- Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей в 2021 году
- Что изменилось?
- Какой тюнинг и доработка являются незаконными?
- Какой тюнинг и доработки могут быть установлены
- Разъяснения по отдельным элементам тюнинга
- Что одобрено к установке по ОТТС
- Касается ли это оригинальных аксессуаров?
- Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?
- Пошаговая статья: Регистрация Внедорожного Тюнинга / Испытано на себе
- Часть 1. Теоретическая Так что такое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»?
- Часть 2. Практика
- Как я железо легализовывал ?
- Часть 3. Финал Как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля ?
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей в 2021 году
С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.
Что изменилось?
Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
- С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
- С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.
Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
Какой тюнинг и доработка являются незаконными?
Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.
Какой тюнинг и доработки могут быть установлены
Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:
- подвеска и любые ее компоненты
- рулевое управление и рулевое колесо
- сиденья водителя и пассажиров
- внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
- бамперы
- выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
- ксеноновые лампы
- галогеновые лампы накаливания нестандартного света
- любые спойлеры
- нестандартные пороги
- нестандартные колесные арки
- подкрылки
- дополнительное внешнее освещение
- багажник на крыше
- колесные проставки
- газобаллонное оборудование
- «кенгурятники»
- лайтбоксы на крыше
- мониторы для трансляции рекламы
- «плавники»
- фаркопы
- лебедки
- тюнинг двигателя ( чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
- колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)
Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015 .
Разъяснения по отдельным элементам тюнинга
Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:
Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.
Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.
Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.
Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.
Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.
Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем.
Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.
Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.
Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.
Про нештатную магнитолу и сабвуфер (Teyes и пр.): Можно, но не всегда (см. разъяснения).
Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки. Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.
Однако при этом в Перечне есть пункт 7.18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.
Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).
Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.
Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию. У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу. Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.
Лифт подвески. Проставки для увеличения дорожного просвета являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Тягово-сцепное устройство (фаркоп). Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство, должны соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.
Лебедка и холодильно-обогревательное оборудование. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС. Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности.
Колеса большего радиуса. При установке на транспортное средство колес размерности, не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в «Одобрении типа транспортного средства».
Переоборудование под перевозку грузов. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанных с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, тента, необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Легкосъемные компоненты. Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля, не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.
Тюнинг обвес. Чтобы законно ездить на автомобиле с тюнинг обвесом нужно получить решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. Чтобы перерегистрация прошла успешно нужно иметь на руках декларацию о соответствии от производителя тюнинг обвеса.
Что одобрено к установке по ОТТС
Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.
Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:
Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска . Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).
Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Может ли инспектор на дороге оштрафовать за тюнинг?
Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…
Где купить оригинальные аксессуары для LADA:
Ключевые слова: новые законы и правила
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник
Пошаговая статья: Регистрация Внедорожного Тюнинга / Испытано на себе
Итак, самая популярная тема последних месяцев о запрете тюнинга породила множество историй.
Как же всё на самом деле? Собственным опытом подробно поделился наш читатель Макс Жуков
Часть 1. Теоретическая
Так что такое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»?
Усаживайтесь поудобней. Сейчас я вам расскажу как самим разобраться — внесли вы изменения в конструкцию своей машины или нет. Как обычно, постараюсь написать доступно и просто. Не буду сильно цитировать законы. Сначала несколько абзацев как все устроено в теории, а потом как все работает на практике.
В этом посте мы разберемся — как же понимать фразу «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»? Например, если вы решили заменить «родной» заводской амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) на амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) сторонней фирмы-производителя, то будет ли это являться внесением изменений в конструкцию? Если вы меняете в своих жигулях запчасти ВАЗа на импортные, то является ли это изменением в конструкцию? А если вы меняете один бампер на другой, и хоть он и металлический, но он же БАМПЕР?!
Где проходит та грань, когда замена обычной лампочки в своей машине уже требует согласования изменений в конструкции с ГИБДД?
Я начну с того, что каждый производитель и продавец транспортных средств (далее — ТС) просто спит и видит, чтобы каждая машина ездила к нему на официальный сервис. Во-первых, это красиво! Вы сдали машину в сервис, определили объем работ, в конце вы забрали машину и заплатили деньги. В стоимость войдет оплата за работу и запчасти. Да-да! Автосалоны не просто так не дают вам каталожные номера запчастей. В задачу автосалона входит не только продать вам машину, но и удержать вас в своем официальном сервисе (Помните? Они делают скидки, устраивают акции, напоминают о себе звонками и письмами?).
