Байдарка сирена своими руками чертежи

Одноместная разборная байдарка «Сирена»

Многие туристы-водники хотели бы иметь байдарку-одиночку — легкую, прочную, с хорошими маневренными и ходовыми качествами, с привлекательным внешним видом и непременно универсальную, т. е. одинаково пригодную как для воскресных прогулок, так и для сложных походов. Однако промышленность наша байдарок-одиночек для продажи в магазинах пока не выпускает вообще. Приходится конструировать и строить своими силами.

Основные данные байдарки

Длина, м 4,00
Ширина, м 0,65
Высота борта, м 0,20
Осадка при полной нагрузке, м 0,14

Нам кажется, что всеми нужными качествами обладает изготовленная нами разборная байдарка «Сирена» с мягкой обшивкой на деревянно-металлическом каркасе. Восемь таких байдарок, построенных уфимскими туристами в 1970—1971 гг., успешно прошли все испытания и использовались в походах 3 и 4 категории сложности, в том числе по саянским рекам.

Благодаря хорошей грузоподъемности «Сирены» (140 кг) турист может взять с собой полный комплект снабжения и запасы для месячного похода. Вес лодки в упаковке — 16 кг, габариты пакета 1150X400X150 мм.

Приводим эскизы, необходимые для самостоятельной постройки байдарки типа «Сирена». Потребуются следующие материалы: сухая мелкослойная древесина (на стрингера и привальные брусья — сосна, на кильсон и мидельвейсы — лиственница); обрезки листовой дюрали толщиной 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 3 и 4 мм; обрезки нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т толщиной 0,8 и 3 мм и пруток диаметром 8 мм; фанера марки БС-1 толщиной 5, 7 и 9 мм. В качестве крепежа используются алюминиевые заклепки длиной 20—30 мм и диаметром 3 и 4 мм, а также шурупы обязательно с антикоррозионным покрытием.

На оболочку идет около 5 м 2 прорезиненной ткани марки М-72 или 500; кроме того, понадобятся на деку такая же ткань, брезент или парусина, двухметровый кусок резинового шланга с внутренним диаметром 35—40 мм и толщиной стенки 2—3 мм и резиновый шнур диаметром 5 мм, длиной 1,2 м (можно использовать спортивную скакалку).

Жесткий каркас состоит из пяти шпангоутов, двух штевней, четырех секций кильсона (килевой фермы), четырех стрингеров, двух привальных брусьев, фальшборта и мидельвейса.

Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.

Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секций кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки.

Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры, К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).

У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.

Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.

Шпангоуты лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.

Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.

Половины шпангоута склепываются между собой на вставках из дюраля Д16АМ и заполнителях из фанеры. К верхней части шп. 2 и 4 одновременно приклепывается скоба 32 для крепления конца мидельвейса. На все шпангоуты ставятся скобы 34 для фиксации положения стрингеров, а на шп. 1 и 5 дополнительно на верхнюю точку — скобы для посадки мидельвейса. Крепление шпангоутов к кильсону предусмотрено с помощью вертушек 35 (размеры в скобках — для шп. 1 и 5).

Винты 33 (на шп. 3 — штифты) для крепления привального бруса вытачиваются из нержавейки. На сами привальные брусья ставятся на заклепках овальные планки 14. Для правильной их установки необходимо собрать — соединить между собой две центральные секции привальных брусьев и от стыка отложить в обе стороны по 400 мм. На секции бруса с замком овал разворачивается на 180°. Для крепления к шп. 3 в язычке привального бруса сверлится (по месту) отверстие под штифт 37.

Читайте также:  Как сделать игрушку своими руками объемную

Закрепив привальные брусья сначала на трех средних шпангоутах, можно разметить места установки овальных планок для присоединения к шп. 1 и 5. Для этого надо пристыковать концевые части привальных брусьев и, прижав их к концевым шпангоутам, отметить точки соприкосновения привального бруса с винтом.

К заготовке мидельвейса приклепывается крючок 19 и замок 18, у штевней крепится язычок и по месту устанавливается вилка 17.

Концевые звенья привальных брусьев стрингеров и мидельвейсов приклепываются к штевням (привальный брус при помощи накладки 16) Перед тем как сверлить отверстия под заклепки, необходимо собрать весь каркас, притянув стрингера шпагатом.

