Биологические модели своими руками

Макет модель Аппликация Шитьё Пособие по биологии КЛЕТКА Фетр

Добрый вечер, Страна!
Сегодня у меня ПОСОБИЕ! Это волшебное слово не оставило меня равнодушной и я сама вызвалась его изобразить))
Это сравнение животной и растительной клеток в виде наглядного пособия для пятиклашек. Формат А4. Будет участвовать в конкурсе и докладах.
В зелёной оболочке — растительная клетка.

В серой оболочке с ворсинками — животная клетка.

Весь набор в разобранном виде. 17 предметов.

Некоторые детали поближе, самые любимые: митохондрии и аппарат Гольджи)

Эндоплазматическая сеть и ядро с ядрышком.

Немного объёмная вещь получилась, с петелькой для подвешивания на доске.

Вот к чему всё, собственно, велось: сравнительная характеристика. Распечатана на А4 тоже, поэтому в реале более читаемо))
Пришлось самой тщательно изучить вопрос. Если замечаете несоответствие, поправьте меня, пожалуйста!
И большое всем спасибо за внимание и комментарии)

Круто! Мы такие недавно в тетради рисовали с учебника

А почему «аппарат Гольджи»?! Вроде бы «комплекс Гольджи»?! Хотя я не знаю, может везде по-разному.

Спасибо за первый коммент! Даааа, везде по-разному пишут, мне распечатку, на которую ориентироваться, дали с «аппаратом»))) В разных источниках вообще многие запчасти по-разному называются: микроворсинки — они же реснички, центриоль — она же клеточный центр, и т.п., так что я на свой страх и риск выбирала) Сама переживаю, а вдруг не так! Вдруг криминал какой написала))

Добрый день, очень красивая работа. Ее можно приобрести и где, заранее спасибо.

Спасибо!))

Я даже не знаю чего еще ждать от твоей бурной фантазии. Строение клетки в фетр это уже чересчур))))

Здорово. Ты меня вдохновляешь на подвиги

А ты умеешь меня рассмешить))))) Пасиб)))

Я обычно не вызываюсь на подвиги, и даже долго отпираюсь, но на собрании слова «кто сделает ПОСОБИЕ?» подействовали, как гипноз, и тут я впереди всех бежала: «Я! Яяяяяааа. «)))

Удачный выход на амбразуру. Думаю, препод не ожидала такого художественного воплощения))))

Это точно, что удачный! Доча представила енто изделие на слёте Юных техников и притащила грамоту с 1-м местом. Это, наверно, интуиция моя кинула меня на амбразуру)) или магическое слово, никому не говори, какое)))

Источник

Мастер-класс «Приемы моделирования как способ представления результатов на уроках биологии»

Разделы: Биология

«Творчество есть процесс, творчество есть овладение
новыми возможностями».

Н.Рерих

Добрый день, дорогие коллеги! На дворе осень – пора замирания и оцепенения природы, пора ярких красок, пора подготовки к зиме и грядущему скоро празднику встречи Нового года, новых свершений, новых поисков и надежд, новых успехов. И я поздравляю вас с этим, желая вам творческого полета, новых открытий и начинаний, отличного настроения и душевного тепла.

Мы встретились на мастер-классе, мы готовы к поиску нового, творчеству, сотрудничеству. Чтобы подарить друг другу каплю тепла и доброты (мысли материальны)!

1. Итак, попробуем в группах смоделировать наше осеннее настроение (2-3 мин)

(Демонстрируем, озвучиваем и крепим результаты моделирования на доску магнитами)

  • Плакаты
  • Стишки
  • Высказывания
  • Загадки
  • Куплеты из песен про осень (можно спеть!)
  • Рецепты от осенней депрессии

Итак, успехи первого этапа моделирования мы услышали и увидели, мы подарили друг другу улыбки и хорошее настроение.
С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушки, математическая формула, теория развития общества – это все модели.

Читайте также:  Замедлитель высыхания для акрила своими руками

2. Постановка цели

На сегодняшнем мастер-классе о чем вы хотели бы узнать? (беседа с учителями)

  • Что такое модель?
  • Виды моделей?
  • Для чего используются?
  • Основные принципы моделирования

Чему хотим научиться?