Во-вторых, производители как бы считают нас, покупателей, немного рукожопыми и не очень доверяют нашей технической квалификации. Поэтому настоятельно рекомендуют ездить на официальный сервис. Чем же так крут сервис по сравнению с дядей Васей из гаража? А вот чем.
В-третьих. Официальный сервис привязан к производителю как ребенок в утробе матери. У сотрудников официального сервиса есть доступ к эксплуатационной документации (запомните эти буквы «ЭД» — они нам понадобятся). Когда вы просите в сервисе «заменить амортизатор/стекло/сиденье/что угодно», то ребята в сервисе лезут свою программу на компьютере, вбивают ваш VIN и получают официальные номера всех узлов и агрегатов, которые можно установить на ваш автомобиль.
Все производители ТС снабжают КАЖДУЮ машину целой библиотекой документов — та самая эксплуатационная документация (ЭД), о которой я сказал выше. Перечислю некоторые документы, которые входят в ЭД:
— руководство по эксплуатации — Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия
— формуляр — Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия
— каталог деталей и сборочных единиц — Документ, содержащий перечень деталей и сборочных единиц изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др.
Другими словами, именно в этой документации перечислены все узлы, агрегаты, элементы и особенности конструкции. Каждый элемент нарисован схематично для визуального сопоставления. При желании, можно найти отдельный документ на любой агрегат, где будут указаны основные характеристики, такие как вес, размеры, материал. Отдаленно этот каталог напоминает один интернет-магазин по подбору и продаже запчастей.
В ЭД иногда описаны и различные дополнительные элементы, которые могут быть установлены на вашу машину, но не идут в базовой комплектации. Кунг, шноркель, подножки, кондиционер, стеклоподъемники и тд. — все это тоже может быть предусмотрено ЭД.
Производители ТС обязаны делать такие документы, потому что по законодательству разных стран без этой «библиотеки» они не получат сертификаты соответствия. Другими словами, подготовка документов — это громадная работа, которую осуществляет производитель, чтобы продать вам ГОТОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ПРОДУКТ. Все, что можно доработать, допилить, доприкрутить производитель ОБЯЗАН разместить в ЭД. Помните этот анекдот «после сборки доработать напильником»? В большинстве ЭД нет фразы «доработать напильником». По мнению производителя (и государства) — за все время эксплуатации вам больше ничего не надо делать с вашей машиной. Ну разве только менять расходники (их перечень определен). А если что-то ломается в глобальном смысле, то милости просим к официалам.
Давайте сделаем паузу и усвоим одну вещь. Любая замена запчастей, узлов и агрегатов, подбор которых ведется по ЭД производителя — не является внесением изменений в конструкцию. Вы просто меняете устаревшие запчасти на новые, строго соблюдая принцип установки (совпадают все признаки заменяемого агрегата с ЭД). Согласовывать такие работы, как вы понимаете, не нужно. Думаю, об этом факте знают все или почти все автолюбители. Америку тут я вам не открыл.
В-четвертых! Следует понимать, что законодательство не запрещает сервисам ставить на ваше ТС все, что вы решите (если, конечно, это не выходит за рамки общепринятых норм и прямо не противоречит закону). Более того, нет и прямого запрета на самостоятельную установку деталей. Государство себя прикрыло очень грамотно. Владелец ТС несет полную ответственность за безопасность своей машины на дорогах общего пользования. Возникает главный вопрос. Как же понять — надо ли согласовывать эти изменения или нет?
А вот и ответ. Установка запчастей, узлов, агрегатов и компонентов, которые не соответствуют по визуальным и техническим признакам деталям, предусмотренным для вашего транспортного средства в ЭД, считается внесением изменений в конструкцию ТС. Все, что не предусмотрел производитель вашей машины в ЭД, а вы решили это поставить — является изменением конструкции.
Перечитайте абзац выше еще раз. Хочу чтобы вы поняли и ответили на свои вопросы сами себе. Если вы меняете штатный бампер на силовой, при этом силовой бампер отсутствует в официальной документации на машину, то вы вносите изменения в конструкцию ТС. Эти две детали объединяет только слово «бампер». Визуально и технически — это совершенно разные элементы. С точки зрения ПДД и технического регламента Таможенного союза 018/2011 на такие изменения необходимо получить разрешение ГИБДД.
Думаю, хватит теории. Пришло время поговорит о том, как обстоит дело на практике.
Наша страна славится тем, что теория (законы) и практика (реальное их исполнение) часто противоречат друг другу.
Поймите меня правильно, я не имею права и не хочу писать здесь какие-то серые схемы по обходу этих законов. Я буду лишь размышлять о том, как работает закон в части контроля за такими изменениями. Выводы сделаете сами.