Соединяемые в носу петлей боковые стенки фальшборта выклеиваются на водостойком клее по шаблону (радиус 1200 мм) из полос 7- и 10-миллиметровой фанеры. По нижней кромке заготовок предварительно выбирается паз для протягивания шнура деки. Для соединения со шпангоутами в фальшбортах необходимо по месту сделать прорези, в которые заходят концы скоб 31, установленных на шп. 3 и 4. Подогнав фальшборты по скобам, следует приклепать защелки 40. Затем ставится задник 39, присоединяемый на уголках из-дюраля.

Для изготовления оболочки нужно подготовить цельное полотнище длиной 4,2 м и шириной не менее 0,91 м Полотнище накладывается на днище собранного каркаса; края материала, выступающие за привальные брусья, стягиваются крепкими нитками. Материал в носу и корме прорезается по ДП и производится подгонка по штевням. Оконечности оболочки упрочняются: по соединению изнутри и снаружи наклеиваются метровые куски разрезанного вдоль на две части резинового шланга. Теперь, не снимая с каркаса склеенной оболочки, можно приступить к выкраиванию и присоединению деки. Дека состоит из четырех частей; в две средние по периметру выреза кокпита вшивается резиновый шнур для обтягивания по фальшборту, затем к ним пришиваются концевые части. Дека сшивается с низом оболочки, после чего шов проклеивается герметизирующей полоской.

Спинку можно прикрепить к фальшборту при помощи овальных планок 14 и стержней 38. Упор для ног проще всего сделать в виде фанерной площадки размером 180X240, прикрепленной к шп. 2 подгоняемыми по месту растяжками из проволоки диаметром 3 мм.

Приводим эскиз простого весла, изготовляемого из дерева; лопасти вырезаются из 5-миллиметровой фанеры. Соединительные втулки советуем сделать из дюраля (наружная) и латуни (внутренняя).

При сборке лодки сначала нужно собрать обе половины каркаса и вставить их по очереди в оболочку. За тем закрываются замки кильсона, вставляется средний шпангоут (шп. 3) и концы мидельвейсов крепятся к шп. 2 и 4. Последняя операция — заводятся в пазы фальшбортов края деки с зашитым шнуром, фальшборт крепится к шпангоутам.

Источник

Как я строил байдарки

Недавно решил посмотреть: на каком этапе сейчас находится самодеятельное судостроение? Всё-таки интернет появился, о котором раньше и мечтать никто не мечтал — даже у фантастов ничего похожего не встречалось, хотя Луну и Марс они уже давно облазили и основательно освоили.

Открыв несколько сайтов, я был разочарован. Разборных байдарок с подробными чертежами было всего две, но каких! Предлагалось сделать байдарку «Сирена» по чертежам из журнала «Катера и яхты» № 39 за 1972 год! и «Таймень» В.А. Строгонова по чертежам из того же журнала за 1974 год! То есть, нафталином от этих конструкций разило за километры!

Да, были и другие конструкции, из фанеры, не разборные каяки, каноэ и байдарки, некоторые довольно убогой конструкции. Особенно поразило убожество конструкции из водопроводных ПВХ труб, испытание которой зачем-то было снято ещё и на видео. Но меня интересовали именно разборные конструкции, и интерес этот был давнишний. Я мысленно перенёсся в середину 80-х годов.

Мысль — сделать разборную, одноместную байдарку, возникла не на пустом месте. Одноместных просто не было в продаже, поэтому умельцы и изощрялись, как могли. Существующие двух и трёх-местные «Салюты» и «Таймени» весили прилично. Это и была ноша для 2 -3 человек, потому что в поход, кроме плавсредств, надо было тащить ещё и снаряжение и продукты.
Мне в этом отношении повезло: друг отца решил завязать с походами, и отдал нам свой изрядно потрёпанный 2-х местный «Салют». Восстановлению он не подлежал, да в этом и не было необходимости — у нас была своя точно такая же байдарка. Какое-то время два мешка с этим «Салютом» валялись в гараже, пока не появилась идея. Я решил, что из этого тур-хлама вполне можно сделать одноместную байдарку, которую вместе со всем снаряжением я мог бы таскать один.

