Байдарка своими руками пенопласта

Содержание
  1. Секционная байдарка из пенопласта «Афродита»
  2. Общий вид и парусность разборной байдарки «Афродита»
  3. Конструктивные узлы секционной байдарки
  4. по воде, аки посуху… часть пятая. лодка из пенопласта
  5. Что собой представляет каяк
  6. Преимущества использования на рыбалке
  7. Различия малых судов
  8. Необходимость каяка для рыбака
  9. Подготовка к строительству
  10. Чертежи и схема постройки
  11. Преимущества сборки каноэ из пенопласта
  12. Каяк своими руками
  13. Испытания
  14. Что лучше: купить каяк или сделать самому?
  15. Как сделать каяк своими руками
  16. Чертежи и схемы
  17. Материалы
  18. Порядок выполнения работ
  19. Придаем лодке форму и проклеиваем
  20. Пошаговая инструкция
  21. Сборка каркаса
  22. Остальные этапы работы
  23. Возможные проблемы и нюансы
  24. Достоинства и недостатки самодельного плавсредства
  25. Как сделать каноэ своими руками
  26. Что потребуется
  27. Пошаговые действия
  28. Подготовительный этап

Секционная байдарка из пенопласта «Афродита»

При всех достоинствах различных разборных байдарок с мягкой оболочкой у них есть общие существенные недостатки: обшивка при большой нагрузке или при ходе даже под самым слабым двигателем теряет форму — прогибается между деталями каркаса и начинает пропускать воду; со временем ее резиновая обкладка покрывается сеткой мелких трещин, что приводит к течи; при столкновении с плавающими предметами или выступающими со дна камнями или корягами оболочка легко может быть прорвана; установка моторчика сопряжена со сложными работами по изготовлению какой-то жесткой рамы и подкреплению каркаса.

Я решил построить жесткую секционную разборную байдарку с обшивкой трехслойной конструкции: стеклопластик — пенопласт — стеклопластик. По моему мнению, такая конструкция обладает целым рядом достоинств. Во-первых, лодку можно построить без изготовления «болвана» — ее корпус набирается из пенопластовых плит и затем снаружи и изнутри оклеивается стеклотканью. Во-вторых, лодка получается абсолютно непотопляемой — она остается на плаву, будучи полностью залитой водой или в перевернутом вверх килем состоянии. И конечно, вероятность повреждения жесткой и прочной обшивки намного меньше, а установка двигателя и парусов не представляет проблем.

К слову сказать, я решил оборудовать лодку стационарным двигателем и установил мотор мощностью 4 л. с. от пожарного насоса ЦБН-2 и водометный движитель (описание установки опубликовано в «КиЯ» № 68). Хотелось также, сохранив транспортабельность судна, сделать его более вместительным и мореходным, чем обычные двух-трехместные байдарки. Так получилось, что необходимые мне требования могли быть обеспечены при длине лодки 6 м и ширине 0,9 м.

Основные данные байдарки
Длина габаритная, м 6,15
Ширина габаритная, м 0,9
Высота борта, м 0,45
Вес с оборудованием и снабжением, кг 110
Грузоподъемность, кг 500
Скорость с мотором ЦБН-2, мощн. 4 л. с., при тяге на швартовых 11 кгс, км/ч 9,0
Площадь парусности, м² 7,5

Общий вид и парусность разборной байдарки «Афродита»


1 — комингс кокпита; 2 — корпус; 3 — двигатель ЦБН—2; 4 — концевые переборки секций;
5 — струна-стяжка; 6 — носовой козырек.

Не являясь специалистом-судостроителем, я избрал несколько необычный способ построения теоретического чертежа. Из куска пенопласта изготовил модель корпуса в масштабе 1:10, придав ей плавные обводы в соответствии с имеющимися в литературе рекомендациями. Затем корпус был разделен на три равные части; в натуре их длина около 2 м, что позволяет в носовой и кормовой секциях разместить по одному человеку, а в средней — двоих. Каждый отсек в месте разъема байдарки я задумал ограничить водонепроницаемой переборкой. Я пришел к выводу, что наилучшим способом соединения секций будет стягивание байдарки системой струн-стяжек, идущих от носа в корму подобно стрингерам, но снаружи обшивки.

