- Золочение бумаги поталью и фольгой
- Золочение тонерочувствительной фольгой
- Золочение в домашних условиях
- Золочение в домашних условиях
- Различные методики нанесения позолоты
- Химический способ
- Механические способы золочения
- Золочение методом гальваники
- Методы и способы золочения металла
- Химический метод
- Механические методы золочения
- Гальваническое золочение металлов
- Процесс гальванопластики
- Копирование барельефов, чеканок, медалей, глиняных и пластилиновых изделий
- Металлизация кружев
- Изготовление металлических листьев или гербариев
- Покрытие медью изделий из дерева
- Металлизация перьев птиц
- Металлизация фруктов, растений и цветов
- Способы удаления позолоты
- Профессиональные методы
- Способы снятия позолоты в домашних условиях
- Приготовление состава для золочения в домашних условиях
- Растворы для золочения
- «Сусальным золотом горят . »
- Нанесение позолоты в домашних условиях
- Химические методы
- Метод натирания пастой
- Гальванический метод
- Полезные советы
Золочение бумаги поталью и фольгой
Возможно ли сделать декоративное золочение своими руками, если ты новичок и не имеешь никакого опыта? Конечно! Именно для того, чтобы познакомить вас с этим процессом, и создавалась эта публикация.
В этом мастер-классе рассмотрим два способа золочения при помощи потали и тонерочувствительной фольги.
- бумага
- клей для потали
- поталь листовая
- тонерочувствительная фольга
- лазерный принтер
- ножницы или нож позолотчика
- кисть лампельзель или веерная кисть
- вата или агатовый зубок
- карандаш и ластик
Золочение поталью
Поталь — это имитация сусального золота или серебра, не содержащая в себе благородных металлов. Выпускается в хлопьях, листах и рулонах, бывает трансферная (на тонкой бумаге для облегчения работы с ней) и свободно листовая (без подложки).
Клеится такой материал на специальные клеящие составы. И здесь начинается самое интересное, вот самые основные виды клеев:
Состав на спиртовой основе имеет стабильную и длительную липкость (отлип). Благодаря этому с поталью можно работать в течение 48 часов. Однако такой клей требует финишного покрытия защитными составами для повышения износостойкости.
Имеет более низкую клеющую силу, чем спиртовой. Масляные клея капризны, т.к. требовательны к уровню влажности и температурному режиму. Слой нанесения должен быть равномерный и очень тонкий. Для начинающих такой клей может не подойти, потому что работать с ним очень сложно. Основное преимущество таких составов — после полного высыхания финишное покрытие не требуется.
Существует огромное количество водно-акриловых составов. Работать с ним просто. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. Этот клей бывает пигментированный, в виде пасты, в тюбике или в форме карандаша. Мы с вами будем использовать такой клей, потому что он доступный, недорогой и подходит для новичков. Пожалуй, самый популярный клей из этой серии — это «таир».
«Таир» — это состав, предназначенный для трансферной, свободной листовой потали, а также в хлопьях. Клей прозрачный, универсальный, на водной основе. Им можно работать на деревянных, металлических, стеклянных и пластмассовых поверхностях. Нужно нанести на основание тонкий слой, 3-5 мин. подождать (клей станет прозрачным) и приступать к декорированию. «Таир» продолжительное время сохраняет клеящие свойства, благодаря чему работать с ним очень удобно.
1 шаг. Подготовим рисунок нашей будующей композииции под золочение. Я выбрал мотивы, навеянные орнаментами в духе модерн и ар-деко.
Проработаем детали и цветовое решение, помня о том, как будет контрастировать наш рисунок с золочеными фрагментами (в моем случае я буду золотить весь фон).
2 шаг. Когда все будет готово, можно приступать к нанесению клея для потали. Я это буду делать небольшими участками, не спеша и не волнуясь за то, что клей успеет сильно подсохнуть.
3 шаг. После того, как слой равномерно нанесен, можно нарезать поталь на куски (строфья) нужного нам размера, я это делаю самыми обычными ножницами. А если вы хотите подойти к делу профессионально, то, конечно, нужно использовать нож позолотчика и специальную подушку. Листовая поталь толще сусального золота, и если поталь не сложно резать ножницами, то сусальное золото такого не позволяет. Набрасывать поталь я буду веерной кистью, а на самом деле для этого существует кисть лампельзель. Для того, чтобы кисть лучше подхватывала поталь, ее нужно немного наэлектризовать (провести по руке или волосам).
