15 секретов создания блокнотов для новичков
Технически сделать хороший, добротный блокнот — задача не сложная. Уроков и мастер-классов на эту тему существует достаточно, и, если вы способны сложить ровненько листочек бумаги пополам — у вас наверняка все получится. Но есть некоторые моменты, где новичок может наделать ошибок. Я постаралась вспомнить все, с чем сталкивалась сама в самом начале пути или замечала у других. Ведь не хочется же потом выбрасывать всю работу из-за одной досадной ошибки?
1. Подрезка блоков. На начальном этапе подрезать ВЕСЬ блок за раз — очень тяжело. Даже если у вас очень острый нож, а рука тверда как железо — все равно будет сдвиг, волна или торчащие волокна, которые не уберет никакая наждачка. Гораздо удобнее подрезать еще не сшитые блоки по отдельности, промеряя линеечкой нужный размер.
2. Клей. Клею уделяется максимум внимания, так как неудачный выбор — и вся работа испорчена. Один из лучших и наиболее доступных видов клея для работы над блокнотами — «Момент Кристалл». Почему именно он? Потому что 🙂 Он прекрасно приклеивает: ткань к обложке, форзацы к обложке и основному блоку, ткани друг к другу (практически никогда не пропитывает ткань насквозь). Однако есть одно «НО». См. следующий пункт.
3. При склейке блоков используйте более густой клей, чем «Кристалл». Если ваш блок не открытый (без корешка), то лучше выбрать «Момент Классик». Нередко «Кристалл» затекает между блоками, и страницы получаются склеенные примерно на 3-5 мм. Это некрасиво и неудобно. При использовании чертежной, акварельной бумаги листы отрываются друг от друга под собственным весом, оставляя крайне неприятные и неисправимые следы клея и бумаги. Бррр. После того, как клей на блоке высохнет, пролистайте все страницы — возможно, где-то следует повторить склейку.
4. Читая мастер-классы по изготовлению блокнотов, не игнорируйте прессовку! Ровненький, гладенький блокнот гораздо приятнее держать в руках, чем вспученный и рыхлый.
5. То же самое касается тонированных вручную листов. Иногда в продаже попадаются крашенные вручную листы, не прошедшие ни пресс, ни глажку, ни подрезку. С волнистым краем и такой же волнистой структурой. В какой-то степени это красиво, аутентично. На фотографии. Блокнот — вещь рабочая! Подумайте сами: вам было бы удобно писать на такой бумаге? Тонированные листы утюжим. Не помогает — кладем под пресс. Волнистые края подрезаем.
6. Подклейка форзаца — самый заковыристый этап для начинающих. Ровно положили блок к обложке, покрыли форзац «Кристаллом», захлопнули. Чуть подождали, перевернули на обратную сторону, повторили. Все. Никаких лишних манипуляций делать не надо! Прикладывать форзац и пытаться пригладить его пальцами, линейкой — нет. Утюжить утюгом — нельзя. Бумага вспучится.
7. Следите за красивым углом, загибая края ткани внутрь обложки. Ровный загиб — половина успеха. Потренируйтесь без клея, и только когда начнет получаться на автомате — делайте с подклейкой.
8. Сто раз подумайте, прежде чем приклеивать ткань ко всей поверхности обложки. «Но она же тогда не будет «гулять»!» — скажут мне новички. Да, не будет, это точно. Но, при отсутствии сноровки и знания свойств того или иного материала — вы рискуете получить:
1) вспученную ткань с пятнами и разводами от клея;
2) вообще не открывающийся или открывающийся еле-еле блокнот.
Лучше подклеивайте бортики ткани внутри к обложке и сверху форзац.
9. Как тогда избежать «гуляющей» ткани? Во время приклеивания немного натягивайте ткань. Однако следите за корешком — если он начинается складываться, значит перетянули.
10. Какую ткань выбрать на обложку? Хорошую! Не дешевите на тканях, так как она возьмет на себя весь удар во время эксплуатации. Ткань берите в меру плотную, не слишком тонкую. Никакого шелка, шифона, батиста и прочих извращений. Разве что на пришивные элементы. Лучше всего лен, хлопок. Не стоит брать ткани стрейтч — сложноваты в работе и требуют определенного навыка, но в принципе, вполне допустимы. Не берите ткань, которая цепляется за все подряд, оставляя затяжки. Супер-плотную ткань тоже брать не стоит — будут проблемы с обтяжкой. На фото — излюбленный заказчиками пастельно-голубой лен. Больше всего люблю работать именно со льном — он легко чистится, не пачкается, плотный, ровный, красивый, натуральны. На втором фото — трикотаж теплого травянистого цвета.