Было решено набирать каждую секцию из пенопластовых плит толщиной 80 мм, вырезанных по форме поперечных сечений корпуса — по шпангоутам. Чтобы разметить каждую из 75 плит, составляющих корпус, я разрезал модель на такое же число элементов толщиной 8 мм, затем на листе миллиметровки обвел их наружные обводы с носовой и кормовой сторон. Получился теоретический чертеж в масштабе 1:10. Обводы элементов были перечерчены в натуральную величину на плаз — лист бумаги по увеличенной в 10 раз сетке. Для экономии материала каждый элемент будущего корпуса составлялся на клею из двух-трех кусков пенопласта.

Разметку элементов на плитах пенопласта я производил с одной поверхности листа, чтобы избежать «сбоя кривых» для чего пользовался длинной иглой, способной проколоть пенопласт насквозь, и направляющей трубкой, установленной строго перпендикулярно к плоскому основанию.

Конструктивные узлы секционной байдарки


а — элемент секции; ближняя к оконечности лодки поверхность АавВ смещена по отношению к поверхности А а’в’В’ что должно быть точно выполнено при разметке;
б — устройство петель для зацепления струн-стяжек; крепление проволок разнесено по всей поверхности секции с равномерным размещением между слоями стеклоткани;
в — транец; отверстия для натяжного устройства струн-стяжек расположены в соответствии с расположением петель на носовой секции;
г — рулевое устройство, подъемное двойное перо руля удобно при использовании водометного движителя — хорошая управляемость достигается за счет изгиба реактивной струи находящейся между пластинами пера.
1 — гвоздик без шляпки; 2 — проволока; 3 — коуш; 4 — стеклоткань; 5 — кормовая секция;
6 — отверстие для водомета; 7 — отверстие под натяжное устройство струны-стяжки;
5 — румпель; 9 — петля руля; 10 — баллер; 11 — скоба; 12 — двойное перо руля; 13 — сорлинь.

Элементы были вырезаны разогретой докрасна нихромовой проволокой диаметром 0,2-0,5 мм. Регулировка нагрева нити может осуществляться лабораторным автотрансформатором или включением последовательно с режущей проволокой электроплитки подходящей мощности. Необходимо помнить, что газы, выделяемые при резке полистирола, вредны для человека.

Готовые элементы секций я склеивал между собой, как и остальные клеевые соединения, на эпоксидной смоле (можно применять и другие водостойкие клеи, убедившись в том, что они не растворяют стирол, содержащийся в пенопласте). Транец изготовлен из более прочного пенопласта марки ПС-1; переборки — из 6-миллиметровой авиационной фанеры — вырезались по наружным обводам концевых элементов секций. Детали палубы из пенопласта были размечены по месту и установлены также на клею.

Ошкуренные поверхности секций оклеены стеклотканью сатинового переплетения (АСТТ(б)—С20): снаружи двумя слоями, изнутри — одним. Днище до скулы усилено третьим слоем.

При оклейке скул и палубы носовой секции между слоями стеклоткани были вклеены стропы из нержавеющей (нихромовой) проволоки диаметром 0,8 мм, снабженные коушами, за которые зацепляются крюки струн-стяжек. Перед вклейкой я разложил стропы по поверхности корпуса между слоями стеклоткани так, чтобы усилия от струн-стяжек распределялись по всему контуру носовой секции. Форма этой сети задается мелкими гвоздиками без шляпок. После отверждения смолы они вытаскивались и при наклейке следующего слоя стеклоткани вбивались уже в новые места.

Коуши образуются либо обвязкой строп нихромовой проволокой, либо при помощи трубки из нержавеющей стали или меди. Каждый коуш объединяет 20 проволок.

По периметру всех переборок на концах секций я приклеил полосы из 10-миллиметровой губчатой резины шириной 100 мм. Эти стыковые прокладки защищают углы секций от повреждений при транспортировке и предотвращают взаимные перемещения секций при сборке лодки.

Струна-стяжка

1 — крючок, сталь; 2 — струна, лента стальная;
3 — натяжное устройство, сталь.

Для изготовления струн-стяжек секции были сложены вместе и прижаты вплотную одна к другой. Расстояние от коушей носовой секции до наружной поверхности транца определило рабочую длину струн, которые изготовлены из нихромовой ленты, но можно было применить либо оцинкованный стальной тросик, либо стальную проволоку. Для прохода натяжного устройства стяжек на транце заранее были сделаны отверстия.