4 шаг. Как только поталь успешно наброшена на нужный участок, берем кусочек ваты и начинаем легонько притирать ее к бумаге. Профессионалы для этого используют не только вату, но и агатовый зубок для придания поверхности равномерного блеска.
Поталь приклеится только в том месте, на котором был клей, лишние края сами ровно оторвутся по контуру после притирания ватой.
Убедитесь, что все выполнено, как и задумывалось, если остались места без позолоты, снова нанесите клей и наложите поталь.
Пожалуй, это все базовые особенности работы с поталью. Наслаждайтесь своим результатом! А теперь пришло время рассказать о другом способе золочения, более простом и доступном.
Золочение тонерочувствительной фольгой
Тонерочувствительная фольга — это металлизированная полиграфическая фольга, которая фиксируется на тонере лазерного принтера при нагреве и прижатии.
Для наилучшего результата при таком тиснении рекомендуется распечатать черно-белое изображение на лазерном принтере, а затем прогнать напечатанное изображение с тонерочувствительной фольгой вместе через ламинатор. И если лазерный принтер у многих есть на работе, дома или у знакомых, то ламинатор штука не такая популярная.
Есть одно простое решение, которое заменит ламинатор — это обычный бытовой утюг. Понадобится немного потренироваться, прежде чем получится качественный результат. Но оно того стоит, т. к. именно утюг придаст изображению винтажный, неповторимый металлический эффект.
1 шаг. Нарисуйте орнамент, текст или найдите понравившиеся изображения в интернете, но помните, что лучше обойтись без слишком мелких деталей. Я напишу текст, который у меня ассоциируется с золотистым блеском и ярким светом.
Я всегда работаю сначала на бумаге и только потом перевожу изображение в цифру. Самый удачный рисунок я сканирую и загружаю в Иллюстратор. Для отсканированного изображения создаем слой, настраиваем его непрозрачность и блокируем.
Далее создаем новый слой, выставляем линейки и инструментом перо обводим изображение. Редактируем форму там, где нужно, и заливаем черным цветом.
Подробнее о методе такого переноса в векторный вид я рассказал в своем прошлом мастер-классе про создание логотипа.
2 шаг. Далее печатаем наше изображение на лазерном принтере, бумага при этом должна быть гладкой. Поэкспериментируйте с разным цветом бумаги.
3 шаг. Нарежем нашу тонерочувствительную фольгу и накладываем на изображение. Разогреваем утюг, но ни в коем случае его нельзя перекалить, иначе фольга начней морщится и пригорать. Приглаживать утюгом фольгу нужно на ровной твердой поверхности и лучше проложить лист бумаги между фольгой и утюгом.
Вы увидите, как фольга приливает к тонеру, и как только все получится, нужно легким движением сорвать ее с бумаги.
Спешить нельзя, делайте это предельно аккуратно и медленно.
И не волнуйтесь, если с первого раза не получилось, просто нужно наработать определенный навык.
Представьте, сколько таким способом можно задекорировать открыток и приглашений, не обращаясь в типографию. К тому же эту технику можно комбинировать с различными декоративными приемами.
Делитесь своим результатом в комментариях, давайте посмотрим, какие сочетания и идеи придут вам в голову. На возникающие вопросы постараюсь ответить. Удачи, дорогие декораторы и просто интересующиеся люди!
Источник
Золочение в домашних условиях
Золочение в домашних условиях
Технология золочения придает свежий и праздничный вид любому изделию из металла. Обновление можно провести самостоятельно.
Вернуть красоту изделиям можно несколькими способами, для этого выпускается специальное оборудование, продаются подготовительные растворы и электролиты. Золочение в домашних условиях потребует некоторых знаний из области химии, а также большой осторожности, так как используемые составы могут быть опасны.
Различные методики нанесения позолоты
Качество получаемой поверхности во многом зависит от особенностей применяемой технологии. Наибольшее распространение получили следующие:
- Гальванический метод покрытие позолотой.
- Применение специальных химических веществ.
- Механический способ нанесения требуемого вещества.
В каждом случае применяются определенные инструменты и химические реактивы.
При этом некоторые технологии подходят для покрытия цепочек в домашних условиях, другие обработки иных изделий по предназначению.