Каких результатов планируем достичь?

  • Иметь представление о том, что такое моделирование.
  • Представлять, какими могут быть задания для моделирования на уроках и внеурочное время на основе текста.
  • Иметь желание применить подобные приемы в своей работе.

3. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?

(на листе бумаги посередине слово «МОДЕЛЬ») Что мы знаем о модели? (ассоциации записываем на листочке, используя стрелки и связки)

Анализ нарисованных схем (опрос по группам или по парам)

4. Давайте обратимся к определениям моделей разных авторов и выберем наиболее точные характеристики (словосочетания, выражения). На их основе дадим формулировку слову «модель»

  • Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. (А.И.Уемов, Википедия)
  • Модель — это искусственный предмет (явление), копирующий реальный предмет (явление). Модели предназначены в основном для изучения свойств настоящего объекта, поэтому могут создаваться в увеличенном/уменьшенном масштабе (модель атома, модель самолета).

Значение слова Модель по Ефремовой:

Модель

  1. Образец нового изделия, образцовый экземпляр чего-либо. Тип, марка, образец конструкции.
  2. Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение какого-л. предмета.
  3. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале.
  4. То, что служит образцом для изображения, воспроизведения; натура. То, что служит примером.
  5. Схема какого-либо. явления или физического объекта.

Значение слова Модель по Ожегову:

  1. Модель — Образец для изготовления чего-нибудь
  2. Модель — Образец какого-нибудь изделия
  3. Модель — Схема какого-нибудь физического объекта или явления
  4. Модель — Тип, марка контракции
  5. Модель — Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-нибудь

5.Теперь попробуем сформулировать сами понятие «Модель» (дать время на написание формулировки, затем озвучить)

Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.

Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.

6. Для чего применяются модели?(беседа)

Модели в биологии применяются для моделирования биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом. Возможно также моделирование различных биологических феноменов, а также условий жизнедеятельности отдельных особей, популяций и экосистем.

Что такое моделирование?

Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

8. Что можно моделировать в биологии? (пробуют сами ответить на данный вопрос)

1. Объекты: Различные уровни организации живой природы: клетки и их части, органы, системы органов, организмы разных царств, сообщества, биосферу, модель солнечной системы и т д.

2. Биологические явления: диффузия газов, осмос и тургор клетки, плазмолиз и деплазмолиз, явление корневого давления, все сезонные явления природы, листопад, прилет птиц, гнездостроение, спячка животных и т.д.

3. Процессы: процесс биосинтеза белка, фотосинтеза, митоза и мейоза, двойное оплодотворение цветковых, все процессы жизнедеятельности (дыхание, выделение, размножение, развитие и т.п.)

9. Может возникнуть вопрос: Может лучше исследовать сам оригинал, а не строить его модель? (Желательно, чтобы примеры приводили учителя)

С моделью проще:

  1. Сохранить и передатьинформацию о наблюдаемом объекте (фоторепортаж, рисунок, карта местности и т.д.)
  2. Показать, как будет выглядеть объект, которого еще нет (автомобиль и т.д.)
  3. Изучитьили испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта – оригинала дорого, опасно или невозможно (медицина, авиация, космос и т.д.)
  4. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности (теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды, модель «Ядерной зимы» …)
  5. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их (карта местности, модели живых организмов. )
  6. Оригинал либо очень велик, либо очень мал (глобус, модель Солнечной системы, модель атома. )
  7. Процесс протекает очень быстро или очень медленно (модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели)
Читайте также:  Бумеранг своими руками размеры

10. По каким признакам можно классифицировать модели? (беседа)

При классификации объектов по «родственным» группам необходимо правильно выделить определенный признак.

По области использования моделей:

  • Учебные, опытные, научно-технические, игровые, имитационные

По отрасли знаний:

  • Биологические, химические, физические, географические;

По фактору учета времени:

По способу реализации: компьютерные, некомпьютерные.

По способу представления (материальные и информационные).

