Блок питания для сеги своими руками

Блок питания для сеги своими руками

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Универсальный блок питания

Получив свою первую посылку из США с долгожданными Sega Genesis и Sega CD, я столкнулся с вопросом — а как теперь все это запитать. Когда я собирал коробку, я намеренно попросил работников склада pochtoy.com выкинуть все сетевые адаптеры к приставкам, которые пришли в составе выигранных лотов. Смотрите сами — блок питания весит примерно 450 грамм, а доставка одного килограмма в Россию мне обходится примерно в 15 долларов. Получается, что один адаптер по стоимости выльется примерно 7 баксов, или 500 рублей по нашему. А тут еще надо помнить, что в Штатах напряжение в электрической сети составляет 110В и оригинальный источник питания Sega Genesis необходимо включать через понижающий трансформатор, который стоит еще примерно 500 рублей. В итоге, подключение приставки к сети обойдется в половину ее стоимости. Не разумно.

Начав поиски совместимого устройства, я наткнулся на ветку форума на эмуленеде, где как раз обсуждались перепитии подключения к электросети различных моделей Sega. После вдумчивого изучения, я понял, что мне подойдет любой качественный блок питания с выходными параметрами 9В/1A. Так как мне хотелось убить двух зайцев одним выстрелом, я поинтересовался и получил ответ, что, да, одним блоком можно запитать сразу несколько устройств — необходимо только следить за соотношением между выдаваемой адаптером и потребляемой всеми подключенными устройствами мощностью. Помнить о полярности надо тоже, конечно.

В той же теме на форуме неоднократно проскакивали советы относительно покупки SCPH-70100 — блока питания приставки Sony Playstation 2. У меня были некоторые сомнения из-за его выходного номинала в 8.5, а не 9 Вольт, но в теме уверяли, что это совершенно не критично. В общем, я решился. В тот же день нашел подходящее объявление авито, и за 400 рублей приобрел, как оказалось, очень качественную вещь, ничем не уступающую «Робитронам», за которые агитирует немалая часть ретрогеймеров.

Подобрав на работе из свалки старых БП два подходящих коннектора, я, насколько можно аккуратно, соблюдая нужную полярность, собрал девайс, позволяющий одновременно питать Sega Genesis и Sega CD. На удивление, после сборки у меня все заработало с первого раза. хотя по мотку изоленты на фотографии можно понять, что я тот еще мастер. =)

Источник

Блок питания для сеги своими руками

Audi A4 1.8TQ S-line «ТьмА» › Бортжурнал › Sega Mega Drive 2 — installed!

В свое время настигла меня ностальгия по былым временам… по посиделкам около телика и играм до полуночи… посидел, приуныл чет… и купил я себе Sega!))) Поиграл дня три-четыре и бросил, стояла себе без дела. И чет вздумалось мне запихнуть ее в машину, ну прост захотелось и всё тут!)

Собственно есть цель — погнали!)

Первая из задач, которую нужно было решить — питание для сеги. В штатном варианте идет блок питания от 220В с выходом на 5В и 300mA. Из вариантов сразу возник — блок питания от стандартного видеорегистратора! Там как раз тоже самое питание и ампераж примерно одинаковый.
Взял блок от регистратора и сеги, обрезал провода, скрутил все как положено.

Подключение к магнитоле видео сигнала и аудио — особых проблем не доставило. Подключил видео (желтый тюльпан) к AV in, а аудио (белый тюльпан) бросил через двойник, т.к. в штате с сеги выходит только моно звук.

