Байдарка щука своими руками

Байдарка щука своими руками

Несколько лет назад, когда я лишился своего «тайменя» и не смог купить новый, я решил сделать себе байдарку сам. Первая причина – байдарки почему-то в Киеве не продавались, вторая причина, «Таймень» меня не особо устраивал, поскольку все время рвался и ломался в порогах. Третья причина, все эти труды и финансовые затраты должны когда – нибудь окупиться, поэтому эту деятельность я изначально рассматривал, как коммерческий проект, т.е. разработка и изготовление изделия, предназначенного для серийного производства со всеми вытекающими. Итак, принимая стандартный 2-х местный «Таймень» за прототип, я ставил перед собой следующие задачи:

Во избежание потери грузоподъемности и мореходности, основные размерения (габариты) оставить прежними.
Улучшить поворотливость, по возможности не ухудшая курсовую устойчивость.
Не ухудшить ходкость.
Не уменьшить вместимость.
Улучшить остойчивость (противостояние опрокидыванию).
Улучшить живучесть (прочность корпуса и вероятность разрыва оболочки) и ремонтопригодность в полевых условиях.
Улучшить безопасность.
Упростить конструкцию каркаса.
Значительно упростить процесс сборки, время сборки не должно превышать 15мин.
Значительно уменьшить вес. Вес 2-х местной не должен превышать 15 кг.
Значительно уменьшить габариты упаковки, до размеров одного рюкзака.
Заложить возможность трансформировать 2-х местную в 1-местную и 3-х местную.
За счет уменьшения применения дорогих материалов, а также за счет технологичности производства (т.е. уменьшение трудозатрат), добиться уровня цены, сравнимой с самой дешевой в СНГ байдаркой «Щука» (есть такая надувашка) т.е. 500-600дол.
Как дополнительный тюнинг – съемный, относительно водонепроницаемый фартук с юбками.
Что и говорить, наполеоновские планы. Вот потому процесс разработки, испытаний, усовершенствований, опять испытаний и т.д. длился лет 5. На сегодняшний день, могу сказать, что процесс этот закончен, все поставленные задачи решены, изделие готово к серийному производству. (Правда, само это серийноепроизводство еще надо организовать, соответственно, розничная цена такого изделия пока под вопросом).

В двух словах, как все это вышло: конечно, я добавил надувные баллоны, получилась каркасно-надувная байдарка. Рассудив, что надувашки вообще не имеют каркаса, но при этом худо-бедно выдерживают свою форму, стало быть, надутый баллон тоже имеет какую-то продольную прочность, я уменьшил количество продольных трубок до 6 шт., увеличив на всякий случай их диаметр с 16 до 22мм. Баллоны вставил под борта, туда, где полезное место «Тайменя» не используется, поскольку трудно в эту узость запихать груз, к тому-же баллоны по длине «перерезаются» продольной трубкой, что не дает им выпучиваться внутрь кокпита.

Для упрощения запихивания, а значит для более рационального использования места, оставил шпангоуты открытыми сверху. Форму корпуса оставил килеватую спереди и сзади (во избежание рыскучести), но в середине сделал более плоскодонную (для улучшения поворотливости, а заодно и для уменьшения осадки). Конечно, ширина немного увеличилась – зато это улучшило остойчивость, хотя и ухудшило ходкость.

Чтобы вернуть обратно ходкость сделал две вещи: во-первых, само по себе получается, что расположенные по бортам надутые емкости натягивают оболочку, устраняя тем самым тормозящие складочки, и очень тормозящий эффект «полощущего на ветру флага», чем болеют все каркасные байдарки, особенно когда шкура уже не новая.

Во-вторых, наибольшую ширину (центр тяжести и центр плавучести) я несколько сместил в корму для того, чтобы последняя, образованная корпусом при движении волна смыкалась не на корпусе, а за кормой и не тащила лодку назад. (Этот способ используют на моторных катерах — обратите внимание, что их срезанная корма почти той же ширины, что и сам корпус.) Такое смещение дало еще один эффект, теперь, когда мне надо сделать экстремальный поворот, и я делаю веслом «дугу» за кормой, веслу меньше мешает хвост байдарки. Наконец надувные баллоны дают лодке непотопляемость, а значит безопасность плавания.

