Бортовой компьютер диагностика своими руками

Диагностика автомобиля: бортовой компьютер или адаптор?

Добрый день всем тем, кто заинтересовался моим мнением по поводу диагностики своего автомобиля и выбора диагностического инструмента и его возможностей.

Итак, первое, что чаще всего волнует простого автолюбителя: как осуществить сброс ошибки, появившейся на приборной панели автомобиля.

Обычно мы, не заморачиваясь, едем в автосервис или к дяде Пете. Спец, подключив что–то к ноутбуку и специализированному компьютеру, сбрасывает ошибку, пространно рассуждая, что там не так, и берёт за это от 500 до 2000 рэ и «отвали моя черешня».

Не буду вдаваться в дебри классификаций ошибок, но скажу, что есть критические – типа всё, труба, сливайте воду, сушите весла, дальше уже не едет, и информационные – типа горит, да хрен с ней, ездит же.

Адаптеры ELM327 или KKL327 стоят от 250 до 400 рублей на «AliExpress», а у нас в магазинах порядка 500 – 900 рублей. Если у вас руки чуток заточены, то можно процесс сброса ошибок делать хоть каждые 15 минут, используя адаптер и средненький смартфон или ноутбук.

Бортовой компьютер, в отличии от адаптера, стоит минимум 2500рублей. Лучше брать за 4000 и выше.

В интернете неплохой ботровик можно купить за 2000р. Не ракламы ради, а чисто из практичных соображений: мне нравится бортовики типа Multitronics VG1031GPL или VG1031GPL UPL. Разница между ними: первый мультитроникс не имеет голосовых функций, а второй будет приятным женским голосом здороваться с вами каждое включение зажигания, будет говорить про гололед, асаго и прочую фигню, на которую вы заточите голосок, за который придется доплатить около 1500. У меня был с голосом, но так как одного женского голоса (жены) мне и так хватало за глаза, то второй мультитроникс я купил уже с противной пищалкой вместо голоса (кстати, на бортовике можно отключить голос и включить пищалку или вообще отключить звук).

Что предпочтительнее, бортовик или адаптер?

Плюсы бортового компьютера:

  1. Законченное устройство, которое показывает очень много полезной информации (найдите в инете описание прибора и убедитесь, что инфы более, чем достаточно, включая построения графиков, оценки качества топлива и многое, многое другое, в том числе и, например, поддержка датчиков парковки, и главное – индикация и сброс ошибок)
  2. Подключен постоянно к разъёму OBD II автомобиля, настроен на родной протокол и не требует никаких дополнительных действий по настройке, всегда в работе и всегда показывает объективные параметры ЭБУ
  3. Подключение доступно даже не очень сведущему специалисту, достаточно соединить два разъёма (остальные провода типа замка зажигания и ДУТ (датчика уровня топлива) можно просто оставить неподключенными)
  4. Сразу при появлении ошибки ЭБУ сообщает вам выбранным способом и может показать код ошибки

Минусы:

  1. Куда–то надо его воткнуть (разместить в авто), в большинстве автомобилей, особенно забугровых, это действительно проблема (смотрите интернет, тут много вариантов и, кстати, есть и более дорогие, но более компактные бортовые компьютеры)
  2. Протокол OBD–II введен Стандарт OBD–2 обязателен: в США с 1996 года в Европе: с 2001 года бензиновые автомобили с 2003 года дизельные автомобили в Японии с 2003 года
  3. OBD–II, как правило, установлен со стороны водителя под рулевой колонкой. Так что если у вас авто выпадает из указанного периода, то могут быть серьезные проблемы с подключением и показаниями прибора, и тут уж надо не простые руки иметь, а как минимум позолоченные
  4. Далеко не все автомобили, на которых установлен 16–контактный диагностический разъем, удовлетворяют требованиям OBDII и поддерживают обмен с диагностическими сканерами по стандартным протоколам

Не важно, кто произвел автомобиль – важно, для какого именно рынка сбыта он сделан.

