САМОДЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-БИПЛАН «КУЗНЕЧИК»
Построить свой самодельный самолёт — биплан — это у меня мечта с детства. Однако осуществить её я смог не так уж и давно, хотя путь в небо проложил ещё в военной авиации, а дальше — на дельталёте. Затем построил и самолёт. Но недостаток опыта и знаний в этом деле дал и соответствующий результат — самолёт так и не взлетел.
Неудача не то чтобы отбила желание строить летательные аппараты, но остудила пыл основательно — уж очень много было потрачено времени и сил. А реанимировать это желание помог, в общем-то, случай, когда появилась возможность недорого приобрести некоторые части от списанного самолёта Ан-2, известного больше в народе под названием «Кукурузник».
И приобрёл-то всего лишь элероны с триммерами и закрылки. Но из них уже было можно изготовить крылья для лёгкого самолёта-биплана. Ну а крыло — это почти полсамолёта! Почему решил строить биплан? Да потому, что площади элеронов для моноплана было недостаточно. А вот для биплана — вполне хватило, и крылья из элеронов Ан-2 даже немного укоротил.
Элероны стоят только на нижнем крыле. Изготовлены они из спаренных триммеров элеронов всё того же самолёта Ан-2 и подвешены на крыле на обычных рояльных петлях. Для повышения эффективности управления самолётом вдоль задней кромки элеронов сверху приклеены деревянные (сосновые) треугольные рейки высотой 10 мм и закрыты полосками обшивочной ткани.
Самолёт — биплан задумывался как учебно-тренировочный, а по классификации относится к сверхлёгким аппаратам (ультралайтам). По конструкции самодельный биплан представляет собой одноместный одностоечный биплан с трёхопорным шасси с хвостовым управляемым колесом.
Подобрать какой-то прототип не смог, а потому решил проектировать и строить по классической схеме и, как говорят автомобилисты, — без дополнительных опций, то есть в простейшем варианте с открытой кабиной. Верхнее крыло «Кузнечика» приподнято над фюзеляжем (как парасоль) и закреплено чуть впереди кабины пилота на опоре, выполнен- ной из дюралюминиевых труб (от тяг элеронов Ан-2) в форме наклонной пирамиды.
Крыло — разъёмное, состоит из двух консолей, стык между которыми прикрывается накладкой. Набор крыла — металлический (дюралюминиевый), обшивка — полотняная с пропиткой эмалитом. Законцовки и корневые части консолей крыла тоже обшиты тонким дюралюминиевым листом. Консоли верхнего крыла дополнительно подкреплены подкосами, идущими от узлов крепления межкрыльевых стоек к нижним лонжеронам фюзеляжа.
Приёмник воздушного давления закреплён на расстоянии 650 мм от конца левой консоли верхнего крыла. Консоли нижнего крыла — тоже отъёмные, крепятся к нижним лонжеронам фюзеляжа (по бокам кабины). Зазоры между корневой частью и фюзеляжем прикрываются полотняными (пропитанными эмалитом) зализами, которые крепятся к консолям на липучих лентах — репейниках.
Угол установки верхнего крыла — 2 градуса , нижнего — 0 . Поперечное V у верхнего крыла — 0 , а у нижнего — 2 градуса. Угол стреловидности у верхнего крыла — 4 градуса, а у нижнего — 5 градусов.
Нижние и верхние консоли каждого крыла соединены между собой стойками, выполненными, как и подкосы, из дюралюминиевых труб от тяг управления самолёта Ан-2. Каркас фюзеляжа самодельного биплана — ферменный, сварен из стальных тонкостенных (1,2 мм) труб наружным диаметром 18 мм.
Его основа — четыре лонжерона: два верхних и два нижних. По бортам пары лонжеронов (один верхний и один нижний) соединены равным количеством и одинаково расположенными стойками и подкосами и образуют две симметричные фермы.
Пары верхних и нижних лонжеронов соединены поперечинами и укосинами, но их количество и местоположение вверху и внизу зачастую не совпадают. Там же, где местоположение поперечин и стоек совпадает, они образуют рамы. Сверху над передними прямоугольными рамами приварены формообразующие дуги.