Пробное подключение в авто прошло не как по маслу, иначе — это были бы не мы. После подключения питания почувствовал запах паленых 900 р))) Провод питания начал дымиться))) А на экране только вскользь проскочила загрузочная картинка Sega. Расстроился, пришел домой, подрубаю уже от нормального блока 220В и шишь тебе — спалил я ее. Печаль беда, грусть тоска… Позвонил человеку, у которого покупал ее и попросил еще одну)

Со второй не стал уже эксперементировать с питанием, т.к. денег лишних нет на третью приставку)))
Решил взять и подключить через инвертор питания 12В-220В. Мощности большой не требовалось, взял марки Mystery на 150W или на 300W — уже и не помню!) Пробное подключение в авто привело к успеху и я, сняв бардачок, пошел домой мастерить все это дело и монтировать)))

Для начала разбираем ее и видим:

Имеем три платы, которые нам необходимо разместить в правом верхнем углу бардачка, потому как в левом углу будет инвертор. Да еще нужно разместить их так, чтобы остался доступ к возможности установки картриджей в слот, имелся доступ к включению и выключению приставки и остался в строю переключатель видео-сигнала! Долго думал, вертел…сувал как только можно… В итоге придумал нужную мне конструкцию:

Сейчас на фото вы наблюдаете уже третью приставку!) Да да, не вторую, а уже третью! Так как вторую я печальным образом запорол — задняя стенка моей конструкции получилась меньше запланированного размера, и в итоге плата вставала под небольшим углом. Я подумал, что ничего страшного и так оставил. Но видимо текстолитовая плата так не посчитала и послала меня куда подальше, отказавшись работать в дальнейшем вообще. Видимо пошли микротрещины. Ну и хрен с ней — подумал я) И пошел за третьей приставкой, так как я не привык отступать))) Доработал заднюю стенку подняв ее немного слоями двустороннего скотча и шайбами (на фото заметно — снизу задней стенки). И теперь уже все пошло как положено:

Так как винты были установлены уже не штатные — пришлось дорабатывать картриджи для их дальнейшей установки, т.к. саморез мешался и невозможно было вставить картридж до конца:

Далее берем бардачек, устанавливаем в левую часть стационарно инвертор и закрепляем хомутами-стяжками, предварительно прорезав необходимые отверстия для вентиляции слева в стенке

В правой части делаем вырез под провода для приставки, и пришлось его делать большим, т.к. у нас там торчит вся плата

Устанавливаем на законное место нашу коробченку и прихватываем ее хомутами чтобы не болталась:

Вниманию уважаемых читателей предлагается малогабаритный системный блок, собранный в корпусе от игровой консоли Sega Mega Drive. Чем не мечта Андрюши Звездунова, с учётом нынешних реалий? Такую самоделку изготовил автор Hackaday.io под ником danjovic.

Встроенная видеокарта платы для компактности оснащена только HDMI-выходом. Так что монитор, имеющий только VGA-вход, придётся подключать через довольно дорогой конвертер HDMI-VGA. У мастера же нашёлся монитор с HDMI-входом, что позволило обойтись без конвертера.

Если задние разъёмы платы удалось вывести из корпуса напрямую, то для передних потребовалась самодельная переходная плата. На ней же расположены кнопки включения и сброса, что позволило воспользоваться для этих функций штатными толкателями на корпусе консоли. А также светодиоды и световод.

Подготовку корпуса мастер начинает с разметки отверстий под разъёмы. В качестве шаблона он при этом пользуется накладкой, входящей в комплект поставки материнской платы.

Мастер снимает накладку и показывает сделанную маркером разметку. Она затрагивает как дно, так и крышку.

Читайте также:  Бомбидарий шмелей своими руками

Мастер вырезает в дне выемки под разъёмы.

Примеряет крышку. На скотч внимания не обращайте, он вскоре будет снят.

Мастер собирает «двухэтажную» переходную плату с кнопками и светодиодами. Оба светодиода будут объединены под общим световодом.



Устанавливает и подключает. Передних разъёмов на плате пока нет, они будут чуть позже.

Их мастер выпаивает из неисправного USB-хаба.

И устанавливает на переходную плату. На место, где были разъёмы для джойстиков, помещает накладку с отверстиями под USB-разъёмы.

Подключает к материнской плате периферийные устройства, и системный блок готов.


Осталось его закрыть, и можно подключать БП и внешние устройства и пользоваться необычным компьютером.

