Бетонирование дренажной канавы своими руками

Как сделать заезд через канаву на участок? ОТ простого (временного) ДО капитального

Дренажная канава, пролегающая между дорогой и земельным участком, довольно частое явление. Нормальное пользование участком невозможно без устройства проезда через канаву. Переезд вполне можно сделать своими силами. Но перед этим будет полезным получить консультацию по этому вопросу.

Содержание статьи:

Для чего нужны дренажные канавы?

Дренажная канава нужна для отвода поверхностных вод после обильных осадков, таяния снега и от существующих родников. В этом случае делают не глубокие канавы, имеющие уклон в сторону отвода воды. Они защищают проезжую часть дорог и прилегающие земельные участки от разрушений при движении водного потока. А так же от появления ям и рытвин на дороге и оврагов на прилегающей территории.

Глубина и ширина канавы подбираются достаточными для обеспечения пропускной способности стекающей воды. Обычно не более 1 метра в глубину и 2 метра в ширину.

Для осушения заболоченных участков роют более глубокие каналы. Уклон в них может не соблюдаться. Вода накапливается в канале и испаряется. Чем глубже канал, тем ниже опустится уровень подпочвенных вод и большую территорию удастся осушить. Уклон для стока воды может отсутствовать, особенно если эта территория находится в низине и отводить воду некуда. Иногда делают искусственный пруд, с которым соединяется канал. Глубина канала может достигать 2–3 метров, ширина до 5.

Дренажный канал для осушения территории

Согласование устройства переезда через канаву

Прежде всего необходимо письменно согласовать устройство переезда с собственником канавы или с обслуживающей организацией. Собственником может быть дачное, садоводческое товарищество. Обслуживанием чаще всего занимаются дорожные службы. Если информации на этот счет нет, то обратиться необходимо в муниципальную администрацию. Все дороги и сооружения для их обслуживания находятся на балансе муниципалитетов.

Если муниципалитет заявляет о непричастности и ему не известен собственник, пусть сообщит об этом письменно на запрос о согласовании. Тогда уже никто не сможет привлечь к ответственности за самоуправство и повреждение гидросооружения. Именно так числятся подобные объекты в реестре собственников.

В ответ на обращение, должны выдать условия и требования, они могут называться техническими условиями, которые необходимо выполнить и соблюсти при строительстве переезда.

В них должны содержаться условия о необходимости организации пропуска воды, либо допускаться отсутствие коллектора. Например, в случае отсутствия водостока при осушении территории. Указывается минимальный размер сечения трубы и тип трубы. А так же требования по отсыпке и укреплению насыпи. Технические условия могут содержать и другие требования. Например, уведомить об окончании работ и сдать объект по акту.

Ширина заезда и сечение трубы

Технология сооружения переезда без пропуска воды принципиально не отличается от варианта с трубой. Но устройство коллектора предпочтительнее, особенно если есть хоть малейший сток. В этом случае вода не будет застаиваться и распространять неприятный запах.

Ширина проезда подбирается с учетом удаленности канавы от дороги и от границы участка. А так же с учетом возможного использования проезда в качестве временной парковки автомобиля. Если на переезде нет необходимости совершать повороты при выезде на дорогу и съезде с нее, а так же парковать автомобиль, в этом случае достаточно 3 метров.

В случае возникновения такой необходимости, ширину следует увеличить до 4 метров. Этого будет достаточно для заезда с поворотом. А при стоянке автомобиля, можно будет свободно пройти мимо него даже с детской коляской или строительной тачкой. Свыше 5 метров не стоит сооружать, это сильно затруднит прочистку коллектора, что неизбежно понадобится через несколько лет.

Сечение трубы должно быть не менее 400 мм. Иначе труба будет быстро заиливаться и требовать частой прочистки.

При подборе сечения так же следует учитывать:

  • максимальный объем водостока в весенний период и в период ливней;
  • минимально допустимую толщину насыпи над трубой для ее предохранения от нагрузок, с учетом материала трубы;
  • глубину канавы;
  • высоту приподнятости трубы над дном канавы, для снижения заиливания.
Читайте также:  Игрушка петрушка своим руками

Временный и упрощенный вариант переезда

Начинаются работы с подготовки основания под трубу. В начале засыпается слой щебня, фракции 40–100 мм, чтобы труба не осаживалась при воздействии на нее проезжающего автомобиля. Щебень утрамбовывается. Высота щебня от 10 до 20 см, над уровнем дна. Это необходимо, чтобы труба была выше дна и не заиливалась. Поверх щебня насыпается песок и также утрамбовывается, слоем 10 см. Песок нужен для обеспечения полного соприкосновения всего тела трубы с основанием.