Химический способ
Химическое золочение серебра или другого сплава представляет собой процесс нанесения хлорида золота на обрабатываемую поверхность. Рекомендации по созданию требуемого реагента следующие:
- Металл нужно расковать на заранее подготовленную фольгу. Все элементы должны быть измельчены до небольших элементов.
- Небольшие кусочки погружаются в смесь подготовленного заранее химического реагента. Раствор создается при сочетании 30 грамм концентрата соляной и 10 грамм азотной кислоты. Стоит учитывать, что с подобными веществами в домашних условиях нужно работать аккуратно.
- На один грамм напыления приходится не менее 10 мл раствора. Именно поэтому следует заранее рассчитать требуемое количество жидкости.
Раствор для золочения
Для смешивания активных реагентов используется фарфоровая посуда. Процесс растворения может длиться в течение трех суток. После предварительной подготовки металла его выпаривают при температуре около 80 °C до появления жидкости. На момент выпаривания следует время от времени помешивать получаемую консистенцию стеклянной палочкой, за счет чего получится однородный состав.
Проводя золочение металла нужно качественно подготовить требуемый состав. Для этого потребуется:
- Вода, очищенная от примесей, при температуре 60 °C.
- Около 15 грамм сиропа хлорной соли золота.
- Более 65 грамм карбоната калия или хлорида натрия. Оба вещества должный пройти качественную очистку.
Покрывать поверхность серебряных или иных изделий следует только после его подготовки. Для этого проводится обезжиривание при применении 20% едким натрием, после чего изделие промывается в 25% растворе соды.
После подготовки поверхности изделие покрывается в ранее подготовленную смесь. Через некоторое время оно становится позолоченным. После извлечения и высыхания поверхности ее промывают и вытирают сухой тканью. Для придания более привлекательного вида позолота полируется шерстяной тканью.
Механические способы золочения
Золотое напыление характеризуется определенными качествами, которые делают изделие более привлекательным и устойчивым к воздействию окружающей среды. Механическое нанесение позолоты проводится крайне редко, так как добиться однородности поверхностного слоя достаточно сложно. К особенностям рассматриваемой технологии можно отнести нижеприведенные моменты:
- При подобном золочении применяется специальная паста. Ее можно приготовить в специализированном магазине или изготовить своими руками. Состав пасты может существенно отличаться, что стоит учитывать.
- Слой, получаемый при применении механического способа золочения в домашних условиях, имеет небольшую толщину. Именно поэтому получаемое покрытие не прослужит на протяжении длительного периода.
- В состав распространенных веществ входит желтая кровяная соль, порошок из мела и винный камень.
- Рекомендуется смешивать пасту с водой для получения однородной кашицы, которое втирается в поверхность при помощи шерстяной ткани.
- Перед золочением в домашних условиях поверхность должна быть обезжирена. Для этого также применяются специальные составы.
- Нанести пасту позолоты следует равномерным слоем, при втирании уделяется внимание тому, чтобы вещество не попадало на отрытые участки кожи.
Нанесение позолоты вручную
Механическая технология достаточно сложна в исполнении. Как правило, она применяется в том случае, если нужно покрыть в домашних условиях только часть изделия. Это связано с тем, что другие технологии покрытия предусматривают полное окунание изделия в специальный раствор.
Золочение методом гальваники
Толстый слой позолоты высокого качества можно получить при применении особой технологии. Она предусматривает погружение заготовки в специальный электролит. Гальваническим методом проводится обработка самых различных заготовок, так как он напоминает распространенные электрохимические процессы.
Стоит учитывать, что в зависимости от типа применяемого раствора поверхность может приобретать самые различные оттенки. Электролит для золочения своими руками в домашних условиях можно изготовить следующим образом:
- На 700 мл очищенной воды добавляется 60 грамм фосфорнокислого натрия.
- При использовании 2,5 грамма хлорного золота для их растворения используется 150 мл воды.
- В 150 мл дистиллированной воды растворяют 10 грамм сернистокислого натрия, а также один грамм цианистого калия.
С подобными реагентами следует работать аккуратно. Гальваника золотом в домашних условиях проводится при нагреве раствора до температуры около 60 °C, для активации химического процесса для истощения электролита устанавливается анод.