Стандартом OBD–II предусмотрено считывание ограниченного числа параметров. Число одновременно контролируемых параметров зависит как от возможностей бортового компьютера, так и от скорости обмена информацией с блоком управления двигателем автомобиля (скорость зависит от поддерживаемого протокола).

В рамках стандарта OBD–II существуют пять протоколов диагностики, которые поддерживаются бортовыми компьютерами. Получить точную информацию о возможностях работы бортовых компьютеров на автомобиле по протоколу OBD–II возможно только пробным подключением БК (он же бортовой компьютер, он же бортовик).

Поэту прежде, чем купить, рекомендуется попробовать бортовик в деле.

Если у вас современное авто, которому 1–5 лет, то сто пудов, что подойдет. В паспорте бортового компьютера будет указана поддержка вашего автомобиля.

Подключение к OBD–II

Теперь рассмотрим адаптеры подключения к OBD–II. Их можно разделить с точки зрения простого пользователя.

  1. Как можно проще и дешевле
  2. Хочется посмотреть, а что там внутри ЭБУ автомобиля и попробовать продиагностировать свой автомобиль самому.

Самый дешёвый и бюджетный вариант – это если у вас у же есть смартфон, работающий на андроиде (Пишу про андроид потому, что это самый распространенный вариант. Есть, конечно, программы и на другие платформы.) Покупка EML327 с поддержкой блютух подключения, цену вопроса см выше, как и образ девайса.

Получив с «AliExpress» адаптер – включаете его в OBD разъем, ищете на телефоне устройство, подключаетесь к нему. Пароль будет указан в документе адаптера. Если соединение не удается, то путь ваш лежит великому волшебнику, именуемуму в народе программист. После того, как победили подключение, идете в маркет и качаете программу тестирования типа Torque, «OBD авто доктор» или что–то подобное, их много, в том числе и платных. А дальше запускаете двигатель, запускаете программу, выбираете в меню программы то, что она умеет и что хотите от неё получить и – вуаля! – мини–диагностика машины у вас в руках, в том числе одна из функций – чтение и сброс ошибки ЭБУ.

Читайте также:  Как сделать дренажный пруд своими руками

Советую, если вы пошли таким путём, то не держите постоянно адаптер в разъёме OBD, все таки маде ин Китай, да еще и за 300 рублей. Часты случаи, что адаптер при постоянном включении горит по питанию. Надо – включите, протестируйте, сбросьте ошибки и отключите до следующего раза.

Вариант для особо одаренных: вы покупаете EML – ку с usb – хвостом и диском с программами впридачу. Цена вопроса чуть дороже и головоломнее: адаптер практически по той же цене, но нужен ноутбук, желательно работающий под XP, но и под 7 можно, под 8 и 10 не пробовал. Сами понимаете, подключенный хвост адаптера мешает постоянному его использованию, но зато открывается огромная возможность почти безграничного тестирования автомобиля не только вашего, но еще и вашей жены, тестя, брата, свата и прочих родственников, готовых вам поставить магарыч, а также всех прочих желающих.

Схема примерно такая: закачиваете как можно больше самых разных программ на свой ноутбук (типа ScanMasterEML, EaseOBDII, motorData – это универсальные, но есть и специализированные, только на определенную марку авто – это вам выбирать, как и то, сколько платить – в интернете есть платные программы, и есть халявные ). При заглушенном двигателе и выключенном зажигании подключаете адаптер к автомобилю на вышеуказанную колодку, подключаете usb – хвост адаптера к ноутбуку. Настраиваете подключенный ноутбучный usb – порт на 1, 2 или 3, в зависимости от того, что требует установленная программа, включаете зажигание, запускаете выбранную программу. Подключаетесь к ЭБУ – программа должна увидеть ЭБУ автомобиля, запускаете двигатель и если все успешно, то получаете полный доступ к ЭБУ. Теперь вы можете управлять в пределах возможностей выбранной вами программы автомобилем. Если подключиться не удается – опять же ваш путь лежит к великому волшебнику, именуемому в народе программист.

