- Как выбрать, установить и подключить дневные ходовые огни своими руками
- Что такое дневные ходовые огни
- Основные преимущества использования ДХО в машине
- Устройство ходовых огней
- Видеоматериал об устройстве ДХО
- Как выбрать ДХО для авто
- Что говорит ГОСТ
- Как установить и подключить своими руками
- Как сделать дневные огни своими руками
- Для начала теория
- Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
- Выход есть!
- Инсталляция
- С точки зрения ПДД
Как выбрать, установить и подключить дневные ходовые огни своими руками
Каждая новая модель транспортного средства становится более комфортной и безопасной. Уровень безопасности водителя и его пассажиров во многом зависит не только от опыта и мастерства человека, который находится за рулём, но и от такого фактора, как видимость на дорогах. Использование современных дневных ходовых огней позволяет замечать встречный авто за счёт особой яркости светодиодов в фарах и дальности их действия. Именно поэтому использование дневных ходовых огней нового типа практически полностью устраняет такую проблему, как отсутствие видимости водителем встречного транспорта из-за солнечных лучей, бликов на дороге и игры света и тени.
О том, как правильно выбрать ДХО и установить своими руками, расскажем ниже.
Что такое дневные ходовые огни
Дневные ходовые огни (сокращённо ДХО) — это приборы освещения, расположенные на кузове автомобиля. Их предназначение — улучшить качество видимости самого авто для встречных транспортных средств в светлое время суток.
Некоторые неопытные водители могут путать ДХО и стандартные габаритные огни, однако разница между ними очевидна. Габаритные приборы освещения используются исключительно в условиях недостаточности видимости (туман, дождь, ночь) для обозначения силуэта машины. А дневные ходовые огни применяются днём для того, чтобы водители встречного транспорта издалека могли увидеть вашу машину.
На территории Российской Федерации 20.11. 2010 года вступили поправки в ПДД, которые требуют от каждого водителя в светлое время суток в обязательном порядке включать либо фары ближнего света, либо противотуманные огни, либо ДХО при езде. В зависимости от оснащения машины.
Согласно ГОСТ Р 41.48–2004, ДХО должны быть включены сразу же после активизации основного света в автомобиле. Этот же ГОСТ регламентирует порядок их включения и отключения без специальных инструментов. Документ указывает и на то, что все фары (как спереди, так и сзади) должны включаться в авторежиме сразу же после пуска мотора.
Первым отечественным автомобилем, который был выпущен с заводского конвейера с дневными ходовыми огнями, стала Lada Granta.
Основные преимущества использования ДХО в машине
Более современные дневные ходовые огни по большинству параметров превосходят работу фар ближнего света. На автомобилях, не оборудованных ДХО, разрешено использовать ближний свет при езде в светлое время суток. Однако применение ходовых огней гораздо более обосновано рядом факторов:
безопасность: ДХО обладают более точной направленностью светового пучка, а потому не могут ослепить водителей движущегося навстречу транспорта;
экономичность: в ДХО внедряются только светодиоды, которые понижают расход топлива во время движения примерно на 5%;
автоматика: дневные ходовые огни автоматически загораются в момент включения зажигания;
долговечность: диоды обладают более высоким ресурсом работы по сравнению с обычными галогеновыми и ксеноновыми лампами.
Устройство ходовых огней
Схематически работа ДХО в автомобиле выглядит следующим образом:
В момент зажигания двигателя машины питание 12 В попадает на клемму.
Электрический ток поступает сначала на резистор, а затем на конденсатор.
После накопления напряжения в конденсаторе откроется транзистор и сработает реле.
Контакты реле ДХО замкнутся, благодаря чему питание поступит на схему устройства дневных ходовых огней.
Далее последует их активизация.