Блок питания для сеги своими руками

Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Журналы, книги, сборники
▪ Архив статей и поиск
▪ Схемы, сервис-мануалы
▪ Электронные справочники
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Голосования
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(200000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Особенности схемотехники 16-битных приставок

Совсем недавно восьмибитные видеоприставки «Dendy» и их аналоги вызвали «компьютерную революцию» в умах и сердцах детей и подростков. Однако прогресс не стоит на месте. Вот уже 16-, 32- и даже 64-битные игровые телевизионные приставки демонстрируют великолепные графические и музыкальные возможности. Понятно, что чем больше разрядность, тем лучше. Но с другой стороны, тем дороже приставка и программы к ней. Сегодня многие отдают предпочтение 16-битным видеоприставкам, обеспечивающим неплохое качество при относительно невысокой цене. Появившись в конце 80-х годов, они и в наши дни устойчиво занимают свою нишу на рынке.

Из множества моделей 16-битных игровых видеоприставок, продаваемых под различными торговыми марками, всеобщее признание завоевало семейство, разработанное японской фирмой Sega Enterprises Ltd. Для приставок «Sega» создано более тысячи игровых программ, выпускаются книги и буклеты с их красочными описаниями. В связи с популярностью таких приставок для них успешно конвертируются многие игры, первоначально разработанные, например, для компьютеров IBM PC или «Amiga».

Бросается в глаза тщательная проработка вопросов унификации приставок, охраны авторских прав на их внешний вид и технические решения. Хотя предприятия-изготовители разбросаны по всему миру от Канады до Сингапура, все приставки «Sega» выглядят одинаково, тщательно выдерживаются дизайн картриджей и джойстиков, типы и назначение выводов разъемов, параметры блоков питания.

В зависимости от телевизионных стандартов, принятых в разных странах, выпускается несколько модификаций приставок «Sega» [1]. Наиболее известны американский («Sega Genesis»), азиатский (или японский) и европейский варианты. Совместимость их игровых картриджей обеспечивается специальными переходниками, так называемыми «Меgа Кеу»-расширителями. Кроме фирменных, существует множество «Sega»-совместимых приставок, продаваемых под различными названиями, например, «StarDrive-2», «SuperAlpha». В силу определенных обстоятельств у нас наиболее распространены азиатские, а не европейские модели.

По указанным причинам мы ограничим круг рассматриваемых в статье вопросов схемотехникой азиатских моделей первого и второго поколений. С точки зрения особенностей ремонта отличия «Sega-2» от предыдущей модели неввлики: в системном разъеме имеется вход, позволяющий контролировать правильность подключения дополнительных устройств (например, специализированного CD-ROM), а в джойстике увеличено число функциональных кнопок. Совместимость программ гарантируется только снизу вверх. Это значит, что игры, выпущенные для «Sega-1» (их известно более 200), будут работать и на «Sega-2», но совсем не обязательно наоборот.

Несколько слов о конструктивно-технологических особенностях приставок «Sega». В последнее время в них все чаще применяется поверхностный монтаж электрорадиоэлементов на печатную плату. Эта прогрессивная технология позволяет значительно повысить производительность труда на сборочных и монтажных работах, улучшить качество паяных соединений, уменьшить габариты, массу и в конечном счете стоимость изделия. Но делать печатные платы на сложных и очень дорогих роботизированных комплексах поверхностного монтажа может позволить себе далеко не каждый производитель. Так что применение подобной технологии с большой степенью вероятности указывает на крупную фирму и хорошее качество продукции.

К сожалению, определить по внешнему виду номиналы чип-конденсаторов затруднительно, так как соответствующая маркировка на них, как правило, отсутствует. Номинал бывает указан только на упаковке, в которой такие конденсаторы поступают на сборочную линию.

УСТРОЙСТВО ПРИСТАВКИ «SEGA»

На практике встречаются приставки, состав которых отличается от описанного. Иногда отсутствуют светодиодный индикатор, регулятор громкости, гнездо для головных телефонов. Высокочастотный телевизионный модулятор находится снаружи или внутри приставки, модулятор может соединяться с антенным входом телевизора через механический переключатель.