Важно! Следует сразу разделить все изменения в конструкцию на видимые и скрытые.
Инспектор ДПС может остановить вас на основании того, что он «визуально установил признаки» изменений, внесенных в конструкцию. Его второе законное требование — увидеть изменения в ваших документах.
Читая ваши посты про «Вот и нас посчитали», «Подготовленные джипы вне закона» и другие — можно увидеть простую закономерность — инспекторы честно отрабатывают пункт Административного регламента МВД РФ об исполнении государственной функции по контролю и надзору… Ваши изменения видны визуально, вот вас и остановили для проверки документов.
Думаю, многие джипперы здесь могут сделать вывод: если за нас действительно взялись, то наши изменения надо или возвращать в сток, или легализовывать. Что, по сути, одно и то же.
Что касается многотысячной братии на заряженных седанах, хетчах и других низколетящих машинах, то, как мне кажется, вам повезло больше. Многие ваши изменения трудно обнаружить стоя у обочины. Даже если вас остановили, то трудно доказать, что конкретный изгиб трубки или «сильно просевшие пружины» не соответствуют заводским. Делаем вывод, что к вам будут предъявлены те же самые претензии, что и к джипперам — внешние признаки вас демаскируют.
Самое главное. С практической точки зрения — доказать принадлежность конкретной запчасти к оригинальному или к неоригинальному производителю можно только после проведения анализа силами специалистов в этой области. Могу предположить, что это могут быть:
— Пункт технического осмотра;
— испытательные лаборатории.
Выписывая вам постановление о правонарушении, инспектор должен указать не просто номер статьи, которую вы нарушили (12.5 ч.1), но и конкретизировать те узлы, агрегаты или элементы, которые, по его мнению, являются нарушением (не совпадают с ЭД). Как мне кажется, выписать такое постановление на обочине практически нереально.
Я уже вижу сотни вопросов на тему:
«Остановил инспектор, говорит, что эта деталь является не предусмотренной ЭД, хотя такие детали завод и сам ставит на мою машину. Мне выписали штраф. Что делать?»
«Моя машина ввезена в Россию мной самим. Официальных сервисов нет. У кого мне запрашивать ЭД?»
«Завод закрылся, поддержки производителя на официальном уровне нет. Где доставать ЭД?»
Мы все имеем право (и даже инспектор) отстаивать свою точку зрения. Если вы сможете доказать, что деталь полностью соответствует базовой конструкции ЭД — правда на вашей стороне. Скажу сразу, что есть целый свод отдельных норм, регламентирующий большинство важных узлов и параметров автомобиля (тормоза, свет, бамперы…). Это технические документы, которыми должны руководствоваться сотрудники в ПТО. В них прописано много информации с точными цифрами. Однако, шанс попасть в ПТО на высококлассного специалиста, знающего эти нормы, очень низкий. Все проверки, как правило, ограничиваются тормозной системой, внешним осмотром и аптечкой/аварийным знаком. Т.е. и в ПТО все проверки будут ограничены визуальным осмотром.
Надеюсь, теперь каждый сможет решить для себя, попадают ли изменения в вашей машине под понятие «внесение изменений в конструкцию» или нет. О том, как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля далее:
Часть 2. Практика
Как я железо легализовывал ?
Вводные: Больше трех лет был счастливым владельцем переднего силового бампера от DDEnginer. Буквально месяц назад, наперекор всем слухам, купил еще и задний силовик от НИИС2008. Не люблю просить и что-то доказывать сотрудникам полиции, поэтому принял волевое решение узаконить эти «изменения в конструкции». Заодно решил обкатать схему на практике.
Я подавал все документы в ГИБДД в Воронеже, на улице Холмистой, 56. Возможно процедура будет немного отличаться от региона к региону))) Но основной ход мыслей и алгоритм действий вам будет понятен. Настоятельно рекомендую прочитать ЧАСТЬ 1. теоретическую, где я подробно рассказываю какой документ для чего нужен.
Некоторые документы я помечу цифрами в скобках, чтобы вы могли их различать. Все бланки заполняемых документов и образцы заполнения я собрал в один архив. Его можно скачать ТУТ. Оригиналы своих документов выкладывать не стал, потому что они разнятся от региона к региону.
Поехали.
Шаг 1.
Получаем заключение предварительной технической экспертизы конструкции. Для этих целей я выбрал НАМИ ПТИА ФОНД (вы можете выбрать любую организацию, в любой точке России). Целых 2 партнера-агента этой компании есть в Воронеже. Один воронежский партнер в марте 2016 года попросил 40000 рублей за оформление бамперов, колес, лебедки и шноркеля «под ключ», другой воронежский партнер попросил 8000 рублей за каждый протокол (всего 16000 руб., НО НЕ ПОД КЛЮЧ, а только за протоколы). Пришлось отвергнуть столь щедрые предложения и обратиться напрямую в Москву.