Материальные модель предметная, физическая. Воспроизводит геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеет реальное воплощение, реализует материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.

Информационная модель — совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, схема, чертеж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.д.

Информационные модели бывают:

  • Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.
  • Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Из информационных знаковых моделей по форме представления можно выделить следующие виды:

  • геометрические модели — графические формы и объемные конструкции;
  • словесные модели — устные и письменные описания с использованием иллюстраций;
  • математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;
  • структурные модели — схемы, графики, таблицы, чертежи и т.п.;
  • логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;
  • структурно-логические – ментальные карты;
  • специальные модели — ноты, химические формулы и т. п.

11. Выделим этапы моделирования: (схема составляется на доске)

  • Ставим цель моделирования.
  • Анализируем все известные свойства объекта моделирования.
  • Вычленяем существенные признаки объекта.
  • Выбираем форму представления модели.
  • Строим модель.
  • Исследуем модель.
  • Переносим полученные на модели сведения на изучаемый объект.

12. Приведу примеры моделирования из своей практики на уроках биологии. (показ слайдов с примерами и иллюстрациями)

1. Материальное моделирование объемное – модель из пластилина

2. Материальное моделирование — модель — аппликация

3. Наглядно-символическая форма – ментальная карта (подробное пояснение)

Интеллект-карты, ментальные карты, карты ума. Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги «Работай головой». Это разработка Тони Бьюзена – англ. писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Интеллект-карты – один из способов визуализации и систематизации информации.

В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)? Изучение информации через Интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое, следовательно, более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.

Построение Интеллект-карт.

В основе техники – принцип «радиального мышления». Проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре. От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Читайте также:  Как сделать трансформатор для сварки своими руками

Узловая структура, где каждый узел является информационным блоком, связанным с другим.

Древовидная форма, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Линии разной толщины и символизируют важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий.

4. Информационная модель — шпаргалка для устного ответа (с ограниченным количеством слов, символов и цифр), выделением существенных признаков объекта

5. Информационная словесно-знаковая модель — раскладушка с серией иллюстраций, схем и пояснений

6. Информационная структурная — преобразование информации в логические цепочки или таблицу

7. Игровое моделирование – составление и проигрывание сценария на тему по ролям.

13. Самостоятельная работа групп учителей по созданию выбранного варианта моделирования

Итак, дорогие коллеги. Пришло время и нам попробовать освоить приемы моделирования по разным направлениям. Почувствуйте себя школьниками на уроке биологии и рассуждайте примерно так же. Образуем группы.

Ваша задача – через определенное время представить модели, которые можно получить при изучении данной темы. Придумать варианты работы с моделью.

Распределение по группам:

  1. Материальное моделирование объемное: модель из пластилина + алгоритм действий по составлению модели
  2. Материальное моделирование: модель — аппликация + вопросы для изучения темы
  3. Наглядно-символическая форма: ментальная карта + ключевые узлы карты
  4. Информационная модель: шпаргалка для устного ответа (с ограниченным количеством слов, символов и цифр), выделением существенных признаков объекта
  5. Информационная словесно-знаковая модель: книжка-раскладушка (Лэпбук) с серией иллюстраций, схем, кармашков + план ответа по раскладушке
  6. Игровое моделирование: составление и проигрывание сценария на тему по ролям.

14. Защита своих экспериментов по моделированию группами учителей.

15. Какие группы УУД формируются у обучающихся благодаря данным приемам моделирования?(беседа)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Готовность к саморазвитию и самообразованию.
Формирование личностных представлений о ценности природы.

Умение самостоятельно определять цель
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели
Прогнозирование результата деятельности

Организация и планирование работы в группе.
Умение договариваться, находить общее решение.
Определение функций участников и способов их взаимодействий.
Инициативное сотрудничество.
Контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Умение давать определения понятиям.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

16. Рефлексия. Выводы (беседа)

  • Достигли ли целей, поставленных вначале занятия?
  • Могут ли служить продукты моделирования формой предоставления результатов?

Использование метода моделирования позволяет развивать:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Источник

Оцените статью
Личностные