Стиль Баухауз. Bauhaus
Bauhaus – нем. bau — «строить», haus — «дом».
Берлинская школа Баухаус — великие авангардисты и энтузиасты, придумавшие заново дизайн и архитектуру 20 века. Продолжая рассказывать о нашем любимом стиле Mid-century Modern, мы просто обязаны познакомит Вас с одним из самых ярких явлений искусства дизайна. Явление которое предшествовало становлению MCM.
Стиль Баухауз — это направление модернистской архитектуры, которое преобладало в 1930-1960-х гг. Изначально он зародился в Германии, однако в скором времени получил широкое распространение во всём мире. Его основателями стали Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп.
Берлинская школа Баухаус — высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933). Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Баухаус был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.
По инициативе правительства преподаватели Баухауса организовали выставку, чтобы продемонстрировать результаты работы школы за первые 4 года. В 1925 Баухаус переехал в Дессау (близ Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал для школы новое здание, которое считается одним из шедевров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау в работе школы наметилась тенденция к большему утилитаризму и к машинной эстетике, сложился собственный стиль Баухауса.
В 1928 Ханс Майер сменил Гропиуса на посту директора. С 1930 по 1933 Баухаус возглавлял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 под давлением властей Баухаус пришлось перевести в Берлин, а менее чем через год он был закрыт нацистами. Многие преподаватели и студенты Баухауса эмигрировали в США и привезли туда свои идеи. Йозеф Альберс стал преподавать в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус»; архитекторы Гропиус, Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью. Вальтер Гропиус занял пост декана Школы архитектуры Гарвардского университета, а Мис ван дер Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса.
Баухаус был фабрикой идей для зарождавшейся промышленности. Одной из самых продуктивных художниц была Марианна Брандт, которая первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои из Баухауса, которые имели такой нейтральный рисунок, что могли наклеиваться без особых усилий и подготовки. Под девизом «Для народа против роскоши» художники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами.
От момента своего становления и до наших дней стиль Баухауз непрерывно развивался и совершенствовался.
Последователи Баухауз первыми стали для изготовления удобной и необходимой мебели использовать металл. Впервые в качестве каркаса для стульев и столов применялась (ВНИМАНИЕ) изогнутая металлическая труба. Активно используется трансформируемая и принимающая разные формы и положения мебель. Именно Баухауз показал нам легко трансформирующуюся мебель — столы и стулья, легко убирающиеся друг в друга. Простота и функциональность позволила сделать интерьер комфортным для всех живущих в доме людей.
На сегодня эти идеи не только составляют основу современного дома, но и широко используются в офисах. Именно благодаря Баухаз, естественным элементом в интерьере стали встроенные шкафы, позволяющие при экономии пространства хранить дома множество вещей.
Цветовая гамма Баухауз – преимущественно нейтральные тона (черный, белый, бежевый и серый). Часто эту палитру цветов разбавляют при помощи ярких вспышек – пятен красного, голубого, разных оттенков синего, зеленого и желтого. В интерьере применяются не только стеклянные, пластиковые и металлические поверхности, но и кожа с древесиной. Широко используются абстрактные рисунки и геометрические узоры свойственные направлению в искусстве тех лет.
Наша любовь к этому стилю вполне себе оправдывает: простота и функциональность!
«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым!». Вальтер Гропиус
И как всегда, самое важное! Легендарные предметы дизайна, созданные последователями Баухауз, стали для нас бесконечный источник вдохновения!
Источник
Особенности оформления интерьера в стиле баухауз
Стиль баухауз — один из редких примеров исконно немецкого направления. В нем отражена главная черта жителей Германии — практичность, соединяющаяся с простотой и эстетикой.
Характерные черты стиля
Стиль баухауз в дизайне сформировался в начале XX века и сразу стал узнаваем. Основные характеристики:
- Функциональность. Главная задача дизайна интерьера — сделать дом удобным, пригодным для жизни. Именно так считают в Германии.
- Ориентация на людей. Ядро концепции — потребности жильцов. Под их образ жизни подстраивается каждая деталь интерьера.
- Минимализм. Только самая необходимая мебель — это и про сохранении пространства, и про бережливое потребление. Декора также не должно быть много — вместо ярких принтов лучше выбрать однотонную отделку.
- Эстетика. Элементы стиля должны быть не только функциональными, но и красивыми.
- Современные материалы. Изначально производство мебели и других предметов интерьера начиналось с внедрения промышленных фактур (металл, стекло, пластик).
- Геометрические формы. Простота прямых линий придает особую художественность стилю баухауз в интерьере.
Цветовая гамма
Незыблемый принцип баухауза — сохранение гармонии. В палитре стиля это выражается в объединении двух противоположностей — по цвету, температуре, фактуре.
Основная гамма — нейтральная. Белый, песочный, графит, черный. На эти оттенки вдохновила сама природа — серая штукатурка, темный холодный камень, теплое коричневое дерево, черный металл.