Собираем электронный пакет документов:
— заявление в НАМИ ПТИА ФОНД в свободной форме с вашей подписью (0);
— копии сертификатов на бампера (1);
— копия ПТС;
— копия свидетельства о регистрации ТС;
Отправляем все по электронной почте в НАМИ. В заявлении я указал конкретную просьбу — разрешить поставить бампера своими силами, а не силами автосервиса.
Ремарка по поводу колес. Если вы хотите узаконить нештатные размеры колес, то в предварительном заключении скорее всего будет написано что-то типа «допускается установка шин такой-то размерности, требуется тарировка спидометра». Вам придется это делать в специализированном сервисе, имеющем сертификат на определенные виды работ: код 017613 — переоборудование, и, возможно 017104 — контрольно-диагностические работы. Все это нужно проделать, чтобы спидометр соответствовал ГОСТ Р 41.39-99 «п. 5.3. Скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости.» Так что имейте ввиду — просто так установить колеса большего диаметра не получится.
Итак, первые расходы — оплатил 4500 руб. за предварительную экспертизу.
Вызвал курьера в офис НАМИ и на следующий день получил предварительное заключение (2) на двух листах. В заключении прописаны оба моих бампера и разрешение на самостоятельную установку.
Примерно затрачено времени на этот этап 3 рабочих дня.
Шаг 2.
Заполняем заявление с просьбой рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в конструкцию ТС (3) и едем на площадку (осмотр), на Холмистой, хвастаться машиной. Осматривает вас тот же инспектор, что и всех, кто ставит/снимает машины на учет. По закону машина должна быть в стоке.
Да-да-да. Я знаю, что у большинства сделаны такие изменения, что убрать их просто нереально! Одинаковых рецептов нет. Думаю, каждый придумает, как можно решить этот вопрос в России. Если у вас не получится решить в каком-то конкретном ГИБДД, то вариантов 2: ехать в другое управление ГИБДД и пробовать там, либо снимать все видимые изменения.
После осмотра, на вашем заявлении (3) появляется отметка о соответствии VIN, всех номеров и прочих характеристик. Пример на рисунке 1.
Дальше идем на Холмистой в дежурную часть (вход с обратной стороны здания), на третий этаж. На вахте говорим дежурному, что идем в 309 кабинет в отдел технического надзора, внутренний телефон 61-32. Городской телефон в кабинете 8-473-269-61-32.
Довольно молодой инспектор принимает у вас:
— заявление (3) с отметкой инспектора с площадки о первичном осмотре
— паспорт владельца ТС
— оригинал ПТС
— оригинал СТС
— оригинал заключения предварительной технической экспертизы (2)
Если все документы в порядке, то на своем заявлении (3) вы получаете несколько записей:
— «проверка по автоматизированным учетам ТС — запретов нет» — это стандартная проверка по штрафам и обременениям;
— «внесение указанных изменений в конструкцию ТС возможно», подпись инспектора и печать.
Забираем заявление (3) со всеми документами и прощаемся (не надолго) с инспектором. Пример отметки отдела технадзора на рисунке 2.
Затрачено времени — 3 часа. Официально на этом этапе ничего не платим.
Шаг 3.
Дальше, вносим все изменения в конструкцию транспортного средства, которые вам были предписаны в заключении предварительной технической экспертизы НАМИ (2). Как я писал в Часть1 теоретической, вам нужно сделать все так, как предписано в заключении НАМИ.
Шаг 4.
Заполняем заявление-декларацию (4). Так как я все железо ставил сам, то и заполнял декларацию сам. На шаге 2 инспектор долго со мной спорил и доказывал, что я не имею права заполнять этот документ сам. Пришлось много консультироваться с ГИБДД в других городах, штудировать законы, общаться с лабораториями. Нигде в законе запрета нет. Что не запрещено — разрешено.
Шаг 5.
После установки силового обвеса едем проходить диагностику на Пункт технического осмотра (ПТО).
Сотрудники ПТО недоверчиво косились на мой передний бампер, спрашивая у меня — «А что, кенгурятники разрешили?» В итоге, после осмотра, у вас на руках должна появиться диагностическая карта (5), где, во-первых, будет разрешено использование ТС с вашими изменениями, а в примечании будет указан номер ЕАИС ТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра), а так же все ваши изменения (как в заключении предварительной технической экспертизы).
