Блок управления фарам своими руками

Все схемы подключения дневных ходовых огней

На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?

Нюансы включения ходовых огней

Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.

Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.

Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.

Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…

Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.

Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.

Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.

Простейшая схема

Самая простая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Плюсовой провод подсоединяют на клемму «+» замка зажигания. Минусовой провод крепят на корпус машины в удобном месте. В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные ходовые огни будут излучать свет всё время, пока повёрнут ключ зажигания. К тому же их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, не отвечает требованию ГОСТа.

Включение через габариты или ближний свет

Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.

Читайте также:  Изготовление интеркулер своими руками

В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:

  • ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
  • схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
  • схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
  • с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.

Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка. Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.

При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.

Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла

Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона. Контакты реле ДХО подключают так:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод к габаритам;
  • 86 – на любой вывод геркона;
  • 87 и второй вывод геркона – на «+» аккумулятора.

Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.

В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.

В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется. Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.

Подключение через 5 контактное реле

Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:

  • 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
  • 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
  • 86 – на корпус авто;
  • 87а – на «+» с замка зажигания;
  • 87 – не подключать (заизолировать).

Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.

Читайте также:  Антенна коллинеарная 144 430 своими руками

Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.

Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.

Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.

Блок управления ДХО

Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.

К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.

Касается это, в первую очередь, продукции с AliExpress, которая не соответствует требованиям практически по всем моментам.

Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:

  • имеется встроенная стабилизация напряжения;
  • полное соответствие ГОСТу;
  • максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
  • простейшая схема подключения.

Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли. Немецкая продукция от Philips и Osram также обладает всеми вышеописанными преимуществами блока DayLight+, однако поставляются немецкие блоки управления только совместно с фарами дневных ходовых огней и обладают более высокой стоимостью.

Источник

Блок управления дхо на микроконтроллере

Требования предъявляемые к ДХО уже всем известны, в связи с этим и было разработано, ну и изготовлено тоже, данное устройство (далее будем называть его автомат), которое управляет штатными и дополнительными противотуманными фарами и обладает многими приоритетными функциями, по сравнению с другими схемами данного рода.

  1. Лампы Дхо включаются плавно
  2. При включении главных фар или габаритов, лампы Дхо отключаются.
  3. Имеется возможность выбора яркости свечения Дхо, четыре режима.
  4. Автоматическая настройка включения ламп Дхо, по частоте оборотов двигателя (тахометра) или по напряжению АКБ.

Само устройство – автомат (рис.1) собран на микроконтроллере PIC12F683 (DD1). В работе микроконтроллера использованы модуль ССР (в режиме ШИМ), внутренний тактирующий RC-генератор с частотой 4 МГц и модуль компараторов. Кроме микроконтроллера в состав данного изделия входит источник питания с защитой от коротких замыканий (цепочка F1VD1C1DA1C2C3) и бросков тока, а также ограничители входных сигналов тахометра (цепочка R1VD2R5R6VT1), габаритные огни (цепочка R7R8C6VT2R9), ну и сдвоенный драйвер на (DA2).

Рис 1

Ну теперь рассмотрим по-подробней работу нашего автомата. При включении зажигания, со стабилизатора DA1 напряжение плюс 5 вольт подаётся на основную часть схемы. От аккумулятора автомобиля через цепочку R10C7C8 происходит запитка драйвера DA2, эта цепь предстовляет собой фильтр низкой частоты, частота среза у которого около 280 Гц. Бортовая сеть напрямую подаётся, через сопротивления R11 и R12 на затворы транзисторов VT3 и VT4, а также на их истоки.

Из следующих нижеописанных условий осуществляется процедура плавного включения Дхо.

Читайте также:  Инструментальный столик для гаража своими руками

На выв.4 DD1 должно присутствовать напряжение близкое к напряжению питания DD1, что соответствует отключенным габаритным огням автомобиля. Также должно быть выполнено любое из следующих условий. Напряжение на входе компаратора (выв.7 DD1) должно превышать величину 3,44 В, что должно соответствовать значению напряжению в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе и соответственно генераторе автомобиля. Это значение напряжения, как правило, 13-13,5 В выставляется предварительной регулировкой подстроечного резистора R3. Другим возможным условием для включения ламп ДХО является импульсная последовательность на выв.2 DD1, поступающая через ограничитель – формирователь (R1VD2R5R6VT1) с контакта 2 разъёма Х1 (сигнал от тахометра), частота которой должна превышать значение в 16 Гц, что для четырёхтактного ДВС составляет 480 об/мин.

Из вышеописанных условий происходит плавное включение ламп Дхо (приблизительно 2 секунды), также зависит и режим яркости ламп, который вы выберете из четырех…Выставляются режимы перемычками S1 и S2 так;

  1. Если перемычки не ставить вообще, то свечение ламп будет на 36% от полной яркости.
  2. Если стоит перемычка S1, то свечение будет на 50% от полной.
  3. Если поставить S2, то свечение будет на 75%.
  4. Если установить две перемычки S1 и S2, то яркость будет 99% от полной яркости свечения ламп Дхо.

Для определения работы 4-хтактного ДВС автомобиля необходимо сигнальный провод с тахометра подключить к контакту 2 разъёма Х1. Если сигнальный провод подключается к прерывателю номинал резистора R1 необходимо увеличить до 120 кОм. Если провод тянуть по каким-то причинам не желательно или получается, то налаживание автомата сводится к установке величины порогового напряжения, сигнализирующего о работе двигателя автомобиля. Необходимо помнить, что указанную ниже процедуру необходимо проводить при хорошо заряженной АКБ. Для налаживания необходимо ползунок подстроечного резистора R3 на плате автомата вывернуть в нижнее по схеме положение. Включить только зажигание. Если через 1,5-2 с лампы ДХО включатся, необходимо снизить номинал резистора R4 до 2,7 кОм и повторить процедуру налаживания. Если лампы не включатся, то необходимо запустить двигатель автомобиля. Далее, плавно вращая ползунок резистора R3 вверх по схеме, не забывая при этом о временной задержки, добиться включения ламп. Если после проведения этой процедуры при последующем включении только зажигания, лампы не включатся, процедуру налаживания можно считать законченной. Если же лампы включатся, ползунок резистора необходимо дальше плавным вращением продолжить выводить в верхнее положение, до включения ламп ДХО.

Если в качестве ламп ДХО планируется использовать штатные фары автомобиля, то тогда помимо автомата около каждой фары придётся установить узел (рис.2) в состав которого входит автомобильное реле и два развязывающих диода.

Рис 2

Детали монтируем на плате из стеклотекстолита 1 мм. Чертеж печатки показан на рисунке 3.

В качестве разъёма Х1 использованы 2-х и 3-х контактные клемники 305-021-12 с шагом 5 миллиметров. Подстроечный резистор – PVC6A102. Перемычка на плате между контактом 6 разъёма Х1 и стоком транзистора VT4 должна быть сечением не менее 0,5 кв.мм. Микросхемы DD1 и DA2 для большей надёжности лучше впаять непосредственно в плату автомата, разумеется, предварительно запрограммировав микроконтроллер DD1. Транзисторы устанавливаем без теплоотводов, благодаря драйверу DA2.

Рис 3

Если вы собираете данное устройство в коробочке, то обязательно поместите и закрепите вдали от движущих узлов автомобиля, вдали от влаги и грязи, под капотом авто. Для нормальной работы по питанию используйте медного провода сечением 1.5 кв.мм. В разрыв провода идущего от аккумулятора на контакт 5 разъёма х1, следует установить предохранитель 20-амперный (в схеме его нет)

Источник

Оцените статью