Приставка «Sega» питается от сети переменного тока через трансформаторный блок питания с выпрямителем, выполненным по обычной мостовой схеме (рис. 2, а). По сравнению с аналогичным блоком для «Dendy» он может отдать почти в два раза большую мощность и при токе нагрузки 1,2 А развивает напряжение 10 В. Типовая нагрузочная характеристика блока при сетевом напряжении 220 В приведена на рис.2, б.

Диоды 1N5391 при необходимости можно заменить блоком КЦ410 с любым буквенным индексом или малогабаритными выпрямительными диодами, рассчитанными на ток не менее 1 А, например, КД208А, КД212А.

Как меру предосторожности, в цепь первичной обмотки трансформатора желательно включить предохранитель на ток 0,25 А. Можно использовать и плавкую вставку ВП1-2-0,25А-250 в керамическом корпусе с гибкими выводами. Нелишним будет и одно из описанных в [2] несложных защитных устройств.

Это устройство переносит спектр сформированных приставкой низкочастотных сигналов изображения (VIDEO) и звука (AUDIO) в полосу частот одного из телевизионных каналов метрового диапазона. Законченность конструкции, одинаковые габаритные и установочные размеры модуляторов в разных моделях «Sega» позволяют говорить об их унификации и достаточной отработанности.

Типовой модулятор (принципиальная схема показана на рис. 3) содержит три каскада: высокочастотный генератор сигнала несущей частоты изображения, генератор сигнала промежуточной частоты (ПЧ) звука и смеситель.

Частота генератора модулируется изменением емкости коллекторного перехода транзистора VT2 под действием сигнала AUDIO. Размах этого сигнала находится в пределах 0,5. 2 В. Если телевизор воспроизводит звуковое сопровождение игр с хрипами и искажениями, следует попробовать изменить режим работы транзистора подборкой резисторов R2 и R3 или уменьшить модулирующий сигнал, например, подключив параллельно конденсатору С2 резистор сопротивлением в несколько килоом.

В модуляторе могут быть установлены не только транзисторы S9018, но и 2SC3194, 2SC458. Их можно заменять практически любыми маломощными транзисторами структуры n-p-п с граничной частотой не менее 600 МГц, например, КТ355АМ или КТ325, КТ368 с любыми буквенными индексами.

Плата модулятора закрыта металлическим экраном размерами примерно 45Х35Х15 мм с отверстиями для подстройки индуктивности трансформатора Т1 и катушки L1. Если этот узел находится внутри базового блока приставки, контактные площадки ХТ1-ХТ4 соединяются короткими проводниками непосредственно с процессорной платой.

Модулятор, выполненный в виде отдельного модуля, помещается в пластмассовый корпус размерами примерно 80X40x20 мм. Он имеет отверстия для доступа к гнезду XW1 и для прохода четырехжильного экранированного кабеля, заканчивающегося вилкой, подключаемой к розетке «A/V» видеоприставки. Назначение контактов вилки показано на рис. 4. Неиспользуемые контакты в ней обычно отсутствуют. На рисунке они условно показаны крестиками.

Читайте также:  Детекторы валют своими руками

Ток, потребляемый от источника питания по цепи VCC, не превышает 6. 9 мА. Модуляторы от «Sega» и «Dendy» [3] взаимозаменяемы.

Более сложный вариант (схема на рис. 8, игра «BOOGERMAN») содержит два 16-разрядных ПЗУ, причем сигнал ОЕ проходит на соответствующий вход только одного из них в зависимости от уровня сигнала А20. Логика выбора реализована на элементах микросхемы DD3 (аналог К555ЛАЗ). Информационная емкость ПЗУ DD1 и DD2 иногда бывает не одинаковой.

На рис. 9 представлена схема картриджа с двумя игровыми программами, записанными в одном ПЗУ. Их смена происходит при каждом нажатии кнопки сброса «RESET». Импульс RES, формируемый в этот момент базовым блоком приставки, изменяет состояние счетного триггера DD2.1, включая первую (А18 = 0) или вторую (А18 = 1) игру.