Источник

Байдарка щука своими руками

Щука-3 (модернизированная, индпошив), нареченная Fish -ка v 1.02

Имея опыт эксплуатации этого плавсредства, особенно после прошлогоднего сплава по р. Пистайоки в период половодья, загорелся идеей многое доделать (именно доделать, а не поменять). Зимой вступил в длительную переписку с Михаилом Чернецким (КБ «Сталкер»). Определил главные направления доделок:

1) Заменить тканевую деку на тезовую. Это необходимо для быстроты просушки (в разы быстрее сохнет), гидроизоляции (элементарно промазывается боковой шов и устраняется постоянная изнуряющая на категорийной воде протечка, когда в байдарку набиралось до двух ведер воды и внутри становилось холодно, мокро и неприятно)

2) Нашить вязочные петли для шнуровки внешней рамы (ну просто убиваются все скоростные и маневровые ходовые качества в крупных валах от 1,5 м и бочках от 1,0 м)

3) Заменить тезу днища на менее яркую (желтая ну как маяк демаскирует любую скрытную стоянку) и более прочную (ткань типа Viniplan 850 г/м.кв. с сеткой двойного плетения)

4) Нашить бедренные упоры фабрично (сильно помогали матросу на Пистайоки в валах 2,0-2,5 м не вылетать из байдарки)

5) Купить собственно разборную раму (три отрезка по 1 м и вкладыши или наружные муфты)

Михаил долго предлагал оставить все как есть или сделать все это своими руками, но в итоге мы договорились – пошить Щуку из моих материалов и пришить шнуровочную змейку от его же катамаранов на прямом участке выкройки (около 3 м в длину). Хотя мне конструкция шнуровочной змейки от Чернецкого кажется заметно хуже, чем от Красного Солнышка, Рафтмастера и прочих. Но на безрыбье и сам, как говориться, раком станешь. Запросил размеры заготовок под выкройки (на деку – 5,4м х 0,95м, на днище – 5,6м х 1,15м). Закупил материалы (на деку – Ferrari 550 г/м.кв. серого цвета, на днище – Viniplan -6770 850 г/м.кв. сетка двойного плетения, шаг 120, синего цвета). Пошив занял около 1 месяца, принимал изделие у Михаила дома, он предупредил, что забыл дать указание швее сделать поправку на материал деки ( Ferrari против ткани с накатанной пленкой) и при надувании будет отчетливая закаяченность носа и кормы (т.к. Ferrari в отличие от стандартной ткани не тянется). Попутно купил у Михаила его новое изделие –чехол для лыж/весел (оказалась очень удачная штука, вмещает три разборных весла TNP и раму на Щуку).

Читайте также:  Как сделать лабиринт для ребенка своими руками

В Красном Солнышке купил трубы Д16Т 35*1,5 шесть отрезков по 1м на раму и трубу Д16Т 30*1,5 пять отрезков по 20 см на вкладыши. Получился внутренний диаметр рамы 32 мм, а внешний вкладыша только 30. Поиск диаметров 31 и 32 для Д16Т ничего не дал (в том числе и через Александра Додонова). Поэтому купил термоусадочную трубку 38*0,5 и после обработки вкладышей получил внешний диаметр 31,3, оставшийся зазор убрал прокладкой ленточки из резинокапрона от ЯРТ.

Испытал сборку/разборку перед походом у себя на даче. Да! Выворачивать стало не в пример труднее. Но днище стало и толще и глаже. Промазал клеем «Уран» боковой шов – загерметизировал Fish -ку. Вставил баллоны, надул. Да! Нос и корма заметно закаячены, Да, еще одна проблема! Чернецкий, видимо, сместил выходы сосков на байдарке и теперь в корме баллон свернут со значительным запасом, а в носу пусто, хотя соски выходят теперь на всю длину и малейший перекос баллона просто работает на их отрыв. Это плохо. Рама прикрутилась неплохо (но не так плотно и правильно, как было бы со шнуровочной змейкой стандартной для остальных производителей) теперь без проблем можно поднять байдарку за носовую и кормовую ручки с грузом в центральном очке и она при этом не сложится пополам.