При сборке секций на палубу дополнительно укладываются комингсы кокпита — рейки сечением 40х30 мм. По всей длине реек через 150-200 мм просверлены отверстия, совпадающие с отверстиями по краю кокпита. Комингсы плотно пришнуровываются к палубе 8-миллиметровым тросиком.

Я оснастил свою лодку гафельным шлюпом. Паруса сшиты из перкаля. Мачта сделана разборной из дюралевой трубки и вставляется в степс (полиэтиленовый стакан, вклеенный в пенопласт днища) через отверстие (пяртнерс) в поперечной балке, закрепленной концами к комингсам кокпита.

За две недели, проведенные в первом походе по Ладоге, выявились достоинства и недостатки конструкции: лодка получилась легкой, прочной, вместительной, послушной рулю и остойчивой. Недоработанной оказалась механическая установка: скорость лодки не превышала 6-7 км/ч. Двигатель не развивал своих 4 л. с. Решив, что нужно увеличить напор, я сделал сопло — наконечник с уменьшенным диаметром; скорость сразу же повысилась на пару километров в час.

Читайте также:  Заземление 3 фазы своими руками

Следующим летом в багажном вагоне поезда мы привезли «Афродиту» на Азовское море. В плавании, на этот раз по соленой воде, мы еще раз убедились в хороших качествах лодки. Интересно, что, когда мы специально перевернули ее килем вверх, а затем снова поставили на ровный киль, в кокпите оказалось. не больше стакана воды.

«Афродита» отлично ходит под парусами в бакштаг и галфвинд, но на острых курсах, конечно, сказывается отсутствие шверта. При свежем ветре и волнении я предпочитаю глушить мотор и идти под парусом. Водомет оказался хорош для плаваний по мелководным речкам, но думаю, что для дальних плаваний под мотором по большим открытым водным пространствам больше подходит подвесной мотор.

Л. Г. Малхасян, «Катера и яхты», 1982, №04(098).

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

по воде, аки посуху… часть пятая. лодка из пенопласта

Не искушённые в судоходном деле рыболовы нечасто точно знают, в чём отличие каноэ от байдарки или каяка. Все три представителя малых речных судов очень похожи и отличаются необычайной лёгкостью и плавучестью. Именно за эти достоинства они так ценятся у рыбаков.

Основное отличие каяка и байдарки заключается в их размерах

. Если каяк делается только на 1−2 человек, то байдарки могут вмещать до шести человек. Каноэ может иметь ещё более внушительные размеры. Есть морские варианты каноэ с жилыми постройками на борту.

Ещё одно отличие каноэ от байдарок и каяков — это отсутствие посадочных мест и закрытых отсеков для хранения вещей. В каяках и байдарках есть такие места.

Различаются канойные односторонние вёсла и двухсторонние байдарочные. Дно каяков и байдарок обычно плоское, а у каноэ — овальное.

В остальном все три вида судов очень похожи. Они имеют малый вес, очень легки в управлении и довольно прочные и надёжные в отличие от резиновых собратьев.

Что собой представляет каяк

Промышленные предприятия, которые выпускают каяки, взяли за основу плавсредства, используемые народами Севера. Лодки были усовершенствованы, и теперь рыбаки могут приобрести туристическую версию.

По своим характеристикам судно отличается от надувных, алюминиевых и пластиковых лодок. Для его изготовления используется технология литья. Корпус напоминает капсулу закрытого типа, она защищена от проникновения воды. Часто компании используют для выпуска каяков полиэтилен, состоящей из 3 слоев. Такой материал обладает положительной плавучестью. Это гарантирует, что плавсредства никогда не утонут.

Изделия имеют систему дренажа. Так называется ряд отверстий, через которые попавшая внутрь вода выводится наружу. При необходимости рыбак может закрыть их пробками.Надувная байдарка для рыбалки имеет держатели для датчика эхолота. Также ее оснащают гнездами, которые предназначены для фиксации удилищ.

В каяке можно перевозить груз небольшого размера, для его транспортировки сделаны багажные камеры. Чтобы рыбак не уставал, производители оборудуют плавсредства упорами для ног. Весла крепятся по бокам с помощью фиксаторов, поэтому их можно отпустить, дав отдых рукам.

В магазине выбираем рыболовный каяк, обращая внимание на его габариты. На скоростные показатели и маневренность оказывают влияние длина и ширина. Чем больше судно, тем оно быстрее. При уменьшении размеров снижается его устойчивость на воде.