В моем случае там указано, что установлены задний и передний сертифицированные бампера. Так же у меня увеличилась масса автомобиля и длина. Все ваши изменения должны найти отражение в диагностической карте (5).
Затрачено времени — 1 час. Стоимость — 500 рублей.
Шаг 6.
Пришло время направлять документы в НАМИ на получение Протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию (6). Отправляем по электронной почте на тот же адрес, что и в шаге 1:
— заявление из ГИБДД с резолюцией инспектора (3);
— копию ПТС;
— копию паспорта владельца авто;
— копии сертификатов (1);
— диагностическую карту (5);
— заявление-декларацию об объеме и качестве выполненных работ (4);
— фотографии своей машины с изменениями.
Снова оплачиваем 4500 руб. Теперь уже за протокол (6).
На следующий день засылаю курьера в НАМИ и еще через сутки протокол у меня на руках.
Затрачено времени на этот шаг — 3 рабочих дня.
Шаг 7.
Теперь идем получать Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (7). Для этого снова приезжаем на площадку осмотра на Холмистую, хвастаемся машиной. Получаем у инспектора еще одну (третью по счету) отметку на заявление (3), где инспектор вписывает все, что вы установили на машину. Пример на рисунке 3.
Далее поднимаемся к тому же инспектору отдела технического надзора, в 309 кабинет. При себе имеем документы (они все перечислены в самом заявлении):
— заявление в ГИБДД на внесение изменений с двумя отметками с площадки и одной резолюцией самого инспектора тех.надзора. (3);
— заявление-декларацию (4);
— заверенные копии сертификатов на установленные бамперы (1);
— протокол безопасности из НАМИ (6);
— предварительное заключение из НАМИ (2);
— диагностическую карту (5);
— квитанцию об оплате гос.пошлины за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения — 800 рублей.
Не хочу сильно защищать или выгораживать сотрудников ГИБДД, но конкретно на Холмистой, в Воронеже, в отделе технадзора сидят всего два человека. Один из них вбивает данные из всех документов в электронный реестр и готовит свидетельства, а второй принимает все эти документы от водителей, общается с водителями, разъясняет порядок и т.д. Судя по всему, очень большой объем работы сильно портит настроение инспектору. Поэтому, когда я подавал документы после внесения изменений, инспектор внезапно пожелал осмотреть мою машину. Сразу сообщаю, что посмотреть на вашу машину инспектор конечно же может. Посмотреть как обычный человек, как случайный прохожий, сотрудник не при исполнении и т.д. Но делать какие-то выводы в рамках вашего заявления, тем более «на глазок» он не имеет права.
Порядок выдачи свидетельства предусматривает 3 официальных осмотра — два раза на площадке осмотра до и после внесений, и один раз на ПТО. На каждом этапе вы получаете отметку о СООТВЕТСТВИИ. Инспектор, кстати, не просто захотел посмотреть на мою машину, а еще и попросил подогнать ее на площадку осмотра, чтобы ему далеко не ходить.
В итоге вопрос решился мирно. Я разрешил инспектору посмотреть на машину (возможно, просто как любителю внедорожников). Мы вместе прогулялись к тому месту, где стояла моя машина и вместе вернулись в его кабинет. Никаких замечаний после осмотра машины со стороны представителя власти не последовало.
Была еще одна сложность, которую я уже озвучил на шаге 4. По поводу самостоятельного заполнения заявления-декларации. В общем, ни в техрегламенте ТС, ни в методических рекомендациях не сказано, что этот документ обязан заполнить сертифицированный сервис (в случае, если вам разрешили самостоятельную установку). Я решил сделать все следуя букве закона, как написано в предварительном заключении из НАМИ (2) и заполнил все сам. Инспектор, кстати, согласился с моими доводами.
Если ваши документы соответствуют законодательству РФ, то Управление ГИБДД обязательно выдаст вам свидетельство о соответствии конструкции (7). Вы подаете заявление в рамках федерального закона 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В течение 30 дней вам обязаны дать письменный ответ. Если ГИБДД вам отказывает, то это должно быть мотивированно, со ссылкой на конкретные нарушения в законодательстве. Если вы не согласны с отказом, можете обратиться к начальнику этого сотрудника или в суд. Основание для обращения — заявление с мотивированным отказом. Если сотрудник не принимает у вас заявление, можно обратиться в канцелярию ГИБДД. Захватите копию своего заявления и попросите поставить отметку о получении ваших документов в канцелярии (дата, должность, ФИО принявшего сотрудника, штамп или печать).