Читайте также:  Как сделать паяльник для пластика своими руками

Работы проводились прямо в моей комнате, на полу. А позднее ещё и в садовой будке. Даже тисков приличных не было, и мне приходилось по-всякому изощряться, чтобы просто что-то заклепать. Я решил просто выкинуть середину из базовой конструкции, только и всего, поэтому работа была сделана сравнительно быстро — месяца за два — технические вопросы решались на практике только в свободное от основной работы время, и часто просто методом «научного втыка».
Загвоздка вышла с оболочкой — старая никуда не годилась, а материал на новую ещё надо было где-то найти.
Удалось взять со старой оболочки только резиновые протекторы на штевни, но и это было уже что-то. Материал на оболочку нашёл на городской свалке, на которую свозился мусор не только со всех помоек города, но и со всех его предприятий. А из их числа меня конкретно интересовала только свалка завода РТИ. Там я и нашёл подходящий отрез на одёжку для своей конструкции. Это был прорезиненный с обеих сторон капрон. Этот отрез и пошёл на оболочку.

Работу я решил считать законченной уже зимой 1984 года. Мысль, что я построил свою первую посудину в 24 года, как и знаменитый и мною любимый путешественник одиночка Джошуа Слокам, первым обошедший о одиночку вокруг света, меня ужасно окрыляла!

Только кокпит ещё не был доведён до ума. Я рассудил так: проведу испытания, и если не кильнусь сразу у берега, доделать кокпит будет уже делом техники.
Наступила весна 85-го года. Когда я вынес своё детище на берег реки Уфы, разлив реки сильно способствовал выбросу хорошей порции адреналина в кровь. Низина, по которой летом можно было идти до берега метров триста, была полностью залита водой. Из неё торчали только редкие деревья и кустарники. Только по сплошной полосе того же кустарника-ивняка можно было угадать, где проходит основное русло. Собрав байдарку, я с замиранием сердца спустил её на воду. Смотрелось не плохо. Вместо фальшбортов* приспособил две жерди, которые вырубил топором тут же, на берегу. На них и опирался, когда садился в байдарку или вылезал из неё.

Забравшись в недоделанный кокпит, я почувствовал, что плыву, хотя поначалу конструкции мне показалась крайне неустойчивой.
Сделав круг по мелководью, я понял в чём дело — лодка была не загружена, поэтому легко отзывалась на любые движения весла. На всякий случай, чтоб понизить центр тяжести, я положил на дно байдарки несколько увесистых камней. Как потом оказалось, в этом не было необходимости. Оставалось только проверить лодку на течении. Не без опасения выруливал я со стоячей воды на стремнину. И сначала напрягало сознание того, что под тобой глубина минимум метров 7 — 8 (об уровне подъёма воды сообщали каждый день по радио), но это только первое время. Освоившись, я решил, что можно попробовать сделать круг вокруг Уфы, и сделал. Это послужило началом традиции, и такие плавания стали ежегодными. В зависимости от уровня воды, на путь вокруг Уфы уходило 4 — 6 часов (около 22 километров).

Но тяга к самоделкам на этом не прошла. Много лет я выписывал журнал «Катера и яхты», мечтая о постройке яхты. А однажды в «Букинисте» мне попалась кипа старых журналов, ещё 70-х годов. Пролистав их все, я нашёл два варианта байдарок. Это как раз и были журналы за 72-й и 74-х год, о которых я упомянул в самом начале своего рассказа, и которые повторно нашёл в ново-модном интернете в 2016 году.

«Таймень» Строгонова и был очередной конструкцией, которую мне захотелось повторить в конце 80-х годов.
Правда, не удалось мне сделать её такой же лёгкой, как у него, т. к. на стрингера* были взяты дюралевые лыжные палки.

Утилизация зимнего снаряжения была Строгоновым заложена в конструкцию изначально. Например, на штевни* он советовал взять две хоккейные клюшки. Так что лыжные палки напрашивались сами собой. Удалось достать их в нужном количестве на базе проката при ТЭЦ-4, на которой я тогда работал — их просто списали.

Сама работа над лодкой тоже проходила по месту работы. Я просто оставался после работы на ночёвку, и у меня было несколько часов, как вечером, так и утром. Сверлильный и токарный станки и большие тисы были в моём распоряжении. Увлекательное это было занятие!

Всё начиналось с нуля, с расчётов и чертежей, которые выполнялись на листах миллиметровки. На шпангоуты пошли ножки от дюралевой раскладушки, на стрингера — лыжные палки, на щтевни — клюшки. Кокпит сделал из алюминиевых швеллеров. Оболочка так же была найдена там же — на свалке, так же, как и прорезиненный материал на деку*. В общем, если не считать резинового клея, хоккейных клюшек, и потраченного на работу времени, байдарка мне ничего не стоила.

