- Логический блок Дьенеша. Блок Дьенеша своими руками
- История создания развивающей игрушки
- Как происходит изучение математики?
- Что представляет собой игра?
- Для кого предназначена игра?
- Блоки Дьенеша своими руками
- Играем с самыми маленькими
- Основные игры
- Дополнительные карточки
- Логические кубики
- Игры – приключения
- Игры с карточками
- Работа с детьми 5-8 лет
- Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша
- Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
Логический блок Дьенеша. Блок Дьенеша своими руками
Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.
История создания развивающей игрушки
Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.
Как происходит изучение математики?
Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение – это важная задача.
Что представляет собой игра?
Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.
С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.
Для кого предназначена игра?
Возрастной диапазон — от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша – это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.
Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.
Блоки Дьенеша своими руками
Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки — это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.
То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.
Играем с самыми маленькими
Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы — познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.
Основные игры
Исключение лишнего — это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары — большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких — это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.
Дополнительные карточки
Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.
- Цвет обозначается пятном в виде облачка.
- Размер – это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
- Форма – черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
- Толщина – забавный человечек, толстый или худой (тонкий).
Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.
Логические кубики
Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.
Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.
Игры – приключения
Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас — королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.
Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша – это игра, которая никогда не надоедает.
Игры с карточками
Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.
Работа с детьми 5-8 лет
Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание – построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша
Палочки Кюизенера – это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» — это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это большой мир математики для маленького ребенка.
Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками — родителям придется принимать участие в игре.
Источник
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
Полухина Светлана
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
Составила: Полухина С. А. воспитатель в. категории. МАДОУ детский сад № 20 г. Среднеуральск.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм –геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».
Формы работы с детьми в детском саду:
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам. Обратите внимание на слайды.
• Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, но можно часть из них найти в учебном пособии, которое я вам покажу в конце нашего мастер-класса.
1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.
3. «Что лишнее». Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
4. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
5. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
6. «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
7. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.
8. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Игры для детей старшего возраста
1. «Группы» Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Обратите внимание на слайд.
2. «Разгадывание фигуры». По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
3. «Магазин». Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
4. «Вырастите дерево». Из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде. Внимание на слайд. Представлена карточка и примерный образец, что можно сделать. Обратите внимание, что на карточке задано только одно свойство – форма. В последующих играх это задание можно усложнять.
5. «Фантазёры». Это задание-игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.
6. «Архитектор». Ребенок разработывает проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами.Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить.В ромбе вопрос: красный ваш блок? – нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.
7. «У кого в гостях?». Можно использовать данные слайды. Но лучше индивидуальные, неодинаковые карточки для каждого ребёнка. Обратите внимание: игра дана с постепенным усложнением.
8. «Выкладываем дорожки». Можно использовать данный слайд. Но лучше индивидуальные карточки для каждого ребёнка. В эту игру мы сейчас поиграем. На карте пример раскодирования блоков. У вас на столах таблицы с закодированными дорожками, у каждого своя. И так смотрим на слайд.
Синий цвет – не хватает сторон и верхнего левого угла. Треугольник – нет верхней стороны. Красный цвет – нет сторон и верхнего правого угла. Аналогично расшифровывается остальные два ряда. Выполняем задание.
Тренировочные задания. У каждого аналогичная слайду карточка. Дети находят ответ на данные задания. Задания разной степени сложности вы сможете найти в альбоме «Спасатели приходят на помощь».
• Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур
• Сосчитай сколько треугольных фигур….
• Как ты думаешь, сколько ещё красных и синих фигур не вошли в таблицу. Почему?
• Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.
И любимая игра моих ребят «Спасатели». Я объединила несколько игр в одну. Игра «Спасатели приходят на помощь» — одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. Третья – ищет драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.
Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру и дети готовы играть всё свободное время.
Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.
1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014
2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство — Пресс», 2015
3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство — Пресс», 2014
4. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет
5. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе. – ООО Корвет
6. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. — СПб «Детство — Пресс»
Источник