- Как подключить и настроить бортовой компьютер ВАЗ-2115
- Общие принципы подключения компьютера
- Пошаговая установка компьютера на ВАЗ-2115
- Какими возможностями должен обладать бортовой компьютер
- Аварийный сигнализатор – практично или нет
- Установка бортового компьютера – формат Сигма
- Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином – схемы, видео
- Бортовой компьютер на ВАЗ Калина — схема и необходимые компоненты
- Питание схемы бортового компьютера на ВАЗ
- Бортовой компьютер на ВАЗ — инструкция по прошивке
- Сборка и подключение бортового компьютера на ВАЗ Калину своими руками
- Бортовой компьютер на ВАЗ 2115 с тачскрином
Как подключить и настроить бортовой компьютер ВАЗ-2115
Приборная панель ВАЗ-2115 обладает заранее предусмотренным местом для последующей установки бортового компьютера. В таком случае, если вам необходимо поставить контролирующее устройство в автомобиль, тогда незачем изменять конструкцию торпеды, а достаточно использовать штатное гнездо.
Бортовой компьютер дает исчерпывающую информацию водителю о следующих показателях:
- Режим движения ТС.
- Расход бензина.
- Состояние электрической сети автомобиля и так далее.
Помимо информационных возможностей, такое устройство способно диагностировать состояние системы управления ДВС. Отдельные разновидности бортовиков можно ставить на машины с карбюраторами. Однако чтобы все работало, понадобится дополнительная установка ряда датчиков.
В модификации ВАЗ-2113 устанавливается компьютер, который взаимодействует с контроллером системы управления ДВС. Его задачей является обработка всей входящей информации и выведение основных показателей на экран в понятном для восприятия виде.
В автомобильных магазинах сегодня реализуется большое разнообразие подобных устройств, которые отличаются по своим функциональным возможностям и месту расположения в машине.
Все функции рассматриваемого устройства разделяются на две части:
Для включения необходимого режима работы служат семь кнопок на панели устройства:
- Нажатие этой кнопки сообщает компьютеру, что поездка началась. Этим же элементом происходит сброс накопленной информации в памяти.
- + и – предназначены для регулирования значений всевозможных характеристик, когда устройство находится в режиме настройки, а также для изучения информации о состоянии конкретных узлов автомобиля.
- Помимо отображающих функций, бортовой компьютер может подавать звуковые сигналы, когда фактические значения параметров выходят за предельно допустимые нормы. Это своего рода аварийная сигнализация.
Это далеко не все функции рассматриваемого устройства, а лишь основные возможности. Далее мы рассмотрим процесс установки компьютера в машину.
Общие принципы подключения компьютера
В основном бортовой компьютер – это недорогое устройство, но достаточно полезное. Об этом мы уже упоминали. Сейчас мы рассмотрим процесс установки БК в машину.
Если вы еще не покупали устройство, а думаете, что выбрать, обратите внимание на компанию Multitronics и Штат. Мы рассмотрим процесс подключения на примере Multitronics X140. Отметим, что в продаже сейчас есть аналогичная модификация, которая оснащается цветным дисплеем.
Покупайте бортовой компьютер в интернет-магазинах. На авторынках стоимость подобной продукции нередко сильно завышается.
К любому бортовому компьютеру нужно подвести следующие провода:
- Питание +12 В.
- Питание при включении зажигания для запуска компьютера.
- Питание, которое появляется при включении габаритных огней. От этого дисплей БК будет гаснуть в темное время суток.
- Масса.
- Сигнал от датчика уровня топлива. Некоторые модификации устройств позволяют не подключать этот провод. Multitronics Х140 вычисляет остаток бензина на основании мгновенного расхода.
- Подключить диагностическую линию от контроллера K-Line.
Для первых четырех пунктов используется 4-контактная колодка, специально предназначенная для подключения БК. Соответственно, достаточно подключить ее с переходниками, которые идут в комплектации с компьютером. Если такой возможности нет, тогда первый пункт подключается от прикуривателя, второй – от замка зажигания, 3 – с лампы подсветки прикуривателя. Масса подключается от корпуса того же прикуривателя.
Очень важно перед любыми действиями с электрической проводкой нужно сбросить минусовую клемму на АКБ. Этим вы обезопасите себя и автомобиль от коротких замыканий и прочих неприятностей. Сигнал датчика остатка топлива берется с указателя уровня бензина. Его расположение можно узнать в соответствии со схемой проводки машины.