На обработку заготовок в подобном растворе уходит около 15 часов. Существенно повысить эффективность процесса помогает ток малой силы. За счет этого на поверхности образуется матовая пленка из золота.
Методы и способы золочения металла
- механический;
- химическое золочение с использованием активных веществ;
- гальваническое золочение.
Для каждого способа используются различные химреактивы и инструмент.
Химический метод
Химическое золочение – это нанесение на подлежащую обработке вещь хлорида золота. Для создания реагента необходимо последовательно выполнить такие действия:
- Металл расковывается на маленькие кусочки.
- Элементы помещаются в заранее сделанную смесь. Реагент изготавливается на основе соединения соляной (30 г) и азотной (10 г) кислот.
- На каждый грамм напыления должно расходоваться порядка 10 мл реагента. Потому необходимо заранее приготовить нужное количество раствора.
С кислотами в быту следует обращаться осторожно, не допуская их контакта с кожей рук и слизистыми оболочками.
Смешивание ингредиентов осуществляется в фарфоровой колбе, растворение при этом может растянуться на трое суток. По завершении подготовки благородного металла он выпаривается при 80 °C до образования жидкого раствора. Для получения гомогенного состава требуемой консистенции в процессе выпаривания раствор нужно периодически взбалтывать стеклянной мешалкой.
Непосредственно для процесса подготавливается:
- отфильтрованная вода, подогретая до 60 °C;
- золотая хлорная соль – 15 г;
- натрия хлорид либо карбонат калия – 65 г.
Предметы обрабатываются после заранее выполненной подготовки. Для удаления жира рекомендуется протирание 20%-м едким натром, затем – промывка в 25%-м содовом растворе.
Предмет помещается в сделанную смесь, и спустя определенное время (в соответствии с родом металла) поверхность превращается в позолоченную. После естественной просушки предмет протирается мягкой сухой тряпицей. Поверхность до появления блеска отполировывается шерстяным лоскутком.
Механические методы золочения
Обработка механическим способом выполняется нечасто, потому как добиться получения однородного поверхностного слоя нелегко. Данная технология отличается такими особенностями:
- Необходимо применение особой пасты, изготавливающейся в специальной лаборатории или самостоятельно. Для различных изделий ингредиенты пасты могут значительно отличаться.
- Нанесенное механическим методом в бытовых условиях покрытие в отличие от гальванического обладает малой толщиной. Потому такие изделия не смогут долго прослужить.
- Наиболее распространены растворы на основе винного камня, желтой соли кровяной.
- Для образования однородного состава кашеобразной формы, втираемого в поверхность изделия шерстяным лоскутом, вещество тщательно перемешивается.
- Перед нанесением позолоты требуется обезжирить поверхность.
- Нанесение пасты выполняется одним слоем с равномерным распределением золотой смеси. При втирании необходимо исключить контакт вещества с кожей рук.
Механическое золочение в отличие от гальванического – процесс сложный, применяемый в бытовых условиях лишь для отдельных частей предметов. Другие способы предусматривают полное погружение подлежащей обработке детали в специальный раствор.
Гальваническое золочение металлов
Необходимо учесть, что состав гальванического раствора влияет на приобретаемый поверхностью оттенок.
На дому электролитический раствор для создания гальванической позолоты изготавливается в такой последовательности:
- в отфильтрованную воду объемом 0,7 л вносится 60 г фосфорнокислого натра;
- для растворения 2,5 г хлорного золота добавляется 0,15 л воды;
- в 150 мл жидкости растворяются 1 г цианида калия и 10 г сернистокислого натрия.
При золочении гальваническим методом с ингредиентами, применяемыми для изготовления смеси, нужно обращаться осторожно, не допуская их пролива, попадания на кожный покров, глаза, слизистые.
Позолота вещей в этих растворах гальваническим методом занимает порядка 15 часов, на поверхности образуется матовая золотая пленка.
Процесс гальванопластики
Температура электролита в процессе гальванического осаждения меди составляет 18-20 0 С и может повышаться до 28 0 С за счет выделения тепла в процессе электролиза.
Начинают процесс при минимальной плотности тока, которую поддерживают до формирования слоя металла на поверхности. Рабочая плотность тока выставляется, только после того, как слой металла закрыл подключенные проводники. Максимальная плотность тока в процессе зависит от толщины проводников, которая в свою очередь зависит от размера будущей композиции и материала формы. В любом случае, чем выше плотность тока, тем интенсивней процесс металлизации.