Почти все программы считывают ошибки ЭБУ и умеют их сбрасывать.

Пара слов об ошибках

Запишите ошибку, найдите ее описание в интернете. Примерно ошибка выглядит так: P0010 «A» Camshaft Posit ion Actuator Circuit (Bank 1). Теперь вам предстоит расшифровать ошибку и принять решение, что делать. Тут вам поможет интернет и прежде всего описание ошибок именного вашего авто.

Сбросьте ошибку – может, это просто случай, хотя такое бывает редко. Серьезная ошибка повторится почти сразу. Тут надо копать документацию на автомобиль (как правило, она на забугровом языке), а уж потом обращаться к специалистам сервисного центра. Примерная общая расшифровка показана на картинке.

Вторая, более сложная часть возможностей адаптера и программ – это диагностика автомобиля.

Диагностика автомобиля

Тут не все так просто, и еще раз хочу оговориться: это моё личное мнение и железное убеждение. Диагностика – это считывание доступных для конкретной используемой вами программы параметров ЭБУ автомобиля. Эти параметры выдаются, как правило, в виде таблицы показателей.

И вопрос: что это вам дает? Как определить, находится ли показатель в пределах нормы? И каким образом дядя Петя (или, что еще печальнее, – сопливый мальчик Вася) определил, что у вашего авто все нормально? Может он помнит наизусть параметры всех автомобилей и допустимые отклонения параметров? Ладно, допускаю, что основной десяток показателей он запомнил и даже допускаю, что запомнил все их возможные отклонения. Но не поверю, что за пару часов, а то и минут вот так, в самопальном гаражике, можно продиагностировать современный автомобиль, а уж автомобиль, выпущенный до OBD эпохи – и подавно. Возможно, на специализированной по этой марке СТО вам выдадут результат, максимально приближенный к реальной обстановке, но не факт. Для того, чтобы оценить продиагностированный параметр, необходимо иметь эталон.

Эталоном может служить новенький автомобиль. Купили авто, обкатали, сняли карту диагностики и положили до лучших времен. Пробежал авто 20 тысяч – прогнали диагностику на том же оборудовании и при тех же условиях, что и первая «эталонная», сравнили показатели, и вот вам действительно картина, по которой уже можно делать примерные выводы. Если делать диагностику через каждые 20 000 км, то уже можно с уверенностью говорить о подлинной диагностике. Но это случай с новым авто и желанием его так долго вести в диагностике.

Если у вас автомобиль не новый, то желательно получить карты диагностики автомобиля с нескольких программ. Убеждаетесь, что параметры не «плавают» в разных программах, потом идете в интернет и качаете полный комплект документации на диагностируемый автомобиль, в котором описан каждый параметр, включая процент допустимых его отклонений. Вот это реальная картина диагностики автомобиля, которая укладывается как минимум в пару дней с учетом поиска и анализа.

Диагностическая карта – это не диагностика, это – считанные показания ЭБУ, а дальше идет сравнение с эталоном. За пару часов вам сделают диагностику только на заводе изготовителе и только специализированный инженер. У вас есть выбор, что и как делать, но, надеюсь, вы получили представление, что не надо делать.

Еще хотелось бы сказать пару слов про прошивки ЭБУ.

Прошивка ЭБУ

Можно, используя адаптеры, перепрошить ЭБУ ( изменить заводские настройки ЭБУ автомобиля на самодельные). Да, у нас много светлых голов, которые могут соорудить прошивку под конкретную модель авто и ЭБУ, они доступны в интернете, и можно достаточно легко это сделать. Но! Прошивка, которая установлена в ЭБУ вашего авто – это, можно сказать, произведение искусств, созданное не одним гениальным инженером за месяц или даже год работы. Над этим работал целый коллектив, выверяя каждый параметр, с каждой новой серией прошивки «вылизывая» все «косяки» начальной прошивки, учитывая очень много разнообразных, порой просто противоречивых требований.

