Береста туес своими руками

Туеса из бересты своими руками

Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Время заготовки бересты

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса — традиционной емкости древней Руси.

Основные инструменты для работы с берестой:

2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

3. Чеканы — инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

4. Шило с притупленным концом.

5. Подрезная доска из липы или осины.

6. Молоток — желательно деревянный

8. Металлическая линейка

9. Ивовые прутья для туеса

10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

Технология работы с берестой

Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту — он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником — стержнем с насечкой на торце.

Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

Мастер-класс по изготовлению туеса

Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких — один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

Читайте также:  Дверцы для металлической печи своими руками

Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре — и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты — деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев — они могут поцарапать бересту.

Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3—5 см.

Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены — выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Читайте также:  Генератор валео ремонт своими руками

Испытание туеса на прочность

Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания — из него не выльется ни капли воды.

Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

Видео мастер класс по созданию туеса из бересты от Александра Юлина


На этом руководство по созданию туеса из бересты заканчивается. Однажды освоив данную технологию, вы сможете делать прекрасные берестяные изделия для себя, в подарок друзьям и даже на продажу.

Источник

Туес из сколотня

Секретами его изготовления делится мастер Артем Чичкарев

Пожалуй, даже дети знают, что из бересты в наших лесных краях люди издавна делали посуду, обувь и многие предметы быта. Береста – материал влагостойкий, не поддающийся гниению, легкий в обработке, а после нее сохраняющий все свои свойства: мягкость, гибкость, удивительную прочность и долговечность. При этом – легкодоступный. Поэтому изготовление самых разных изделий из бересты было ремеслом, которым занимались повсеместно и владели многие…

С амым распространенным было плетение из бересты – так делали большинство вещей, нужных в хозяйстве. Всем плетеные изделия были хороши, но вот жидкости не удерживали. Вот и придумали наши предки делать туеса и более крупные емкости, короба из цельных кусков бересты. Об этом способе нам рассказал народный мастер России, член Союза художников России и Союза мастеров Республики Коми, «Мастер года–2005», лауреат премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина Артем Чичкарев. Он известен и как специалист по плетению из березовой коры, но его основной профиль – работа с пластовой берестой.

– Туес – посуда со множеством замечательных свойств, – рассказывает Артем Львович. – Его главное преимущество – он «работает» как термос. Вода, молоко, квас в нем долго остаются холодными, а горячий напиток, напротив, долго не остывает. Крестьяне замечали, что даже в самые знойные дни березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением: она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу, но пропускающих воздух. Да еще и сам туес создавался по принципу термоса – из двух слоев бересты, сложенных белой стороной друг к другу.

Кроме того, кора березы обладает антибактериальными свойствами, поэтому даже скоропортящиеся продукты в ней долго остаются свежими. Соль не отсыревает, соленые грибы и огурцы приобретают особый аромат, молоко и творог не киснут. Поэтому в туесах хранили самые разные продукты: соль, соленья, молоко и молочные продукты, мед и так далее. И с собой брали повсюду: туес издавна был спутником земледельца в поле, охотника в лесу, рыбака на реке.

Классический туес – небольшой герметичный короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры березы и имеющий деревянные дно и плотно притертую крышку. В некоторых местностях России такую посуду называли бураком. А знаете ли вы, что сам предмет и обозначающие его слова имеют финно-угорское происхождение? В «Кратком этимологическом словаре коми языка» В.И.Лыткина и Е.С.Гуляева утверждается, что слово «туес» является заимствованием в севернорусские говоры из древнепермского, то есть коми языка, от коми «той» – «береста»! В современном коми языке слово «той» вышло из употребления, сохранилось лишь слово «туйис» – «туесок, бурак», которое, возможно, является обратным заимствованием из севернорусских диалектов.

Ч тобы изделие было герметичным, его делают из цельного куска бересты – сколотня. В отличие от обычной бересты, которая снимается в виде пластов или лент даже с растущих берез, сколотень можно снять лишь со свежеспиленных деревьев. Он снимается со ствола «чулком», и это очень трудоемкая операция. То есть по технологии она проста, но физически очень тяжелая. Во-первых, надо правильно выбрать время года – когда идет сокодвижение от камбия к коре. В Сыктывкаре и ближних к нему районах это обычно конец июня-начало июля, длится этот период примерно пару недель. Верная примета: в лесу зацветает шиповник и появляются оводы. Артем Чичкарев обычно едет заготавливать кору с помощниками, и, чтобы не ездить всей компанией зря, вначале идет в лес на разведку. Если кора «идет», то есть легко сходит с дерева, – можно ехать командой.