Мне пообещали выдать свидетельство ровно через 24 часа. Собственно, инспектор сдержал слово. Ровно через сутки свидетельство было у меня.
Еще на этом же шаге я заполнил заявление в МРЭО-1 на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации (8). Сразу же прошел осмотр на площадке. Для этого осмотра надо подготовить:
— заявление в МРЭО на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации. Важно! Если у вас менялся вес авто, то в этом заявлении надо указать уже новый вес (8);
— ПТС на автомобиль;
— свидетельство о соответствии (7), которое вы только получили.
Инспектор поставил отметку об осмотре и переписал установленные элементы в соответствующую графу заявления.
Затрачено времени — 1 день.
Шаг 8.
Теперь идем вносить изменения в ПТС и свидетельство о регистрации ТС. Ввиду какого-то безумия на Холмистой у аппарата по выдаче талонов электронной очереди, я решил подавать документы через портал гос.услуг. Быстро вбил на сайте данные по себе и по машине. Выбрал желаемую ДАТУ и ВРЕМЯ! В ответ получил электронный билет с 9-значным номером.
Сразу скажу — никуда больше этот номер вбивать не надо! Ваша задача прийти за 20-30 минут до назначенного времени и в 5 окне на 2 этаже (консультация) уточнить в какое окно вам обратиться. Скорее всего вас направят в окно номер 9.
Я выбрал дату и время подачи документов — в 8:50 утра. По факту я сдал их даже раньше, так как в окне №9 никого не было.
Я сдавал следующие документы:
— электронный талон с портала госуслуг
— заявление в МРЭО о внесении изменений в регистрационные документы с отметкой с площадки осмотра (8)
— паспорт собственника ТС
— ПТС
— свидетельство о регистрации ТС
— свидетельство о соответствии (7)
— действующий полис ОСАГО
— квитанцию об оплате гос.пошлины (я ошибочно оплатил 1300 руб. Сумма должна быть меньше, я ее не знаю, простите!)
Инспектор, принимавший документы, уточнил у меня, какая формулировка должна быть указана в особых отметках. Еще я спросил у него, много ли приходит людей на внесение изменений в конструкцию. По словам инспектора — не более 1-2 человек в неделю. Как-то это не вяжется с большим объемом работы у отдела тех.надзора. Куда «теряются» эти толпы людей?
Спустя 1,5 часа в окне 4 я получил ПТС с отметкой «Установл.усилен.передний и задний бампера» и новое свидетельство о регистрации ТС с той же формулировкой. И, конечно, пришлось снова учить инспекторов законодательству. Они сначала отказались возвращать свидетельство о соответствии транспортного средства (7). В итоге я доказал свою правоту и забрал оригинал.
Будьте внимательны, обращаясь в органы ГИБДД. Практически все сотрудники, с которыми я общался очень плохо знают законы РФ. Не ленитесь и читайте описание государственной услуги. Все есть в интернете. Не стесняйтесь доказывать свою правоту.
В итоге на руках у вас будут те самые 3 документа, о которых я напишу далее в статье Часть 3. Финал
На всю процедуру потрачено неполных 10 рабочих дней. Мои реальные трудозатраты (подготовка документов, походы в ГИБДД, осмотры на площадке и в ПТО) не превышают 24 часов.
Потрачено денег 4500+4500+500+800+1300=11600 руб. Курьерская доставка документов (2 раза) — 540+540=1080 рублей.
Итого: 12680 рублей.
Все документы для заполнения единым архивом вы найдете ЗДЕСЬ.
Часть 3. Финал
Как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля ?
Итак, как в России по закону внести изменения в конструкцию своей машины?
Я сначала хотел рассказать историю из жизни «Как я железо легализовывал». И я даже написал целую историю (ЧАСТЬ 2). Но чем дольше я ее писал, тем запутаннее она становилась. В моей истории появлялось все больше документов, которые требовали отдельных пояснений. Поэтому я решил написать этот вводный пост с подробной картой действий — «Как в России по закону внести изменения в конструкцию своей машины». Постараюсь рассказать вам все доступным и не занудным языком. Это будет теоретический пост. А еще будет отдельный практический пост. И конечно будут слайды!
Я все умею делать сам (почти все)
Здесь вы найдете информацию, написанную доступным языком, как работает закон по внесению изменений в конструкцию своего автомобиля. Я умышленно не буду обсуждать здесь темы об отмене или упрощении этого порядка, потому что для изменения законов в РФ есть конкретные инструменты.