Видеоматериал об устройстве ДХО
Как выбрать ДХО для авто
Подбор дневных ходовых огней для своего автомобиля — это возможность сделать езду более безопасной и экономичной, за счёт снижения потребления заряда аккумулятора и топлива. Сегодня существуют как штатные ДХО, так и универсальные:
штатные ДХО выпускаются под конкретную марку транспортного средства (соответственно, если ходовые огни вышли из строя, можно быстро найти и купить идентичное устройство);
универсальные ДХО могут устанавливаться практически на все марки автомобилей, так как монтируются на бамперах или на решётке радиатора.
Выбор лучших ДХО основывается на соблюдении семи принципов:
Производство. Разумеется, от бренда производителя напрямую будет зависеть качество ходовых огней, поэтому первым делом потребуется уточнить название завода-изготовителя. Сегодня особенно востребованными среди автолюбителей считаются немецкие заводы по производству ДХО — Филипс, Осрам и Хелла. Однако и в Китае производят не менее практичные и долговечные устройства, при этом более бюджетные — Cтарлед, Хенайт.
Число светодиодов. Любой комплект ДХО представляет из себя 2 блока, которые монтируются слева и справа от центральной части машины. Число диодов в каждом блоке может составлять от 4 до 12 единиц. Соответственно, чем больше диодов в каждом блоке, тем ярче будет свет. Оптимальным вариантом для обычного автомобилиста признано 5 или 6 диодов в блоке.
Форма и габариты ДХО. Решая, какие же ДХО купить, необходимо учитывать параметры своего автомобиля. Как габариты блоков, так и их форма может быть совершенно разной. Помимо этого, конструктивно ДХО могут быть и разных модификаций: гибкие, литые статичные и точечные.
Расположение диодов. Следует изначально прикинуть, как именно будут смотреться ДХО на вашем автомобиле. Некоторые заводы-производители располагают диоды на блоках не по центру, а по краям. Эти особенности необходимо иметь ввиду при подборе устройства для конкретной марки автомобиля.
Яркость свечения. Дневные ходовые огни светят только белым светом. Все другие оттенки — это подделка. С помощью специальных приспособлений можно выполнить замеры диапазона свечения ДХО — он не должен превышать 6000 кельвинов.
Сила свечения. Это ещё один параметр, который поможет автолюбителю выбрать действительно надёжные ДХО. Согласно ГОСТу, сила света в ДХО должна превышать значение в 400 кд.
Цена — не последний по значению параметр подбора устройства. Стоимость ДХО будет зависеть от престижа производителя, внешнего вида и формы изделия, силы света и числа светодиодов в каждом блоке.
Что говорит ГОСТ
После того как выбор дневных ходовых огней был сделан, потребуется их установка. И опять-таки вступает в силу ГОСТ Р 41.48–2004 , который регламентирует порядок установки ДХО на автомобили любого типа.
Правила монтажа ДХО заключаются в соблюдении точно выверенных расстояний на кузове авто, от дороги и между самими блоками:
- над дорожным покрытием ДХО необходимо разместить не ниже 25 см и не выше 150 см;
- от края машины по ширине — не более 40 см;
- если ширина машины менее 130 см, то расстояние между двумя блоками ДХО допускается в 40 см;
- если ширина машины более 130 см, расстояние между блоками должно быть равно 60 см.
Многих автовладельцев интересует вопрос, разрешено ли устанавливать ДХО на автомобиль, который изначально ими не был оснащён, своими руками:
- если разрешено, то каких правил придерживаться;
Монтаж ДХО допускается только в случае изучения всего объёма нормативных документов и точного следования каждому пункту ГОСТов:
«Установка дневных ходовых огней на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не является обязательной, а пункт 3.13 приложения № 7 к техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (далее Регламент) не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия конструкции таких транспортных средств требованиям Регламента. При этом такие огни должны соответствовать предписаниям Правил ЕЭК ООН № 87, а способ их установки — Правилам ЕЭК ООН № 48 или п. 1.3.29 приложения № 5 к Регламенту».