Основание должно иметь уклон по всей длине 3 см на каждый метр в сторону стока. Такой уклон обеспечит хороший ток воды и будет смывать большую часть взвеси. В том числе и при чистке трубы с помощью аппарата высокого давления, например Керхера.

На подготовленное основание укладывается труба или секции труб. Далее труба засыпается грунтом с послойным уплотнением трамбовкой. Общий слой насыпи над трубой, должен быть не менее 50 см. Если это не возможно, необходимо защитить трубу перекрытием из бетона или ж/б плит.

На грунт укладывается дорнит или геотекстиль, чтобы щебень не перемешивался с грунтом. Последний слой в 20 см до уровня верхней отметки засыпается опять щебнем, фракции 40–100 мм. Поверх щебня небольшой слой песка, для закрепления щебня. Щебень служит для распределения нагрузки автомобиля и препятствует образованию колеи.

Торцы насыпи следует укрепить от размывания и осыпания. Их присыпаю грунтом и засевают травой. Можно использовать дорожную геосетку, что еще лучше укрепит откос.

Для укрепления также можно соорудить кирпичную кладку или залить бетонную стенку. В обоих случаях необходимо начать с подготовки основания, чтобы предотвратить проседание подпорных стенок во влажный грунт.

Стандартный вариант переезда

Для основания используют щебень, при этом укладывают и утрамбовываю его не только на дно канавы, но и на уклонах. Бетон можно приготовить на месте и залить в подготовленную опалубку. Если толщина стенок менее 400 мм, то обязательно выполняется каркас из арматуры. Толщина стенки должна быть не менее 25 см.

Над трубой, у кладки или бетонной стенки, стоит сделать зазор в 5 – 10 см, который уплотняется мягким изолирующим материалом. Это не даст стенке воздействовать на концы трубы, при небольшой просадке, и предохранит ее от слома на две части. Особенно важно для бетонных коллекторов.

Для предотвращения съезда автомобиля, следует приподнять стенку над полотном проезда на 15 см.

Капитальный вариант проезда

При устройстве капитального проезда, меняется технология засыпки трубы. Перед укладкой трубы на подготовленное основание укладывается сначала геотекстиль или дорожный дорнит с нахлестом на откосы канавы. Затем укладывается труба и засыпается щебнем средней фракции 20–60 мм. Тканый материал не позволит щебню под нагрузкой проникать в грунт.

Поверх уплотненного щебня укладывается каркас из арматуры, и заливается бетон. Особое внимание необходимо уделить краям бетонной поверхности. Чтобы они не обламывались, на съездах следует сделать углубление и увеличить толщину бетона до 200 мм. Или уложить плашмя дорожный бордюр по краям съезда с бетона.

Другие варианты конструкции

Вариант с трубой самый популярный, но не всегда он самый оптимальный. Вполне может случится так, что трубу придется везти издалека, а тратить на это лишние деньги не очень хочется. Не редко где-то поблизости могут оказаться другие подходящие материалы.

В таком случае можно рассмотреть альтернативные варианты устройства переезда:

  • вариант с переездом из железобетонных плит;
  • накат из деревянного лафета толщиной 150 мм;
  • укладка бетонных блоков;
  • использование п-образных бетонных коллекторов (лотков);
  • устройство мостика.

Во всех этих случаях необходимо правильно выбрать расстояние между опорами, чтобы плита или настил не проломились под тяжелым автомобилем. При этом не стоит исключать заезд на участок грузовых машин и строительной техники.

Для протока воды будет достаточно ширины в 0,5 метра. В этом случае любая конструкция перекрытия выдержит даже автомобильный кран.

Опоры по откосам можно залить из бетона, либо установить бетонные блоки на подготовленное основание. Но как быть если расстояние между откосами канавы значительно больше.

Если глубина канавы менее 70 см, то целесообразно использовать железобетонные П-образные лотки. Они выпускаются разных размеров и с готовыми решетками, способными выдержать вес легкового автомобиля. Если планируется заезд тяжелых машин, то вместо решетки можно уложить бетонную плиту перекрытия.

Такой коллектор укладывается плоской стороной на щебень или свежий бетон. С боковых сторон засыпается щебнем, чтобы вертикальные стенки не отклонились от вертикали при нагрузке. Такой коллектор удобно чистить от отложений ила.

Из какого материала выбрать коллектор?

Традиционно использовались толстостенные металлические трубы. Также промышленность выпускает немало железобетонных коллекторов: круглые секции, П-образные или квадратные. Есть и небольших размеров.

Читайте также:  Как отремонтировать трещину бампера своими руками

Однако все эти конструкции тяжеловесные и требуют для перевозки и монтажа тяжелой строительной техникой. В то же время современные технологии позволили наладить выпуск коллекторов из других материалов, малого веса, но не менее пригодных для устройства подъезда к участку.

