Байдарка с мотором своими руками

Самодельный подвесной лодочный мотор для байдарки — лодочный мотор своими руками

Я уже несколько лет путешествую на байдарке «Ладога» под самодельным подвесным лодочным мотором, который скомпоновал сам, своими руками из велодвигателя «Д5» и подводной части мотора «Салют». Весит он всего 8 кг, устанавливается на корму и управляется дистанционно. Скорость байдарки с тремя пассажирами — 12 км/час.

По разработанным мною чертежам такие моторы сделали еще несколько человек. Я получаю письма от туристов-байдарочников с просьбами рассказать о конструкции мотора. Надеюсь, что он заинтересует и некоторых читателей. Я сконструировал самодельный подвесной мотор для байдарки, исходя из самой элементарной технологии (никакого литья, только токарные, фрезерные и сварочные работы), в расчете на постройку в любительских условиях.

Технические данные самодельного подвесного лодочного мотора
вес, кг 8
диаметр цилиндра, мм 38
ход поршня, мм 40
рабочий объем цилиндра, см³ 45
степень сжатия 5,7
тип двигателя — одноцилиндровый, двухтактный с кривошипно-камерной продувкой

Сборочный чертеж самодельного подвесного мотора для байдарки


1 — цилиндр (от «Д5»); 2 — рубашка водяного охлаждения; 3 — трубка подачи воды охлаждения Ø7;
4 — выхлопной трубопровод 19х1, латунь; 5 — обтекатель δ=1, АМг; 6 — насадка, АМг;
7 — гребной винт Ø150 (от мотора «Кама»); 8 — гайка-обтекатель М8; 9 — наконечник вала, Ст. 45;
10 — резиновая муфта (от «Москвы»); 11 — редуктор (от мотора «Салют»); 12 — крышка редуктора;
13 — антикавитационная пластина; 14 — вертикальный вал; 15 — дейдвуд; 16 — подвеска-гнездо;
17 — буфер, резина; 18 — кронштейн; 19 — хомут; 20 — фланец стартера; 21 — диск для штуртроса Ø18; 22 — прижимной диск; 23 — храповая втулка; 24 — шнур стартера; 25 — шкив стартера:
25 — пружина стартера (от мотора «Кама»); 27 — корпус стартера: 28 — храповик: 29 — коленчатый вал; 30 — картер; 31 — магнето: 32 — бензобак, АМг; 33 — трос для откидывания мотора.

Двигатель работает на автобензине A-66, А-72, А-74 или A-76 в смеси с автолом в соотношении 20 : 1.

При применении карбюратора К34Б номинальная мощность при 4500 об/мин коленчатого вала составляет 1,2 л. с., а расход топлива — около 0,5 л/час. Если установить карбюратор от лодочного мотора «Салют», то мощность повысится до 2 л. с. (при 5000 об/мин) с соответствующим увеличением расхода топлива.

Мотор переделан на водяное охлаждение. На нем установлена подводная часть от «Салюта» с угловым редуктором (передаточное отношение 12 : 22) и водяной помпой, подающей охлаждающую забортную воду в рубашку цилиндра. Двухлопастной гребной винт (диаметр уменьшен до 150 мм) взят от лодочного мотора «Кама». Для защиты винта от повреждений на подводной части закреплена специальная направляющая насадка.

Емкость бензобака около 2,5 л. Горловина и кран расположены так, что заправка возможна как в рабочем, так и в откинутом положении мотора, утечка горючего через незакрытый кран при откидывании мотора исключается.

Стартер размещен в нижней части двигателя вблизи оси подвески, что предотвращает откидывание мотора при запуске. Длина убирающегося пускового троса выбирается по месту (около 1,5 м), конец его оснащен резиновой ручкой (на соединительной муфте) и пропущен сквозь отверстие в спинке кокпита у левого борта.