Диагностическая линия (K-Line) подключается к колодке ЕВРО-3 в седьмое гнездо.
Если в комплекте с компьютером идет датчик температуры за бортом – он вам не понадобится, так как на ВАЗ-2115 он идет с завода. Комплектный измеритель можно использовать внутри салона, чтобы знать температуру в самой машине.
Пошаговая установка компьютера на ВАЗ-2115
Устройство будет считывать информацию с ЭБУ двигателя.
- Изначально обесточьте бортовую сеть автомобиля – снимите клеммы с АКБ.
- В автомобиле уже предусмотрено место для монтажа БК. Вся необходимая проводка уже подведена в это место.
- Сняв заглушку, вы увидите жгут проводов и штекер – подключите все в соответствующие гнезда на компьютере и закрепите панель.
- На этом процесс подключения можно считать завершенным.
Правильность работы устройства рекомендуется проверять еще на этапе покупки БК. Все диагностические процессы продавец должен сделать бесплатно – это его обязанность, продать вам качественный товар.
Какими возможностями должен обладать бортовой компьютер
В следующем списке мы приводим наиболее важные функции, которые должны быть в каждом БК:
- Остаток топлива в баке.
- Напряжение в аккумуляторе.
- Время.
- Температура антифриза.
- Температура за бортом.
Дополнительно возможно наличие следующих опций:
- Средний расход бензина на 100 километров.
- Качество масла в моторе.
- Изношенность свечей зажигания.
Диагностический компьютер Multitronics Х140, помимо вышеперечисленных возможностей, обладает голосовым сопровождением. Такая функция вовремя предупреждает водителя о различных изменениях в автомобиле. Например, при исчерпании топлива система мгновенно оповещает об этом, если в баке осталось меньше 5 литров бензина. В холодное время компьютер напоминает о том, что на дороге возможен гололед.
Согласно отзывам опытных водителей, некоторых сильно раздражает подсветка дисплея при поездках вечером/ночью. Но спустя некоторое время использования все привыкают к этому устройству, и ездить без него становится уже не так удобно.
Диагностические возможности Multitronics x140:
- Расход бензина во время движения и стоянки.
- Температура антифриза. Этот показатель позволяет контролировать исправную работу температурного датчика. По нему же определяется процесс прогрева ДВС.
- Напряжение электрической сети автомобиля в вольтах. Благодаря этому параметру можно вовремя отследить различные неисправности генератора, проскальзывания ремня и другие поломки в бортовой системе.
- Тахометр отображает частоту вращения коленвала, когда мотор работает на холостых оборотах. Если отклонения значительны, это говорит о том, что присутствуют неисправности в топливной системе автомобиля.
- Положение заслонки дросселя. По этой характеристике можно отслеживать исправность датчика (ДПДЗ). Помимо этого, водитель знает о глубине хода педали газа. Кода мотор выключен, но зажигание включено, при нажатии на педаль показатели должны плавно изменяться от 0 до 100 процентов.
- Скорость. Дублирует традиционный спидометр, но здесь показания точнее.
- Неисправности системы впрыска.
Таким образом, рассматриваемый бортовой компьютер получает все диагностические коды поломок и интерпретирует их на свой дисплей в понятном для водителя виде. БК позволяет сбрасывать накопленную информацию.
Аварийный сигнализатор – практично или нет
Аварийное оповещение в современных компьютерах для автомобилей играют достаточно важную роль. В частности, водитель может быть оперативно оповещен о следующем:
- Перегрев мотора, когда температура превышает показатель в 115 градусов.
- Перепады в электрической сети автомобиля. Сигнал появляется, когда напряжение падает или превышает допустимые нормы.
- Превышение скорости по предварительно установленному пороговому значению.
Также бортовые компьютеры информируют водителя о необходимости прохождения ТО. В процессе настройки компьютера указываются показатели, при которых нужно заменить масло, воздушный фильтр и так далее.
Установка бортового компьютера – формат Сигма
Монтаж рассматриваемого устройства на ВАЗ-2115 также достаточно прост:
- Сбросьте клеммы с АКБ.
- Демонтируйте посадочную заглушку.