Особенности процесса лучше разобрать на конкретных примерах использования метода гальванопластики в домашних условиях.
Копирование барельефов, чеканок, медалей, глиняных и пластилиновых изделий
Для снятия копий с подобных предметов используют гипсовые формы. Изготавливается гипсовая форма просто:
- в воде разводят гипс до получения сметанообразной массы;
- поверхность копируемого предмета смазывают раствором парафина в керосине (для легкого демонтажа формы после затвердевания гипса);
- кистью наносят тонкий слой гипса на поверхность изделия (для предотвращения образования пор);
- вокруг формы устанавливают бортик (для предотвращения растекания гипса);
- заливают поверхность изделия гипсом (гипс быстро схватывается, поэтому делают это быстро);
- извлекают форму после высыхания гипса;
- подключают к форме проводники и устанавливаю ее в гальванической ванне (см. Что такое гальванопластика. Подключение форм к источнику тока ).
Металлизация кружев
Металлизация кружевных композиций — это интересный прием гальванопластики, при котором слоем металла покрывают плетенные или вязанные кружева, тюлевые кружева и другие композиции, изготовленные из нитей. Такие изделия могут выполнять роль декорирующих элементов различных художественных композиций, или применяться непосредственно для изготовления таких композиций.
Медь быстро темнеет на воздухе поэтому, как правило, металлизированные медью кружевные композиции дополнительно покрывают тонким слоем драгоценного металла методом гальваники. Гальваническое серебрение или золочение проводится в обычном режиме.
Изготовление металлической кружевной композиции происходит следующим образом:
- кружева растягивают и крепят на рамке из проволоки (изолированной) или дерева;
- пропитывают материал восковой композицией для гальванопластики;
- помещают материал между двумя листами бумаги и проглаживают утюгом для удаления излишков воска;
- наносят электропроводящий слой – мелкодисперсный графит или токопроводящий состав;
- подключают тонкие медные проводники и устанавливают рамку в гальваническую емкость.
- материал, покрытый слоем меди, извлекают из электролита, снимают с рамки и придают необходимую форму или монтируют на декорируемом изделии.
- Наращенный слой меди покрывают слоем серебра (гальваническое серебрение) или оксидируют (см. статью Серебрение в домашних условиях ).
Изготовление металлических листьев или гербариев
Металлизация древесных листьев, не отличается от других приемов гальванопластики за исключением способа получения формы. Отпечаток с листа можно получить на восковой композиции.
Нагретый воск заливают в предварительно изготовленную обечайку, с невысокими бортиками и дают ему остыть до момента, когда поверхность восковой композиции затвердеет, но останется эластичной. Лист кладут на поверхность воска и прижимают стеклом. После чего стекло снимают вместе с листом. На поверхности восковой композиции должен остаться четкий отпечаток листа. Подобным образом делают отпечаток обратной стороны листа.
После полного остывания воска, мягкой кистью аккуратно наносят мелкодисперсный графит, подключают медные проводники, устанавливают грузики и помещают форму в гальваническую емкость.
Дальнейшая работа с металлическим отпечатком листа, это творческий процесс. В результате должен получится металлический лист, повторяющий форму образца и в точности копирующий его поверхность.
Покрытие медью изделий из дерева
Небольшие деревянные элементы декора покрывают слоем металла для придания им вида литых изделий.
Перед тем, как нанести слой токопроводящего вещества (графита) деревянные изделия пропитывают (проваривают) в восковой смеси, парафине, церезине или озокерите. В противном случае, из-за своей гигроскопичности дерево будет впитывать электролит. Затем на изделия наносят графит, подсоединяют проводники, грузы и опускают в электролит. Процесс ничем не отличается от металлизации гипсовых композиций.
Металлизация перьев птиц
Перья птиц погружают в расплавленную восковую композицию, парафин, церезин или озокерит, затем графитируют, прикрепляют тонкий медный провод, подвешивают груз и опускают в электролит.
Металлизация фруктов, растений и цветов
Для покрытия металлом растений и фруктов потребуется предварительно покрыть их тонким слоем серебра. Для этого растения сушат, обрабатывают спиртом или раствором хлорида натрия, бария или кальция. Потом готовят растворы:
- Гидроксид натрия 4 г на 100 мл дистиллированной воды.