Дроссель карбюратора управляется ручкой газа от мотоцикла «Ява» или «Ковровец» (применять ручку от велодвигателя «Д5» не рекомендую — ненадежна), которая устанавливается на металлической трубке, шарнирно соединенной посредством тяги с рычагом румпеля (см. схему). К концам рычага, закрепленного на корме байдарки над декой на рамке, сделанной из трубы байдарочного весла, прикреплен посредством талрепов штуртрос диаметром 2—2,5 мм, охватывающий диск с канавкой на моторе. Трубка ручки газа при осевом перемещении поворачивает рычаг румпеля, а вместе с ним посредством штуртроса и мотор. Она закреплена на левом фальшборте вблизи спинки кокпита и снабжена ограничителями угла поворота мотора (не более 45° на каждый борт).

Схема дистанционного управления самодельным
подвесным лодочным мотором


1 — трос для откидывания мотора; 2 — трос стартера; 5 — штуртрос; 4 — рамка из дюралевых труб Ø30; 5 — швеллер; 6 — талреп; 7 — диск для штуртроса; 8 — румпельный рычаг, дюраль δ = 4;
9 — рулевая тяга, трубка Ø15; 10 — трубка ручки газа: 11 — направляющая обойма; 12 — ручка газа;
13 — угольники для крепления швеллера к фальшборту.

Читайте также:  Важно ли знать своими руками

Для дистанционного откидывания мотора к нему прикреплен трос, пропущенный сквозь отверстие в спинке кокпита байдарки у правого борта. Все тросы присоединяются к мотору на муфтах, благодаря чему его легко снимать с байдарки.


Самодельный подвесной мотор на байдарке.

Узел подвески самодельного подвесного мотора крепится на кормовой оковке оболочки. Оковку со срезанными петлями баллера руля и рымом следует усилить, приварив к ней пластину и кницы. При сборке байдарки кормовая оковка жестко прикрепляется к бобышкам на ахтерштевне тремя винтами М5, пропущенными сквозь обшивку.

Мотор можно ставить и на борту (для чего следует сделать специальную опору), а также на транцевых лодках прогулочного типа с помощью струбцины. В этих случаях ручка газа может быть установлена на коротком румпеле, закрепленном на моторе в вертикальной плоскости с помощью шарнира.

Длина дейдвудной трубы (а также выхлопной и водоподающей труб и трансмиссионного вала) выбирается с учетом размеров и формы кормовой оконечности лодки.

Для смазки редуктора подводной части применяется нигрол (50—60 см³), который рекомендую заменять через каждые 50 часов работы.

При использовании готовых узлов и деталей подвесной лодочный мотор можно сделать в любой мастерской, располагающей токарным, универсально-фрезерным, долбежным и сверлильным станками, а также установкой для аргоно-дуговой сварки алюминиевых сплавов и газосварочным аппаратом.

Е. Ф. Сахно, «Катера и яхты» 1971 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Мотор для байдарки

Байдарками называются узкие лодки с острым носом и кормой, отличающиеся высокой маневренностью, отличной остойчивостью, малой осадкой и большой проходимостью. Традиционно они являются весельными, однако в последнее время на водных просторах все чаще можно увидеть байдарки, снабженные моторами. Их используют и на обычных прогулках, и в дальних долгих путешествиях, и в экспедициях, и в длительных походах с привалами. Иногда на моторе проходят весь маршрут, иногда минуют только его довольно большой промежуток.

Вообще в конструкции стандартных байдарок не предусмотрена установка моторов и нет транцев, как например, в каноэ. Однако это не говорит о том, что на такие лодки нельзя монтировать двигатели. Конечно, они несколько утяжеляют лодку, но в то же время добавляют ей неоспоримые преимущества.