- Проводом «К-линия» соедините клемму «М» разъема диагностики и резервный вывод разъема компьютера.
- Далее подключите колодки БК к штатному разъему маршрутного компьютера.
- Подсоедините массу к АКБ.
- Подключите датчик температуры.
Для проверки правильности установки при включении зажигания на дисплее БК отобразятся поточные параметры. Если этого нет, удостоверьтесь, что у вас есть иммобилайзер. При его отсутствии нужно сделать перемычку между 9 и 18 клеммой разъема.
Подводя итог статьи, отметим, что бортовой компьютер на ВАЗ-2115 – это отличный помощник, который выдает водителю большое количество информации о состоянии главных узлов автомобиля. Штатные индикаторные панели, к сожалению, не могут похвастаться схожим функционалом. В таком случае отлично помогает дополнительное оборудование.
Если вы купили бортовой компьютер, но никогда не имели опыта работы с автомобильной электрикой, то установку и настройку БК лучше доверить профессионалам – это сэкономит вам время и деньги.
Примите во внимание тот факт, что каждый производитель качественного устройства комплектует товар всей необходимой документацией, как по установке, так и по настройке. В процессе выполнения работ рекомендуется в первую очередь смотреть инструкцию. В статье приведены лишь общие рекомендации и краткий обзор установки двух БК на ВАЗ-2115.
Источник
Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином – схемы, видео
Цены на подобные устройства, мягко говоря, не очень радуют. Самый простой компьютер-кнопка для отображения каких-никаких кодов категорически не устраивает ввиду его убогости. Стоимость таких около 600–700 руб. Ну а что-то посерьёзней, с дисплеем, уже порядка 1800–2000 руб. Ну и самые дорогие модели приблизительно по 5000 руб. Поэтому было принято решение собрать бортовой компьютер, который отображал бы параметры в режиме реального времени, текущие ошибки и возможность их сбросить. Также интересен был замер времени разгона от 0 до 100 км/ч.
Итак, обмен информацией между Электронным Блоком Управления (ЭБУ) и Бортовым Компьютером (БК) происходит при помощи интерфейса K-Line. При этом используются различные протоколы. Вот с этим то как раз и возникает первая трудность. Где взять описание протокола? Его придётся поискать в Сети.
Многие конечно задаются вопросом, зачем вообще используется какой-то там адаптер для подключения к машине. Отвечаем: адаптер представляет собой преобразователь уровней. В стандартном COM порте (он же интерфейс RS-232) логическая единица это -12 вольт, логический 0 — это +12 вольт. В K-линии логическая единица — это +12 вольт, а логический ноль — это 0 вольт. То есть размах сигнала 0–12 вольт против -12…+12 у RS232. К тому же разница не только в уровнях, RS-232 имеет 2 сигнальные линии RxD и TxD, а K-Line — одну двунаправленную. Итак:
Бортовой компьютер на ВАЗ Калина — схема и необходимые компоненты
Необходимые детали для сборки:
- Компаратор — LM293.
- Микроконтроллер AVR 8-бит — ATmega8.
- Дисплей от сотового телефона Siemens S65.
- Биполярный транзистор (T1) — BC817.
- Кварцевый резонатор (Cr1) — 16 МГц.
- 2 конденсатора (C7, C6) — 2х22 пФ.
- 10 резисторов — R2, R5-R7, R9-R11 (10 кОм); R3, R12 (2 кОм); R4, R8 (3.9 кОм).
Питание схемы бортового компьютера на ВАЗ
Здесь всё просто. LM317 формирует стабилизированный ток 20 мА для светодиодов подсветки дисплея. LM7805 стабилизирует напряжение для питания микроконтроллера. Защитный диод 1N6281 рассчитанный на 27 вольт спасет от возможных всплесков напряжения.
При отладке можно использовать +12 вольт с 16-го пина колодки OBD2. А при постоянной работе напряжение на БК должно подаваться при каждом включении зажигания. То есть необходимо протянуть провод от замка зажигания к БК.
Тут есть маленькая тонкость. Чтобы продлить срок службы дисплея, необходимо перед отключением питания отправить в дисплей определённую последовательность команд. Транзистор на схеме в нормальном режиме работы придавливает вывод контроллера к нулю. Вывод настроен как вход с подтяжкой. Как только напряжение пропадет, на выводе появится логическая единица.