К ним относятся трубы пластиковые двухслойные гофрированные безнапорные из полимерных материалов, различного диаметра от 100 мм до 1 метра. Стандартная длина 6 метров, но многие продавцы продают нужной длины. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет около 10-14 кг, стоимость на 2021 год от 3000 рублей. Существенную роль в стоимости продукта играет класс кольцевой жесткости (SN).

Такие трубы выдерживают значительные нагрузки, включая тяжелые автомобили, при соблюдении технологии укладки. Срок службы заявляют от 50 до 100 лет. На сегодня это лучший вариант выбора.

Неплохим альтернативным вариантом является труба, тоже полимерная, но гладкая – ПНД. Вес 1 м/п диаметром 500 мм составляет от 20 до 45 кг, при толщине стенки от 12 до 30 мм. Трубы напорные, предназначены для водопроводов и газопроводов. Примерная цена на них от 2500 рублей со стенкой 12 мм до 6000 рублей со стенкой 30 мм. От толщины стенки будет зависеть и вес автомобиля, который она сможет выдержать, если полотно переезда будет грунтовым.

Частые ошибки при устройстве переезда

ОШИБКА ПОСЛЕДСТВИЯ
Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания, в уровень дна Под воздействием нагрузок, вдавливается во влажный грунт и быстро заиливается
Концы трубы не выступают за край грунта на откосе Грунт осыпается, смывается дождем и накапливается перед трубой, в паводок заносится в трубу с водой
Устройство бетонной стенки на торцах трубы без компенсационного зазора При просадке, опорные стенки давят на концы трубы и обламывают их, либо трубу
Вместо одной трубы 400 мм укладывают 2 по 250 мм Трубы быстрее заиливаются, а чистить такую трубу очень проблематично
Высоко подняты бетонные стенки над полотном проезда Царапают кузов автомобиля, разрушаются от наезда на них колесом грузовой машины
Заужена ширина переезда, близко расположенного к дороге При повороте на дорогу или с нее, задние колеса попадают мимо перекрытия в канаву, разрушая край проезда
Верхний слой засыпки над трубой менее 40 см и без перекрытия Возможно разрушение трубы от нагрузки тяжелого автомобиля.
В мелкую канаву уложена труба, вместо п-образного коллектора Труба будет заиливаться и проломится, не отработав положенного срока

Стоимость устройства въезда через канаву

Не трудно догадаться, что общая цена сооружения будет складываться из затрат на материалы, включая их доставку, а также стоимости работ.

В зависимости от размеров канавы, а также выбранного типа конструкции, стоимость переезда может существенно разниться. Помимо этого, имеет значение, будет ли задействована техника в процессе работы или вы решите выполнить земляные работы и засыпку своими силами.

На основе нашего анализа цен на 2021 год можно сделать вывод, что средние минимальные вложения в устройство простого переезда с пластиковой трубой и отсыпкой из щебня и песка составят около 30 000 руб.

Полезно будет обратится в несколько строительных компании и, сообщив им все вводные данные, получить расчет. После этого можно будет сделать окончательный вывод: стоит ли стараться удешевить смету, приложив собственные усилия либо сэкономить время и поручить работу подрядчику.

Источник

Большой фотоотчет по дренажу: устройство и эксплуатация глубинных систем

После изучения теоритической части, участники портала приступают к реализации дренажных систем и делятся результатом в своих темах или по ходу обсуждения в профильных. И тут интересен как сам поэтапный процесс, так и результат, ради которого и затевались довольно трудоемкие и накладные преобразования. Когда к описанию прикладывается еще и масса снимков, информативность повышается в разы. А чтобы не листать десятки страниц, предлагаем «сжатую» статью на злободневную для многих тему.

Содержание

  • Прифундаментный дренаж от Jheka
  • Земляные работы
  • Комплектующие и материалы
  • Монтаж дренажной системы и обратная засыпка
  • Монтаж коллекторного колодца
  • Опыт эксплуатации
  • Когда первый шаг – ливневка

Прифундаментный дренаж от Jheka

Пока стоит жара и все что можно высохло, самое время делать дренаж. Грунтовые воды стоят у нас достаточно близко, зимой, когда вода замерзает, под отмосткой бывает иногда пучение. Сейчас под отмосткой лежит утеплитель, ЭППС 100 мм, но, тем не менее, решено делать дренаж.

Водораздел начнется от входа в дом, трубы пойдут в стороны и по всему периметру. Коллекторный бетонный колодец запланирован один, за забором напротив, с перекачкой стоков в кювет.

Читайте также:  Как сделать доску для рисования своими руками

Фундамент – монолитная мелкозаглубленная лента, от отмостки Jheka отступил метр и разметил траншею 40 см шириной, чтобы проще копать.