В последнее время получают распространение игры, которые можно прервать в любой момент, сохранив игровую ситуацию, и возобновить при следующем запуске именное этой ситуации. Предусматривается также возможность запоминать имена игроков, хранить и обновлять список рекордов. Картриджи таких игр содержат не только постоянную, но и оперативную память, данные в которую можно записывать во время игры и сохранять при отключенном питании. Обычно это достигается применением вместо обычных ПЗУ так называемой FLASH-памяти. Другой вариант заключается в установке в картридж дополнительной микросхемы ОЗУ структуры КМОП с резервным питанием от гальванического элемента. Так как ток, потребляемый таким ОЗУ в режиме хранения ничтожен, может применяться миниатюрный элемент (или батарея) очень малой емкости.

Одна из возможных схем дополнительной оперативной памяти показана на рис. 10. Она может применяться совместно с ПЗУ, собранным по любой из рассмотренных выше схем. Для переключения ПЗУ/ОЗУ использован сигнал А19, но это может быть и какой-либо другой разряд шины адреса. Сигнал выбора кристалла (CS) подается на микросхемы ПЗУ не с контакта 33 разъема, а по цепи 33.1 с выхода логического элемента DD2.2.

Диоды VD1 и VD2 обеспечивают переключение цепи питания микросхемы DD1 (аналог К537РУ2) на батарею GB1 при отключении картриджа от базового блока. В этом случае транзистор VT1 закрыт, так как его база и эмиттер соединены с общим проводом через резисторы R2, R3 и внутреннее сопротивление отключенных от источника питания микросхем картриджа. Через резистор R1 на вход CS микросхемы DD1 поступает напряжение высокого логического уровня, поддерживая ее в невыбранном состоянии. Так обеспечивается сохранность записанных в ОЗУ данных.

В картридже, подключенном к работающей приставке, транзистор VT1 служит не инвертирующим усилителем с общей Зазой и передает сформированный элементом DD2.4 сигнал выбора кристалла на вход CS микросхемы DD1.

Средний ток, потребляемый картриджем, равен 20. 80 мА. На его печатной плате обычно предусмотрено место для нескольких блокировочных конденсаторов в цепи питания, которые изготовители из соображений экономии, как правило, не устанавливают. При сбоях в работе игры следует все же установить здесь керамические конденсаторы, выбрав их емкость из расчета не менее 0,068 мкФ на каждую микросхему картриджа.

Кнопками «А», «В», «С» управляют основными игровыми действиями (стрельбой, прыжками), а «X», «Y», «Z» (если они есть) вызывают вспомогательные действия, ими же обычно вводят различные пароли и коды. Любой джойстик обязательно имеет крестовину, нажатием на углы которой (они обозначены стрелками или надписями «UP»,»DOWN», «LEFT», «RIGHT») задают соответствующее направление движения объекта игры. Крестовина у стандартных джойстиков расположена слева, но специально для левшей выпускаются и такие, у которых она справа.

Особо нужно сказать о предусмотренных во многих джойстиках для «Sega-1» кнопках «TURBO A», «TURBO В», «TURBO С». Они не выполняют самостоятельных действий, а лишь имитируют многократное нажатие одноименных «не TURBO» кнопок.

Джойстик от «Sega-2» полностью совместим с приставкой «Sega-1». Обратная замена также возможна, но не будет полноценной, так как игры, выпускаемые в последнее время, рассчитаны, как правило, на использование всего набора кнопок «Sega-2».

Принципиальные схемы джойстиков приведены на рис. 11 и 12 соответственно для «Sega-1» и «Sega-2». В каждом из них имеется всего одна специализированная бескорпусная микросхема. Потребляемый ею ток не превышает 300 мкА.

Временные диаграммы входных и выходных сигналов джойстика приведены на рис. 13 («Sega-1») и 14 («Sega-2»).