В магазине можно приобрести надувной каяк для рыбалки. Если планируется рыбная ловля на небольших каналах, реках и маленьких озерах, можно выбрать каяк длиной от 3,5 до 3,7 м.

Каяк используется не только для туризма, но и для охоты и рыбалки, для моря подходят модели длиной более 4 м с высокой посадкой. Дело в том, что короткие суда не рассчитаны на большую волну. При сильном боковом ветре их устойчивость по курсу снизится, а скорость передвижения будет маленькой.

Преимущества использования на рыбалке

Рыболовные каяки отличаются следующими преимуществами:

  1. Его не нужно регистрировать, нет необходимости иметь при себе права.
  2. Не требуется проходить техосмотр.
  3. Его можно хранить в гараже, повесив на стену.
  4. Доступная стоимость.
  5. Удобное сиденье, которое позволяет рыбаку несколько часов находиться в одном положении на воде.
  6. Есть держатель для удилищ. В наличии фиксаторы для датчика эхолота, якоря и якорного линя.
  7. Судно легко транспортировать на машине.

Высокая скорость позволяет покрывать большие расстояния в течение светового дня. Бесшумный ход дает возможность подбираться к пугливой рыбе.



Различия малых судов

Не искушённые в судоходном деле рыболовы нечасто точно знают, в чём отличие каноэ от байдарки или каяка. Все три представителя малых речных судов очень похожи и отличаются необычайной лёгкостью и плавучестью. Именно за эти достоинства они так ценятся у рыбаков.
Основное отличие каяка и байдарки заключается в их размерах. Если каяк делается только на 1−2 человек, то байдарки могут вмещать до шести человек. Каноэ может иметь ещё более внушительные размеры. Есть морские варианты каноэ с жилыми постройками на борту.

Ещё одно отличие каноэ от байдарок и каяков — это отсутствие посадочных мест и закрытых отсеков для хранения вещей. В каяках и байдарках есть такие места.

Различаются канойные односторонние вёсла и двухсторонние байдарочные. Дно каяков и байдарок обычно плоское, а у каноэ — овальное.

В остальном все три вида судов очень похожи. Они имеют малый вес, очень легки в управлении и довольно прочные и надёжные в отличие от резиновых собратьев.



Необходимость каяка для рыбака

Каяки необходимы рыболовам для преодоления водных преград или ловли добычи с них, при этом они стабильно пользуются популярностью в отличие от многих других аналогов.

Это обусловлено целым рядом преимуществ, основные их положительные стороны рассматриваются ниже:

  1. Удобство эксплуатации. В такой лодке не только удобно сидеть, но также перемещаться внутри нее, залезать в воду или вылезать из нее.
  2. Устойчивость лодки бывает очень полезной при выуживании крупной добычи, риск перевернуть судно минимален.
  3. Отсутствие необходимости вычерпывать воду, которая попадает внутрь лодки, поскольку она устранится самостоятельно через отверстия, расположенные в поверхности дна.
  4. Грамотно выбранная или спроектированная модель не затонет даже в том случае, если она случайным образом перевернется.
  5. Высокий уровень мобильности: транспортировка сразу двух лодок без труда осуществляется при наличии личного автомобиля. Это никак не скажется на аэродинамике, поэтому перемещаться к месту рыбалки можно с привычной скоростью.
  6. Удобство хранения. Для этих целей можно использовать гаражное помещение, в котором лодка размещается в подвешенном состоянии, что не потребует большого количества свободного пространства.

Подготовка к строительству

Решив построить каноэ для рыбалки, любой мастер старается подготовиться к процессу и предусмотреть все возможные трудности и проблемы. Вот краткий список основных пунктов подготовки:

  1. Рабочее место. Чтобы построить байдарку для рыбалки или маленький каяк, понадобится не один день упорного труда, поэтому важно выбрать подходящее место для его строительства. Обычно выбирают просторный ангар с хорошим освещением и надёжной вентиляцией, потому что работы связаны с применением эпоксидных смол, а это очень вредные для здоровья вещества. Место должно быть просторным, чтобы обеспечивался хороший подход к судну со всех сторон во время строительства. Для столярных работ готовят специальный верстак с необходимым оборудованием.
  2. Инструменты. В основном все работы связаны со столярным и плотницким делом, поэтому готовят полный набор инструментов для подобных работ. Для крепежа потребуется электродрель с набором свёрл, разные отвёртки и расходный материал. Для шлифовальных работ закупают наждачную бумагу.
  3. Материалы. Заранее готовят достаточное количество высококачественного материала: многослойную влагостойкую фанеру, хорошо просушенные доски и деревянные брусья разного сечения. Для крепёжных работ закупают болты, саморезы, скобы и другие приспособления. Для покраски и лакирования приобретают краску и лак в достаточном количестве.