Остальные же (задние) фюзеляжные рамы — треугольные, равнобедренные. Каркас обтянут неотбеленной бязью, которая затем пропитывалась «эмалитом» домашнего приготовления — целлулоидом, растворённым в ацетоне. Это покрытие хорошо зарекомендовало себя среди самодеятельных авиаконструкторов.
Передняя часть фюзеляжа биплана (до кабины) с левой по полёту стороны обшита панелями из тонкого пластика. Панели — съёмные — для удобства доступа на земле к органам управления в кабине и под двигателем. Днище фюзеляжа — из дюралюминиевого листа толщиной 1 мм. Хвостовое оперение самолёта – биплана — классическое. Все его элементы — плоские.
Каркасы киля, стабилизатора, рулей направления и высоты сварены из тонкостенных стальных труб диаметром 16 мм. Полотняная обшивка к деталям рам пришита, а швы проклеены дополнительно полосками из такой же бязевой пропитанной эмалитом ткани. Стабилизатор состоит из двух половинок, которые крепятся к килю.
Для этого над фюзеляжем через киль близ передней кромки пропущена шпилька М10, а у задней кромки — трубчатая ось диаметром 14 мм. К корневым же стержням половин стабилизатора приварены ушки с секторными пазами, служащими для установки горизонтального оперения под требуемым углом, зависящим от массы пилота.
Каждая половина надевается ушком на шпильку и закрепляется гайкой, а трубка задней кромки — на ось и притягивается к килю расчалкой из стальной проволоки диаметром 4 мм. От редакции. Для исключения самопроизвольного поворота стабилизатора в полёте целесообразно вместо секторного паза в ушках выполнить несколько отверстий под шпильку.
Сейчас на самолёте – биплана стоит винтомоторная установка с двигателем Уфимского моторного завода УМЗ 440-02 (такими моторами завод комплектует снегоходы «Рысь») с планетарным редуктором и двухлопастным винтом.
Двигатель объёмом 431 см3 мощностью 40 л.с. с числом оборотов до 6000 в минуту воздушного охлаждения, двухцилиндровый, двухтактный, с раздельной смазкой, работает на бензине, начиная с Аи-76. Карбюратор — К68Р Система воздушного охлаждения — хотя и самодельная, но эффективная.
Выполнена по такой же схеме, как у авиационных двигателей «Вальтер-Минор»: с воздухозаборником в форме усечённого конуса и дефлекторами на цилиндрах. Раньше на самолёте – биплане стоял модернизированный двигатель от подвесного лодочного мотора «Вихрь» мощностью только 30 л.с. и клиноремённой передачей (передаточное отношение 2,5). Но и с ними самолёт летал уверенно.
А вот тянущий двухлопастный моноблочный (из соснового переклея) самодельный винт диаметром 1400 мм и шагом 800 мм так пока и не поменял, хотя и планирую его заменить более подходящим. Планетарный редуктор с передаточным отношением 2,22. новому двигателю достался от какой-то иномарки.
Глушитель для двигателя изготовлен из десятилитрового баллона пенного огнетушителя. Топливный же бак вместимостью 17 литров — из бака старой стиральной машины — он из нержавеющей стали. Установлен за приборной доской. Капот — из тонколистового дюралюминия.
Он имеет по бокам решётки для выхода нагретого воздуха и справа ещё лючок с крышкой для вывода шнура с рукояткой — ими осуществляется запуск двигателя. Винтомоторная установка на самодельном биплана подвешена на простой мотораме в виде двух консолей с подкосами, задние концы которых закреплены на стойках передней рамки-шпангоута каркаса фюзеляжа. Электрооборудование самолёта — 12-вольтовое.
Основные стойки шасси сварены из отрезков стальной трубы диаметром 30 мм, а их подкосы — из трубы диаметром 22 мм. Амортизатор — резиновый шнур, намотанный на передние трубы стоек и трапецию каркаса фюзеляжа. Колёса основных стоек шасси — нетормозные диаметром 360 мм — от мини-мокика, у них усилены ступицы. Задняя опора имеет амортизатор рессорного типа и управляемое колесо диаметром 80 мм (от авиационной стремянки).