11. Обложка должна иметь припуски! Блок должен уходить под обложку хотя бы на несколько миллиметров. 3-5 будет вполне достаточно. Если блок сидит слишком глубоко — будут проблемы с форзацами, которые окажутся либо слишком большими по сравнению с основным листом, либо слишком маленькими, чтобы гармонично смотреться на внутренней обложке.
12. Ни за что на свете не приклеивайте блок к корешку! Возьмите любую книгу в твердой обложке: вы видите там такое безобразие? Нет. Вот и сами такого не делайте. Блок держится исключительно на форзацах, и это вполне достаточно. В противном случае, получите абсолютно «деревянное» изделие, которое будет ужасно открываться и листаться, издавать мерзкий хруст и прочее-прочее.
13. Заранее продумывайте все «сопутствующие аксессуары» типа завязок, резинок, карманов, закладок, пришитых пуговиц и так далее. Закладки приклеиваются либо к блоку с обратной стороны, либо к корешку. Все это перед сборкой. Завязки/резинки прячутся под форзацы. В общем, помните про алгоритм работы.
14. Не пренебрегайте капталами. Плести их совсем не так сложно, как об этом пишут. У меня в свое время получилось с первого раза. Каптал — это, прежде всего, полезно. Он стягивает блоки, не позволяя расходиться как просто листам внутри, так и самим блокам между собой. Каптал — это красиво. Он может стать яркой деталью, отточенным акцентов в вашем блокноте, добавляя аккуратности и лоска изделию. НО! Не делайте цветные капталы в блокнотах, предназначенных для рисования!Почему — сами можете догадаться.
15. И, наконец, помните об эргономичности. Блокнот — предмет утилитарный. В недавнем мастер-классе я подробно описывала создание блокнота из полимерной глины — вещь, сама по себе, премиальная и не повседневная. Но, вместе с тем, в работе над каждым подобным блокнотом я, прежде всего, слежу за тем, чтобы он был удобен. Блокнот создан для того, чтобы им пользоваться. Поэтому если вы добавляете какой-либо декор на обложку, то помните, что он: а) не должен быть хрупким; б) должен сидеть на обложке супер-крепко, не отваливаться, не отклеиваться; в) не должен излишне торчать и мешать открытию обложки, особенно ближе к концу блокнота.
Приятного вам рукоделия и красивых блокнотов! Если есть какие-то вопросы — пишите в комментариях.
С любовью, мастерская IR IS. craft&sense
Источник
Как сделать блокнот с нуля
Этот мастер-класс я писала-снимала уже довольно давно. Но тут еще он не был опубликован — решила исправить это.
В данном мастер-классе описана техника, схожая с классическим книжным переплетом. Для начала нам понадобится обычная офисная бумага. Можно сочетать цвета, вшивать разделители и т.п. Я использовала бумагу А4 формата 80 г/м2 ванильно-бежевого цвета и дизайнерскую цветную кальку 90 г/м2.
Подбираем листы бумаги в тетради. Если плотность бумаги около 80 г/м2, то оптимально подбирать по 5 листов. Если бумага плотнее, то лучше делать тетради по 2–3 листа.
Складываем тетрадь пополам:
И так несколько раз, до достижения желаемой толщины будущего блока. У меня здесь 13 тетрадей, т.е. блокнот будет содержать 130 листов А5 формата.
Прокладываем у корешка будущий блок двумя кусочками переплетного картона (это делается, чтобы не осталось на бумаге вмятин от скоб, и она спрессовалась равномерно) и закрепляем корешок канцелярскими клипсами, как показано ниже:
Под прессом блок обычно лежит около 3-х часов, но я часто оставляю на ночь.