Что показали полевые/водные испытания?

  • Шов загерметизировался –воды в Fish -ке очень мало. Ура!

  • Рама работает, излишней жесткости нет, но полностью прекратился вибростенд при прохождении цепочки валов/бочек 0,5-0,7 м. Ура! Метод стыковки звеньев все-таки требует доработки (при прохождении порогов не ощущается, но раму растаскивает, требуется, видимо, шплинтовое крепление звеньев на вкладышах) плюс тип шнуровочной змейки КБ «Сталкер» просто физически не позволяет зафиксировать/прижать раму к корпусу байдарки. Первое поборем, второе уже увы.

  • Закаяченность носа/кормы помогает в препятствиях, Fish -ка быстро наползает на валы/бочки и за счет рамы давит их (не режет, как каркасники, а именно давит).Это хорошо и комфортно. Ура!. Но! Даже наш слаженный (для Щуки особенно) экипаж жутко намучился на ровной воде, да и в порогах немногим лучше (курс не держит вообще. ). Это плохо (раньше озера проходились на раз, без рысканий и руль не прицеплялся).

  • Цветовая гамма байдарки стала существенно спокойнее. Ура!
  • Теза деки и днища проветривается моментально. Ура!
  • Получили странную длинную и глубокую царапину на днище (то ли на камень налетели, то ли на топляк с гвоздем). Процарапано снизу до корда и сверху (опа!) от корда и даже коврик-пенка, лежавший на дне на этом месте. Но корд цел. Это добавляет уверенности. Со слов мастеров из Красного Солнышка Viniplan по сравнению с нашей тезой плотности ниже 700 г/м.кв. хуже (рвется длинно, т.к. корд напряжен, а наша теза имеет более рыхлый корд и разрывы у нее покороче), но для более плотных Viniplan -ов ситуация в корне меняется. Подтверждаю!

Вывод по Щуке вцелом. Байдарка рулит , но доделывать ее необходимо обязательно (может быть вскоре и фабрично!?)

Источник

Байдарка «Щука-3», модернизированная

Снаряжение

Это попытка систематизировать сделанные мной усовершенствования «Щуки-3» и отредактировать тот надерганный второпях из переписок сумбур, что лежал на Скитальце под названием «FAQ по обвязке и рулям для байдарки «Щука». В начале, как обычно, напомню, что все оценки — мое личное мнение, никому его не навязываю. Кое-что можно сделать по-другому, лучше, красивее и легче (например, стандартный тайменевский руль тяжеловат, и я подумываю о замене его на более легкую самоделку). Но как говорится в старом анекдоте: «Что есть — то есть. Пусть клевещут». С другой стороны, многие вещи очевидны и давно изобретены не мной. Но, возможно, Чайникам типа меня или еще большей степени чайниковости кое-что будет полезным. Здесь много повторов из более ранних материалов «По Топозеру и Поньгоме» и «По Тохмайоки». Также ссылаюсь на «классический» труд Андрея Чупикина и материал Михаила Трускова.

На всякий пожарный случай поясню, что под жаргонным словечком «стропа» я (как и другие туристы) подразумеваю прочную, довольно толстую (сравнимо с 1 мм) капроновую (бывает и брезентовая — это не то, что нужно) тесьму различной ширины (я встречал от 10 до 50 мм), сейчас она обычно жесткая, черного цвета, а раньше в «Юном технике» продавались обрезки мягкой белой. «Репшнур» — плетеная капроновая веревка 4-8 мм, для наших целей подойдет и та, что продается в рыболовных магазинах.

Вот перечень основных переделок, упорядоченный по такой форме:
номер по порядку, объект переделки/доделки, назначение переделки, краткое описание, оценка эффективности.