- Нитрат серебра 4 г на 100 мл воды.
- Аммиак 7 г на 100 мл воды.
- Сахар 2,5 г на 85 мл воды.
Затем растворы вливают в емкость и погружают в раствор растение. Поверхность покрывается тонким слоем серебра (химическое серебрение). Затем растение или фрукт подвергают гальваническому меднению.
Описанные в статье способы металлизации различных изделий и форм являются примером применения методов гальванопластики в домашних условиях и условиях художественной мастерской. Процессы гальванического меднения подробно описаны в статьях: Гальваника в домашних условиях , Меднение и могут быть применены к изделиям, изготовленным из различных материалов, в том числе из диэлектриков, с нанесенным токопроводным слоем.
Способы удаления позолоты
Есть несколько способов, для того, чтобы снять позолоту с нужного предмета. Важно понимать, что, если мы снимаем ненужный слой с ювелирного украшения, пытаясь привести его в божеский вид, можно сделать это в домашних условиях. Но если необходима качественная обработка, лучше довериться опытному специалисту.
Также важна цель снятия позолоты. Некоторые люди снимают позолоту с радиодеталей, чтобы получить в остатке золото. Этот процесс несложный, но особой прибыли не дает. Золото, полученное таким методом, не подходит для продажи. Его можно использовать лишь для спаивания поврежденных изделий. А для его получения необходимо иметь много деталей и дорогие реактивы.
Профессиональные методы
Опытные специалисты имеют в наличии все необходимые приспособления для проведения электрохимической очистки. Они знают, как снять позолоту с серебра при помощи электролита, в качестве которого выступает 7% раствор цианистого калия и дистиллированная вода. В качестве катода используется медная пластинка.
Для снятия позолоты необходима электролитическая жидкость
Изделие помещается в ванну с электролитической жидкостью, куда вводится медная пластина. Затем подается напряжение в 3,5 вольт, под действием чего происходит химическая реакция. В качестве ванны можно использовать банку, плотно закрытую крышкой. Ее нельзя открывать, иначе можно получить отравление выделяемыми парами сероводорода.
Когда изделие обработано, его вынимают и тщательно промывают. Если на серебряном украшении еще осталась позолота, ее можно снять при помощи щетки. Применяя данный метод, важно не передержать изделие. Если оно будет находиться под длительным воздействием реактивов, его внешний вид может испортиться. Также важно позаботиться о собственном здоровье. Полезно надевать маску на лицо и резиновые перчатки на руки.
Способы снятия позолоты в домашних условиях
Удалить позолоту с серебра можно при помощи химических веществ. Чаще всего для этого используют так называемую «царскую водку». Метод позволяет снять золочение без вреда для основного материала, из которого выполнено изделие. При работе необходимо пользоваться защитными средствами.
Необходимо сделать следующие шаги:
- В первую очередь нужно покрыть защитным слоем те места в изделии, где позолота стерлась и видно серебро. Для этого используют специальное вещество в виде пасты.
- Если в изделии есть элементы из других материалов, их следует разобрать и выбрать только золоченые части.
- Приготовить фарфоровую чашку.
- Сделать «царскую водку». Для этого нужно смешать концентрированные кислоты – азотную и соляную в соотношении 1:3. Готовить ее нужно непосредственно перед использованием, потому что при хранении ее свойства ослабляются.
- Положить изделие в чашку и залить полученным реактивом.
- Нагреть чашку, но не доводить до кипения.
- На поверхности жидкости начнет появляться пятно хлористого серебра, что является сигналом, что процесс пора прервать. В это время нужно вынуть украшение.
- Промыть изделие нашатырем.
- Если осталась позолота, вычистить ее щеткой.
Такой метод можно применять в домашних условиях. Но, чтобы провести качественную очистку от позолоты, нужно иметь опыт работы с такими предметами. Новичок может запросто испортить изделие. Поэтому, если нет уверенности в успешном завершении дела, лучше обратиться к профессионалу.
Приготовление состава для золочения в домашних условиях
Раствор для золочения можно приготовить самостоятельно.
Для этого следует смешать:
- воду (1500 мл);
- хлорное золото (10 г);
- цианистый калий (30 г);
- соль (20 г);
- соду (20 г).