Читайте также:  Гараж бетонные полы своими руками

Если это ваш рабочий автомобиль, который вы используете на повседневку, то лучше не трогайте прошивку ЭБУ, лучше её не сделаете.

А если все таки прошить – ну уж если приспичило попробовать, то хоть сохраните текущую или скачайте с инета близкую к текущей! Помните, иногда ЭБУ после прошивки восстановить дороже, чем купить новый. Но если все–таки решились, то имейте ввиду, что тут чаще всего жертвуют:

  1. Экологией для поднятия мощностных характеристик двигателя
  2. Расходом топлива, как правило, увеличивая его – опять–таки для увеличения мощности двигателя
  3. Мощностными характеристиками двигателя – уменьшая расход топлива
  4. Рядом функций контроля ЭБУ позволяя использовать неисправный или форсированный (что одно и то же) двигатель на полную, игнорируя всё то, что ограничивает эту возможность

Выбор всегда за вами. Инфы в инете более, чем достаточно.

Источник

Как самостоятельно провести диагностику автомобиля с помощью ноутбука

Компьютерная диагностика авто практикуется по всему миру уже около 40 лет. Еще в 1980 году «Дженерал Моторс» установила в свои авто диагностический интерфейс, посредством которого отслеживается состояние всей электроники авто, а также протокол ECM.

Затем в США был разработан универсальный диагностический протокол для всех марок авто, который действует и сегодня, но имеет более усовершенствованную версию – OBD-2. Она применима для машин, выпускаемых в Америке и Канаде, японским аналогом такой системы выступает JOBD, а европейской – EOBD.

Что такое бортовая компьютерная диагностика

Во всех новых авто имеется электронное управление, в котором предусмотрен коммуникационный протокол. Его месторасположение зависит от марки авто, но чаще всего находится в районе рулевой колонки. Этот порт стандартизирован, что дает возможность подключать к нему внешние электронные устройства, чтобы просматривать данные бортового компьютера и делать выводы о его работе.

Диагностика своими руками проводится с помощью специальных устройств, на экранах которых выводятся выявленные коды ошибок. Имеются как общие коды для всех авто, так и индивидуальные для конкретной марки, которые были заложены производителем во время изготовления машины.

Чтобы извлечь информацию с бортового компьютера потребуется использование специального сканера.

Что проверяют при помощи компьютерной диагностики

Главное в этом процессе – с помощью компьютера выявить, в каком автомобильном узле имеются проблемы, и устранить их. Точно установить причину поломки поможет сравнение полученных параметров с заводскими показателями, которые вводятся производителем машины на этапе ее оборудования перед продажей. Если расхождения в заданном диапазоне существенны, то выдается ошибка.

Диагностика дает возможность отследить работу как бензинового, так и дизельного двигателя, а именно:

  • его производительность;
  • скорость на холостом ходу;
  • проверить фазу газораспределения;
  • срабатывание электронного клапана;
  • положение дроссельной заслонки;
  • количество оборотов;
  • синхронизацию зажигания.

Такая диагностика двигателя позволяет настроить и подкорректировать авто в нужный момент, исключив его дорогостоящий ремонт. В особенности это актуально для 16-клапанных двигателей, и хотя в случае с 8-ми клапанными их аналогами ремонтные работы обойдутся дешевле, все же не стоит до этого доводить.

При помощи автодиагностики можно также проверить:

  • состояние машины на момент ее покупки;
  • качественно ли было произведено техобслуживание, и были ли учтены все ошибки;
  • электропитание авто;
  • определить характер неисправности при зажигании кнопки «Чек».

Компьютерная диагностика поможет установить целесообразность проводимых ремонтных работ и вычислить их периодичность, что будет существенно экономить средства, которые можно потратить на тюнинг авто. Самостоятельная диагностика автомобиля потребует иметь при себе все необходимые устройства и установить на них нужное программное обеспечение.

