Богородская резная игрушка
Автор(ы) | Журавская Татьяна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | Москва |
Материалы | картон, папье-маше, нитки, проволока, краски, лак |
Позвольте представить на Ваш суд мою поделку на конкурс. Это динамическая игрушка «Медведь» по мотивам Богородских игрушек-дергунчиков.
Тянем за веревочку — ручки-ножки поднимаются, отпускаем — опускаются.
Мишка сделан из картона, покрыт папье-маше, высушен, покрашен и покрыт лаком. Бусина тоже из папье-маше.
Вид сзади. У Миши даже есть хвостик.
Из упаковочного картона вырезаны детали.
Примерили, проделали отверстия для соединения деталей.
Вот такой наш Миша внутри. Ручки-ножки на проволочном креплении, к ним приклеена нитка, за которую будем дергать.
Мишка очень полюбился моим девчушкам еще на стадии картона. Тут можно оценить его размер.
А эта игрушка уже много лет живет в нашем доме, и каждый раз когда дети находят ее в ящике с игрушками, они подолгу с ней играют, да и родители не отстают. Поэтому при объявлении конкурса первой мыслью было сделать богородскую игрушку. Курочек делать сложно, поэтому остановилась на мишке.
Промысел деревянной резной игрушки возник в 16-17 вв. В селе Богородском, расположенном в 22 км от города Сергиев Посад, вырезали деревянные игрушки: коней, медведей, зайцев, львов, кур и петухов, которые по воскресеньям продавались у стен монастыря, на базаре. Стоили игрушки недорого и их охотно раскупали.
К 18 веку уже сложился самобытный характер и манера богородской игрушки, точная, резкая, где хорошо заметен след резца мастера . Обычно сохранен натуральный след дерева. Но есть и раскрашенные игрушки. Богородские мастера режут игрушку «с маху», сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге.
Резьбой в деревне занимались в основном мужчины. Вырезали игрушки из мягких пород деревьев – липы, ольхи, осины. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетний опыт. Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушек. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Богородские игрушки разнообразны:
— неподвижные игрушки-скульптуры: медведи и зайцы, нарядные барыни и бравые гусары, крестьяне, занятые работой;
— движущиеся игрушки: медвежата, играющие на балалайках; куры, клюющие зерно; марширующие солдаты.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.
Игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
Во второй половине 19 века появился еще один вид богородской игрушки – так называемые «Китайские мелочи». Это были совсем маленькие фигурки, величиной всего 3-4 см. Они изображали городской быт. Были тут и купцы с купчихами, чиновники, барыни, мелкие торговцы. Перед зрителем возникал целый ярмарочный мир в самых типичных ситуациях.
Богородские мастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.
В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
В настоящее время работает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, куда можно поехать на экскурсию. Когда-то, в коридорах фабрики кипела жизнь, сегодня же, к сожалению, большинство сотрудников работают на дому, а желающих работать на фабрике становиться все меньше. Но несмотря на все трудности, богородская игрушка жива, радует нас и наших детей и вызывает неизменный восторг.
Вот эта картинка из интернета вдохновила меня на создание моей работы. Это обложка книги об этом всем известном и всеми любимом промысле.
Давайте приобщать наших детей к красоте и искусству родного края, почаще возить их на фабрики, которые чудом сохраняются и в наше время. Пусть наши дети играют в деревянные, ручной работы игрушки, а не в фабричные штамповки, убивающие вкус и понятие прекрасного (типа кукол-монстров для девочек). Это наш долг и вполне выполнимая задача.
Источник
Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка
Светлана Литвинова
Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка
Сразу оговоримся: это конечно не настоящая богородская игрушка.
Но не имея оригинала все равно интересно показать ее детям, познакомить с принципом работы народной игрушки.
Для работы нам понадобится: фанера,копировальная бумага, клей момент, шлифшкурка, лобзик,саморезы, отвертка, электровыжигатель, деревянные планочки.
Распечатываем шаблон. Мы будем делать цыплят,которые клюют зернышки с тарелки:
Прежде, чем делать игрушку, внимательно изучим чертеж, и лишь потом приступим к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. У наших цыплят — клювики. В процессе работы так и случилось(
Но это легко исправить с помощью клея Момент.)
Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность). Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки. В нашем случае это лапки.
Переносим рисунок с помощью копировальной бумаги на фанеру
Выпиливаем. Крупные детали можно выпилить электролобзиком.
Теперь зачищаем все неровности напильником и наждачной бумагой.
Выжигаем контур, крылышки и глазки, тарелочку, с которой они клюют зерна. (кстати,на нее можно приклеить бисер)
Переходим к самой ответственной части. Крепим фигурки. Тарелочку приклеиваем придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея на одной из планок.
Теперь кладем планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.
В фигурках прокалываем отверстия для саморезов.
Крепим фигурку цыпленка так, чтобы клювик коснулся тарелочки. Саморезы пока не закручиваем полностью, возможно их придется убрать при настройке и закрутить в другое место.
Кладем фигурку другого цыпленка так, чтобы его голова была приподнята над тарелочкой. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры саморезов, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.
Пробуем игрушку в действии. При смещении планок цыплята по очереди клюют зернышки с тарелки! Теперь закрепляем саморезы поглубже.
Игрушка готова!
Мастер-класс «Цыплята на лужайке» Работу «Цыплята на лужайке» можно сделать с детьми на пасхальные праздники или просто для поднятия настроения,потому что получив результат,дети.
Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: — пластиковая бутылка; — скульптурный пластилин; — водоэмульсионная краска; — гуашь; — кисточки;.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно — эстетическое восприятие,.
Мастер-класс по изготовлению игрушки «Волчок» Предназначен как для педагогов, так и для родителей. У каждого из нас в детстве одной из любимых игрушек была юла или ее разновидность-волчок.
Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка «Казачье подворье» Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка «Казачье подворье» Мастер – класс рассчитан на аудиторию родителей.
Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Светофор» с оформлением в технике «канзаши» Разрешите представить Вашему вниманию мой мастер-класс по изготовлению интересной игрушки, которая может очень пригодиться на занятиях.
Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Обезьянка из бросового материала и цветной бумаги» Предлагаю вашему вниманию свою поделку. Вам понадобятся: 2 упаковки из-под плавленого сыра, цв. бумага коричневая: 11,5*11,5 см — 4 шт. ,18*2,3.
Мастер-класс по изготовлению «Жителя природного уголка Лешика» Идея изготовления такого сказочного персонажа пришла в голову, когда гуляя по лесу нашла бревнышко, которое напомнило мне лешия из мультфильма.
Мастер-класс (тестопластика) «Подсолнух и цыплята» Цель: Упражнять детей выполнять приёмы тестопластики, вызвать интерес к лепке из соленого теста. Задачи: Развивать глазомер, ориентировку.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина» Я хочу задать вам вопрос- что вы делаете со старым пластилином? Чаще всего мы просто выбрасываем старый, использованный, грязно-серый материал.
Источник
Богородская деревянная игрушка
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Источник