Цикл опроса состояния кнопок запускается сигналом SYN, формируемым приставкой. Обычно это одиночные импульсы отрицательной полярности или пачки из четырех таких импульсов длительностью 5. 50 мкс, повторяющиеся с периодом 20. 80 мс. Выходные сигналы можно условно разделить по логике формирования на три группы: А/В и START/C, LEFT/X и RIGHT/MODE, UP/Z и DOWN/Y Различия между группами принципиальны, например, нажатие кнопки «LEFT» приводит к немедленному изменению логического уровня на соответствующем выходе, а при нажатии кнопок «А» или «В» импульсы SYN проходят на выход «А/В» непосредственно или с инверсией. На рис. 13 и 14 показано по одному сигналу из каждой группы при нажатии различных кнопок.

Каждая из трех кнопок «TURBO» джойстика «Sega-1» при нажатии соединяет соответствующий вход («А», «В» или «С») микросхемы DD1 с ее выходом F/2. Импульсы на зтом выходе имеют форму «меандра» с периодом 80 мс. Цепь ABC (общий провод этих кнопок) подключена внутри микросхемы к устройству защиты выхода F/2 от перегрузки, возникающей при одновременном нажатии кнопок «TURBO А» и «А», «TURBO В» и «В» или «TURBO С» и «С».

Общий вид печатной платы «шести-кнопочного» джойстика приведен на рис. 15.

Режим «SLOW» поможет восстановить узел, собранный по схеме на рис. 18. Это генератор импульсов, период повторения которых в пределах примерно 20. 120 мс регулируют переменным резистором R2 (его тип не имеет значения, подойдет любой малогабаритный). Если в оперативной регулировке нет необходимости, вместо R1 и R2 можно установить один постоянный резистор, подобрав его при наладке устройства.

Структурная схема процессорной платы приставки «Sega» представлена на рис.19. Это достаточно сложная вычислительная система, состоящая из центрального, видео- и музыкального процессоров.

Музыкальный процессор состоит из восьмиразрядного микропроцессора Z80A, синтезатора звуков на одной из микросхем КСБ и статического ОЗУ емкостью 8 Кбайт. Они связаны 16-разрядной шиной адреса (МАО-МА15), восьмиразрядной шиной данных (MDO-MD7) и шиной управления. Сформированный музыкальным процессором стереофонический сигнал звукового сопровождения игры поступает на усилитель звуковой частоты (УЗЧ). Сюда же могут быть поданы звуковые сигналы непосредственно от картриджа или системного разъема. С выходом УЗЧ соединены гнездо головных стереотелефонов «PHONES» и розетка «A/V».

Рассмотрим устройство процессорной платы более подробно. Для удобства на всех приводимых далее принципиальных схемах использованы одинаковые названия сигналов и сквозная нумерация элементов.

Схема этого узла показана на рис. 20. Входное нестабилизированное напряжение поступает от сетевого адаптера через гнездо Х1. Дроссели L1, L2 подавляют высокочастотные помехи. При подозрениях на неисправность можно измерить омметром сопротивление дросселей постоянному току, которое не должно превышать 0,6 Ом. В некоторых моделях приставок вместо них установлены перемычки. Напряжение с гнезда Х1 поступает и на розетку «SYSTEM» (по цепи VCC-IN), что можно использовать в диагностических целях. Диоды VD1, VD2 (аналоги КД208А, КД212А, КД212Б) защищают видеоприставку от случайной подачи напряжения обратной полярности. В некоторых моделях один из диодов отсутствует.

Читайте также:  Как сделать ванночку для валика своими руками

Процессорная плата вместе с картриджем потребляют ток 0,5. 0,8 А. Суммарная мощность, рассеиваемая на микросхемах стабилизатора, доходит до 5 Вт; обе они обычно установлены на общем металлическом теплоотводе. Его площадь желательно увеличить до 80. 120 см2, что повысит надежность видеоприставки. Встречаются процессорные платы, на которых цепи VC1 и VC2 соединены между собой, как показано на рис. 20 штриховой линией. В этом случае обе микросхемы стабилизаторов обязательно должны быть однотипными и иметь максимально близкие параметры, что следует учитывать при их замене. Кроме указанных на схеме, можно применить, например, LM7805CK или отечественные КР142ЕН5А,КР142ЕН5В.