Преимущества байдарок с мотором

Байдарка с мотором аналогична моторной лодке и при этом во многом ее превосходит. Стандартная моторка является тяжелой, громоздкой, способна свободно двигаться только на водоемах определенной глубины, застревает в заросших камышом местах, не проходит через узкие протоки, неповоротлива. Байдарка преодолевает мелководье, перепрыгивает пороги, пробирается в самые труднодоступные заводи, спускается на воду с крутых берегов, обладает верткостью и устойчивостью. Присутствие на ней мотора позволяет на приличной скорости двигаться по течению и против него, держать направлении при движении против ветра, быстро проходить масштабные акватории, а в случае присутствия на пути сложных или заболоченных участков просто переходить на весла. Моторные байдарки дают возможность за короткий промежуток времени преодолеть большие расстояния и не тратить слишком много сил на многокилометровые походы. Гребцы могут периодически отдыхать, не теряя времени на остановки и не сбиваясь с курса, а это очень важно в экспедициях и длительных путешествиях по водным просторам.

Виды моторов для байдарок

Для разборных каркасных байдарок больше подходят бортовые двигатели, обладающие мощностью от 1 до 3,5 лошадиных сил. Они имеют сравнительно небольшой вес, экономичны, быстро и без лишних сложностей устанавливаются. Это могут быть моторы «Ямаха», «Тойота», «Хонда», «Тюмлер», «Кенинг», «Цундап», китайские модели «Хинкай», «Сеа» и другие. Некоторые умельцы даже делают их из маломощных для мопедов.

Для надувных байдарок хорошим вариантом станет легкий подвесной мотор типа «Салют», который монтируется с помощью кронштейна и ремнями крепится к борту. На такие модели нередко ставят электромоторы типа Intex, оснащенные аккумуляторами, аэродвигатели или водометные системы.

Как установить мотор на байдарку

При установке бензинового мотора на любую байдарку следует учитывать тот факт, что на ее корпус будут попадать брызги масла и топлива. Это значит, что ту часть борта, возле которой располагается двигатель, нужно защитить куском прорезиненной ткани. Он должен заходить за цангу, на которой крепится гребной вал. Кроме того, там, где крепятся струбцины мотора, необходимо приклеить кусочки микропористой резины. Она снизит уровень вибрации при работе мотора и защитит корпус судна от повреждений.

Читайте также:  Изготовить шильдики своими руками

Мотор устанавливают либо в центре лодки за миделем, либо возле кормовой части. При его монтаже в середине судна крепления для двигателя делаются из изогнутой штанги, обеспечивающей свободную посадку в лодку и высадку из нее, и возможность быстрого подъема гребного винта при проходе мелководных и сильно замусоренных участках водоема. Если мотор монтируется в самом конце кокпита, крепления могут быть стандартными. Рулевые педали в любом случае должны находиться возле ног моториста. Штуртросы к ним делаются из прочного упругого материала.

В случае, когда поступление воды для охлаждения двигателя осуществляется при помощи резинового шланга, имеющего присоску и снабженного водозаборником, его длину необходимо делать такой, чтобы водозаборник крепился болтом на передней внешней части рулевого устройства. Если заводской шланг оказывается коротким, его нужно удлинить. Важно, чтобы он не перегибался под углом 90º, иначе поступление воды в систему будет затрудненным.

Для монтажа мотора на корме потребуется транец, установка которого связана с определенными сложностями. Его можно крепить на двух кронштейнах из стали, соединяющихся с бортом при помощи болтов. Для того, чтобы к гребному винту не подсасывался воздух, и дека не заливалась водой, между педалями и редуктором ставится дюралевая пластина. Более рационально устанавливать на корме облегченную раму, которая укладывается на деку и крепится к шпангоутам и верху штевня.

Способ установки мотора в средней части лодки зависит от маршрутов, по которым предположительно предстоит следовать байдарке. Если это узкие, заполненные топляком реки, мотор лучше монтировать на консоли, а не на выносном кронштейне. Крен лодки в данном случае компенсируется грузом, уложенным с противоположной стороны. Изогнутую планку крепят длинными планками к бортам так, чтобы она опиралась на верхний стрингер.