1. Бедренные упоры
Назначение: откренивание, фиксация гребца в лодке при различных управляющих гребках, например, «зацепе».
Краткое описание: идею применить на «Щуке» (хотя сами по себе упоры — очень старое изобретение) и описание конструкции я заимствовал у Андрея Чупикина. Не уверен, что подробности совпадают. Отрезки широкой стропы с петлями на концах пришить к деке близко к краю «очка» на уровне посадки гребца в направлении ответных петель. К деке по оси лодки перед «очком» пришить в виде буквы V ответные петли из той же стропы. Петли передние и задние (они должны в накачанном состоянии лодки не доходить друг до друга 5-7 см) стянуть кусками репшнура. Важный момент: обязательно укрепите деку в местах пришивания упоров и петель кусками прочного толстого капрона (авизент, кордура), особенно в районе передних петель (здесь минимум 20Х20см). Не знаю, как на вашем экземпляре, но у моих лодок ткань деки — довольно тонкая основа с пленкой, видимо ПВХ. Под нагрузкой пленка отслаивается от основы и лопается (это, к сожалению, не теория). С какой стороны (внутренней или внешней) нашивать стропы — решайте сами. Интуитивно кажется, что с внутренней надежней (нагрузка не на отрыв, а на срез), но с внешней чуть более удобно и, к тому же, у меня задняя стропа сзади заканчивается тоже петлей для (нереализованного пока) крепления спинки.
Оценка эффективности: очень полезная вещь и при откренивании, и когда надо сильно вывеситься при зацепе. Да и просто удержать равновесие. В упорах сразу чувствуется связь с лодкой. Однако слишком полагаться на них не стоит, если лодка попала под сильное перекашивающее воздействие (характерный пример — вывешивание на сливе не под прямым углом и на малой скорости) и если у вас плохо накачана лодка и нет жердей. Лодку, скрученную из-за «переламывания» одного из баллонов, на мой взгляд, удержать на ровном киле почти невозможно. Просто капитан упадет чуть позже матроса. Есть еще один момент — плоскодонная лодка, как и катамаран, обладает большой начальной (статической) остойчивостью, но при достижении определенного угла крена резко теряет ее и кувыркается стремительно и неконтролируемо. (В отличие от килеватых лодок, которые легко накренить, но зато и поставить на ровный киль их можно из почти «полегшего» положения, пардон за каламбур). В любом случае, открениваться надо стараться вовремя, а не реагировать на уже происходящий оверкиль.

2. Юбка
Назначение: предположительно для повышения безопасности при оверкиле в пороге.
Краткое описание: обрезать горловину штатного юбко-фартука, зашить край в кулиску (потом вставить в нее кольцо из тонкой дюралевой трубки), отступив от края 5-8 см (спереди — больше), нашить петельки (или сплошную кулиску из мягкого капрона) и пропустить в них стягивающий шнур. Сшить подходящую по размеру срывную юбку. Тут главное — не обрезать лишнего. Семь раз отмерь… А потом, может быть, и передумаете резать. Я такое «обрезание» сделал только на капитанском месте одной из моих двух Щук.
Оценка эффективности: мне — неясна. Штатные юбки на гладкой воде абсолютно не мешают выпадать из лодки — проверено многократно на тренировках, а по-настоящему в пороге (довольно глубокая бочка под сливом около 1 м) килялся только один раз — с тем же результатом. Статистики, конечно, маловато, но сомнения в справедливости для штатных юбок термина «Братская могила» переросли в глубокие. У кого есть более обширный опыт — поделитесь! Были ли у кого проблемы с покиданием Щуки? Что касается удобства — для хорошей погоды на гладкой воде — безразлично (не надеваете юбку), в дождливую и холодную уютнее штатные, зато в валах проще загерметизироваться срывной.