Подготовив всё необходимое, приступают к постройке каяка своими руками.

Чертежи и схема постройки

Начало работ обычно самое трудное. Надо решиться на постройку каноэ или другого судна, поэтому многие на этом этапе медлят. Однако стоит помнить, что чем раньше начинается строительство, тем быстрее оно закончится. Для того чтобы сделать каноэ своими руками, следуют проверенной годами схеме:

  1. Устанавливают стапеля. Для этого берут прочное, хорошо просушенное дерево и сбивают плоский стол на удобной высоте для лёгкого доступа к любой части будущего строения. Главное требование к стапелям — это их безупречная устойчивость и абсолютная горизонтальность удерживающей поверхности. Поэтому при установке всё проверяют строительными уровнями и отвесами.
  2. Вырезают из дерева киль и корму будущего судна. Шлифуют их. Просверливают необходимые отверстия для крепления.
  3. Делают необходимое количество шпангоутов и стрингеров. Шлифуют их и готовят к крепежу.
  4. Собирают скелет будущего судна на стапелях. Для этого используют проволоку как вспомогательный крепёжный материал, который впоследствии убирается.
  5. Размечают основные плоскости покрытия на листах фанеры. Для этого обычно делают выкройки из картона. Сегодня этот процесс облегчают компьютеры. Существует много компьютерных программ, которые распечатывают выкройки по заданным размерам.
  6. Вырезают электролобзиком все детали из фанеры и шлифуют их.
  7. Производят крепление и клейку корпуса лодки. Склеивают детали с помощью эпоксидного клея, который очень хорошо выдерживает воздействие воды и другие неблагоприятные условия.
  8. После высыхания шлифуют корпус, все швы и проверяют надёжность всех креплений.
  9. Приступают к окончательной отделке лодки. Многие для улучшения плавучести судна дно покрывают листами пенопласта и дополнительной палубой. Несмотря на больший вес, такие суда отличаются прекрасной плавучестью и надёжностью.
  10. В каяках и байдарках устанавливают лавочки или баночки для сидений.
  11. Производят покраску судна и его лакирование для большей устойчивости от воздействия воды.
  12. Сушат и спускают на воду для пробных испытаний.
Читайте также:  Как закрепить стропила своими руками

Так, не имея надувной лодки, настойчивый и трудолюбивый рыболов решает задачу по приобретению дешёвого и надёжного плавсредства. Самодельный каяк, построенный в домашних условиях, прослужит не один год своему хозяину и творцу.

Преимущества сборки каноэ из пенопласта

Любой любитель рыбной ловли и отдыха на воде желает иметь собственную лодку, но не всегда может ее приобрести. Отличный выход из положения в данном случае – самостоятельно собрать каноэ из пенопласта, являющимся недорогим, легким в обработке материалом. В итоге получаются удобные маломерные суда, обладающие небольшим весом и способные свободно миновать узкие, заболоченные, заросшие камышом места и мелководье. Их можно довозить до берега на легковых автомобилях и спокойно переносить по суше на руках.

Пенопласт представляет собой застывшую вспененную массу, в состав которой входят полимеры. Воздух, находящийся между частицами материала, делает его непотопляемым. Это обеспечивает высокую плавучесть моделей. Пенопласт имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что делает лодку универсальной, пригодной для использования в холодную погоду. Он отлично склеивается, однако при нагрузках может разрушиться, поэтому корпус самодельного каноэ должен иметь двойную обшивку из стеклоткани.

Каяк своими руками

Каяк – это один из видов лодок. Он прекрасно подходит для условий рыбалки и не только. Его реально использовать и для туристических походов и просто для прогулок по рекам или озерам. Это связано с тем, что в сравнении с другими аналогами, эта лодка имеет ряд преимуществ.