Для получения более тонкого слоя позолоты понадобится:
- вода (2 л);
- хлорное золото (15 г);
- желтая кровяная соль (65 г);
- углекалиевая соль (65 г);
- поваренная соль (65 г).
Все компоненты должны хорошо раствориться, в противном случае слой позолоты будет неоднородным, при этом не поможет даже тщательная полировка. Когда изделие погружено в жидкость, необходимо опустить в емкость палочку из цинка (метод цинкового контакта).
Растворы для золочения
Для нанесения на предмет слоя золота его необходимо растворить. Золото — металл, который обладает химической инертностью, почему и ценится, и именно поэтому сделать это не так-то просто. Растворителем для золота может выступать только царская водка — химическое вещество, представляющее собой смесь азотной и соляной кислот. Соляной кислоты нужно взять три объемных части, а азотной — одну.
Позолоченное кольцо
После того как золото растворится, необходимо жидкость выпарить. Только делать это нужно аккуратно, на открытом воздухе, соблюдая правила осторожности, используя респиратор и перчатки. Газы, которые испаряются при выпаривании, вдыхать категорически нельзя, иначе можно получить ожог слизистой. Необходимо также использовать очки для защиты глаз. После того как выпарится жидкость, останется хлорное золото.
«Сусальным золотом горят . »
Человечество издавна ценило и любило золото. И до сих пор золотой эквивалент — мерило не только мировых валют, но и уровня благосостояния отдельно взятого индивида.
Этот драгоценный металл всегда активно использовался для декорирования — мебели, предметов интерьера, архитектурных элементов. Можно имитировать позолоту, например, с помощью краски с золотистым пигментом. А можно покрыть предмет настоящим золотом.
Золотой интерьер — это просто: используйте современные краски с золотистым пигментом
Одна из особенностей этого материала, принёсшая ему многовековую популярность, — большая пластичность. Это самый ковкий металл: один его грамм можно вытянуть в тончайшую проволоку длиной почти 3,5 км или расплющить в лист площадью в 1 м². Толщина этого золотого листа будет 0,0001 мм, он прозрачен для света, но не пропускает тепло.
Эта особенность лежит в основе техники покрытия поверхностей сусальным золотом — обклеивания тончайшей золотой фольгой. Толщина драгоценного слоя составляет всего около 100 миллимикрон (нанометров), а в результате производится впечатление, что предмет сделан из чистого золота.
Золотая фольга
В декоративных целях сусаль используется очень давно. Наверное, с тех самых пор, как люди поняли, что вожделенного металла на Земле не так уж много, и золотых масок не хватит для всех фараонов, не говоря уж о простых смертных. Первое упоминание о тончайшей золотой фольге учёные относят к эпохе правления Южной и Северной династии в Китае — 1700 лет назад.
Когда стало ясно, что драгоценной миллимикронной фольги тоже недостаточно для удовлетворения всех желающих позолотиться, в ход пошли достижения химии: появилась поталь. Поталь — это тоже тонкая фольга, но уже не из чистого золота, а из сплавов, не содержащих драгоценные металлы, например, меди с алюминием или цинком.
Нанесение позолоты в домашних условиях
Для золочения предметов дома используют химический метод и гальванический. Многие реагенты и реактивы купить свободно нельзя. К ним относится азотная кислота, цианид калия и соляная кислота. Для домашнего золочения нужно обязательно иметь электролитические ванны, а также источник постоянного электричества. Мастер, занимающийся гальваникой, должен иметь теоретические знания, сноровку и опыт. Необходимо проявлять осторожность и терпение, так как это опасный процесс.
Химические методы
На обрабатываемую поверхность наносится хлорид золота. Метод первый. Для приготовления хлорного золота металл расковывают тонким слоем и дробят на очень маленькие куски. Затем смешивают соляную и азотную кислоту, и только потом добавляют к ним золото. Смесь двух кислот часто называют царской водкой. Царская водка готовится так: 10 г концентрированной азотной кислоты смешивают с 30 г соляной. Количество «золотой смеси» готовят в пропорции десять к одному. То есть на один грамм золота идет 10 мл смеси кислот (царской водки).
Для процесса растворения берется глубокая фарфоровая посуда. Время, которое понадобится, разное: и два часа, и трое суток. После полного растворения золота смесь выпаривается с помощью водяной бани при температуре 70–80˚, тщательно перемешивая стеклянной палочкой. В конце выпаривания должна появиться вязкая субстанция золотого цвета.