При установке любого мотора на байдарку нужно учитывать тот факт, что его вес должен компенсироваться дополнительной плавучестью, необходимой при переворачивании лодки или получения ей пробоин. Для получения ее запаса можно сделать мягкие емкости-баллоны, которые накачиваются воздухом. Самое простое –взять камеру от мотоцикла, разрезать ее поперек, заклеить по краям, сшить прочную оболочку из какой-то ткани типа брезента, поместить в нее получившийся баллон, накачать и укрепить конструкцию под декой или на месте, находящемся под привальным брусом. Количество таких баллонов зависит от того, как загружается байдарка.

Ремонт мотора для байдарок

При поломке мотора ремонтировать его нужно только после высадки на берег. Самостоятельно провести ремонтные работы можно на двухтактных карбюраторных и инжекторных двигателях, если поврежден редуктор, цилиндры, поршни, топливные и смазочные узлы, система зажигания и охлаждения. Замена узлов потребует технических знаний, опыта и присутствия специальных инструментов. Провести ее можно, пользуясь вспомогательной литературой. В некоторых случаях можно просто заменить детали, если под рукой есть запасные, однако нужно помнить, что это не всегда приводит к полному устранению неисправностей. Причем запчасти необязательно должны быть оригинальными и соответствовать марке мотора. Главное, чтобы они были подходящими по конструкции.

В-целом, для диагностики и ремонта мотора лучше обращаться к профессионалам, но поломка часто происходят на безлюдных маршрутах, на которых таких специалистов нет. Поэтому, отправляясь в поход на моторной байдарке, надо не забывать о наборе инструмента и запасных частей. Двигатели небольших мощностей обычно обладают несложной конструкцией, в которой при желании способен разобраться любой человек, хоть что-то понимающий в технике. Что касается более мощных импортных моторов, то они, в большинстве своем, обладают системой защиты, способствующей продолжению работы при возникновении неисправностей. И потребность их ремонта в походных условиях практически никогда не возникает.


Источник

Байдарка с мотором

Байдарка – это маломерное маневренное судно с узкой формой, острыми носом и кормой, которое изначально оснащается двухлопастными веслами, упорами и кокпитом с закрытой декой. Такие лодки активно используются в туризме, для рыбалки и охоты, для семейных прогулок, водных походов, сплава, спортивных соревнований. Модели различаются различными габаритами, разными модификациями, снабжаются педальными приводами, рулевым управлением, парусным вооружением.

В последние годы всё более популярными становятся байдарки с бортовыми моторами, которые применяются для кратковременных и длительных путешествий по всевозможным водоемам. Моторы являются дополнительным оборудованием, которое используется на длинных дистанциях постоянно или частично. Они позволяют значительно увеличить скорость байдарки, когда она идет против течения или ветра и ускорить ее передвижение по масштабным акваториям.

Технические характеристики байдарок с мотором

Моторные байдарки могут иметь длину от 2,20 до 5,3 метров, ширину от 65 сантиметров до 95 сантиметров. Вес их вместе с мотором составляет от 22 до 52-56 килограмм. Традиционно на разборные и надувные байдарки рекомендуют устанавливать моторы мощностью от одной до трех с половиной лошадиных сил марки «Тюмлер». Они имеют небольшую массу (от 6 до 12 килограмм), не слишком утяжеляют лодку и экономично расходуют топливо – около 0,4 -0,8 литра в час. Такие моторы имеют систему воздушного охлаждения, относятся к одноцилиндровому двухтактному типу и работают на смеси бензина с автолом. Лодки с подобными двигателями развивают скорость до 13 километров в час.

Читайте также:  Берет десантника своими руками размеры выкройки

Монолитные байдарки подходят для установки моторов мощностью 5 лошадиных сил. Они позволяют добиваться скорости 15 километров в час при расходе топлива порядка 1,3 литра в час при весе в 13-14 килограмм.