3. Петли на деке
Назначение: привязывать жерди для повышения продольной жесткости, а также пропускать через них обвязку
Краткое описание: петли из стропы 15-25мм Х 7-10см пришить к деке с захватом шва дека-дно через 30-40 см (сколько не лень — дело это довольно муторное, особенно близко к носу и корме). На мой взгляд наиболее критичное по нагрузке место — и соответственно там почаще петли — нос (50-70 см от оконечности) и очко для матроса.
Оценка эффективности: сравните фотографии прохождения порогов на Поньгоме (с жердями) и на Тохме (без них) — по-моему, разница видна невооруженным глазом. Не уверен на сто процентов, но мне кажется, что жерди помогли бы нам с Михаилом Трусковым избежать киля на Тохме. (К сливу мы подошли на малой скорости и под углом — вывешенный баллон переломился, лодка начала закручиваться и потеряла управляемость, а опереться в пене, естественно, не удалось. Последовательность событий, возможно, была несколько другой, но смысл тот же). Конечно, жерди не могут предотвратить скручивания лодки как целого, «винтом», но мое мнение такое — намного хуже скручивание именно с переломом одного баллона — лодка очень сильно деформируется, резко возрастает сопротивление и полностью теряется управляемость.

4. Обвязка
Назначение: безопасность, как и на любой байдарке (держаться за нее при оверкиле), возможно, некоторое повышение жесткости (только в сочетании с жердями), а также основа для подвески руля.
Краткое описание: носовую и кормовую петли (кольца из широкой стропы или репшнура) соединить по обоим бортам репшнуром 4-8 мм, пропущенным в бортовые петли, с натягом.
Оценка эффективности: для безопасности в порогах обязательна, только надо привыкнуть искать опору руке не сверху — на скользком дне перевернутой байдарки, а под водой — на обвязке. Жесткость может несколько (я думаю, незначительно) повыситься только в сочетании с жердями, когда образуется некое подобие лука с натянутой тетивой. Имеет ли какое-то значение небольшое задирание носа и кормы при хорошем натяге обвязки, с уверенностью не скажу, но интуитивно мне нравится. Ну и заодно, кормовая петля обвязки — прекрасная основа для навески и регулировки руля.

5. Руль
Назначение: устойчивость на курсе и управляемость, особенно на открытых продуваемых водоемах.
Краткое описание: подвесную систему из стропы с петлями натянуть на кормовую петлю обвязки, отрегулировать положение веревочками. К системе подвесить стандартный тайменевский руль. Примечание: думаю, не стоит намертво пришивать подвесную систему к корме, как предлагали некоторые мои корреспонденты — ее положение должно регулироваться. Не каждый раз байдарка будет надуваться совершенно одинаковым образом, и руль будет висеть косо.
Оценка эффективности: очень разгружает от необходимости рулить веслом (а то и грести с одной стороны) на гладких участках. Совершенно незаменим на штормовом озере. В порогах поднимается за 2 секунды или, в крайнем случае, для прохождения/катания сложного порога вообще снимается (2 минуты) и не мешает. Даже в пассивном, неуправляемом положении значительно улучшает устойчивость на курсе — играет роль стабилизатора, а закрепленный жестко, позволяет до некоторой степени вести лодку «корабликом» при бечевании вверх по течению (см. п. 6.)

6. Передний выносной киль (рисунок)
Назначение: бечевание — проводка лодки «корабликом» при движении вверх по течению реки. Передний киль и руль вместе образуют разнесенный киль. Этот вид путешествий, конечно, не так популярен, как просто сплав, большинство водников с ним на практике не знакомы (до лета 2002 г и я был таким). А зря. Многие красивые «классические» уральские маршруты требуют сначала «саночки возить». Тем более, что ничего страшного тут нет. При правильной подготовке бОльшую часть времени гуляешь и нюхаешь цветочки.
Краткое описание: пластину примерно 300Х120Х4 мм (размеры я взял с потолка без всяких расчетов — могут быть варианты) из слегка обработанной и покрытой лаком фанеры (надежнее — из 2 мм дюраля) с привинченной крепежной рейкой закрепить хотя бы скотчем и шнуром в вершине V-образного кронштейна (во как лихо и технообразно сказанул — на самом деле это две березовые ветки). Все это закрепить с помощью верхней (ограничительной) и нижней (крепежной) веревок на носу лодки с таким расчетом, чтобы перо в рабочем положении было в воде примерно на половину своей длины (15 см).