Оксидные и керамические конденсаторы С1-С24 предназначены для обеспечения устойчивой работы стабилизаторов и фильтрации помех. Они распределены по всей площади процессорной платы и установлены в непосредственной близости от выводов питания микросхем. Общее число конденсаторов на платах, выпущенных разными фирмами, может быть разным.

В тех приставках, где отсутствует светодиодный индикатор напряжения питания HL1, его рекомендуется установить, просверлив для этого отверстие в крышке корпуса и закрепив в нем клеем светодиод, например, АЛ307БМ.

В приставках «Sega» используют гибридный кварцевый генератор НО-12С фирмы HOSONIC, внешний вид и назначение выводов которого показаны на рис. 21.

Еще в начале 80-х годов американская фирма Motorola Semiconductor Iпc. разработала семейство 16-разрядных микропроцессоров [5], базовая модель которого MC68000 нашла применение в компьютерах Apple MACINTOSH, Commodore AMIGA-500, Commodore AMIGA-600. Он по сей день фигурирует в каталогах электронных приборов. Использовав его, авторы приставки «Sega» получили возможность применить испытанные схемные решения и большой набор средств разработки программного обеспечения.

«Преклонный возраст» (разработан американской фирмой Zilog во второй половине 70-х годов) не мешает ему занимать ведущее место в классе восьмиразрядных процессоров. Он приобрел широкую популярность благодаря применению в первых массовых домашних и конторских компьютерах «ZX-SPECTRUM», «YAMAHA-MSX», «SHARP MZ80B».

Во многих моделях приставок на процессорной плате предусмотрено место для установки подборных элементов. Например, при замене микросхемы Z80A ее аналогами Z8400A (фирма Gold Star), Z80B, КР1858ВМ1 может потребоваться подобрать емкость конденсатора C31.

При подборе замены микросхем памяти следует учитывать не только их информационную емкость, но и конструктивное исполнение. Например, на многих процессорных платах установлены микросхемы в корпусах SOP для поверхностного монтажа. Их можно без особого труда заменить аналогами в корпусах DIP, если на печатной плате предусмотрены контактные площадки под оба типа корпусов. В противном случае потребуется изготовить переходную плату.

При необходимости приставку можно питать от любого источника постоянного напряжения 9. 10 В, рассчитанного на ток не менее 0,8 А, подключив его к цепи VCC-IN розетки «SYSTEM».

ВНЕШНИЕ СИГНАЛЫ КСБ

Цепи, названия которых в табл. 1 и 2 начинаются с букв X или Y соединены с КСБ (за исключением ХВ2 и ХВ15). По-видимому, они предназначены для управления расширителем «Sega-32X», превращающего 16-разрядную приставку в 32-разрядную. С расширителем работают специальные картриджи, несовместимые с обычными. Функциональное назначение некоторых из сигналов:

Схемы узлов, передающих в КСБ внешние сигналы, показаны на рис. 31. При нажатии кнопки SB1 «RESET» низкий логический уровень на соответствующем входе КСБ сменяется высоким. В некоторых моделях процессорных плат для начальной установки требуется сигнал противоположного (низкого) уровня и кнопка (она обозначена SB1′) подключается, как показано штриховой линией, а элементы R51, R56, C3З отсутствуют. В отличие от приставки «Dendy», работа которой при длительном удержании кнопки «RESET» приостанавливается, «Sega» переходит в исходное состояние в момент ее нажатия, так как КСБ из перепада сигнала формирует короткие одиночные импульсы сброса RES и MRES соответственно для процессоров MC68000 и Z80A.

Триггер Шмитта на операционном усилителе (ОУ) DA4.1 предназначен для приема от картриджа или расширителя «Sega-32X» упомянутого выше сигнала ХВ2. В цепи ХВ15 вместо конденсатора C36 иногда установлена перемычка. Движковый переключатель SA2 находится рядом с розеткой XS2. Им можно управлять, не разбирая приставки. Он используется при работе с приводом компакт-дисков «Sega-CD». В зависимости от положения SA2 в КСБ поступает сигнал высокого или низкого уровня.