Мотор для байдарки

В целом, существует немало разновидностей моторов, которые можно устанавливать на байдарки. К ним относятся двигатели марки «Салют», «Вихрь», «Турист», «Хонда», «Ямаха», «Сузуки». Они несколько отличаются по своим характеристикам, но имеют малый вес, экономично расходуют топливо и на небольших оборотах работают очень тихо.

В некоторых случаях владельцы байдарок приспосабливают на них моторы от мопедов, обладающие мощностью от 1 до 1,2 лошадиных сил. Это двигатели весом девять килограмм, которые дают возможность идти на максимальной скорости 11-12 километров в час.

Установка мотора на байдарку

При монтаже мотора на байдарки разборного вида следует помнить, что при ходе под двигателем на деку будет поступать гораздо больше воды, чем при ходе на веслах. Поэтому оболочку лодки в области деки необходимо дополнительно пропитать водоотталкивающим составом. Это может быть обычный воск, который растирается по оболочке с помощью горячего утюга. Кроме того, надо учитывать, что во время работы мотора на деку и часть борта будут падать горячие капли. Эти места нужно проклеить кусочками прорезиненного материала, начиная от фальшборта и заканчивая за цангой крепления для монтажа гребного вала. Там, где будут установлены струбцины для мотора, надо проложить микропористую резину. Она снизит вибрацию корпуса байдарки при работе мотора и защитит ее борт от повреждений.

Двигатель устанавливается либо в центре длины лодки с правого борта, либо ближе к ее корме. При размещении мотора в центре его крепления располагают под коленями гребца. Для того, чтобы они не мешали при посадке и высадке или при управлении веслами, перечную штангу креплений делают в форме буквы «п». Такая форма не только сделает крепления более удобными, но и даст возможность быстро вытаскивать гребной винт, когда лодка двигается по мелководью, сильно засоренным или заросшим водорослями участкам водоемов. Если мотор располагается возле кормы, необходимость в подобной планке отпадает, однако в этом случае усложняется запуск двигателя.

Педали рулевого устройства мотора крепятся возле ног моториста так, чтобы он мог свободно ими управлять. Штуртросы надо изготавливать из плотного прочного материала, ремня, стального каната, чтобы они могли выдерживать солидные нагрузки. Если вода, нужная для охлаждения двигателя, поступает через шланг из резины, оснащенный водозаборником, его длина должна быть такой, чтобы водозаборник соединялся с передним концом рулевого пера. Это защитит клапан, находящийся на водяном насосе, от повреждений и засора. Водозаборник соединяют с пером с помощью болтов.

Мотор вместе со всеми прилежащими запчастями увеличивает крен байдарки и ее вес, поэтому ей следует придать дополнительную плавучесть. Для этого подойдут самодельные баллоны из мягких материалов, например, из кусков плотной резины. Ее нужно склеить в емкость, накачать воздухом, прочно заклеить или запаять конец и поместить в брезентовый кожух. Баллоны укладывают под деку и прочно приматывают к привальным брусьям. Их объем и количество зависят от того, насколько загружена лодка.

Ремонт байдарок с мотором

Ремонт байдарок и моторов желательно производить на берегу. Если повреждение появилось в оболочке каркасной или надувной модели, его заделывают, приклеивая заплаты из такого же материала или плотной водонепроницаемой ткани, используя клей на основе ПХВ. Изначально поверхности латок и оболочки хорошо очищают и протирают растворителем. Клей надо наносить в два слоя, давая каждому из них хорошо просохнуть. Чтобы поверхности приклеились максимально прочно, перед соединением их нужно немного нагреть, а потом прижать друг к другу, прокатав округлым металлическим предметом.

Быстрый ремонт моторов на байдарках осуществляется с применением минимального количества инструментов. Прежде всего необходимо определить причину поломки, разобрать мотор и заменить ставшие ее причиной узлы или детали. Если это невозможно, придется обращаться в сервис по ремонту моторов или приобретать новый двигатель.

Источник

Оцените статью