Управление элеронами и рулём высоты — жёсткое, от ручки управления самолётом через тяги из дюралюминиевых трубок; рулём направления и хвостовым колесом — тросовое, от педалей. Постройка самолёта была завершена в 2004 году, и его испытал лётчик Е. В. Яковлев.
Самолёт – биплан прошёл техническую комиссию. Совершал достаточно продолжительные полёты по кругу около аэродрома. Запаса топлива в 17 литров вполне хватает примерно на полтора часа полёта с учётом аэронавигационного запаса. Весьма полезные советы и консультации при строительстве самолёта мне давали два Евгения: Шерстнёв и Яковлев, за что я им очень благодарен.
(Автор: С.ЗАНЮКОВ. г. Иваново)
Самодельный биплан «Кузнечик»: 1 —воздушный винт (двухлопастный, моноблочный. диаметром 1400,1 = 800); 2— глушитель; 3 -обтекатель кабины лётчика; 4— капот; 5 — подкос консоли верхнего крыла (2 шт.); 6— стойка (2 шт.); 7 — пилон верхнего крыла; 8— прозрачный козырёк; 9 — фюзеляж; 10—киль; 11 —руль поворота; 12 — хвостовая опора; 13 — хвостовое рулевое колесо; 14—основная стойка шасси (2 шт.); 15 — основное колесо (2 шт.); 16 — правая консоль верхнею крыла; 17—левая консоль верхнего крыла; 18 — правая консоль нижнего крыла; 19—левая консоль нижнею крыла; 20—приемник воздушною давления; 21 —накладка стыка консолей верхнего крыла; 22 — расчалка стабилизатора и киля (2 шт.); 23 — капот двигателя с воздухозаборником; 24 — газоотбойный щиток; 25 —стабилизатор (2 шт.); 26 — руль высоты (2 шт.); 27—элерон (2 шт.)
Стальной сварной каркас фюзеляжа биплана: 1 —верхний лонжерон (труба диаметром 18×1, 2 шт.); 2— нижние лонжероны (труба диаметром 18×1, 2 шт.); 3 — опора ручки управления самолетом; 4 —хребтовая балка (2 шт.); 5- -четырёхугольная рама (труба диаметром 18, 3 шт.); 6- формообразующая дуга первой и третьей рам (труба диаметром 18×1, 2 шт.); 7 — подкосы и раскосы (труба диаметром 18×1, по чертежу); 8- проушины и ушки крепления и подвески конструктивных элементов (по потребности); 9 — трапеция крепления резинового шнуровою амортизатора основной стойки шасси (труба диаметром 18×1); 10-треугольные рамы хвостовой части (труба диаметром 18×1, 4 шт.)
Углы установки консолей крыльев (а — верхнее крыло; б—нижнее крыло): 1—поперечное V; 2—стреловидность крыльев; 3 —угол установки
Моторама самодельного биплана: I — лонжерон (стальная труба 30x30x2,2 шт.); 2—удлинитель лонжерона (труба диаметром 22,2 шт.); 3 — поперечина (стальной лист s4); 4 — сайлент-блоков (4 шт.); 5—ушко крепления подкоса (стальной лист s4,2 шт.); 6 — опорная дужка капота (стальная проволока диаметром 8); 7 подкос (труба диаметром 22, 2 шт.)