Оценка эффективности: Плоскодонная лодка корабликом ходит очень плохо и это подтвердил опыт Михаила Трускова в походе по Соби и Хараматолоу. Мы прошли маршрут Подчерье (вверх) — волок — Тельпос (сплав) — Щугор (сплав) с использованием руля и киля при бечевании. При этом лодки были связаны катамараном, т.е. один тянет — трое гуляют. Система прекрасно действует на хорошем и удовлетворительном бечевнике, где полоса лопухов не превышает 5-7 м, управление при обводке камней и мелей несложно. Несколько худшие результаты получены при использовании только руля — полоса лопухов до 3-4 м, слабая управляемость при маневрах. Возможен вариант связывания лодок «валетом», когда руль перевернутой лодки используется в качестве переднего киля (не пробовали). Или еще способ — в лодку садится человек и помогает бурлаку обходить препятствия и отгребаться от лопухов (пробовали). Но с передним килем лучше.
Еще раз кратко изложу свое мнение о ТТХ модернизированной «Щуки» на различных маршрутах в сравнении с другими, в первую очередь каркасными, байдарками. Как обычно, все это — мое личное мнение. Ни слова про «белую воду», не сравниваю ни с каяками ни с катамаранами, так как не компетентен, и это совсем другой стиль хождения. Большая часть уже изложена мной в материалах по Поньгоме и Тохмайоки.
Мелкие шкуродерные шиверы. Это и без всяких переделок — стихия «Щук».
Сложные, но не мощные пороги с камнями в сливах, требующие маневра. Щука лучше по двум причинам — не боится неизбежных ударов о камни в «грязных» сливах и маневренней любой килеватой лодки. Нужны упоры и обвязка, желательны жерди.
Озера. Несколько меньшая скорость, зато прекрасная устойчивость на штормовой волне. Сравниваю с «Тайменем» и «Салютом» и похожими по мореходности лодками. Я не плавал на специализированных «озерных» байдарках, типа «Ладоги», которые, впрочем, не слишком распространены. Нужен руль.
«Уральские кругосветки» — маршруты с подъемом вверх по течению, волоком или просто длинной пешей частью. Руль и передний киль решают проблему бечевания, ну а уж волок с чем идти легче — понятно само собой.
Есть, конечно, «ниши», где на преимуществе Щуки перед каркасными лодками я настаивать не буду (все же не совсем невменяемый я щуколюб) — ОЧЕНЬ длинные, абсолютно гладкие или с чистыми глубокими перекатами реки без штормовых озер (тут скорость может быть не лишней), достаточно мощные чистые сливы с хорошими бочками, высокие косые стояки и прижимы — их, конечно, легче проходить на скоростной жесткой лодке. В семейный «матрасный» поход с маленькими детьми хорошо ходить на Т3 — там есть где им повозиться и даже поспать. Но все равно, по универсальности (в известных пределах) Щуке нет равных.

Если после всех доделок Щука все же не сможет удовлетворить Ваши потребности, то скорее всего Вы — каякер, катамаранщик или же любитель проехаться на рафте в обществе изрядного количества ящиков пива.

И в заключение, что бы мне хотелось еще сделать? Хочется кардинально упростить предпоходную сборку. Честно говоря, слегка достает вся эта процедура выворачивания наизнанку и ползанья внутри, особенно если идешь несколько раз за сезон. Хочется вставить баллоны если и не раз навсегда, то хотя бы надолго. Но как сушить? Плесень разводить все же не стоит. Вот думаю проделать в деке в носу и корме вентиляционные отверстия под шланг пылесоса и в накачанном состоянии, но не «до звона» и без шпангоутов (чтобы был зазор между баллонами и шкурой) продувать. Кто-нибудь пробовал? Поделитесь опытом (это касается и любых других доделок).
И еще — сделать легкую, простую, но надежную систему установки паруса и шверца. На Топозере я попробовал это дело — красота. «Море, ты слышишь, море, Твоим матросом хочу я стать». Каботажным, конечно.

Источник

Читайте также:  Домовой с домиком своими руками
Оцените статью