Лично я не могу изменить закон, но я могу рассказать что нужно делать, если вы решили сами (без сторонних «помогал») прикрепить железяки к своей машине и узаконить их. СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО! Сразу скажу, что решать этот вопрос без связей не только МОЖНО, но и НУЖНО. Я не вижу смысла платить «помогалам» 70-80-100 т.р. за то, что можно сделать самим.
Чтобы честно ездить с силовым железом (а так же лифтом, колесами, шноркелем, доп.баком и т.д.) и не бояться штрафов или снятия с учета надо получить всего 3 документа:
1. Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (не путать со свидетельством о регистрации ТС!)
2. На основании свидетельства из пункта 1 внести изменения в Паспорт транспортного средства (ПТС) и Свидетельство о регистрации ТС. — в одном пункте сразу 2 документа.
Сразу скажу, что за каждый пункт отвечают разные подразделения в УГИБДД. За первый пункт отвечает отдел технического надзора. За второй пункт отвечает регистрационно-экзаменационный отдел (РЭО).
Первый документ официально всем заявляет, что ваша машина пригодна для езды по дорогам общего пользования после внесенных в ее конструкцию изменений. Точка!
Для чего нужны ПТС и свидетельство ТС даже пояснять не надо — у нас в стране любые изменения (цвет, компоновку, изменения в конструкцию) надо вносить в ПТС (и автоматом в свидетельство о регистрации ТС). Если вас где-то останавливают для проверки документов, то первое что вас просят показать — это свидетельство ТС (не считая вашего водительского удостоверения). В свидетельстве ТС все пункты должны совпадать с тем, что видит перед собой инспектор — ФИО собственника, цвет, VIN, номер кузова/рамы и тд. В том числе и ваши изменения в конструкцию.
Подводная часть айсберга
Разберемся, как же получить первый документ — Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Не хочу никого обманывать и лукавить. Именно эта процедура получения этого свидетельства и вызывает огромное количество споров в интернете. Процедура вполне решаемая и проходимая. Я тому живой пример.
Нам потребуются 2 «умных» закона.
1. Технический регламент Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
2. Методические рекомендации по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации ТС в случае внесения изменений в их конструкцию.
Если вам лень читать, то первый документ (техрегламент Таможенного Союза) в 4 пункте V главы определяет порядок внесения изменений в конструкцию машины, а именно:
— вносить изменения в конструкцию можно только после разрешения от ГИБДД;
— до любых изменений в конструкцию надо получить предварительную техническую экспертизу;
— после изменений в конструкцию надо получить протокол технической безопасности;
— в итоге вы должны получить свидетельство о соответствии ТС (не путать со свидетельством о регистрации).
Во втором документе (методические рекомендации) не сильно больше полезной информации. По сути, второй документ уточняет первый. А еще в нем есть конкретные образцы документов! (Они нам вскоре понадобятся). Для ленивых, краткое содержание второго документа на слайде:
Level 1. FIGHT!
Порядок действий похож на уровень компьютерной игры, где по ходу уровня надо сделать кучу мелких манипуляций и в конце победить босса. А теперь подробнее:
1. Выбрать с сайта www.eurasiancommission.org/ru любую испытательную лабораторию, которая уполномочена проводить испытания и выдавать протоколы безопасности колесных транспортных средств.
UPD 26.06.2016. Поправил ссылку и сделал прямой переход на реестр испытательных лабораторий по техрегламентам.
Как искать?
Вбиваем в «Поиске по ключевым словам» фразу «О безопасности колесных транспортных средств» (без кавычек). Можно прям скопировать у меня.
Жмем Enter. Появится 75 записей (всего 2468). В списке будет не только Россия, но и другие страны, входящие в Таможенный Союз.
Уточним поиск, добавив фильтр «Расширенный поиск» — «Страна» — «Содержит» — «Российская федерация»
По состоянию на 26.06.2016 найдена 51 запись.
В таблице не забывайте проверять 7-й столбец «Срок окончания аттестата». В реестре есть огрехи.
В столбце «Словесное описание области аккредитации (с указанием обозначения ТР ТС) полное» не всегда виден нужный нам техрегламент ТС 018/2011. Его можно увидеть, если перейти на карточку конкретной лаборатории.
2. Запросить в такой лаборатории заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства. В документе, который вы получите, будет подробно описано что будет установлено на вашу машину, как будет установлено, как это повлияет на безопасность. Основной вывод документа должен быть положительным. Т.е. установка не ухудшит безопасность вашей машины. Сразу скажу — это заключение должно стать вашей библией. На документ можно и нужно опираться в разговорах с отделом тех.надзора. Это реально крутой документ. Чтобы признать его незаконным, сотрудники ГИБДД должны доказать конкретные нарушения в нем, а для этого они должны иметь соответствующую квалификацию. Просто так, на глазок, доказывать какие-либо нарушения в этом документе нельзя! Т.е. по-русски: документ прикрывает вас и ваши изменения в машину очень сильно!