Основная опора шасси биплана: 1 —колесо ( диаметром 360, от мини-мокика); 2— ступица колеса; .3 —основная стойка (стальная труба диаметром 30); 4 — основной подкос (стальная труба диаметром 22); 5 — амортизатор (резиновый жгут диаметром 12); 6 —ограничитель хода основной стойки (трос диаметром 3); 7 —трапеция крепления амортизатора (элемент фермы фюзеляжа); 8— ферма фюзеляжа; 9 дополнительная стойка шасси (стальная груба диаметром 22); 10- захват амортизатора (труба диаметром 22); 11 — дополнительный подкос (стальная труба диаметром 22); 12 связь стоек (стальная труба диаметром 22)
Приборная лоска (внизу хорошо видны педали управления рулём направления и хвостовым колесом па трапеции и резиновый шпуровой амортизатор основных стоек шасси): 1 — ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 2 —указатель горизонтальной скорости; 3 — вариометр; 4 — винт крепления приборной доски (3 шт.); 5—-указатель поворота и скольжения; 6—лампочка сигнализация отказа двигателя; 7 — тумблер включения зажигания; 8—датчик температуры головок блоков цилиндров; 9 — педали управления рулём направления
С правой стороны капотa — окно дли воздушного фильтра карбюратора двигатели и пусковое устройство двигателя
Ручка управления самолётом — бипланом
Двигатель УМ З 440-02 от снегохода «Рысь» хорошо вписался в контуры фюзеляжа и обеспечил самолету неплохие летные дайные
Источник
Классический биплан SUPER LAZY ACE — 2500mm, мотор 100см3.
Добрый день уважаемые коллеги-моделисты!
Я хочу рассказать вам о постройке моего нового биплана — SUPER LAZY ACE. Этот самолёт является продолжением легендарного LAZY ACE созданного прекрасным американским конструктором Чаком Куннигхаммом, к сожалению недавно умершего. Впервые я узнал об этом самолёте в 1984 году, получив от моих друзей из тогдашней Чехословакии пачку старых американских журналов RC Modeler Magazine. Там и было описание и чертёж этого самолёта. О больших моторах никто и не мечтал тогда, поэтому Моки 10см3 был единственным вариантом силовой установки. Самостоятельно увеличив чертёж из журнала я построил этот первый большой биплан в Орехово-Зуево. Вместе с Сергеем Тороповым мы удачно его облетали и тогда впервые нам удалось сделать конвеер, причём неоднократно. Модель прекрасно летала много лет и была подарена мной чешскому коллеге .
Прошли годы. Судьба забросила меня с семьёй в Австрию, где мы благополучно живём уже много лет. В 2006 году я вновь решил возродить этот самолёт. была сильная ностальгия по этой модели, уж больно хорошо он в воздухе!! тому-же мой третий сын Юрий в свои 8 лет прекрасно» оседлал» практически все мои небольшие самолёты и вполне сносно начал летать пилотажный комплекс. Я понял — нужен
тренировочный биплан.
Я заказал его чертежи в Америке и спустя 5 дней имел их на своём рабочем столе. Бальза была в тот-же день куплена в магазине за углом и вечером я приступил к постройке. За пару недель самолёт был собран. Мотор я поставил туду 4-х тактный 20см3.
С этим мотором модель хорошо летала, но мощности было явно мало. Решено было модернизировать — поставил 20см3 бензиновый Зенох. Сын полетал с недельку и говорит вертикали слабые Новая модернизация — теперь уже тогда только появившися DLE 30. Вот с этим мотором мы получили просто сказку в воздухе!! Посмотрите на полёт сына и вы сами это увидите. В 9 лет Юрка прекрасно справляется с его управлением!
Это была предистория, которая поможет вам понять , почему я до сих пор фан этого самолёта. Итак приступаем!
Постройку модели я начал с пары крыльев. Никаких CNC, только руки и хороший и острый инструмент. Постройка является классической для цельно деревянных моделей. Я умышленно всё делал сам и применял самые классические технологии. Сын мне во многом помогал и тоже почерпнул из этой постройки очень многие приёмы работы.
В начале из фанеры 2мм я вырезал шаблоны профиля крыла крыла. Пару часом достаточно нудной и однотипной работы позволили мне получить 48 нервюр. Именно столько мне потребуется для сборки двух крыльев. Затем на циркулярной модельной пиле я напилил вставки из бальзы 5мм. Их длина критична, она служит кондуктором при сборке, одновременно являясь силовым элементом. Прямой стапель, чертёж и клей — это всё, что необходимо для работы. Как это происходило можете посмотреть на приложенных фото. [
Источник