Не обойтись и без ярких тонов. Главными были и остаются чистый желтый, красный, синий, зеленый. При этом, философия стиля баухауз исследует их не только с визуальной точки зрения. Например, основатели стиля считали, что красные предметы кажутся ближе, синие, наоборот, дальше. Или что звуки в светлом помещении громче, темные же их заглушают.
На фото гостиная с яркими оранжевыми акцентами
Отделка и материалы
Нейтральность основных элементов продолжается и в отделке. Для стен применяется декоративная штукатурка, краска, спокойные обои. К слову, последние даже изготавливались специально под потребности стиля — привычные вензеля и яркие цветочки были заменены производителями на геометрические орнаменты, имитацию природных текстур.
Подходящие потолки — простые одно- или сложные многоуровневые. Предпочтительно высокие, светлые. Пол — максимально простой. В отделке используют линолеум, ламинат, паркет.
Выбирая отделочные материалы, сочетайте между собой эко и хай-тек: стеклянные, пластиковые, металлические, деревянные, кожаные, текстильные поверхности являются фишкой стиля баухауз.
На фото классический зал в стиле баухауз
Предметы мебели
Идеологов стиля баухауз не зря считают законодателями моды — они искали и находили совершенно новые формы, складывая простоту, привлекательность и функционал вместе.Мебельное производство отличали правильные геометрические формы, четкие линии, отсутствие декоративных элементов.
Активно внедряется встроенная мебель — громоздкие шкафы, стеллажи, буквально растворяются даже в небольших квартирах. Ещё одно изобретение — трансформеры. Сэкономить место в доме, сохранив его функции, помогают раскладной диван или стол, модульная мягкая мебель. Штабелируемые столы и стулья — очередная придумка продвинутых конструкторов, пользующаяся популярностью до сих пор.
Дизайнеры постарались визуально облегчить габаритное убранство — на креслах и диванах убрали подлокотники, на корпусной мебели избавились от всего украшающего.
Что касается материалов, баухауз с легкостью сочетает ранее несочетаемое в предметах мебели: дорогую древесину с дешевым пластиком, невесомое стекло с грубым металлом, натуральную кожу с хромированными трубками.
Гнутые трубы вообще стали своего рода флагманом того времени(
20-е годы XX века). Чего стоит популярное кресло Марселя Брейера из хромированных металлических труб с кожаными ремнями. Второй пример — открытые стеллажи, часто используемые для зонирования пространства.
На фото минималистичная белая встроенная кухня
Декор и текстиль
Даже такой прагматичный стиль как баухауз не обошелся без украшений. Однако, декор является продолжением общих принципов.
Декоративным элементом может стать как что-то функциональное — например, стильный светильник, набор посуды, чайник, настольная игра или сама мебель. Так и конкретное украшение — картина, ковер. Но рисунок на них исключительно абстрактный. Цветные круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники — основа многих художественных произведений, подходящих интерьеру баухауз.
Кстати, геометрические ковры — неотъемлемый элемент классического направления. Яркий принт на них прекрасно дополняет нейтральную отделку помещения.
Остальной текстиль — шторы, подушки, пледы, постельное белье — могли быть яркими, как паласы, либо максимально простыми, однотонными. Главное правило — умеренность. То есть на цветное кресло не стоит класть разноцветную подушку.
На фото геометрический ковер на полу
Освещение
Грамотный яркий свет — не просто украшение, а неотъемлемая часть любого баухауз интерьера. Чем больше освещения, тем просторнее становится пространство. Светом подчеркивают нужные зоны, расставляют акценты.
Температура свечения — ближе к промышленной, холодная. Яркость — высокая.
Сами лампы должны были украшать помещение. Их дизайн сочетал в себе простые формы, необычные дуэты. Самый популярный пример — объединение хромированного металла и матового стекла, как в знаменитом настольном светильнике Уильяма Вагенфельда и Карла Якоба Юкера.
Не менее знаменита лампа Марианны Брандт — небольшая металлическая модель, по форме напоминающая современные варианты.
Фото в интерьере комнат
Гостиная в стиле баухауз — несколько удобных кресел, журнальный стол простой формы, консоль для телевизионной техники.
В спальне центром является кровать — простая, удобная. Дополнительной считается зона хранения — простой шкаф-купе одно из лучших решений, внедренных дизайнерами стиля.
На фото просторная комната с бескаркасным диваном
Кухня — самая функциональная комната в доме. При разработке гарнитура учитывается не только эргономика, но и потребности каждого члена семьи. Мебель должна упрощать выполнение ежедневных задач.
Фотогалерея
Хотя расцвет стиля согласно истории был в 1920-1930 гг, многие до сих пор с удовольствием выстраивают свои интерьеры по канонам баухауз. Ведь из философии направления можно почерпнуть массу полезных идей.
Источник