Что такое березовый кап и как его обработать?
Древесина во все времена считалась одним из самых востребованных природных материалов. Без нее было бы сложно построить дома, сделать мебель, водные транспортные средства. И, конечно, не обойтись без дерева в изготовлении поделок и мелких красивых вещичек. Создавая предмет искусства, мастера используют разные части дерева, но особый интерес всегда вызывает кап. В этой статье рассмотрим, что собой представляют березовые капы, а также поговорим о том, где их можно найти и как правильно заготовить.
Что это такое и чем отличается от сувеля?
Кап – это своеобразный нарост на березе, обычно он имеет круглую форму. В народе кап часто называют «ведьминым веником», а само слово пришло к нам из старославянской речи, где слово «кап» переводилось как «голова».
Данное образование покрыто корой, иногда из него могут прорастать мелкие веточки с почками. Кап имеет невероятно высокую плотность (удельный вес), которая всегда больше, чем у самой березы.
Размеры также могут различаться: есть как совсем маленькие наросты, так и гигантские образования до 350 кг (береза пушистая).
Березовый кап – это уникальное явление, а среди мастеров он очень ценится. Если распилить нарост, станет видна невероятной красоты текстура, представляющая собой крупные круги концентрической формы и мелкие темные точки. Двух одинаковых образований в природе не найти, поэтому каждый кап является особенным. При этом капы, растущие на стволах, окажутся более привлекательными, нежели прикорневые. После обработки они приобретают вид малахита, красиво сияют.
Что касается сувеля, то это тоже образование на дереве, и его часто путают с капом. Следует рассмотреть, чем эти наросты отличаются.
- Природа происхождения. Кап может вырасти по разным причинам. Главная из них – зарождение под корой почки, которая не может прорасти наружу. Дерево питает ее, и вокруг почки начинают образовываться придаточные элементы. Все они стараются выбраться из-под коры, так и появляется кап. Сувель же – это болезненное образование, чаще всего раковое.
- Скорость роста. Сувель всегда растет быстрее, поскольку вызван болезнью. Кап же может произрастать десятки лет.
- Текстура. Кап имеет более сложную и интересную текстуру, поскольку она создается годами, в нее вплетены годичные кольца, мелкие веточки. Сувель выглядит проще: его текстура чем-то напоминает мраморные разводы.
- Легкость в обработке. Спилить и обработать кап будет намного тяжелее, нежели сувель. Да и найти такие образования в природе сложнее.
- Внешний вид. Кап представляет собой неоднородное образование: на нем есть множество узелков, шишек, не до конца развившихся почек. Сувель всегда имеет ровное и гладкое покрытие.
Где найти?
Березовый кап распространен больше, нежели у других пород деревьев, поэтому найти его вполне реально. Лучше всего заниматься этим в середине осени. Оптимальное место поиска – березовая роща, также можно отправиться в лес, хотя там дело будет обстоять немного сложнее, поскольку сначала понадобится отыскать сами березы. Нередко капы можно встретить и в болотистой местности. Однако необходимо учитывать, что спиливание нароста может стать причиной гибели дерева.
Кроме того, если требуется большой кап, нужно заранее позаботиться о транспорте, поскольку даже 50 кг унести в руках будет проблематично. Понадобится и специальный инструмент, например, лучковая пила, так как капы обычно обладают большой твердостью и спилить их, не приложив усилий, не выйдет. Ввиду всех этих тонкостей специалисты рекомендуют искать капы не в лесу, а на лесопилках. Работников там интересует только древесина, поэтому все наросты отправляются в отходы.
А еще на лесозаготовках встречаются капокорни, которые вы точно не сможете отыскать в лесу самостоятельно.
Какие поделки делают?
Список изделий, которые можно сделать из капа, невероятно огромен. Рассмотрим, какие предметы окажутся самыми популярными:
- посуда: чаши, глубокие миски, кубки, пивные бокалы, половники, толкушки, салфеткодержатели на кухню и пр.;
- украшения: изысканные резные кулончики, бусы, серьги и браслеты;
- аксессуары: запонки, заколки для волос, брошки, брелоки, портсигары, ручки и многое другое;
- сувениры: трубки для курения, шкатулки, статуэтки, вазочки, настольные игры (шахматы или нарды), рамки для фото;
- другое: ножки для столиков, бруски для ножей, рукояти трости, деревянные панно и многое другое.
Полученные поделки, при хорошем уходе, служат много лет и восхитительно пахнут деревом. Они будут красиво смотреться и в современных, и в классических интерьерах домов и квартир. Не менее эффектно впишутся деревянные поделки и в дизайн придомовой территории. При наличии умения и фантазии мастер по дереву сможет изготовить из большого капа настоящее произведение искусства: сверкающую на солнце полированную кадку, искусственный пенек, садового гнома, лешего и любую другую уместную на природе поделку.
Комбинировать березовый кап можно с такими материалами, как металл, кость, перламутр.
Особенности обработки
Заготовить кап из березы не очень сложно. Вот несколько правил подготовки материала.
- Капы, которые опоясывают дерево или являются капокорнями, спиливать не рекомендуется. Практически в 100 процентах случаев дерево после этого гибнет, а еще вас могут оштрафовать. Если нужны именно такие образования, их берут на лесозаготовке, с разрешения сотрудников. В прочих случаях используют наточенный инструмент, после чего обрабатывают место спила садовым варом.