УСИЛИТЕЛЬ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ


(нажмите для увеличения)

На неинвертирующие входы всех ОУ (кроме DA5.1) от делителя напряжения из резисторов R74, R75 с блокировочными конденсаторами С50, С52 подается постоянное смещение, равное половине напряжения питания. Иногда делитель отсутствует, а необходимое напряжение поступает в УЗЧ от микросхемы кодера PAL

В разных моделях видеоприставок номиналы пассивных элементов УЗЧ могут отличаться от указанных на схеме. Часто применяют и ОУ других типов. Иногда усилитель частично выполняют на транзисторах. Встречаются даже модели приставок, в которых УЗЧ однока-нальный (видимо, фирма сэкономила на радиоэлементах).

В качестве замены микросхем УЗЧ подойдут практически любые ОУ широкого применения, способные работать при напряжении питания 5 В, например К1423УД2, К1401УД2А, К1401УД2Б, зарубежные ОУ серии 324. При их установке в приставку следует учитывать возможные различия в типах корпусов и назначении выводов.


(нажмите для увеличения)

От КСБ поступают видеосигналы красного (R), зеленого (G) и синего (В) цветов, а также смесь импульсов строчной и кадровой синхронизации (SYNC). Резисторные делители напряжения уменьшают размах этих сигналов на входах микросхемы кодера с 4. 5 до 1. 1,5 В.

Основной выходной сигнал конвертера VIDEO через розетку «A/V» (XS5 на рис. 33, XS6 на рис. 34) поступает на высокочастотный модулятор или непосредственно на видеовход телевизора. Внешний вид и назначение контактов этих розеток показаны на рис. 35 и 36.

Напряжение 2,5 В с вывода 14 микросхемы СХА1145Р иногда подается в УЗЧ на неинвертирующие входы ОУ.

ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ВИДЕОПРИСТАВКАХ

На практике часто применяют методику, позволяющую обойтись без полной электрической схемы конкретной приставки. Достаточно хорошо представлять устройство основных узлов и организацию связей между ними. Прежде всего, следует убедиться, что напряжения в цепях VC1 и VC2 находятся в пределах 4,85. 5,15 В, а двойная амплитуда их пульсаций не превышает 80 мВ. Затем, проана-лизировав внешние проявления неис-правности и считая, что КСБ работоспособен, нужно определить узлы, подлежащие проверке. Необходимо тщательно осмотреть монтаж, снять осциллограммы сигналов в характерных точках и заменить детали, исправность которых вызывает сомнение.

В табл. 3 и 4 приведены MFD-таблицы для выводов двух имеющихся в приставке «Sega» микропроцессоров. Показания пробника снимались в следующих состояниях приставки:


(нажмите для увеличения)

Повторив измерения в устройстве, подлежащем ремонту, и сравнив результаты, можно довольно быстро отыскать неисправный узел.

Разумеется, MFD-таблицы, давая качественную оценку сигналов, служат лишь своеобразной подсказкой. К их составлению и использованию следует подходить творчески. В зависимости от модели приставки и применяемого пробника результаты могут несколько различаться. Важно заметить характерные особенности каждого сигнала, отразив их в условных обозначениях и примечаниях к таблицам. Например, буквами РТ в табл. 3 обозначены импульсы, близкие по форме к «меандру» и длящиеся примерно 2,5 с.

Для более детального исследования многопроцессорной системы, какой является приставка «Sega», необходимо применять сигнатурный анализ и другие сложные методы.

Смотрите другие статьи раздела Телевидение.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Комментарии к статье:

Олег
Моя сега выдаёт зелёное изображение. Игры запускаются всё работает, но всё как через зелёное стекло. Из вашей статьи понял проблема может быть в СХА микросхеме. Её замена поможет решить даную проблему?

RoboDron
Отличная, полезна статья! По полочкам, без воды и со схемами! Спасибо.

Источник

Оцените статью