Когда необходима диагностика

Без нее не обойтись, если сталкиваешься с такими ситуациями:

  • мотор «троит»;
  • автомобиль глохнет практически сразу после того, как будет заведен;
  • машина сложно набирает скорость;
  • предстоит техническое обслуживание личного транспорта;
  • автомобиль не заводится;
  • ранее были установлены или заменены его запчасти;
  • после покупки нового или б/у автомобиля;
  • на приборной панели постоянно горит знак неисправности двигателя «Чек».

Важно: для новых авто желательно произвести диагностику как можно раньше, чтобы проверить всю электронику.

Что потребуется для диагностирования ЭБУ при помощи ноутбука

Правильность проверки авто таким способом зависит от подготовительных работ и наличия всей требуемой аппаратуры. Для тестирования машин сейчас предлагается множество приборов. Автолюбителю рекомендуется заранее установить диагностический разъем (стоит внимательно просмотреть места около руля – где он обычно находится), а затем закупить нужную аппаратуру.

Основными приборами являются:

  • Ноутбук или смартфон. Телефон удобен для проверки автомобиля своими руками в походных условиях, если он вдруг заглох посреди дороги, а до конечного пункта путь неблизкий. Ноутбук, так же как и стационарный компьютер позволит провести более серьезную диагностику. Впоследствии под него можно будет установить профессиональный диагностический софт. Допускается использовать самый обычный ноут со стандартным разъемом RS-232, предназначенным для дата-кабеля, также в нем должен быть установлен хотя бы один из блоков беспроводного доступа. Лучше если это будет Bluetooth, и хотя он не такой быстрый, как тот же Wi-Fi, но большинство адаптеров (сканеров) работают именно на нем. В случае применения стационарного компьютера проверить машину в дороге не получится, зато такое устройство более мощное. Если он старый и в нем не предусмотрен Bluetooth разъем, то создавшееся положение могут спасти переходники или беспроводные модули.
  • Сканер. Подключается к диагностическому разъему, необходимо будет выбирать его конкретно под свою марку авто. Некоторые производители адаптеров создают такое устройство, которое можно подключить к большинству моделей импортных и отечественных авто. Совместно с адаптером должен поставляться шнур, который будет подключаться к ПК. В сканере имеются блоки разъемов, чип-схема, управляющая и сигнальная панель. Он служит передаточным звеном между бортовым компьютером и ноутбуком, на котором полученные сведения обрабатываются в читабельный вид.
  • Программное обеспечение. Его можно скачать прямо с интернета, где имеется множество программ. Они могут быть как универсальными, так и для определенной модели. Желательно все же выбирать программу для определенной марки, она будет «заточена» под определенную модель.
Читайте также:  Декор елочного шарика своими руками

Виды адаптеров для OBD2

Они могут быть профессиональными, дилерскими и любительскими. Имеются универсальные варианты, а также предназначенные для определенной модели. Лучшим вариантом являются мультимарочные сканеры, которые могут работать с разными автомобилями.

  • Дилерские. Это дорогостоящие сканеры, которые предлагаются в автоцентрах, к ним относятся профессиональные устройства, созданные под конкретную марку машины. Они могут использоваться даже для грузовых авто.
  • Мультимарочные. Они многофункциональные, могут использоваться для многих моделей. Применяются они в автосервисах, а также их могут использовать продвинутые пользователи, которые разбираются не только в машинах, но и в программном обеспечении. С помощью таких адаптеров можно обнаружить неисправности DTC, они смогут точно установить местоположение неисправного узла или запчасти. Мультимарочные адаптеры могут подключаться к ПК и смартфонам, у большинства из них имеется дисплей для удобства пользования.
  • Любительские модели могут контролировать датчики и распознавать основные коды неисправностей. Такими автосканерами преимущественно пользуются начинающие автолюбители. С помощью них можно выявить обрыв цепи или выход из строя датчика, после замены которого электроника работает в обычном режиме. В силах любительских датчиков удалять выявленную ошибку при загорании кнопки «Check Engine». Устройства этой группы идут на микросхеме ELM327. Ее взаимосвязь с электроникой авто поддерживается с помощью АТ – команд, обмен сообщениями в них организован по протоколу RS-232. Соединение с компьютером может быть по Bluetooth, USB или Wi-Fi, осуществляется по протоколу UART.