Первый заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В.В. Швецов
Как установить и подключить своими руками
Произвести данные манипуляции можно различными способами. В разных случаях потребуются определённые инструменты и вспомогательные материалы:
Источник
Как сделать дневные огни своими руками
Согласно новым Правилам дорожного движения, на движущемся автомобиле должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманки, либо дневные ходовые огни (ДХО). Дневные огни — это хорошо, однако встречаются только на относительно новых машинах. Как быть тем, у кого их нет? Попробуем обойтись малой кровью — сделать ДХО своими руками без оформления переоборудования и покупки дорогих диодных источников света.
Но начнём мы с истории. Дневным ходовым огням не один десяток лет. С 1970 года начались исследования на тему повышения безопасности дорожного движения посредством включения света в дневное время суток, что выделяло автомобиль и делало более заметным. Уже в 1972 году в Финляндии было узаконено это правило. Следом подобное внедрили и две другие скандинавские страны, а к 2003-му свет обязаны были включать водители большей части европейских стран. На североамериканском континенте пользу от дневного света тоже нашли: в Канаде он стал обязателен с 1989 года, а в США — с 1990-го, правда, внедрялся постепенно, сначала был не обязательным, а рекомендуемым. В Казахстане включать свет днём начали заставлять сравнительно недавно, с 2007 года, но необходимо это было делать только за городом. Но с 7 января 2015 года с включённым светом водители ездить обязаны всегда, и в городе и на шоссе.
Как мы и говорили, польза от ДХО такова: автомобиль становится заметным вне зависимости от времени суток или погоды. Опытные водители знают, когда это особенно актуально, к примеру когда смотришь на дорогу против солнца и встречные машины плохо видно. Также свет фар помогает опознать машину ещё за километр, что даёт возможность принять решение, допустим, для обгона на узкой дороге. Польза есть, и мы в редакции это подтверждаем, учитывая и собственный опыт.
Сегодня почти все автопроизводители комплектуют свои модели дневными огнями, чаще светодиодными. Они включаются автоматически поворотом ключа зажигания, не нагружают бортовую сеть, гаснут при включении ближнего света и при выключении двигателя. Это классно. Как быть тем, у кого огни не предусмотрены? Жечь фары или противотуманки. И тут есть о чём призадуматься, ведь их можно попросту забыть включить. Также к минусам стоит отнести, что днём вхолостую параллельно горят задние фонари, освещение номерного знака, подсветка панели приборов, а это сокращает их ресурс.
На увеличение расхода топлива это тоже чуть-чуть влияет, как-никак, а нагрузка на генератор идёт. У некоторых автомобилей вдобавок не гаснет свет при выключении мотора, и, забыв про это, можно с лёгкостью разрядить аккумулятор. Вот в таких случаях есть смысл установить ДХО самостоятельно.
Для начала теория
Прежде чем бежать на авторынок и приступать к работе, нужно открыть Технический регламент Таможенного союза. Итак, как должны работать ДХО согласно ему? Пункт 3.15. на этот вопрос отвечает:
«Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении „Стоянка“, или приведённой в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов».
Пункты Правила ЕЭК ООН № 48, в свою очередь, помогут при выборе места для источников света, для удобства мы свели всё в одну наглядную картинку.
6.19.4 Размещение.
6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удалённая от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1 300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1 500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
В принципе это основные требования, которые нужно помнить и соблюдать при установке ДХО на свой автомобиль.
Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
Самый простой способ — купить китайские светодиодные ленты или универсальные световые блоки и приклеить/установить там, где они поместятся. Ну, к примеру, если лента, то намотать вокруг штатной оптики, если в виде фары, то врезать в облицовку радиатора, бампер и т. д. Установить это легко, однако так делать нельзя. Почему? Самостоятельная установка ДХО — переоборудование со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всё необходимо узаконивать. Как нам сообщили в КАП МВД РК, сертификации установка огней не требует, но поставить отметку в техпаспорт всё-таки придётся. Порядок действий будет следующий:
— прибыть в управление технадзора УАП;
— подать заявление на осуществление переоборудования;
— произвести установку световых приборов на специализированной СТО;
— получить справку СТО (акт, заключение) о проведении работ;
— прибыть в управление технадзора УАП для осмотра и получить разрешение на внесение отметки в СРТС (техпаспорт);
— направиться в РЭП по месту жительства или спецЦОН для замены СРТС.