Пока бумага спрессовывается, можно посмотреть в окно и выпить чашечку кофе 🙂
Когда наши тетради слежались, мы раскрываем клипсы и выравниваем корешок, постучав им о стол. Идеально ровный корешок снова закрепляем клипсами, вот так:
Далее нам предстоит пропилить 6 дырочек на равном расстоянии на корешке. Я использую уже заготовленный листок с разметкой, для формата блокнота А5 такой можно скачать по этой ссылке и распечатать. Если формат нестандартный, думаю, тут можно легко разметить блок при помощи карандаша и линейки 🙂
Пропиливаем на корешке вот такие дырочки (как один из вариантов, можно нарисовать метки на самом корешке, а потом проколоть шилом дырочки в каждой из тетрадей, но на мой взгляд это дольше):
Я использовала небольшой напильник с тремя гранями, купила в ашане 🙂
Когда наши дырочки готовы, мы можем легко и виртуозно сшить блок. Нам понадобятся две ленты из ткани. Я использую хлопчатобумажную. Ленты должны быть такой ширины, чтобы помещаться между двумя пропиленными дырочками:
Шить мне удобно, положив блок на край стола лицом к себе. Тут могут быть вариации, но главное – стараться не мять и не пачкать бумагу в процессе. Часто на первых порах это не у всех получается. Для шитья я использую иглы для кожи и нитки «Ирис» для вязания крючком. Кладем одну из тетрадей перед собой, как указано на фото.
Перед началом шитья нужно обязательно включить приятную музыку 🙂
Прошиваем первую тетрадь швом «вперед иголку», одинарной нитью, оставив хвостик снаружи. Тканевые ленты не прокалываем, а просто огибаем нитью:
Кладем на первую сверху вторую тетрадь, при этом не путаем правый и левый край тетрадей, т.е. не переворачиваем их. Вставляем нашу иголочку в дырочку второй тетради:
И прошиваем также, как и первую, цепляя нить за нить предыдущей тетради в том месте, где мы огибаем ленты:
Когда мы дошли до края, завязываем рабочую нить и наш оставленный хвостик на два-три узелка, предварительно хорошо подтянув их:
Кладем сверху третью тетрадь и проделываем то же самое:
На местах, где расположены наши ленты, цепляем рабочую нить только за одну предыдущую:
Пришиваем третью тетрадь:
И теперь мы должны завязать узелок, соединяя третью тетрадь с предыдущими. Для этого продеваем иголку в ниточку между 1-й и 2-й тетрадями:
Выводим иглу, оставляя петельку:
И продеваем иглу с получившуюся петельку вот так:
Прижимаем тетради друг к другу,чтобы наш узелок получился тугим:
По сути это простой швейный узелок, его часто завязывают, когда заканчивают шитье. Теперь мы смело докладываем сверху все последующие тетради, пришивая их к блоку и завязывая узелки по краям.
Если у вас закончилась нитка, то надвязать ее удобно в тот момент, когда мы находимся над лентой. В этом случае узелок гарантировано останется на корешке, и его будет не видно на готовом изделии.
Когда все тетради сшиты, мы завязываем сбоку не один, а два или три швейных узелка.
Снова кладем блок между картонками, особое внимание уделяя ровному корешку. Тетради должны лежать одна к другой:
И застегиваем наш импровизированный пресс сверху и снизу:
Теперь нужно проклеить корешок. Я использую Герметик Силиконовый фирмы «Момент». Он держит тетради вместе довольно прочно, при этом остается эластичным даже после высыхания, в результате чего блокнот отлично открывается и листается. Также после его применения не нужно дополнительно проклеивать зазоры между тетрадями.
Наносим герметик на корешок:
И размазываем вдоль него губкой, обращая внимание на заполнение каждой щели.
Когда все щели заполнены, можно снять лишнее и выровнять слой.
Снова застегиваем клипсы вдоль корешка, стараясь их «давящей» частью как можно ближе к нему подобраться.
Обычно блок сохнет от часа, но если есть возможность, лучше оставить его под прессом подольше. Я также часто оставляю на ночь.
А пока мы можем подготовить будущие форзацы. Для их нам понадобятся два листа плотной бумаги (в нашем случае А4 формата), желательно от 180 г/м2, можно использовать бумагу для скрапбукинга. Делаем биговочки посередине:
И складываем их пополам, «красивой» стороной вовнутрь:
По мере высыхания достаем из под пресса наш блок:
Я наклеиваю пару листочков крафт-бумаги перед тем, как наклеить форзац. Она скроит рельеф лент под форзацем и добавит прочности изделию.
