вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимались наверх. Пересечение театральных и праздничных (церковных) реалий на уровне декораций проявляется и в том, что наряду с бутафорией (трон царя Ирода) здесь появляются подлинные знаки реальности — иконы. Последние сосуществуют с метафорическими и символическими храмовыми знаками. К метафорам относятся вертепная колокольня, откуда о начале представления возвещает колокольчик, подобно тому, как о начале богослужения – колокол, имитация росписей иконостаса.

Надо отметить, что репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: «высокий» — религиозная тематика и «низкий» — сатиричные сценки из народной жизни. Специфической чертой батлеечного театра является то, что особая и исключительная роль в построении текста принадлежит композиции, или устойчивой последовательности малых сюжетных единиц (мотивов). Важной особенностью поэтики было использование в драме готовых общеизвестных текстов: народных духовных стихов и песен, религиозных кантов.

В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», с правой стороны нижнего яруса – «ад».

В репертуар батлейки, наряду с религиозной пьесой «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимилиан», входили также жанровые сцены «Матей и доктор», «Антон с козой и Антониха», «Вольский — купец польский», «Бэрка-корчмарь», «Цыган и цыганка», «Ванька малой», «Панич» и ряд других. В батлейке постоянно сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство.

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценками. Сатирическим образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа.

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:

— двухэтажные с движущимися куклами;

— двухэтажные с башней;

— батлейки по принципу теневого театра;

— батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля.

Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как занавес в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.


Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус – «небо» — символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус – «земля» — представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Этот ярус оформлялся более скромно, здесь находился трон царя Ирода, обклеенный золотой бумагой. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в «ад».

Читайте также:  Как сделать автоматические откатные ворота своими руками

На Минщине в конце XIX века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, в которой находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в городе Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцена была затянута промасленной бумагой. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно сюжета.



Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIX веках. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом двигал обруч вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.

Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX начале XX века. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов на территории Беларуси встречались и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями.


Вертепные ящики в старину делали очень большими. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика и они двигаются по прорезям в полу. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — в них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута. Были также перчаточные и механические куклы, марионетки, плоские куклы для теневого театра. Наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычно такими делались отрицательные персонажи.

Необходимыми участниками сцен в верхнем ярусе были «Три царя» и «Ангел со свечой». Со временем религиозная часть действа сокращалась, больше места уделялось сценкам бытового, исторического, комического характера. Так появлялись новые персонажи: цыгане, воин на коне, пастушок Антипка, барыня и другие. В представлениях действовало до сорока персонажей.


Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.


Все действо длилось от десяти до двадцати минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Текст передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями.

Белорусская батлейка конца XIX — начала XX века имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Обычно использовались скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

Представления батлейки существовали до начала ХХ века. В наши дни национальный кукольный театр «Батлейка» возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию «Батлейка». Вместе со своими учениками поставила там спектакль «Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и другие.

Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Источник

Оцените статью