3. Показать свою машину БЕЗ изменений на площадке осмотра (в первый раз) в ГИБДД и получить первую отметку об осмотре на заявлении на внесение изменений — приложение к методическим рекомендациям.
4. Приехать в отдел технического надзора ГИБДД и подать заявление на внесение изменений. Сотрудник отдела тех.надзора, на основании заключения предварительной экспертизы должен либо разрешить внесение изменений, либо отказать. Отказ, в соответствии с методическими рекомендациями, должен быть мотивирован. Просто написать слово «отказать» сотрудник не может. Смотри пункт 2.
5. Наступает самый приятный во всей этой цепочке момент — произвести все запланированные изменения с машиной. Надо сделать все так, как написано в заключении предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства. Не больше и не меньше.
Прям сделаем даже паузу, чтобы насладиться этим моментом!
6. По факту изменений надо подготовить заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС. Если в пункте 2 написано, что работы должен делать специализированный сервис, значит заявление-декларацию готовит сервис, а так же снабжает вас документом, где указан присвоенный автосервису код ОКУН 017613. Если вам разрешено вносить изменения самостоятельно, то заявление-декларация заполняется вами. Об этом есть у меня в практической части.
7. Предоставить автомобиль с внесенными изменениями на осмотр на СТО и получить диагностическую карту. Важно! В ходе переоборудования у вас может поменяться вес, габариты автомобиля. Все это должно быть отражено в диагностической карте. В ней же должно быть прописано все, что вы установили (скопировано из заключения предварительной технической экспертизы).
8. Снова обратиться в испытательную лабораторию. На этот раз надо получить протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений в конструкцию. В этом протоколе будут перечислены все ваши переделки, а так же вывод — «После внесения изменений ваше транспортное средство по прежнему соответствует требованиям техрегламента Таможенного союза».
9. Заплатить гос.пошлину в размере 800 рублей за внесение изменений в конструкцию ТС с выдачей свидетельства.
10. Показать второй раз машину с изменениями на площадке осмотра ГИБДД. Получить вторую отметку об осмотре.
11. Повторно приехать в отдел технического надзора с со всеми этими документами.
12. Получить Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения!
13. Тадаааам! Этот пункт просто выражает радость победы на первом уровне))) Можно откупоривать шампанское, расставлять бокалы, зажигать свечи и начинать праздновать. Потому что большая часть пути позади.
Уровень 2 — бонусный!
Внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации ТС мало чем отличается от постановки машины на учет. Нам теперь надо «подружить» отдел тех.надзора и РЭО. Надо передать документы из одного отдела в другой. Для этого:
1. Готовите заявление на внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации ТС в связи с внесением изменения в конструкцию.
2. Платите гос.пошлину за внесение изменений в регистрационные документы (с выдачей свидетельства о регистрации ТС).
3. Показываете машину на площадке осмотра (кстати, это третий раз уже, но с другим заявлением) и получаете отметку об осмотре. Вместе с машиной надо показать свидетельство о соответствии.
4. Подаете ваше заявление, свидетельство о соответствии, ПТС, свидетельство о регистрации ТС, ОСАГО, свой паспорт в окошко МРЭО.
5. Получаете ПТС с отметкой и новое свидетельство о регистрации.
Звучат фанфары! Залпы салюта разрезают воздух прямо в середине дня! Все! В этот момент вы стали счастливым владельцем автомобиля с внесенными в его конструкцию официальными и законными изменениями. Вам теперь не страшны внезапные рейды инспекторов отдела тех.надзора на дороге, вам не надо снимать свое железо, чтобы показать машину в СТО. Вы и ваш автомобиль вышли из уютной тени беззакония и вступили на скользкую и опасную дорожку жизни по закону!
Кстати, если надумаете что-то еще прикрутить к машине, просто повторите эту процедуру заново!
PS. Схема верна по состоянию на июнь 2016 г.
ОБНОВЛЕНИЕ. Если у вас остался главный вопрос — «Что считать изменением в конструкцию транспортного средства?», то ответ в ЧАСТЬ 1.
И самое главное — вот как это выглядит на практике! — ответ в ЧАСТЬ 2.
ВСЁ! Спасибо за внимание! Желаю всем терпения и удачи на дорогах!
Добавляйте запись себе в закладки, делитесь с друзьями и жмите «нравится», если статья оказалась для вас полезной!
Источник