Приклеиваю при помощи клея-карандаша UHU вот так:
А ленты приклеиваю сверху на крафт:
Далее мы приклеиваем форзацы. Я люблю делать прочные и добротные блокноты, поэтому использую клей Момент кристалл. Для ровного нанесения полоски клея защищаем листом бумаги ту часть блока, на которую клей попасть не должен:
Убираем лист, приклеиваем форзац. Кусочек крафта с лентами клеим на форзац сверху:
Теперь нам предстоит выровнять края получившегося блока.Тут есть 4 способа:
1. Приобрести простенький гильотинный резак. Оправдывает себя в том случае, если делать блокноты вы собираетесь часто и помногу. Резаки продаются тут: www.rezak ru/steiger/3715.shtml
2. Попробовать обрезать вручную при помощи строительного ножа. Нож можно купить в Ашане, Леруа Мерлен и т.п. Выбирайте недешевый, тяжелый нож и хорошие сменные лезвия. Ломайте лезвия как можно чаще. На первый взгляд этот способ кажется невозможным, но у меня на мастер-классах у многих получается уже с первого раза обрезать блок вполне достойно. А уж при определенных тренировках часто получается недалеко от идеала.
Ставим у края металлическую линейку и сильно прижимаем ее к блоку левой рукой. Не стоит обрезать меньше, чем 5 мм, это очень сложно. Правой рукой режем ножом, держа руку строго перпендикулярно рабочей поверхности. Проводим ножом много раз, не надавливая на него сильно. Лучше пусть будет больше «проходов», но почти без давления. В итоге срез можно обработать мелкой наждачной бумагой.
Фото с моего живого МК:
3. Можно отнести блок в типографию недалеко от дома или работы. Часто они не откажут в обрезке блока, и стоит это в районе 5–15 р. за блок. Если блок один, часто режут бесплатно 🙂
4. Оставить как есть 🙂 Мохнатый край подчеркивает, что изделие ручной работы.
Я использую резак:
В результате получаем готовый блок.
Для обложки нам понадобятся две переплетные картонки чуть больше формата блока и картон 300 г/м2 для корешка.
Картон обрезаем так, чтобы при наложении на блок с 3-х сторон осталось примерно по 5 мм навылет, а у корешка было на 5–7 мм меньше (высота переплетного материала, умноженная на два):
На картоне для корешка (у меня 10 см х высоту обложки) делаем несколько биговок 7на расстоянии 2–3 мм друг от друга. Это делается для того, чтобы корешок красиво закруглялся при эксплуатации. Расстояние от первой до последней биговки должно быть на 3–4 мм больше, чем высота корешка блока.
Вот так примерно должен сидеть на блоке картонный корешок:
Теперь склеиваем корешок с картоном обложки. Я клею на клей Момент Кристалл. Не забываем отступить те 5–8 мм от крайних биговок на корешке, которые мы закладывали, когда обрезали картон.
Я хочу блокнотик помягче, поэтому приклеила сверху дополнительный слой флиса 🙂
Каркас обложки готов. Теперь готовим кусочек ткани, который больше на 15–20 мм, чем обложка. Будьте внимательны: если на ткани есть узор, соблюдайте его верх-низ и право-лево 🙂
Ткань отутюживаем и немного крахмалим.
Кладем на готовую ткань каркас обложки, мягкой стороной вниз:
И на расстоянии около 3–5 мм от края наносим клей. Тут я использую Корфикс Клей для Хобби.
Приклеиваем длинные стороны, можно дополнительно приутюжить:
Теперь наша задача – сделать аккуратные уголки. Сначала заглаживаем ткань вот так:
А после вот так:
По желанию лишнюю ткань уголка можно срезать. Когда приклеим короткие стороны нашей обложки, у нас получатся вот такие уголочки:
Вот и обложка почти готова:
На всякий случай примеряем ее к нашему блоку – сидит отлично!
Самое время добавить на обложку пришивные украшения и украшения, которые крепятся на люверсы или брадс. Приклеивающиеся украшения можно оставить на потом. У меня будет блокнот для записи снов 🙂
На самом блоке можно сплести каптал:
К обложке можно приклеить закладку, или несколько. Я приклеиваю их термоклеевым пистолетом.
Вот и финал 🙂 Примеряем блок к обложке:
Кладем два листа чистой бумаги между листами форзаца, наносим клей Момент Кристалл на форзац и захлопываем обложку, стараясь приклеить как можно ровнее. То же самое и с задней частью блокнота. Если позволяют украшения, то готовый блокнот можно убрать под пресс или просто сильно надавить на него.
Все готово! Начать писать в блокнот я советую часов через 12 после завершения работы над ним 🙂
Источник