- Важно успеть спилить нарост до начала сокодвижения, это самый конец августа или начало осени. Кроме того, в день заготовки материала не должно быть дождя.
После того как вы достали и привезли домой кап, его нужно обработать. Для этого цельный фрагмент необходимо распилить на заготовки. Их размер и толщина определяются исходя из параметров будущего изделия. Стоит отметить, что распиливание капа – процедура непростая, поскольку новичку будет поначалу сложно раскрыть всю таящуюся в материале красоту. Специалисты рекомендуют пилить так, чтобы как можно больше спящих почек оказались рассеченными.
Кроме того, начинающих мастеров может смутить бледный и невыразительный рисунок, открывшийся их взору при распиливании. Однако пугаться не следует – в случае с капом это совершенно обыкновенная ситуация.
Чтобы древесная текстура наполнилась жизнью и заиграла новыми красками, ей потребуется пройти еще 2 этапа обработки: пропаривание и сушку. Оба этапа неотделимы друг от друга.
Сушка
Высушить березовый кап можно и своими руками, но стоит подготовиться к тому, что этот процесс окажется небыстрым. Рассмотрим, как правильно сушить заготовки.
- Возьмите тару, в которую поместится заготовка вместе с водой. Лучше подобрать что-то старое, поскольку отмыть ёмкость потом будет очень трудно.
- Очистите кап от веточек и обрывков свисающей коры. Сложите заготовки в кастрюлю и залейте водой так, чтобы она покрывала их не более чем на 2 сантиметра. Температура жидкости не имеет значения.
- После укладки заготовок возьмите обычную поваренную соль, можно самую дешевую. На литр воды нужно 2 полных столовых ложки, но и большее количество вреда не нанесет. Засыпьте соль в емкость с водой.
- Помимо соли и воды понадобится опил, оптимально, если он будет сосновым. Напилите две хороших горсти опилок, желательно со смолой и мелких. Опил нужен капу для проявления цвета, а также он придаст материалу прочности. Вся масса опилок сразу засыпается в кастрюлю.
- Включите огонь и дождитесь закипания. Как только вода забурлит, убавьте огонь и оставьте кастрюлю томиться на 7-8 часов. При этом важно следить, чтобы не выкипела жидкость. Время от времени ее надо подливать, ничего другого добавлять не требуется. Также необходимо своевременно удалять появляющуюся накипь, если хотите сохранить тару.
- Когда пройдет отведенное время, кастрюлю снимают с плиты и выливают из нее воду. Горячий кап вынимают и кладут в сухое место остывать. Накрывать его ничем не надо, а сохнуть он должен около суток.
- По истечении суток материал пропаривают по вышеописанной методике и снова сушат сутки. Повторять процедуру нужно от 2 до 4 раз, здесь все зависит от объема капа.
- Когда дерево вываривается последний раз, нужно ободрать с него всю оставшуюся кору, если она к этому времени уже сама не отвалилась. Будьте аккуратны, не забывайте про использование защитных рукавиц.
- После последней варки кап снова кладут на просушку в сухое место, на этот раз на 14 дней. По истечении этого срока материал будет полностью готов к дальнейшей обработке: шлифованию, резке, полировке. Обрабатывать готовое изделие нужно маслом или воском.
Стоит отметить, что такой способ сушки подходит только для небольших заготовок. Крупные куски сразу пойдут трещинами и окажутся непригодными к работе.
Помимо описанной методики, есть еще несколько вариантов, на которые можно обратить внимание.
- Парафинизация. Этот способ тоже приемлем только для мелких заготовок. Растапливают парафин, доводя его до температуры в 40 градусов, окунают в него заготовки и держат там несколько часов, постоянно поддерживая указанную выше температуру. После этого изделия сушат, процесс занимает несколько дней.
- Использование газет. Заготовки нужно обернуть газетами или газетной бумагой, потом сложить в полиэтиленовый пакет, хорошо загерметизировав его, чтобы не шел воздух. После этого сверток кладется в теплое (чем теплее, тем лучше) место. Каждые 8 часов мокрые газеты заменяют сухими. Процесс сушки занимает около 30 дней, и заканчивается тогда, когда газеты окажутся полностью сухими спустя 8 часов после смены. Более быстрая сушка путем увеличения числа газет нежелательна – дерево может пойти трещинами.
- Использование соломы. По этой методике можно сушить большие капы, выварить которые представляется проблематичным. Заготовки заносят в помещение с навесом, накрывают хорошим слоем соломы. Менять ее не надо, поскольку влага, которую дерево отдает, солома испаряет сама.
Источник
Изделия из капа.
Автор(ы) | Лисаневич Ольга, 9-В класс, 15 лет |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | ГОУ СКОШИ №4 г.Сыктывкар, Республика Коми. |
Материалы | газеты, обойный клей, клей ПВА, акрилова краска. |
Педагог | Плетцер Вера Васильевна, воспитатель группы. |
Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой «лепили» изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.
Промазали 3 » газетные стопочки» и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.
Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная «колбаска» лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.
из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.
Когда просохло, клеем соединили части уточки.
Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.
Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.
Кап — редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.
Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.
Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.
Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.
Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.
Из капа — этого необыкновенного по прочности и красоте материала — издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.
Источник