Сканеры не только считывают ошибки, они также удаляют их, помогают просмотреть все данные с бортового ПК. Переходники и коннекторы к ним подбираются под определенную марку авто.

Какие адаптеры предлагаются на рынке сейчас

Чаще всего для диагностики авто через ноутбук своими руками применяются модели сканеров на основании чипа ELM 327. Отличной покупкой могут быть их беспроводные вариации.

Среди любительских адаптеров выделяют «Scan Tool Pro», производитель наделил его расширенными функциями, кроме стандартных функций, они могут считывать и перезапускать систему тормозов, а также подушек безопасности. С их помощью можно сканировать рабочие характеристики самого авто и его датчиков. После выявления ошибок, устройство самостоятельно обновляется, но уже с внесенными поправками, примечательно, что все это оно может выполнять даже при движении авто. Scan Tool Pro может точно определить VIN автомобиля, КПП или двигателя.

Среди мультимарочных моделей, помогающих проводить диагностику своими руками, заслуживает особого внимания «Smart Scan Tool», в нем установлена чип-схема ELM323/327. В его силах диагностировать все современные машины, возраст которых не превышает 20-летнего возраста. С помощью него можно проводить диагностику со всех установленных датчиков в реальном времени, а потом по полученным данным настраивать авто под себя. Кроме того, доверить диагностику можно китайскому устройству Delphi DS150 и Autocom CDP.

К портативным сканерам относится Launch Creader V – компактное и удобное средство диагностики. Отличным профессиональным устройством выступает Autel MaxiSYS, в нем установлен русскоязычный интерфейс.

К дилерским устройствам относятся изобретения компании BOSCH – профессиональное устройство, а также Bluetooth Newest MB Star C4 Scanner Tool – разработанное специально для Мерседесов.

Распиновка разъема OBD-2 и аналогов

Программы для диагностики авто с помощью ноутбука

При покупке адаптера ПО поставляется вместе с ним. Если же приложение для проведения самостоятельной диагностики автомобиля отсутствует или по каким-то причинам не устраивает владельца авто, то он может самостоятельно скачать понравившуюся программу с интернета.

Основным функционалом программы выступает:

  • расшифровка получаемых кодов ошибок;
  • определение и выведение на монитор ноута основных условий работы систем авто;
  • определение и расшифровка статуса выявленных отклонений;
  • устранение причин появления ошибок и стирание их из памяти системы;
  • ведение отчетной документации по выявленным неисправностям и проводимому техобслуживанию.

Среди популярных программ можно выделить:

  • Мотор-Тестер – профессиональная программка, предназначенная для диагностики отечественных авто, таких как УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и похожих;
  • Uniscan – универсальная версия софта, применяемая для мониторинга отклонений электронной системы многих иностранных авто, год выпуска которых не превышает 17 лет.
  • KWR-D – программа надежна и оснащена многими полезными регулировками. С ее помощью можно проконтролировать важные параметры транспортного средства, а также проверить различные механизмы, такие как катушки, форсунки и другие.
  • Vagcom – программное обеспечение для машин группы VAG, отлично справляется с неисправностями на Фольксвагене, Ауди, Шкоде, Сеат и других.

Самые частые коды ошибок

Они состоят из 5 символов. Для каждой марки авто они свои, самые распространенные из них связаны с повреждениями электроцепи, нарушениями в выведении выхлопных газов, с выходом из строя самих датчиков, с проблемами с напряжением в бортовой сети или с набором скорости машины.

Если ранее авто ремонтировали «на авось», полагаясь только на мастерство автослесаря СТО и нехарактерный звук машины, то сейчас практически любой автолюбитель при желании и необходимом оборудовании может сам провести диагностику своего авто, выявить неисправность автомобиля своими руками и устранить ее. Также можно доверить это профессионалам.

Подробные видео инструкции помогут правильно провести диагностику автомобиля.

Источник

Оцените статью