Каяк не так сложно сделать своими руками, поэтому нет необходимости в его покупке, хотя такой вариант также можно рассматривать. Информация в данной статье направлена на то, чтобы хоть как-то помочь тем, кто решил сделать каяк своими руками.

Испытания

В результате постройки должно получиться сравнительно легкое плавсредство, которое легко транспортируется к водоему с помощью легковой машины. Здесь, на водоеме, нужно приступить к ходовым испытаниям, построенной своими руками, уникальной лодки.

Задача предстоящих испытаний – это проверка технических характеристик по таким критериям:

  1. Простота в управлении.
  2. Скорость передвижения, как без груза, так и с грузом.
  3. Максимальная грузоподъемность каяка.

Насколько известно, готовое изделие должно легко перевозить груз в 120 килограммов, без ущерба посадки и управляемости. Главное, чтобы лодка нигде не пропускала воду. Как показывает практика, изделия, созданные по такой технологии, легко ремонтируются и обладают высокой прочностью, не смотря на свою легкость.

Что лучше: купить каяк или сделать самому?

Если средства позволяют, то лучше его купить. К сожалению не все рыболовы способны на это из-за отсутствия средств. Многие из них приступают к самостоятельному изготовлению чисто из интереса. Кроме того, что лодка обойдется дешевле, это занятно, да и появляется чувство гордости за свои дела. И хотя потребуется немало средств и времени, все же это вполне реальное и осуществимое занятие. Самостоятельное изготовление всегда связано с рядом преимуществ. Кроме того, что это очень интересно и поучительно, всегда можно рассчитывать на получение качественного изделия, отвечающего тем требованиям, которые заявлены. Задача сильно упрощается еще и тем, что не трудно найти нужную схему, необходимый материал, а также обзавестись необходимым инструментом.

Самодельная прозрачная байдарка из веток и пленки Homemade stretch wrap kayak Watch this video on YouTube

Как сделать каяк своими руками

Рыбаков часто интересует, как сделать байдарку самому. Строительство плавсредства начинается с покупки материалов. Понадобятся следующие инструменты:

  • электролобзик;
  • шлифовальная машина;
  • шуруповерт и дрель;
  • строительный фен;
  • кусачки;
  • плоскогубцы.

Для того чтобы сделать рыбацкий каяк своими руками, потребуются 4 листа фанеры, нож и шпатель. Для покрытия корпуса подходят стекловолокно или полиэтиленовые пленки.

Чертежи и схемы

Ускорить строительство помогут схемы. Их можно сделать самостоятельно, но лучше использовать готовые чертежи шпангоутов байдарок.

Можно по схеме сделать каяк для рыбалки своими руками из пенопласта, фанеры или других материалов. Из дерева выдалбливают каноэ, домашних стройматериалов достаточно для выполнения работы. Осуществляя сборку, следует уделить внимание стыкам и швам.

Материалы

Для изготовления каяка потребуется фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Прочность судна зависит от качества используемых материалов, поэтому нужно покупать листы фанеры без сучков и других дефектов.

Стеклоткань должна иметь удельный вес от 130 до 200 г/м². Для склеивания стоит брать отрезы материала без изгибов. Если они будут, то покрыть судно эпоксидной смолой будет сложнее.

Для изготовления каяка требуется 10 кг эпоксидной смолы. Этого количества хватит, чтобы покрыть поверхность изделия на 1 раз. Лучше всего приобрести «Этал-370». Будет нужен и отвердитель, для этой цели подходит «Этал-47 F5».

Порядок выполнения работ

Лучше всего строить судно в гараже, процесс можно разделить на следующие технологические этапы:

  1. Нанесение разметки и выпиливание элементов каяка. Для ускорения процесса строительства используют электрический лобзик.
  2. Сборка деталей на малярную ленту.
  3. Фиксация деков и нижней части изделия.
  4. Соединение частей конструкции в единое целое. При необходимости выполняется подгонка элементов друг к другу.
  5. Изнутри детали покрывают эпоксидной смолой.
  6. В нижней части лодки делают отсек, состоящий из нескольких перегородок. Он сделает судно непотопляемым. Все элементы также покрывают эпоксидным материалом.
  7. Еще раз выполняют подгонку нижней части лодки и деки, между ними не должно быть зазоров. После этого приступают к склеиванию всех элементов, места стыков покрывают эпоксидной смолой.
  8. Устройство люка.
  9. Конструкцию покрывают стеклотканью.