Скажем так, от установки до законной эксплуатации ДХО путь неблизкий. И многое будет зависеть даже просто от удачи.
Выход есть!
Но мы не опустили руки, глядя на всё вышеописанное, и придумали вот что. Установка ДХО — это необязательно красивые светодиодные фарки. Это может быть любой законный источник света. Что такое законный? Это те фары, которые установлены на заводе-изготовителе автомобиля или же установлены владельцем машины самостоятельно, но с допусками, предусмотренными конструкцией. Например, противотуманные фары (ПТФ). Они есть практически на всех автомобилях, а их установка владельцами не требует разрешения на переоборудование. И что самое главное, ПТФ, согласно ПДД, можно использовать в качестве дневного света. Другими словами, дело осталось за малым — сделать так, чтобы обычные противотуманки включались автоматически и сами выключались, когда включён ближний свет или двигатель заглушён. Но при этом мы сохраним функцию противотуманного света, получив эффект два в одном.
Для установки ДХО мы взяли редакционную «Ниву». В автомагазине прикупили необходимые компоненты, а именно: два реле (одно пятиконтактное, другое четырёхконтактное), электропроводку, блок для предохранителя на 25 А и изоленту, — уложившись в сумму 2 000 тенге. Поискали в гараже немного инструмента и принялись за работу. Противотуманки на нашей машине были установлены прямиком на бампере ещё при покупке. Разве что позже их поменяли на другие.
Инсталляция
Теперь перейдём к технической части процесса. Пятиконтактное и четырёхконтактное реле от моделей ВАЗ (кстати, это реле подойдёт практически к любому автомобилю) следует подключить так:
Реле 1
— контакт 85 — на массу
— контакт 86 — «+» от габаритов или ближнего света
— контакт 30 — «+» от реле 2 на контакт 87
— контакт 87а — «+» на противотуманные фары, не отключая при этом заводское подключение ПТФ
Реле 2
— контакт 86 — «+» от генератора или от замка зажигания
— контакт 85 — масса
— контакт 30 — «+» к АКБ
— контакт 87— «+» на реле 1 на контакт 30
При этом стоит учесть, что если контакт 86 реле 2 подсоединить к генератору, то огни будут загораться после запуска двигателя, а если к замку зажигания, то — при включении зажигания. Подходят оба, какой вариант лучше — решать вам.
Далее по этой схеме подключаем реле, устанавливаем там, где оно не мешает. При этом не забываем в цепь на контакт 30 поставить предохранитель. Собственно вот и всё! Установка закончена.
Теперь на нашей «Ниве» при включении зажигания загораются дневные огни, которые гаснут при включении габаритных. Лекарство от забывчивости есть, причём без нарушения закона. На случай же необходимости противотуманного света предусмотрена отдельная клавиша на панели приборов.
Кстати, точно так же можно сделать и со штатным головным светом. Вместо противотуманок контакт 87а кинуть на ближний свет фар, тогда они будут работать так же, как ДХО. И это тоже не будет запрещено законом.
С точки зрения ПДД
Пункт 19.6. гласит: «Противотуманные фары включаются при включённых габаритных огнях независимо от включённых фар дальнего и (или) ближнего света».
Для начала необходимо понять, что такое противотуманная фара вообще. Это дополнительный источник света, дающий плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой. Любое отклонение от этого (допустим, светит направленным лучом) превращает ПТФ в фару дополнительного света, которая, кстати, и установлена на данной «Ниве». Ставить дополнительные фары на «Ниву» разрешено заводом-изготовителем.
Источник