Читайте также:  Изготавливаем кухонный гарнитур своими руками

Затем нужно выбрать правильное дерево: поменьше сучков, поровнее кора… И нужно его свалить. В идеале надо валить березу, рядом с которой растут два других дерева рядышком или дерево с развилкой, так как сваленную для сколотня березу необходимо зафиксировать, и лучше всего – в развилке соседних деревьев. Это нужно для того, чтобы при снимании сколотня бревно не провернулось. Срубают дерево не под корень, а повыше. Верхушку убирают, ветви обтесывают и ствол фиксируют – если нет рядом развилки, то закрепляют на пеньке большими металлическими скобами. Затем на стволе выбирают самые чистые куски коры и подрезают ее до самой древесины ствола.

Снимают кору целиком – чулком или цилиндром, можно назвать как угодно. Чем – а тут кто во что горазд. Кто-то спицей, кто-то шампурами, а Артем Чичкарев – еловыми ветками. Все это – сочалки, то есть приспособления, которые просовываются между камбием и древесиной. Сок березовый при этом процессе течет, как из бутылки! Сочалкой обходят дерево по кругу, отделяя кору с камбием от древесины со всех сторон. Потом отделенные от ствола сколотни обтягивают ремнем или широким кушаком и поочередно снимают начиная с ближних к верхушке.

Кстати, туес любой мастер мог сделать прямо в лесу, с помощью всего лишь топора и ножа. Пусть такой бурак не был произведением искусства, но справлялся со своей главной функцией – сохранять жидкость.

Да и в мастерской для изготовления таких изделий инструментов нужно совсем немного. Основные – топорик, нож-косяк и трехгранное шило. Бывают нужны ножницы и циркуль, но можно обойтись без них. Для тиснения – чеканы. Все свои чеканы (из оргстекла, дерева, кости, эбонита, различных металлов) Артем изготовил сам.

Туес имеет две «рубашки». Внутренняя – сколотень. Внешняя – уже не из цельной, а пластовой бересты. Делается туес путем складывания двух берестяных слоев – белого, лицевого, и изнаночного, желтого – друг к другу «лицом». Так что со всех сторон туес «смотрит» на человека изнанкой коры.

«Правильный» туес обязательно имеет плотно пригнанную, замковую крышку – такую, которая сама никогда не откроется, даже если туесок упадет. Ее не снять, просто потянув за ручку вверх. За нее туес несут, как сумку, и ручка удерживает даже наполненную емкость. Крышка открывается и вынимается лишь боком. Как ее сделать и подогнать – еще одна из хитростей, которые должен освоить мастер.

Наружная рубашка туеса украшалась – ее делали плетеной, резной, украшали тиснением или росписью. Артем Чичкарев свои работы декорирует чаще всего тиснением. Для прочности и красоты изделия частично оплетает его сосновым корнем, а в крупных вещах укрепляет стенки деревянными гвоздиками, которые вытесывает сам. И, как любой уважающий себя мастер, помечает свои изделия «подписью» – собственным пасом (родовым знаком коми людей) с инициалами «Ч.А.».

К онечно, тонкостей в этом ремесле множество. Например, как сделать не круглый или овальный, а прямоугольный короб из сколотня? Оказывается, для этого есть специальная деревянная болванка-форма. Перед большим изделием всегда вначале делается серия работ поменьше – для отработки и визуализации каких-то элементов. Так сказать, трехмерные эскизы. Для сохранения эластичности и хорошего вида изделия, яркости цвета, лучшего проявления природного узора коры берестяные изделия хорошо бы хоть раз в год слегка протирать любым растительным маслом… Нюансов и секретов множество. Артем Чичкарев осваивает их и делится с другими уже четвертый десяток лет.

Прямых учеников по бересте у него в данный момент нет, но популяризацией этого мастерства Артем Львович занимается много лет: проводит мастер-классы в детсадах, школах, Национальной галерее Коми и т.д. Проводил мастер-классы и в республиканской библиотеке им.Л.Брайля, делал со слабовидящими простенькие дудочки. Брали у Артема Львовича частные консультации и многие зрелые мастера. В 2019 году, в рамках Российско-финляндского форума, Артем проводил мастер-классы в финском городе Турку, а в 2017 году – в Париже во время Дней коми культуры. Берестяные работы Чичкарева экспонировались, кроме Парижа и Турку, в Риме, участвовали в выставках и хранятся в частных коллекциях даже в США…

Работа с берестой, как и любое мастерство, требует много ресурсов и самоотдачи. Нужна мастерская – дома «на коленке» сделать короб или туес нереально. Поэтому мастеров этого вида декоративно-прикладного искусства немного. И если плетением из бересты занимается более-менее достаточное число людей, то по работе с пластовой берестой, кроме Чичкарева, пожалуй, сегодня в Коми известны лишь Лариса Цветкова из Сысольского района и Анна Красман из Эжвинского района Сыктывкара.

Ирина САМАР
Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из личного архива А.Чичкарева

Источник

Оцените статью