Земляные работы

Верхняя точка дрены запланирована напротив двери, на отметке 50 см, но в процессе 50 см превратились в 60 см. Параллельно организовали подземный ввод электрического кабеля. Уклон в траншее заложен 1 см на погонный метр. Под выборку в зоне газона застелили фанеру и ПЭ пленку.

Комплектующие и материалы

Дренажная труба в геотекстиле, геотекстиль для траншеи иглопробивной, термообработанный, шириной 1,5 м, плотностью 150 г/м², дренажные колодцы, крышки, переходники. Щебень гранитный, фракцией 5-20 и 5-40.

Отсыпка песком с сохранением уклона.

Первое о чем хочу сказать тем, кто будет делать дренаж – щебень берите только мытый и фракции 20-40! Никаких 5-20 как у меня. Вот мой щебень, что значит, немытый.

Слой щебневой подушки поверх геотекстиля толщиной около 5 см.

Следующая партия щебня также, немытого, но уже фракции 5-40, хотя и он мелковат.

Кстати, щебень можно мыть, особенно, если есть мойка высокого давления. А если щебень по необходимости заменили гравием, а он в глине – мыть обязательно. Иначе глина смоется непосредственно в траншее и заилит геотекстиль.

Однозначно мыть. У меня тоже гравий в глине, мыл Керхером. Сделал раму с сеткой, как для просеивания песка, и порциями промывал, мыл долго – недели две каждый день.

Монтаж дренажной системы и обратная засыпка

Продолжаем – врезка муфты в колодец (сначала, толстым сверлом, до нужного диаметра, лобзиком).

Дренажная труба, уложенная поверх щебневой подготовки.

Поворотный, он же – смотровой колодец.

На поворотных колодцах поменял местами днище и крышки – с ровной поверхности при необходимости проще собрать иловые отложения.

Для засыпки дренажной траншеи Jheka использовал просеянный щебень, чтобы сэкономить, немного заузил траншею с боков песком. Толщина слоя щебня в обратной засыпке варьируется в пределах 5-7 см, щебень закрыт геотекстилем, поверх – песок, слоем около 20 см.

Оставшиеся сантиметры заполнил частично землей, частично, речным и карьерным песком.

Монтаж коллекторного колодца

Сразу срезать и заглублять поворотные колодцы Jheka не стал, отложил до этапа благоустройства двора.

Коллекторный колодец собрали из двух бетонных колец, диаметром 90 см, крышки и люка. Кольца на место опускали манипулятором.

Опыт эксплуатации

В процессе эксплуатации этой осенью дренаж себя хорошо зарекомендовал. Воды очень много, приходится откачивать в день по два раза. Воды в колодце собирается выше дренажной трубы.

Но тут стоит отметить, что еще не доделана ливневая канализация – по лоткам, проложенным под водосточные трубы, крышевая вода отводится просто в грунт, на расстоянии около пяти метров от дома. По мнению участников темы, с которым склонен согласиться топикстартер, именно эти поверхностные стоки инфильтруются и попадают в дренажную систему, что и приводит к большим объемам.

Тем не менее, перезимовала система нормально, и весной на участке было суше, хотя выявились некоторые проблемы – по углам грунт вспучило вместе с отмосткой. Что характерно, для отмостки это уже третья зима.

Чтобы избежать повторения, сначала срезал колодцы и утеплил крышки ЭППС (слой земли поверх около 8 см) – стало лучше, но следующей весной отмостку опять подняло. Поэтому летом раскопал траншею параллельно отмостке в угловых зонах и вставил плиты ЭППС еще и вертикально. Учитывая, что и по сей день Jheka о проблемах не отписался, скорее всего, система вот уже почти десять лет работает исправно.

Когда первый шаг – ливневка

SergPK из тех, кто сначала – делает, а потом – спрашивает, правильно ли выбрано направление. Вводные: Ранней весной, после снеготаянья, на участке неприглядная картина.

Но кроме «убитого газона» проблема в подтоплении дома – бетонная отмостка уложена на песчаную подушку, песчаная подушка, в «корыте» из глины. Стекая по отмостке, вода прямым ходом по песку просачивается под дом. Первоначально SergPK хотел сразу взяться за дренажную систему. Но изучив форум, с особой внимательностью, посты профи, еван и Вадим (spb), решил сначала отвести поверхностную воду посредством ливневой канализации.

Вдоль всей отмостки установил пластиковые лотки. Теперь вся вода с крыши через лотки уходит за 1,5-2 метра от дома. За лотками дополнительно отсыпал землю для газона. Сравнял землю в один уровень с лотками – чтобы удобно было проходить газонокосилкой без опасения за что-то зацепиться. В то же время, получился небольшой уклон от дома. Посеял травку. Что получилось – на фото.

Источник

Оцените статью