Читайте также:  Как изготовить голову своими руками

Испытывал там же — на реке Уфа, во время похода вокруг города. Надо сказать, был момент, когда я натерпелся страху. Обычно, когда мимо проходило какое-то судно, я разворачивался носом к волне — так волна была бессильна — она не могла меня опрокинуть. Но потом я, что называется, обнаглел и перестал кланяться каждому проходящему буксиру и каждой моторной лодке. Мою первую конструкцию волна просто поднимала на гребень и всё.

Но конструкция Строгонова была в этом отношении не продумана. Да, лодка была устойчива на курсе, но оказалась не столь манёвренной, как моё первое детище. Прошла мимо баржа и я с ужасом мог наблюдать, как волна, вместо того, чтобы нырнуть под киль, начинает наползать на нос! Всхожесть байдарки на волну была плохой! Будь волна повыше, она могла бы, прокатившись по носу, хлынуть и в кокпит, прямо мне на ноги!Это тем более было не приятно, что я находился на середине реки, и в случае чего, шансов доплыть до берега у меня было мало даже в спасжилете, потому как вода была ледяная.

Поэтому после этого случая я взял за правило всегда разворачиваться носом к волне .
«Таймень» потом был испытан летом во время сплава по реке Юрюзань. Плюсом его была маленькая осадка. Я продолжал плыть даже там, где многие уже сидели на мели или шли пешком по щиколотку в воде!

Только сделав вторую байдарку, я закончил первую — сделал новый кильсон, и оформил, наконец, кокпит. Кроме того, я развернул её на 180 градусов, сделав нос кормой и наоборот. Так лодка приобрела более обтекаемые формы, а значит и увеличилась скорость. Даже при стоячей воде я шёл со скоростью 6 -7 км в час.

Байдарка Строгонова была потом украдена из гаража искателями металла вместе с двумя 2-х местными байдарками, из которых я планировал сделать разборный швертбот. Первая конструкция, образца 1984 года, избежала этой участи, потому что на момент кражи находилась дома. Воры утащили «Таймень» Строгонова полностью, вместе с оболочкой, и могли бы на нём даже поплавать, если бы не оставили обе клюшки, из которых были сделаны штевни. А без штевней эта связка лыжных палок и двух шпангоутов из раскладушки представляла собой действительно только металлолом. Но даже будь у них штевни, они всё равно не смогли бы собрать байдарку, т. к . не знали, как это делается.

Позднее, в начале 90-х, пройдя на своей «Утопии», как назвал её отец, не одну тысячу километров, я решил поделиться своим опытом по переделке «Салюта» с читателями журнала «Турист». Я сделал подробное описание, и дал точные чертежи с указанием всех размеров. Но меня тогда сильно «кинула» редакция. Они протянули время, пообещав напечатать мои материалы в одном из следующих номеров журнала, и дав сначала конструкцию другого автора, надо сказать идиотскую по форме и содержанию, с примитивным описанием и малопонятными чертежами.

К тому времени, когда вышли мои материалы, инфляция превратила мой гонорар (около 200 рублей) практически в ничто. Да ещё они изъяли из текста ключевые моменты. связанные со сборкой конструкции, и любезно попросили желающих обращаться непосредственно в редакцию за платной консультацией, хотя я предлагал ответить на все вопросы читателей совершенно бесплатно! После чего, естественно, у них стало на одного подписчика меньше. Я и сыну завещал никогда в жизни не выписывать это убожество, называемое «Туристом».

А к постройке чего-нибудь новенького всегда хочется вернуться. Остаётся только разработать дельную конструкцию, раз уж в распоряжении современных судостроителей нет чертежей свежее 1974 года.

КРАТКИЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ:
Фальшборта — детали кокпита, параллельные привальному брусу — верхнему ряду стрингеров,
— на них гребец опирается, когда садится в лодку и вылезает из неё
Кокпит — место где сидит гребец.
Дека — верхняя обшивка байдарки, делалась из водоотталкивающего материала, который пришивался к оболочке.
Шпангоут — поперечная деталь конструкции, от его очертаний зависят обводы судна и его мореходные качества.
на шпангоуты опираются детали «палубного» набора — мидельвейсы и бимсы.
Стрингера — продольные детали судна, обеспечивающие его жёсткость в продольном плане.
Штевни — ахтерштевень, и форштевень — кормовая и носовая части судна, соответственно.
Кильсон — килевая часть судна — к нему крепятся шпангоуты и сиденье.
3.01.17.

Источник

Оцените статью