После застывания эпоксидной смолы поверхность каяка шлифуют, а потом окрашивают в выбранный цвет.

Придаем лодке форму и проклеиваем

Смолой с наполнителем производится забивка швов изнутри лодки и проклейка.

Проект предусматривает соединение на ус, однако можно сделать и встык, но это приведёт к утолщению шва.

Сборка палубных реек в оригинале предусматривает использование кедровых пород дерева. Так как данный материал найти практически невозможно, поэтому можно использовать оставшуюся фанеру после распила деталей.

Для временного крепления можно использовать клеевой пистолет.

После всех вышеперечисленных операций можно приступать к оклейке стеклотканью снаружи и изнутри. Когда оклейка окончена и клей застыл, приступаем к монтажу пяточных упоров.

Сделать их можно используя мебельные винты, а к корпусу приклеить.

Читайте также:  Детская развивающая дорога своими руками

Для выравнивания швов можно воспользоваться обычной полиэтиленовой плёнкой, они получаются очень гладкими и не требуют дополнительной шлифовки. Для разглаживания не требуются никакие инструменты можно руками.

Пошаговая инструкция

  • На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.
  • Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой
  • Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
  • Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.

Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.

Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.

Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.

Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.

В задней части устанавливается герметично обработанный ящик с крышкой.

Сборка каркаса

Верхнюю часть (деку) и нижнюю собирают отдельно.

Собранные части составляют вместе, чтобы оценить, насколько их можно подогнать друг к другу. Убирают неровности, готовят стыки верха и низа.

В нижней ставят перегородки – отсеки непотопляемости, которые затем также нужно покрыть эпоксидной смолой.

Все внутренние поверхности также покрываются смолой.

Если подгонка не требуется, деку и нижнюю части соединяют – они должны полностью совместиться.

Их скрепляют, склеивают, затем покрывают эпоксидкой по стыкам.

Остальные этапы работы

  • После высыхания стыков и швов собранный каркас покрывается смолой. На этом этапе нужно устанавливать люки, ящички.

Возможные проблемы и нюансы

  • Изготовление лодки своими руками потребует помещения с достаточной площадью – можно использовать гараж, сарай.
  • Не стоит экономить на количестве эпоксидки – для получения прочного покрытия желательно обработать всю поверхность лодки за один раз. Поэтому покупать нужно с запасом, не меньше 10 кг – некоторые руководства указывают меньшее количество, но в результате может не хватить.
  • По технологии стеклоткань должна иметь плотность не менее 130, но это минимальная величина. Меньше 130 – это уже потеря прочности и надежности. Поэтому лучше брать большую, например, 200.
  • На ткани не должно быть заломов и загибов — поверхность должна быть ровной. Только в этом случае создание эпоксидного покрытия пройдет без проблем и с хорошим результатом.
  • Могут возникнуть сложности с фанерой – для байдарки типа «каяк» понадобятся габаритные листы фанеры, которые сложно найти. Не все магазины торгуют ими из-за сложности транспортировки. Поэтому придется сопоставлять размеры деталей для байдарки своими руками на чертежах с фанерой, которая есть в продаже, либо быть готовым к поиску материалов с нужными параметрами.

Достоинства и недостатки самодельного плавсредства

Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.

Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.

Как сделать каноэ своими руками

Первым шагом является выбор модели и чертежа. В сети много вариантов, разных по размерам и технологии. Целесообразно ознакомиться с обзорами лодок.

Когда чертеж уже есть, нужно продумать, как переносить контуры на материал. Поскольку это плавучее средство, этот этап имеет большое значение.

Что потребуется

Самодельная лодка очень легкая за счет отсутствия массивных деталей. В идеале это каркасное судно, обтянутое тканью.

  • Ткань заменит фанера в 5 мм толщиной, а также еще один лист толщиной в 15 мм. Второй материал предназначен для шпангоутов. При покупке следует учитывать, что конструкция будет эксплуатироваться в воде – от надежности судна может зависеть жизнь пассажиров, поэтому материал подбирается первосортный (сорта элитный или первый). Предпочтительные марки ФСФ, ФСФ-ЕВ, ФБ, БС.
  • Для распорок, окантовок краев, перемычек подойдет сосновая доска с пропиткой, а также брус 10Х5 мм. Дерево должно быть лучшего качества, без трещин и сучков.
  • Стягивать детали можно толстой леской или проволокой. Герметизация швов проводится стеклотканью и полимерными материалами.
  • Расчет количества эпоксидного клея производится с учетом размеров выбранной модели. Следует рассчитывать, что придется использовать клей для обработки стыков и швов. После всех подсчетов к полученному количеству нужно прибавить еще 10% — для запаса.
  • Для отделки понадобится уретановый лак – его наносят в 3-4 слоя на всю поверхность готового изделия, внутри и снаружи.