Для приготовления смеси необходимо взять:
- два литра дистиллированной воды, нагретой до 50–60˚;
- 15 г сиропа хлорной соли золота;
- 65 г соли «Экстра», которая является хорошо очищенным хлоридом натрия;
- 65 г поташа – карбоната калия.
Перед тем как начать покрывать изделие, поверхность обезжиривают при помощи 10–20 % едкого натрия. Если предмет небольшой можно прокипятить его в содовом растворе. Затем поверхность обрабатывают 25 % раствором соляной кислоты и ополаскивают в воде.
Следующий этап – приготовление смеси, в которую входит поташ, хлорное золото, горячая вода и хлорид натрия. В емкость с этим раствором погружают изделие и касаются его палочкой из цинка. Выжидают некоторое количество времени и вытаскивают уже позолоченное изделие на поверхность. Его тщательно промывают в чистой воде, высушивают и доводят до зеркального блеска.
Метод второй. Готовят специальный раствор:
- вода – 25 г;
- соляная кислота и азотная кислота – по 25 г.
В этом составе растворяют 10 г золота. В полученную массу добавляется 300 г карбоната калия (поташа). Далее в котле кипятят 2 л воды и вливают в него приготовленную смесь. Периодически помешивая, «варят» все это в течение двух часов.
Пока смесь готовится, обрабатывается изделие. Его протравливают серной кислотой, а затем азотной. Затем выполняют ряд действий, в частности, обматывают изделие латунной проволокой (сплав меди и цинка), делают смесь из соляной, азотной и серной кислоты и погружают в нее, буквально на короткое мгновение, обрабатываемое изделие. Далее ополаскивают предмет в воде и погружают его в ртуть, а затем опять в воду, потом опускают в уже приготовленную смесь. После всего вытаскивают, обмывают и просушивают. Высушенное изделие необходимо отполировать при помощи материи из шерсти.
Метод натирания пастой
Такой метод отличается от химической и гальванической обработки предмета. Его суть сводиться к изготовлению специальной пасты, которая затем наносится на предмет или деталь. Золотой слой получается тоньше.
Чтобы приготовить 100 г пасты необходимо взять:
- 30 г гексацианоферрата калия (желтая кровяная соль);
- 10 г хлорного золота;
- 5 г кремортартара;
- 55 г мелового порошка.
Смесь нужно разбавить водой до получения кашеобразной массы. Изделие обезжиривается и натирается полученной смесью.
Гальванический метод
Имеется два основных способа. Первый: необходимо приготовить три раствора:
- 60 г фосфата натрия и 700 г чистой воды;
- 2,5 г хлорного золота и 150 г воды;
- 150 г воды, 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия.
Вначале смешиваются первые два раствора. Затем к ним добавляется третий. Температура удерживается в пределах 50-60 градусов. Анод должен быть из платины. Когда электролитная смесь истощается, добавляется хлорид золота.
Второй метод: ванна по Зельми. Берут 1 г карбоната натрия и 1 г гексацианоферрата калия, смешивают с водой (30 г). Полученную смесь нагревают в посуде из фарфора. Дальше необходимо добавить в полученную массу осажденное при помощи нашатырного спирта, золото. Все это кипятится 10–12 минут. Воду постоянно доливают, по мере ее испарения. Затем ток пропускается через полученный раствор. Время обработки 15–16 часов.
Полезные советы
При золочении украшений своими руками пригодятся такие рекомендации.
- Чтобы позолотить железную или стальную поверхность в эфире растворяется сироп хлорида золота. Приготовленную смесь наносят на шерстяную ткань и обрабатывают ей предметы. Эфир должен выветриться, а золото остаться.
- Цинковые, железные, оловянные и стальные предметы предварительно покрываются медью. В этом случает золото ложиться более ровным слоем.
- В домашних условиях процесс позолоты требует специальных условий. Химический метод или натирание более просты и удобны. Покрытие золотом – не очень затратный способ, но он может превратить недорогое изделие в благородное и изысканное украшение.
Метод гальванизации имеет ряд достоинств, среди которых возможность придать предмету богатый и роскошный вид, повысить качество изделия, улучшить его характеристики и свойства. Также данное покрытие поверхности защищает от разрушения и воздействий окружающей среды.
Источник