Энергии накопленной конденсатором 470 мкФ хватит на то, чтобы микроконтроллер успел отправить команду выключения в дисплей. Диод 1N5818 не дает разряжаться конденсатору в «сеть», а также защищает от переплюсовки при подключении питания.
- Смотрите также, как сделать прибор для промывки форсунок
Список необходимых радиоэлементов:
- 2 линейных регулятора (VR1, VR2) — LM317 и UA7805 соответственно.
- Диод — 1N6281.
- Диод Шоттки — 1N5818.
- Резистор (R1) — 62 Ом.
- 2 электролитических конденсатора (C1, C2) 470 мкФ и 10 мкФ.
- 3 конденсатора (C3-C5) — 0.1 мкФ.
- Катушка индуктивности (L1) — 100 мкГн.
Бортовой компьютер на ВАЗ — инструкция по прошивке
Прошивка для микроконтроллера написана в среде CodeVisionAVR 2.05 на языке Cи.
Описание протокола есть в приложенных к статье материалах. Кратко пробежимся по основным моментам. Чтобы начать диагностику, надо отправить в ЭБУ запрос startCommunication.
В ответе C1 означает, что ЭБУ готов с нами работать (на связи).
После этого мы можем запросить у него параметры, отправив запрос:
ЭБУ автомобиля отвечает, например:
61 — Положительный ответ readDataByLocalIdentifier
01 — afterSalesServiceRecordLocalIdentifier
.
11-й байт — Температура охлаждающей жидкости
.
У нас это значение 47. Берем Windows калькулятор. Переводим 47 hex в dec. Получаем 71. Дальше 71-40=31°C. На момент снятия данных машина постояла на улице. До конца не остыла.
- Схема устройства для проверки свечей зажигания автомобиля
И так далее со всеми остальными параметрами.
P0443 — всё верно, 2 ошибки есть сейчас.
P1426
Самое крутое, сброс ошибок clearDiagnosticInformation:
83 10 f1 14 00 00 98
Запрос значений АЦП:
82 10 F1 21 03 A7
Из АЦП взято напряжение на датчике кислорода и на датчике массового расхода. Хотя необходимость этого пункта под сомнением. Можно вообще убрать. Всё остальное есть в описании.
Сборка и подключение бортового компьютера на ВАЗ Калину своими руками
Плата разведена на одностороннем фольгированном текстолите. Дисплей приклеен при помощи клея «Секунда». Защитное стекло для дисплея можно сделать из коробки от компакт-диска.
- На самоклеящейся бумаге печатаем лицевую часть (черную), клеим на пластик, совмещаем, клеим к плате.
Чтобы под стекло не набивалась пыль, смазываем обычным герметиком. Дорабатываем напильником посадочное место в ящике для мелочей и просто вставляем туда БК.
На плате имеется место для памяти 24LC512. Но она не использовалась (не хватило flash памяти МК на реализацию). Фьюзы МК выставлены на работу от внешнего кварца.
По себестоимости получилось порядка 450 рублей.
Зимой очень удобно следить за температурой двигателя при прогреве. А не ждать, когда же стрелка от отметки 50 градусов «оторвется».
Бортовой компьютер на ВАЗ 2115 с тачскрином
Этот БК изготовлен под панель ВАЗ 2115, но подходит и для Калины. Элементная база остается та же. Только добавляется тачскрин от телефона Sony-Ericsson G900. Цена тачскрина 35 рублей. Ну и естественно меняется прошивка.
- Интересные самоделки для гаража своими руками
Вводить алгоритм калибровки по 4-м точкам довольно сложно и в нашем случае не нужно. Просто записываем значения АЦП по 2-м точкам, сопоставляем координаты и через уравнение прямой по 2-м точкам находим промежуточные значения нажатия. У нас получилось:
Схема бортового компьютера для ВАЗ 2115:
Печатная плата претерпела существенные изменения. Теперь используется микроконтроллер ATMega16A.
При помощи ножа, напильника и шпатлевки по пластику тачскрин монтируем в панель, которую потом обтягиваем карбоновой пленкой.
По началу использовался стилус, но потом оказалось, что проще «тыкать» пальцем в экран. Он конечно залапывается, но не более чем на телефонах с сенсорным экраном.
Источник