Если есть навыки работы с металлом, можно собрать лодку из листов алюминия. Подойдут уже отслужившие свое материалы. В этом случае детали будут крепиться заклепками, сплавы с магнием свариваются.

Пошаговые действия

  • Оптимальный вариант – сделать выкройки деталей точно по размеру из плотной бумаги. Это снизит погрешности при раскрое материала, что очень важно для строительства каноэ. Зазоры не могут превышать 1 мм. Можно перенести контуры вручную, пользуясь маленьким чертежом, наложенным на миллиметровую бумагу, но это будет менее точно.
  • Детали выпиливаются лобзиком или дисковой пилой. Выкройку можно приклеить канцелярским клеем прямо на листы. Его затем легко счистить. Заготовки нужно подшлифовать по краям.
  • Для постройки каноэ собирается стапель – его заменит конструкция, похожая на козлы для дров. Первоначально на них устанавливается собранная верхняя часть судна.

Смотрите также: Все про ласты для снорклинга

  • Сначала собирается каркас каноэ, каждая деталь должна быть жестко зафиксирована. Можно использовать алюминиевые накладки.
  • Сделанные шпангоуты одинакового размера должны быть строго идентичны и соответствовать чертежу. Вместо шаблона можно использовать первый, соответствующий по форме и всем измерениям. Для проверки их складывают стопкой, скрепляют и выравнивают все погрешности.
  • Собранный каркас должен выдерживать вес человека и только пружинить.
  • Для повышения надежности и гидрофобности каркас обтягивают пленкой. Ее нужно зафиксировать степлером снаружи и внутри.
  • После этого корпус обшивают фанерой, причем двумя слоями. Материал с толщиной в 5 мм более гибкий, поэтому не стоит заменять его 10-миллиметровым.
  • Используются детали на два слоя на внешнюю обшивку и столько же – на внутреннюю. Между собой их склеивают эпоксидным клеем.
  • Делают это в такой последовательности:
  1. сначала судно оклеивается первым слоем
  2. скрепляются стыки, заделываются все швы клеем (можно использовать полосы стеклоткани)
  3. затем накладывается второй слой и так же тщательно герметизируется
  4. Затем можно переходить к внутренней поверхности.
  • После обработки швов и стыков поверхности нужно отшлифовать – снять излишки смол и герметиков. Сделать это нужно до полного отверждения полимера, который станет очень прочным.
  • Если все сделано правильно, лодка приобретет вид как из цельного ствола дерева. Ее лакируют в 3-5 слоев уретановым или алкидным лаком (каждый новый слой накладывается только после полного просыхания предыдущего).
  • Из остатков материалов можно сделать весло, на чертеже представлены модели с прямым и закругленным краем. Можно купить обычный черенок для лопаты или обработать оставшийся брусок.

Подготовительный этап

Перед началом сборки лодки необходимо определиться с ее параметрами. Для этого за основу можно взять существующий заводской образец или самостоятельно придумать чертеж. В чертеже важно просчитать все элементы и размеры. Стоит подумать о том, какое количество пассажиров будет перевозиться в процессе эксплуатации, а также то, будет ли устанавливаться двигатель на лодку. Даже для конструкции из пенопласта такой вариант возможен при достаточном усилении определенных элементов. Для проведения работ по сборке лодки из пенопласта потребуется приобрести:

  • пеноплекс толщиной 50 мм;
  • клей для пенопласта;
  • ножовку с мелким зубом;
  • эпоксидный клей;
  • стеклоткань;
  • рулетку;
  • маркер.

Для начала будет достаточно приобрести двенадцать листов пенопласта повышенной плотности. Если в процессе сборки будут вноситься коррективы, тогда материал придется докупать. Клей для пенопласта лучше использовать в баллонах и для его нанесения потребуется специальный пистолет, что значительно упростит задачу. Ножовка с мелким зубом прекрасно справляется со своими задачами, не повреждая край пенопласта.

Источник

Оцените статью